Что хранили купцы в кунгурской пещере
Перейти к содержимому

Что хранили купцы в кунгурской пещере

  • автор:

Экскурсии

Туризм Пермский край

На экскурсии в Белогорский монастырь.jpg

Белогорский мужской монастырь – это главная православная достопримечательность Пермского края. Этот семиглавый храм (7-й по величине храм в России) стоит на вершине горы, которая называется Белой (446 м). История Белогорского монастыря началась в 1890 году, когда протоиерей Стефан Луканин посетил Белую гору и воздвиг на ней первый небольшой деревянный крест. Вставали монахи в три часа утра, много молились и много физически работали. Ими был построены многочисленные корпуса. Братия (более 400 человек) постепенно создавали свое собственное хозяйство, сами расчищали лес под пашни и луга, не только полностью обеспечивая пропитанием себя, но и многочисленных паломников. В хозяйстве были коровы и до сотни лошадей. В девяти прудах разводили рыбу. На собственной мельнице мололи зерно, на кирпичном заводе изготавливали для себя и на продажу добротный кирпич. Была своя лесопилка, мебельное производство. При монастыре были организованы мастерские: слесарная, столярная, кожевенная, сапожная, портняжная. В Белогорской обители также были скиты, приют и церковноприходская школа для мальчиков.

Вид с Белой горы.jpg

Но потом наступил 1918 год, и Белогорский монастырь прекратил свое существование. Многие монахи были убиты, часть монахов были угнаны на окопные работы, иконописная мастерская превратилась в театр. На месте, где раньше стоял Царский крест, был поставлен памятник Ленину. Соборный храм был превращен в клуб. Полностью была разгромлена монастырская библиотека. И только с 1991 года монастырь стал возрождаться. Тысячи людей Прикамья и всей России своими личными пожертвованиями оказывают помощь в восстановлении Белогорской обители. Вот такая история. Поэтому если вдруг вы оказались в период «черной жизненной полосы», вспомните про Белогорский монастырь. Он возрождается из пепла, значит, все возможно. Легенды гласят, что Белая гора пускает далеко не всех, она окружена 3 поясами защиты, и поэтому это одно из главных мест силы Урала. Мы часто организовываем экскурсии в Белогорский монастырь, обычно нас Белая гора пускает. С нее открывается очень красивый вид.

Кунгурская ледяная пещера

В 2011 году сайт авторитетного издания Forbes отобрал 10 самых впечатляющих пещер мира, и из российских пещер в список вошла лишь одна — Кунгурская пещера. В Кунгурской пещере находится 58 гротов, 70 озёр и 146 высоких шахт, доходящих почти до поверхности.

Протяженность Кунгурской ледяной пещеры – 5700 метров, из них только 1500 метров оборудовано для посещений туристами, в том числе там проведена специальная подсветка, добавляющая зрелищности. Дальняя часть пещеры до сих пор сохранена в нетронутом первозданном виде. Общее время экскурсии составляет 1 час 20 минут. Температура воздуха в центре пещеры от +5 °C до −2 °C, относительная влажность — 100%.

Особую красоту пещере придают сталактиты, сталагмиты и, что еще удивительнее, сталагнаты. Сталактиты — это ледяные образования, причудливо свисающие с потолка. Сталагмиты — ледяные столбы, растущие снизу вверх. Сросшиеся вместе сталактиты и сталагмиты образуют красивейшие сталагнаты. Некоторые ледяные образования насчитывают уже несколько лет, а есть и такие которые появляются каждый сезон и с наступлением лета тают. Лучшее время для посещения пещеры – с февраля по апрель, когда ледяные образования достигают наиболее впечатляющих размеров и форм.

По определению ученых, возраст пещеры составляет 10-12 тысяч лет. Древние люди хранили здесь продукты и также использовали это место для традиционных обрядов.

По одной из легенд в XVI веке в Кунгурской пещере зимовал Ермак со своим отрядом и в разных частях пещеры они спрятали свои сокровища. Они это сделали перед походом на Сибирь, надеясь забрать сокровища на обратном пути, но их планам не удалось сбыться. Многие искали сокровища Ермака, но говорят, что повезло лишь только одному – мешок золота случайно нашел крестьянин, который заблудился в пещере и блуждал в ней больше 4 дней. Когда он нашел золото, то дал обед, что если выберется из пещеры живым, то построит церковь. И действительно в Кунгуре вскоре после этого события была построена красивая деревянная церковь.

Первый план Кунгурской ледяной пещеры был составлен в 1703 году С. Ремезовым. В описании было сказано, что внутри были обнаружены столбы, подпиравшие своды, кресты, установленные на камнях, стояли иконы, а перед входом имелись печи для обжига гипса.

Кунгурская ледяная пещера.jpg

В Кунгурской пещере есть красивые озера с прозрачной водой. Они имеют сообщение с рекой Сылвой и при подъеме в ней воды также разливаются. В пещерных озерах пещеры можно заметить водяных рачков и мелких лягушек. В сверху в холодных частях пещеры постоянно проживают летучие мыши.

До сих пор в Кунгурской пещере еще много неизвестного и удивительного. Например, недавно на стенах грота Смелых впервые в России был обнаружен новый минерал – улексит.

Впервые организованные экскурсии в Кунгурскую пещеру стали проводиться в 1914 году. С тех пор интерес к этому творению природы постоянно увеличивается. Санаторий «Родничок» часто организовывает экскурсии для своих клиентов в Кунгурскую ледяную пещеру. Во-первых, это очень познавательно и красиво. Во-вторых, Кунгурская пещера обладает рядом лечебных качеств, постольку не содержит аллергенов, токсичных веществ, патогенных микроорганизмов, а воздух в пещере всегда сохраняет очень высокий уровень чистоты.

Водопад Плакун

Водопад Плакун.jpg

Водопады в Пермском крае – это редкость (их всего три). Водопад «Плакун» — самый высокий водопад, он падает с высоты 7 метров тремя струями. Он находится на правом берегу реки Сылвы, недалеко от Суксуна, и является местом притяжения туристов.

Почему водопад называется «Плакун»? По легенде богатую девушку разлучили с возлюбленным (простым парнем из бедной семьи) и хотели насильно выдать замуж. Но девушка не согласилась, и тогда ее заточили в пещере в недрах горы. Страдая, девушка непрерывно плачет, что не хочет замуж без любви, а ее слезы образуют падающий со скалы водопад.

На самом деле, водопад образуют множество родников, выходящих из вершины горы. Подземные воды здесь богаты углекислотой. Когда вода попадает на поверхность, то теряет свободную углекислоту, и карбонаты кальция выпадают в виде известковых туфов. Благодаря этому водопад не только не размывает обрыв, с которого падает, а напротив его укрепляет и цементирует отложениями.

Вода в водопаде чистая и приятная на вкус, но очень холодная. Даже в самый жаркий летний день температура воды здесь не более 5 градусов. Поэтому прежде чем принять решение о купании в водопаде, десять раз подумайте. Зато пить данную воду можно без раздумий. Вода может долго храниться, не портясь и сохраняя полезные свойства.

Зимой водопад «Плакун» покрывается красивым ледяным одеянием, а с веток деревьев около водопада свисают гроздья красивых ледяных кристаллов. Тем не менее, полностью водопад не замерзает, вода течет внутри ледяной массы. Вид водопада зимой просто волшебный.

Православные христиане почитают водопад «Плакун» как святой источник и называют его «Ильинским святым источником». Это место освящено в честь чудом явившейся в конце XVII века вблизи Тохтаревского мужского монастыря на реке Сылве иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

Мы часто организовываем экскурсии для посетителей санатория «Родничок» к водопаду «Плакун». Самые смелые принимают под ним водные процедуры.

Экскурсии на водопад Плакун.jpg

Серый камень

Серый камень.jpg

Серый камень (второе название Вакутин камень) является памятником природы Пермского края. С его вершины открывается потрясающая панорама: красивая долина, окруженная лесами, и река Иргина, поворачивающая на 180 градусов.

Легенда гласит, что двое влюбленных (красавица Иргина и храбрец Святогор) дали друг другу клятву в вечной любви, но Святогор не сдержал своей клятвы. Тогда Боги разгневались, и превратили душу Иргины в реку, а душу Святогора — в камень. Река словно течет к камню, а потом разворачивается и утекает. Камень наблюдает за рекой, рвется к ней всем сердцем, просит прощения у Иргины и у Богов, но пока безуспешно.

Почему второе название Серого камня Вакутин? Есть предположение, что камень назван в часть богатого купца Вакутина Кирилла Петровича. Возможно, он тоже не умел держать клятвы. А, может, камень назван в честь другого человека с аналогичной фамилией, но эта страница истории не сохранилась.

С Серым камнем связана еще одна интересная легенда. Недалеко от Серого камня есть проход. Местные жители рассказывают, что однажды в него запустили собаку и она не вернулась обратно, а появилась в залах Кунгурской ледяной пещеры, пробежав почти 60 км по подземным ходам.

Вид с Серого камня.jpg

Вид с Серого камня открывается фантастически красивый. Обычно фотографы проводят здесь по нескольку часов, фотографируя природу, растения, а также восходы и закаты. Когда-то здесь снимали эпизоды советского сериала «Вечный зов».

Мы часто организовываем экскурсии для посетителей санатория «Родничок» к Вакутину камню. Многие сравнивают ощущение на Сером камне с полетом. «Словно паришь над долиной и забываешь, что ты человек из плоти и крови, будто за тобой невидимые крылья расправлены, а перед тобой природа первозданной красоты и чистоты, и в ней вся любовь собрана» — так описывают свои чувства посетившие Серые камень. Многие ощущают на Сером камне необычайную бодрость духа и прилив сил. Кто-то здесь загадывает желания, кто-то просит о самом важном и сокровенном. Но все посетившие Серый камень навсегда в своем сердце уносят красоту и величие природы, и понимание того, что важно быть в ответе за свои слова. Ибо если нарушить клятву, можно превратиться и в Серый камень.

Красный Ясыл

В Пермском крае в Ординском районе есть село с интересным названием Красный Ясыл («Красным» село прозвали в гражданскую войну «белые» за помощь селян Красной Армии; слово же «Ясыл» с тюркского языка переводится как «Зеленое»). Такое вот получается Красно-Зеленое село.

Село Красный Ясыл совсем небольшое. Но оно знаменито на всю Россию и за ее пределами своими мастерами и камнерезным комбинатом. «Уральский Камнерез» — это градообразующее предприятие села. Но сейчас его масштабы далеки от комбината (там работают около 40 человек). Зато во времена СССР предприятие было крупное, оно работало на госзаказах и выпускало сувениры к Съездам КПСС, к Олимпиаде и другим важным событиям. Очень красивые сувениры изготавливались на сказочные темы, например, на тему сказов Павла Бажова. Часто в комодах советских семей можно было увидеть большие статуэтки Данилы-мастера и Хозяйки Медной горы. Произведения художников камнерезного промысла Красного Ясыла находятся в коллекциях следующих музеев: Музее декоративного искусства (г.Москва), Музее декоративно-прикладного искусства Урала (г.Челябинск), Пермской государственной художественной галерее, Пермском краеведческом музее. До сих пор лучшие работы ясыльских мастеров выставляются на отечественных и международных выставках и экспортируются в более 30 стран мира.

Камень селенит.jpg

Наибольшую известность Красному Ясылу принес камень селенит. Добывают его недалеко от села в карьере. Селенит — это один из редчайших минералов мира (встречается только на Урале, в Африке и в Канаде). Селенит часто называют «поцелуем Луны». Свое название камень получил в честь греческой богини луны – Селены. Селенит – это полупрозрачная разновидность гипса, но которая гораздо прочнее гипса. Натуральный камень получается в результате метаморфизации морской воды. Это означает, что минерал представляет собой химический осадок, образовавшийся после усыхания отдельных участков моря. Интересно, что на мужчин и женщин селенит оказывает разное воздействие. Девушек он делает мягкими и мечтательными, а мужчины становятся более решительными. Также селенит всегда считался оберегом домашнего очага, принося в дом спокойствие, гармонию и взаимопонимание.

Сувениры из камней от ясыльских мастеров.jpg

Ясыльские мастера славятся своим умением вырезать не только изделия из селенита, но и из других камней: малахита, агата, бирюзы, сердолика. Камнерезы делают сувениры, фигуры из камней, украшения, вкладывая в свои изделия не только умения, но и душу. Сегодня в Красном Ясыле почти в каждом доме свой мастер по камню, и секреты камнерезного мастерства передаются из поколения в поколение. Но как говорят мастера, главный секрет – это влюбленность в камень. Только любящий камни человек может разглядеть в камне форму, цвет и душу, и превратить камень в настоящее произведение искусства.

Санаторий «Родничок» часто организовывает экскурсии для своих клиентов в Красный Ясыл. Многие там покупают изделия из камня для себя и для своих близких. Да, изделия стоят недешево, но они обладают особой энергетикой — сказочно-волшебной. В любом случае, побывать в Красном Ясыле нужно обязательно, ибо это место, в котором понимаешь, что камни умеют оживать.

Камни в виде животных.jpg

Город Кунгур — чайная столица России

Город Кунгур.jpg

Кунгур – это город в Пермском крае, расположенный в Среднем Предуралье (от Перми до Кунгура 90 км, от Екатеринбурга — 280 км, от Суксуна — 50 км). Название городу дала река Кунгурка. Жителей города называют кунгуряками.

Кунгур был основан в 1663 году. Благодаря выгодному положению на торговых путях город быстро развивался. О былом богатстве города можно судить по многочисленным купеческим домам, сохранившимся до наших дней.

«Кунгур — по преимуществу купеческий город. Все тут живут тем, что даст купец. Он даёт тон городу, он первый и в городской, и в земской управе. В клубе чиновники перед ним млеют, в соборе батюшка о его благотворениях произносит краткие слова. Мещане смотрят ему в глаза и ещё издали снимают шапки».

В XIX веке были широко известны многие кунгурские купцы, особенно выделялись среди них А.С. Губкин, М.И. Грибушин, А.Г. Кузнецов. Они успешно занимались чаеторговлей – везли чай из Китая. Транспортировка больших партий чая была делом сложным и опасным. В Сибири на обозы нападали грабители, получившие прозвище «чаерезы». А.С. Губкин считался крупнейшим чаеторговцем в стране, именно при нем Кунгур стали называть чайной столицей России. А.С. Губкин первым стал продавать чай в России сначала на развес, а потом стал расфасовывать в небольшие, красивые упаковки.

В Кунгуре бывали многие известные люди: путешественник и мореплаватель Витус Беринг, писатель А.Н. Радищев, императоры Александр I и Александр II, ученый Александр Гумбольдт, изобретатель радио А.С. Попов, минералог Е.С. Федоров, полководец Г.К. Жуков.

В Кунгуре снимались сцены многих фильмов: «Приваловские миллионы», «Демидовы», «Покушение на ГОЭЛРО», «Тени исчезают в полдень», «Золотая Баба», «Колорадо», «Один и без оружия», «Под северным сиянием», «Перед рассветом», «Пыль времени», «Золото».

Пуп земли.jpg

В Кунгуре очень много интересных достопримечательностей. Начиная с купеческих домов и заканчивая «Пупом земли». Ученые считают: появление «Пупа» в Кунгуре географически оправданным. Именно на этой территории пересекаются северные, восточные, западные и южные меридианы.

Также для посещения в Кунгуре открыто большое количество музеев:

  • Музей истории купечества
  • Краеведческий музей
  • Художественный музей
  • Музей семьи Грибушиных
  • Музей камня

Международный фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка».jpg

Летом в Кунгуре проходит Международный фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка». Но перед ее началом обязательно надо увидеть памятник Никите-летуну. По легенде мальчик Никита, изготовивший подобие крыльев, был первым русским покорителем неба. С такими крыльями он подобно птице планировал по воздуху, прыгая с возвышенностей, в том числе с колокольни. Однако по приказу Ивана Грозного подросток был казнен, чтобы неповадно было стремиться к небу.

Но сейчас мы знаем, что человек может летать, и на вертолётах, и на самолетах и даже на ракетах. И чай мы с вами пьем каждый день, даже не задумываясь о том, что раньше он был очень дорогим и не всем нравился по вкусу, поэтому назывался «китайским веником». И ведь даже не подумаешь, что все это связано с маленьким городом Кунгуром, который оставил огромный след в истории.

Приезжайте на отдых и лечение в санаторий «Родничок». Мы организовываем интересные экскурсии по Пермскому краю, в том числе и в город Кунгур.

Музеи посёлка Суксун

Краеведческий музей удивит посетителей коллекцией самоваров и удивительной историей жизни владельцев Суксунского медного завода.

Дом-музей Константина Мильевича Собакина порадует творчеством художника, его картинами, витражами, резными украшениями и беседкой.

Приглашаем вас на экскурсии, ведь они привносят в отдых разнообразие и дарят потрясающие эмоции!

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

«Попробуй пермское»: ледяное подземное царство маленького купеческого городка

Африканец Руссон и пермячка Глафира продолжают путешествовать по Пермскому краю. Барда уже изучена вдоль и поперек. И новой точкой стал купеческий город Кунгур.

Почему купеческий? Да потому, что из всех городов Прикамья здесь чаще всего селились купцы разных гильдий. Они возили через Кунгур сладости и чай. Поэтому, кстати, город еще называют чайной столицей.

Но главной достопримечательностью Кунгура является ледяная пещера.

Это сейчас здесь толпы туристов, длинные прогулочные маршруты и сувенирка. Раньше те же купцы использовали его как холодильник. На самом деле бесплатно хранили там продукты, то же мясо и молоко.

Огромный холодильник прикрыл купец Хлебников в 1914 году. Он взял в аренду пещеру, сам поселился у входа и водил экскурсии. С его легкой руки Кунгурская ледяная пещера стала одной из самых посещаемых в России. И наши ведущие Глафира с Руссоном не стали исключением.

Это седьмая в мире гипсовая пещера по протяженности – шесть километров, и только полтора из них можно пройти, остальное недоступно. В пещере 58 гротов и 70 озер.

Температура воздуха от + 5 градусов до − 2. Зато влажность стопроцентная. Здесь не только продукты не портятся, но и человек.

Ну и конечно, в такой древней пещере хранится множество тайн. Кунгуряки считают, что здесь их предки когда-то прятались от врагов. А известный покоритель Сибири казак Ермак останавливался здесь на привал. Ходят слухи, что и золото свое там спрятал. Но никто пока не нашел.

Какое впечатления Кунгурская ледяная пещера произвела на африканца Руссона узнай здесь.

Хочешь узнать больше о путешествиях по Пермскому краю.

Проект создан при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ») в рамках реализации нацпроекта «Культура»

Кунгур — знакомый и неведомый

Мое знакомство с Кунгуром состоялось еще в школьные годы, когда мы всем классом ездили в кунгурскую ледяную пещеру. С тех лет мало что запомнилось, мы ездили в июле, в пещере было мрачно, сыро и скользко. Да к тому же холодина жуткая, гид что-то занудно рассказывал про сталактиты и сталагмиты, которых почти не было видно, они все подтаяли тем летом. Цветной подсветки как сейчас в пещере еще не было, все выглядело серым и зловещим. Большой радостью было выбраться на свежий воздух, увидеть яркое солнце и зеленую травку. Вдруг, кто-то из ребят крикнул, что на склоне есть ягоды! Мы дружно побежали туда, и тут я впервые увидела удивительную ягоду чуть крупнее лесной земляники, но мельче садовой виктории, это была клубника. Ягода на вид совсем невзрачная, бледно-розовая с белым, а где-то совсем зеленая. Она росла на пыльном склоне, плохо отрывалась от чашелистика, но, Боже, какой у нее был изумительный вкус! Я помню его до сих пор. С тех пор клубника стала моей самой любимой ягодой и когда была такая возможность я всегда ездила на ее сборы в Кыласово и Кунгурский район.

Позже, уже в студенческие годы, когда в магазинах Перми ничего не было, Кунгур стал для нас Меккой шопинга. Спустя многие годы я стала ездить за одеждой в Милан, а сначала ездила в Кунгур. Зато у меня в те годы были самые модные джинсы, блузки и свитера. Все думали, что они привезены из Москвы, а они были из Кунгура. Ездить в Кунгур было очень удобно, два магазинчика располагались вблизи от ж.д. вокзала, закупился, и через пару часов можно возвращаться обратно на электричке. Поездки эти были поздней осенью и зимой, когда листва деревьев не мешает разглядеть окружающие пейзажи. Что запомнилось с тех поездок, с железной дороги Кунгур был виден как на ладони, одноэтажные деревянные домики, а над ними как мачты кораблей возвышались колокольни церквей и плыли сами величественные храмы. Уже тогда я задавалась вопросом, сколько же было храмов в Кунгуре – десять, двадцать, а может больше? Почти все эти храмы в те годы были еще закрыты и потихоньку разрушались в запустении. Но кладка стен и архитектура кунгурских храмов создавала картину монументальности, казалось, был ведь когда-то город, где жизнь текла неторопливо, и все было как надо. Люди трудились, молились Богу, жили в счастье, радости и достатке.

Кунгур и в самом деле был процветающим купеческим городом. Он был основан в 1648 году около места впадения речки Кунгур в Ирень в 15 км от современного города. Считается, что название произошло от тюркского слова “унгур” – пещера, теснина, щель в скалах. В 1662 году при восстании башкир поселение было уничтожено, большинство жителей убито. В 1663 году город был заложен повторно на новом месте в междуречье рек Сылва и Ирень. Здесь построили деревянный кремль с восьмью башнями с бойницами. Внутри был дом воеводы, канцелярия и церковь. В 1704 году в Кунгуре построили первую каменную Благовещенскую церковь. В 1720 году В.Н.Татищев построил в Кунгуре первую на Урале горнозаводскую школу, а в 1725 году было открыто первое горнозаводское управление на Урале.

В 1712-1713 годах в Кунгуре работал казенный медеплавильный завод, основан он был Н.И.Огневым на речке Гаревой. Как написано в документах “завод не вододействующий, т.е. ручной”. Уже в год основания (1712 г.) было выплавлено чистой меди для образца 30 пудов. В награду за это сибирский губернатор князь Гагарин выдал управляющему 100 рублей, а двум плавильщикам по 10 рублей. В 1716 году завод сгорел, но был быстро восстановлен и за 1717-1718 годы выплавил 200 пудов меди, из которых 188 пудов было отправлено в Москву, остальное в Тобольск. В конце 1718 года воевода Воронецкий приказал закрыть завод, для этого он заставил подписать всех рудоискателей бумаги, что медной руды в Кунгуре больше нет. Однако это не устроило рабочих завода и управляющий поехал в Казань к губернатору с жалобой на воеводу. В 1719 году в Кунгур приехала комиссия для проверки работы завода. По итогам ее работы воевода был объявлен преступником и отправлен в ссылку в Вятку, а завод продолжил свою работу. В расследовании комиссии было сказано “воевода самолично решил закрыть завод, так как завод, видимый из города, сильно раздражал жену воеводы своим шумом и вонючим дымом”. Вот так сами рабочие и управляющий спасли свой завод. Однако в 1723 году завод все же был закрыт из-за нерентабельности, так как к этому времени появились новые заводы, имеющие более высокие показатели. Но медь способствовала развитию и заселению земель вокруг Кунгура, а также сельскохозяйственному освоению окрестных земель. Это касается не только Кунгура, но и всего Урала. В первой половине XIX века медеплавильные заводы Урала давали ежегодно 50000 пудов меди или 90% от общего производства в России. А кунгурский завод был одним из первых, построенных в Пермском крае.

В 1781 году Кунгур получил статус города, а в 1783 году через него прошел Сибирский тракт, что способствовало быстрому развитию города. Три раза в год в Кунгуре стали проводиться крупные ярмарки. В городе активно развивалась торговля, открылись кожевенные и мыловаренные предприятия, стали развиваться народные промыслы. Особенно прославился Кунгур торговлей чаем. Купцы Губкины, Кузнецовы, Грибушины целыми обозами везли чай прямо из Китая. А.С.Губкин был крупнейшим чаеторговцем в России, поэтому Кунгур стали называть чайной столицей России. Именно Губкин стал первым продавать свой чай сначала на развес, а потом стал расфасовывать в небольшие красивые упаковки. Так что фасованный чай и красивые коробочки для него – это изобретение кунгурских купцов. Есть чем гордиться! А как сейчас обстоят дела с чаем в Кунгуре? Может, стоит возродить старые традиции и начать проводить международный фестиваль чая? Приглашать на него производителей чая из Китая, Индии, Краснодарского края. Тогда все опять узнают, что столица чая в России – это Кунгур.

В Кунгуре хорошо развито было и сельское хозяйство. На гербе города изображен рог изобилия с сыплющимися из него колосьями разных сортов пшеницы, это означает, что земли вокруг Кунгура были очень плодородные. С 1887 года по реке Сылве между Пермью и Кунгуром начали ходить пароходы. А в 1909 году через Кунгур прошла железная дорога, что еще больше способствовало развитию торговли. Символом процветания города и успешной торговли является большой Гостиный двор, построенный в 1865-1876 годах. Этот главный символ купеческого Кунгура представляет собой многоугольное здание, по периметру которого размещались магазины. Снаружи вдоль торговых рядов идет крытая галерея. Через большие арки можно было проехать во внутренний двор на подводе груженой товарами, там тоже велась торговля. Гостиный двор Кунгура я увидела гораздо раньше, чем гостиный двор Санкт-Петербурга, тогда в нем еще работали магазины (сейчас они закрыты, ведется реставрация здания). Маленькие уютные магазинчики, работавшие в гостином дворе Кунгура в 90-е годы, несли на себе отпечаток старины, там не было яркого освещения и нового ремонта, все было почти так же как сто лет назад. Гостиный двор Санкт-Петербурга был весь выхолощен, перестроен в современном стиле. В Кунгуре же все стены хранили память о былых временах расцвета этого купеческого города. Если бы я тогда знала про Грибушиных и другие знаменитые купеческие семьи Кунгура, то можно было бы ярко представить, как шла здесь торговля более века назад.

Из выдающихся людей Кунгура следует особо отметить К.Т.Хлебникова (1784-1838). К.Т.Хлебников был известным путешественником, этнографом, этнологом, писателем и биографом первооткрывателей Русской Америки, директором русско-американской компании. Он был сыном городского головы Кунгура. В 1801 году стал приказчиком российско-американской компании, объездил все земли тунгусов и коряков, а также всю Камчатку. В 1817 году был назначен управляющим главной русской конторы в Америке, в этой должности пробыл 16 лет, посетив Калифорнию, Мексику, Перу, Чили. В 1818-1832 годы стал также управляющим Новоархангельской конторы на острове Ситке, был бессменным помощником пяти разных главных правителей Русской Америки, объездил все ее территории. Свои находки и приобретения из разных частей Русской Америки К.Т.Хлебников посылал в зоологический музей Санкт-Петербурга. Он много писал и часто публиковал свои статьи. Самая интересная из них “Взгляд на полвека моей жизни” была опубликована в 1836 году в журнале “Сын Отечества”. К.Т.Хлебников занимался изучением быта и культуры народов северо-западной Америки и Дальнего Востока, за свои научные заслуги в 1837 году он был избран член-корреспондентом Петербургской академии наук.

Однако всю свою огромную библиотеку, коллекцию картин и все свои денежные сбережения К.Т.Хлебников завещал родному Кунгуру. Пожертвованная им библиотека послужила основанием публичной библиотеки города Кунгура. Дом К.Т.Хлебникова в Кунгуре прекрасно сохранился, там сейчас размещается банк. Может, стоит открыть мемориальный музей К.Т.Хлебникова в его доме? Ведь он так много сделал как для родного города, так и для славы и величия России.

Кстати, К.Т.Хлебников был знаком с А.С.Пушкиным. А в январе 1837 года он отправил на рецензию Пушкину свои заметки. Он хотел, чтобы заметки о путешествиях были напечатаны в журнале “Современник”. Известно, что заметки К.Т.Хлебникова лежали на столе Пушкина за две недели до трагической дуэли. Успел ли он их прочитать неизвестно.

К.Т.Хлебников был отважным путешественником. Он не раз замерзал в холодной тундре, проваливался под лед северных рек, терпел кораблекрушения, часто оказывался на волосок от гибели. Уже в молодости он заработал жуткий ревматизм, мучивший его всю жизнь. Но невзирая на это, он продолжал свои подвиги: в 1802 году 120 дней зимовал один в лютые морозы в селении Ямск, после чего едва не погиб, пробираясь через лед на лыжах весной. Зимой 1805 года отморозил руки и ноги, пересекая коряцкий хребет. Летом 1813 года К.Т.Хлебников покинул Камчатку и приехал в Иркутск, где тяжелая болезнь свалила его больше чем на год. В феврале 1815 года по пути из Иркутска в Санкт-Петербург посетил родной Кунгур впервые спустя 15 лет своих странствий. В Кунгуре встретился с родными и друзьями. В сентябре 1816 года на корабле из Кронштадта отправился в кругосветное путешествие, которое продолжалось больше года, посетил Норвегию, острова Зеленого Мыса, Бразилию, мыс Горн, Перу, Мексику. И таких испытаний в его жизни было более чем достаточно.

К.Т.Хлебников скончался в апреле 1838 года, в некрологе было написано: «Безродный и одинокий в Санкт-Петербурге он сумел приобрести себе любовь и дружбу столь многих, любивших его как родного». Согласно завещания К.Т.Хлебникова кунгурскому городскому обществу предназначалось 25 тысяч рублей. Это солидная сумма, с учетом того, что его жалованье как управляющего русской конторы в Америке составляло 3 тысячи рублей в год. На деньги К.Т.Хлебникова в Кунгуре был построен приют для мальчиков-сирот за 17 тысяч рублей, остальные деньги были использованы на строительство публичной библиотеки. Для библиотеки он оставил свыше 1300 книги журналов на русском и иностранных языках.
Однако уже в течение XIX века часть наследия К.Т.Хлебникова безвозвратно пропала. Сегодня в фондах краеведческого музея Кунгура хранится всего лишь 87 книг из завещанной им городу коллекции. Большая часть архива К.Т.Хлебникова хранится в пермском архиве, часть в архиве РГО, а также в других крупных архивах страны и за рубежом. Многие из его трудов так никогда и не были опубликованы. Возможно, что часть из них утрачена навсегда. Горько осознавать, что завещание К.Т.Хлебникова не было исполнено до конца, он писал в нем: “Я надеюсь, что кунгурское городское общество будет внимательно к моему желанию способствовать развитию нового поколения моих сограждан и назначит для хранения моих книг особую комнату, поручив под надзор честному человеку, который будет стараться об умножении и содержании библиотеки в порядке”. Публичная библиотека была открыта в Кунгуре в апреле 1840 года, но большую часть его архива, увы, так и не уберегли.

В заключении хотелось бы вернуться к мистике главной достопримечательности города – кунгурской ледяной пещере. Древние летописи хранят воспоминания о загадочных людях, которые жили в жерле ледяной пещеры и совершали набеги на русских, селившихся неподалеку. Историки полагают, что жителями этих гротов вполне могли быть предки современных хантов. Исследования пещеры начались в 1703 году, тогда был составлен первый план грота. С середины XIX века пещера становится очень знаменитой, жители поселка начинают водить экскурсии в ледяной грот. Вплоть до XVIII века в районе пещеры довольно часто пропадали люди. Легенда гласит, что в XIX веке в пещере заблудился крестьянин, несколько дней он бродил по пещерным лабиринтам, пока внезапно не обнаружил несколько мешков с золотом. Крестьянин дал обет, если сможет выйти из пещеры живым, то все деньги потратит на строительство церкви. Крестьянин нашел выход и сдержал свое обещание. Он построил деревянный храм, который простоял более 50 лет.
По мнению исследователей аномальных явлений в дальних гротах пещеры, что ныне скрыты за завалами, есть таинственная пирамида. Ведь на самой первой карте пещеры, составленной Семеном Ремезовым в 1703 году четко видно изображение пирамиды, которую до сих пор никто не смог обнаружить. Парапсихологи считают, что эта пирамида, скрытая от посторонних глаз, является источником аномальных явлений.

В 2000 году на конференции в Москве я встретилась с одним теософом, который, узнав, что я из Перми, стал расспрашивать про кунгурскую пещеру. После чего, поведал мне, что рассказ Е.П.Блаватской “Пещера долгого эха” был написан на основе реальных событий, произошедших когда-то в кунгурской ледяной пещере. Кому интересно, пожалуйста, сами прочитайте этот рассказ, я не буду пересказывать сюжет. Остановлюсь лишь на моментах, показывающих, что события вероятнее всего происходят в кунгурской пещере. Вот как начинается рассказ: «В одной из северных губерний, не столь отдаленных, недалеко от небольшого заводского городка, расположенного где-то ближе к Сибири, случилась лет 30-50 назад такая трагедия, какая не приснилась бы и древним классикам… Верстах в 6-7 от города П., знаменитого дикой прелестью и величием его лесистых гор, богатством рудников, миллионерами заводчиками, стоял аристократический красивый дом. На обширных землях дачи находилась замечательная пещера, обращающая внимание всех, кто ее посещал. Вероятно, жители П., прочитав о ней, узнают ее. Пещера часто служила приманкой городским жителям для пикников и праздников. Пещеру эту звали Пещерой Эхо, а в простонародье – Чертовой глоткой. В ней раздавалось эхо самого феноменального характера, побуждаемое малейшими звуками, особенно со стороны водоема, напротив коридоров».

Именно в этой пещере и произошло загадочное убийство, а спустя 10 лет странствующий венгерский граф (в стиле Калиостро) с помощью шамана смог раскрыть его, и сама пещера помогла им в этом. Когда шаман вошел в транс, а венгерский граф прочитал заклинание на неизвестном языке, холодный свистящий ветер подул из темных коридоров пещеры со стороны воды, оставляя за собой жалобное продолжительное эхо. Потом все присутствующие заметили как из стен пещеры, окружающих озеро стал выходить легкий туманный пар. Этот пар, двигаясь со всех сторон, соединился у ног шамана, и из тумана материализовались фигуры свершившие правосудие. После чего венгерский граф и шаман на следующее утро бесследно исчезли. Блаватская пишет: «Многие из старожилов помнили это событие еще в 1840 году, хотя случилось оно почти 50 лет назад, а бывший свидетель события полицмейстер подполковник С. Умирая в глубокой старости, объявил в своей предсмертной исповеди, что венгерский путешественник был самим чертом». Как созвучно это записям краеведов того времени. Ведь именно в начале XIX века во всех местных газетах писали, что в кунгурской ледяной пещере живет сам черт. Наверное, эти события как-то взаимосвязаны. И если покопаться в архивах пермских газет того периода, то найдется подтверждение дурной славе пещеры и особому интересу к ней именно в то время.

А что пишут про аномальные свойства пещеры сейчас? Исследователи пещеры не раз заявляли, что наблюдали в ее темных гротах огненные всполохи. На фотографиях из пещеры иногда проявляются очертания странных силуэтов за спинами туристов. Отмечается странный эффект, люди начинают плутать и теряются в знакомых ходах пещеры, у них полностью теряется ощущение времени.

Многое еще можно рассказать о Кунгуре, но объем одной статьи не позволяет этого сделать. Я уверена, этот город еще не раз удивит нас своими тайнами и загадками. Будем ждать.

Горд Кунгур: тихая Россия

0 0 Кунгур был основан в 1648 (700x481, 523Kb)

Кунгур не просто старше краевого центра — Перми, он ещё и способствовал его рождению. Он, как почти все уральские города имеет горнозаводское прошлое. В 1712-м году в Кунгуре был основан казённый (государственный) медеплавильный завод. Он стал вторым после Пыскорского из 33 медеплавильных заводов, построенных на территории нынешнего Пермского края. Но в 1723-м в связи с истощением сырьевой базы он был перенесён на речку Егошиху, и именно он стал основой нового города — Перми. К сожалению, никаких следов завода в Кунгуре не осталось. В 1720-м году В.Н. Татищев открыл в Кунгуре первую на Урале горнозаводскую школу, а также горную канцелярию, ставшую в 1725 году Кунгурским бергамтом. Это было первое горнозаводское управление на Урале.

Вид на г.Кунгур с высоты в XXI веке

0 0 1901 РіРѕРґ (700x467, 514Kb)

1901 год

Город расположен на реках Сылва, Ирень и Шаква на юго-востоке Пермского края, в Среднем Предуралье, в 90 км к юго-востоку от города Пермь. Кунгур получил широкую известность благодаря уникальной природной ледяной пещере. Жителей города называют кунгуряками (ранее использовалось название — кунгурцы).

0 0 Территория посада на плане С.У. Ремезова. 1703 г. (508x700, 640Kb)

Население — 64 259 чел. (на 2021 год), территория — 68,7 км².

Территория посада на плане С.У. Ремезова. 1703 г.

0 0 герб (174x219, 8Kb)

Кунгур был основан в 1648 году как острог близ места впадения речки Кунгур в реку Ирень, в 15 км к юго-западу от современного города, – на «порожней земле, купленной русскими людьми у Иренских татар» чердынскими и соликамскими воеводами. Название, данное по реке, как полагают, произошло от тюркского слова «ункур» или «унгур» – «пещера, теснина, щель в скалах». По другой версии название переводится как «темный, бурый, смуглый».

Герб города

В 1662 году во время восстания башкир поселение было уничтожено, а большинство жителей убито. В 1663 году Кунгур был заложен повторно, но уже на другом месте – в междуречье рек Сылва и Ирень (на прежнем месте сейчас стоит село Троицк). В то время тут уже стояло село Мысовское. Здесь построили деревянный кремль, имевший восемь башен с бойницами. Внутри размещались воеводский дом, канцелярия, церковь и др.

«Земляной город» на плане С.У. Ремезова. 1703 год

В 1703 году Кунгур подвергался осаде приписных крестьян, недовольных приехавшим в город верхотурским воеводой.

Уже в 1704 году в Кунгуре открыли первую каменную церковь – Благовещенскую (была взорвана в 1930-е годы). В 1712-1723 годах действовал казенный Кунгурский медеплавильный завод. Позже оборудование была перевезено на строившийся Егошихинский завод.

Благовещенский собор построенный в 1704 году и взорванный в 30е годы ХХ века

В 1720 году В.Н.Татищев открыл в Кунгуре первую на Урале горнозаводскую школу, а также горную канцелярию, ставшую в 1725 году Кунгурским бергамтом. Это было первое горнозаводское управление на Урале.

Во время Крестьянской войны, в начале 1774 года, Кунгур пытались захватить пугачевские отряды под руководством Салавата Юлаева и Ивана Кузнецова. Кунгурский воевода вместе с чиновниками скрылся в Верхнечусовских Городках, но кунгуряки не растерялись. Организацией обороны занялись бургомистр Филипп Кротов, президент магистрата Иван Хлебников и секунд-майор Александр Папов. Было отбито четыре штурма бунтовщиков. В результате город Кунгур так и не был взят пугачевцами, продержавшись до прихода регулярных войск.

В честь этого события в городе установлен памятный обелиск.

Открытка 1900 года

Здание управы и Обелиск в честь защитников Кунгура от войск Е. И. Пугачева в наше время

Памятник был открыт в 1893 году, создан по проекту первого городского архитектора Кунгура Н.А. Воскресенского. Изготовлен из серого мрамора. На нем установлены плиты с вензелями Екатерины II и Александра III, а также плита с надписью «Благодарные потомки храбрым предкам». Большую часть средств на возведение памятника пожертвовал купец Я.А. Колпаков. В советское время памятник переименовали в честь Крестьянской войны и Емельяна Пугачева, а вместо двуглавого орла установили красную звезду. В 2000 году ему вернули первоначальный вид.

Здание управы построено в начале 1820-х годов в стиле классицизма на средства мещан и купцов. До революции в здании размещались торговые лавки, городская, ремесленная и мещанская управы, публичная библиотека Хлебникова, комитет Общества Красного Креста, Общественных банк, городской музей. К Соборной площади примыкает площадь Победы.

Обелиск в честь победы над Пугачёвым. Справа — Алексеевская церковь, на дальнем плане — Гостиный двор

Вид Кунгура в конце XIX века. Панорама города с колокольни Тихвинского храма

В 1781 году Кунгур получил статус города. В 1783 году через него прошел Сибирский тракт, что дало дополнительный стимул для развития города. Три раза в год здесь проходили крупные ярмарки.

Через Кунгур по Сибирскому тракту двигались приговоренные к ссылке в Сибирь или к каторге. Среди них был и писатель Радищев, в 1790 году написавший о Кунгуре в дневнике: «Переезжая Кунгур, гора высокая. Стоит на реке Ирене и Сылве. Город старинный, худо построен. Бывший провинциальный. Старая воеводская канцелярия, в средине большая комната со столами и скамьями для писцов, в средине два столба, у одного цепь, в прихожей отгородка решетчатая, осленистая, для сажания колодников. На горе старинная деревянная крепость, то есть забор с башнями, в коих ворота. На площади пред собором стоят 20 пушек чугунных на лафетах, из коих 3 годных. В сарае, называемом цейхгаузом, хранятся пушечки (фальконеты) Ермаковы и ружья, весом в пуд или в 1 1/2 по крайней мере, ствол чугунный, ложа деревянная простая, замок старинный с колесами. Тут же хранятся и орудия казни: топор, крюк, которым за ребра вешали, утюг, то есть кривое железо с ручкою, шириною в 2 1/2 пальца, наподобие серпа, железцы или клеймы малые. По Сылве ходят суда в Каму, а оттуда в Волгу. ».

Сохранившаяся постройка конца XVIII века

В 1786 году город стал центром Кунгурского уезда Пермского наместничества (а в последствии Пермской губернии). В Кунгуре активно развивалась торговля. Также действовали кожевенные и мыловаренные предприятия, различные промыслы. Была развита чаеторговля. Купцы Губкины, Кузнецовы, Грибушины обозами везли чай из Китая. Алексей Семенович Губкин считался крупнейшим чаеторговцем в стране, а Кунгур называли чайной столицей России. Именно Губкин первым стал продавать чай сначала на развес, а потом стал расфасовывать в небольшие, красивые упаковки.

Посетивший Кунгур в 1875 году В.И. Немирович-Данченко писал в книге «Кама и Урал»: «Кунгур — по преимуществу купеческий город. Все тут живут тем, что даст купец. Он даёт тон городу, он первый и в городской, и в земской управе. В клубе чиновники перед ним млеют, в соборе батюшка о его благотворениях произносит краткие слова. Мещане смотрят ему в глаза и ещё издали снимают шапки».

Тут было развито и сельское хозяйство. Не зря на гербе города изображен «рог изобилия с сыплющимися из него колосьями разного хлеба, означающие плодоносие вокруг оного города».

С 1887 года по реке Сылве между Кунгуром и Пермью ходили пароходы. В 1909 году через Кунгур прошла железная дорога, напрямую связавшая Пермь и Екатеринбург.

Открытка 1910 года.

Ж/Д вокзал в наше время

Вокзал, возведённый в стиле модерн по проекту инженера Клевезаль, строился с 1905 по 1909 год

Локомотивное депо нач. ХХ века

В Кунгуре бывали многие известные люди: путешественник и мореплаватель Витус Беринг, писатель А.Н. Радищев, императоры Александр I и Александр II, ученый Александр Гумбольдт, первая российская женщина-офицер Н.А.Дурова, изобретатель радио А.С. Попов, минералог Е.С. Федоров, полководец Г.К.Жуков

В городе снимались сцены многих фильмов: «Приваловские миллионы», «Демидовы», «Покушение на ГОЭЛРО», «Тени исчезают в полдень», «Золотая Баба», «Колорадо», «Один и без оружия», «Под северным сиянием», «Перед рассветом», «Пыль времени», «Золото». В основном потому что в Кунгуре сохранилась купеческая застройка, которая давала возможность легко передать точную правдивость XIX века и нач.ХХ.

Особняк наследника чайной империи Губкина А.Г. Кузнецова, построен в 1860 году

Мануфактурная торговля Ковалева, 1899 год

Бывший мануфактурный магазин торгового дома Ковалёв и сыновья. В советское время работала в здании швейная фабрика, сейчас помещения сдаются в аренду

Дом купца-чаеторговца М.И. Грибушина, XIX век

Дом середины XIX века, здесь разместилась редакция местной газеты.

Городская баня, постройка конца XIX века

В Кунгуре сохранилось много старинных купеческих особняков, церквей и других интересных памятников архитектуры прошлых веков.

Гостиный двор, построенный в 1865-76 годах по проекту архитектора Р.И. Карвовского в традициях классицизма. Это главный символ купеческого Кунгура. Он представляет собой многоугольное здание, по периметру которого размещались магазины. Снаружи вдоль торговых помещений идет крытая галерея. Через большие арки можно было проехать во внутренний двор, где также велась торговля. В официальных документах XIX века Гостиный двор называли «Верхними торговыми рядами». Имеет статус памяника архитектуры федерального значения. Его можно увидеть во многих художественных фильмах. По состоянию на начало 2019 года все магазины в Гостином дворе закрыты, а оконные и дверные проемы заколочены досками. Проводится неспешная реставрация здания.

Панорама города. Гостиный двор, 1899 год

Центральная (Соборная) площадь с Гостиным двором

Верхние торговые ряды или Гостиный двор в XXI веке

Подвальные помещения гостиного двора, где купцы хранили свои товары.

Через дорогу от Гостиного двора стоял Малый гостиный двор (ул. Гоголя, 38). Он был построен в 1874 году на средства М.И. Грибушина. До 1998 года в здании размещались различные магазины, а в наши дни в нем работает Музей истории купечества. Экспозиции музея рассказывают об истории Сибирского тракта, кожевенно-обувного дела, чаеторговли, о кунгурских купцах и их благих делах.

Музей истории купечества в здании малого гостиного двора.

В прошлом на Соборной площади стояли три церкви: Благовещенская, Богоявленская и Малая Алексеевская. Два из них не сохранились. Дошла до нас лишь Малая Алексеевская церковь, построенная в 1894 году по проекту архитектора И.И. Мартемьянова на средства купцов-кожевников братьев Пономаревых. В 1931 году она была закрыта. В разное время здесь размещались тир, парикмахерская, музыкальный взвод воинской части, контора КЭЧ района, детская библиотека. Сейчас здание передано РПЦ.

Вид на Соборную площадь. В центре — Гостиный двор. 1899 год. На заднем плане Богоявленский и Благовещенсксий соборы.

Богоявленский собор был построен в 1740 году. Это был первый теплый храм в городе. Через 100 лет храм был перестроен. Длина храма – 16 сажень, ширина – 6 сажень, длина придела – 7 сажень. В 1895 году братья Понаморевы, исполняя волю умершего отца, начали перестраивать – расширять храм. Но стены обрушились. В 1896 году началось строительство нового трехпредельного храма. К 1913 году наружная часть храма была закончена. Была сделана разводка водяного отопления. В 1917 году новый храм был освящен. 9 января 1931 года собор был закрыт. В его здании в течении 6 лет была столовая. В 1937 году храм было решено разобрать на кирпичи, однако кладка была настолько крепка, что из этого ничего не вышло. После неудачной попытки разобрать было решено храм взорвать. В течении нескольких ночей храм взрывали, а после того как храм до основания разрушили, кирпичная пыль стояла над площадью несколько дней.

Благовещенский собор, фото 1890 года

Благовещенский собор — самый первый каменный храм, построенный в г. Кунгуре. В 1700 году была собрана необходимая сумма для постройки каменного храма. Средства на постройку собирали с местных жителей: по 25 копеек с каждой души. В 1704 году собор был освящен. Собор был построен холодным, т.е. не отапливаемый. Колокольня у храма была высокой и на ней было 10 различных колоколов. Внутренне убранство собора было самым богатым в городе. Он был внутри весь расписан и украшен очень красивой живописью. Иконы для иконостаса были написаны в Москве. В 1857 году во время грозы от молнии пострадал иконостас храма, в 1862 году был поставлен новый иконостас. Многие купцы жертвовали деньги на содержание храма. Купец И.Е. Симаков выделил деньги на пол в храме, А.С. Губкина – на украшение храма. Также много жертвовали для собора В.Е. Фоминских, А.М. Понаморев и братья Семовские. В 1931 году советским правительством было решено снести собор в целях использования его в качестве строительного материала. 8 лет храм стоял разоренным и обезглавленный. В одну из ночей храм был взорван.

Малая Алексеевская церковь и Благовещенский собор, 1902 год

Малый храм Алексея Человека Божия

Храмы Мины Великомученика и Успенский

Церковь, которая считается одним из самых первых каменных зданий Кунгура, сегодня значительно отличается от того храма, который украшал берег реки Сылвы до революции. Заложенная в 1750 г. на месте сгоревшей церкви, освященная в 1761 г., уже через 100 лет Успенская церковь была перестроена.

В XVIII веке Иван Михайлович Хлебников, успешный торговец и президент Кунгурского магистрата строил храм на свои деньги. В веке XIX купцы Кирилл Егорович Кузнецов и Василий Григорьевич Юхнев вкладывали средства на расширение храма. В 1863-1871 гг. колокольня была разобрана, и на ее место была расширена трапезная. Теперь строится новая колокольня – высотой 60 м, устанавливается колокол весом 1 000 пудов (а это – 16 380 кг!).

В 1744 г. торговавший в г. Кунгуре слободской купец Леонтий Песьяков построил в ограде Успенского храма небольшую каменную церковь св. мученика Мины (слева на фото). Служили в ней лишь один раз в году — 11/24 ноября, в день памяти мученика Мины. Церковь была небольшой, одноглавой, без колокольни. Относилась к церквям трапезного типа. Под алтарем этой церкви была устроена часовня во имя св. апостолов Петра и Павла. В 1935 году церковь обезглавили, корпус разобрали по кирпичу до основания.

Закрыта Успенская церковь в 1935, сломана колокольня. В настоящее время поддерживается в порядке, занята детской спортивной школой.

Преображенский храм

Церковь Преображения Господня в Кунгуре. Церковь Пермской и Кунгурской епархии Русской православной церкви, Дата постройки:1763 г. Еще одна жемчужина шедевров уральской архитектуры. Строили храм на пожертвования местных жителей, из которых наибольший вклад внес купец Иван Хлебников и его сыновья. Судьба Хлебникова достойна отдельного исследования, он погиб в 1774 г., еще до окончания строительства храма, во время защиты Кунгура от войск Емельяна Пугачева.

В советские годы, хотя храм какое-то время пустовал, потом его занимали курсы центрального института труда, ремесленное училище, сельхозтехникум, он не был сильно поврежден. Ближе к перестройке были планы открыть в здании церкви филиал музея и картинную галерею, но не сбылось. В 1994 г. храм передали Епархии.

Кожевенная площадь. Скорбященская церковь

Новый расцвет Кунгура пришелся на середину XIX века, когда он сформировался как торгово-купеческий город. Строительство не только церквей, а и всех общественных заведе­ний, стало вестись не на казенные деньги, а на частные, купеческие. В этот период было сооружено три церкви: Вознесенская кладби­щенская церковь на Сибирском тракте, приписанная к Благовещен­скому собору (1833—1844 гг.), на Ледяной горе над Карасьим озе­ром — Всехсвятская кладбищенская церковь, приписанная к Пре­ображенской церкви (1844—1847 гг.), в заводской части города — Скорбященская приходская церковь (1857—1860 гг.). В 1856 году на месте деревянной Фроловской часовни была построена каменная церковь во имя иконы Скорбящей Божией Матери. Церковь построена на средства купца первой гильдии П.Е. Кузнецова, в виде креста. Вокруг храма была построена каменная ограда с железными решетками. На колокольне было 9 колоколов. Закрыли церковь 6 декабря 1932 года. Впоследствии разрушена.

Тихвинская церковь, 1900 год

Церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери была возведена на горе, возвышающейся над р. Сылвой на месте, где с 1695 года существовал Тихвинский девичий монастырь. После упразднения монастыря образовался самостоятельный приход.

Именно с этим храмом и Тихвинской иконой Божьей Матери связано в Кунгуре предание о чудесном вмешательстве Богородицы в противостояние между войсками Емельяна Пугачева и кунгуряками в 1774 году: «23 января начался самый яростный штурм. Жители Кунгура в этот день крестным ходом, подняв из Тихвинской церкви Тихвинскую икону Божией Матери, вышли на вал. Пугачевцы же, увидев на вале множества народа, и не поняв в чем дело испугались и побежали». С тех пор церковь почиталась особо и в 1881 году ее перестроили: разобрали трапезную и колокольню и возвели мощную трехярусную колокольню, имевшую высоту почти 70 метров. Значительные средства на перестройку внес известный кунгурский купец Я.С.Губкин. Архитектурный проект выполнен А.Б.Турчевичем. Колокольня выполнена в готическом стиле.

В 1883 году купец Дубинин на собственные средства перестраивает церковь – возводит колокольню и достраиваются два новых передела. 24 октября 1935 года храм был закрыт. Он пустовал 15 лет. Во второй половине ХХ века здание церкви передали в арендное пользование на 25 лет под городской кинотеатр «Октябрь». В настоящее время храм действует и, благодаря спонсорам, храм восстанавливают.. В 2004 году Тихвинский храм к своему 120-летию получил подарок – 11 колоколов. Звонница Тихвинского храма считается самой большой в Пермской епархии. 9 июля 2008 года был освящён новый иконостас в центральном приделе Тихвинского храма. Пятиярусный, с прекрасными украшениями, вызолоченной резьбой по дереву, с 42 иконами. Изготовлен художниками Палеха по образцу иконостаса церкви Двенадцати Апостолов в Московском Кремле.

Кунгурские храмы.

Иоанно-Предтеченский монастырь в Кунгуре. Вид на монастырь до начала Гражданской войны.

ИоанноПредтеченский женский монастырь. За свою почти 200-летнюю историю он успел побывать пристанищем для вдов и сирот, солдат Белой и Красной армий, детей врагов народа, преступников и монахинь.

После окончания Отечественной войны 1812 года против войск Наполеона Бонапарта во всей стране осталось много одиноких солдатских невест, вдов, детей-сирот. В 1820 году несколько женщин, оставшихся без мужей, отцов и сыновей, собрались в селе Орда, что находится в 28 километрах от Кунгура.

Здесь же они дали обет, что больше не станут чьими-то женами и посвятили себя служению и заботе об обездоленных детях и престарелых людях.

В Орде монахини жили около пяти лет. Затем, в 1825 году, одна из основательниц будущей Кунгурской общины старица Мария отправилась в Саров (город в Нижегородской области), чтобы встретиться там с Серафимом Саровским. Преподобный дал ей совет отправиться из Орды в Кунгур, чтобы основать там монастырь. Епископ дал разрешение поселиться в небольшом доме с двумя окнами, что находился на территории Иоанно-Предтеченской кладбищенской церкви Кунгура. Здесь они занимались рукоделием, брали заказы у местных купцов, шили одежду и приданное для их дочерей. Постепенно монахинь и послушниц стало больше. Скопив деньги, в 1832 году они выкупили участок напротив кладбищенской церкви и начали строить каменный двухэтажный дом, в который переехали год спустя. 14 апреля 1851 года Кунгурскую Иоанно-Предтеченскую общину официально утвердили. Ее попечителем назначили купца третьей гильдии Андрея Пиликина. При его поддержке появился келейный корпус, где стали жить монахини, и началось строительство Домашней церкви во имя Божией Матери. Затем, в 1860 году, на средства купца первой гильдии Алексея Губкина (основателя самой крупной фирмы по продаже чая в Российской Империи) построили второй и третий келейный корпусы. В них разместились воспитанницы женского духовного училища и девочки-сироты. 29 октября 1868 года общину переименовали в Иоанно-Предтеченский женский монастырь. В это время здесь служили 17 монахинь: женщины из Пермской, Вятской, Рязанской и Тобольской губерний, Владимира, Казани и Ижевского завода. Также при монастыре было образовано приходское училище на три класса. В нем обучалось 50 девочек, они изучали русский язык, богословие, арифметику, историю, географию и чистописание. Позже на месте училища была открыта школа, где до 10-летнего возраста девочек готовили к поступлению в Пермское епархиальное женское училище. При поддержке все того же Алексея Губкина построили еще два келейных корпуса, открыли производство свечей и в 1877 году заложили главный храм монастыря — Никольскую церковь (Усекновения главы Иоанна Предтечи), под алтарем которого сейчас находится могила купца-мецената. С годами монастырь становился все больше, в 1903 — 1914 годы при нем возвели еще один храм — Церковь Рождества Иоанна Предтечи. В это время здесь жило около 350 монахинь и послушниц, а в мастерских монастыря трудилось около 150 наемных работников.

В 1917 году в Российской империи началась Гражданская война. В сентябре 1918 года, вошедшие в Кунгур отряды «Красной армии» под командованием Василия Блюхера, размещаются на территории Иоанно-Предтеченского женского монастыря. «Половину монахинь красногвардейцы выгоняют на улицу, чтобы освободить кельи для солдат. Остальных (в основном молодых женщин) оставляют в качестве прислуги. Они готовят, убирают и стирают. Некоторым монахиням предлагают замужество, отчего те по ночам убегают в монастырь на Бахаревке», — рассказывает создатель музея монастыря Марианна Соболевская. Однако войска «красных» пробыли в Кунгуре недолго, уже в декабре 1918 года город берут белогвардейские отряды адмирала Александра Колчака. Они также занимают кельи монастыря. Как утверждает Марианна Соболевская, пока «белые» находились в городе, все было тихо и спокойно, поскольку игуменья монастыря Венедикта (Мария Котельникова) была в хороших отношениях с Колчаком. Затем белогвардейцы покидают Кунгур, армия выдвинулась дальше. А игуменью Венедикта (Марию Котельникову), арестовывают красные после обвинений в связях с белогвардейцами.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи. Обширный каменный храм, интересный пример неорусского стиля. Построен в 1903-1914. Закрыт в 1921, использовался как клуб. Сломаны малые купола, перестроено завершение. Находился на территории тюрьмы, с 2004 служил тюремным храмом до закрытия колонии.

После окончания Гражданской войны все имущество монастыря было конфисковано и национализировано, однако сам монастырь продолжил существовать. Сюда свозили сирот со всех территорий страны, чтобы монахини за ними ухаживали. В 1921 году Иоанно-Предтеченский женский монастырь официально ликвидируют, но детская коммуна здесь остается. Бывшие монахини становятся социальными работниками, получающими зарплату. В 1930 году по решению президиума Уральского исполкома на месте монастыря организуется трудовая коммуна для беспризорных детей и малолетних преступников, а всю территорию обносят высоким деревянным забором. В 1933 году коммуна стала трудовой колонией, в том числе для детей «врагов народа», арестованных в годы «Красного террора». Во многих тюремных анкетах было написано: «Родители репрессированы за контрреволюционную деятельность органами НКВД». Здесь мальчиков и девочек с 8 до 16 лет учили трудиться на благо государства, после чего отправляли на стройки. Как рассказывает Марианна Соболевская, дети жили в ужасных условиях: еды и мест не хватало.

Из отчета администрации колонии: — Взвешивание на 1 августа показало, что за период двух месяцев малолетки потеряли 754 кг веса или 3 кг в среднем на каждого. Причиной такого положения является непосильный труд, так как в условиях лагеря нет легких физических работ. Их используют на тяжелых работах: распилка дров, переноска материалов, земляные и погрузочно-разгрузочные.

В 1934 году в колонии находилось 800 «воспитанников», к 1936 году их стало 1,3 тыс. человек, а к 1938 году в коммуне содержалось уже 1,7 тыс. детей. Чтобы «разгрузить» трудовую колонию, старших заключенных стали отправлять в трудовые лагеря ГУЛАГа, где они работали вместе со взрослыми осужденными. История трудовой колонии закончилась в 1958 году, когда в феврале дети устроили бунт из-за непосильных работ и общей напряженности внутри. Они выстроились в несколько колонн от младших к старшим и стали двигаться к единственному выходу из колонии — большим воротам. Чтобы остановить восстание заключенных, надзиратели пытались их уговарить остановиться, но безуспешно. Тогда в дело пошло оружие. Были это выстрелы на поражение или предупредительные — неизвестно. Однако, как рассказывает Марианна Соболевская, на территории монастыря находили останки детей. После февральского бунта всех подопечных колонии распределили по детским домам, и уже в июне 1958 года на территорию монастыря привезли 1,2 тыс. взрослых заключенных. Новое учреждение стало называться ИТК-№30. Как и их юные предшественники, осужденные работали здесь «на стройке социализма».

Никольский храм, 1900 год

Для нужд колонии были построены новые здания и реконструированы все храмы. В Никольской церкви разместили кузнечно-прессовочный и сварочный цеха. Внутри церкви Рождества Иоанна Предтечи был достроен второй этаж, а купол закрыли потолком. Здесь же, на первом этаже, находился тюремный клуб, сцена для выступления заключенных была на месте алтаря.

В 1990 году Никольский храм отделили от территории исправительной колонии, но, несмотря на это, службы в нем не проводились еще несколько лет. Внутренние помещения здания были в ужасном состоянии — все пропитано мазутом, гарью и грязью. Чтобы начать обряды, храм нужно было отремонтировать, провести земляные и реставрационные работы. Новые монахини приехали в Кунгур в 2009 году из женского монастыря на Бахаревке. Это пожилые женщины от 60 до 80 лет. Они поселились в деревне Колпатники в доме при Ильинской церкви. Малыми силами они восстанавливают доставшееся им имущество церкви.

В 2014 году территория монастыря официально переходит от ФСИН к РПЦ. Однако, как рассказывает Марианна Соболевская, еще год церковнослужителей на территорию колонии не пускали. По ее словам, все это время здесь «происходил грабеж как в 1918 году»: вывозили станки, железо, снимали двери, замки и окна, срывали линолеум, рушили крыши зданий. Когда в 2015 году монахини и верующие попали внутрь, то увидели полную разруху. «Все было выброшено, разбито. Если находили шкаф нормальный, то он обязательно был распилен с одной стороны»

В основном восстановление Иоанно-Предтеченского монастыря держится на инициативе неравнодушных жителей. Некоторые приходят сюда в выходные или после работы, другие приезжают на несколько дней, чтобы поработать и отвлечься от мирских проблем. Взамен им дают спальное место в келье и кормят три раза в день. Но особо сложные работы (земляные или строительные) выполняются наемными работниками.

Храм Николая Чудотворца, справа, в углу территории храм Иоанна Предтечи

О долгосрочных перспективах восстановления монастыря пока говорить сложно. Территория большая, денег не хватает, а работы достаточно много. Забор, оставшийся по наследству от ФСИН убирать пока не собираются — боятся вандалов. Чтобы защититься от непрошеных гостей (как правило, это люди с низким социальным статусом и моралью), здесь на ночь выпускают собак

Крест в ознаменование 2000-летия Рождества Христова на Соборной площади.​

Дом Хлебниковых. К.Т. Хлебников был известным путешественником. Шестнадцать лет, с 1817 года, он прожил в столице Русской Америки – Ново-Архангельске. Изучал Аляску и Камчатку, собрал обширный географический материал и различные коллекции. За эту деятельность он был избран членом-корреспондентом Академии наук. Свою библиотеку, картины и сбережения Хлебников завещал Кунгуру. В доме Хлебниковых сейчас размещается банк.

Александр Тимофеевич Хлебников (1877-1951). Хранитель ледяной пещеры

Александр Тимофеевич родился в Кунгуре 17 августа 1877 года в мещанской семье. Получил начальное образование, с 1889 по 1891 год учился сапожному мастерству, затем некоторое время был в услужении смотрителя Кишертского имения наследников графа Шувалова. В юности Александр Тимофеевич покинул родной город. Несколько лет жил и работал в Иркутске, побывал в Маньчжурии, Японии. С 1903 по 1909 годы работал канцелярским служителем при Северо-Американском духовном правлении. В Соединенных Штатах получил художественное образование: пять лет посещал занятия студии скульптуры в Нью-Йорке. В кунгурском музее-заповеднике хранятся живописные портреты индейцев — выполненные Хлебниковым.
Осенью 1909 года Александр Тимофеевич вернулся в Кунгур.
На протяжении многих лет Александр Тимофеевич жил в селе Беркутово. Он мечтал заняться популяризацией и благоустройством Ледяной пещеры, хотел превратить ее в крупный туристический центр. В 1914 году приступил к воплощению своей мечты в жизнь – арендовал участок земли с пещерой сроком на 12 лет. Арендный договор с Филипповским сельским обществом был подписан 10 мая 1914 года. С этого времени вся дальнейшая жизнь Александра Тимофеевича была связана с пещерой.
Ровно половину своей жизни Александр Тимофеевич посвятил любимому делу – служению пещере. Несмотря на преклонный возраст, Александр Тимофеевич работал экскурсоводом до конца своей жизни. Он умер 26 августа 1951 года.
Его мечта осуществилась – Кунгурская пещера стала крупным туристическим центром, ее посещают тысячи туристов, проводятся регулярные научные исследования.

Кунгур на старых фотографиях и фото открытках

1890 год

Преображенская сторожевая башня была последним оборонительным сооружением Кунгура, оставшимся от всех фортификационных построек, существовавших в городе в конце XVIII века. Она находилась в Засылвенской части, там, где сейчас стоит здание средней школы № 18.
История строительства Преображенской сторожевой башни уходит в конец XVII века, когда кунгуряки для защиты своих домов построили земляной вал, защищавший селидебную территорию за рекой Сылвой. По легенде эти фортификационные работы были проведены в первые годы существования Кунгура, когда его жители опасались башкирских набегов. Башня простояла до 1927 года. Требовался ремонт и консервация исторического объекта, но советская власть денег не нашла и продала героичексую башню на дрова за 72 рубля.

Техническое Губкинское училище

В 1872 году кунгурский купец первой гильдии Алексей Семенович Губкин, один из крупнейших чаеторговцев России с капиталом в несколько миллионов рублей, изъявил желание устроить на собственные средства в Кунгуре, уездном городе Пермской губернии, первое на Урале Техническое училище. Место для его строительства купец приобрел на окраине города, на Кожевенной улице.

Губкин А.С. (1816 1883)

31 мая 1877 был утвержден Устав училища. Училище было отнесено в ведение Министерства финансов по Департаменту торговли и мануфактуры. Целью училища по первому Уставу являлось: «воспитание и обучение полезным занятиям и ремеслам малолетних мужского пола всех состояний, званий и вероисповеданий». Открытие училища состоялось 17 (28) июля 1877 года. При открытии, кроме просторного учебного корпуса, училище имело мастерские: слесарную и токарную, в которых находился паровой котел, столярную мастерскую. Также в училище имелось машинное отделение, кузница, небольшая химическая лаборатория, буфет, столовая, больница, баня, прачечная. Учебному заведению было присвоено название «Кунгурское техническое Губкина училище».

После революции 1917 года

1918 г. – Механический техникум
1928 г. – Машиностроительный техникум
1950 г. – Нефтяной техникум
1960 г. – Автомеханический техникум
1971 г. – Автотранспортный техникум
1992 г. – Автотранспортный колледж
В 1931 году мастерские техникума реорганизованы в школу-завод, которая готовила кадры возводящемуся Уралмашу.
В начале декабря 1935 года в Москве было собрано всесоюзное совещание директоров техникумов. Совещание послужило фактором, которое повлекло к пересмотру учебных программ и планов. Была введена производственная практика учащихся на передовых предприятиях, на рабочих местах.

Елизаветинская рукодельная школа — дореволюционное учебное заведение в Кунгуре, Пермский край. Здание Елизаветинской рукодельной школы является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения. Российский предприниматель, купец и благотворитель, почётный гражданин Кунгура Алексей Семёнович Губкин, открывая своё дело, дал обет жертвовать каждую копейку с заработанного рубля бедным или на богоугодное дело. В память о своей рано умершей дочери Елизаветы в 1872 г. Губкин открыл приют для бедных девочек-сирот. Для этого на свои средства А. С. Губкин построил в Кунгуре трёхэтажное здание из кирпича по проекту архитектора из Санкт-Петербурга Р. Р. Генрихсена. Здание было возведено по передовым для тех времён технологиям: оно было оснащено водопроводом, газовым освещением и паровым отоплением. Постройка комплекса зданий была завершена в 1878 г.: при основном здании работали также больница и библиотека.

Вскоре приют был преобразован в рукодельную школу. В ней проживали и обучались до пятидесяти девочек с семи до восемнадцати лет. Им преподавали общеобразовательные предметы, а также рукоделие, домоводство и кулинарию. Ученицы старших классов могли шить одежду на заказ для жителей города. Также в школе был принят обычай, по которому выпускница перед выпуском должна была сама сшить себе приданое. Елизаветинская школа была под покровительством Императрицы Марии Федоровны.

После Октябрьской Революции 1917 г. в период 1922—1926 гг. в здании школы находились Кунгурские высшие художественно-промышленные мастерские, а с 1926 года Кунгурское педагогическое училище. С 5 июля 1941 по 18 ноября 1943 г. здесь размещался эвакогоспиталь № 1718, с 25 ноября 1943 г. по 1 декабря 1945 г. — эвакогоспиталь № 5935. Здесь размещался Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна, а в настоящее время — начальные классы Государственного бюджетного профессионального учреждения «Кунгурский центр образования № 1».

Кунгурский купец Яков Абрамович Колпаков, после ввода участка Транссибирской магистрали планировал построить узкоколейку от своих складов до станции для чего приобрел два танковых четырехколесных паровоза Т2 австрийской фирмы «ANJUBAULT». Слева на фото рыбная лавка купца.

В 1886 году на средства М.И. Грибушина, кунгурского купца мецената, чаеторговца был открыт Михайло-Антонино-Кирилловский сиропитательный дом, для которого в 1891 году был построен трехэтажный особняк. Учрежденный дом имел своей целью призрение и религиозно-нравственное воспитание бедных мальчиков, преимущественно сирот, из среды местных жителей. Дети обучались грамоте, работали в слесарно-токарных мастерских, построенных позже рядом с сиропитательным домом. Многие кунгурские мальчики-воспитанники этого приюта с благодарностью вспоминали о временах, проведенных там. Воспитанников было около ста человек.

Улица Киттарская. Городское училище

Проект здания Общественной Зыряновской богадельни был разработан известным пермским архитектором Рудольфом Карвовским. Возведение здания началось в 1874 году. Но по ряду причин оно растянулось на целое десятилетие. Значительные средства на окончание работ внесли кунгурские купцы А.Г. Пиликин, И.Т. Ковалёв, Я.А. Колпаков. Согласно завещания Е.С. Зырянова, контроль за реализацией проекта осуществлял М.И. Грибушин, ставший 19 июля 1879 года почётным попечителем заведения.

Оставив распоряжения об устройстве богадельни, купец Е.С. Зырянов весной 1875 года удалился на покой в русскую Андреевскую обитель на святой горе Афон. Там, приняв монашеский постриг под именем Гурий, он и скончался 7 октября 1875 года.

Сто лет назад, в 1919 году, богадельня была закрыта. Здание передали городской больнице. Около 60 лет в нём находилось стационарное отделение. После сдачи в эксплуатацию нового корпуса больницы, в здании бывшей богадельни разместилась городская поликлиника. Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения.

Нижняя часть города Кунгура. 1902 год

1907 год

Кунгурское городское четырехклассное училище. Учебное заведение было построено на средства городского общества и частные пожертвования для размещения в нем Кунгурского городского четырехклассного училища. Строительство по проекту архитектора. И.И. Мартемьянова завершилось в 1903 году.

В 1887 году по чертежам И.И.Мартемьянова было завершено строительство здания женского приходского училища. Здание построено в духе эклектики. В 1903 году в здании размещалось два училища: мужское и женское. C 1908 года здесь находилось Кунгурское реальное училище. Затем была школа № 2. Сейчас здесь находиться городской центр информационных технологий.

9 апреля 1913 года, открытие моста через Ирень Во время гражданской войны один пролёт моста был взорван отступавшими белыми.

Мост через Сылву, нач. ХХ века

Кротовское озеро около вокзала​, отчасти оно напоминает своими формами «сердечко». Если посмотреть на его очертания на карте, можно подумать, что это и в самом деле так. фото нач. ХХ века

В 1913 году, перед войной, в городе появилось электрическое освещение. В тот же год был построен деревянный кинотеатр «Олимп» (в советское время – «Пролетарий», потом – «Звёздочка»). В 1969 году его снесли.

Группа хористов и музыкантов Кунгурской музыкальной школы, 1918 год

В конце 1954 г. в Кунгуре появился первый больничный городок, который расположился в нижней, заводской, части города

20-квартирный дом машиностроителей. 1955 год

Источник 1 Источник 2 Источник 3

и другие свободные источники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *