Кто нибудь видел индийских богов
Перейти к содержимому

Кто нибудь видел индийских богов

  • автор:

Индийские Боги — кто они?

В те давние времена, когда многие блоггеры даже не родились, и когда еще не было цифровых фотоаппаратов, видео и мобильников, поездка в Индию воспринималась, как фантастическая история из уст сексуальной сказочницы Шехерезады. Именно тогда на киноэкранах нашей Родины СССР крутили шедевральный фильм «Индийские йоги — кто они?» Увидев людей, способных обходится без пищи, воды и одежды, невероятно захотелось попасть в недосягаемую Индию и лично повидать кудесников. Много воды утекло с тех пор, прошло детство, отрочество, юность и большая часть жизни, и, наконец, мечта исполнилась, мы полетели в Индию. С йогами познакомиться не удалось, но в невероятной стране узнали массу интересного, и прежде всего Богов Индии, неразрывно связанных с сексом. После чего я и решил назвать свой отчет «Индийские Боги — кто они?»

С местными богами мы начали знакомиться по дороге в знаменитый город Хампи (штат Карнатака). Почитать о путешествии можно здесь: Хампи -1 и Хампи-2) Наш гид Маша оказалась страстной кришнаиткой и рассказала много интересного. У нас в России к кришнаитам отношение прохладное, оно и понятно: молодые люди придурковатого вида, завернувшись в простыню и намазав горчицей лоб, ходят по улицам, бьют в барабаны и пытаются впарить горожанам заумные книги. Они уверяют, что Кришна «best of all» и веровать надо именно в него. Вот глупые — проповедовать культ неведомого Бога в глубоко христианской стране трудно, а порой и опасно — побить могут. А вот в Индии Кришну очень любят и почитают: весельчак, юморист, да еще и неуемный любитель секса в придачу — эталонный образец для любого индуса. Кстати, Кришна считается воплощением Вишну в настоящем, и его житиё хорошо описано в «Бхагават Гите». А в прошлом Вишну воплощался в Будде — такие вот хитросплетения божественной мифологии.

В стране почитают троицу главных богов — Брахма, его считают богом-создателем, он многолик, как Янус (хотя Янус появился позже). На вид ужасен — четыре руки, четыре ноги и четыре головы! Транспорт Брахмы — гусь, понятно, что это священная птица у индусов. В древние времена во время божественных терок с людьми, его отодвинули в сторону и стали почитать главным второго Бога — Вишну, который считается охранителем и наблюдателем. Он четырехрук и летает на волшебной Гаруде — солнечной птице. Нынче Гарудой зовется также и крупная авиакомпания. Отличный семьянин — постоянно женат на четырехрукой Лакшми, которая неизменно становилась женой всех его перевоплощений. Лакшми легко узнать — она восседает на лотосе, а летает на сове.

Боги в индуизме: классификация, описание, характеристики

Апсара

Шива, Натарадж

Индуизм — одна из самых древних и ключевых религий Индии. Индуизм исповедуют более 1 млрд человек во всём мире — это третья по количеству последователей религия на Земле. Божества в индуизме многочисленны: их больше 1000. Они отличаются как по имени, внешнему обличию, так и по активности и силе (какие-то мирные, какие-то гневные). Но последователи индуизма признают, что на самом фундаментальном уровне Бог — един, это абсолютная, бесформенная и единственная реальность, известная как Брахман, Высшая Душа, Атман. Брахман — это вселенная и всё, что в ней есть. Брахман не имеет формы и ограничений; это Реальность и Истина. Таким образом, индуизм — это пантеистическая религия, в которой Господа отождествляют со вселенной. Тем не менее, индуистская религия также политеистична: она населена мириадами богов и богинь, которые олицетворяют аспекты единого истинного Бога, предоставляя людям бесконечное количество способов поклонения через ритуалы, начитывание молитв и имён божеств. В зависимости от направления индуизма ведические боги бывают личностными проявлениями безличного верховного индуистского бога, либо они выступают его манифестацией, могущественным существом, которое часто называют Дэва. В индуистском пантеоне богов изображают в человеческих или полу-человеческих обличиях. Каждый наделён собственными атрибутами, именами и зоной ответственности. Иногда божеств изображают в союзе с супругами или рядом с особыми животными. У богов может быть несколько голов, ног и рук. Давайте более детально разберёмся в особенностях индуистских божеств.

Божества в ведической религии

  • Индра (хранитель востока): главный воитель, громовержец, бог дождя;
  • Сурья (хранитель юго-востока); бог солнца;
  • Яма (хранитель юга): бог смерти, справедливости и закона кармы;
  • Агни (хранитель юго-запада): бог огня;
  • Варуна (хранитель запада): главный правитель вод;.
  • Ваю (хранитель северо-запада): бог ветра;
  • Кубера (хранитель севера): бог богатства и имущества;
  • Сома (хранитель северо-востока): бог луны-месяца;

В Ведических Упанишадах Единый Творец (Брахман) описывался либо как трансцендентный, запредельный описанию источник всех перемен и различий в нашем мире, который в конечном итоге растворится в самом себе, либо как верховный Господь (Ишвара). который является опорой и целью всего конечного бытия. В обеих концепциях есть основа для представлений о трансцендентной реальности, которая доступна только людям, занимающимся медитацией, чтением мантр и выполняющим подношения божествам.

Затем именно в «Бхагавад-гите», составленной примерно в начале нашей эры, впервые встречаются устойчивые текстовые свидетельства о преданности и вере в персонализированного Бога по имени Кришна. Там также впервые в индуизме встречается учение об аватаре, которое гласит, что Высший Господь периодически нисходит в наш мир в воплощённой форме для «восстановления дхармы, защиты добродетельных и уничтожение нечестивых существ».

Представление множественных аватаров с их конкретными активностями впоследствии развивалась на протяжении веков и отображалась в различных священных текстах, таких как Пураны. Первые археологические свидетельства о строительстве храма и его причастности к поклонению изображениям божества, относятся примерно к 3 веку до нашей эры — храм Вишну (в восточном Раджастхане) и храм Шивы.

Отметим, что, в конечном счёте, в индуизме существует только один Высший Источник всего, который может проявлять, словно лучи солнца, другие эманации, каждая из которых действительно имеет свою собственную форму, имя, мантру, активность и цели, но только как части, взаимосвязанные с единым целым.

Верховные боги индуизма

В индуизме описано пять основных направлений или школ: вайшнавизм, шиваизм, шактизм, ганапатизм и сауризм, последователи которых считают Вишну, Шиву, Шакти или Деви, Ганешу и Сурью высшими богами. Последователи смартизма считают всех перечисленных богов равными. Большинство других божеств (мурти) индуистского пантеона выступают в качестве различных проявлений (воплощений) этих пяти божеств или тесно связаны с ними.

Тримурти в индуизме — триединство Господа Брахмы-Творец, Господа Вишну-Хранителя и Господа Шивы-Разрушителя. Согласно некоторым комментариям, все три божества на самом деле являются проявлением единого высшего Господа, божественной силы или абстракции, у которой нет формы, запаха и цвета. Их женскими аспектами являются Сарасвати, супруга Брахмы, Лакшми, супруга Вишну, и Парвати, супруга Шивы.

Брахма-Творец:

Согласно индуизму, Брахма является создателем всей космической вселенной. Хотя он является создателем, в современном индуизме ему практически не поклоняются, поскольку Шива, как говорят, проклял его, чтобы его никогда не почитали. Брахму отождествляет с верховным ведическим богом Праджапати. Сарасвати, богиня мудрости и музыки, супруга Брахмы, появилась, чтобы передавать знания. Некоторые имена Брахмы-Творца:

Вишну-Хранитель:

Вайшнавы считают Господа Вишну вечным, самым могущественным и верховным Богом. Последователи этого религиозного направления поклоняются многим другим индуистским божествам, включая Раму и Кришну, 7-е и 8-е воплощения Вишну. Приверженцы этого течения, как правило, миряне, занимающиеся медитативной практикой и распевающие мантры. Некоторые распространённые имена Вишну-Хранителя:

Шивы-Разрушитель:

Последователи шиваизма считают, что Господь Шива является высшим существом. Шива — бог-разрушитель среди тримурти, поэтому его иногда изображают как гневного бога Бхайраву. Шиваитов особенно привлекает аскетизм, чем приверженцев других индуистских течений, и их нередко можно найти блуждающими где-то, с покрытыми пеплом лицами, совершающими ритуалы. Некоторые популярные формы Шивы (и Бхайравы):

Богиня Шакти

В современном индуизме широко распространено почитание богини Шакти. Шактизм — одно из основных течений индуизма. Последователи шактизма считают, что богиня (Дэви) — это сила (Шакти), лежащая в основе женского начала, и что Дэви — высшее существо, единое с Пара Брахманом.

У Шакти множество форм и проявлений, а также богинь, являющихся её эманациями, таких как Лакшми, Дурга, Парвати и Сарасвати и т.д.. Считается, что Деви проявляется в мирных формах, таких как Лакшми, супруга Вишну, а также в гневных формах, таких как Кали и Дурга. В шактизме Ади Парашакти считается Абсолютным Божеством или Пара Брахманом. Она бесформенна, но может принимать разные формы для дарования пользы существам. Например, Сагун. Дурга и Лалита Трипурасундари считаются верховными богинями в системах Каликула и Шрикула. Шактизм тесно связан с тантрическим индуизмом, в котором есть много ритуалов и практик очищения ума и тела. Некоторые популярные эманации Шакти (Деви), Богини-Матери:

Другие боги индуистского пантеона

  • Ганеша: сын Шивы и Парвати, его также называют Ганапати. Он бог мудрости, который устраняет все препятствия.
  • Картикея — сын Шивы и Парвати, его также называют Муруга, Субраманья, Картик, Кумара или Шанмукха.
  • Хануман является одним из воплощений Шивы и преданным Рамы (воплощением Вишну), и его также звали Анджанейя, так как его мать — Анджана.
  • Ганга — богиня самой священной реки в индуизме. Считается, что она стирает все грехи и очищает человека.
  • Ямуна — дочь Сурьи (бога солнца) и Саранью (богини облаков) и жена Кришны. Она олицетворяет жизненную энергию.
  • Ханса — преданный лебедь, который является ваханом (средством передвижения) Брахмы и Сарасвати.
  • Гаруда — преданный орёл, который также является ваханом Вишну и царя всех птиц. Он занимает важное место в Гаруд Пуране.
  • Нанди — преданный бык, который играет роль вахана для Шивы.
  • Шани — сын Сурьи и Чхая, бог справедливости.
  • Шеша — король нагов (существ в форме змей)..

В некоторых отношениях индуистская концепция аватара похожа на христианскую веру в то, что Бог пришёл в наш мир, воплотившись в образе Иисуса. Однако, в то время как большинство христиан верят, что Бог принял человеческое тело лишь однажды для реализации конкретной цели, индуизм учит, что на протяжении всей истории было множество аватаров и что их будет ещё больше.

Так как в индуистской философии есть только одно высшее Божество, Атман, все остальные считаются его аватарами: Вишну-Хранитель и Шива-Разрушитель являются основными примерами, поскольку они являются самыми популярными аватарами высшего Бога-творца. В личной религиозной практике последователи могут почитать превыше всего какого-либо аватара, который становится их «Девата» или избранным аватаром. Конкретная форма Бога, которому поклоняются, является вопросом личных предпочтений

В целом, последователей индуизма можно разделить на две группы: тех, кто ищет духовных и мирских благ этого мира (здоровья, богатства, детей и хорошего перерождения), и тех, кто ищет освобождения из круговорота бытия и единения (слияния) с Богом. Принципы первого образа жизни отображены по большей части в Ведах, а второй путь, предписанный Упанишадами, представлен не только в культах отречения, но и в мировоззренческих идеалах большинства последователей.

Индуистские боги в других религиях

Есть общие индийские боги, которые встречаются и в Буддизме: Айяппа, Ганеша, Дурга, Раху, Кали, Кама, Лакшми, Парвати, Сарасвати, Сканда, Хануман. Ведических богов ещё больше. Самые известные из них: Агни, Варуна, Митра, Вайю, Пуруша.

Индуизм можно уподобить огромному дереву, простирающемуся через множество течений и практик, которые, как можно заметить, связаны друг с другом различными способами. Индуизм как великая сеть, которая едина, но многогранна. Концепции божеств, поклонения и паломничества в индуизме являются ярким примером этого «полицентричного» явления. Для того чтобы сблизиться с божеством, многие последователи выполняют пуджи в особые дни, медитации, напевают мантры и священные тексты и выказывают честь божествам.

Для лучшей визуализации во время медитации и получения благословения индуистского божества не обязательно искать индуистский храм. Можно организовать небольшой алтарь в своём доме, поставив на него статую мурти и повесив его изображение. В нашем интернет-магазине в Москве вы можете купить статуэтки индийских божеств (мурти) а также изображения некоторых из них в виде миниатюр или тханок. Доступна доставка по всей России.

Всегда в наличии статуэтки и изображения Брахмы, Кали, Ганеши, Дурги. Сарасвати, Шивы, Шани, Рамы, Лакшми, Ханумана, Кришны, Вишну, Парвати, Кумара и многих других божеств индуизма. Мы также можем подобрать для вас и заказать редкие, малоизвестные статуи. Оформляйте заказ на нашем сайте. По всем вопросам обращайтесь по указанному номеру телефона.

Индийские Боги и Божества

Индуизм является одной из самых необычных религий мира, в которой политеизм (многобожие) достигает невероятных размеров. Неисчислимое количество богов и богинь украшают ниши пантеона.

Три божества — Брахма, Вишну и Шива,- считаются верховными.

Они составляют понятие Тримурти, т.е. тройной образ, объединяющий Брахму-создателя, Вишну-вседержителя и Шиву-разрушителя.

Кроме трех Верховных Божеств, индусы почитают множество других богов, самые известные из которых следующие:

Индра — бог войны, царь полубогов, правитель одного из нижних небес- Амаравати. Считается, что он охраняет Восточную сторону света.

Варуна — всевидящий бог Вед, спустившийся из своего небесного дворца, чтобы стать богом вод. В то же время он является хранителем Западной части Вселенной.

Яма — страж Южной стороны, бог смерти, правящий в Чистилище, где грешники мучаются до следующего рождения.

Кубера — бог драгоценных металлов, камней, минералов и богатства вообще, властелин Северной стороны света. Местом его пребывания считают прекрасный город Алака, неподалеку от горы Кайласа. В его подчинении находятся неисчислимые армии гномов (гухьяка) и горных духов (якша).

Ганеша (Ганапати) — бог с головой слона, второй сын Шивы и Парвати, предводитель ганов (полубожеств, прислужников Шивы). Он является Устранителем Препятствий и покровителем всех, кто изучает различные науки. Самое любимое божество индусов, наиболее часто изображается в танце. Его атрибуты — один поломанный бивень, толстый живот, восседает на крысе.

Хануман — обезьяний бог, сын Ваю (бога ветра), друг и верный слуга Рамы. В его честь обезьяны считаются священными.

Кама — индийский бог любви. Подобно его европейскому собрату, он изображается в виде прекрасного юноши, вооруженного луком и стрелами, с той только разницей, что лук его сделан из сахарного тростника, а стрелами ему служат цветы. В услужении у него состоят апсары (нимфы).

Кроме того, у всех богов и полубогов были жены, которые как правило носили те же имена, что и мужские божества, только с женскими окончаниями — например, Индрани.

Аналогично трем Верховным Божествам, жены Брахмы, Вишну и Шивы являются Верховными среди множества женских божеств индийского пантеона и весьма почитаются индусами:

Сарасвати — жена Бога Брахмы, покровительница искусства, музыки и литературы. Ее изображают в виде молодой красивой светлокожей женщины с виной (индийской лютней) и книгой в руках, сопровождает ее лебедь. По преданию именно Сарасвати изобрела санскрит.

Лакшми — богиня удачи и процветания, жена Бога Вишну. Согласно легенде, она появилась из вод вспахтанного Причинного Океана. Обычно ее изображают в виде цветущей, прекрасной женщины, восседающей или стоящей на лотосе, часто с лотосом в руке. Считается, что будучи женой Вишну, она воплощается в супругу каждой его инкарнации. Таким образом, ей поклоняются как Богине Сите, супруге Рамы (см.ниже); Рукмини, первой царице Кришны, и Радхе, вечной возлюбленной Бога Кришны.

Парвати — жена Бога Шивы в ее благожелательном аспекте, в устрашающем же виде ей поклоняются как Дурге или Кали. Во враждебном аспекте Парвати изображают в виде страшной ведьмы, многорукой и вооруженной различными видами оружия, с оскаленными клыками, кровавым языком и ожерельем из черепов на шее.

Вишну

Обычно Вишну изображают четырехруким человеком с кожей темно-синего цвета, с короной на голове, держащим в руках символические атрибуты: раковину, диск сударшану, жезл и лотос; на шее у него священный драгоценный камень каустубха. Вишну летает верхом на Гаруде – исполинском орле с получеловеческим лицом. Индусы почитают Вишну как «всеобъемлющее божество» в том смысле, что все остальные Боги либо являются его эманациями, либо отражают отдельные его аспекты.

Согласно космогоническому мифу индуизма Вишну является вечным правителем на планетах «духовного неба» – Ваикунтхах (здесь его называют Нараяной). Иногда край духовного неба брахмаджийоти застилает духовное облако. Эта затемненная его часть называется махат-таттвой.

Тогда Господь Нараяна принимает форму Маха-Вишну и ложится на воды Причинного Океана. При этом он пребывает в медитационном сне йога-нидре. В момент выдоха Маха-Вишну из его пор исходит бесчисленное множество вселенных. Они плавают на поверхности Причинного Океана, подобно пузырькам пены. Все эти вселенные существуют только в течение одного выдоха Маха-Вишну.

В каждую из множества вселенных тот же Маха-Вишну снова входит как Гарбходакашайи-Вишну и ложится в Океане Гарбха на змея Шеша, который также является одним из аспектов Нараяны.

Из пупа на животе Гарбходакашайи-Вишну вырастает стебель лотоса, и на этом лотосе рождается Брахма, владыка данной конкретной Вселенной. Брахма создает из своего ума и тела разнообразные формы живых существ, которые предоставляют возможность Индивидуальным Душам (атме) проявиться в материальном мире. Также он создает Солнце, Луну, все планеты «материального неба» и различных полубогов, управляющих этими планетами, т.е. фактически творит свою Вселенную.

Время жизни Вселенной считается равным времени жизни Брахмы и составляет 100 «лет Брахмы», что как раз соответствует продолжительности выдоха Маха-Вишну. Когда же Маха-Вишну делает вдох, все мириады вселенных, каждая со своим собственным Брахмой, возвращаются в непроявленное состояние и ждут нового выдоха Маха-Вишну.

Основным космологическим циклом в индуизме считают кальпу – «день Брахмы», который состоит из 14 манвантар, или вторичных циклов, длительностью 306 720 тыс. лет каждый, с большими интервалами между ними. 360 таких дней и ночей составляют «год Брахмы». Каждый «космический день» Брахма создает Вселенную и каждую «космическую ночь» поглощает ее, и пока он спит, вся Вселенная пребывает в его теле в виде чистой потенции. Каждая манвантара содержит 71 махаюгу, а каждая махаюга, в свою очередь, делится на четыре юги (эпохи) – Крита (другое название Сатья), Трэта, Двапара и Кали. Их продолжительность равна соответственно:

  • Сатья Юга — 1 728 тыс. человеческих лет,
  • Трэта Юга – 1 296 тыс. лет,
  • Двапара Юга – 864 тыс. лет и
  • Кали Юга – 432 тыс. лет.

Каждая Юга являет собой дальнейший упадок религиозности, морали, силы, роста и продолжительности жизни человека и его счастья по сравнению с предыдущими. Считается, что в настоящее время мы находимся в эпохе Кали-юги, начавшейся около 5 000 лет назад.

Таким образом, можно подсчитать полное время жизни отдельной Вселенной, оно будет равно 311 040 000 млн. человеческих лет.

В то время, пока все множество вселенных находятся в проявленном состоянии, Изначальный Вишну следит за положением дел в каждой из них и периодически воплощается в том или ином месте целиком или частично, дабы навести порядок. В соответствии с наиболее распространенной классификацией на нашей Земле побывали 10 аватар (инкарнаций) Вишну.

  1. Рыба (матсья). Когда Земля была залита водами всемирного потопа, Вишну принял обличье рыбы, которая первой предупредила Ману (прародителя человечества, сына Брахмы) о грозящей опасности, а затем на корабле, привязанном к рогу на ее голове, вынесла из потопа Ману, его семью и семь великих мудрецов (риши).
  2. Черепаха (курма). Во время потопа были утрачены многие божественные сокровища, в том числе и амброзия (амрита), с помощью которой боги сохраняли вечную молодость. Вишну принял образ исполинской черепахи и погрузился на дно космического океана. Боги поместили ему на спину гору Мандара и обернули вокруг горы божественного змея Васуки. Затем они потянули змея и раскрутили таким образом гору, взбалтывая океан, как обыкновенный индийский молочник сбивает масло. На поверхность вспененного океана всплыли амрита и многие другие сокровища, в том числе богиня Лакшми.
  3. Вепрь (вараха). Демон Хираньякша в вновь погрузил Землю в глубины космического океана. Вишну принял образ гигантского вепря, убил демона и водворил Землю на место, подняв ее на своем клыке.
  4. Человек-лев (нарасимха). Другой демон, Хираньякашипу, получил в дар от Брахмы волшебную способность становиться неуязвимым. Ни зверь, ни человек, ни бог не могли убить его ни днем, ни ночью. Пользуясь своей безопасностью, он стал преследовать богов и людей и даже своего благочестивого сына Прахладу. Тогда Прахлада обратился за помощью К Вишну. На закате, т.е. не днем и не ночью, бог неожиданно возник из колонны во дворце демона в облике полульва-получеловека и убил Хираньякашипу
  5. Карлик (вамана). Демон по имени Бали захватил власть над миром и, совершив ряд аскетических подвигов, достиг сверхъестественного могущества и стал угрожать даже богам. Вишну предстал перед ним в виде карлика и попросил в подарок столько земли, сколько он мог отмерить тремя шагами. Когда подарок был обещан, бог превратился в великана и сделал два шага, которыми покрыл землю, небо и все пространство между ними, но великодушно воздержался от третьего шага, оставив демону преисподнюю.
  6. Парашурама («Рама с топором»). Вишну принял человеческий облик, родившись сыном брахмана Джамадагни. Когда отца брахмана ограбил злой царь Картавирья, Парашурама его убил. Сыновья Картавирьи, в свою очередь убили Джамадагни, после чего разгневанный Парашурама 21 раз подряд истреблял всех мужчин из сословия кшатриев (воинов).
  7. Рама, царевич Айодхьи, герой эпической драмы «Рамаяна». Вишну воплотился в его образе, чтобы спасти мир от притеснений демона Раваны. Раму обычно изображают как темнокожего человека, часто — вооруженного луком и стрелами. Его сопровождают любящая супруга Сита — воплощение женской верности, три его преданных брата — Лакшмана, Бхарата и Шатругхна,- и Хануман, царь обезьян, верный друг и соратник. Раме почитают как воплощение идеального мужа, полководца и монарха.
  8. Кришна, самое значительное из воплощений Вишну.

К историям из жизни этого божества чаще других обращаются в танце. Больше всего любят изображать либо его детские шалости, как, например, похищение масла у Яшоды (его приемной матери), либо любовные похождения с гопи (пастушками), самой любимой из которых была красавица Радха.

Подробное жизнеописание бога Кришны содержится в известнейшем эпическом произведении — «Махабхарате».

Краткая же история его такова: Кришна родился в Матхуре, в племени ядавов. Его отцом был Васудэва, матерью — Дэваки, двоюродная сестра правившего в то время царя Кансы. Существовало пророчество, что Канса погибнет от руки восьмого сына Дэваки, поэтому он вознамерился уничтожить всех ее детей. Но Кришна и его старший брат Баларама спаслись от избиения; их усыновили и воспитали пастух Нанда и его жена Яшода из Вриндавана. Канса, узнав, что братья избежали уготованной для них гибели, предпринял множество попыток уничтожить детей. Но Кришна, будучи воплощением Бога, совершил множество чудес и подвигов: он убивал демонов, подосланных Кансой, укрывал жителей Вриндавана от бури, подняв на мизинце гору Говардхана над их головами и т.д. В свободное о совершения подвигов время он пас коров, играл на флейте для гопи и предавался своим детским шалостям.

Когда же он вырос и распростился со своей идиллической пастушеской жизнью, то отправился в Матхуру на борьбу со своим злокозненным двоюродным дядей. Он убил Кансу и стал правителем царства Матхура, но, теснимый, с одной стороны тестем Кансы , правителем Магадхи, а с другой — безымянным царем яванов северо-запада, покинул царство и основал новую столицу в Двараке в Саураштре. Здесь он женился на Рукмини и сделал ее главной из своих жен, которых у него было 16 108 и котрые родили ему 180 тыс. сыновей. В главном сказании «Махабхараты» на протяжении всей истории борьбы царских родов он предстает как неизменный друг и советник пятерых братьев Пандавов, и перед битвой на Курукшетре, являющейся кульминацией эпоса «Махабхараты», он, обращаясь к Арджуне, одному из братьев, произносит свою великую проповедь, изложенную в «Бхагавадгите».

Почему у индийских богов много рук?

Главных индуистских богов нередко изображают многорукими, особенно в сценах, где те сражаются со злыми духами. Эта многорукость означает прежде всего невероятную силу и способность выполнять несколько дел одновременно, но не только это — в ней заложен и философский смысл. Так, например, у Шивы одна пара рук может символизировать равновесие между жизнью и смертью, другая — борьбу добра со злом, третья — объективную и субъективную истины, четвертая — рождение мира и его разрушение.

Умножают богам не только число рук. Третий глаз во лбу у того же Шивы свидетельствует о божественной мудрости, способности видеть настоящее, прошлое и будущее или одновременно созерцать то, что происходит на земле, на небе и под землей. А три головы символизируют разные стороны его природы: божественность, неукротимость и способность пребывать в вечном блаженстве. Три головы — отнюдь не предел. Считается, что у бога Нараяны их целая тысяча.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *