Что соединяет дворцовый мост в санкт петербурге
Перейти к содержимому

Что соединяет дворцовый мост в санкт петербурге

  • автор:

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге

Одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга можно по праву назвать Дворцовый мост. Пятипролетный мост соединяет Адмиралтейский остров со стрелкой Васильевского, Дворцовый проезд и Биржевую площадь.

Длина Дворцового моста — 253 метра, а ширина — 31,6 метра.

Но поражает мост не только своими размерами. Разведённый центральный двукрылый пролёт — одна из визитных карточек города. Ко времени разводки Дворцового моста по обе стороны Большой Невы собираются туристы и проводятся ночные экскурсии на теплоходах, чтобы посмотреть на это удивительное зрелище.

Всего в городе более 300 мостов, 13 из которых разводятся в период летней навигации.

Развод Дворцового моста

Санкт-Петербург известен своими разводными мостами, ведь первое время все мосты, которые делали в городе, были разводными — так важны были для перевозок водные артерии города. Сейчас в городе более 300 мостов, 21 из них разводной, но из них регулярно разводятся всего 10 в период летней навигации и еще три по запросу. Дворцовый мост — один из самых величественных, но еще привлекательнее виды, которые открываются по обе стороны Невы.

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге

Именно поэтому туристы часто не один раз приезжают сфотографировать момент разведения моста. Посмотреть на это зрелище можно со стороны Адмиралтейского острова, но не менее красивые виды открываются на разведенный дворцовый мост и Зимний дворец с другой стороны реки. Автобусные и теплоходные экскурсии предлагают за одну поездку увидеть развод сразу нескольких мостов, один из них обязательно Дворцовый. Именно его изображение украшает обложки путеводителей по Санкт-Петербургу.

После реконструкции Дворцового моста в 2012 году старый шестеренчатый рабочий механизм был заменен на немецкое гидравлическое оборудование. Пульт управления разводкой находится в одной из опор моста со стороны Васильевского острова. Именно из этого помещения осуществляется контроль за всеми внешними и внутренними системами Дворцового моста. Его обслуживает бригада из шести человек. Мост разводится за 5 минут.

Расписание развода Дворцового моста в 2024 году

Только в период летней навигации:

  • с 1.10 до 2.50 и с 3.10 до 4.55.

Видео: развод Дворцового моста, аэросъемка

История

Долгое время для того, чтобы попасть от Зимнего дворца к учреждениям Торгового порта, людям приходилось пользоваться лодочным перевозом. Это создавало неудобства, поэтому в 1853 году Биржевой комитет обратился к Николаю I с просьбой о перемещении сюда наплавного Исаакиевского моста. Что и было сделано по указу императора в 1856 году. Таким образом, первый Дворцовый мост (так его назвали из-за близости к одноименной площади) был плакшкоутным.

В основе таких мостов — плавучие опоры, закрепленные якорями и оттяжками с берега, а на них уже уложен настил. Плакшкоутные мосты легко устанавливаются, но в петербургском климате требуют регулярных ремонтов. Для прохода судов по Большой Неве, Дворцовый мост каждый раз частично разбирали, а из-за повреждений во время наводнений, ледохода и ледостава его приходилось восстанавливать.

Для минимизации ущерба от крепости Шлиссельбург передавали информацию о начале ледохода, после чего настил моста в срочном порядке демонтировали, а плавучие опоры закрепляли на берегу. Тем не менее, совсем предотвратить повреждения не удавалось, и одним из тяжелых испытаний для Дворцового моста стал ледоход 1872 года. Об этом можно судить по сохранившимся ходатайствам о скорейшем его восстановлении и протоколам строительной комиссии.

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге в 19 веке, литография по рисунку И. Шарлеманя. Автор литографии: Joseph-Maria Charlemagne-Baudet (1824–1870)

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге в 19 веке, литография по рисунку И. Шарлеманя. Автор литографии: Joseph-Maria Charlemagne-Baudet (1824–1870), © [Public domain], via Wikimedia Commons

Очевидной была потребность в постоянной переправе через Неву, и в 1882 году жители района и общественные деятели подали в Городскую Управу соответствующее прошение. Для возведения Дворцового моста в 1901 году был объявлен архитектурный конкурс, однако из 28 эскизных проектов в итоге ни один не был принят. Дальнейшей работе помешали русско-японская война и революция 1905 года.

Только к весне 1908 года были разработаны новые технические требования и проведен новый конкурс. В результате второго конкурса утвержден проект инженера Андрея Павловича Пшеницкого, а оформление моста было поручено Роберту-Фридриху Мельцеру. Одно из основных условий, поставленных строительной комиссией — никаких иностранцев. Для всех работ нужно было найти русских инженеров, русских рабочих и использовать отечественное сырье. В результате подрядной организацией проекта стало «Общество Коломенских заводов».

Строительство моста началось в октябре 1911 года, а окончание планировалось через два года. Затянувшимся работам в апреле 1914 года помешало наводнение, а потом началась Первая мировая война. 23 декабря 1916 года Дворцовый мост был открыт без архитектурной отделки.

Конка на Дворцовом мосту

Конка на Дворцовом мосту, © Общественное достояние

Реконструкция Дворцового моста

В 1939 году деревянные перила моста сменили чугунные с советской символикой по эскизу архитектора Л. А. Носкова. Они были отлиты известным ленинградским скульптором и художником Игорем Всеволодовичем Крестовским.

Капитальный ремонт моста провели в 1967 году — улучшили гидроизоляцию и провели ремонт осей вращения, а через 10 лет очередь дошла до реконструкции фонарей, настила и разводной части.

В 1997 году во время очередной реконструкции моста, которая проходила под руководством инженера Юрия Александровича Петрова, были разобраны трамвайные пути и появилась художественная люминесцентная подсветка. Подсветка может быть синей, белой, голубой, зеленой или красной, но чаще всего используются первые три цвета.

Последняя реконструкция, проводившаяся без полного перекрытия движения, завершилась в 2013 году.

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге

Экскурсии на разводку мостов

от Спутника

от Tripster

Достопримечательности рядом

Со стороны Адмиралтейского острова по одну сторону Невского проспекта можно увидеть Зимний дворец (Эрмитаж) и Александровскую колонну. За Эрмитажем, если пройти вдоль Невы, расположен Дворец Великого князя Владимира Александровича.

По другую сторону Невского проспекта стоит Адмиралтейство, а чуть дальше вдоль Невы — Медный всадник. За Медным всадником открывается вид на величественный Исаакиевский собор.

Со стороны Васильевского острова расположены Ростральная колонна, Кунсткамера и здание Биржи, а через Малую Неву открывается вид на Петропавловскую крепость, стоящую на Заячьем острове.

Интересные факты Перед тем, как открыть мост в 1916 году, его проверяли на прочность. Для этого на него одновременно въехало 34 грузовых автомобиля с грузом по 600 пудов.

С 1917 по 1944 год Дворцовый мост назывался Республиканским.

Мостостроители не используют выражение «свести мост», а говорят «навести пролёт».

В рамках международного арт-форума «graFFFest» в ночь с 17 на 18 августа 2012 года крыло разведенного Дворцового моста со стороны Эрмитажа служило гигантским экраном. Его площадь составила более 400 квадратных метров, сделав Дворцовый мост самым большим кинотеатром под открытым небом.

Дворцовый мост включен в реестр объектов культурного наследия РФ.

Как добраться до Дворцового моста

Дворцовый мост расположен рядом с Эрмитажем. Удобнее всего дойти до него от станции метро «Адмиралтейская» (фиолетовая, Фрунзенско-Приморская линия). При выходе из метро сразу повернуть направо, выйти на Невский проспект и идти вдоль него в сторону Зимнего дворца.

От станции «Невский проспект» (синяя, Московско-Петроградская линия) нужно пройти по Невскому проспекту в сторону Эрмитажа, а дальше так же повернуть в сторону Зимнего дворца.

Можно воспользоваться станцией метро «Василеостровская» Невско-Василеостровской линии (зеленая ветка). При выходе из метро повернуть направо и по Среднему проспекту дойти до набережной Макарова. Вдоль набережной идти направо до Дворцового моста. Вы окажетесь у моста со стороны Биржевой площади.

Подъехать к Дворцовому мосту можно на городских автобусах маршрутов 7, 10, 24, 191, а также троллейбусах 1, 7, 11, 10.

Доехать до Дворцового моста в Санкт-Петербурге можно, воспользовавшись приложениями такси: Яндекс.Такси, Везёт / Rutaxi, Gett и Uber.

Дворцовый мост на панорамах Google Maps

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге

Легендарный разводной мост через Неву, тот самый, ради фото которого в период белых ночей, да и в любое другое время года в Санкт-Петербург приезжают десятки тысяч туристов. Разводные крылья моста, которые поднимаются на 61 градус, давно стали одной из главных визитных карточек города и растиражированы на миллионах сувенирах из Северной столицы. Длина пятипролетного чугунного моста — 250 метров, ширина — 27,7 метра. Его центральный разводной двукрылый пролет — один из крупнейших в мире. Масса металлических пролетных конструкций составляет 4 868 тонн. В среднем за год Дворцовый мост разводится и наводится примерно 300 раз, а под его крыльями только за одну ночь успевают проходить до 25 судов.

Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Центральный район, напротив сада Зимнего дворца Координаты: 59.941312, 30.308001 Режим работы: ежедневно, круглосуточно (кроме времени, когда мост разведен)

Топ-6 лучших ночных экскурсий на развод мостов в Санкт-Петербурге

Режим работы

май-сентябрь

Стоимость

от 800 руб.

Не увидел развод мостов над Невой — все равно что не был в Санкт-Петербурге. Посмотреть на это завораживающее зрелище можно не только с набережных, но и с воды. Да еще и под увлекательный рассказ экскурсовода, живую музыку или романтический ужин на теплоходе. С катеров и теплоходов будут видны не только переправы, но и все великолепие города — дворцы, набережные, памятники. Предлагаем вам топ-6 лучших ночных экскурсий на развод мостов в Санкт-Петербурге.

История

Расположение Санкт-Петербурга по берегам Невы почти сразу потребовало возведения в городе нескольких переправ. В 1727 году на месте, где сейчас стоит Дворцовый мост, появился наплавной Исаакиевский, который соединял здания Сената и Синода с дворцом Меньшикова. Но такая переправа работала только в то время, когда воды реки не были скованы льдом, с приходом зимы ее разбирали. Перебираться на другой берег людям приходилось по льду, что весной становилось крайне сложно, да и опасно.

В начале 50-х годов XIX века инженер Иван Герард разработал проект плашкоутного (на плавучих опорах-понтонах) моста. В 1856 году он был построен. Но и такая переправа имела свои минусы — тоже не работала зимой. Спустя некоторое время созрела идея строительства стационарного путепровода.

В начале XX века был объявлен открытый конкурс проектов будущего моста. Всего было предложено 28 вариантов, но члены комиссии так и не смогли прийти к единому мнению. Одним из лучших вариантов был проект общества «Батиньоль». Но на него у города не хватало средств. Вновь о строительстве заговорили только в 1908 году, и в итоге за основу был взят проект Андрея Пшеницкого. За декор постройки сначала отвечал архитектор Роберт-Фридрих Мельцер. Но в дальнейшем от его эскизов отказались из-за их сложности.

Строительство Дворцового моста в Санкт-Петербурге велось до 1916 года. После испытаний на прочность его впервые открыли 23 декабря (5 января 1917 года по новому стилю). Из-за войны празднования значимого для города события не было. Вскоре произошла революция, и уже в 1918 году власти Петрограда объявили о переименовании Дворцового моста в Республиканский. Таковым он оставался до 1952 года, когда старое название вернули.

За годы существования мост несколько раз реконструировали. Последний ремонт проводился в 2012–2013 годах — меняли металлоконструкции и механизмы разводного пролета. До этого они были электромеханическими — огромные шестерни приводились в движение электрическим двигателем. Теперь крылья поднимает электрогидравлическая система.

Что посмотреть

Самые красивые виды на мост открываются с Университетской набережной и с территории Дворцовой набережной у сада Зимнего дворца. Если будете в Питере летом, обязательно посмотрите на мост с воды во время экскурсии.

Дворцовый мост соединяет Адмиралтейский и Васильевский острова. От него можно прогуляться пешком до сада Зимнего дворца и Эрмитажа. Советуем также заглянуть в Адмиралтейский сад. Чуть дальше, на Сенатской площади — легендарный Медный всадник. Перейдя Дворцовый мост, можно увидеть и посетить Кунсткамеру. Если двигаться от разводного моста в сторону площади Трезини по Университетской набережной, стоит заглянуть и в Менделеевский сквер, а далее дойти до Дворца Меншикова и Румянцевского сада.

Лучшие достопримечательности Санкт-Петербурга

Достопримечательности в Санкт-Петербурге можно встретить буквально на каждом шагу — памятники, дворцы, музеи, галереи, театры. В одном только центре города это тысячи интересных для туристов мест. У приезжих, особенно тех, кто посещает Санкт-Петербург впервые) всегда разбегаются глаза: куда броситься и что посмотреть в первую очередь? Мы составили список достопримечательностей Санкт-Петербурга, которые обязательно стоит увидеть.

Расписание разводки Дворцового моста в Санкт-Петербурге

Дворцовый мост уникален не только своим расположением, обликом и конструкцией. Ночью, задолго до начала движения его пролетов вверх, собираются люди и ждут уникального зрелища. С 2016 года Дворцовый мост разводят под самые известные классические мелодии, также мост красиво подсвечивают. Многие туристы предпочитают наблюдать за действом с воды, и Нева рядом с ним в эти моменты буквально кишит катерами и лодками различных размеров.

Морозной зимой вид на мост тоже прекрасен. Замерзшая Нева, здания на другом берегу и мостовые пролеты в лучах заката надолго останутся в памяти.

Где сделать красивые фото

Сделать удачные кадры Дворцового моста получится вечером или ночью, когда загорятся фонари подсветки. Наилучший ракурс будет со стороны Университетской и Дворцовой набережных. Также можно сфотографироваться с видом на раскинувшиеся крылья моста с территории Адмиралтейского сада и со стрелки Васильевского острова. Еще один вариант — сделать фото с воды.

Выберите лучшее жилье в Санкт-Петербурге

Ответы на популярные вопросы

1. Сколько в Санкт-Петербурге разводных мостов, кроме Дворцового?

Всего в Санкт-Петербурге 21 разводной мост. Самые известные, помимо Дворцового, — Благовещенский, Троицкий, Литейный, Большеохтинский, Александра Невского, Володарский, Биржевой, Тучков, Кантемировский, Сампсониевский.

2. Правда ли, что на разведенном Дворцовом мосту в Петербурге показывают видеопроекции?

Развод моста сам по себе выглядит весьма эффектно, но в праздничные ночи, когда крылья моста разведены, есть еще одна «фишка»: видеопроекции. В 2021 году для жителей и гостей города в честь 60-летия первого полета человека в космос показали лазерную проекцию с портретом Юрия Гагарина.

Как добраться

Если будете подъезжать к Дворцовому мосту со стороны Невского проспекта, то оставить авто будет удобно на бесплатной стоянке прямо перед Адмиралтейской набережной. При движении со стороны Биржевой площади советуем припарковаться на общедоступной парковке у здания Биржи.

Маршруты № 7, 10, 24, 191 до остановки «Университетская набережная д.1» или «Дворцовая площадь».
Маршрут № 47 до остановки «Университет».

Дворцовый мост, Санкт-Петербург

Этот мост можно по праву назвать главным мостом Российской Империи и визитной карточкой туристического Санкт-Петербурга.

Мост соединяет собой стрелку Васильевского острова (там раньше располагалась биржа) и центр города между Зимним дворцом и Адмиралтейством (месторасположение власти).

История создания Дворцового моста повторяет хронику строительсва большинства переправ города.

В 19 веке на этом месте располагался плашкоутный мост, который уже давно пора было заменить на постоянный. И просьбами о его постройке была завалена Городская управа.

Но власти были заняты более серьезными делами, поэтому конкурс (как водится – международный) был объявлен лишь в 1901 году.

Сперва, как и в большинстве архитектурных конкурсов, победили французы. Их проект был признан единственным, годным для воплощения в жизнь. Это была французская фирма «Батиньоль», ставшая известной в России благодаря проекту, по которому был возведен Троицкий мост.

Но, так как построить Троицкий этой фирме не удалось (проект купили, но подряд был отдан другим), в этот раз они во что бы то ни стало решили свое право отвоевать.

В ответ на предложение властей продать проект, французы ответили встречным предложением заключить с ними контракт на возведение Дворцового моста.

Пойти на это городские власти отказались и объявили второй тур конкурса, участие в котором приняли в основном российские заводы.

  • (сегодня эту практику отлично использует Китай. Приглашая иностранцев, он настаивает на передаче технологий, но максимально задействует свои собственные производственные мощности и ресурсы)

В результате, после долгих раздумий и размышлений, только в 1911 году был подписан договор с Обществом Коломенских заводов.

По условиям этого договора, новый мост через Неву должен был быть полностью готов и испытан к ноябрю 1913 года.

Условие было одно – все материалы, используемые при постройке, должны быть отечественными, а все рабочие и инженеры — русскими.

В 1903 году, по проекту Пшеницкого, началось, наконец, строительство нового Дворцового моста. Но первая империалистическая война помешала выполнить договор и завершить работы в срок.

Мост был открыт только в 1916 году даже не завершив полностью художественную отделку.

Чугунные решетки перил, фонари и павильоны управления были полностью завершены уже при советской власти, более чем через 20 лет после окончания основного строительства.

Дворцовый мост представляет собой довольно простую и четкую конструкцию.

Пять пролетов, средний – разводной, крылья его уравновешены противовесами, подвешенными на шарнирах.

Расположение моста обязывало его своим обликом гармонировать с окружающими его великолепными архитектурными сооружениями. Но это ему, как раз, и не удалось.

Причина, скорее всего, кроется в слишком большом количестве задействованных лиц, в разное время приложивших руку к его созданию.

Лишенный гармоничных пропорций, слишком тяжеловесный и довольно неуклюжий, он, кроме всего прочего, частично загородил собой архитектурные шедевры, расположенные на стрелке Васильевского острова. Но сегодня для горожан и туристов вид Дворцового моста стал настолько привычным, что только опытный архитектор может уловить некоторый диссонанс в общей планировке моста и прилегающих зданий.

Революционные переименования прошли и по Дворцовому мосту, — в 1917 году он получил название Республиканский, но, удивительно, в самое суровое для Петербурга время, в 1944 году ему вернули прежнее имя.

Дважды, со времени его создания, в 1977 и 1997 годах, Дворцовый мост подвергался реконструкции.

Сегодня по нему ежедневно проходят десятки тысяч туристов, каждый останавливается, чтобы сфотографироваться на фоне Эрмитажа или Петропавловской крепости.

А ночью начинается главный аттракцион Петербурга.

Ко времени разводки на Неве собираются десятки корабликов с туристами, чтобы наблюдать поднятие пролетов с воды, на расстоянии вытянутой руки.

В это время на Неве невероятно тесно.

Прогулочные теплоходы в смысле слова «пасут» катера речной охраны и, как только мост оказывается разведен – загоняют всех, как настоящую овечью отару, в малые реки и каналы.

Ведь, через несколько минут по главному фарватеру пойдут большие сухогрузы, и речная «мелочь» не должна путаться под ногами.

Мост отлично оборудован подсветкой. Наиболее красивы два вида.

Если стоять напротив Эрмитажа, то в поднимающиеся пролеты будет видна башня Кунсткамеры. А если стать у Адмиралтейства, то можно видеть вдалеке освещенную колокольню Петропавловской крепости.

Что соединяет дворцовый мост в санкт петербурге

Дворцовый мост

Дворцовый мост — разводной чугунный мост через Неву соединяет центральную часть города с Васильевским островом.

С 1856 г. здесь устанавливался наплавной мост, опирающийся на плоскодонные суда. В 1901г. было принято решение о постройке постоянного разводного моста. В технических условиях на его проектирование указывалось, что в виду нахождения моста в лучшей части Петербурга конструкция и орнаментация его должны соответствовать красоте вблизи расположенных зданий.

Сопряжение моста должны представлять красивые переходы от моста к старинным гранитным набережным. На три проведенных конкурса поступило 54 проекта и только в 1909г. был выбран лучший. Победителем стал А. П. Пшеницкий.

А. Пшеницкий выдающийся польский инженер строитель, выпускник Санкт-Петербургского института путей сообщения. Принимал участие в проектировании, строительстве и реконструкции 43 Петербургских мостов. В числе которых мост Ломоносова, Пантелеймоновский, Поцелуев и Троицкий.

Пшеницкому удалось достичь удивительного эффекта: его Дворцовый мост, словно стелется по воде, сохраняя панораму Невских берегов.

Архитектурное оформление Дворцового моста по распоряжению президента Академии художеств было поручено Р. Ф. Мельцеру. Р. Мельцер русский архитектор художник, архитектор двора, принимал участие в отделке интерьеров Зимнего дворца, Аничкова дворца, Александровского дворца в Царском Селе, и коттеджа в Петергофе. Основные постройки: несколько домов для Нобеля, доходный дом Жуэна.

Разводка мостов Петербурга

Открытие Дворцового моста, но без архитектурного оформления предложенного Мельцером, состоится 23 декабря 1916 г. В газетах писали: «что церемония прошла очень скромно, члены царской династии на ней не присутствовали, впрочем, как и многие высокопоставленные чиновники, да им было и не до моста, гораздо более важным событием которому уделялось все их внимание было недавнее убийство Распутина”. Ну что же согласимся с вечным: ”много званных, и так мало избранных”. Главное что на открытие моста пришли те, для кого он строился — жители города. И во время торжественной службы, в честь его рождения прозвучали священные слова: “Свет Господний озарит прикосновением своим новую жизнь. И не будет уже страданий, а только счастье и благо войдут в меня светом этим”. Вот как описывал увиденное один из присутствующих, кстати тоже участник конкурса на лучший проект моста.

Люди смотрели в сторону Невы, молчаливые и спокойные, и тут Дворцовый мост начал раскрываться, как будто поднимая в мольбе две свои руки к небесам, в один момент не было ни прошлого, ни настоящего, город рождался заново, и весь он был рекой и небом, светом и мостом, кораблем и людьми. Все было едино, и на одну секунду люди увидели вечность. И этот образ уже почти 100 лет будет запечатлеваться в фотографиях, картинах и людских сердцах. Разведенные створы моста, подобно ладоням во время молитвы, оберегающим как пламя свечи на ветру Петропавловский собор, над шпилем которого летит ангел хранитель Санкт- Петербурга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *