Что такое бкл в москве
Перейти к содержимому

Что такое бкл в москве

  • автор:

Что такое бкл в москве

https://ria.ru/20230303/bkl-1855581193.html

БКЛ: схема и история создания Большой кольцевой линии метро в Москве

Большая кольцевая линия метро в Москве 2023: схема БКЛ на карте, станции

БКЛ: схема и история создания Большой кольцевой линии метро в Москве

1 марта 2023 года состоялось открытие полностью построенной Большой кольцевой линии московского метро. БКЛ — самая длинная в мире кольцевая линия метро. РИА Новости, 03.03.2023

2023-03-03T12:27

2023-03-03T12:27

2023-03-03T12:27

большая кольцевая линия

московское центральное кольцо (мцк)

«сокольники»

владимир путин

МОСКВА, 3 мар — РИА Новости. 1 марта 2023 года состоялось открытие полностью построенной Большой кольцевой линии московского метро. БКЛ — самая длинная в мире кольцевая линия метро, соединяющая все существующие и проектируемые радиальные ветки. Сколько станций включает в себя новая кольцевая, какое значение имеет для инфраструктуры Москвы, как изменилась карта метрополитена с вводом в эксплуатацию БКЛ, обновленная схема метро, — в материале РИА Новости.Большая кольцевая линия метроБольшая кольцевая линия метро (Третий пересадочный контур, БКЛ) — крупнейший проект в истории московского метрополитена и самая большая кольцевая линия метро в мире. Это третье по счету кольцо для рельсового пассажирского транспорта в городе после Кольцевой линии (которая была открыта в 1950-54 годах) и Московского центрального кольца (запущенного в 2016 году). БКЛ проложена полностью под землей без выхода поездов на поверхность на расстоянии 3-10 км от Кольцевой, ее протяженность составляет 70 километров.Благодаря запуску проекта, жители и гости столицы смогут сэкономить в поездках в среднем 20-30 минут, кроме того, линия связала смежные районы, теперь перемещаться между ними можно не заезжая в центр, а новые пересадочные узлы открывают большое количество маршрутов и удобных пересадок. Открытие нового кольца позволит разгрузить и автомобильные дороги, так как удобство и быстрота перемещения на метро могут побудить автовладельцев пересесть на общественный транспорт.Основные поезда, курсирующие по Большой кольцевой — комфортные «Москва 2020» с широкими дверями, сквозными проходами между вагонами, современными кондиционерами, зарядными устройствами, большими информационными экранами и сенсорными панелями, позволяющими проложить маршрут поездки. По информации пресс-службы Московского метро, сейчас ведется работа над обновленным вариантом состава, который планируется ввести в эксплуатацию в 2026 году. Поезда изменят внешний вид и интерьер, будут гораздо вместительнее и комфортнее, кроме того, намечено заложить возможности беспилотного управления составом.Дата открытияОткрытие БКЛ состоялось 1 марта 2023 года при участии президента РФ Владимира Путина и мэра Москвы Сергея Собянина.Схема БКЛСхема БКЛ включает в себя 31 станцию и 3 электродепо.СтанцииСтанции, расположенные на Большой кольцевой линии, оформлены в современном стиле, большинство из них — неглубокого заложения (кроме «Марьина Роща» и «Рижская»).“Варшавская”Была открыта в 1969 году в составе Замоскворецкой линии, а в 1995-м стала частью Каховской ветки. 26 октября 2019 года ее закрыли на реконструкцию, теперь она отделана белой с голубым керамической плиткой, колонны — серо-желтым мрамором с желтыми вкраплениями, а пол — серым гранитом.“Каширская”Так же, как и Варшавская, открыта в 1969 году, имеет выходы на обе стороны Каширского шоссе. После реконструкции ее отделку обновили, на станции есть кроссплатформа для быстрой пересадки на БКЛ.“Кленовый бульвар”Новая станция мелкого заложения, с одним вестибюлем и береговыми платформами, имеет в отделке традиционные орнаменты, отсылающие к народным ремеслам, и необычные источники света по мотивам сетчатой керамики. Отделка выполнена в черно-белой гамме из мрамора, гранита и металлических панелей.“Марьина Роща”Пересадочная со станции “Марьина Роща” Люблинско-Дмитровской линии. По конструкции — трехсводчатая, с массивными столбами для поддержания сводов. Имеет округлые колонны, напоминающие фарфоровые чайники, и металлические шары из нержавеющей стали, мрамор, использованный в отделке, как-будто покрыт мелкими трещинами. По длине эскалатора (130 метров) станция побила рекорд “Парка Победы” (127 метров).“Нагатинский Затон”Находится на мысе Нагатинской поймы, поэтому при выходе из нее открывается вид на Москву-реку. Дизайн был выбран в ходе международного конкурса, а основная его идея — музей, посвященный обитателям рек Московского региона. На стенах из белого мрамора размещены крупные реалистичные изображения рыб из натурального камня, в отделке потолка использовались алюминиевые белые панели, а пол покрыт гранитом.“Печатники”Имеет два вестибюля с выходами на улицы Шоссейная и Гурьянова, интерьер выполнен в черно-белой гамме, а колонны и скамейки сделаны в форме перевернутых букв «п».“Рижская”Дизайн станции также выбирался по итогам открытого международного конкурса, а проект одобрен москвичами на портале «Активный гражданин». Основной архитектурный элемент — 16 арок из нержавеющей стали со встроенной подсветкой. Отделка — классика для московского метро — гранит.“Сокольники”Оформление посвящено строительству первых станций метро, на стенах помещены плакаты тех лет, а одна из стен и часть потолка украшены панно в духе выдающихся художников того времени.“Текстильщики”Необычность станции придает двухуровневый потолок, напоминающий ткацкий станок. Пол выложен серым гранитом, стены — светлым мрамором и металлическими панелями, входные павильоны — в оттенках белого, серого и синего цвета.Пересадки с БКЛ на другие линииМосквичи могут воспользоваться 31 станцией и совершить пересадку на:Важность БКЛ для городаВвод в эксплуатацию БКЛ дал возможность большому количеству москвичей получить метро рядом с домом, планируется, что эта линия будет самой востребованной в метро. Кроме того, новый контур соединяет существующие и будущие радиальные линии, с него можно сделать рекордное число пересадок (47) на другие станции метро, МЦК, МЦД и железной дороги, которые в результате разгружаются примерно на 25%. Удобство перемещения по городу дает возможность быстро добираться не только в разные части Москвы, но и в Подмосковье. Если в результате жители города предпочтут общественный транспорт автомобилю, количество пробок уменьшится и экологическая обстановка станет лучше.История созданияВ 40-х годах прошлого века, когда московское метро только строилось, Большим кольцом называли современную Кольцевую линию, так как планировалось создать еще малое кольцо, проходящее под бульварами, но от этого проекта отказались. Намерение построить вторую кольцевую линию было отражено в Генеральном плане развития города 1971 года, но строительство было отложено, а после распада СССР экономические трудности не позволяли приступить к такому масштабному проекту. Начиная с 1980-х вплоть до 2010 года разрабатывались различные планы по созданию нового пересадочного контура, предлагались варианты в виде кольца и линий. Наконец, в мае 2012 года была утверждена программа развития московского метрополитена до 2020 года, в которой предусматривалось строительство новых линий, а проектирование и строительство БКЛ началось с ноября 2011-го, первый участок линии был открыт в 2018 году и насчитывал 5 станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк». В 2020 году появились «Нижегородская», «Авиамоторная», «Лефортово». В 2021-2022 году были присоединены:В 2023 году в эксплуатацию были введены оставшиеся 9 станций Большой кольцевой линии.Интересные факты

В Москве открылась БКЛ — большая кольцевая линия метро. Что важно знать о самой длинной в мире «кольцевой»

В среду, 1 марта в столице полностью открылась БКЛ. Второе кольцо было задумано еще в 1970-е, но всерьез этим проектом московское правительство занялось только в 2011 году, за 12 лет создав самую большую в мире кольцевую линию метро. Эффект от этого ощутит весь город: поездки станут короче, разгрузятся другие линии, в первую очередь — Кольцевая. А еще в метро добавится несколько достопримечательностей. «Мослента» выяснила, что именно выиграют москвичи и гости города от этого нововведения.

Подземный переход между станциями «Динамо» Замоскворецкой линии и «Петровский парк» БКЛ
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

БКЛ позволит сэкономить время

«Дорогие москвичи, сегодня большое событие для нашего города, для каждого из нас, — сказал во время открытия БКЛ мэр Москвы Сергей Собянин. — Мы гордимся нашим метро, пользуемся. Это, по сути, сердце нашего города. Сегодня запускается Большая кольцевая линия, которая сделает метро более современным, более удобным для каждого из нас. Спасибо огромное за терпение, за ваш вклад. А вклад в этот проект есть у каждого москвича, потому что его строили, конечно, строители, но участвовала в этом вся Москва».

Большая кольцевая линия метро — крупнейший проект в истории московского метростроения. Ее длина составляет 70 километров, на линии разместились 31 станция и три электродепо: «Замоскворецкое» на юге Москвы, «Аминьевское» на западе и «Нижегородское» на востоке. «Весь город почувствует эффект от ввода БКЛ, — рассказали «Мосленте» в пресс-службе Московского метро. — Запуск линии станет настоящим прорывом в развитии транспортной системы столицы. Так, на базе 22 станций Большой кольцевой линии уже сооружены транспортно-пересадочные узлы, объединяющие как действующие, так и перспективные линии метро, МЦД, МЦК, железную дорогу и наземный транспорт».

Интерьер новой станции «Аминьевская» на юго-западном участке БКЛ.
© Фото: Илья Питалев / РИА Новости

На момент пуска линии со станций БКЛ можно сделать пересадки на 20 станций и 11 других линий метро, 3 пересадки на МЦК, 13 на станции железной дороги, и 8 — на МЦД «Белорусско-Савеловский» и «Курско-Рижский».

БКЛ улучшит транспортное обслуживание 34 районов города с населением 3,3 миллиона человек, из которых 1,2 миллиона живут в пешей доступности от новых станций.

Благодаря запуску БКЛ и новых транспортно-пересадочных узлов, предлагающих множество удобных пересадок и новых маршрутов, во время поездок на Московском метро можно будет сэкономить до 45 минут в день. БКЛ свяжет смежные районы города и даст москвичам возможность перемещаться между ними напрямую, не заезжая в центр.

БКЛ поможет решить проблему с пробками

Большая кольцевая линия дополнительно разгрузит московские дороги и снизит количество пробок в городе. По мере того как метро становится более удобным, все большее количество автовладельцев предпочитают ехать в центр на транспорте, оставив машину у дома или на парковке у станции.

Станция БКЛ «Проспект Вернадского»
© Фото: Предоставлено пресс-службой московского метро

«Даже до полного запуска БКЛ каждый пятый пассажир линии был новый, никогда до этого не пользовавшийся городским транспортом, — объясняют в пресс-службе Московского метро. — На дорогах Москвы в прошлом году стало на пять процентов меньше машин, а это 140 тысяч автомобилей. Через открытые станции линии еще до полного запуска БКЛ совершалось более 600 тысяч поездок в будний день.

миллиона поездок в сутки
прогнозируется в Московском метро после открытия БКЛ

Благодаря этому ожидается значительная разгрузка линий: Кольцевой — до 25 процентов, радиальных — до 22 процентов, МЦК — до 20 процентов и вылетных магистралей — до 15 процентов. Вместе с возможностью присоединения новых линий это даст столице запас провозной способности и импульс для развития на десятилетия вперед».

БКЛ позаботится о комфорте пассажиров

БКЛ обеспечивает пассажирам максимальный комфорт. Основу парка линии составляют современные российские поезда «Москва-2020», оснащенные усовершенствованной отечественной системой управления, безопасности движения и технической диагностики.

В вагонах — широкие двери, сквозные проходы, установлены современные мощные климатические системы, обеззараживающие воздух, сенсорные панели, с помощью которых можно проложить маршрут, а также широкие информационные экраны внутри и снаружи состава.

На станции метро «Нагатинский Затон» восточного участка Большой кольцевой линии
© Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Для новых поездов «Москва-2020» инженеры «Трансмашхолдинга» создают обновленный дизайн интерьера вагонов с более современными зарядными устройствами. Головные вагоны станут удобнее для входа и выхода маломобильных граждан. Усовершенствуют и пульт машиниста — проекция основных характеристик в кабине новых поездов будет выводиться на лобовое стекло. «Сейчас совместно с производителем мы занимаемся разработкой новой модификации поезда «Москва-2020» с улучшенными характеристиками и принципиально нового состава, который сможет выйти на линии метро с 2026 года», — сообщили «Мосленте» в пресс-службе Московского метро.

Со следующего года эта серия поездов на БКЛ и выглядеть будет иначе. Для них разрабатывается другая обклейка — «маска» и обновленный интерьер салона. «Закладываем возможности беспилотного управления, увеличенный автономный ход, повышенную вместимость и прочие современные технические решения», — рассказали «Мосленте» в пресс-службе столичного метро.

длится круговая поездка по МЦК

Как сообщает столичный Департамент транспорта, управлять составами будут более 500 специалистов, прошедших специальную подготовку в корпоративном университете Транспортного комплекса. «БКЛ позволила создать более шести тысяч новых рабочих мест — от машинистов электропоезда до инспекторов службы безопасности и других», — уточнили в ведомстве.

Последние приготовления перед открытием станции БКЛ «Марьина роща»
© Фото: Валерий Степченков / ТАСС

Здесь уже на входе позаботились и о безопасности пассажиров в холодное время года. Ступени на станциях линии оборудованы подогревом. Зимой на них не образуется наледь, никто не поскользнется.

БКЛ стала самой длинной в мире

Сама идея БКЛ была предложена еще в СССР. Генеральный план развития Москвы 1971 года предусматривал строительство второго кольца метро, которое должно было включить в себя Каховскую и северо-восточный участок Сокольнической линии. Но тогда строительство отложили и в итоге так и не начали. Работы по созданию БКЛ стартовали только в 2011 году. В феврале 2018-го запустили первый участок: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк». В декабре того же года к ним добавили открывшуюся станцию «Савеловская», а в марте 2020-го — «Лефортово», «Авиамоторную» и «Нижегородскую», в декабре — еще и «Электрозаводскую» в составе Некрасовской линии.

Поезд на станции «Новаторская» южного участка Большой кольцевой линии
© Фото: Илья Питалев / РИА Новости

В апреле 2021-го к работающему участку БКЛ присоединили открывшиеся «Народное ополчение» и «Мневники», а в декабре — еще десять станций: «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино» и «Каховская». Через год — в декабре 2022-го — строительные работы были окончены и начались пробные пуски составов по БКЛ. После состоявшегося в феврале открытия депо «Нижегородская» Большая кольцевая линия московского метро ждала торжественного открытия. 1 марта 2023 года Президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли БКЛ. В эксплуатацию ввели последние девять станций Большого кольца: «Марьина роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».

строителей ежедневно были задействованы на строительстве БКЛ

Она стала самой длинной кольцевой линией в мире. До ее появления первое место держала Вторая кольцевая линия метро в Пекине. Ее длина составляет 57 километров. БКЛ в Москве протянулась на все 70 километров. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарева, «Большая кольцевая линия — мегапроект современного отечественного метростроения и безусловно грандиозное достижение Москвы».

БКЛ окружат парки, цветники и парковки

При проектировании и строительстве каждой станции большое внимание уделялось благоустройству и развитию прилегающих территорий. Ведь все они находятся в плотной городской застройке, в окружении жилых кварталов. Около каждой станции обустраиваются общественные площади, цветники и газоны. А там, где позволяет территория, — скверы и парки, пешеходные и прогулочные зоны.

В Москве полностью запустили Большую кольцевую линию метро. Как выглядят новые станции и что БКЛ даст жителям

В Москве целиком запустили Большую кольцевую линию метрополитена — поезда с пассажирами поехали по кругу, останавливаясь в том числе на 9 станциях из 31, которые оставались закрытыми. Таким образом, в городе заработало крупнейшее в мире метрокольцо протяженностью 70 километров — до этого лидером была Вторая кольцевая линия Пекинского метро (57 км). Пользоваться БКЛ будут 15 миллионов жителей Москвы и Подмосковья. Корреспондент «РГ» выяснил, что даст москвичам новый транспортный проект, и вспомнил, как он реализовывался.

Замыкая круг

Напомним, строить Большое кольцо Москвы начали в 2011 году и построили его за рекордно короткий срок — 11 лет. Самый первый участок из 6 станций — от «Делового центра» до «Савеловской» запустили уже в 2018 году. К 2022 году работали уже 22 станции из 31. И вот, наконец, сегодня 1 марта, поехали и последние 9 станций на участке кольца, технический пуск которого был произведен 30 декабря 2022 года. Первые два месяца 2023 года его обкатывали, проверяя надежность и безопасность этой части сложнейшей подземной магистрали.

Названия большинства открывшихся сегодня девяти станций БКЛ москвичам хорошо знакомы. Это «Рижская», «Марьина Роща», «Текстильщики», «Печатники» и другие. Платформы с такими именами в подземке уже были, и новые станции Большого кольца стали пересадочными с ними. То есть у жителей, к примеру, Марьиной Рощи теперь больше вариантов, как доехать в ту или иную точку города. Ведь помимо «салатовой» ветки метро у них появилась и новая «голубая» — большая кольцевая.

В основе концепции крупнейшего метрокольца в мире — новые технические решения. Фото: Агентство «Москва»

А вот, например, станция «Нагатинский Затон» — новое имя на схеме столичной подземки. Метро жители одноименного района ждали еще с советских времен — отсюда рукой подать до Третьего транспортного кольца, однако без машины выбраться очень сложно. Например, от дома №3 на Коломенской улице до ближайшей одноименной станции метро Замоскворецкой линии идти пешком больше 40 минут. Можно, конечно, на автобусе, но дорога все равно займет до получаса.

Теперь же у жильцов этого дома метро появилось чуть ли не во дворе. В столичном департаменте транспорта подсчитали, что после ее открытия больше 21 тысячи местных жителей впервые получили подземку в пешей доступности. Поездки для них станут на 20-25 минут быстрее, а станция «Коломенская» Замоскворецкой линии разгрузится, поскольку часть ее пассажиропотока возьмет на себя БКЛ.

Каждая из станций БКЛ имеет свой неповторимый облик. Фото: Агентство «Москва»

Вообще, главная задача нового кольца и его суть — сократить дорогу не только для москвичей, вблизи домов которых открываются новые станции, а вообще для всех пассажиров подземки.

Большая кольцевая линия — крупнейший в мире проект в области метростроения: 70 км, 31 станция

Ни для кого не секрет, что в метро часто приходится совершать длинные перепробеги — например, ехать с окраины в центр, чтобы там пересесть и поехать по соседней линии обратно. Других вариантов зачастую нет — большинство пересадок сосредоточено в центре.

БКЛ во многом решает эту проблему — неслучайно

на новом кольце есть пересадки на 20 станций 11 других линий метро, три пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК), восемь пересадок на Московские центральные диаметры (МЦД) и 13 пересадок на линии железной дороги.

Благодаря новому кольцу подземки, у москвичей и гостей столицы появился больший выбор маршрутов передвижения по городу. Это приведет к снижению загруженности линий и сокращению времени, необходимого на дорогу», — говорит заммэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.

Станции БКЛ

Цифры и факты

  • Чтобы проложить БКЛ, метростроителям пришлось прокопать 150 км тоннелей.
  • 18 марта 2020 года был зафиксирован мировой рекорд, внесенный в Книгу Гиннесса: в Москве одновременно работали на строительстве метро 23 тоннелепроходческих комплекса, 13 из них — на Большой кольцевой линии. Предыдущий мировой рекорд был установлен в Катаре в 2015 году. Там работали одновременно 20 тоннелепроходческих комплексов.
  • С пуском БКЛ москвичи получат 47 пересадок на другие линии подземки, МЦК и МЦД.
  • По оценке мэра Москвы Сергея Собянина, проект БКЛ уже в 2024 году окупит себя за счет привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест и строительства недвижимости в его коридоре.
  • Пассажиропоток в будние дни составит 2,3 млн. человек к 2025 году. Сейчас число поездок по БКЛ превышает 600 тысяч человек в рабочий день. Каждый пятый пассажир БКЛ сегодня тот, кто раньше не пользовался метрополитеном.

Продолжение следует

При строительстве БКЛ были заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней и новые радиальные ветки метро: Рублево-Архангельскую линию — на станции «Карамышевская», Троицкую — на «Новаторской» и Бирюлевскую — на «Кленовом бульваре».

Новая кольцевая интересна еще и тем, что частично ее построили по испанской технологии в двухпутном исполнении. К примеру, на участке от «Мневников» до «Аминьевской» тоннели копали не два тоннелепроходческих щита, а один — диаметром десять метров. В этом большом тоннеле поезда идут рядом, по соседним путям, как электрички за городом.

А станции, соответственно, не островные, с платформой посередине и путями по бокам, а береговые, где в центре пути, а по бокам платформы. В столице прежде таких были единицы: «Александровский сад» и три станции — «Студенческая», «Кутузовская» и «Фили» на открытой Филевской линии. При этом для пассажиров особо ничего не меняется. Единственное, если случайно пропустить свою станцию, то на следующей просто не перейдешь платформу — придется подняться по переходу.

Мэр Москвы Сергей Собянин во время осмотра строящихся станций БКЛ. Фото: Агентство «Москва»

При этом у каждой новой станции БКЛ свой неповторимый облик — оригинальный дизайн, освещение, детали и т.д. Например, концепцию оформления станции «Терехово» выбирали на конкурсе, который выиграла компания Buromoscow. На станции много голого бетона, на который с помощью технологии цифровой печати нанесены рисунки — в основном силуэты людей. За освещение отвечают светильники в форме колец.

А архитектурное решение станции «Давыдково» — своеобразная дань признательности российским спасателям. Стены здесь украшают художественные барельефы из белого архитектурного бетона, изображающие спасателей, выполняющих разные задачи. На белом фоне необычно смотрится стена посередине станции, разделяющая ее надвое, — она ярко-красная.

Так выглядела стройка вестибюля станции «Нагатинский затон» в 2022 году. Фото: Агентство «Москва»

В общем, прокатиться по новой линии стоит хотя бы из эстетических соображений — здесь действительно красиво и комфортно. Отдельного упоминания заслуживают поезда «Москва 2020» — это самые современные составы в столичной подземке, и БКЛ обслуживают только они.

О станциях Большой кольцевой линии *

Фото: Сергей Ведяшкин/Агентство «Москва»

Станция открыта 27 марта 2020 года, расположена на территории сквера у кинотеатра «Спутник» вблизи Солдатской и Наличной улиц.

Пассажиропоток: 135 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — 13,5 тысячи человек в час.

Оформление: Станцию стилизовали под старинные гравюры ХVII-XVIII века. Монохромные тематические рисунки в кассовом зале и вестибюле напоминают пассажирам о богатом историческом наследии района Лефортово, в честь которого станция получила свое название.

«Авиамоторная»

Фото: Сергей Ведяшкин/Агентство «Москва»

Станцию открыли 27 марта 2020 года вдоль проезда Энтузиастов у пересечения с шоссе Энтузиастов и Казанским направлением Московской железной дороги.

Пассажиропоток: 399 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — 39,9 тысячи человек в час.

Оформление: На разработку дизайн-проекта в авиационной тематике архитекторов вдохновило название станции. Форму деталей самолета повторяют колонны и светильники на платформе, а потолки из реечных панелей в вестибюле создают ощущение воздушных потоков.

«Нижегородская»

Фото: Кирилл Зыков/Агентство «Москва»

Станция открылась 27 марта 2020 года между улицей Верхняя Хохловка и шоссе Фрезер возле пересечения с Рязанским проспектом.

Пассажиропоток: 400 тысяч человек в сутки.

Оформление: В дизайне «Нижегородской» отражен образ конструктора «Лего». Станцию поделили на части с помощью цвета, что помогает пассажирам ориентироваться. В отделке использовали современные материалы, в том числе крупноформатный керамогранит серого цвета, металлокерамические и керамогранитные панели желтого, оранжевого, зеленого и голубого цвета.

Станция обеспечивает кросс-платформенную пересадку на Некрасовскую линию.

«Текстильщики»

Фото: Агентство «Москва»

Станция открылась 1 марта 2023 года между Шоссейной улицей и путями МЦД-2.

Оформление: Основным декоративным элементом станции стал двухуровневый потолок, визуально напоминающий вязальный или ткацкий станок — отсылка к названию станции. В отделке платформенной части и вестибюлей станции использованы натуральные природные материалы. Полы выложены гранитом светло-серого цвета, стены — мрамором светлых оттенков и металлическими панелями. Входные павильоны оформлены в белом, сером и синем цветах.

Фото: Илья Питалев/РИА Новости

Станция открылась 1 марта 2023 года на пересечении улиц Гурьянова с Шоссейной.

Оформление: Интерьер станции выдержан в черно-белой цветовой гамме. Колонны, расположенные у эскалаторов и лестниц переходного моста, выполнены в виде композиции из двух букв «П». В торцах станции разместили скамейки в форме перевернутых букв «П».

«Нагатинский Затон»

Фото: Агентство «Москва»

Станция открылась 1 марта 2023 года вдоль Коломенской улицы, вблизи домов № 3 и № 5.

Благодаря размещению станции на мысе Нагатинской поймы, при выходе из нее пассажирам будет открываться вид на Москву-реку. Единственный вестибюль станции обеспечит выход пассажиров на Коломенскую улицу, к остановкам наземного транспорта и жилой застройке.

Оформление: Дизайн станции был выбран в ходе открытого международного конкурса, победителем которого стало московское архитектурное бюро Za Bor Architects. Основная идея оформления интерьера заключается в попытке использовать объект транспортной инфраструктуры в качестве музея, посвященного обитателям рек Московского региона и Нагатинского затона, в частности.

«Кленовый бульвар»

Фото: Илья Питалев/РИА Новости

Станция открылась 1 марта 2023 года. Расположена вдоль Коломенской улицы у примыкания к ней Кленового бульвара, вблизи музея-заповедника «Коломенское».

Оформление: Элементы освещения в вестибюле станции метро «Кленовый бульвар» отсылают к культуре сетчатой керамики. Мастерская Archslon предложила концепцию, в которой она станет органичным продолжением культурного контекста района. Авторы включили в дизайн традиционные орнаменты, отсылки к народным ремеслам. Например, необычные источники света разработаны для зоны подуличного перехода и подземного вестибюля. Прообразом для них стали мотивы сетчатой керамики, которая была развита на территории Дьякова Городища в Коломенском.

Фото: Евгений Одиноков/РИА Новости

Открылась после реконструкции 1 марта 2023 года. Расположена на границе районов Москворечье-Сабурово и Нагатино-Садовники (ЮАО) на пересечении улицы Маршала Шестопалова и Каширского шоссе, по которому и получила свое название.

Оформление: Двухзальная станция, выполненная как единая конструкция. Каждый из залов — колонная трехпролетная станция, сооруженная по типовому проекту из сборного железобетона. Залы разделены путевой стеной и соединены переходным мостиком. Во время реконструкции отделку станции обновили.

«Варшавская»

Фото: Агентство «Москва»

Открылась после реконструкции 1 марта 2023 года на границе районов Нагорный и Москворечье-Сабурово, на пересечении Варшавского шоссе с Чонгарским бульваром.

Оформление: Путевые стены отделали белой с голубым отливом керамической плиткой, колонны облицевали серо-желтым мрамором с голубыми вкраплениями, пол покрыли серым гранитом.

Фото: wikimedia.org

Открылась 7 декабря 2021 года после реконструкции. Ранее была частью самой маленькой линии метро Москвы — Каховской. Расположена в районе Зюзино (ЮЗАО), вблизи улицы Каховка.

Оформление: В рамках работ по реконструкции Каховской линии и ее будущему включению в состав Большой кольцевой линии была проведена замена всей отделки. Керамическая плитка на путевой стене заменена на белый мрамор со вставками черного на тех участках, где предусмотрено название станции. Литые вставки, посвященные Гражданской войне, сохранены. Мраморная облицовка колонн центрального зала заменена на более темную, а сами они расширены и дополнены черными пилонами в центральной части, в которых содержатся воздуховоды.

Фото: Агентство «Москва»

Открылась 7 декабря 2021 года вдоль улицы Каховка, у ее пересечения с Севастопольским проспектом.

Пассажиропоток: 150 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — более 15 тысяч человек в час.

Оформление: В дизайне «Зюзино» использованы серые, черные и желтые цвета. Путевые стены оформили алюминиевыми панелями. Главной особенностью станции стал декоративный подвесной потолок в виде пчелиных сот. При создании 3D-конструкции авторы проекта обращались к опыту архитекторов, работающих в футуристическом стиле. Он предполагает использование в архитектуре и дизайне природных форм.

«Воронцовская»

Фото: Агентство «Москва»

Открылась 7 декабря 2021 года. Расположена на территории производственной зоны «Воронцово» в районе примыкания Хлебобулочного проезда к Профсоюзной улице.

Пассажиропоток: 300 тысяч человек в сутки с учетом пересадочных пассажиров, в утренние часы пик — 30,4 тысячи человек в час.

Оформление: «Воронцовскую» оформили в космической тематике: потолок украсил Млечный путь. Впервые в истории московского метро в отделке станции использовали кварцевый агломерат. Это искусственный камень, который отличается износоустойчивостью из-за отсутствия пустот. Потолок платформы состоит из 11600 алюминиевых «тарелок». С помощью программ трехмерного моделирования получилось сымитировать Млечный путь.

«Новаторская»

Фото: Агентство «Москва»

Открылась 7 декабря 2021 года на пересечении улицы Новаторов и Ленинского проспекта.

Пассажиропоток: 570 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — 56,7 тысячи человек в час.

Оформление: При типовой конструкции «Новаторская» имеет ярко выраженный индивидуальный образ с узнаваемым колористическим решением. Главным ее акцентом является подвесной потолок из разноформатных панелей из триплекса с цветной пленкой оранжевого цвета трех оттенков. Кроме того, это первая станция московского метро, на которой применили стекло в качестве отделочного материала потолка. Оно в полной мере реализует свои оптические свойства: отражение, преломление, цвет, прозрачность, люминесценцию. Параметрическая композиция вызывает ассоциации с образом солнца, огня и энергии новаторства.

«Проспект Вернадского»

Фото: Агентство «Москва»

Открылась 7 декабря 2021 года вдоль улицы Удальцова у пересечения с проспектом Вернадского.

Пассажиропоток: 350 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — 23,4 тысячи человек в час.

Оформление: Станция задумана в стиле хай-тек. Она имеет индивидуальный образ, основанный на сочетании геометрических форм теплого монохрома отделки потолка, пола, колонн и графически яркой темы путевой стены, переходящий в зоне пересадки в такую же тему из цветного стеклянного ограждения пересадочных ходов.

«Мичуринский проспект»

Фото: Сергей Киселев/Агентство «Москва»

Открылась 7 декабря 2021 года вдоль улицы Удальцова у пересечения с Мичуринским проспектом, район Раменки.

Пассажиропоток: 400 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — около 23 тысяч человек в час.

Оформление: Основным выразительным элементом станции служат потолочные конструкции, представляющие собой чередование двух видов панелей со встроенными в нижнее ребро светильниками. Половина панелей выполнена из светопрозрачного материала с тонким листом нержавеющей стали, в котором лазерной резкой вырезаны китайские орнаменты. Белое стекло панелей подсвечивается спрятанными внутри светодиодами.

«Аминьевская»

Фото: Сергей Киселев/Агентство «Москва»

Открылась 7 декабря 2021 года. Расположена вдоль Аминьевского шоссе у пересечения с Киевским направлением Московской железной дороги (будущий МЦД-4), район Очаково-Матвеевское.

Пассажиропоток: 230 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — около 23 тысяч человек в час.

Оформление: Взгляд на этой станции сразу притягивает потолок. Он напоминает мягкие «волны-барханы», в вершинах которых «облачком» запроектированы группы точечных светильников. Темно-коричневые прямоугольные колонны из гранита выделяются на фоне пола, выполненного из полированного серого гранита.

Фото: Агентство «Москва»

Открылась 7 декабря 2021 года вдоль Аминьевского шоссе у примыкания к нему Инициативной улицы.

Пассажиропоток: 235 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — 23,4 тысячи человек в час.

Оформление: Станция посвящена спасателям. В кассовом зале разместилось панно «Звезда спасения». В центре расположена икона Неопалимой Купины, покровительствующая МЧС, на периферии — пожарная каланча. На панно размещен девиз МЧС: «Предотвращение. Спасение. Помощь». На путевых стенах — барельефы, отражающие задачи МЧС.

«Кунцевская»

Фото: Сергей Киселев/Агентство «Москва»

Открылась 7 декабря 2021 года вдоль Рублевского шоссе, между Молдавской улицей и МЦД-1.

Пассажиропоток на период пуска: 30,2 тысячи человек в час.

Оформление: Оформили станцию в стилистике античной мозаики. Все поверхности — пола, стен и потолков — имитируют античную мозаичную технологию «тераццо» в светло-сером оттенке. На потолке также использовали глянцевые белые панели, они подобны просветам в скалах. Геометричность и прямые углы станции нивелируются крупными цилиндрическими светильниками.

Фото: Агентство «Москва»

Открылась 7 декабря 2021 года в срединной части территории Мнёвниковской поймы.

Станция «Терехово» находится в Мнёвниковской пойме. Эту территорию сейчас активно развивают: здесь строится жилье, уникальные спортивные объекты.

Оформление: Станцию украсили силуэты, которые нанесли на колонны с помощью технологии цифровой печати по бетону. Также здесь появились светодиодные светильники-кольца, которые распределяют свет в разные стороны. Пол выложен гранитом.

Фото: Сергей Киселев/Агентство «Москва»

Открылась 1 апреля 2021 года. Расположена в северной части территории Мнёвниковской поймы. Два подземных вестибюля выходят к будущей жилой и общественной застройке, остановкам наземного транспорта.

Оформление: Дизайн станции выбран в ходе открытого конкурса, победителем которого стало архитектурное бюро Тимура Башкаева. Особенностью в решении пассажирских зон является частичное повышение высоты главного вестибюля № 1 с формированием атриума с естественным освещением. Контраст достигается как за счет цветов — красное-серое, так и за счет фактур — глянцевая красная и матовая «бетонная». Основное цветовое решение станции сдержанное и строится на применении в облицовке стен и потолков материалов с имитацией бетонных поверхностей. Пол имеет однородное покрытие из светлого серого гранита.

«Народное Ополчение»

Фото: Сергей Киселев/Агентство «Москва»

Открылась 1 апреля 2021 года вдоль проспекта Маршала Жукова у пересечения с улицей Демьяна Бедного. В будущем со станции можно будет сделать пересадку на Рублево-Архангельскую линию.

Пассажиропоток на период пуска: 29 тысяч человек в час.

Оформление: В интерьерах вестибюлей и на путевых стенах платформы станции выделены зоны с тематическими рисунками, выполненными УФ-печатью на алюминиевых панелях. Тема рисунков — народное ополчение 1612, 1812, 1941 годов — взята из хроники событий тех времен.

«Хорошёвская»

Фото: A.Savin/ wikimedia.org

Станцию открыли 26 февраля 2018 года на Хорошевском шоссе, между улицами Куусинена и 4-й Магистральной.

Пассажиропоток: Около 300 тысяч человек в сутки, в утренние и вечерние часы пик — не менее 27 тысяч человек в час.

Оформление: Колонны и часть путевых стен станции облицованы фиолетовым мрамором, по цвету Таганско-Краснопресненской линии, на которую отсюда можно пересесть. Пол и стены отделаны светло-серыми гранитом и мрамором. Потолок изготовлен из белых светоотражающих материалов. Дизайн станции исполнен в стиле авангард.

Фото: Сергей Киселев/Агентство «Москва»

Открылась 26 февраля 2018 года.

Расположена на Шелепихинском шоссе, к северу от Шмитовского проезда и к западу от линии Московского центрального кольца.

Станция обслуживает существующие и перспективные жилые и деловые комплексы, расположенные в районе Большого Сити (Шелепихинская набережная, Магистральные улицы), а также находится в пешей доступности от района Москва-Сити. Станция «Шелепиха» вошла в состав одноименного ТПУ (транспортно-пересадочного узла), обеспечивающего пересадку между БКЛ и МЦК (Московским центральным кольцом) в теплом контуре. Кроме того, организована пешеходная связь с платформой Тестовская Смоленского направления МЖД.

Оформление: Основными цветами в отделке станции стали белый, желтый и черный. Шестиметровые белые колонны неправильной формы создают иллюзию высоких потолков, сами потолки отделаны черными и желтыми пластинами. Платформа покрыта гранитом, стены — мрамором.

«Деловой центр»

Фото: mos.ru

Открылась 26 февраля 2018 года в центре Московского международного делового центра «Москва-Сити».

Из вестибюля станции пассажиры могут попасть в зону торгово-развлекательного комплекса «Афимолл» в центральной части «Москва-Сити». В центр «Москва-Сити» ежедневно приезжает на работу, за покупками, на деловые встречи не менее 300 тысяч человек. И вместе со строительством новых объектов количество посетителей будет расти.

Станция оснащена лифтами для маломобильных граждан.

Оформление: Внешний вид «Делового центра» перекликается с дизайном «Москва-Сити», частью которого является станция. Колонны и потолок облицованы металлом, ограждения балконов и витражи сделаны из стекла. На потолке установлены панели голубого цвета, символизирующие наличие пересадки на Филевскую линию. К северному балкону станции примыкают поперечные коридоры, ведущие к станции «Деловой центр» Солнцевской линии.

Фото: Сергей Киселев/ Агентство «Москва»

Станцию открыли 26 февраля 2018 года на территории парка «Ходынское поле», на месте Центрального аэродрома им. Фрунзе, между Ходынским бульваром и заброшенной взлетно-посадочной полосой.

Один из выходов со станции выводит к Дворцу спорта «Мегаспорт», одному из крупнейших спортивных объектов Москвы. Здесь проводятся различные спортивные турниры — по хоккею, фигурному катанию, собирающие под сводами стадиона около 15 тысяч зрителей.

Пассажиропоток: Около 120 тысяч человек в сутки, в утренние и вечерние часы пик — 12 тысяч человек в час.

Оформление: Дизайн станции содержит отсылки к Центральному спортивному клубу армии, именем которого она названа. Основными цветами служат красный и синий.

«Петровский парк»

Фото: Сергей Киселев/ Агентство «Москва»

Станцию открыли 26 февраля 2018 года около стадиона «Динамо» и Петровского парка.

Пассажиропоток: Более 245 тысяч человек в сутки, в утренние и вечерние часы пик — 24,5 тысячи человек в час.

Оформление: Станция оформлена в зеленой цветовой гамме, по цвету Замоскворецкой линии, на которую с нее можно пересесть. Платформа станции отделана серым и черным гранитом, путевые стены — белым мрамором, колонны — зеленым мрамором. В дизайн станции вписаны изображения Петровского путевого дворца, находящегося неподалеку и парковой архитектуры.

«Савеловская»

Фото: mos.ru

Станцию открыли 30 декабря 2018 года на площади Бутырской Заставы (она же — площадь Савеловского вокзала).

Пассажиропоток: Более 290 тысяч человек в сутки, в утренние и вечерние часы пик — почти 30 тысяч человек в час.

Оформление: Станция оформлена в серой цветовой гамме, по цвету Серпуховско-Тимирязевской линии, на которую с нее можно пересесть. Отделка станции выполнена с использованием серого и белого мрамора, а также серого и черного гранита. Местная «фишка» — необлицованные тюбинги, которыми служат отделкой путевых стен и части поверхностей пилонов. Такое простое, на первый взгляд, решение сделало станцию запоминающейся.

«Марьина Роща»

Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

Станция открылась 1 марта 2023 года вдоль 5-го проезда Марьиной Рощи.

Пассажиропоток: 272 тысячи человек в сутки, в утренние часы пик — более 27 тысяч человек в час.

Оформление: Дизайн станции «Марьина Роща» определил Международный архитектурный конкурс. Победитель — архбюро AI-Architects. Колонны на платформах напоминают пузатые фарфоровые чайники. Мраморные плиты выглядят так, словно на них есть мелкие трещины. Вестибюль украшают шары диаметром 2,5 метра. В качестве основного материала используется полированная нержавеющая сталь.

Фото: Александр Вильф/РИА Новости

Станция открылась 1 марта 2023 года на Рижской площади.

Пассажиропоток: 280 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — 28 тысяч человек в час.

Оформление: На центральной стене перед выходом со станции расположилось декоративное цифровое табло, которое будет показывать текущее время. Табло решено сделать в форме арки — этот элемент лежит в основе дизайна всей станции и несет в себе идею временного портала. Платформу украшают 12 металлических арок высотой до четырех метров со встроенной подсветкой. Арка — символ приглашения войти в город. Ее элементы есть и внутри Рижского вокзала.

«Сокольники»

Фото: Сергей Киселев/Агентство «Москва»

Станция открылась 1 марта 2023 года у главного входа в парк «Сокольники», на Сокольнической площади между улицами Русаковская и Сокольнический Вал.

Станция «Сокольники» выглядит самой символичной. Именно отсюда в 1931 году, более 90 лет назад, начиналось строительство Московского метрополитена. «У самых первых наших предшественников в 1931 году в распоряжении было всего две повозки, одна лошадь, четыре лопаты и три киянки в руках. Тем не менее всего за четыре года они построили 13 прекрасных станций, — напомнил журналистам Сергей Жуков, руководитель «Мосметростроя». — Сегодня у нас другая техника, современные материалы, но главное, что мы продолжаем строить метро и оно остается лучшим в мире. Новые»Сокольники», соединенные переходом со станцией исторической, — свидетельство тому».

Пассажиры, которые впервые спустятся здесь под землю, обнаружат еще и своего рода музей метростроения. Со стен платформы новой станции смотрят портреты реальных метростроителей 30-х годов.

«Мы нашли их фотографии и плакаты той поры в архивах города. Сделали с них компьютерную графику, и теперь лица первых метростроителей навсегда останутся с нами», — рассказал корреспонденту «РГ» руководитель проекта всех трех станций нового участка архитектор Александр Орлов. Чьи-то имена из этих строителей прошедшие годы уже стерли, но есть и те, кто навсегда вошел в историю. Например, улыбчивая девушка с выразительными глазами и отбойным молотком на плечах — это Татьяна Федорова. Проходчица, бригадир бетонщиков. За свой ударный труд на строительстве «Сокольников» она стала Героем Социалистического Труда, а потом уже руководила строительством и других станций, пройдя путь до заместителя руководителя «Метростроя».

Пассажиропоток: 313 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — более 31 тысячи человек в час.

Оформление: Декоративно-художественное оформление станции БКЛ «Сокольники» посвящено строительству первых станций Московского метрополитена: на светоотражающих панелях потолка размещены фрагменты плакатов тех лет. Одну из путевых стен и часть потолка превратили в большое декоративное панно в стилистике выдающихся художников и архитекторов-авангардистов, среди которых такие родоначальники русского конструктивизма и супрематизма, как Казимир Малевич, Владимир Татлин и Эль Лисицкий.

«Электрозаводская»

Фото: Сергей Ведяшкин/Агентство «Москва»

Станция открылась 31 декабря 2020 года вдоль Семеновской набережной у примыкания ее к Казанскому направлению Московской железной дороги.

Пассажиропоток: 337 тысяч пассажиров в сутки, в утренние часы пик — 33,7 тысячи пассажиров в час.

Оформление: Яркой отличительной чертой станции служит размещенное на путевой стене панно длиной 163 метра работы художника Александра Рукавишникова «Битва героев», на котором отображен собирательный образ защитника Древней Руси. Панно выполнено на стекле в технике многоцветной печати. В сочетании с другими декоративными элементами станции — подсветкой и объемными конструкциями — на станции создана целостная пространственная композиция.

10 лучших станций Большой кольцевой линии

В марте замкнулась БКЛ — одиннадцатая и самая длинная линия Московского метрополитена. Пришло время подводить итоги. «Афиша Daily» попросила архитектора-исследователя выбрать самые красивые, на его взгляд, станции Большой кольцевой линии.

Абдуллах Ахмедов
Архитектор-исследователь, выпускник программы «Архитекторы.рф»

В 2020 году я вместе с группой коллег участвовал в архитектурном конкурсе на две станции московского метро: «Кленовый бульвар-2» (Бирюлевская линия) и «Проспект Маршала Жукова» (Рублево-Архангельская линия). После этого я стал смотреть на архитектуру метрополитена под новой оптикой. Сразу скажу, что дизайн всех станций БКЛ находится на довольно высоком уровне.

«Рижская»

Открыта 1 марта 2023 года. Автор проекта — Blank Architects
© Александр Вильф/РИА «Новости»

Место у метро «Рижская» — историческое и знаковое: когда‑то здесь, на Крестовской заставе, располагался один из въездов в Москву. Теперь вместо Камер-Коллежского вала площадь пересекает Третье кольцо, но разница между внутренней и внешней его стороной все еще хорошо видна: с одной стороны старая Москва, с другой — железная дорога и промышленные здания. Поэтому бюро выбрало концепцию «Ворота в город», а главным декоративным элементом — арки.

«Это один из самых запоминающихся образов БКЛ. В наполненном светом вестибюле смешалось сразу несколько мотивов: городские ворота, правдивость архитектуры (на путевых стенах можно увидеть открытые черные чугунные тюбинги, то есть кольца, из которых собирают тоннели) и мультимедиа (изогнутый экран на потолке). Я бы отметил:

  • световые приемы, игру отражения, которая визуально создает дополнительное измерение станции;
  • качественно сделанные элементы, стыки и узлы — отдельный вид удовольствия для архитекторов;
  • встроенные и хорошо интегрированные скамейки;
  • кастомизированные и вмонтированные информационные таблички.

Не понравилось, что изогнутый экран, на котором крутят рекламу, закрывает перспективу станции, которая и так не отличается длиной. Перспектива — это очень важно для вестибюлей метро».

«Воронцовская»

Открыта 7 декабря 2021 года, главный архитектор — Александр Вигдоров

© Рамиль Ситдиков/РИА «Новости»

Интерьер станции вдохновлен космосом, но объяснение этой концепции довольно путаное. Рабочее название станции — «Калужская» (нынешнее выбрали на сайте «Активный гражданин» уже после начала работы над проектом), а в Калуге жил и работал основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский. Потолок платформы состоит из 11 600 алюминиевых «тарелок», которые имитируют Млечный Путь. Ломаные серые колонны должны напоминать о метеоритах, а полоцкий мрамор из российских карьеров — о звезде Сириус. Впервые в истории московского метро в отделке станции использовали кварцевый агломерат — искусственный камень, который отличился своей износоустойчивостью в экспериментах.

«Два ряда колонн сложной интересной формы, стилизованные под бетон, контрастируют с серебристым потолком, который собран из тысяч металлических круглых печаток. Ощущение, что колонны — это продолжение воображаемого модернистского советского здания наверху. Приятная и запоминающаяся станция с эффектной перспективой, думаю, жители района полюбят ее».

«Нагатинский Затон»

Открыта 1 марта 2023 года, авторы проекта — бюро Za Bor Architects

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *