Кто расписывал успенский собор во владимире
Перейти к содержимому

Кто расписывал успенский собор во владимире

  • автор:

Русская иконопись от истоков до начала XVI века

¦ Византийское искусство было широко представлено в Москве XIV века не только деятельностью греческих мастеров, среди которых Феофан был главным, но и большим количеством греческих икон, на примере которых можно было многому научиться. Это как раз и была та обстановка, в условиях которой сложился Рублев как художник. Не он один был в Москве 90-х годов поклонником палеологовской живописи. Он лишь сделал из ее изучения наиболее последовательные выводы Каким-то шестым чувством удалось ему извлечь из нее эллинистическую сердцевину и на этой основе развить уже свой собственный стиль, который в иконах праздничного ряда начинает достаточно ясно обрисовываться. Не позднее 1408 года, когда он расписывал Успенский собор во Владимире. Рублев стал работать вместе с Даниилом. Это их сотрудничество нашло себе место и в 1425–1427 годах при выполнении росписи Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. По-видимому, их связывали узы тесной дружбы, недаром старые источники именуют их «содругами» и «сопостниками». Есть все основания думать, что они принадлежали к одной дружине, которая пользовалась большой известностью и не имела недостатка в заказах.

Помимо фресок Даниил и Рублев написали, как это обычно водилось на Руси, также иконы для иконостаса владимирского Успенского собора. Владимирский иконостас — самый большой среди дошедших до нас произведений этого рода. Однако было бы неосмотрительно утверждать, что он включал в себя с самого начала восемьдесят три . Такое число действительно упоминается в описи Успенского собора от 1708 года, но оно легко могло возникнуть в результате позднейшего наращивания иконостаса, тем более что такая практика была широко распространена на Руси. Иконостас, который выполнили Рублев, Даниил и их ученики, состоял из четырех ярусов: местного, деисусного, праздничного и пророческого. Последний ярус, явившийся, по-видимому, новинкою, включал в себя одни полуфигуры. Никакого праотеческого яруса здесь не было, да и не могло быть, поскольку он еще отсутствовал в иконостасе московского Успенского собора 1481 года. Но и без праотеческого яруса иконостас владимирского собора должен был поражать своими размерами. Пятнадцать икон деисусного чина, каждая высотою свыше трех метров (3,14), образовывали грандиозную по своему монументальному размаху композицию. Исполинские фигуры, обращенные к центру, четко выделялись на золотом фоне. Лишенные объема, они воздействовали прежде всего своим силуэтом. И создававшие их мастера прекрасно это учитывали: они предельно упростили их контуры, придав им тот лаконизм и ту обобщенность, которые позволяли воспринимать фигуры с далекого расстояния.

220 Ср.: Ильин М. А. Иконостас Успенского собора во Владимире Андрея Рублева. — В кн.: Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв., с. 29–33.

99 [1]. Апостол Петр
99 [2]. Богоматерь
99 [3]. Спас в силах
99 [4]. Иоанн Креститель
99. Андрей Рублев с помощниками. [Иконы деисусного чина Успенского собора во Владимире]. 1405 г.
99 [5]. Апостол Павел

Несомненно, чиновые фигуры (илл. 99 [1] — 99 [5]) были задуманы самим Рублевым, на что указывают совершенство линейного очерка и ритмичность движения. Большинство фигур
¦ (как, например, фигуры Иоанна Предтечи и апостола Павла) скомпоновано по излюбленному Рублевым ромбоидальному принципу: фигура наиболее широка в своей средней части и суживается кверху и книзу. Это сообщает ей особую легкость поскольку она едва касается ногами земли; тело же оказывается скрытым за широким свободным одеянием. Поэтому создается впечатление своеобразного парения.

О тесной связи чиновых икон с Рублевым говорит и их дивный колорит, задуманный как единое целое. Золотисто-желтые и красные цвета чередуются с темно-зелеными, синие и белые с вишневыми и черными. Такая скупость колорита с преобладанием в нем чистого цвета обусловливается тем, что вся живописная композиция иконостаса читалась как «далевой образ». Но скупость цветовых сочетаний не делает их бедными. Здесь лишний раз подтверждается то правило, что колорит, если он только обладает необходимой цельностью, основывается не на количестве красок, а на их качестве, вернее, на продуманности цветовых отношений. Цвет дается крупными, непреломленными плоскостями, что помогает охватить фигуру одним взглядом. Палитра предельно высветлена, благодаря чему цвет облегчает фигуру и утрачивает всякую сумрачность, способствуя созданию жизнерадостного настроения. Именно так трактована величественная фигура Спаса в силах, занимавшая центральное место в деисусном чине, с ее ликующими золотисто-охряными и красными тонами; так же скомпонована в цветовом отношении и фигура Иоанна Предтечи с ее изумрудно-зеленой власяницей и золотисто-желтым плащом.

При создании иконостаса Успенского собора Рублев опирался на феофановское наследие. Он должен был хорошо помнить «благовещенский» иконостас, и он дал дальнейшее развитие заложенным в нем принципам. Увеличив размер фигур почти на метр, решительно подчинив их плоскости иконной доски, еще сильнее обобщив силуэты, усилив интенсивность локального цвета, Рублев достиг гораздо большей, по сравнению с Феофаном, монументальности.

Вполне естественно, что при выполнении пятнадцати трехметровых фигур владимирского иконостаса Рублев и Даниил должны были прибегнуть к помощи учеников, иначе работа затянулась бы на годы. Хотя иконы дошли до нас в неважной сохранности, даже в таком состоянии в них нетрудно усмотреть далеко не одинаковое качество. Особенно активным было участие учеников при написании икон праздничного ряда, который состоял, вероятнее всего, из тринадцати икон (а не из двадцати пяти, как полагает ). Индивидуальные рублевские приметы мы находим лишь в одной иконе — в «Вознесении», выделяющейся своим высоким качеством.

221 Там же, с. 32. Такого большого количества «праздников» ранние иконостасы еще не имели.
97. Андрей Рублев. Вознесение. 1408 г.

По композиции «Вознесение» (илл. 97) восходит к аналогичной иконе Прохора в Благовещенском соборе. В распределении основных цветовых акцентов Рублев также следует по стопам Прохора. Но самое примечательное — как он изменяет колористическую гамму своего учителя, придавая ей общий серебристый тон. Краски Рублева нежнее, деликатнее. Он объединяет их в единый гармоничный аккорд, приобретающий неведомую византийцам мелодичность. Драматическая напряженность цвета, характерная для византийских икон, уступает у Рублева место необычайной лиричности колорита. Он извлекает из красок такие мягкие оттенки, что это позволяет ему окружить создаваемые им образы святых совсем особым поэтическим ореолом.

98. Мастерская Андрея Рублева. Сретение. 1408 г.

В другой иконе из этого же праздничного ряда, в «Сретении» (илл. 98) , написанной прямым учеником Рублева, светлые и нежные краски превосходно передают то настроение внутренней просветленности, которым охвачены участники сцены. Стоящий на
¦ возвышении Симеон склонился к крохотному младенцу. Он держит его на руках как величайшую драгоценность. В полной смирения позе Симеона убедительно выражен акт поклонения будущему спасителю мира. Фигуры Марии, Иосифа и пророчицы Анны, каждой из которых соответствует какое-либо архитектурное сооружение второго плана, даны в спокойных, торжественных позах. Антипространственный образ мышления русского иконописца ярко проявился в трактовке такой детали, как колонки кивория, положение которых в пространстве остается совершенно невыявленным и никак не координированным с перекрытием кивория. Здесь мы имеем типичную для русской иконы XV века проекцию объемной формы на плоскости, обусловленную в данном конкретном случае стремлением художника оставить алтарь «чистым» и не перерезать его темными стволами колонок.
¦

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

Новости города Владимира

Интересные факты об Успенском соборе

3 храма в России носят название «Успенский собор». Есть одноимённые соборы и в других странах. Но мы ведём речь о том Успенском соборе, что находится в центре Владимира.

Успенский Собор основан в 1158 году князем Андреем Юрьевичем Боголюбским с целью превзойти Киевский Софийский Собор

Успенский собор построен в уникальной технике полубутовой кладки, благодаря чему очень хорошо сохранился до нашего времени

В Успенском Соборе венчались на княжение великие князья: Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Калита

В 1408 году Успенский собор расписывал великий иконописец Андрей Рублёв со своей артелью (кстати, фрески его росписи сохранились и по сей день)

Успенский Собор в настоящее время действует как храм и как музей одновременно

Аристотель Фиораванти, построивший известный всем Успенский Собор Московского Кремля, приезжал во Владимир для того, чтобы по образу и подобию нашего Собора построить Московский

Успенский Собор является памятником Всемирного Наследия ЮНЕСКО

Архитектурный облик Успенского собора добавляет Колокольня, построенная в 1810 году и Георгиевский предел

Успенский Собор поистине считается жемчужиной белокаменного зодчества всей Северо-Восточной Руси домонгольского времени

Успенский собор является некрополем: в нем хранятся мощи Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, князя Георгия и многих других представителей княжеского рода.

Главная ценность Успенского Собора — икона Владимирской Божьей Матери поистине является чудотворной и в настоящее время хранится в Третьяковской галерее в Москве

Ещё одну реликвию Успенского Собора обнаружили в Лувре! А именно, медные наплечники

Андрея Боголюбского, ему их подарил сам германский император Фридрих Барбаросса — его зодчие и помогали возводить Успенский собор.

  • главная /
  • Новости города Владимира /
  • Интересные факты об Успенском соборе
  • Вернуться назад

Успенский собор

Успенский кафедральный собор был крупнейшим зданием в рамках грандиозного строительства, которое развернул Андрей Боголюбский в новой русской столице – Владимире. Он занял наиболее выгодную точку города – на самом высоком холме. Его золотой купол был виден с далеких подступов к Владимиру и как бы утверждал самостийность владимирского князя и его политические притязания на главенство в феодальной Руси. Собор был заложен в 1158 г. одновременно с Золотыми воротами и городской крепостью. А в 1160 г. главный и самый величественный храм княжества был уже построен. Андрей дал в кормление новому храму княжескую десятину (десятая часть доходов) и большие земельные владения, подражая своему прославленному предку, «крестителю» Руси Владимиру Святославичу, который покровительствовал Десятинной церкви в Киеве.

Для такого крупного строительства были присланы к Андрею Боголюбскому даже мастера белокаменной кладки из империи Фридриха Барбароссы. Это было демонстрацией отказа от киевской помощи и установлению господства владимирского князя на Русской земле. Но и без местных умельцев было не обойтись. Они добывали известковый камень в подмосковных каменоломнях, привозили и тесали его, закладывали трехслойные стены… В 1164 г. в построенный храм была перенесена из Боголюбова икона Божьей Матери, названной впоследствии Владимирской (хранится ныне в Третьяковской галерее). Андрей Боголюбский в свое время привез ее из Вышгорода под Киевом, когда «без отчей воли» уехал в Суздальскую землю. Эта икона – произведение гениального византийского художника – и теперь поражает глубоким лиризмом, теплотой любви матери к ребенку и человечностью.

Однако существующий ныне храм – памятник двух княжений. Собор Андрея Боголюбского сильно пострадал от пожара 1185 г., так что восстановить его в прежнем виде было трудно. Поэтому зодчие Всеволода III Большое Гнездо, брата князя Андрея, в 1185-1189 гг. окружили его новыми стенами («галереями») с четырьмя малыми главами – и старый собор оказался как бы в футляре, внутри нового здания. Стены старого собора были прорезаны большими арочными проемами, превратившись в своеобразные внутренние столбы нового, более обширного храма.

Страшное бедствие снова обрушилось на собор в феврале 1238 г., когда полчища хана Батыя взяли Владимир, несмотря на героическое сопротивление жителей. Татары завалили собор изнутри и снаружи деревом и подожгли: на хорах собора погибла княжеская семья, епископ и часть горожан. Однако здание устояло, и осталась невредима его главная святыня – дважды спасенная от пожара чудотворная икона Божьей Матери.

На протяжении веков Успенский собор еще неоднократно подвергался пожарам и разграблению, а затем – реставрациям, внесшим много искажений в его древний облик. В первой половине XIX в. к собору были пристроены колокольня и невысокая Георгиевская церковь.

А что же осталось от древних стен храма? Со стороны колокольни на одной из закомар можно разглядеть резные фигурки библейского сюжета «Три отрока в пещи огненной» – рельефы, вынутые из старых стен и положенные в наружную облицовку галерей. Женские маски (символ посвящения храма богородице) и звериные маски (символ княжеской власти) по сторонам окон – такого же происхождения.

В интерьере собора в северной галерее-усыпальнице сохранился фрагмент фрески 1161 г. с изображением пророков и павлинов. Сохранилось и несколько фрагментов от фресковой росписи 1189 г. – две фигуры — Артемия и Авраамия — в арочных обрамлениях в юго-западном углу андреевского собора, что связывает их с архитектурой храма и аркатурно-колончатым оформлением фасадов.

Пострадавшую от пожаров роспись собора восстанавливал присланный из Москвы в 1408 г. великий живописец Андрей Рублёв вместе с Даниилом Черным и учениками. По сути, они расписывали собор заново и лишь придерживались старых подходов в размещении сюжетов.

В Успенском соборе сохранилось до 300 кв. м легендарных фресок дружины А. Рублёва. Наиболее значительна композиция Страшного суда на своде под хорами – «Второе и страшное Христово пришествие». После разгрома татарских полчищ на Куликовом поле страна входила в пору нового подъема, мрак уступал перед светом надежд. Поэтому на рублёвских фресках, изображающих ожидание конца света, – умиротворенность. Образы судьи-Христа, апостолов и ангелов лишены суровости. Их лики не пугают, а наполнены душевной теплотой, напоминая лица обычных людей. Фрески притягивают и утешают зрителя, утверждая ценность справедливости.

Из других фрагментов рублёвской росписи следует отметить «Шествие праведников». Рай на соседнем своде символически рисует композиция «Лоно Авраамово»: праотцы Авраам, Исаак, Иаков в цветущем саду. Во всех изображениях проступает внутреннее благородство и искренность гения.

Созданное А. Рублёвым и его сотоварищами живописное убранство Успенского собора завершалось органично вписанным в пространство храма иконостасом, иконы которого составляют ныне гордость Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Петербурге.

Успенский собор – это еще и грандиозный древний некрополь. В северо-восточный угол галерей был перенесен саркофаг с останками первого строителя собора – Андрея Боголюбского. Неподалеку – гробница его брата и наследника, второго строителя собора – Всеволода III Большое гнездо. В некрополе собора с 1923 г. хранится рака с частицей мощей князя Александра Невского, внука Всеволода III (в 1723 г., по указу Петра I, полностью его мощи были перенесены из Рождественского собора Богородице-Рождественского монастыря Владимира в Александро-Невскую лавру Петербурга). Десятки великокняжеских персон покоятся в священных недрах Успенского собора, наполняя его сумрачной и торжественной атмосферой гигантского мавзолея «владимирских самовластцев».

Успенский собор до сих пор поражает своей величественностью и красотой. Недаром итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти, который в конце XV в. был приглашен в Москву на строительство зданий Московского Кремля, было предписано осмотреть владимирский Успенский собор. Именно по его «образу и подобию» был сооружен грандиозный Успенский кремлевский собор для великого князя Ивана III.

Ныне кафедральный Успенский собор во Владимире – памятник архитектуры, веры и духовной красоты – используется совместно Владимиро-Суздальской епархией и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником: свое время – для молитвы, свое время – для экскурсий (вторник-воскресенье: с 13:00 до 16:45).

Успенский собор, как и другие белокаменные памятники средневекового владимирского зодчества, внесен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Святыни собора:

мощи святого благоверного князя Андрея Боголюбского;

Время работы с 01 декабря 2018 года по 30 апреля 2019 года:

  • Вторник-воскресенье – с 13.00 до 16.45;
  • Понедельник – выходной день.

В числе древнейших — Успенский собор во Владимире: история, святыни, факты

Успенский собор во Владимире — самое величественное сооружение, построенное князем Андреем Боголюбским в его новой резиденции. Правитель решил перенести столицу княжества из шумного Суздаля с его вече и боярами в тихий провинциальный Владимир, где затеял великую стройку. Однако внешний вид современного храма — результат его насыщенной событиями истории. Подробнее о главной достопримечательности города — в материале 24СМИ.

Строительство Успенского собора во Владимире

Андрей Боголюбский — князь Владимиро-Суздальский и внук Владимира Мономаха, основавшего город на берегу Клязьмы. Перенос столицы связан со стремлением к единоличной власти, но провинциальный Владимир не мог впечатлить гостей. Поэтому князь Андрей решил построить белокаменный коронационный собор, а вместе с ним начал строительство крепостных стен и укреплений.

Архитектура соборов Руси домонгольского периода делится на сооружения, построенные в киевском стиле, и те, где князья создавали собственный антураж. В Смоленском и Черниговском княжествах возведение соборов шло по образу киевских, а во Владимире нет. Отличительная черта нового храма — устремление ввысь. Издалека Успенский собор выглядит изящной белой постройкой среди зеленых холмов, но чем ближе приближается зритель, тем выше становится храм и тем больше усиливается ощущение его «полета вверх». Еще больше впечатление усиливает отражение белых стен в водах реки Клязьмы.

Дата начала строительства — 1158 год. За визуальный образец строители взяли Печерский монастырь в Киеве. В качестве строительной площадки князь выбрал самый высокий холм над рекой. Высота Успенского собора во Владимире — 32,3 м. Это больше, чем высота главного собора Киева — Софийского (29 м), но меньше, чем у Софийского собора в Новгороде (36 м). Если прибавить высоту холма, то понятно, что он производил на гостей города неизгладимое впечатление.

Камень для строительства рубили в подмосковных каменоломнях и везли во Владимир, где складывали из него трехслойные стены, украшали каменными барельефами. Купол покрыли позолотой. Внутри оформили фресками, резьбой по дереву, золотом. Когда стройку завершили, князь привез икону Богородицы и поместил ее в построенном соборе. Она станет известна как Владимирская.

  • количество куполов — 1;
  • длина стороны подкупольного квадрата — 6,4 м;
  • вместимость — 1000–2000 чел.

Важным для Андрея моментом была возможность показать независимость от Киевского престола. Поэтому для строительных работ он позвал каменщиков императора Фридриха Барбароссы, с которым был в дружеских отношениях, и отказался приглашать киевских мастеров.

Успенский собор во Владимире (https://www.flickr.com/photos/148291430@N04/49381258367/in/photolist-2ieDRGk-RyVcT3-a4jpo3-2jMv5Qo-k1GviG-2dZTZdi-2jMzAE4-2jMzzbc-RVCE8t-ReKJwW-2dhiHkC-daqViK-k1EQ52-8hVQhD-RdZ7i1-2eibrGX-Syw9rq-2dADYfm-KTSxho-2djvdoU-2bYXaNc-2bdbeaf-5A3oz8-Syw9kJ-d3a8gG-2djvduW-2djvdg9-J41smi-2ecjyYg-wqb6Sx-d7Zi6Y-GgY656-8vjwfg-2jMvekK-LGN2nY-pnRHHr-2bdbdEh-RdZ7rY-2bdbdsJ-2jMyLGu-7vntsH-a4jjhm-7vrhBw-2jMyD31-2jMvnBV-2jMvj8R-fdPssq-iqL31b-UgWDks-8hph1U)

Храм после пожара 1185 года

Красавец-собор простоял 27 лет. В 1183 и 1185 годах он пережил пожары, во время которых внутреннее убранство выгорело. Поэтому новый князь — Всеволод Большое Гнездо, брат Андрея Боголюбского — решил перестроить храм. В летописи говорится, что для этого правитель не стал приглашать иноземных мастеров, а обошелся собственными.

Одноглавый собор решили заменить пятиглавым. Стены предыдущего прорубили, создав из них арки, а вокруг возвели новые. Так вокруг подкупольного пространства образовались галереи. Внутри собор представляет собой равносторонний греческий крест. Проход из одной стороны в другую образован арками, характерными для царских палат. Над собором возвышаются 5 куполов, а внешние стены украшает колончатый пояс. Таким образом, можно сказать, что Успенский собор построили князь Андрей Боголюбский и его брат Всеволод Большое Гнездо.

Пожар не пощадил детали предыдущего декора. Только одна фреска датируется временем строительства первого собора (1158–1161 годами). На ней изображены павлины, апостолы и растительный орнамент вокруг. Значительно больше росписей относится к периоду реставрации собора при князе Всеволоде. На этих фресках много изображений львов — символа княжеской власти, и в целом для храма характерен зооантропоморфный орнамент.

Орнамент собора (https://www.flickr.com/photos/alexxx-malev/7986241392/in/album-72157631322939990/)

История собора до начала XX столетия

В 1238 году город разграбило войско хана Батыя. Княгиня с дочерьми, невестками и митрополитом забаррикадировались в соборе. Его подожгли. Позже церковь канонизировала погибших под общим названием Владимирские мученики.

В 1408 году реставрацией внутреннего убранства после очередного пожара занимались выдающийся иконописец Андрей Рублев и его друг Даниил Черный. К сожалению, эти фрески тоже сохранились только частично. Среди работ великого иконописца — фреска «Страшный суд» в западной части храма и фрески с изображением рая, Богородицы и апостолов на малых сводах.

С окончанием эпохи феодальной раздробленности Владимир снова превратился в провинцию. К началу XVIII века его кафедральный собор обветшал, стены покрылись трещинами. В 1767-м город посетила императрица Екатерина II. Увидев такое состояние храма, она распорядилась начать реставрацию и восстановить собор до первоначального облика. Для этого из казны выделили 14 тыс. руб.

Восстанавливали в соответствии с духом времени. Старые изображения и отделку заменяли на новые в стиле барокко. Окна расширили, украсили их снаружи контрфорсами. Кровлю заменили и сделали четырехскатной. Рядом с собором построили четырехъярусную колокольню. Через столетие, в 1862 году, между колокольней и собором построили еще один придел, освятив его в честь Георгия Победоносца.

В дореволюционной России было не так много соборов, которые реставрировали с научным подходом. Успенский собор во Владимире — один из них. Реставрацию начали в 1882-м. Тогда в ходе работ нашли фрески Андрея Рублева под более поздними наложениями. Окнам вернули первоначальный вид и размер. Луковичные купола заменили шлемовидными. Собор еще не раз в истории реставрировали, но последующие работы уже происходили в годы советской власти.

Церковь и Советский Союз

Несмотря на борьбу большевиков с церковью, считается, что Успенский собор во Владимире пострадал меньше других. В 1926 году его закрыли для богослужений. Здание передали историческому музею. В 1958-м создали музей-заповедник, посвященный русскому архитектурному зодчеству, включив в него собор. В экспозициях разместили находки археологов, совершенные во Владимире, коллекцию живописи и образцы древнерусского искусства. Сегодня заповедник включает не только Успенский собор, но еще свыше 50 зданий гражданского и религиозного назначения. Они расположены на территории Владимирской области и все построены до начала XX века.

Храм в XX веке

Начиная с 1944 года собор снова начал работать, оставаясь частью музейного комплекса. Его освятили и открыли для церковных служб. Считается, что открыли по распоряжению Иосифа Сталина как благодарность жителям города и священнику, организовавшему сбор средств для фронта. Собранных денег хватило на оснащение целой танковой колонны. Сегодня Успенский собор по-прежнему управляется Русской православной церковью и администрацией музея-заповедника.

В начале 1970-х началась крупнейшая реставрация собора. Она длилась 10 лет. Реставраторы очистили стены, покрыли белый камень специальным раствором, который защищает древний известняк от вымывания дождями и перепадов температур. Фрески очистили от наслоений и тоже покрыли консервирующим составом. Внутри собора отрегулировали влажность и температуру так, чтобы создать условия для лучшего сохранения настенных росписей.

В 1992 году собор стал частью архитектурного комплекса «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля», включенного в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этом списке он представляет каменное зодчество домонгольского периода.

Архитектура собора

Здание состоит из ядра, построенного князем Андреем, и двух галерей, возведенных его братом Всеволодом. Галереи удваивают площадь собора. Она составляет 1178 кв. м. По площади собор был крупнейшим на Руси.

Подкупольное пространство освещает свет, льющийся сквозь окна барабана. В восточной части стоит алтарь. В западной на втором ярусе размещаются хоры. Храмовое убранство состоит из фресок, изображающих сцены из Библии, каменных барельефов и декоративных элементов.

Богатый золотой иконостас состоит из 3 ярусов. Общая высота — 20 м. Всего на нем размещены 123 иконы. Их разделяют профильные пояса, покрытые позолотой. Завершает иконостас горельеф, изображающий Саваофа и ангелов.

Храмовые двери кроме входа выполняют представительскую функцию. Поэтому они массивные, высокие, как бы утопленные в стене. Места навески прикрывают каменные плечики.

Владимирская икона Божьей Матери (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Vladimirskaja_ikona_Bo%C5%BEiej_Materi.jpg)

Боголюбская икона Божьей Матери — одна из главных святынь храма. По преданию, когда князь Андрей перевозил Владимирскую икону из Вышгорода, во сне ему явилась Божья Матерь и повелела доставить образ во Владимир. На месте чудесного явления князь построил новую резиденцию, а иконописцам велел написать икону Богородицы так, как увидел во сне. Эта икона получила название Боголюбской.

В 1946 году для укрепления красочного слоя ее покрывали воском с парафином. В результате произошло нарушение краски. С тех пор она время от времени реставрируется.

Максимовская икона Божьей Матери — тоже чудотворная. По преданию, она написана по заказу митрополита Максима. Во сне священнослужитель тоже увидел Деву Марию. Она повелела ему перенести кафедру из Киева во Владимир. В подтверждение своего приказа Царица Небесная дала митрополиту омофор. Он хранился в Успенском соборе как божественная святыня до нашествия монголо-татар в 1412 году, когда враг взял город.

К моменту, когда захватчики вошли в собор, ключник успел спрятать храмовые святыни, в том числе и омофор. Враги запытали его до смерти, но так и не узнали, где сокрыты церковные ценности. Найти омофор до сих пор никому не удалось. Максимовская икона хранится в соборе.

Мощи святых

Крипта Успенского собора — место погребения Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо и других правителей города Владимира. Мощи князя Андрея и его брата хранятся в северной галерее. Православная церковь канонизировала князя в 1702 году. Кроме княжеских мощей в соборе хранятся: частица мощей Александра Невского, святителей Симеона, Максима и Серапиона.

Интересные факты

Ниже приведены интересные факты о самом соборе, его иконах и Андрее Рублеве.

Факты об Успенском соборе

  1. В конце XV века Владимир посетил итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, чтобы сделать описание собора, снять чертежи и построить по его подобию Успенский собор Московского кремля. Легенда утверждает, что Ивану III не просто понравился собор во Владимире, и он решил строить похожий. Царь верил, что собор во Владимире строился по проекту, который Богородица показала Андрею Боголюбскому в видении. В 1472 году митрополит Московский начал перестраивать старую одноглавую церковь в Кремле, но землетрясение в 1474-м разрушило здание. Это восприняли как проявление божественного несогласия, и тогда начался поиск особенного архитектурного проекта.
  2. В московском Успенском соборе короновали последнего императора России Николая II.
  3. Название «Успенский» носят 33 храма на территории России. Также Успенские соборы есть за рубежом.
  4. В летописях Успенский собор во Владимире называют златоверхим. Его купола были покрыты «червоным золотом», как пишет летописец. Позолота использовалась и на барельефах. Храмовые ворота тоже были золочеными, а плиты пола покрыты медными листами, что усиливало общее впечатление от золотого собора. Пламя свечей отражалось от золотой церковной утвари, украшенной драгоценными каменьями. Все вместе производило на посетителей неизгладимое впечатление. После пожара князь Всеволод сделал убранство еще более богатым, но все это было разграблено во время взятия города монголо-татарами.

Факты об Андрее Рублеве

  1. Имя Андрея Рублева впервые упоминается в 1405 году в списке тех, кто вместе с Феофаном расписывал иконы Благовещенского собора Московского Кремля. Рублев замыкает список, что означает, что в 1405-м он был самым младшим из команды иконописцев по возрасту и положению.
  2. Известно, что Рублев расписывал иконы Успенского собора и Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Их настенные росписи до конца не отреставрированы и не очищены. Предполагают, что там могут обнаружиться неизвестные работы мастера.
  3. Площадь сохранившихся в Успенском соборе фресок Рублева — около 300 кв. м. Иконописец также написал для собора 83 иконы. Сохранившиеся выставлены в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге.
  4. В 1988 году иконописец Рублев был причислен Русской православной церковью к лику святых. Дни его памяти — 29 января и 4 июля.

Факты о Владимирской иконе

  1. По легенде, после сожжения храма монголо-татарами сохранилась только Владимирская икона. Татары украли лишь ее оклад.
  2. Искусствоведы считают, что к созданию Владимирской иконы Божьей Матери в знакомом сейчас всем виде причастны в том числе и руки Андрея Рублева. Нежность и умиротворение в облике Богородицы — черты, присущие работам именно этого мастера. Но доказать, что Рублев был в числе тех, кто в свое время работал над иконой, пока не удалось. А всего образ прописывали с момента создания в первой трети XII века четырежды: в XIII столетии, в XV (как раз об этом моменте и ведутся споры о причастности Рублева), в 1514 году и в середине 1890-х, перед коронацией последнего российского императора.
  3. Чудотворной Владимирской иконой венчались на княжение Дмитрий Донской и Александр Невский.
  4. Владимирская икона — самый любимый в России образ Девы Марии. С ним связано множество чудес. В 1395-м она спасла Москву от монгольского нашествия. С ее помощью Андрей Боголюбский победил волжских булгар. Считается, что во время Великой Отечественной войны самолет с Владимирской иконой облетел Москву, и покровительство Богородицы спасло город от взятия фашистскими войсками.

Факты о других иконах собора

  1. Боголюбская икона Богородицы считается первой, которую написали русские мастера. Предположительно, ей больше 850 лет.
  2. В 1918 году во время реставрации обнаружили, что изображение на Максимовской иконе двойное. Первое написано в XVI веке, а второе — в XVIII.
  3. В 2010 году Максимовская икона вместе с другими достопримечательностями была на выставке в Париже.

Успенский собор во Владимире, а точнее его колокольня, считается центром города, хотя этот интересный факт никто научно не проверял. Собор расположен в пешей доступности от городских вокзалов по адресу: ул. Большая Московская, 56, и открыт для посетителей все дни, кроме понедельника. Можно прийти самостоятельно или посетить храм вместе с экскурсией. Их проводят в перерывах между богослужениями, то есть около 13 и 17 часов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *