Летний сад в санкт петербурге где находится
Перейти к содержимому

Летний сад в санкт петербурге где находится

  • автор:

Летний сад в Санкт-Петербурге

Летний сад в Санкт-Петербурге

Летний сад – старейший парк города, основанный в начале XVIII века возле петровского Летнего дворца в регулярном стиле с чёткой планировкой, шпалерами, боскетами и беседками. Парк включен в Европейскую ассоциацию наследия садов.

История

Весной 1704 года Пётр I задумал построить в молодом городе свою летнюю резиденцию. Выбор пал на место у слияния реки Безымянный Ерик, ныне – река Фонтанка, с Невой, где раньше располагалась усадьба шведского майора Канау. План будущего сада Пётр набросал сам. Он был поражён знаменитыми садами Голландии во время заграничного путешествия с Великим посольством и хотел создать нечто подобное в Петербурге.

Новую резиденцию назвали «Летний дворец царя», сад – «огородом»

В начале XVIII века сад занимал примерно ту же территорию, что и сегодня. От берега Невы до середины участка простирался парадный регулярный парк, а далее, в сторону Мойки – огород с грядками, плодовыми деревьями и оранжереями.

В саду провели масштабные работы:

  • вырыли небольшие водоёмы
  • разбили цветники с луковичными растениями
  • деревья и кустарники, привезённые из разных концов страны, стригли, придавая их кроне причудливые формы
  • для разведения рыбы был создан Карпиев пруд

Парк пересекали длинные крытые зелёные каркасные коридоры, с привязанными липовыми деревцами к ним. В этих аллеях было настолько темно, что днём в них зажигали фонари.

Летний дворец

Пережив в петровское время свой наивысший расцвет, Летний сад стал постепенно утрачивать первоначальный облик: реже подстригались деревья, исчезали живые изгороди, изменился состав деревьев и кустарников, не стало оранжерейных растений.

Наводнение 1777 года сильно разрушило сад. Была полностью утрачена система фонтанов. Погиб Лабиринт с фонтанами на сюжеты басен Эзопа. В дальнейшем сад превратился в пейзажный парк, сохранив от своего прошлого лишь прямые аллеи, шпалеры вдоль Фонтанки, и часть скульптур в северной половине сада.

После смерти Петра в резиденции жили члены его семьи. В елизаветинское время резиденция сдавалась на лето. В середине XIX века дворец опустел, а летний сад стал любимым местом прогулок для горожан.

После революции дворцово — парковый комплекс был взят под охрану государства. В 20-е годы здесь открыли музей, который проработал всего три года. Здание стали использовать для различных выставок.

Летний дворец в Петербурге

Во время войны:

  • ценности, хранящиеся во дворце, были эвакуированы
  • мраморные скульптуры были спрятаны под газоном
  • памятник И. А. Крылову и вазу Карпиева пруда укрыли мешками с песком

В дни блокады на газонах сада ленинградские учителя и школьники выращивали овощи. В память об этом одна из аллей называется Школьной. В первую послевоенную весну жители города приходили помогать сотрудникам комплекса: высаживали молодые деревья, засыпали траншеи, восстанавливали газоны.

В 2004 году дворцово — парковый комплекс был передан Государственному Русскому музею. В это же время началась подготовка к реставрации Летнего сада. С 2009 по 2012 года прошла реконструкция центральных боскетов, фонтанов, оранжереи. Сегодня парк открыт для посетителей.

Фонтаны

Намечая план сада, одной из первостепенных задач для Петра стало сооружение системы водоёмов в саду.

При установке первых фонтанов выяснилось, что перепады высот не способны обеспечить необходимый напор воды. В одном из своих путешествий Пётр приобрёл изобретённый англичанином Томасом Соверном паровой насос, который и решил проблему.

Для создания необходимого запаса воды для фонтанов из реки Лиги в пруды — накопители проложили канал. Из прудов вода поступала по трубам на Фонтанку к водовозным башням.

К 1725 году в Летнем саду было установлено 23 фонтана

Спустя несколько лет их количество увеличилось до 50

Скульптура

Через своих агентов Пётр I заказывал статуи в Италии. Ему удалось купить подлинные античные произведения, хотя их вывоз был запрещён. Фонтаны сада украшали фигуры из позолоченного свинца, в том числе созданные по мотивам басен древнегреческого писателя Эзопа.

Скульптуры были не только украшением, но и учебным пособием. Их заказывали сериями или парами, и они были посвящены какой-нибудь одной теме, например, древнегреческим мифам. Под скульптурами были таблички с описанием изображённого персонажа.

В 1895 году в Летнем саду был установлен памятник И. А. Крылову скульптора П. К. Клодта. Под умиротворённой фигурой баснописца размещены по граням пьедестала горельефы с изображением зверей, героев его басен. Это был первый в Петербурге памятник русскому литератору.

Скульптура Летнего сада является его гордостью. В Европе практически не сохранились такие большие собрания садовой скульптуры.

Сегодня коллекция Летнего сада включает 92 экспоната

Летний сад скульптура

Однако в саду можно найти два оригинальных экспоната:

  • скульптурная группа «Мир и победа»
  • четырёхгранный столб, завершенный головой Вакха

Ограды

В связи с обустройством набережной Невы в конце XVIII века вдоль северных границ парка была установлена ограда, созданная по проекту архитекторов Ю. М. Фельтена и П. Е. Егорова. Её металлические звенья были выкованы на тульском заводе купца Денисова. Цоколь, колонны, увенчанные вазами и урнами, выполнены из финского гранита.

Решётка сада – один из лучших примеров архитектуры классицизма. Строгая простота рисунка, изумительные пропорции, ритмичное чередование гранитных колонн и металлических звеньев создают впечатление одновременно лёгкости и монументальности.

Ограда Летнего сада со стороны Мойки отлита по рисункам архитектора Л. Шарлеманя и установлена в 1826 году. Со щитов в серединах повторяющихся звеньев пугающе смотрит на прохожих лицо горгоны Медузы с волосами из спутанных в клубок змей.

Экскурсии

В боскете «Красный сад» летом проходят бесплатные экскурсии сотрудника Летнего сада ботаника Мельникова Виктора Юрьевича.

Летний сад Петра

Фестивали

  • В мае в Ночь музеев на территории парка проводятся тематические экскурсии. Традиционным мероприятием является запуск фонтанов под музыкальное сопровождение.
  • В 20-х числах июня в Летнем саду проходит Фестиваль Цветочная Ассамблея, в рамках которого организуются музыкальные и театрализованные представления, а также мастер-классы флористов.
  • Ко Дню Знаний в парке проводятся развлекательные образовательные программы для школьников. Посетители в игровой форме знакомятся с историей и культурой Северной столицы. В организации праздника принимают участие сотрудники 25 музеев Петербурга.
  • Осенью в саду проходит Праздник урожая. Дачники учатся создавать букеты из овощей, делятся рецептами любимых заготовок, посещают экскурсии ботанического сада.

Летний сад

Тысячи людей со всего света приезжают каждый день в Санкт- Петербург, чтобы полюбоваться его красотой. И обязательно приходят погулять в Летний сад, расположенный в центре года города неподалеку от Невского проспекта.

И хотя в Петербурге много садов и парков, Летний сад занимает среди них особенное место. Ведь это самый первый сад на берегах Невы. Он был заложен по указу Петра Первого всего через год после начала работы по устройству новой столицы. Можно сказать, что история Петербурга оставила свой след на дорожках сада. Здесь располагается Летний дворец Петра, где он жил с семьей в последние годы царствования. Здесь впервые в России появились мраморные скульптуры. И именно здесь были выращены первые русские помидоры, картофель, клубника.
Петр называл свой любимый город «парадИзом», то есть раем, хотя в первые десятилетия своей жизни он не то, что на рай, но и на город не очень-то был похож, а скорее напоминал грандиозную стройку. По замыслу царя, Санкт- Петербург должен был превзойти по красоте все города российской державы и стать вровень с европейскими столицами. Поэтому там обязательно должен был появиться сад, похожий на райский.
В те годы совсем рядом с Петербургом, проходили сражения со шведами, на государь твердо верил в победу русского оружия и возводил прекрасные здания в новой столице. Он и свой Летний дворец приказал построить почти у входа в сад лично наблюдал за садовыми работами.
Летний сад получил свое имя потому, что первоначально здесь выращивали только «лЕтники»- растения, которые каждый год надо было сажать заново. Но очень скоро по специальному царскому указу в Петербург повезли из Европы невиданные до сих пор в этих краях многолетние растения: тюльпаны, лилии, апельсиновые и лимонные деревья. Петр хотел, чтобы Летний сад напоминал сады Версаля, загородной резиденции французских королей, которые когда-то произвели на молодого русского царя сильное впечатление.

Для этого в Россию пригласили Жана-Батиста-ЛеблОна одного из ведущих садоводов того времени. Он руководил прибывшими из Голландии и Франции садовниками, которые старательно обрезали ножницами кроны деревьев, придавая им причудливые формы шара, пирамиды, куба. Они специально сажали дубы, чтобы их корнями укреплялась болотистая земля. Получился выстроенный по четкому плану так называемый регулярный парк. Кстати, на аллее, что ведет от Летнего дворца Петра до реки Фонтанки в глубину сада, и сегодня можно увидеть один из тех стородавних дубов. Рядом с ним даже табличка установлена: «Дуб петровского времени».

В июне 1709 года по случаю победы над шведами Пётр лично встречал гостей у калитки Летнего сада в зелёном мундире Преображенского полка. В его шляпе красовалась большая дырка, но государь не велел её зашивать-оставил на память о вражеской пуле, которая чудом не ранила его во время Полтавской битвы. Во время празднования в небо взлетали огненные ракеты фейерверков. причудливо освещая мраморные статуи. Волны плескались о новую деревянную пристань, а дамы под руку с кавалерами осторожно ступали из лодок на берег, подобрав пышные подолы платьев.

Если посмотреть на Летний сад сверху, он покажется начерченным по линейке. Его пересекают удивительно прямые и ровные аллеи и дорожки. Сад разбит на отдельные части параллельными и перпендикулярными дорожками. У каждого дерева, каждого куста и цветка было строго определенное место. В регулярном саду подстригали не только деревья, но и траву, и даже кусты. Аккуратно подстриженные растения называются «шпалЕрами». Они выполняли роль живой изгороди —«Боскета», за которой располагалась квадратная площадка. Внутри каждого боскета в петровскую эпоху был спрятан какой-нибудь сюрприз. Например, фонтан, изображавший морского бога Нептуна, мчавшегося сквозь звенящие струи воды на золотой колеснице. Или статуи из белоснежного мрамора, привезенные из Италии. Кстати, фонтаны Летнего сада были самыми первыми в России, а знаменитые петергофские фонтаны появились гораздо позже.

Для достижения еще большего сходства с райским садом устроили в Летнем саду и зверинец- Зверовой двор, одним из первых обитателей которого был слон, подарок персидского шаха. А его соседями оказались огромный дикобраз, синяя лисица, орлы, журавли и дикие гуси, которые позволяли кормить себя с рук.

Но статуями в Летнем саду государь Петр Алексеевич гордился даже больше , чем слоном, фонтанами и редкостными голландскими тюльпанами. В начале 18 века все дворцы в Европе были украшены изображениями древнегреческих и римских богов и героев. Образованные европейцы очень интересовались древностями. И Петр задумал украсить свой сад статуями-для просвещения своих подданных, которых мечтал перевоспитать. Он хотел, чтобы придворные, прогуливаясь по тенистым дорожкам, изучали античную историю и мифологию. Когда статуи были расставлены по саду, получилась самая настоящая античная энциклопедия в камне. Изображения Цереры, Дианы, Аполлона, Минервы, Амура и Психеи помогали выучить имена богов. Портреты римских императоров были замечательными иллюстрациями к истории Древнего мира.
Не всем и не сразу это понравилось. Русскому человеку странно было смотреть на изображения женских и мужских фигур без одежды. Парадокс состоял в том, что русский народ, не привыкший к подобному эстетическому зрелищу, старался накинуть на статую что-нибудь из одежды, поэтому к Венере был приставлен солдат с ружьем. Разглядывать статуи очень интересно. Вот, например стоящая прямо у главного входа девушка с копьем и в воинском шлеме- Минерва. Так римляне называли греческую богиню войны и мудрости Афину, которой поклонялись, считая, что именно она приносит им воинские победы. У ног богини скульптор изобразил сову-символ мудрости.
В возле Летнего дворца Петра находится скульптурная группа «Мир и победа». она была поставлена в саду в память победы над шведами. Девушка с факелом, ангел с якорем и пальмовой ветвью, орел, лев, пушка-ничего с первого взгляда не ясно. Но понятия «война» и «победа» переданы в камне через изображения разных символов (условные обозначения какого либо понятия или явления). Искусствоведы считают такие изображения-аллегориями.
Люди 18 столетия любили аллегории и умели их читать, как книгу. Лев в этой скульптурной группе обозначает Швецию, а орел-Россию, поскольку именно эти животные изображены на гербах этих стран. Орел топчет льва и опирается на якорь-это значит, что в войне Россия одолела Швецию и получила выход к Балтийскому морю, на берегу которого стоит Санкт-Петербург. Якорь придерживает ангел, давая понять, что Россия победила в этой войне с Божьей помощью. Пальмовая ветвь тоже не случайно, так как в древности полководца-победителя встречали именно с пальмовыми ветвями. А опущенный факел в руках девушки означает скорбь по погибшим русским воинам.
Кстати, шведы больше не решались затевать долгие воины с Россией. А в середине 19 века шведский король в знак вечной дружбы подарил российскому императору Николю Первому огромную вазу из розового гранита.Эту замечательную пятиметровую вазу из розового гранита водрузили при входе в парк около Мойки.

Во времена Петра Первого вход в Летний сад был разрешен только по особым пригласительным билетам. В царствование дочери Петра императрицы Елизаветы он перестал быть только царским садом, вход стал доступен только для знатной публики. Специальным указом в мае 1756 года, государыня позволила прогуливаться по саду «прилично одетой публике» по четвергам и воскресеньям. При Екатерине Второй сюда приводили на прогулку воспитанниц Смольного института благородных девиц. А уже к 19 веку Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан, конечно же, кроме низших слоев общества. Здесь любил гулять и Александр Пушкин, он жил неподалеку, а в его известном романе маленького Евгения Онегина водил гулять в Летний сад француз-гувернер. А вот что он написал жене:» Летний сад-мой огород. Я, вставши ото сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нём, встаю и пишу. Я в нем дома.»
Очень любил летний сад и знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов. После его смерти благодарные читатели поставили ему памятник именно там. Окруженный бронзовыми героями своих басен Крылов сидит на скамейке и читает, словно никуда и не уходил. рядом всегда много детей, которые с удовольствием разглядывают памятник.
В этом саду любили проводить вечера влюбленные. А еще здесь проводился негласный конкурс невест купеческого сословия. Купчихи со своими разодетыми дочками на выданье задерживались на центральных парковых аллеях, чтобы потенциальные женихи могли получше их рассмотреть. Именно в этом саду 4 апреля 1866 года во время утренней прогулки императора Александра Второго был произведен выстрел из пистолета студентов Каракозовым, террористом-революционером, который хотел убить царя.

Санкт-Петербург построен на берегу Балтийского моря и часто страдал от его северного характера ( в 2011 году на входе в город с моря, со стороны Финского залива, появилось сложное гидротехническое сооружение-дамба, которая теперь защищает Петербург от наводнения). Весной и осенью море бушевало из-за непогоды, и вода в Неве выходила из берегов, затопляя город. Летний сад многократно оказывался под водой. Страшное наводнение 1777 года перемешало с грязью и поломало садовые деревья. Наводнение 1824 года тоже было таким сильным. Об этом наводнении рассказал А.С. Пушкин в поэму «Медный всадник» через несколько лет. А ровно через сто лет спустя, в 1924 году, поэтесса Анна Ахматова была свидетелем очередного наводнения. Разбушевавшаяся вода настолько изуродовала сад, что целых десять лет после этого он был совсем заброшен и открылся снова только незадолго до Великой Отечественной войны. Об этом она написала такие строки:

Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

Петербуржцы знают, что их город стоит на нескольких островах, которые соединены друг с другом изящными и прочными мостами. Так вот. Летний сад-тоже остров. С одной стороны его омывает река- Мойка, с другой-Фонтанка, с третьей- Нева, с четвертой узенькая Лебяжья канавка. Кстати, Фонтанка получила такое название именно потому, что отсюда с помощью специальных паровых насосов, присланных из Англии по повелению Петра, подавали в Летний сад воду для многочисленных фонтанов. До этого она была просто Безымянным Ериком.
Первые парковые фонтаны не были так вычурны и декоративны как последующие, украсившие Петергоф и другие загородные парковые ансамбли, но они очень оживляли парковый пейзаж. Многие восстановленные фонтаны хранят память о царствующих особах в своих названиях. Например, один из первых фонтанов главной аллеи со стороны Дворцовой набережной «Царицын» увековечил память о Екатерине Первой, которая в этом месте любила встречать гостей. Всего территорию Летнего сада украшало более пятидесяти фонтанов.
Кроме многочисленных фонтанов, парковая территория была оснащена и прудами. При создании Второго Летнего сада планировалось создать цепочку каскадных прудов. Были организованы несколько водоемов – Форелиев, Цветочный, Мельничный и Карпиев. Созданные пруды не только способствовали осушению и облагораживанию садовой территории, но в них, к тому же, разводили разнообразную рыбу, о чем красноречиво говорят их названия. Из всех созданных при Петре Первом прудов на сегодняшний день сохранился только Карпиев.В парковой зоне сада в 18-19 веках находилось множество архитектурных строений. Прежде всего, это, конечно же, Летний дворец Петра Первого, который был сооружен при жизни царя для проживания в нем в летний период, чтобы Петр мог лично наблюдать за созданием Летнего сада. Здесь Петр находился в домашней обстановке и был вполне счастлив. Этот дворец, чудом дошедший до нашего времени, очень интересно посетить. Ведь одно из немногих сохранившихся почти в неприкосновенности мест, пропитанных аурой Царя-реформатора.
Главный вход в Летний сад находится со стороны Невы, с Дворцовой набережной, застроенной великолепными старинными особняками. Один из них-Зимний дворец русских государей, где располагается знаменитый на весь мир Эрмитаж, крупнейший музей искусств в нашей стране.
Парадный вход с набережной украшают узорчатые кованные ворота и знаменитая ограда. Построена ограда в Летнем саду была по указу Екатерины II в 1770-х. Ограда Летнего сада поистине стала символом города стала. Это уникальное сооружение, названное А.Ахматовой лучшим в мире, появилось уже намного позже петровского царствования. Архитекторы Ю.Фельтен и П.Егоров в 70-х годах 18 века создали поистине великолепное архитектурное совершенство из тридцати шести гранитных колонн, украшенных вазами и урнами и соединенных между собой ажурной металлической решеткой с позолоченными орнаментами.
Из поколения в поколение о ней передают легенды, которые очень похожи на правду. Будто бы один состоятельный англичанин отправился на своей яхте в Петербург полюбоваться её красотой и, когда проплывал по Неве мимо решетки Летнего сада, выйдя на палубу и увидев перед собой мерцающие вдали огни, красивейшую решётку сада, сквозь которую виднелись живописные дорожки и изящные скульптуры, он долго стоял в немом изумлении перед открывшейся глазам картиной, а после повелел поднять якорь и, не сходя на берег, плыть домой.
На вопрос капитана, отчего он не хочет спустить трап, путешественник ответил, что ему нет смысла дальше видеть Петербург, так как он не верит, что сможет увидеть нечто более прекрасное, чем сад и его живописная ограда.
Ещё одна легенда гласит, что решётку Летнего сада в 1930-е годы хотели приобрести американцы, предлагая за этот шедевр сотню паровозов, но им это не удалось. Тк паровозов в мире много, а такая удивительная ограда-одна на весь белый свет.
Наконец, третья легенда связана с сокровищем, которое хранит ограда. Говорят, что одно из её звеньев сделано из чистого золота. Только вот какое, определить невозможно.

Почему одна из аллей называется Школьной? Во время Великой Отечественной войны Школьная аллея спасла жизнь многим детям. Осенью 1941 года Летний сад, как и весь город, оказался в кольце врагов. Началась блокада Ленинграда-900 дней голода и бомбежек. Те, кто сумел пережить первую, самую страшную блокадную зиму, остро нуждались в витаминах. И весной 1942 года, едва сошел снег, уцелевшие ученики и учителя близлежащих школ, с трудом удерживая в ослабевших руках лопаты, посадили в Летнем саду лук, морковь и капусту. Так и стала прежняя безымянная аллея Школьной.

Сегодняшний Летний сад намного отличается от петровского детища, он украсился новыми архитектурными сооружениями, памятниками и стал настоящим музеем искусств под открытым небом. Но дух Петра незримо присутствует в нем. Эффект присутствия усиливают Летний императорский дворец, организованные Петром фонтаны и пруды, привезенные при нем скульптуры и прочие сохранившиеся украшения. В Летнем саду хорошо в любое время года. Летом в Аптекарском огороде рядом с Летним дворцовым опять, как при Петре Великом, растут картошка и клубника. А по воскресеньям на Главной аллее военный духовой оркестр играет старинные марши.

Летний сад в Петербурге

Созданию такого замечательного парка как Летний сад мы обязаны неутомимому Петру Первому, желающему превратить Россию, хотя бы локально, в черте одного города — в цивилизованную европейскую страну с прекрасными дворцами, садами, парковыми зонами, фонтанами и скульптурами.

Планировка Летнего сада осуществлялась самим Петром Первым

Планировка Летнего сада осуществлялась самим Петром Первым

Сегодняшний Летний сад намного отличается от петровского детища, он украсился новыми архитектурными сооружениями, памятниками и стал настоящим музеем искусств под открытым небом. Но дух Петра незримо присутствует в нем. Эффект присутствия усиливают Летний императорский дворец, организованные Петром фонтаны и пруды, привезенные при нем скульптуры и прочие сохранившиеся украшения.

Погулять по Летнему саду, зайти в петровский дворец, сфотографироваться на фоне фонтанов и скульптур, попить кофе в Кофейном домике – это далеко не полный перечень парковых доступных развлечений.

Создание Летнего сада

В начале 18 века, в разгар продолжающейся Северной войны Петр Первый строит новый город с Адмиралтейством, с дворцами и парками. На небольшом островке между Невой, Фонтанкой, Мойкой, а позднее и прорытой в 1711 году Лебяжьей канавкой по инициативе Петра начала формироваться территория Летнего сада. Это был пробный опыт создания подобного ландшафтного пространства в России. И опыт вполне удачный!

Территория Летнего сада находится в границах питерских рек

Территория Летнего сада находится в границах четырех питерских рек

Мечту императора о версальском саде воплощала в жизнь большая группа архитекторов (И.Матвеев, М.Земцов и другие), художников, садовников при непосредственном руководстве мастера Ивана Угрюмова. Здесь работало множество крепостных и вольнонаемных рабочих. Тоннами завозилась земля, высаживались деревья и кустарники, проводились и облагораживались дорожки. Приглашенные садовники были то голландцами, то французами, поэтому сад формировался то в голландском, то во французском стиле.

Вся территория Летнего сада была четко организована

Вся территория Летнего сада была изначально четко организована

Первый проект будущего сада с архитектурным его запланированным делением на ровные аллеи, с четкой организацией посадок из деревьев и кустарников, Петр нарисовал сам еще в 1704 году. По его задумке этот парк должен был стать культурным городским местом отдыха, но с элементами загородной усадьбы.

Для контроля за ведущимися работами и для летнего семейного проживания в формирующемся саду строится Летний дворец Петра Первого (1711-1714 гг).

Планировка садово-ландшафтной территории при Петре Первом

Планировка садово-ландшафтной территории при Петре Первом

Сад был разбит на отдельные части параллельными и перпендикулярными дорожками. Часть сада, находящаяся ближе к Летнему дворцу называлась Первым Летним садом (Парадным), более южная его территория до Мойки – Вторым (Красным или Хозяйственным). А садовая часть за Мойкой – это уже был Третий Летний сад (Сад ее Величества) – подарок Петра своей супруге — сегодня Михайловский, по названию находящегося там замка.

В 1719 году между Первым и Вторым садами был прорыт Поперечный канал, засыпанный после наводнения 1777 года.

В Летнем саду петровского периода было посажено множество дубов, вязов, кленов, рябин, елей и т.д. В Хозяйственной части были высажены фруктовые деревья и кустарники, между которыми высевались пряные травы, употребляемые в пищу.

При Петре Первом в Летнем саду высаживались пряные и съедобные травы

При Петре Первом в Летнем саду высаживались пряные и съедобные травы

С 1725 года архитектурными работами в Летнем саду руководил придворный императорский архитектор Ф.Растрелли, который за время своей деятельности кроме всего прочего построил Летний дворец Анны Иоанновны, создал фонтанный каскад «Амфитеатр» с центральным «Коронным» фонтаном.

Коронный фонтан был создан самим Растрелли

Коронный фонтан был создан самим Растрелли

Во времена Петра Первого вход в Летний сад был разрешен только по особым пригласительным билетам, позже вход стал доступен только для знатной публики. А уже к 19 веку Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан, конечно же, кроме низших слоев общества. Здесь любил гулять и А.Пушкин, а в его известном романе маленького Евгения Онегина водил гулять в Летний сад француз-гувернер.

Летний сад 18-19 веков был доступен для высших слоев общества

Летний сад 18-19 веков был доступен только для высших слоев общества

По аллеям сада не раз хаживали Жуковский и Крылов, Чайковский и Гончаров, Блок и Ахматова…В этом саду любили проводить вечера влюбленные. А еще здесь проводился негласный конкурс невест купеческого сословия. Купчихи со своими разодетыми дочками на выданье задерживались на центральных парковых аллеях, чтобы потенциальные женихи могли получше их рассмотреть.

Летний сад начала 20 столетия

Летний сад начала 20 столетия стал общедоступным местом отдыха

В советские годы Летний сад был запущен. К жизни его вернула реконструкция начала 21 столетия. Для поддержания Летнего сада в надлежащем виде, в нем и сегодня идут постоянные работы по реставрации, восстановлению и сохранению архитектурных и прочих достопримечательностей. Также ведется неусыпный контроль за состоянием деревьев — больные лечатся, засохшие удаляются, новые высаживаются.

За состоянием зеленых насаждений все время ведется неусыпный контроль

За состоянием зеленых насаждений все время ведется неусыпный контроль

Фонтаны и пруды

Как уже упоминалось, вся территория создаваемого Петром сада была четко организована и разделена на определенные части. Парадная часть Летнего сада делилась на четыре основные площадки: Дворцовую (Дамскую), Шкиперную, Добродетелей и Круговорот суток. На первой площадке обычно гуляла и отдыхала императрица с придворными дамами. На второй – сам император с заезжими гостями.

Петр Первый с придворными на Шкиперной территории Летнего сада

Петр Первый с придворными на Шкиперной территории Летнего сада

Все четыре садовые зоны сада были обустроены фонтанами — первыми в России подобными гидротехническими сооружениями. Вода в них качалась паровой французской машиной из Фонтанки, которая именно из-за фонтанов Летнего сада и стала так называться, ведь до этого она была просто Безымянным Ериком.

Первые парковые фонтаны не были так вычурны и декоративны как последующие, украсившие Петергоф и другие загородные парковые ансамбли, но они очень оживляли парковый пейзаж.

Фонтан

Фонтан «Пирамиду» можно увидеть на главной аллее четвертой площадки

Многие восстановленные фонтаны хранят память о царствующих особах в своих названиях. Например, один из первых фонтанов главной аллеи со стороны Дворцовой набережной «Царицын» увековечил память о Екатерине Первой, которая в этом месте любила встречать гостей.

Фонтан «Пирамида», установленный на четвертой площадке по повелению той же Екатерины повторяет одноименный Петергофский.

Фонтан «Царицын» на века сохранил память о Екатерине Второй

Всего территорию Летнего сада украшало более пятидесяти фонтанов. Многие из них располагались на территории Лабиринтового сооружения Второго Летнего сада. Оформлялись они цветным мрамором, декоративным камнем и деревом.

Кроме многочисленных фонтанов, парковая территория была оснащена и прудами. При создании Второго Летнего сада планировалось создать цепочку каскадных прудов. Были организованы несколько водоемов – Форелиев, Цветочный, Мельничный и Карпиев. Созданные пруды не только способствовали осушению и облагораживанию садовой территории, но в них, к тому же, разводили разнообразную рыбу, о чем красноречиво говорят их названия.

Живописный Карпиев пруд можно увидеть при входе со стороны Мойки

Из всех прудов только Карпиев пруд сохранился со времен Петра Первого

Из всех созданных при Петре Первом прудов на сегодняшний день сохранился только Карпиев, который находится недалеко от входа со стороны Мойки, там же где установлена порфировая ваза. Пруд неоднократно реставрировался и сегодня поддерживается в хорошем состоянии. Его давно облюбовали белые лебеди, которые уже привыкли быть объектом фотосъемок.

После крупномасштабной реконструкции сада, проходившей в конце первого десятилетия 21 века, был возвращен к жизни и Менажерийный (в переводе с фран. – зверинец) пруд. Этот пруд также возник при Петре Первом и по его проекту по ходу главной аллеи. В нем разводили всевозможных птиц от морских уток до индейских гусей, для которых были обустроены специальные домики. Этот пруд был сильно поврежден наводнением и засыпан. Только благодаря реставраторам мы можем любоваться еще одним восстановленным ландшафтным детищем Петра.

Менажерийный пруд

Менажерийный пруд возвращен к жизни трудом реставраторов

Парковые скульптуры

Кроме великолепных фонтанов в обустройстве сада вторым обязательным элементом паркового дизайна являлись скульптуры.

Скульптуры изначально являлись непременным атрибутом украшения Летнего сада

Скульптуры всегда являлись непременным атрибутом украшения Летнего сада

Первыми парковыми скульптурными украшениями были барельефы из терракоты, выполненные по заказу самого Петра, воплощающие мифологические сюжеты, связанные с морем. На одних монументальных панелях были изображены амуры, катающиеся на морских животных. На других — богиня мудрости Минерва держала военные трофеи. Но не все они были достаточно хорошего качества.

Затем для оформления парка Петр посылает в Италию специальных людей, разбирающихся в искусстве (С.Рагузинского и Ю.Кологривова), обязанности которых заключались в поиске и покупке подходящих скульптурных изваяний.

Постепенно сад украсился скульптурами богов и богинь

Постепенно сад украсился скульптурными изображениями богов и богинь

Много скульптур, украсивших парк, было приобретено именно этими людьми, в том числе и знаменитая Венера Таврическая, найденная во время итальянских раскопок.

Центральная аллея, идущая от Невы вглубь сада, с уложенной на ней белой и черной мраморной плиткой, была украшена двенадцатью парными мраморными колоннами. На этой аллее впервые в России и была установлена обнаженная женская скульптура Венеры Таврической. Парадокс состоял в том, что русский народ, не привыкший к подобному эстетическому зрелищу, старался накинуть на статую что-нибудь из одежды, поэтому к Венере был приставлен охранник с ружьем. Сегодня эту Венеру можно увидеть в залах Государственного Эрмитажа.

Сегодня красота женского обнаженного скульптурного изваяния уже никого не пугает

Сегодня красота женского обнаженного изваяния уже никого не пугает

Многие из античных скульптур впоследствии были замечательными портретными бюстами (Марк Аврелий, Нерон, Ю.Цезарь, А.Македонский и т.д.). Большинство скульптур были авторскими работами. Среди изваяний были также изображения персонажей античных мифов и аллегорические фигуры. Группа скульптур изображает время суток, другая – время года и т.д.

Амур и Психея

Композиция «Амур и Психея» была приобретена в Риме в 1719 году

Второй Летний сад был украшен удивительным Лабиринтом с 60-ю скульптурными композициями на темы басен Эзопа. Для не очень знакомых с творчеством древнегреческого поэта были установлены пояснительные стенды с кратким пересказом.

Фонтаны и скульптуры Летнего сада

Фонтаны и скульптуры Летнего сада создают гармоничное единение

Некоторые из мраморных скульптур, установленных в Летнем саду, говорят, были привезены лично Петром Первым. К концу жизни Петра Летний сад имел около 100 скульптурных изваяний, а к концу 18 века их было уже около двухсот.

Но до нашего времени сохранилось не более 90 прекрасных произведений венецианских мастеров, да и те в весьма потрепанном состоянии. Все сохранившиеся произведения искусства, простоявшие практически 300 лет под открытым небом, отреставрированы и перевезены в Михайловский замок, а сделанные с них копии украшают теперь аллеи Летнего сада.

Аллеи Летнего сада украшают копии скульптурных произведений искусства

Аллеи Летнего сада украшают копии скульптурных произведений искусства

В 1839 году, в честь установившихся хороших отношений между так долго враждовавшими странами, шведский король Карл Четырнадцатый подарил Николаю Первому порфировую вазу темно-красного цвета, которая стала символичным украшением Летнего сада Петра Первого. Эту замечательную пятиметровую вазу из розового гранита водрузили при входе в парк около Мойки.

Порфировую вазу Можно увидеть около Карпиева пруда

Порфировую вазу можно увидеть со стороны Карпиева пруда

В середине 19 века в Летнем саду устанавливается еще один замечательный памятник – памятник И.Крылову (автор П.Клодт). Известный русский баснописец с книгой в руке сидит на камне постамента, украшенного сюжетными горельефами по мотивам наиболее известных его басен.

Памятник И.Крылову

Памятник И.Крылову — настоящее произведение искусства

Архитектурные сооружения Летнего сада

Летний дворец Петра Первого

В парковой зоне сада в 18-19 веках находилось множество архитектурных строений. Прежде всего, это, конечно же, Летний дворец Петра Первого, который был сооружен при жизни царя для проживания в нем в летний период, чтобы Петр мог лично наблюдать за созданием Летнего сада. Здесь Петр находился в домашней обстановке и был вполне счастлив. Этот дворец, чудом дошедший до нашего времени, очень интересно посетить. Ведь одно из немногих сохранившихся почти в неприкосновенности мест, пропитанных аурой Царя-реформатора.

Летний дворец Петра

Летний дворец Петра Первого можно посетить только в летний период

Золотые палаты Екатерины Первой (утрачены)

Кроме Летнего дворца, специально для Екатерины Первой, на берегах Невы и Лебяжьей канавки возводится деревянный Второй Летний дворец (Золотые или Новые палаты). Дворец давно утрачен, но сохранилась информация о том, что золотая кожа была отделкой его главного зала, живописные холсты украшали потолки и каждую комнату обогревали прекрасные изразцовые печи (арх.Д.Трезини и М.Земцов).

Перед Екатерининским дворцом в фонтанном павильоне стоял большой Готторпский глобус-планетарий (сегодня он находится в Кунсткамере). При дворце имелась большая терраса, от которой по лестнице можно было спуститься к воде.

Готторпский глобус

Готторпский глобус-планетарий когда-то украшал фонтанный павильон

Строится в Летнем саду и Картинная галерея для выставки полотен европейских мастеров. Дело в том, что будучи в Амстердаме, Петр Первый купил несколько картин, написанных Рубенсом, Рембрандтом, Ван-Дейком и т.д. Частично их разместили именно в той галерее.

Также вдоль Невы сооружаются специальные торжественные галереи для проведения праздников и танцев. Земцов сооружает «Залу для славных торжествований», которая вместе с дворцом Екатерины и Картинной галереей образовала своеобразный архитектурный ансамбль. В интерьере Залы использовался резной дуб, декоративная живопись, шпалеры и позолота.

При Анне Иоанновне торжественная зала была разобрана и перенесена к Карпиеву пруду, а вместо него Растрелли строит одноэтажный Летний дворец Анны Иоанновны. Позже при Елизавете Петровне этот дворец был также разобран и перевезен в Екатерингоф.

Петровский Грот — Кофейный домик

Самое оригинальное архитектурное садовое сооружение петровской эпохи находилось на берегу Фонтанки. Там был оформлен прямоугольный Грот с купольной крышей.

Грот в Летнем саду на берегу Фонтанки

Петровский Грот в Летнем саду на берегу Фонтанки. 18 век

Вдоль стен внутри него располагались скульптуры и колоннада, в отделке стен использовались раковины, разноцветные стекла и толченое стекло. Вход в грот охранялся Позолоченной колесницей Нептуна, стоящей на каменной горе, украшенной морскими раковинами. В одном из трех гротовских помещений был установлен орган, звучащий под напором воды. Петровский Грот был удивительным произведением ландшафтного дизайна своего времени.

К сожалению, страшное наводнение 1777 года вывело из строя фонтаны и сильно повредило Грот. Фонтаны впоследствии были восстановлены, а вот грот в конце 18 века был переделан в Кофейный домик (арх.К.Росси). От Петровского Грота сохранились только основания стен, так что можно представить себе размеры утраченного сооружения.

Кофейный домик архитектора К.Росси

Кофейный домик архитектора К.Росси можно посетить и сегодня

Фасады нового архитектурного объекта – Кофейного домика — ровные и гладкие, оживленные только декоративной скульптурой в виде масок, гирлянд и венков. Говорят, что под Кофейным домиком находятся подземные тоннели, но куда они ведут и для чего создавались, остается загадкой. После постройки нового садового павильона его взял в аренду итальянский кондитер Пьяцца, торговавший здесь своими изделиями. Оттуда и пошло название Кофейного домика.

В Кофейном домике

Интерьер Кофейного домика сегодня

Шли годы. И в Летнем саду появлялись новые архитектурные объекты. Южнее Летнего Дворца возник деревянный Чайный домик, в котором сегодня проводятся выставки (арх. Л.Шарлеман). В 19 веке это была кладовая, а при Петре здесь шумела Липовая роща.

Чайный домик

Чайный домик на месте Липовой рощи Петра Первого

Недалеко находился и Птичник с орлами и различными редкими птицами. Было сооружено несколько каменных оранжерей, в которых произрастали редкие декоративные растения южной полосы России, включая апельсиновые и лимонные деревья, тропический молочай и т.д. Эти деревья выращивались в больших кадках и летом украшали садовые аллеи.

Каменная оранжерея для выращивания экзотических растений

Малая оранжерея для выращивания экзотических растений

Ограда Летнего сада

Поистине символом города стала знаменитая Ограда Летнего сада. Это уникальное сооружение, названное А.Ахматовой лучшим в мире, появилось уже намного позже петровского царствования. Архитекторы Ю.Фельтен и П.Егоров в 70-х годах 18 века создали поистине великолепное архитектурное совершенство из тридцати шести гранитных колонн, украшенных вазами и урнами и соединенных между собой ажурной металлической решеткой с позолоченными орнаментами.

Ограда Летнего сада

Ограда Летнего сада — один из символов Петербурга

В архитектуре парка постоянно появляются новые объекты, как например, сугубо парковый Археологический музей, созданный для сохранности найденных при проведении ландшафтных работ археологических экспонатов. Под музей была перестроена бывшая павильонная Голубятня. На Менажерийном пруду появилась беседка. Были отреставрированы «Малая оранжерея» и Хозяйственный двор.

Археологический музей

Бывшая Голубятня превратилась в Археологический музей

По Летнему саду можно гулять самостоятельно, можно воспользоваться проводящимися здесь экскурсиями. В выходные дни в Летнем саду проходят различные выставки, и играет духовой оркестр.

Вход на территорию удивительного Летнего сада

Вход на территорию удивительного и прекрасного Летнего сада

Летний сад работает бесплатно все дни кроме вторника и последнего понедельника месяца. С мая по сентябрь включительно он открыт с 10 утра до 22.00. В зимне-осенний период – с 10.00 до 20.00.

Летний Сад Петра I

Летний сад — любимое детище Петра I, жемчужина в парковом ожерелье Петербурга. Является филиалом «Русского Музея». В 1704 году Петр I приказал разбить для себя большой сад и уже через несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств.

Летний Сад Петра I

Планировка сада проста: от Невы вглубь территории ведут три параллельно расположенные прямые аллеи, их пересекают несколько перпендикулярных. Естественной границей сада с севера и востока стали реки Нева и Фонтанка. На западе и на юге сад ограничен искусственными протоками — Лебяжьей канавкой и каналом, соединившим Фонтанку с истоком реки Мойки. Северная часть сада, примыкающая к дворцу и более парадно обустроенная, носила название Первого Летнего сада. Южная часть, в которой наряду с садовыми затеями находились хозяйственные постройки и фруктовый сад, именовалась Вторым Летним садом.

В соответствии с правилами изящного садоводства, аллеи Летнего сада были сплошь обсажены ровно подстриженным кустарником. Аллеи Первого Летнего сада украшали привезенные из Италии мраморные статуи и бюсты. На пересечении центральной аллеи с боковыми аллеями били фонтаны.

На берегу Фонтанки был выстроен Грот — первая садовая постройка такого рода в России. Входящего в Грот встречало таинственное царство морского бога, освещенное проникающими сквозь световой фонарик лучами солнца. Отражаясь в больших зеркалах ниш, журчали фонтаны Тритонов. Позолоченная колесница Нептуна возвышалась на горе, возведенной из различных камней и раковин, символизирующая Петра I, в пещере под горой томился лев, олицетворявший Швецию. Большой участок Второго Летнего сада занимал Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны со свинцовыми позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен.

Летний Сад Петра I

Значительную часть сада занимали постройки. В северо-восточном углу сада находился Летний дворец Петра, а в северо-западном углу, у Невы и Лебяжьей канавки, симметрично Летнему дворцу Петра I был построен Второй Летний дворец со службами для жены Петра Екатерины Алексеевны. К сожалению, обе постройки не дошли до наших дней.

Ко времени правления императрицы Елизаветы Петровны деревья подросли и окрепли, исправно действовали фонтаны. Были заново разбиты цветники сложного геометрического рисунка — партеры, располагавшиеся вдоль Лебяжьей канавки напротив фасада Второго Летнего дворца. С юга партерный участок замыкался Амфитеатром — каскадом, украшенным скульптурными бюстами римских императоров. Основное строительство переместилось в то время за Мойку, на территорию Третьего Летнего сада — современный Михайловский сад и сад вокруг Михайловского замка.

Расцвет Летнего сада, приходившийся на вторую половину XVIII века, постепенно отошел в прошлое. Европа увлеклась пейзажными парками, старые регулярные сады вышли из моды. Судьбу Летнего сада усугубило разрушительное наводнение 1777 года, от которого сильно пострадали посадки, статуи, фонтаны. Екатерина II приказала посадки восстановить, а фонтаны разобрать. К началу XIX века сад лишился многих статуй, всех старинных затей и увеселительных сооружений. Из прежних построек оставался лишь петровский Летний дворец и обветшавший Грот. В то же время, в эпоху Екатерины II Летний сад получил новое украшение — великолепную ограду.

Летний Сад Петра I

В XIX в. Летний сад становится любимым местом прогулок горожан. Он продолжает развиваться уже в качестве публичного городского сада «для прилично одетой публики». По указанию императора Николая I в саду проводятся большие работы.

В 1826 году остатки Грота перестраиваются под кофейню. В 1827 году неподалеку возводится деревянный Чайный домик. Со стороны Мойки сад обносят чугунной оградой. В 1839 году у южных ворот сада была поставлена ваза из порфира — подарок Николаю I от шведского короля Карла-Иоганна XIV. Ваза была изготовлена в городе Эльфдален (Швеция) и носит название Эльфдаленская.

В 1855 году на одной из площадок сада установили памятник И. А. Крылову — это был первый в России памятник литератору. В 1917 году Летний сад потерял статус «императорского». В наводнение 1924 года в саду погибло до шестисот деревьев, были опрокинуты и повреждены статуи и бюсты. С 1934 г. восстановлением сада занималась дирекция Летнего сада и Дворца-музея Петра I.

В начале Великой Отечественной войны в течение двух месяцев статуи и бюсты укрыли в земле. В саду была расположена зенитная батарея. После войны Летний сад был полностью восстановлен. Статуи и бюсты вернулись на свои места.

В 2009–2011 годах сад прошел комплексную реставрацию.

Режим работы:

  • с 1 мая по 30 сентября: с 10:00 до 22:00;
  • с 1 октября по 31 марта с 10:00 до 20:00;
  • с 1 апреля по 30 апреля: закрыт на просушку.
  • Вторник выходной день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *