Мариинский дворец что там сейчас
Перейти к содержимому

Мариинский дворец что там сейчас

  • автор:

Мариинский дворец

В южной части будущей Исаакиевской площади, где сейчас располагается Мариинский дворец, в 1761 году приобрёл участок граф Иван Григорьевич Чернышёв — генерал-поручик, действительный камергер. В следующем году для него здесь по проекту архитектора Ж. Б. Валлен-Деламота началось создание обширного особняка. Граф писал И. И. Шувалову в феврале 1762 года:

«Я льщу себя надеждой, это будет красивый особняк, хотя очень простой архитектуры, однако хорошо убранный. Великолепно, благородно и со вкусом, но без золота и серебра» [Цит. по: 2, с. 434].

От набережной Мойки дворец И. Г. Чернышёва был отодвинут примерно на 50 метров, дабы сформировать перед ним курдонер — парадный двор, обрамлённый одноэтажными служебными флигелями, куда можно было бы въехать с набережной через ворота. Садовый фасад ничем не уступал по красоте главному, что хорошо видно на приведённом выше фрагменте «плана Сент-Илера».

4 апреля 1765 года граф отпраздновал своё новоселье. В декабре 1766 года он принимал здесь императрицу Екатерину II. Это здание считалось одной из достопримечательностей Петербурга. Немецкий астроном И. Бернулли писал:

«Когда я пополудни прощался с графом Иваном Григорьевича Чернышёвым, который недавно опять приехал в город, я одновременно осмотрел весь его великолепный дворец, который, конечно, можно причислить к самым большим достопримечательностям Санкт-Петербурга. Уже снаружи он построен на французский манер и украшен многими статуями, нишами и т.п., так что без плана нелегко дать представление о нём. Главная лестница из серо-белого мрамора, каждая ступенька из целого куска, который он заказал привезти из Италии. В нижнем этаже находятся преимущественно комнаты обеих графинь и обычные гостиные. Они достойны осмотра, но много теряют в сравнении с верхним этажом, где в комнатах графа и в парадных покоях соединяются действительно королевское великолепие с хорошим вкусом. С главной лестницы сначала попадают в комнату, где можно видеть часть библиотеки, моделей кораблей, морские карты и т.п.; среди прочих красивую большую модель здешнего Адмиралтейства. Затем следует обычный кабинет и жилая комната графа в одном конце дворца. Самое примечательное в ней — множество превосходных картин, как оригиналов, так и копий знаменитых вещей, и может быть также копий, которые выдаются за оригиналы. Из этой комнаты выходят по левую руку в овальный зал, где совсем оглушаются количеством и разнообразием прекрасных предметов. Из него попадают опять по левую руку в анфиладу комнат, которые идут через главное здание, а именно, сначала в богато меблированную и украшенную ещё несколькими картинами спальню графа, затем в пять или шесть больших и малых парадных и ассамблейных комнат. В одной — биллиард, в другой — пианофорте, в третьей — кресло императрицы, которая в этой комнате обычно играет в карты; и во всех находятся ещё и другие произведения искусства, особенно столы и камины, подобных которым богаче, красивее и лучшего вкуса едва ли можно увидеть» [Цит по: 2, с. 434, 435].

После смерти Ивана Григорьевича в 1797 году дворец перешёл по наследству его старшему сыну от второго брака с Исленьевой Анной Александровной — Григорию. Через некоторое время дворец из-за долгов был заложен и взят в казну. Часть помещений стала сдаваться в аренду. Здесь торговали картинами, табаком, колбасами. На втором этаже и в саду расположилось мещанское общество «Шустер-клуб». Некоторое время во дворце Чернышёва проживал эмигрировавший из Франции принц Конде. При этом на фасаде здания появилась надпись «Отель Конде».

При реконструкции Адмиралтейства по проекту А. Д. Захарова бывший дворец Чернышёва арендовался Адмиралтейств-коллегией. Приспособлением здания для нужд чиновников занимался сам Захаров. В рапорте в Адмиралтейский департамент от 6 ноября 1808 года он указал, что здесь «востребовались следующие переправки и пополнения, а именно: в покое, где назначено быть гауптвахте, сняты антресоли и сломаны на оных печки и лежанки, и сей покой отделывается плотничною, щекотурною и каменною работами» [Цит. по: 3, с. 157].

В конце 1810-х годов этот участок предполагалось отдать для строительства дворца великого князя Михаила Павловича, младшего брата императора Александра I. Проект дворца разрабатывал Карл Росси. Новое здание задумывалось в виде трапеции с главным фасадом выходящим на площадь и боковыми корпусами по Вознесенскому проспекту и по вновь проложенному переулку. В завершении трапеции зодчий разместил здание манежа с хозяйственными флигелями, во дворе — сад. Перед дворцом предполагалось снести несколько частных домов, расширить Синий мост, сделать просторную площадь. От этого проекта перестройки дома Чернышёва отказались, сославшись на дороговизну выкупа находящихся здесь других частных строений. Позже дворец Михаила Павловича был построен в другом месте.

В мае 1823 года Николай I учредил Школу гвардейских подпрапорщиков. Первоначально это учебное заведение размещалось в казармах лейб-гвардии Измайловского полка. 10 августа 1825 году школе был передан дворец Чернышёва. На аттике здания поместили герб, дворец надстроили третьим этажом. В 1826 году учебное заведение стало называться Школой гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Здесь учился великий русский поэт М. Ю. Лермонтов, в то время юнкер лейб-гвардии Гусарского полка. Вместе с ним здесь учился будущий генерал-фельдмаршал А. И. Барятинский.

Строительство Мариинского дворца

Мариинский дворец

Мариинский дворец на этом месте построен в 1839-1844 годах по проекту А. И. Штакеншнейдера. Он стал подарком Николая I своей дочери Марии к её свадьбе с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Отсюда и название здания — по имени хозяйки.

Великая княжна Мария Николаевна обладала весьма своенравным характером. Вместо того, чтобы по традиции выйти замуж и переехать в графство или княжество своего супруга, она поставила условие: «Или никогда не выйду замуж, или вместе с мужем буду жить в Петербурге». Действительно, в то время супругов для великих княжён находили чаще всего в бедных немецких разрозненных княжествах. Там, после богатой жизни в царской семье, девушка бы оказались в весьма скромной обстановке. По счастью, найти жениха, который бы подходил дочери императора и согласился бы переехать в Россию всё таки удалось. Им стал герцог Максимилиан Лейхтенбергский — внук Жозефины Богарне, супруги Наполеона.

После венчания 2 июля 1839 года молодые супруги поселились в Зимнем дворце. Сразу же началась работа над постройкой их постоянной резиденции. Для Мариинского дворца был выбран участок, на котором находился бывший дворец графа Чернышёва.

Николай I хотел чтобы его дочь жила в самом уютном и удобном доме, материалы для стройки рекомендовались самые современные на тот момент времени. Место для Мариинского дворца император выбрал сам. Проект дворца хотели поручить Карлу Росси, но к тому моменту архитектор был уже очень стар. Тогда работу над зданием поручили А. И. Штакеншнейдеру. Для него этот проект стал первой серьёзной работой в Санкт-Петербурге. В комиссию по надсмотру за проводимыми работами вошли К. Росси и В. П. Стасов.

Торжественная закладка здания состоялась 1 октября 1839 года. Мариинский дворец занял участок не только дома Чернышёва, но и ещё трёх смежных с ним. Рядом с образовавшимся единым участком был проложен Новый переулок (ныне переулок Антоненко). Для вхождения здания в ансамбль Исаакиевской площади до 97,3 метров был расширен Синий мост, после чего он стал самым широким в городе.

Левое крыло Мариинского дворца было построено заново. Правое включило в себя фундаменты и часть стен дома Чернышёва.

Мариинский дворец

Строительство велось быстро. Мария Николаевна с мужем поселились во дворце в 1845 году. 25 января этого года здание освятили и официально назвали «Мариинским дворцом».

Существует легенда о том, что Мария Николаевна не приняла подарок отца. После смерти Николая I на Исаакиевской площади ему установили памятник, ко дворцу император повёрнут спиной. Якобы, именно из-за этого Мария не захотела здесь жить. На самом деле она, конечно, жила во дворце, пусть ей и не нравились некоторые его детали.

На площадь выходили в основном служебные помещения, а жилые комнаты были со стороны внутреннего двора. Стены обработали не мрамором, а песчаником. Поэтому в жилых комнатах было не только тихо, но и всегда тепло.

Все перекрытия в Мариинском дворце во избежание пожаров были выполнены металлическими. Проверку качества таких перекрытий Штакеншнейдер доверил Карлу Росси, как первопроходцу в их использовании в гражданских сооружениях. При проверке выяснилось, что толщина балок гораздо меньше, чем она должна была быть по проекту. При проверке качества укладки каменных напольных плит оказалось что и они тоньше, чем должны были быть. Оказалось, что подрядчики сэкономили на материалах. После этого все договоры с ними были расторгнуты, все конструкции дворца перепроверены и при необходимости заменены.

Ротонда в Мариинском дворце

Несмотря на классический фасад здания, внутри Мариинский дворец серьёзно отошёл от традиционного для того времени расположения помещений. Появление разностильных интерьеров здесь объясняется успешным восстановлением личных апартаментов императорской семьи в Зимнем дворце после пожара 1837 года. Архитектор А. П. Брюллов тогда впервые применил в отделке личных помещений разные стили исходя из их функционального назначения. Эта работа нашла самый положительный отклик. Ансамбль интерьеров Мариинского дворца, созданный Штакеншнейдером, стал вторым после интерьеров Брюллова в Зимнем дворце значительным ансамблем, знаменующим переход от классицизма к эклектике [4, с. 129].

Классический стиль в парадных залах оказался более устойчивым. В Мариинском дворце парадные анфилады решены в форме позднего классицизма. Парадная лестница расположилась не перпендикулярно главному фасаду, а слева от Вестибюля. Это было сделано архитектором для уменьшения потери тепла. Второй этаж вместил в себя две анфилады, расположенные перпендикулярно друг к другу. Их пересечение Штакеншнейдер организовал в виде зала-ротонды. Далее следовал Квадратный (Помпейский) зал, окружённый Овальной столовой и Овальной гостиной. За Помпейским залом находился Зимний сад, завершающий центральную анфиладу. В центре Зимнего сада находился фонтан, высота струи которого достигала 8 метров. Слева от Ротонды находился Концертный (Танцевальный) зал, окна которого выходили во внутренний двор. К центральной анфиладе примыкала Библиотека. Рядом с ней — Помпейская галерея с фресковой росписью по типу лоджий Рафаэля в Эрмитаже.

Жилые покои размещались в правом крыле здания. Комнаты Марии Николаевны начинались Приёмной залой, продолжались Гостиной (Кабинетом), Спальней, Будуаром, Туалетной, Овальным (Угловым) кабинетом. Здесь же, в правом крыле, был организован пандус. По нему можно было попасть на любой этаж. Этот наклонный проход был украшен всевозможными растениями, что делало подъём по нему похожим на прогулку по горным тропам. Прогулки по пандусу таким образом благотворно влияли на здоровье обитателей дворца. Существует версия появления пандуса, связанная с якобы больными ногами Марии Николаевны. Пандус мог облегчать перемещение великой княгини по зданию на коляске.

Герцог Максимилиан жил в комнатах, окна которых выходили на Исаакиевскую площадь. Среди них: Парадная приёмная (оформленная в стиле Людовика XIV), Бильярдная, Гостиная, Кабинет с коллекциями оружия и минералов, Турецкий кабинет. На первом этаже для него была создана капелла с витражом, привезённым из Мюнхена — родины Максимилиана.

После окончания строительства дворец стал открытым для свободного посещения, что стало достаточно необычным явлением. На аттиковом этаже находилась домовая церковь Святого Николая Чудотворца, что объясняет слишком укрупнённый объём аттика.

На первом этаже Мариинского дворца находились детские комнаты и квартиры воспитателей. Самым большим помещением был Рекреационный зал, приспособленный для активного отдыха и спортивных игр. Придворные жили на верхнем этаже и двух флигеля — Гофмейстерском и Офицерском.

Герцог Максимилиан скончался в 1852 году. Мария Николаевна прожила в своём дворце до самой смерти в 1876 году. Мариинский дворец по наследству перешёл их детям. Евгений и Георгий Лейхтенбергские, жившие со своими семьями в восточном крыле, из-за долгов решили продать свою резиденцию.

Мариинский дворец как центр российской государственности

Зал заседаний в Мариинском дворце

В 1884 году Мариинский дворец перешёл в казну за 3 000 000 рублей с рассрочкой на тридцать лет. С этого момента дворец стал собственностью государства. Уже 14 июля 1884 года Александром III был подписан указ, которым Мариинский дворец объявлялся резиденцией Государственного Совета, Государственной канцелярии, Комитет министров, Канцелярия по принятию прошений на Высочайшее имя. Все они разместились в здании в феврале 1885 года. Часть усадебных строений в саду было передано Военному министерству, разместившему в них 3-й батальон лейб-гвардии Стрелкового Финского полка. Торжественное освящение дворца как центра российской государственности состоялось 11 февраля 1885 года.

По проекту архитектора Л. Л. Петерсона Мариинский дворец был переоборудован исходя из своей новой функции. В 1893 году здесь свечной освещение было заменено на электрическое. В Ротонде еженедельно по понедельникам заседал Государственный совет. Кабинет герцога Максимилиана был переоборудован под кабинет председателя Госсовета. В Концертном зале проходили заседания Кабинета министров, в Овальном — заседания Департамента гражданских и духовных дел. В день столетия Государственного совета в 1901 году в Ротонде состоялось его торжественное заседание, которое было запечатлено на знаменитой картине И. Е. Репина.

В апреле 1902 года в Вестибюле Мариинского дворца террористом был смертельно ранен министр внутренних дел Д. С. Сипягин.

Зал в Мариинском дворце

После учреждения в 1905 году Государственной Думы численность Государственного совета была значительно расширена. Сюда стали допускаться журналисты и «иные заинтересованные лица». Ротонда уже не могла вместить всех участвующих в заседаниях. В 1908 году по проекту Л. Н. Бенуа, М. М. Перетятковича и Л. Л. Шретера для нужд Государственного совета было перестроено помещение Зимнего сада. 15 октября 1908 года Государственный совет начал работу в новом зале.

В начале 1900-х Николай II предлагал дворец своей фаворитке Матильде Кшесинской. Она строила себе особняк на Петроградской стороне, император пытался отговорить её от такой затеи. Однако знаменитая танцовщица отказалось от подарка. Существует мнение что Матильда как и Мария не приняла его из-за того что Николай I, так же как и Пётр I («Медный всадник») отвернулись от дворца.

После февральской революции 1917 года Мариинский дворец заняло Временное правительство, проработавшее здесь до июня. 7 августа здесь начала работать Всероссийская комиссия по выборам в Учредительное собрание. После октября 1917 года Мариинский дворец перешёл в ведение Народного комиссариата имуществ и Высшего совета народного хозяйства. После переезда в 1918 году правительства в Москву в Мариинском дворце разместились казармы Красной Армии. Позже его занимали различные учреждения: Трансбалт, Севзапвод, Дом печати. В 1928-1929 годах акционерное общество «Советский турист» устроило здесь общежитие на 1 000 коек.

Осенью 1929 года в Мариинском дворце открылось ленинградское отделение Промакадемии ВСНХ СССР. Здесь находились общежитие академии, аудитории, комнаты персонала и кинотеатр. В 1940 году аудитории и общежитие перешли высшим курсам при ЦК ВКП(б).

Кабинет в Мариинском дворце

30 июня 1941 года в Мариинском дворце разместился Военный совет, штаб, политотдел Ленинградской армии народного ополчения, редакция газеты «На защиту Ленинграда». После 23 октября, когда армия была расформирована, здание служило госпиталем. Настенная роспись залов была замазана штукатуркой. Во время ленинградской блокады Мариинский дворец серьёзно пострадал. В него попало два крупных снаряда и около 40 зажигательных бомб.

Реставрационные работы в Мариинском дворце начались уже в 1944 году. По проекту М. А. Шепелевского проводилась не только реставрация, но и перепланировка помещений. В восточном крыле появилась новая мраморная лестница. На главном фасаде здания разместили макеты пяти орденов и медалей, которыми был награждён Ленинград. 8 октября 1945 году в Мариинском дворце разместился Исполнительный комитет Ленинградского Совета трудящихся.

В 1960-х годах были восстановлены росписи Помпейской галереи, отреставрированы интерьеры Приёмной (Красного зала), Танцевального (Белого) зала. В 1990 году была восстановлена и освящена церковь.

С 14 декабря 1994 года в Мариинском дворце работает законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Поделиться

Источники

1 Овсянников Ю. М.: «Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси». Издательство «Искусство-СПб», 2001 — 632 стр.

2 Малиновский К. В.: «Санкт-Петербург XVIII века». Издательство «Крига», 2008 — 576 стр.
3 Шуйский В. К.: «Андреян Захаров». Издательство «Лениздат», 1989 — 190 стр.

4 Пунин А. Л.: «Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Том I». Издательство «Крига», 2009 — 592 стр.

Мариинский дворец

Мариинский дворец – исторический и культурный памятник федерального значения, одна из красивейших питерских локаций. Дом, расположенный на Исаакиевской – важное звено целостного архитектурного ансамбля площади. В течение всего существования монаршая резиденция являлась ключевым местом в истории Северной столицы, была центром политической и культурной жизни города, в настоящее время именно в этих стенах ведёт свою работу Законодательное собрание.

Дворец – здание, привлекающее туристов роскошной внутренней отделкой. Это одно из первых строений, выполненное на рубеже перехода от классицизма к эклектике, поэтому в своём облике и интерьерах оно сочетает черты этих двух архитектурных стилей.

Расположение
Исаакиевская площадь, 6, Санкт-Петербург, Россия
Время работы
ПН-ПТ, c 09:00 до 18:00; СБ-ВС, выходной

История Мариинского дворца

История одной из самых ярких питерских достопримечательностей очень непростая. В разные отрезки времени Мариинский дворец использовался порой в самых неожиданных целях, а его стены стали свидетелями переломных и важных моментов истории России.

Царская эпоха

Строительство дворца велось с 1839 по 1844 год. Ранее здесь находилось здание, в разное время бывшее графской резиденцией, школой подпрапорщиков, но в 1838 году Николай Первый решает реконструировать постройку и переделать её в шикарный особняк. Это был свадебный подарок императорской дочери Марии, дворец даже официально назван в честь неё: название было закреплено царским указом. В день торжества молодым было объявлено, что дом на Исаакиевской площади станет их постоянной резиденцией.

Внешне трёхэтажный особняк выполнен в классическом стиле, но помещения оформлены в разной стилистике. На втором этаже здания были отстроены две анфилады, между ними находились основные помещения, покои Марии Николаевны и её супруга. На первом этаже располагались комнаты для детей и воспитателей, просторный спортивный зал.

Внутреннее убранство поражает великолепием и царским размахом: мраморные колонны, лепнина, сводчатые потолки, бронзовые канделябры, статуи, огромные люстры. Во времена Марии Николаевны посреди Зимнего сада бил восьмиметровый фонтан. В середине 19-го столетия в здании появились Зимний сад и домовая церковь.

Для отделочных работ использовались лучшие материалы, привлекались ведущие специалисты из разных стран: скульпторы, художники, мастера по изготовлению мебели и лепке. Императорская дочь и её супруг были большими ценителями искусства: они собрали внушительную коллекцию полотен знаменитых художников, редких книг, нумизматики и минералов.

Самые роскошные помещения особняка:

Белый (концертный) зал. В просторном белоснежном зале вы увидите лепнину, многоярусные люстры и бра. Раньше здесь висели полотна из коллекции картин Марии Николаевны, сегодня стены украшают фризы с сюжетами из античной мифологии. В наше время в зале проводятся конференции, слушания и круглые столы.

Красный зал. Одно из самых красивых помещений дворца. Стены здесь белые, а название дано по декоративным красным элементам – пилястрам, инкрустации на дверях. Комнату также украшает наборный паркет со сложным рисунком и позолоченная лепнина. Раньше зал служил приёмной мужа Марии Николаевны Максимилиана Лейхтенбергского, а сегодня это место для приёма зарубежных делегаций.

Помпейская галерея и Помпейский зал. Половина Зала украшена яркими расписными стенами, вторая – колоннадами, одна из них ведёт к Ротонде. В Галерее собраны причудливые живописные узоры, они здесь повсюду: на стенах, коврах, и даже канделябрах.

Домашняя церковь. Храм в честь Николая Чудотворца освятили в 1845 году. С 1991 года здесь вновь проводятся богослужения. В церковь, украшенную иконостасом из мрамора и настенной росписью, ведёт отдельная лестница.

С 1845 года чета Романовых-Лейхтенбергских жила в отреставрированном особняке, где устраивались балы, благотворительные вечера, спектакли, маскарады и рождественские ёлки.

После смерти Марии Николаевны в конце 1880-х её сыновья не потянули управление дворцом: наделав кучу долгов, они вынуждены были продать родительскую резиденцию в казну. При Александре Третьем в особняке размещались государственные учреждения: Комитет Министров, Канцелярия, Государственный Совет.

Эпоха СССР

После Революции дворец превратился во временную резиденцию новой власти, здесь расположилось сначала Временное Правительство, затем некоторые госучреждения. После 1918 года большевистская верхушка переехала в Москву, а в особняке обосновалась комиссия Красной армии, часть помещения заняли казармы.

Следующим «арендатором» дворца Советского периода становится Управление флота Балтийского бассейна «Трансбалт»: в 20-е годы в здании квартировались служащие ведомства. Большая часть особняка при этом оставалась пустой, поэтому вскоре у «Трансбалта» появились соседи – «Дом печати», общежитие общества «Советский турист», филиал Всесоюзной промышленной академии. Домовую церковь в это время превратили в кинотеатр.

Во время войны здание использовалось Военным советом, политотделом Ленинградской армии, редакцией газеты «На защиту Ленинграда», затем здесь размещали батальоны военных и раненых. Блокада нанесла Дворцу удар – строение подверглось бомбардировке, после чего его отреставрировали. После войны здесь находился Ленсовет, а в 1960-1970-х годах дом отреставрировали.

Новый этап и наши дни

Во время мятежных событий 1991 года дворец на Исаакиевской площади вновь становится ключевой локацией политических событий – центром сопротивления ГКЧП, вокруг которого возводятся баррикады. В 1992-1993 в резиденции заседал Петросовет, который был распущен после принятия Конституции нового государства. Год здание простояло закрытым, а в 1994 в дворцовых стенах прошло первое заседание Законодательного собрания, которое ведёт здесь работу и сегодня.

Кроме этого, во дворце регулярно проводятся экскурсии, новогодние ёлки, концерты, международные встречи.

Интересные факты о Мариинском дворце

Когда дворец ещё был Школой подпрапорщиков, в его стенах учились Лермонтов и будущий фельдмаршал Барятинский.

У Марии Николаевны были больны ноги, поэтому специально для неё оборудовали участок, из которого она могла попасть в любую часть дома. Особенностью этого места было то, что обычную лестницу заменил овальный пандус в виде спирали: здесь императорская дочь могла передвигаться на коляске, держась за перила с поручнями.

После окончания строительных и отделочных работ, до переезда монаршей семьи в новую резиденцию, особняк несколько дней был открыт для посещения всеми желающими. Для той эпохи это было очень необычно.

Изначально Мария Николаевна отказывалась принимать отцовский подарок. Причина – памятник Николаю Первому, установленный на Исаакиевской площади: он был повёрнут спиной к строению.

Одной из владелиц дворца могла стать знаменитая танцовщица начала 20-го века Матильда Кшесинская: резиденцию в качестве подарка хотел преподнести ей император Николай Второй, чьей фавориткой она считалась. По легенде, Матильда отказалась от презента по двум причинам: она уже строила особняк в другом месте, а ещё её, как и в своё время Марию Николаевну, смутили памятники Петру Первому и Николаю Первому, стоящие спиной к дому.

Режим работы и стоимость посещения

Если вы хотите увидеть Мариинский дворец изнутри, сделать это можно только в составе экскурсии, на неё нужно записываться заранее. Экскурсии организуются каждый вторник с 10:00 до 17:30 по предварительному разрешению управления по делам информации и связи с общественностью Аппарата Законодательного собрания.

Где находится Мариинский дворец и как до него добраться

Достопримечательность расположена в самом центре Санкт-Петербурга по адресу Исаакиевская площадь, 6, вблизи есть несколько станций метро: «Адмиралтейская», «Садовая», «Сенная Площадь», «Спасская». Ориентиром будет Исаакиевский Собор – он высится напротив достопримечательности.

Если поедете до «Адмиралтейской», после выхода из метрополитена вам нужно свернуть на улицу Большую Морскую и пройти по ней пешком примерно 600 метров, затем пересечь набережную Мойки и пройти немного по переулку Антоненко, дворец будет справа от вас.

Добраться до места можно на наземном транспорте: автобусах №№3, 10, 22, 27, 70, 71, маршрутке №169.

Великолепный Мариинский дворец.

Мариинский дворец Санкт-Петербурга является одной из самых заметных достопримечательностей Северной столицы. 17 апреля жители нашего округа посетили ставшую уже традиционной экскурсию по залам дворца, организованную по инициативе Главы МО Адмиралтейский округ Евгения Павловича Барканова при поддержке Заместителя Председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергея Анатольевича Соловьева.

Здание дворца построено в стиле классической архитектуры с многочисленными признаками эклектики. Дворец строился для великой княжны Марии Николаевны (дочери Николая I) и ее мужа — герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Император пожелал, чтобы у молодоженов была своя собственная резиденция.

Южная часть Исаакиевской площади, на которой сегодня расположен Мариинский дворец Санкт-Петербурга, была приобретена в 1761 году в собственность графом Чернышевым Иваном Григорьевичем, который намеревался соорудить на обширном участке многоэтажный особняк. Возведение было поручено французскому зодчему Жан-Батисту Валлен-Деламоту — крупному специалисту в области строительства дворцовых комплексов. Весной 1765 года генерал-поручик граф Чернышев со всей семьей въехал в новый трехэтажный особняк. Роскошество — так можно было охарактеризовать дворец, отделанный белым мрамором, привезенным из Италии. В 1839 году особняк графа снесли и на его месте началось строительство грандиозного здания, которое было названо в честь будущей хозяйки великой княжны Марии Николаевны и до сих пор носит имя Мариинский.

Дворец был построен по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера, который вел работы в соответствии с самыми последними технологиями. Зодчий старался использовать как можно меньше деревянных материалов, чтобы уменьшить опасность возгорания. Перекрытия изготовлялись из металла и каменных плит. С благоволения императора архитектор отказался от мрамора, и вся отделка внутренних помещений была выполнена из песчаника, благодаря которому стены долго сохраняли тепло.

Характерно то, что все помещения Мариинского дворца свободно сообщались, нигде не было запретных зон или закрытых комнат. Княжна Мария Николаевна исповедовала открытый образ жизни, она сама была доступна для общения и требовала от своих подданных того же.

В 1884 году Мариинский дворец Санкт-Петербурга перешел в царскую казну за три миллиона рублей и стал государственной собственностью. 14 июля 1884 года император Александр III подписал указ, согласно которому дворец был объявлен официальным местом для заседаний Государственного совета. А в феврале 1885 года в Мариинском дворце разместились комитеты Совета министров, госканцелярия, и Особая канцелярия по прошениям на Высочайшее имя.

Февральская революция 1917 года многое изменила в стране. Прежде всего возникло Временное правительство, которое разместилось в Мариинском дворце и проработало до августа. Затем там расположилась Всероссийская комиссия по вопросам выборов в Учредительное собрание. После Октябрьской революции в Мариинский дворец в полном составе переселился Народный комиссариат имущества и Высший совет народного хозяйства. С 14 декабря 1994 года в Мариинском дворце работает Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

В начале экскурсии наших жителей поприветствовали Виктор Иванович Быков — помощник депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергея Анатольевича Соловьева и Глава местной администрации МО Адмиралтейский округ Николай Вячеславович Крылов.

Жители нашего округа под чутким руководством экскурсовода посетили все главные достопримечательности дворца. Экскурсанты побывали в Белом, Красном и Большом залах, прошлись по галерее почетных граждан нашего города, насладились великолепием Ротонды, а также спустились по «кружевному» пандусу, созданному лично для Марии Николаевны. Большинство парадных залов дворца уже имеют множество современных деталей интерьера, совмещают в себе былую красоту и величественность царских времен с современными технологиями. В доступной и непринужденной форме посетителям была изложена история Мариинского дворца, интересные факты из жизни княжны Марии Николаевны, подробно описана роль дворца в Февральской революции 1917 года. Одним из интереснейших моментов был рассказ о том, как менялась внутренняя архитектура дворца на протяжении времени. И, конечно же, никого не оставила равнодушным новейшая история Мариинского дворца. Каждый экскурсант почувствовал гордость за то, что побывал в месте, где принимаются законы и заседают депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Жители и сотрудники муниципалитета еще раз выражают огромную благодарность Заместителю Председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергею Анатольевичу Соловьеву за возможность посетить такую уникальную экскурсию.

Мариинский дворец

Историческое здание в стиле позднего классицизма, построенное по проекту А.И. Штакеншнейдера для великой княжны Марии Николаевны, дочери Николая I. Ранее на месте Мариинского дворца стояли другие особняки, которые впоследствии снесли. Стены одного из них – особняка И. Г. Чернышева – архитектор включил в состав западной половины нового дворца. Сегодня дворец органично замыкает архитектурный ансамбль Исаакиевской площади с южной стороны.

Для строительства резиденции Марии Николаевны использовались только самые современные материалы и технологии. Так, например, во дворце всегда было тепло, потому что для стен использовался не мрамор, а песчаник. Перекрытия в доме сделали металлическими, а не деревянными. Великая княжна страдала заболеванием ног, и порой ей было сложно передвигаться на большие расстояния. По этой причине во дворце соорудили специальный пандус, по которому можно было пройти или проехать на коляске в любую из комнат. Проход украсили самыми разными растениями, и он стал похож на лесную тропу.

Наряду с Зимним и Таврическим дворцами Мариинский обладает званием «политического дворца» — в нем происходили судьбоносные исторические события в 1917 и 1991 годах. Сегодня Мариинский дворец – один из главных общественно-политических центров города. С 1994 года в залах дворца размещается Законодательное собрание Санкт-Петербурга, также здесь находится Санкт-Петербургская избирательная комиссия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *