Купание красного коня картина где находится
Перейти к содержимому

Купание красного коня картина где находится

  • автор:

Купание красного коня картина где находится

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Новости и события

01 июня 2017 Санкт-Петербург (ЦРБ им. В.Г. Белинского)

Лекция «Купание красного коня»

1 июня в Центральной районной библиотеке им. В.Г. Белинского состоялась очередная лекция в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал». Лекция была посвящена известному произведению К.С. Петрова-Водкина «Купание красного коня» и приурочена к 105-летию создания этой картины.

Поистине уникальной личностью был знаменитый русский художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин! Картины, рассказы, мемуары, новые приемы в живописи, плоды богатой педагогической деятельности оставил он нам в наследство. Его судьба складывалась с той же калейдоскопичностью, с какой предстали миру его гениальные работы.

Петров-Водкин создавал картины во всех известных жанрах – портреты, натюрморты, пейзажи, воплощал бытовые, исторические и аллегорические сюжеты. Каждое его произведение дышит самобытным восприятием мира и духовной независимостью.

Картину «Купание красного коня » художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет. По свидетельствам исследователей, замысел картины возник у художника после того, как его ученик Сергей Калмыков в рамках академической работы написал красных коней. Прообразом животного в центральной части полотна послужил настоящий скакун по имени Мальчик. Позже, в Петербурге, Петров-Водкин заново написал картину. Сергей Калмыков вдохновил мастера в качестве модели для главного персонажа. В лице стройного юноши, сидящего верхом на коне, угадываются черты ученика художника.

Тема купания лошадей, по большей части с обнаженной натурой, была чрезвычайно популярна в живописи начала ХХ века. Среди соотечественников купающихся коней и людей писали Аркадий Пластов, Петр Кончаловский, Валентин Серов и другие живописцы. Обнаженное атлетично-мускулистое тело мальчика, которое мы видим в картине «Купание красного коня», – тоже в русле художественных пристрастий начала прошлого века. Гимн пластике и изысканности хорошо сложенному мужскому телу звучал не только в работах талантливых живописцев, но и в прогремевших на весь мир Дягилевских балетных спектаклях.

На переднем плане – красного цвета конь с уверенно и грациозно восседающим всадником. В средней части полотна – в воде – фигуры белой лошади, которую тянет под уздцы ее спешившийся наездник, и светло-алого жеребца с всадником, его мы видим со спины. Вся эта группа, включая центрального мальчика на коне, создает движение кружения, подчеркнутое медленным круговоротом озерной воды. Задний план картины представляет берег, тоже выполненный округлыми правильными линиями. Замечательно сочетается и контрастирует в картине цвет. Большим знатоком изысканной колористической гаммы предстает здесь перед зрителем Петров-Водкин. «Купание красного коня» — образец того, как смысловое решение картины выражается языком цвета. Прохладные сине-зеленые тона озерной отражающей небо глади, по которой расходятся гибкими струями плавные круги, а также полукруглая полоска розового берега с зелеными вкраплениями кустов становятся идеальным фоном для ярко-алого жеребца и смуглого, почти золотистого мальчика, являющих собой композиционный и содержательный центр картины.

«Таких коней не бывает» – именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин. В картине Петрова-Водкина красный цвет аллегоричен. Он олицетворяет волю и стремительность, бескомпромиссность и жажду нового, к чему так рвалась предреволюционная Россия. Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не под силу удержать хрупкому и юному седоку. По другой версии, Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с блоковской «степной кобылицей». В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России ХХ века.

Судьба картины сложилась неординарно. Впервые полотно было показано на выставке «Мира искусства» в 1912 году и имело ошеломляющий успех.

В 1914 году она была на «Балтийской выставке» в городе Мальмё (Швеция). За участие в этой выставке К. Петрову-Водкину шведским королём была вручена медаль и грамота.

Разразившиеся Первая мировая война, революция и Гражданская война привели к тому, что картина на долгое время осталась в Швеции.

После окончания Второй мировой войны и после упорных и изнурительных переговоров, наконец, в 1950 году произведения Петрова-Водкина, в том числе и это полотно, были возвращены на родину, в семью художника. М.Ф. Петрова-Водкина, вдова художника, передала картину в коллекцию известной собирательницы К.К. Басевич, а та в 1961 году преподнесла её в дар Третьяковской галерее.

Купание красного коня. 1912 Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)

Купание красного коня. 1912. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

КУПАНЬЕ КРАСНОГО КОНЯ
Купанье красного коня! –
Как будто языки огня
С водой совмещены, подвижны.
В том совмещенье красота,
И брызги блещут, и проста
Картина – ибо все постижны
Нюансы, даденные тут.
Купанье – радости закрут,
В ней хорошо, не отпускала б!
Вода, златистая вода.
Есть в мире счастье, есть беда,
Но никогда не надо жалоб!

Роза Азаматова (Гость)

Роза Азаматова (Гость)
21.03.2014 16:36 #2

Это картина о мечте, о том, что кажется невозможным и, одновременно о том, что если чего – то очень хочется это к тебе приходит. » ступай найди того Коня и ты найдешь себя. «

Ольга (Гость)

Ольга (Гость)
11.06.2019 23:15 #3

Художники часто чувствуют «воздух времени». В это время Блок пишет о будущих «невиданных переменах, неслыханных мятежах», а поэт Николай Клюев – об «Америке, которая черной тенью нависла над миром». Рерих в картине, названной, если не изменяет память. «Град на горе» изображает ползущее на мир с северо-запада (США, Британия (?) змееобразное чудовище, которое, к счастью не может покорить Россию, показанную в виде древнего города-крепости, на одной из башен которой молится небу древний старец.
Сам Петров-Водкин говорил, что только после революции он понял, что изобразил в своем «Красном коне» : это был огонь грядущей революции, который он подсознательно увидел тогда.
Но если у Рериха взгляд на перемены «внешний», «общемировой», да и он сам стал «старцем на общемировой горе», молящимся о мире для всего человечества, то у Петрова-Водкина взгляд «внутренний», российский, даже крестьянский. Его коня – стихию революции, «мирового пожара» перманентных революционеров оседлал, укротил русский мальчик с иконописным лицом – это будущие большевики-сталинцы из русских рабочих и крестьян, вернувших революции и России ее прежнюю мораль и во многом культуру – вполне христианскую.
Александр Блок это тоже почувствовал в «Двенадцати» : «В белом венчике из роз впереди – Иисус Христос».

К.С. Петров-Водкин «Купание красного коня», 1912

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Моб. приложение

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня» — одно из самых известных произведений русской живописи начала ХХ века. По крайней мере, в России. Для поколения «серебряного века» «Красный конь» стал символом грядущих катастроф, надвигающихся на страну.
Петров-Водкин показал «Купание красного коня» на выставке объединения «Мир искусства» в 1912 году. Это было в Москве.
Образ юного всадника на красном коне, горделиво выступающем из зеленоватой чаши озера, запоминается своей оригинальной красотой. Здесь есть что-то от русских икон. Красота русской иконописи была открыта как раз в начале 1910-х годов, когда реставраторы начали освобождать древние иконы от поздних записей и потемневшей олифы.
Художник начал работу над картиной весной 1912 года в родных краях, на Волге. Бытовой сюжет из крестьянской жизни начал довольно быстро превращаться в символическую композицию. Александр Блок как-то написал: «Художник – это тот, для кого мир прозрачен, кто роковым образом видит не один только первый план мира, но и то, что скрыто за ним».
Говорят, что в 1914 году, когда началась Мировая война, художник воскликнул: «Так вот почему я написал «Купание красного коня»!» Потом были две революции, гражданская война, террор.
Интересна судьба этого полотна. Еще до начала войны весной 1914 года художник отправил своего «Красного коня» на международную выставку в шведский город Мальмё. Он больше никогда не видел своей картины. Она вернулась в Россию только в 1950 году, уже после его смерти.
«Купание красного коня» — шедевр неоклассики начала ХХ века, символический образ гармонии, рождающейся в борьбе противоположных начал: духа и материи, интеллекта и жизненной энергии, традиционного и нового. Гармоническое равновесие, балансирующее на краю бездны…

Купание красного коня

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Купание красного коня

«Купание красного коня» — картина, ставшая откровением дважды, с разницей в полвека. В первый раз — когда только была написана, в 1912 году. Во второй — в 1961, когда после двух войн, революций и заграничных приключений оказалась, наконец, в собрании Третьяковской галереи.

1912 год. Выставка художественного объединения «Мир искусства». Над входом в зал, как знамя, как программное предупреждение, как указатель курса и камертон стиля, располагается картина «Купание красного коня» . Она не в экспозиции выставки, а до начала любого осмотра. С нее нужно начинать и ею заканчивать. Сам Петров-Водкин только пару лет назад вернулся из Парижа и Алжира, увидел расчищенные древнерусские иконы, Леонардо, Беллини, Микеланджело и Фра Беато Анджелико. Издатель журнала «Аполлон» устроил ему персональную выставку, а Репин успел публично обругать «безграмотным рабом», бездумно следующим за французскими недоучками. Но теперь, перед входом на выставку мирискуссников, сдается даже Репин.

Могучий красный конь не то летит, не то скачет. Его огромная, огненная фигура не вмещается в пределы картины и не дает увидеть край земли, воды или неба, по которой он передвигается. Под его копытом водная гладь закручивается в водоворот. Всадник держит коня легко и, доверяя его уверенному ходу, задумчиво и сосредоточенно смотрит вдаль. За ними не река и не лес, за ними — вся планета, с высоты взгляда растерявшая мелкие детали и упростившаяся до условной театральной декорации. Или космического ландшафта, в котором единицы измерения — не травы и брызги, а суша и море.

Закругленный планетарный горизонт, который так любил Петров-Водкин и который так не любили его критики, был непридуманным наблюдением. Подростком Кузьма стал свидетелем мужицкой драки, в которой убили человека. От отчаянья и злости на своих земляков, которые никак не изживут дикость, от страха за свое будущее, которое так же может утонуть в водке и безысходности, он убежал на холм над Волгой. Со слезами падая на землю, вдруг пережил новое впечатление: «…я увидел землю, как планету… Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причем шара полого, с обратной вогнутостью, — я очутился как бы в чаше, накрытой трехчетвертьшарием небесного свода. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме. Самое головокружительное по захвату было то, что земля оказалась не горизонтальной и Волга держалась, не разливаясь на отвесных округлостях ее массива, и я сам не лежал, а как бы висел на земной стене. Тогда я, конечно, не учел величины открытия, только испытал большую радость и успокоенность за мою судьбу пред огромностью развернувшегося предо мной мира» .

И этот космический контекст, и иконный конь, и ренессансный юноша обеспечивают картине монументальность и цепкую, врастающую в традицию мощь. Но основательность эта — не мумифицированная академическая, а совсем новая, жизнеспособная, авангардная, по-фовистски дикая, тревожная.

Когда спустя два года началась Первая мировая война, Петров-Водкин сказал: «Так вот почему я написал «Купание красного коня» ! Но пройдет еще три года — и новым толкователям уже захочется наградить картину новым пророческим смыслом. В 1917 году красный конь воспринимается вполне однозначно. Теперь любой разговор о картине обязательно сопровождается толкованием. Одни в ней видят предчувствие трагических событий, которые ждали страну и мир в целом. Другие — мессию, который несет надежду на обновление и возрождение. Третьи — философское представление о том, что каждый человек и предмет существует не в пейзаже, а внутри вселенского пространства, со всем связан и взаимодействует. И каждая версия выглядит убедительно.

1961 год. Третьяковская галерея. Казимира Басевич, любительница и собирательница произведений искусства, передает в дар музею картину «Купание красного коня» , которая 10 лет находилась в ее коллекции. А до этого почти 40 лет провисела в Швеции, в музее города Мальме. Шведская история — по-настоящему остросюжетная.

В 1914 году в Мальме проходила выставка и среди прочих работ молодых художников в ее экспозиции представлены две работы Кузьмы Петрова-Водкина. Одна из них — «Купание красного коня» . Выставка еще не успела закончиться — и в Европе начинается Первая мировая война. Картина станет заложницей исторических трагедий еще на полвека. И только по окончании Второй мировой вдова художника Мария Федоровна начнет долгие переговоры о возвращении работы на родину.

Петрова-Водкина давно не было в живых, в Советском союзе выросло новое поколение художников-реалистов — и картину открывают снова. За все прошедшие годы не было создано ничего похожего, ничего, что объединяло бы так естественно русскую иконописную, европейскую классическую традицию и авангардные формальные находки начала XX века. Ничего, что так прочно стояло бы на земле и так мечтательно стремилось к космическим высотам.

Автор: Анна Сидельникова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *