Шангал что означает слово
Перейти к содержимому

Шангал что означает слово

  • автор:

Геноцид езидов в Шангале

3 августа — годовщина геноцида езидов в Шангале (араб. Синджар, Ирак), учиненного террористами так называемого «Исламского государства» (ИГ). Ровно год тому назад в ночь с 2 по 3 августа военизированные формирования иракских курдов «пешмерга» численностью в 8.000 бойцов [1] были выведены по непонятным причинам из Шангала, после чего в регион ворвались джихадисты, устроившие беспрецедентную резню мирного населения. Фотографии и видеорепортажи из Шангала облетели все ведущие телеканалы мира и повергли в шок все человечество. Убитыми оказались свыше 10 тыс. человек, до 5000 женщин и детей угнаны в рабство и около 400 тыс. езидов стали беженцами. Впервые за всю свою историю езиды покинули территории, на которых проживали испокон веков. И сейчас международное сообщество во главе с США вынуждено перегруппировать свои силы для борьбы с монстром в лице ИГ, которого они вырастили за последние годы.

i.cnnturk.com

В данной статье мы не стремимся описывать детали совершения геноцида езидов, а лишь рассмотрим события, предшествующие ему, ведь массовые убийства езидов и уничтожение духовного и культурного наследия ассирийцев в Ираке стали апогеем многолетней политики Эрбиля и Багдада по отношению к этническим и религиозным деноминациям в стране.

Город Шангал расположен в северо-западной части провинции Найнава, в 136 км от Мосула. В древности был самым восточным форпостом Римской империи. Центр одноименного округа, площадь которого составляет 1420 кв.км. Является оплотом езидского мира.

В саддамовские времена в регионе была развита аграрная экономика. Шангал являлся одной из житниц Ирака. Помимо пшеницы здесь выращивался ячмень, рис и табак. В селениях Айн аль-Газаль и Хаяли, относящихся к Шангалу, имеются крупнейшие месторождения нефти, а в шангальских горах — месторождения природного газа и тяжелых минералов [2].

До нашествия террористов ИГ в регионе проживало более 400 тыс. езидов. Численность населения самого районного центра, по данным переписи 2007 г., составляла 90.692 чел., из которых 75.077 являлись езидами, а остальные 15.115 были арабами и туркменами [3].

В период с 1977—1987 гг. регион подвергся политике арабизации, проводимой режимом Саддама Хусейна. Жителей нескольких езидских селений собирали в резервациях, именуемых «муджамаа» [4]. Если, по переписи 1977 г., численность населения в Шангале составляла 100.511 человек, то в 1987 г. — 20.711 чел. Даже по окончании данной политики езидов продолжали угнетать [5].

В октябре 1994 г. режимом Саддама Хусейна было принято решение № 9420 об уничтожении двух деревень езидов Гамеш Тапа и Казана и передачи их имущества арабам. 10 сентября 2000 года центральные власти приняли постановление о выдачи арабам разрешений на владения домами в районах Махмура и Шангала, независимо от их места рождения. Таким образом, Багдад проводил целенаправленную политику по изменению демографической ситуации на исторических территориях езидов. Апогеем же всего этого стало решение о снесении 1200 езидских домов в селении Синуне (регион Шангала), принятое комитетом безопасности 22 октября 2001 г.

После падения режима Саддама Хусейна в 2003 г. Ирак впал в пучину многолетнего противоборства между шиитами и суннитами. В стране наблюдался рост религиозного фанатизма, что поддерживалось центральными властями и курдами. Так, в новой Конституции Ирака, которая была создана с подачи США, в статье 2 ислам объявляется государственной религией [6]. В свою очередь, иракские курды пошли дальше, объявив нормы шариата единственным источником законодательства Курдистана [7]. Напомним, согласно шариату, езиды не входят в категорию «народ книги» (ахл аль-китаб), признанных исламом религий, и считаются народом без книги, который должен быть обращен в ислам или же быть уничтоженным.

На этом фоне первым тревожным сигналом для них стал теракт 2007 г. в Шангале, унесший жизни более 500 человек [8]. По данным езидов, данный теракт был совершен курдскими спецслужбами при посредничестве губернатора Мосула Хосро Горана. После этого, в регион были введены курдские силы безопасности, которые якобы пытались защитить езидов от угрозы терроризма, а в действительности проводили откровенно шовинистическую политику по отношению к местному населению. Этот момент стал ключевым в истории езидов и, по сути, началом их конца. А Шангал де-факто перешел под контроль курдских властей.

Справедливости ради, следует отметить, что езиды возлагали большие надежды на иракский Курдистан, рассматривая его в качестве освободителя, но в действительности все вышло с точностью до наоборот. Саддама Хусейна сменил Масуд Барзани, БААС сменилась на ДПК, лозунги «езиды — это арабы» сменились на «езиды — это чистые курды», а политику арабизации сменила политика курдизации, принявшая уродливые формы. По данным доклада американской организации в сфере прав человека «Institute for International Law and Human Rights», езиды, не признающие себя курдами, подвергались систематическому насилию, дискриминации и арестам со стороны спецслужб иракского Курдистана [9].

Езидские территории, квалифицирующиеся иракской Конституцией как «спорные», стали ареной непрекращающейся борьбы между Эрбилем и Багдадом. Пытаясь избавиться от нелояльных езидов, иракские курды в лице Демократической партии Курдистана (ДПК) вооружились политикой Саддама Хусейна, которую тот использовал против них. Как сообщает Wikileaks, глава езидов Мир Тахсин-бег еще в 2008 г. предупреждал западных дипломатов о том, что езидское сообщество исчезнет под давлением ДПК. Тахсин-бег заявлял, что представители ДПК насильно отбирают земли и имущество езидов в Шейхане (араб. Айн-Сифни) и передают их курдам [10]. Езидский лидер полагал, что ДПК намеренно увеличивает долю курдского населения в этих областях, чтобы выиграть любой будущий референдум в провинции Найнава. Но, по мнению Мира Тахсин-бега, данная политика «приведет к исчезновению езидов» [11].

Слова езидского лидера оказались пророческими. Шейхан, в котором с незапамятных времен проживало езидское большинство и где началось распространение езидского вероучения, на сегодняшний день превратился в мусульманский регион.

Несмотря на то, что представители ДПК контролировали все важные посты в Шангале, в регионе царил высокий уровень бедности, вынуждавший езидов переезжать в Мосул в поисках лучшей доли, где они становились легкой добычей радикальных исламистов. Аграрный сектор Шангала был уничтожен, экономика разрушена, а решение проблем затягивалось курдскими чиновниками из-за отсутствия политической воли. Всякий раз, когда езиды пытались отстаивать свои права, руководство Курдистана в лице Масуда Барзани апеллировало тем фактом, что езидские территории являются «спорными» и они не подпадают под курдскую юрисдикцию. Однако это не мешало курдским партиям участвовать в местных выборах, контролировать ключевые посты в силовых структурах и органах местного самоуправления [12].

Исламизация курдского общества, проводимая активно правящим кланом Барзани, стала настоящей угрозой для езидов и христиан. Весьма показательным примером данного тезиса стал 2011 г., характеризующийся массовыми погромами в иракском Курдистане магазинов и массажных салонов, принадлежащих езидам и ассирийцам [13]. Кроме того, их представителям не суждено также занимать высокие посты в государственных структурах, поскольку присяга осуществляется на Коране, что немыслимо для них [14].

Искусственно созданная нищета в местах компактного проживания езидов стала одной из причин резкого роста количества самоубийств среди представителей езидской молодежи Ирака. Любая инициатива езидских общественных деятелей по улучшению ситуации в данном направлении пресекалась в корне, а инициаторы подвергались гонениям. Так, в конце 2012 г. в Шангале была организована конференция, посвященная искоренению причин самоубийств среди езидов. По окончании конференции езидские правозащитники были задержаны курдской спецслужбой «Асаиш», а некоторые из них подверглись насилию [15].

Вместо того чтобы обеспечивать безопасность в Шангале курдские спецслужбы сосредотачивались на подавлении любой езидской активности. А между тем регион становился мишенью атак террористов, которые чувствовали себя здесь довольно комфортно, не встречая противодействия со стороны курдских и центральных властей. Как сообщает езидский новостной портал ÊzîdîPress, после череды убийств езидов в мае 2014 г. премьер-министр иракского Курдистана Нечирван Барзани обещал создать езидскую военизированную группировку для защиты региона от террористов [16], но дальше обещаний дело не пошло.

За несколько часов до наступления террористов курдские пешмарга получили приказ об отступлении из Шангала без предварительной эвакуации населения. Рядовые бойцы из числа езидов изъявили желание защищать регион и отказались подчиняться приказу, за что были застрелены на месте [17]. Каково же было удивление местных жителей, предполагающих, что пешмарга защищают их, когда к ним ночью в дома ворвались джихадисты, убивая всех подряд? Вдобавок, к террористам примкнули местные арабы и курды, которые стали соучастниками геноцида своих соседей. Как заявлял лидер езидского движения Хайдар Шашо, именно местные мусульмане демонстрировали особую брутальность по отношению к езидам, сжигая их заживо в печах [18]. После наступления бойцов сопротивления в декабре 2014 г. и освобождения селений, расположенных на севере Шангала, многие из бывших соседей езидов беспрепятственно мигрировали в иракский Курдистан, где их никто не преследовал за совершенные преступления. Однако преследованию со стороны курдских властей продолжали подвергаться езиды. В конце марта 2015 г. курдские спецслужбы силовым путем разогнали митинг езидов, требующих освобождения пленных езидок, признания геноцида и автономии в составе Ирака [19]. По иракскому Курдистану прошли массовые аресты езидских активистов, включая командира езидского сопротивления в Шангале Хайдара Шашо, которому был поставлен ультиматум о подчинении курдским властям, хотя езидское ополчение официально были признано Багдадом частью иракской армии [20]. На территории самого курдского региона под запрет попал езидский флаг.

Несмотря на заявления лидера иракских курдов Масуда Барзани о наказании ответственных за отступление бойцов пешмарга, все виновные даже спустя год находятся на свободе и продолжают занимать свои посты.

Таким образом, геноцид езидов, осуществленный террористами ИГ, не стал чем-то неожиданным. ИГ фактически сделало то, на что публично не решались Багдад и Эрбиль, но реализовывали иными методами на протяжении длительного времени. Проживая на богатых природными ресурсами территориях, езиды были препятствием для арабов и курдов. Последние, в свою очередь, принесли их в жертву своим национальным интересам. Именно после захвата Шангала террористами и учиненного ими геноцида мировое сообщество начало оказывать материальную и военную помощь властям иракского Курдистана.

В то время как Запад всячески стремится отстоять однополые браки, на грани исчезновения находятся древнейшие культуры и народы Ближнего Востока. До них нет дела абсолютно никому, что в очередной раз демонстрирует фиктивность международного права, к которому так любят апеллировать мировые державы в угоду своим национальным интересам. Но это уже тема для отдельного исследования.

[1] Об этом говорится в интервью, который дал генерал курдской армии Касым Шашо агентству «Rudaw»: http://rudaw.net/arabic/onair/tv/episodes/episode/hevpeivin19092014

[2] Доклад министерства иностранных дел иракского Курдистана «об административных изменениях в Киркуке и на спорных территориях», стр. 42: http://perleman.org/files/articles/130 508 111 135.pdf

[3] Там же. В докладе говорится о курдах, хотя общеизвестно, что именно езиды составляют большинство на данных территориях. Это связано с тем, что в иракском Курдистане на самом высоком уровне отрицается идентичность езидов. Согласно нормативно-правовым актам Курдистана, этносами официально признаются курды, арабы, ассирийцы и армяне

[4] Д. Пирбари, Р. Рзгоян «К вопросу об идентичности езидов»: http://www.gumilev-center.ru/k-voprosu-ob-identichnosti-ezidov/. Статья также опубликована в Кавказском этнологическом сборнике Тбилисского государственного университета.

[5] Доклад министерства иностранных дел иракского Курдистана «об административных изменениях в Киркуке и на спорных территориях», стр. 42: http://perleman.org/files/articles/130 508 111 135.pdf

[7] Об этом говорится в стать 6 проекта Конституции иракского Курдистана

Перевод «Шангал» на английский

В то время как 80000 езидов вернулись в Шангал, местные конфликты мешают им выживать и восстанавливать.

While 80,000 Yazidis have returned to Shingal, local conflicts make it difficult for them to survive and rebuild.

Каждый курд в мире со страхом и возмущением следил за судьбой наших братьев на горе Шангал в 2014 году.

Every Kurd around the world shook with fear and indignation at the predicament of our brothers and sisters on the top of Mount Sinjar in 2014.

Тысячи людей подвергались зверствам и массовым казням в течение нескольких лет от рук экстремистской группировки после того, как они захватили Синджар (Шангал).

Thousands of people were subjected to atrocities and mass executions for many years at the hands of the extremist group after they overran Sinjar (Shingal).

Багдад позорно отреагировал на референдум закрытием воздушного пространства автономного района и военным захватом большинства спорных курдских территорий, включая Киркук и Шангал, в результате нанеся серьезный моральный удар курдам.

Baghdad infamously responded to the referendum by closing the autonomous region’s airspace and militarily seizing most of the disputed Kurdistani territories, including Kirkuk and Shingal, in a devastating blow to Kurdish morale.

В Ноябре местные чиновники в провинции Ниневия, где находится Шангал, объявили о планах построить 37 новых школ, чтобы заменить разрушенные с 2014 года.

On Nov. 2, local officials in Nineveh province, where Shingal is located, announced plans to build 37 new schools to replace those destroyed since 2014.

«Шангал в настоящее время находится под контролем боевиков «Хашд аш-Шааби», сказал он, добавив, что «люди недовольны их правлением».

«Shingal is currently under the control of Hashd al-Shaabi» militias, he said, adding that «the people are not happy with their rule.»

Беженцы среди святынь Как живут езиды, скрывшиеся от «Исламского государства», в горном храме на севере Ирака

Боевики «Исламского государства» прославились жестокостью по отношению к врагам. Без всякой жалости на подконтрольных территориях они расправляются с христианами, шиитами, а подчас и со своими единоверцами суннитами. Однако едва ли не главным объектом ненависти исламистов в Ираке стали езиды — этноконфессиональная группа, которую подозревают в поклонении дьяволу. О том, как живут езидские беженцы, покинувшие свои дома из страха перед «Исламским государством», читайте в репортаже «Ленты.ру».

В августе 2014-го боевики группировки «Исламское государство» (ИГ) захватили область Шангал на северо-западе Ирака, где компактно проживают курды-езиды. Исламисты устроили этнические чистки на оккупированной территории. Существует поверье, что езиды поклоняются дьяволу. Опираясь на этот предрассудок, радикалы оправдывают свою особую ненависть и жестокость к этой этноконфессиональной группе.

Материалы по теме:

От павлина до Сатаны Древняя религия езидов снова стала причиной гонений на ее приверженцев

От павлина до Сатаны Древняя религия езидов снова стала причиной гонений на ее приверженцев
3 сентября 2014

Езиды проживают в Шангале на протяжении многих веков подряд. Шангал — курдское название области, арабы называют ее — Синджар. Ее центр — в одноименном городе. Известно, например, что в 1715-м году армия Османской империи вторглась в Шангал и устроила там массовое уничтожение местного населения — езидов. Езиды обычно спасались от агрессоров, уходя в труднодоступные горы. Всего последователей этой религии в мире насчитывается, по разным оценкам, от 700 тысяч до миллиона. Они проживают в нескольких странах мира (40-тысячная диаспора есть и в России). Большая же часть — более 600 тысяч — в Ираке, в районах на севере страны. Этнически они принадлежат к курдам. Однако предпочитают называть себя езидами, а не курдами. Курды для них — вероотступники, те, кто променял свою традиционную религию, езидизм, на какую-либо другую.

В первых числах августа 2014-го пешмерга (силы самообороны Иракского Курдистана), оборонявшие Шангал, не выдержали натиска боевиков ИГ, сдали позиции и покинули регион. Исламисты быстро захватили город Шангал и окрестные деревни. Тысячи езидов попали в плен. Кто успел, ушли в горы. В течение нескольких дней сотни мужчин, десятки детей и женщин, попавших в плен, были казнены исламскими радикалами. Другие — использовались в качестве рабов. Езиды, укрывшиеся в горах, оказались в окружении, без продовольствия и воды. На помощь им выдвинулись подразделения Рабочей партии Курдистана (РПК) и сирийских курдов YPG (мужской состав) и YPJ (женский состав). 14 августа РПК удалось деблокировать горы, был создан коридор для выхода езидов. 15 тысяч беженцев смогли покинуть регион. Значительная часть из них направилась в храмовый комплекс Лалеш в Иракском Курдистане, недалеко от границы с Турцией — главную святыню езидов. Около 500 семей вынужденно поселились здесь в августе-сентябре прошлого года.

Езиды-беженцы в храмовом комплексе Лалеш. 20 сентября 2014 года

Сейчас в Лалеше проживают 52 семьи — остальные переместились в специализированные лагеря беженцев либо вернулись домой, если их родные населенные пункты уже отбили у ИГ. Семьи у езидов состоят из как минимум 8-10 человек. Поэтому храмовый комплекс больше похож на оживленную деревню. В обычное время здесь разрешено жить лишь семье шейха Хусейна — это хранители святыни. Для родственников шейха отведено несколько комнат, отделенных стеной от главного храма комплекса. Всего храмов три. Каждый из них украшен конусовидными куполами с вертикальными острыми ребрами. Обычно изображения именно этих куполов иллюстрируют материалы о Лалеше. Они чрезвычайно похожи на купола грузинских и армянских церквей.

Главный храм был воздвигнут в качестве мавзолея вокруг могилы шейха Ади ибн Мусафира — одного из основателей езидизма — в 1162 году. В самых старых помещениях храма хранится множество кувшинов для оливкового масла, используемого для зажжения и поддержания священного огня. Огонь — один из священных объектов езидизма. Сама религия — сложная смесь зороастризма, христианства, ислама и различных ближневосточных языческих культов. Детали своего верования езиды скрывают. Шейх Ади ибн Мусафир почитается ими как воплощение ангела Малака Тавуса, главного в езидской иерархии. Мусульмане же считают Малака Тавуса падшим ангелом, то есть Иблисом — дьяволом. Именно поэтому боевики ИГ обвиняют езидов в поклонении сатане и считают, что их надо полностью уничтожить.

Ходить в храмовом комплексе можно исключительно босиком. Однако из-за наплыва беженцев сделаны некоторые послабления. Круглосуточно ходить босиком по камням (весь комплекс из камней — полы в храмах, дорожки между ними, полы в других зданиях, где находятся святыни) зимой, ранней весной и поздней осенью значит неизбежно заболеть. Особенно велика эта опасность для детей. Поэтому шлепанцы и ботинки теперь тут обычное явление. Обувь снимают лишь при посещении храмов и других священных зданий.

При входе езиды обязательно целуют стены. На порог наступать нельзя — его следует перешагивать. Кроме огня, весьма почитается вода. В Лалеше около десятка различных родников, каждый имеет свое значение. Посещение одного из малых храмов разрешено лишь детям — там находится источник, в котором могут умываться и пить воду только они.

Езидский ополченец целует стену у входа в храм. 20 сентября 2014 года

На каждом здании со святынями над входом каменная табличка — описание расположенного тут объекта поклонения. Часть этих зданий теперь занимают беженцы. Звон металлической посуды, перебранка детей между собой, деловые размеренные разговоры мужчин — похоже на любую из деревень Иракского Курдистана.

При встрече с членами семьи шейха Хусейна другие езиды обязательно целуют им руки — и мужчины, и женщины. Езидские женщины занимают равное с мужчинами положение: вместе с ними садятся за стол или на лавки для разговоров и споров. Старшим прислуживают младшие — никакого гендерного разделения.

На горах вокруг Лалеша среди оливковых рощ оборудованы боевые позиции. Предполагая, что Лалеш может быть атакован исламскими радикалами (до Мосула, захваченного ИГ, отсюда 60 километров), шейх Хусейн пригласил для охраны бойцов РПК. Сейчас серьезной угрозы нет, охрана дежурит только на дороге к комплексу: шлагбаум и двое человек посменно находятся в будке.

Материалы по теме:

До последнего курда Кто и за что сражается в Кобани

До последнего курда Кто и за что сражается в Кобани
21 октября 2014

Правительство Иракского Курдистана обеспечивает местных беженцев продуктами — не больше. Остальное предоставляют иракские, курдские и иностранные гуманитарные организации. Работы у беженцев нет. Школа не организована. Дети школьного возраста ездят учиться в расположенный на расстоянии 7 километров ближайший городок Шейхан. Есть импровизированная больница — ее обслуживают волонтеры-студенты.

Из десятков палаток вокруг Лалеша, в которых жили беженцы, осталось не более двадцати. Кому-то из беженцев уже удалось вернуться домой. РПК совместно с YPG и YPJ зачищают область Шангал от исламистов. 1 марта они взяли под контроль город Тель-Хамис вблизи сирийско-иракской границы. Именно Тель-Хамис служил плацдармом для действий исламистов в Шангале.

Несмотря на войну и изменившиеся условия задумчиво молчаливая святыня стала оживленным болтливым поселением — в Лалеш продолжается паломничество езидов. В выходные дни приезжают семьями. Совершаются ритуалы (некоторые из них похожи на игры — к примеру, закинуть с закрытыми глазами скомканный кусок шелковой ткани на высокий выступ в стене). Представители политической элиты езидов приезжают за консультациями к шейхам. По-прежнему мужчины из семьи шейха Хусейна просыпаются раньше остальных, чтобы разжечь огонь, который затем поддерживается в течение дня.

Перевод «Shangal and» на русский

Hanam said his family had built up a prosperous life in Shangal, where they owned a poultry farm and several shops and petrol stations.

По словам Ханама, его семья в Шангале жила благополучно — у них была ферма, несколько магазинов и заправочных станций.

Возможно неприемлемое содержание

Примеры предназначены только для помощи в переводе искомых слов и выражений в различных контекстах. Мы не выбираем и не утверждаем примеры, и они могут содержать неприемлемые слова или идеи. Пожалуйста, сообщайте нам о примерах, которые, на Ваш взгляд, необходимо исправить или удалить. Грубые или разговорные переводы обычно отмечены красным или оранжевым цветом.

Ничего не найдено для этого значения.
Больше примеров

Новое: Reverso для Windows

Переводите текст из любого приложения одним щелчком мыши .

Скачать бесплатно
Перевод голосом, функции оффлайн, синонимы, спряжение, обучающие игры

Результатов: 2 . Точных совпадений: 1 . Затраченное время: 73 мс

Помогаем миллионам людей и компаний общаться более эффективно на всех языках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *