Что такое грот в кусково
Перейти к содержимому

Что такое грот в кусково

  • автор:

Как был построен и украшен «Грот» в Кускове

В конце ноября 2019 года в музее-усадьбе «Кусково» завершилась комплексная реставрация павильона «Грот» середины XVIII века. Эта работа, занявшая у специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря почти три года, отмечена наградой конкурса «Московская реставрация». Рассказываем, в чем уникальность «Грота» и почему работа по возвращению его хрупкой красоты заняла столько времени.

Инфографика: mos.ru

Подмосковный Версаль Шереметевых

Архитектурно-ландшафтный ансамбль любимой усадьбы графов Шереметевых формировался в 1750–1770 годах, когда самой наглядной демонстрацией богатства и высоты положения для российской аристократии считался собственный регулярный парк на французский манер. Императорский Петербург и его пригороды эта пришедшая из Версаля мода посетила еще в первой трети столетия – тогда появились Летний сад, Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум, Царское Село. В Москве она началась примерно в то же время с Головинского сада на Яузе (сейчас известного как Лефортовский парк) и достигла расцвета несколько десятилетий спустя. Практически одновременно с парком в Кускове обустраивал террасный ботанический сад один из богатейших людей страны промышленник Порфирий Демидов. Лишь пейзажная часть его детища дожила до наших дней в виде Нескучного сада.

«Прелестному Кускову» повезло больше: на сегодняшний день бывшая графская усадьба обладает единственным сохранившимся французским регулярным парком в пределах Москвы. Его появление стало возможным после того, как Шереметевы в 1743 году породнились с князьями Черкасскими. После женитьбы графа Петра Борисовича на княжне Варваре Алексеевне – единственной наследнице канцлера Российской империи и одного из самых состоятельных ее вельмож – в руках новобрачных оказалось огромная территория вокруг Кускова площадью около 230 гектаров.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Устройство парка по подобию Версаля требовало не только линейности и симметрии в плане, декоративного подхода к организации зеленых насаждений и водного пространства, обилия скульптуры, тяги к театральным эффектам и «курьезам», но и возведения типовых построек с определенным антуражем. Среди архитектурных составляющих регулярного парка были оранжерея, эрмитаж, охотничий павильон, разные «иностранные» домики (итальянский, голландский), амфитеатр, беседки, фонтаны и, наконец, грот.

Рукотворная пещера

Как тип садово-парковой постройки грот (от итальянского grotta – «пещера») появился еще в эпоху Ренессанса. Часто этот архитектурный каприз, придуманный в Италии, располагали рядом с водоемом, иногда даже частично в воде, стилизовали под естественную пещеру и использовали в качестве купальни. В Россию моду на гроты, как и многие европейские тренды, перенес Петр I.

Диковинкой Петербурга одно время считался грот в Летнем саду, сделанный по проекту архитектора Андреаса Шлютера в месте, выбранном лично первым императором. Открытый в 1725 году грот удивлял публику более полувека, пока его не разрушило наводнение 1777 года. Остатки конструкции были разобраны, а новое строение на этом месте – существующий и поныне Кофейный домик – Карл Росси выстроил уже в соответствии с модой XIX столетия.

Одним из самых интересных гротов Подмосковья стал грот в усадьбе Кусково (к Москве эта территория присоединилась только в 1960-х). Выстроен он был позже петербургского. Сначала на этом месте был деревянный грот, но как он выглядел – неизвестно, остались только письменные упоминания. Замена на каменное строение, которой занимался крепостной архитектор Федор Аргунов и которое можно увидеть в Кускове сегодня, заняла около пяти лет – с 1756 по 1761 год.

Фото: mos.ru

Грот стал завершающей частью ландшафтной «затеи» в юго-восточной части парка, выросшей вокруг Итальянского пруда. В ансамбль также влились двухэтажный Итальянский домик-палаццо по проекту обучавшегося в Риме архитектора Юрия Кологривова, Итальянский садик с двумя фонтанами и пять менажерий (архитектурно оформленных домов для птиц), в которых содержались журавли, американские гуси, лебеди, пеликаны, фазаны.

Экстерьер грота по задумке архитектора олицетворял соединение стихий камня и воды. Его купол увенчан скульптурным фонтаном, каменные струи которого, стекая по крыше и стенам, расходятся по земле скругленными фигурными ступенями стилобата. Поддерживают тему воды и ажурные решетки на окнах и дверях, напоминающие причудливые водоросли. А парные муфтированные (с поперечными выступами) колонны, раскрепованные (с выступающими вперед частями) фронтоны и дробящая фасад рустовка (облицовка четырехугольными камнями) создают эффект переклички с размытым отражением грота на зыбкой поверхности воды.

Это трехчастное сооружение в стиле рококо внешне имеет много общего с аналогичным павильоном, который Бартоломео Растрелли практически в те же годы возводил в Царском Селе. Эти два грота – единственные оставшиеся в России от Галантного века. Однако кусковский может похвастаться еще и совершенно уникальным для нашей страны интерьером.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

«Покажу вам грот прекрасный»

Внутри павильон «Грот» состоит из центрального круглого зала, окруженного двумя кабинетами: южный выполнен в теплой цветовой гамме, северный – в холодной. Все имеющиеся средства были направлены на то, чтобы превратить внутреннее пространство в пещеру. Люкарны (оконные проемы в куполе) затягивали тканью зеленого цвета, чтобы добиться приглушенного «подводного» освещения, а окраска под мрамор усиливала этот эффект.

В 1761 году Шереметев нанял для отделки павильона «гротических дел мастера» немца Иоганна Фохта. Его работа заняла почти в три раза больше времени, чем строительство, и завершилась только к 1775 году, но результат превзошел все ожидания.

Стены и своды обоих кабинетов Фохт украсил экзотическими гротесками – так в изобразительном искусстве называются причудливые декоративные композиции, сочетающие реальные и фантастические элементы. Само слово «гротеск» в итальянском языке (grottesche) означает буквально «гротовый». Именно интерьеры гротов первоначально украшали такие мотивы. Для своих гротесков немецкий мастер использовал тонированную гипсовую лепнину, туф, песок, мох, кусочки дробленого стекла и зеркала, а также роспись, имитирующую поделочные камни. Самым удивительным декоративным элементом стали тысячи раковин 24 разных видов из Средиземного, Красного, Японского и Черного морей, а также водоемов Подмосковья.

Сюжет об открытии павильона Грот

В Музее-усадьбе «Кусково» завершилась реставрация «Грота» — одного из самых экзотических павильонов архитектурно-паркового ансамбля. Впервые комплексно восстановили всю коллекцию павильона, наиболее полно – интерьеры из ракушек. Подробности у Марии Трофимовой.

«Гротто» — в переводе с итальянского — пещера. Первые такие сооружения появились в Италии в XVI веке. А в России — на два столетия позже. Павильон «Грот» в усадьбе «Кусково» был построен по проекту Федора Аргунова — крепостного архитектора графов Шереметевых в середине XVIII века. Отделкой занимался «гротических дел мастер» — немец Иоганн Фохт. Он потратил на создание уникального интерьера около 14 лет, использовав 24 вида раковин. «Главной его ценностью был украшение боковых кабинетов в виде пещер с потреблением ракушек, битого стекла, мха, песка, тонированного гипса, чтобы создать иллюзию сказочного подводного царства. Если обратить внимание, оба кабинета решены по-разному. Один имитирует холодное северное море, и более теплое- южный кабинет с солнышком в нишах. И позволяет солнечным лучам попадать в южный кабинет», — говорит Людмила Сягаева, зам директора по научной работе.

В советские годы «Грот» сильно пострадал. Там открыли буфет. И многие посетители на память уносили с собой ракушку. Сотрудники говорят, сохранилось 80% декора. В основном, там, куда не дотянулась рука человека. «Вот эта древняя часть отличается от новодела, которую мы восстановили в этом году. И видим дальше остатки следов других раковин, которые уже не существуют в мире», — показывает Лариса Лапшина, научный руководитель по выполнению реставрационных работ.

За почти 250 лет часть моллюсков, раковины которых использовали для украшения «Грота» исчезла, часть поменяла среду обитания. Для нынешней реставрации понадобилось почти 150 тысяч раковин — их везли со всего мира. Полгода ушло на подготовку. Два с половиной года продолжались восстановительные работы. Опирались на те же
технологии, которые использовал Иоганн Фохт.

«Известь смешивалась с глиной, со всякими добавками, он пробовал даже и масла, так же клеи. Тут, когда мы начали мыть наверху, запахло рыбой. То есть рыбий жир, рыбий клей применялся здесь», — объясняет Лариса Лапшина. После реставрации возвращены на свои места и сюжетные панно, глиняные и деревянные скульптуры. Эти экзотические произведения из ракушек и полудрагоценных камней граф Шереметев купил у немецкого купца. «По его приказу привозят всю коллекцию сюда, делают опись. И до сих пор называем скульптуры по описи. В ней определены скульптуры так: «Мужик смотрит на раковины рассуждает», «Французская баба держит корзину с фруктами», — добавляет Людмила Сягаева.

Зал и кабинеты Грота использовались для торжественных застолий. Здесь в 1775 году граф Шереметев принимал императрицу Екатерину II, а спустя 100 лет его правнук в этом же павильоне угощал императора Александра III.

Грот в Кусково

Грот — небольшая пещера. Это весьма романтичное место, поэтому парки часто украшали павильонами, напоминающими пещеру. А грот в Кусково — единственный в России сохранил уникальную отделку с XVIII века.

Грот в Кусково, фото 2015 года

Грот в Кусково создали в 1755-1761 годах под руководством крепостного архитектора Ф. Аргунова.

Каменный павильон в стиле барокко щедро украшен скульптурой и львиными масками. Стены грота оформлены цветным стеклом и известковым туфом. По замыслу архитектора он должен был олицетворять стихию воды в камне. Обычно гроты дополняли фонтанами, а у Шереметева расположенный на берегу пруда павильон сам олицетворяет застывшую воду.

Оформление интерьеров заняло почти 10 лет. Руководил этим «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт.

Грот в Кусково состоит из центрального зала под розовый и зеленый мрамор, северного кабинета в холодной цветовой гамме и южного в теплых тонах. Стены и потолок кабинетов богато декорированы раковинами, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Это сказочный, экзотический мир: причудливые изгибы фантастических растений чередуются полосками рыбьей чешуи, изображениями диковинных животных, птиц и рыб, узорами из 24 видов раковин моллюсков («тонна шлем», «пинна благородная», «арка ноэ», «пеликанья нога», «морское ухо», «астрея ругоза» и др.) на фоне белого, желтого и розового туфа.

А деревянные и глиняные куклы в половину человеческого роста, купленные П.Б. Шереметевым для Грота в 1775 году, «оживляют» нарядные кабинеты.

Грот в Кусково на фотографиях разных лет:
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково
  • Грот в Кусково

А вы бы хотели дополнить рассказ о гроте в Кусково?

Открытие павильона Грот и выставок в Большой каменной оранжерее

Мы рады сообщить вам, что с 16 июня 2020 г. возобновляют работу выставки в Большой каменной оранжерее.

Открывает свои двери и павильон Грот!

После периода самоизоляции и возможности ‘посещать’ экспозиции музея лишь онлайн предлагаем вам развиртуализовать общение с Кусково и вновь оказаться в усадебных павильонах.

В Большой каменной оранжерее вас ждут три выставки:

Собрание, основанное графом Петром Борисовичем Шереметевым, которое является уникальной коллекцией портретного искусства XVIII-го века;

Юбилейная выставка, демонстрирующая этапы истории развития Музея керамики и его фондов;

Выставка посвящена юбилею одного из лучших частных фарфоровых предприятий Российской империи, которое было основано в 1839-м году помещиком Андреем Михайловичем Миклашевским в имении Волокитино Черниговской губернии.

Грот, уникальный павильон архитектурно-паркового ансамбля, комплексная реставрация которого и восстановление ракушечного убранства, завершилось в 2019-м год у, также открыт для наших гостей!

Теперь можно присоединиться к экскурсии «Регулярный парк усадьбы Кусково и павильон Грот». Организовываются сборные группы до 5 человек. Дополнительная информация представлена в разделе Экскурсии.

Напоминаем, что на территории Музея-усадьбы «Кусково» посетителям необходимо надевать маски и соблюдать социальную дистанцию в 1,5 м.

Приносим свои извинения за возможные неудобства в связи с ограничениями единовременного посещения экспозиций.

Будем рады видеть вас снова в усадебном парке и на выставках!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *