Село сударь где находится
Перейти к содержимому

Село сударь где находится

  • автор:

Сударь

— так коллеги называли Георгия Сонина, председателя колхоза «Россия», которому в эти дни исполнилось бы 110 лет.

В середине 80-х в округ Зуль (ГДР) приехала большая делегация из Калуги. Командир одной из воинских частей, расположенных в Карлхорсте, выхватил своим наметанным взглядом среди гостей старика в шляпе со звездой Героя Соцтруда на лацкане серого пиджака. Подумал, наверное, что это академик, подошел, представился и спросил:

— Не смогли бы вы выступить перед нашими солдатами? Информация о Родине для них словно эликсир жизни…

— Я председатель колхоза из-под Козельска, фамилия моя Сонин. Чем же я могу заинтересовать наших защитников?

Подполковник тогда растерялся, но быстро нашелся. Он сказал, что в полку есть и калужане, им будет интересно узнать, чем сейчас живет русское село. Сонин от приглашения не отказался. Встреча с земляками ко многому обязывала.

Клуб воинской части был заполнен до предела. Солдаты широко открытыми глазами смотрели на невысокого, щуплого, но жилистого и с высоким лбом старика, которому командир части помогал подняться на трибуну. Но старичок, вдруг, распрямился, как пружина, лицо его озарилось улыбкой, борозды морщин разгладились, звонким голосом он произнес:

— Дорогие наследники Великой Победы! Вы охраняете нашу Родину здесь, на передовых рубежах, а мы, крестьяне, бережем ее в тылу. Значит, мы – единое целое, одна семья, один народ!

Зал взорвался аплодисментами. Много разных ораторов слышали солдаты, но редко чьи слова западали им в душу. А память у Сонина была феноменальная: мог предельно точно вспомнить сотни цифр. Но цифры эти не усыпляли, а слова будоражили воинов. Миллионы доходов, тысячи тонн зерна, молока, мяса. Современные животноводческие комплексы, оборудованные новейшей техникой, тракторы и комбайны последних марок… Не случайно продукция колхоза «Россия» в то время поставлялась и в Кремль…

— Колхоз наш расположен в живописном месте, в пойме реки Жиздры, на высоком ее берегу, — рассказывал Георгий Иванович, — напротив нашего села – монастырь Оптина Пустынь, который мы тоже помогали возрождать. Наша центральная усадьба расположена в селе Подборки. Долго мы стирали грани между городом и селом. Окончательно, слава Богу, не стерли: деревня должна оставаться деревней, в ней – душа России. Но и при этом живем мы не хуже городских. Имеется свой прекрасный Дом культуры, жилые дома со всеми удобствами, две школы, третья школа – музыкальная, есть большой спортзал, сеть магазинов, службы быта, столовая, больница, библиотека… Все под рукой. В город крестьянину ехать не надо. Все это ради людей!

Снова аплодисменты в зале.

— По дороге к вам я видел образцовые немецкие поля, выровненные словно по линейке, с полновесным урожаем, — продолжал Сонин. — Приезжайте к нам — вы увидите то же самое.

— А на чем же все это держится? На какой валюте? – спросил кто-то из зала.

— А держится все на простых русских людях. Сделаешь людям добро, позаботишься о них – они ответят добром стократно…

— Но сейчас пишут, что колхоз – это отжившая форма хозяйствования!

— Неправда! Колхоз – это лучшая форма организации труда на селе. И наше хозяйство доказывает это не один десяток лет.

Накануне 110-й годовщины знаменитого на всю страну председателя козельского колхоза Георгия Ивановича Сонина в Подборках собрались те, кто 25 – 30 лет назад был с ним в одной команде. И вспомнили многие, что называли Сонина сударем: не обидное, не ироничное, а скорее похвальное прозвище. Стали разбирать это слово: «Суд», «Дар», «Государь»? Есть над чем задуматься. У Сонина если суд – то справедливый, если дар – то Божий, если государь – то батюшка, отец. И это все к нему подходит…

А родился Сонин в сухиничской деревеньке Юрьево в Михайлов день. Но назвали его Георгием (в честь Георгия Победоносца). Наверное, уже тогда в своем ребенке родители разглядели будущего победителя. И угадали: куда бы Родина ни направляла этого человека, везде он побеждал. Уже тогда, в ранние годы, он познал, как горек крестьянский труд и какое это счастье – жить в ладу с природой и с людьми. Георгий успешно закончил церковно-приходскую школу. Способного паренька приглашали писарем в волостной исполком, после революции он также работал в уездной милиции, главным бухгалтером Сухиничского банка, а потом – управляющим Калужского… И так все выше и выше по служебным лестницам в губернских организациях…

К 50-ти годам за его плечами была целая эпоха, историю которой в том числе делал и он. Уже была большая семья, обжился в Калуге. Да и должность была неплохая: заведующий организационно-колхозным отделом областного управления сельского хозяйства. То есть он был главным ревизором областного АПК и знал, в каком плачевном состоянии находится разоренное войной сельское хозяйство. Но под городским костюмом чиновника все равно билось крестьянское сердце и звало на землю. Этот зов он особенно отчетливо услышал в сентябре 1953 года, после известного Пленума ЦК КПСС, когда был взят курс на всенародный подъем сельского хозяйства. На село тогда посылали не «проштрафившихся», а лучших. В числе их по добровольному решению оказался и Георгий Сонин, который просил направить его в отстающий колхоз. Ему достался козельский колхоз имени Кирова.

Приехал Георгий Иванович в Каменку и ахнул, увидев заросшие бурьяном поля, потонувшие в навозе фермы, разваленные палисадники, а самое горькое – равнодушные лица. Мужики из этого села промышляли «отхожим промыслом», «шабашили» на стороне. Стал со счетоводом разбираться с делами: в кассе пусто, долгов – на полмиллиона, а вырваться из долговой ямы шансов почти не было. А тут еще приближалась посевная. Сошел снег, обнаружилось, что озимые в полях вымерзли, всходы – редкие. Значит – ждет скот бескормица. Всеми правдами и неправдами достал Сонин несколько тонн минеральных удобрений, собрал людей с ведрами и лукошками, сам со своей женой Галиной Ивановной первым шагнул на озимь. За ними потянулись и остальные, в основном старики и старухи. Молодежь не поверила в эту затею. Но осенью подсчитали: если раньше собирали по 5 центнеров зерна с гектара, то теперь – десять. Пусть и маленький, но шаг вперед. А тут еще и свиней колхозных на ноги поставили, фермы из бросовых материалов отремонтировали, пойму жиздринскую распахали, технику восстановили… Пошло дело. Немолодому уже председателю приходилось крутиться как белка в колесе. Увидели крестьяне в своем председателе человека грамотного, дальновидного, трудолюбивого и верного слову. Стали доверять Сонину, держаться за него. Через пять лет колхоз имени Кирова стал лучшим в Козельском районе…

А рядом с ним бедствовал колхоз «Россия». Оттуда к Сонину пришла делегация с просьбой взять хозяйство под свое крыло. Написал Георгий Иванович заявление в обком с просьбой направить его в это отстающее хозяйство. Было это в 1961 году. Тогдашние Подборки выглядели еще хуже Каменки в 1953 году. Но уже через год о Сонинской «России» заговорили, через пятилетку об этом колхозе узнала вся область, а через 10 лет – вся страна. Прочитав в центральных газетах о калужском чудо-председателе, в колхоз приехал режиссер Евгений Матвеев, чтобы написать киносценарий о Сонине. Известного кинематографиста поразило, что семья известного на всю страну председателя живет в скромном домике. Уходя на работу с первыми петухами, Георгий Иванович усаживал больную жену в кресло, закутывал ей ноги пледом, говорил, что вернется поздно, но просил не волноваться: все, мол, будет хорошо…

В 1966 году Георгию Сонину присвоили звание Героя Социалистического Труда, тогда же его избрали депутатом в Верховный Совет СССР. В колхоз «Россия» в те годы приезжали высшие государственные и партийные руководители, высокие зарубежные гости. А сколько было председателей, специалистов, студентов – этого никто не считал. Колхоз не был пиявкой на теле областного агропрома — не развивался за счет других хозяйств. Да и Сонин этого бы не позволил: он привык всего добиваться сам вместе со своей командой. Наоборот – соседям помогал. Не унижал людей, не грозил им, как делали это другие председатели. Пристыдит пьяницу или несуна – этого было достаточно. Сонинское слово имело эффект. Сударя уважали все колхозники…

Сонин погиб в автокатастрофе, возвращаясь домой из Калуги зимой 1987 года. С той поры прошло более четверти века. Но память о нем жива. Министерство сельского хозяйства области учредило стипендии имени Сонина для лучших учащихся аграрных вузов и колледжей, на правлении СПХ «Нива» в Подборках (хозяйство – правопреемник колхоза «Россия») установлена мемориальная доска в память о Г.И. Сонине… Но главная память – в душах многих людей, которые вспоминали о своем председателе в день его 110-летия. Вспоминали только добрым словом и сожалели, что таких людей, как он, нет теперь в калужских селах. А именно теперь-то они бы и были нужнее всего. Селу, как никогда, необходимы такие энергичные и инициативные люди, такие бессребреники, созидатели и подвижники, как Сонин…

Виктор Боев.
Фото из архива колхоза «Россия».

Деревня Судари, Брестская область

Деревня Судари расположена в Барановичском районе Брестской области.

 Фотография деревни Судари

Из архива panoramio . Права на фотографию принадлежат их владельцам
У Вас есть фото из деревни Судари?
Добавьте их пожалуйста!
Рейтинг городов
Командировка.ру
Пока нет отзывов о Сударях.
Проголосовать за Судари
Я здесь был Я здесь буду
Добавить отзыв
Отметьте себя
Без указания даты
Помню месяц
Помню дату
Я помню диапазон дат
Моя карта путешествий

Редактировать карту моих путешествий

Моя карта путешествий

Редактировать карту моих путешествий

Места на карте деревни Судари

Расстояние до районного центра: Барановичи : (11 км.)

Расстояние до областного центра: Брест ( 202 км. )

Расстояние до столицы: Минск ( 123 км. )

Краткая информация о Сударях

Тип: деревня

GPS координаты: N 53° 13′ 17.76″ E 26° 4′ 40.44″

Смещение от UTC / GMT: +3 ч.

Ближайшие населенные пункты недалеко от деревни Судари

Барановичский район

Торчицы 1 км
Барановичский район

Столовичи 2 км
Барановичский район

Уласы 3 км
Барановичский район

Дубровно 3 км
Барановичский район

Заполье 3 км
Барановичский район

Скарчево 3 км
Барановичский район

Старые Войковичи 3 км
Барановичский район

Новики 3 км
Барановичский район

Октябрьский 4 км
Барановичский район

Новый Свет 4 км
Барановичский район

Мелеховичи 4 км
Барановичский район

Большие Гатищи 5 км
Барановичский район

Новые Войковичи 5 км
Барановичский район

Арабовщина 5 км
Барановичский район

Крошин 5 км
Барановичский район

Тюкантовичи 5 км
Барановичский район

Поленичицы 6 км
Барановичский район

Малая Колпеница 6 км
Барановичский район

Круглики 6 км
Барановичский район

Ольсевичи 6 км
Барановичский район
Гостиницы в ближайших населенных пунктах

Скарчево 3 км
1 гостиница

Барановичи 10 км
10 гостиниц

Тиневичи 20 км
1 гостиница

Петковичи 21 км
1 гостиница

Снов 21 км
1 гостиница

Ляховичи 23 км
1 гостиница

Миратичи 27 км
1 гостиница

Павлиново 27 км
2 гостиницы

Деколы 28 км
1 гостиница

Городея 32 км
1 гостиница

8 гостиниц

Возерскае 37 км
1 гостиница

Кореличи 38 км
1 гостиница от 15 $

Ежона 39 км
3 гостиницы

Горячки 39 км
1 гостиница
Омневичи 39 км
1 гостиница
Последние отзывы о Сударях
Добавить отзыв
Уважаемые посетители сайта Командировка.ру!
Пока нет ни одного отзыва Напишите отзыв!
Последние вопросы о деревне
Добавить вопрос

Если у Вас есть вопросы по данному населенному пункту или Вы ищете людей из деревнидеревни Судари, проживающих в нем, Вы можете задать задать соответсвующий вопрос. Надеемся, что наши пользователи помогут Вам с ответами.

Доступна мобильная
версия сайта

Старейшее интернет-издание для деловых путешественников, представляющее информацию, необходимую для планирования командировок, отпусков, всевозможных путешествий и поездок. На сайте представлена информация по разделам: города и страны, регионы, села и поселки, посольства, авиа и жд расписания, такси, гостиницы, отели, пансионаты, хостелы, мини-гостиницы, рестораны, кафе, клубы, сауны, театры, музеи и многое многое другое. Подробнее

Следи за нашими новостями и обсуждай наш проект на:
Добавить отель
зал, ресторан,
квартиру, такси
клуб или место

19.11.2023 Открываем новый сервис запросов на поиск забытых вещей в гостиницах и запросов документов. Читать далее

© Командировка.ру, 2000 – 2024, 18+

Используется собственная классификация гостиниц, которая может отличаться от государственной классификации объектов туристской индустрии.

  • О Нас
  • Напишите нам
  • Контакты
  • Нашли ошибку?
  • API для систем бронирования
  • Добавить Такси
  • Добавить Организацию сферы развлечений
  • Добавить Ресторан
  • Добавить Гостиницу
  • Добавить Квартиру
  • Добавить Конференц-зал
  • Добавить Достопримечательность

Сударь в ТРЦ Светофор Люберцы

Магазин Сударь в ТРЦ Светофор Люберцы находится по адресу г. Люберцы, ул. Побратимов, д. 7 и работает по расписанию Пн-Вс: 10:00 — 22:00.

Расположение и схема проезда

Полный адрес магазина Сударь в ТРЦ Светофор Люберцы в Люберцах.

  • Регион: Московская область
  • Город: г. Люберцы
  • Адрес: ул. Побратимов, д. 7
  • Индекс: 140013

Карта

Используйте координаты местонахождения магазина в своем навигаторе:

  • Широта: 55.6921862
  • Долгота: 37.8964085

Режим работы

  • Понедельник 10:00 — 22:00
  • Вторник 10:00 — 22:00
  • Среда 10:00 — 22:00
  • Четверг 10:00 — 22:00
  • Пятница 10:00 — 22:00
  • Суббота 10:00 — 22:00
  • Воскресенье 10:00 — 22:00

Контакты

Если вам требуется связаться с сотрудниками магазина Сударь в ТРЦ Светофор Люберцы, вы можете позвонить по телефону 8 (495) 505-67-17.

Следы исторических событии в названиях населенных мест на карте (по материалам полевых и архивных исследований в Курской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

ИСТОРИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ТОПОНИМИКА / АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ПРЕДАНИЯ / СОБЫТИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ / HISTORY / REGIONAL HISTORICAL STUDIES / TOPONIMICS / ARCHIVE SOURCES / HEARSAY STORIES / EVENTS / HISTORICAL PERSONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тинякова Е.А.

Предмет исследования история названий населенных пунктов Курской области как среднерусского типа ориентировочно со времен татаро-монгольского ига до 80-х г.г. ХХ века. Исследование складывается во вспомогательную историческую дисциплину-топонимику с исторической ориентацией. Топонимика полезна для преподавания истории как в школе, среднем профессиональном учреждении, так и вузе. Она помогает выстроить самостоятельное историческое исследование обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Тинякова Е.А.

Исследование кадрового потенциала регионального здравоохранения (на примере Курской области)
Общая характеристика топонимических наименований Курской области

Общая заболеваемость взрослого населения в районах Курской области болезнями полости рта, слюнных желез и челюстей

Стратегическое управление регионом на основе ядрообразования с использованием методов территориального таксонирования

Малые города Курской области как объекты познавательного туризма
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRACES AND TOKENS OF HISTORIC EVENTS IN NAMES OF VILLAGES, TOWNS AND CITIES ON THE MAP

The subject of research has been the history ofgeographical names in Kursk region, as middle russian type, approximately from the tatar-mongol investigation up till the 80-ies of the XX-th century. The research leads to the supporting historical discipline-toponimics with historical orientation. Toponimics is useful in teaching history at schools, professional educational establishments, institutes and universities. Toponimics helps in independent, self organized historical research.

Текст научной работы на тему «Следы исторических событии в названиях населенных мест на карте (по материалам полевых и архивных исследований в Курской области)»

УДК 93.908 ТИНЯКОВА Е.А.

кандидат философских наук, доцент, преподаватель гуманитарных дисциплин, Сергиево-Посадский колледж

UDC 93.908 TINYAKOVA E.A.

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Lecturer of humanitarian disciplines, Sergiev-Possad college E-mailetinyakova@bk.ru

СЛЕДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В НАЗВАНИЯХ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ НА КАРТЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОЛЕВЫХ И АРХИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)

TRACES AND TOKENS OF HISTORIC EVENTS IN NAMES OF VILLAGES, TOWNS AND CITIES ON THE MAP

Предмет исследования — история названий населенных пунктов Курской области как среднерусского типа ориентировочно со времен татаро-монгольского ига до 80-х г.г. XX века. Исследование складывается во вспомогательную историческую дисциплину-топонимику с исторической ориентацией. Топонимика полета для преподавания истории как в школе, среднем профессиональном учреждении, так и вузе. Она помогает выстроить самостоятельное историческое исследование обучающимися.

Ключевые слова:история, краеведение, топонимика, архивные источники, предания, события, исторические личности.

The subject of research has been the history ofgeographical names in Kursk region, as middle russian type, approximately from the tatar-mongol investigation up till the 80-ies of the XX-th century. The research leads to the supporting historical discipline-toponimics mth historical orientation. Toponimics is useful in teaching history at schools, professional educational establishments, institutes and universities. Toponimics helps in independent, self organized historical research.

Keywords: history, regional historical studies, toponimics, archive sources, hearsay stories, events, historical persons.

Топонимика традиционно представляется как вспомогательная историческая дисциплина, иногда ее называют «исторической географией». Термин «топонимика» происходит из двух греческих слов: «топос» -место и «онома» — имя. По своим исследовательским методам топонимика ближе к этнографии, которая использует метод полевых исследований. Эта вспомогательная историческая дисциплина также близка краеведению, так как раскрывает региональные исторические эпизоды, связанные с происхождением названий мест. Исследовательский метод топонимики, с одной стороны, основывается на архивных материалах, а с другой — на устной традиции. В первом случае это чисто историческая дисциплина, а во втором связана с историей повседневности. Изучение истории названий мест на карте дает интересную информацию о заселении территории, движении масс в процессе исторических событий, развитии хозяйственной деятельности, а также запечатлении дел исторических личностей и событий. Топонимика уникальна тем, что. являясь наукой, она позволяет обращаться к ней не только исследователям академического статуса, а также учащимся, студентам. Топонимические изучения могут быть хорошей начальной школой исследований. В этом ее ценность для со-провождения преподавания истории и, прежде всего, в школе. Топонимика также приучает любить «малую Родину», а это уже частичка патриотического чувства.

В настоящей статье представлено топонимическое подробное исследование, проведенное на территории Курской области примерно с 2007 года. Исторические события, происходившие на территории Курского края, определили специфику стиля жизни, языка живущих людей. Древние предки курян Х1веке были, в основном, из славянского племени северян. В исторических хрониках они описываются как люди грубого склада, даже с чертами бесовского характера. Как отмечают исследователи курских народных песен П. Бульбанюк и П. Лебедев, довольно значителен в Х1-ХУ11 веках был пласт «сатанинских» и «бесовских» песен [3;10]. Курский край пережил трагические периоды борьбы за независимость (татаро-монгольское иго, оборона рубежей Московского государства, борьба против польской шляхты). В Курском крае сосредотачивались силы противостояния угнетению. Из центральных областей Московского государства и Украины сюда ссылали воров, преступников, беглых крестьян. В Курском крае сложилось сильное противостояние феодальному строю из-за тяжелой формы феодальной эксплуатации. В XVI-XVII веках крепостнический гнет доводил крестьян до отчаяния, они становились мстителями, разбойниками, ворами. Это были бунтари, удальцы, протестанты. Разбойничество было своеобразным выражением народного недовольства [3; 13]. После отмены крепостного права курские крестьяне страдали от невозможности

© Тинякова Е.А. © Tinyakova Е.А.

обеспечить себя условиями для производства необходимого для жизни, и прежде всего питания. Поэтому были распространены отхожие промыслы в поисках заработка на юг России за пределы области. Неустроенность жизни, постоянная нужда сводить концы с концами порождали мещанский, «блатной» тон общения и духовного содержания. Два духовных ориентира в истории Курского края встречаются и взаимодействуют: с одной стороны, героика, удаль, мужество и отвага, а с другой -всевозможные негативные проявления души человека, порожденные жестокостями текущей жизни. Поэтому топонимика Курской области отражает «историческую закодированность» человека в пространстве.

Оставило память в названиях населенных пунктов и крепостное право. Деревня Самодуровка и Теплый Колодезь впервые упоминаются в 1799 году в Переписных Книгах Курского и Белгородского уездов. Вся земля Самодуровки принадлежала государственным крестьянам. Помещики старались силою захватить эти земли и закрепостить крестьян. В областном архиве сохранились жалобы крестьян. В этом же месте есть также самодуровское озеро и Самодуровский курган [1]. Село Марьино Беловского района раньше называлось Отрепьевка. Существуют две версии объяснения старого названия села. Первая: Отрепьевка была местом, куда ссылали переступивших царские законы людей, недовольных правящим режимом. Согласно второй версии, там жил помещик Отрепьев с красавицей женой Марией (так легче понять, почему второе название села Марьино). Первые поселенцы Отрепьевки были гордые, независимые, даже дерзкие. Эти качества они сохранили до начала 80-х годов XX века. В период сплошной коллективизации в колхоз объединились одними из последних. Однако здесь не было голода. Хозяйство было крепким и давало хороший урожай.

Иногда топонимика служит ключом к изучению исторических событий, протекавших в данном месте. В этом плане интересно название одного из древнейших поселений на реке Свапе — Поныри. В .И. Дугинов указывает разные этимологические истоки. Древнетурецкое слово «бунар. пунар, пынар» означало «источник, фонтан, колодезь». «Поныр>> восходит к русскому слову «нырять». Другое мнение: «поныри» — татарское слово, в русском языке означающее «источник, фонтан, колодезь». B.C. Стрыжак реконструирует название места к словам «понор. понур, понырь» — подземный проток, соединение между озерами, вход потока вглубь земли, отверстие на дне карстовых воронок, в которое втекает ручей, место, где вода попадает в подземелье. Место, где сейчас расположен поселок Поныри, известно со времен татаро-монгольского ига. Это был сборный пункт татар, шедших на Москву. У источника «Поныр» одна орда ожидала прихода другой [2]. История названия села Илёк тоже уходит в татаро-монгольские времена. Согласно преданию, Илёк был то ли управляющим околотком, назначенным татаро-монголами, то ли сборщиком дани; за безответную любовь он бросился с кручи головой вниз. В честь его и назвали село Ильком.

Это пример того, как история места хранится в преданиях. Через Касторенский район протекает река Олым. «Олум» по-татарски значит «брод», потому что татары переходили реку вброд. Иван Грозный издал указ о выжигании Дикого поля «за Сосною, меж Олымью и Кшеневой, меж Кшеневой и Тимом и до Пузацких лесов, до верховья Оскола и Сеймицы, дабы преградить путь набегам поганых» [4]. История сел Черная Грязь и Гнань на реке Свапе тоже связаны с татаро-монгольским игом. Село Гнань названо так потому, что русские на этом месте нагнали и разбили татарский отряд. Сохранились 5 курганов над могилами убитых. О татаро-монгольском времени свидетельствуют названия таких мест: поселок Татарка Дмитриевского района, хутор Татарский Солнцевского района, хутор Курган Поныровского района.

По названиям мест можно реконструировать историю заселения края уже с Х\Твека. В Беловском районе есть село Хотежъ-Колодезь или Бычки. В книге «Киевская старина» 1886 года издания есть упоминание об этом месте: предки, прежде чем занять место под поселение, вытеснили народ, названный «бычками». Интересна история названия села Щеголёк в Беловском районе. При заселении этой местности первые поселенцы были по прозвищу «Щеголёвы». В книге «Топографическое описание Курской губернии 1794 г.» написано: «Село Щеголёк однодворцев с выделенной церковной землей 105 дворов. » Эти люди пользовались особым положением, им были даны льготы и привилегии. Однодворец был поселянином особого разряда. До 19 февраля 1861 года они пользовались преимуществами: могли владеть землею и людьми-поселенцами на их землях, могли приобретать людей только равных им.

Большинство сел и деревень Курской области появилось на рубеже ХУИ-Х\ТП веков. «Слобода» был один из видов поселений в феодальной России в ХП-ХУШ веках, поэтому в некоторых названиях населенных пунктов до сих пор используется слово «слобода»: слобода Михайловка, слобода Белая, слободаПодол(Суджанский район), слобода Пригородная (Щигровский район), слобода Рыбинские Буды (Обоянский район). Кроме того, населенные пункты называются: село, деревня, поселок сельского и городского типа, поселок при разъезде и при станции, рабочий поселок, местечко. 430 населенных пунктов называются хутора, причем в Тимском районе Сокольского сельсовета есть хутор Украинка. Это говорит о влиянии украинской этничности на историю Курской области. Подтвердить это можно также такими названиями: хутор Кочеток (Фатежского района), деревня Лозы (Дмитриевского района), село Лозовое (Октябрьского района). Лозоплетение — это народный промысел украинского происхождения. В других названиях населенных пунктов тоже проступает украинское влияние: село Мазеповка (Рыльского района), село Житень (Большесолдатского района), деревня Жговеть (Рыльского района), село Донское (Золотухинского района), село Гаево (от украинского слова «гай» (Фатежский

район), село Виногроблъ (Курского района), деревня Винокурня (винокурение — промысел украинского происхождения; Золотухинский район), село Борщень (Болыпесолдатского района). Названия деревень Нижняя (Советский район) и Верхняя (Касторенский район) Грайворонки прослеживаются к украинскому слову «грайворон» — лес с большим количеством птиц. Река, текущая через лес в этих местах, получила название Грайворонки (это приток реки Кшень). Заселение этих мест относится к 1760-1763 г.г. Хотя немного, но все же используется слово «казаки» в названиях мест. Слобода Белая расположена на юге Курской области. Это центр района. Судя по говору, люди пришли сюда из Украины и Белоруссии. Это было место расположения казацких полков с 1589 года, а также здесь селились выходцы из Польско-Литовского Поднепровья (черка-сы) [5].

Основное содержание статьи все же посвящено истории названий на материале русского языка. Большая часть названий соотносится с именами, предпочтительно распространенных у русских. Самые популярные: Николай (32 раз), Петр (20) Александр (21), Иван (19), Михаил (17), Семен (15),Алексей (12), Андрей (9), Василий (8), Дмитрий (9). Павел (7), остальные распространенные мужские имена встречаются 6-3 раза. Среди женских имен выделяется Екатерина (8 раз), остальные женские имена встречаются одноразово, но женских имен гораздо меньше.

Исторические документы раскрывают названия некоторых мест, связанных с именем первого поселенца или владельца. Объяснение названия слободы Михайловки Железногорского района представляет целый рассказ. Датой основания слободы считается 1712 год. Петр I назначил графа Бориса Петровича Шереметьева наместником Курского края. Среди облюбованных им населенных пунктов была и безымянная слобода на реке Свапе, которую в XVI веке основали беглые люди. Граф Шереметьев получил в награду от Петра I в 1709 году три слободы за разгром шведов под Полтавой. В 1712 году Б.П. Шереметьев поделил территории между сыновьями Михаилом и Петром, Михаил получил слободу Михайловскую. Сын Шереметьева Михаил был генерал-майором. Однако он там ни разу не был и умер в плену у шведов. Есть и другая версия, что название слободы Михайловской было дано в честь брата Шереметьева — Михаила Борисовича.

Память о дворянах Лачиновых хранит село Касторенского района. Село впервые упоминается в 1895 году. Евдоким Емельянович Лачинов (1799-1875) был декабристом, членом Южного тайного общества. После подавления восстания в 1825 году он был разжалован в солдаты, сослан на Кавказ. Затем участвовал в русско-персидской и русско-турецкой войнах 1827-1829 годов. В 1832 году он вернулся в родное имение Никольское (Лачиново) Алексеевского сельского совета. Дорога строилась в бытность его внука Николая Владимировича Лачинова.

В XVII веке в русском языке появилось слово «солда-

ты». В 1630 году на реке Свапе появилось село Солдаты. В Курской области есть два села — Болынесолдатское и Малое солдатское. Из «отказной книги» за 1664 год известно. что были организованы большие и малые сторожевые казацкие полки, которые пожизненно охраняли русскую землю. Когда татары были полностью изгнаны, эти поселения превратились в постоянные селения. Так возникли Малое и Большое Солдатское, где жили государственные крестьяне и несли сторожевую службу.

Название села Теткино Глушковского района объясняется преданием. В начале второй половины XVII века на поляне чуть севернее улицы Набережной в этом селе поселилась со своей семьей одна вдова. По преданию, купцы, следовавшие из Рыльска в Путивль, останавливались здесь, как говорили, «у тетки». Затем поселение стали называть Теткино поселение.

Особый интерес представляет страница советской истории на карте Курской области. В названиях послереволюционного периода доминирует слово «красный», оно повторяется в названиях 34 раза. Из советских праздников наиболее популярным оказалось Первое мая, название этого праздника используется 11 раз. Слово «октябрь» можно встретить в названиях только 7 раз. Фамилия Ленина используется 8 раз, а Крупской — один раз. На картах Черемисиновского и Горшеченского районов вообще нет названий населенных пунктов советской тематики. А всего насчитывается 98 названий населенных пунктов советского периода истории. Интересно противопоставить слова «новая» и «старый» в названиях: «новая» встречается 22 раза, «ново-» 37 раз, а «старый» 19 раз. Как мы видим, концепция новой советской жизни доминирует над старым укладом жизни, но это противопоставление в довольно малом масштабе. В настоящем исследовании не ставилась проблема распознать историю названий внутри населенных пунктов, то есть улиц, переулков и т.д. Однако если мы говорим о присутствии концепции советского образа жизни, то хотя бы несколько примеров можно привести. Например, в населенном пункте Касторное улицы Первомайская, Калинина, Фрунзе. Мира, парк имени Буденного, имени 50-летия Октября. В слободе Белой тоже улицы советской тематики: Вторая пятилетка, Звеньевая, Комсомольская, Маяки, Колхозная, Пионерская, Советская. 1-е мая. Такую ситуацию можно воспринять метафорически: при старом названии «начинка» состоит из новой жизни. Примечательно, что в названиях населенных пунктов мало использованы фамилии советских партийных лидеров, за исключением Брежнева, Хрущева, Калинина (и то первые две фамилии всего по одному разу, а третья 3 раза). Только два района имеют названия советской тематики: Октябрьский район и Советский.

История Курского края, запечатленная в названиях мест, поведала нам, что жители здесь были религиозные. Крестные ходы объединяли много верующих. Однако населенных пунктов религиозной тематики на карте области не так уж много. Перечислим их: хутор Богомолов (Хомутовский район), село Богородицкое

(Горшеченский район), село Богородицкое (Щигровский район), деревня Богославка (Дмитриевский район), деревня Богоявленка (Тимский район), деревня Малая Троицкая (Касторенский район), деревня Моисеевка (Щигровский район), деревня Моисеево (Дмитриевский район), хутор Монастырский (Обоянский район), хутор Монастырский (Медвенский район), хутор Рождественка (Медвенский район), село Рождественка (Тимский район), хутор 2-ая Рождественка (Медвенский район), село Рождественское (Щигровский район), село Рождественское (Медвенский район), село 1-ое Рождественское (Фатежский район), село 2-ое Рождественское (Фатежский район), село Троица (Курский район), хутор Троицкий (Конышевский район), село Троицкое (Пристенский район), деревня Троицкая (Советский район), село Троицкое (Кореневский район), деревня Троицкая (Курчатовский район), село Троицкое (Железногорский район), хутор Возрождение (Солнцевский район), село Вознесеновка (Касторенский район). Как видно, основные религиозные смыслы использовались в названиях мест.

В заключение нужно отметить, что топонимические исследования могут быть практической работой по истории края, области, местности и даже улицы. Названия мест дают штрихи массового исторического менталитета. Безусловно, многие названия населенных мест объясняются и географической средой, рельефом, речными ресурсами и т.д. Однако настоящая статья посвящена истории. Поэтому в приведенном исследовании названия населенных пунктов выстраивают исторический контекст жизни, и самое главное, что названия населенных пунктов содержат оценочный критерий исторических событий, которые связаны с определенным местом. Представленное в настоящей статье исследование по вспомогательной исторической дисциплине

— топонимике — является итоговым по отношению к ранее опубликованным автором двум статьям «Семиотика человека: лингвокультурологический аспект (по этнографическим материалам Курского края» (2003) и «Философия слова в топонимике населенных мест Курской области» (2006), которые выполнялись в рамках исследовательской программы учебно-научной лаборатории «Этнография Центрально-черноземных областей России» исторического факультета Воронежского государственного университета.

Топонимика еще не утвердилась как полнокровная историческая дисциплина, которая тянула бы за собой исторический контекст науки. Возможно, по той причине, что часть информации хранилась в устных преданиях, не подтвержденных историческими документами. С другой стороны, топонимика обращает внимание на сохранение исторической информации в массовом сознании. По зарубежным исследованиям в этой области до русскоязычных историков еще не дошел материал, очевидно, из-за трудности перевода (архаизмы, фразеологизмы). Есть междисциплинарная связь топонимики с филологией (Сударь Г.С. Топонимика Испании как объект лингвокультурологического исследования, 2005). Историки обращаются к филологии вследствие расшифровки архаичных слов, историки выстраивают исторический контекст событий. В топонимике сходятся академическая история и народное, массовое знание об исторических событиях, более того, в этом способе исторического познания проступают черты исторического менталитета. Название мест исторической тематики — это своеобразный памятник историческим событиям. В топонимике наравне с названиями, которые увековечивают крупные исторические события, выступают и события и факты повседневной жизни, бытийные, эта практика ближе к фольклору.

1. БолотовИ.В. Летопись Курского края. Курск,1995.

2. ДугиноеВ.11. Дмитриев на Свале. Из истории северо-запада Курской области. Дмитриев, 1995.С.33-35.

3. Курские народные песни. Сост. П. Бульбанюк, П. Лебедев. Курск, 1962. С.10.

4. МартыновЕ. Выжигание дикого поля.//Курская правда. 14 декабря.1993. №193.

5. Прохоров В Л. Надпись на карте. Воронеж, 1977.

1. Bolotov I. V. Chronicles of Kursk region. Kursk,1995.

2. Dugtaov V.I. The town of Dmitrijev on the river Svapa. From history of north-western Kursk region.Dmitrijev,1995. Pp.33-35.

3. Kursk folk songs./Compiled by P.Burbanjuk,P.Lebedev.-Kursk,1962. P.10.4Martynov E. Firing out the wild field.//Kurskaya pravda.Dec. 14,1993, № 193.

4. Prokhorov VA. Names on the map. Voronezh,1977.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *