Метро курская выход 1 это какая ветка метро
Перейти к содержимому

Метро курская выход 1 это какая ветка метро

  • автор:

Подземный дворец коммунизма: Станция «Курская Кольцевая»

Всем известно и всем понятно, кто хочет знать и понимать, что всемирная роскошь советского и особенно сталинского метрополитена в Москве — потому так роскошна, что стремилась построить под землёй дворец коммунизма: архитектура, интерьер, пространства, скоростной транспорт, эскалаторы — синтез науки, техники и искусств.

Николай Иванов
Станция метро «Курская Кольцевая»

Начинаем разглядывать интерьеры этого дворца — станция за станцией. Бросается в глаза тоже известное, но может быть — не всем: коммунистический идеал стоит на плечах классической, олимпийской античности, Древней Греции больше, чем Древнего Рима. Молодые, здоровые, сильные, умные, — вот его человеческий состав. Но в метрополитене он не ходит военным строем, а добивается своих, хоть и принадлежащих всего советскому народу и всей советской стране, личных рекордов — только личным усилием, личным подвигом, самоотверженным индивидуализмом.

Во что это стало превращаться уже в 1950—1980-е годы, во что это часто превращается теперь — умолчим. Хорошо, что теперь в Московском метрополитене есть новые художественные образцы: городские, литературные, даже интимные и светлые.

Ясно одно: бетонные казармы западных метрополитенов — не наш путь. И не должен быть нашим.

Николай Иванов
Станция метро «Курская Кольцевая»

Станция Кольцевой линии Московского метрополитена «Курская Кольцевая».

Открыта 1 января 1950 года. Названа по находящемуся поблизости Курскому вокзалу.

Архитекторы: Г. Захаров и З. Чернышева.

Николай Иванов
Станция метро «Курская Кольцевая»
Николай Иванов
Памятная решетка. Станция метро «Курская Кольцевая»

Конструкция колонная трехсводная глубокого заложения (40 м). В центральной части станции колонны заменены пилонами. Пилоны и колонны дорического ордера покрыты светлым мрамором «коелга». Покрытие пола — красный и серый гранит, уложенный в виде крупных геометрических узоров. В основании свода — бронзовый с орнаментом. На путевой стене — памятная решетка.

Николай Иванов

Столп покрыт лепниной, сочетающей ампирные фигуры своеобразных пенатов – хранителей домашнего очага ‑ и небольшие медальоны с изображением советского быта. Станция метро «Курская Кольцевая»

Николай Иванов

Лепнина, сочетающая ампирные фигуры, своеобразных пенатов – хранителей домашнего очага ‑ и небольшие медальоны с изображением советского быта. Станция метро «Курская Кольцевая»

Николай Иванов
Дорические колонны. Станция метро «Курская Кольцевая»

Центром ансамбля пересадочного узла является круглый зал. Потолок зала опирается на мощный столп. Основание столпа заглублено в пол и окружено гранитным бортиком. Столп покрыт лепниной, сочетающей ампирные фигуры, своеобразных пенатов — хранителей домашнего очага ‑ и небольшие медальоны с изображением советского быта. Потолок опирается также по краю на ряд колонн. Колонны круглые каннелированые облицованы красным мрамором, квадратные облицованы светло-кремовым. Стены зала облицованы розовым и желтым мрамором «газган». К круглому залу через переход примыкает кассовый зал. Вестибюль станции имеет много схожего с храмом. Его потолок — сложный восьмигранный ребристый купол, поддерживаемый портиком с дорическими колоннами.

Станция «Курская» Арбатско-Покровской линии

Продолжим тему метро, а то давно у меня не было фотографий из нашей подземки. Сегодня у нас небольшой рассказ про станцию «Курская» Арбатско-Покровской линии.

Курская была открыта 13 марта 1938 года как вторая очередь строительства в составе всего лишь двух станций: «Курская» и «Площадь Революции». Но это позволило убрать вилочное движение по Сокольнической линии, где поезда следовали от станции «Сокольники» до станции «Охотный ряд», а далее разделялись. Один состав далее ехал до станции «Парк Культуры», а второй до станции «Киевская» (Сейчас это станция «Киевская» Филевской линии). Таким образом Московский метрополитен наконец-то получил две линии. Поезда стали следовать по новым тоннелям от станции «Александровский сад» до станции «Площадь Революции».

1. Поздняя ночь. Заходим через вестибюль, который встроен в первый этаж жилого дома на площади Курского вокзала. В свое время наличие этого вестибюля стало для меня открытием, так как я привык выходить через общий вестибюль с кольцевой станцией. Одно из немногих мест в московском метро, где сохранилась надпись «НЕТ ВЫХОДА».

2. Старые станции и вестибюли богаты на артефакты того времени. Например аутентичная надпись «К КАССАМ И ПОЕЗДАМ».

3. Небольшой эскалатор, по которому вы можете кататься совершенно бесплатно, так как турникеты находятся дальше. Из-за особенностей расположения станции под площадью, переход к выходу получился немного замысловатым. Здесь еще, наверно, сказывается и опыт проектирования станций первой очереди, где все вестибюли были извилистыми коридорами отделены от станций.

4. Промежуточный вестибюль с турникетами.

5. Аванзал перед эскалатором. Вправо проход к общему вестибюлю с кольцевой станцией. Ниша прямо вызывает вопрос, а не задел ли это на еще один выход? А вот все торговые палатки надо вывезти из метро и сжечь!

6. Знаменитый зал с колонной миллионов встреч и свиданий.

7. Аванзал перед эскалатором на радиальную станцию.

8. И его потолок. Посмотрите какая красота! Хоть иногда, находясь в метро, смотрите по сторонам.

9. Как и на всех станциях построенных до войны на Курской не было гермозатвора. Он был установлен позже. Ради этого пришлось пожертвовать одним проходом между пилонами.

10. А раньше станция начиналась вот здесь. А сейчас это предбанник перед гермоворотами. Интересно, в полукруглых нишах что-нибудь было?

11. Проект станции «Курская» и «Площадь революции» положил начало целой серии типовых трехсводчатых станций пилонного типа с диаметром всех тоннелей 9,5 метров. Только потом, в целях экономии, диаметр боковых залов уменьшили до 8,5. Эти станции известны еще как «Сталинская пилонная».

12. Пока есть возможность, снимаю станцию с поездами. Но уже скоро пройдут последние поезда, снимут напряжение на контактном рельсе и можно будет пройти в тоннель. А вот там очень и очень интересно. Но, про тоннели вокруг станции, в следующем посте. 🙂

13. Глубина станции всего лишь 30 метров. Тогда предпочитали делать станции ближе к поверхности, хотя строить часто приходилось в тяжелейших геологических условиях. Не знаю, что конкретно было тут, но на станции «Площади Революции» станционные залы проходили с заморозкой сводчатой части, так как построена она границе известняка и водонасыщенных грунтов. Могу допустить, что здесь было не проще.

14. Переход на Кольцевую лини. Интересно, в каком виде (и был ли вообще) здесь был сделан задел при строительстве станции.

15. Логично предположить, что лестницу и ходки под путями могли построить еще в 30-е года. Но подтвердить или опровергнуть я это никак не могу. А гермоворота здесь, скорее всего, тоже поставили позднее.

17. И вездесущий гофр-ангар для поломоечной машины. Ну и вопрос, что было в нише?

18. Но станция мне еще с детства запомнилась этим приводом автостопа со светофором на платформе. Кажется, это единственное такое место в Московском метро.

19. Эту конструкцию пришлось городить из-за того, что сразу после портала встроили гермоворота и разместить автостоп и светофор было больше некуда.

20. Во время Великой Отечественной войны станция «Курская» служила бомбоубежищем, как и другие станции московского метро. На станции был размещён филиал Государственной публичной исторической библиотеки.

21. В одной из книг читал, что кессоны потолка делали на поверхности и очень много хлопот было опустить их на станцию, не повредив. Увы, не всегда это удавалось.

22. На станции уже заменены все эскалаторы.

23. К сожалению, узнать в каком году был смонтирован гермозатвор, не удалось. Дверцы по бокам — небольшие гермухи для прохода на улицу.

24. Последние поезда уже прошли и теперь из депо Измайлово поехали мотовозы.

25. Оформление станции посвящено сельскому хозяйству. Интересно, а что-нибудь было в пустых круглых нишах на путевой стене?

26. Мрамор на станции с Уфалейского месторождения.

27. Пол станции выложен гранитом с простым рисунком.

28. Колосья вы можете найти на оформлении перил перехода и на круглых решетках с светильниками.

29. И на закуску — панорама. Разглядывайте на здоровье!

. кликабельно.

Курская (станция метро, Кольцевая линия)

55.758522 , 37.660308 ( Северный вестибюль станции метро «Курская» Кольцевой линии ) 55°45′30.68″ с. ш. 37°39′37.11″ в. д.  /  55.758522° с. ш. 37.660308° в. д. (G) (O)
55.756114 , 37.659642 ( Южный вестибюль станции метро «Курская» Кольцевой линии ) 55°45′22.01″ с. ш. 37°39′34.71″ в. д.  /  55.756114° с. ш. 37.659642° в. д. (G) (O)

Григорий Захаров
Зинаида Чернышёва [1]

Л. И. Горелик
П. С. Сметанкин [1]

А 40; Тб Б, 10; Тм 20, 24

Станция открылась 1 января 1950 года в составе участка «Курская» — «Парк Культуры». Названа по Курскому вокзалу, близ которого расположена. Имеет переходы на станции «Курская» Арбатско-Покровской линии и «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

История

Первой станцией метро у Курского вокзала стала станция «Курская» Арбатско-Покровской линии, открытая в 1938 году в составе второй очереди метрополитена [2] .

условные обозначения

В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями [3] . По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская» [3] . В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру [3] . В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции» [3] .

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха» [3] . Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года [3] . «Курская» была открыта с одним наземным вестибюлем и переходом на Арбатско-Покровскую линию, хотя первоначально планировалось открыть станцию с двумя вестибюлями.

Из южного торца станции в 1995 году был сооружен второй выход в общий вестибюль со станцией «Чкаловская» [1] .

С 3 июля 2008 по 24 октября 2009 года наземный вестибюль был закрыт на ремонт [4] .

Архитектура и оформление

Вестибюли

Станция имеет два вестибюля: северный (наземный) — совмещённый с «Курской» Арбатско-Покровской линии, и южный (подземный), совмещённый с «Чкаловской».

Вместе со станцией была построена сложная система подземных и наземных помещений, обеспечивающих входы-выходы пересадочного узла, его связь с внутренними помещениями Курского вокзала и переходы между станциями метрополитена [5] . Центром этого ансамбля является круглый подземный зал, в котором сходятся эскалаторный тоннель «Курской»-кольцевой (3 эскалатора типа Е55Т установлены в 2009 году [6] ), проход из эскалаторного аванзала «Курской»-радиальной, входы и выходы зала ожидания Курского вокзала и подземного кассового аванзала, связанного с наземным павильоном станции [5] .

В центре этого подземного зала стоит мощная, круглая, развивающаяся вверх колонна (столп). Основание этой колонны как бы заглублено в пол, а углубление обведено по кругу небольшим гранитным бортиком [7] . Поверхность столпа покрыта затейливой лепниной растительных мотивов. На ней также размещены небольшие лепные медальоны с сельскими сценками [7] . Потолок зала опирается на столп, а также на два кольца колонн. Эти колонны — круглые, каннелированные, облицованные сургучно-красным мрамором, и квадратные, облицованные светло-кремовым мрамором. Стены зала облицованы розовым и желтоватым мрамором Газганского месторождения [7] .

К круглому залу через переходную камеру примыкает кассовый зал. Круглый зал отделяется от кассового четырьмя пилонами, овальными в плане и расположенными длинной осью. Между ними — линия турникетов. Кассовый зал представляет собой прямоугольное помещение, плоский потолок которого поддерживают кроме пилонов цилиндрические колонны [8] . Этот зал оформлен в тёмных тонах. Стены, пилоны и колонны облицованы чёрным с белыми прожилками мрамором месторождения Давалу. Пол облицован плитами чёрного габбро и тёмно-серого гранита. В кассовый зал ведут три лестницы. Они расположены по его длинной стороне, напротив пилонов и турникетов [8] . В середине находится широкая лестница, ведущая в зал ожидания Курского вокзала и в коридор под всеми железнодорожными путями к Нижнему Сусальному переулку. Стены лестничной камеры оформлены белым мрамором. По бокам от неё вдоль стен, которые оформлены сургучно-красным мрамором, идут две лестницы, связывающие кассовый зал с внутренним помещением наземного павильона [8] .

Наземный павильон представляет собой торжественное строение с четырёхколонным портиком, арочными проёмами и орнаментированным фризом на фасаде [8] . На фасаде вестибюля укреплены две даты «1945» и «1949», но по легенде сам И. В. Сталин передвинул дату на 1 января 1950 года, чтобы первый отрезок Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя. Павильон строился на открытом и со всех сторон обозримом месте. Теперь же он прислонён к новому зданию Курского вокзала [8] . Вестибюль станции интересен тем, что он имеет очень много схожих черт с храмовыми постройками. Ориентированный входом на запад и внутренней алтарной частью на восток, он открывает смысл здания — Храма Победы. За входом после прямоугольного аванзала расположено центральное двусветное помещение под сложным восьмигранным ребристым куполом [8] . Вход в зал условно обозначен двумя прямоугольными пилонами высотой до основания купола. На их внутренних сторонах чеканка по бронзе: огромные двуручные мечи, увитые гирляндами. Купол опирается на мощные балки, уложенные на высокие круглые колонны [9] . На этих балках есть надпись с текстом второго куплета гимна СССР:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, И Ленин великий нам путь озарил. Нас вырастил Сталин — на верность народу На труд и на подвиги нас вдохновил.

После XXII-го съезда КПСС в 1961 году последние две строчки были сняты, образовав асимметрию на балках. Также был демонтирован памятник Сталину в апсиде (работа скульптора Николая Томского) [1] , а чеканку на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили на Волгоград в связи с переименованием города [10] . При капитальном ремонте вестибюля в 2008—2009 годах было решено восстановить утраченные детали вместе с реставрацией здания (кроме восстановления памятника). Однако вместо восстановления полной цитаты второго куплета из гимна была восстановлена утраченная часть взамен первых двух строчек, и симметрично распределена надпись [11] . А ночью 24 октября 2009 года полный текст был воссоздан на прежнем месте, что почти окончательно восстановило архитектурный смысл зала как «Солнца Победы» [12] .

Ряд общественных деятелей и организаций, заявивших, что подобные цитаты оскорбляют память жертв политических репрессий [13] [14] , потребовали демонтировать восстановленные слова гимна. В настоящее время было решено полностью восстановить второй куплет [15] . Главный столичный архитектор А. В. Кузьмин 23 октября 2009 года провёл пресс-конференцию по поводу реставрации Курской, где сказал, что реставрация должна выполняться в точности по оригиналу [12] .

Арбатско-Покровская линия Курская

KVentz

Открыта 13 марта 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Расположена на ПК 031+51.

Разработчики проекта

Архитектор

Инженеры-конструкторы

Н. М. Комаров, Г. И. Кибардин.

Конструкция

Построена по типовому проекту.

Название

Названа по одноимённому вокзалу.

Проектное название

Пересадки

В 1950 году был построен переход на одноимённую станцию Кольцевой линии.

В 1996 году был построен переход из западного торца станционного зала на станцию «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

Выход в город

  • На площадь Курского вокзала и улицу Земляной Вал.
  • К железнодорожной станции Курская:
МЦД-2 Значок.png пригородно-городские поезда Курско-Рижского диаметра.
МЦД-4 Значок.png пригородно-городские поезда Калужско-Нижегородского диаметра.
  • К пассажирским платформам Курского вокзала:
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

Путевое развитие

450px-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%

Схема путевого развития

Художественное оформление

Пилоны облицованы белым с серыми прожилками мрамором. Пол выложен серым, чёрным и красным гранитом. Потолок украшен рельефным орнаментом. Путевые стены покрыты сверху белой глазурованной керамической плиткой, внизу — чёрным мрамором. Круглые вентиляционные отверстия закрыты декоративными решётками с изображением колосьев, на которых укреплены светильники. Также зал освещается круглыми плоскими люстрами, укреплёнными на своде.

Фотогалерея

Москва Курская АПЛ 1.jpg

Москва Курская АПЛ 2.jpg

Москва Курская АПЛ 3.jpg

Москва Курская АПЛ 4.jpg

Москва Курская АПЛ 5.jpg

Москва Курская АПЛ 6.jpg

Москва Курская АПЛ 7.jpg

Москва Курская АПЛ 8.jpg

Москва Курская АПЛ 9.jpg

Москва Курская АПЛ 10.jpg

Москва Курская АПЛ 11.jpg

Москва Курская АПЛ 12.jpg

Москва Курская АПЛ 13.jpg

Москва Курская АПЛ 14.jpg

Москва Курская АПЛ 15.jpg

Москва Курская АПЛ 16.jpg

Москва Курская АПЛ 17.jpg

Москва Курская АПЛ 19.jpg

Москва Курская АПЛ 18.jpg

Ссылки

Связанные страницы: Арбатско-Покровская линия Московский метрополитен

Дата открытия 13 марта 1938 года Классификация пересадочная Заложение глубокое ( 30,7 м ) Тип станции пилонная трёхсводчатая Количество платформ 1 Тип платформ(ы) островная Форма платформ(ы) прямая Код станции 046 Пикет ПК 031+51 Транспорт

МЦД

МЦД

РЖД

Последние посетители

  • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *