Кто построил колизей в риме
Перейти к содержимому

Кто построил колизей в риме

  • автор:

12 (удивительных!) интересных фактов о Колизее

Колизей в Риме

Массивный Колизей в Риме — это, вероятно, одна из первых вещей, которые приходят вам на ум, когда вы думаете о Вечный город . Римское архитектурное чудо и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО является, пожалуй, самой узнаваемой достопримечательностью Италии, не считая Пизанской башни и Ватикана.

City Experiences предлагает несколько вариантов, связанных с древней ареной. Сайт Рим за один день тур объединяет Колизей, музеи Ватикана и исторический центр города, в то время как тур Пропустите очередь: Премиум тур по Колизею также посещает Римский форум и Палатинский холм.

Сайт Экскурсия «Ворота гладиаторов предоставляет вам специальный доступ на арену, позволяя пройти по следам гладиаторов времен Древнего Рима. Два VIP-тура проводят вас под землей, где перед состязаниями гладиаторов содержались бойцы и экзотические животные; один из них включает в себя Римский форум и Палатинский холм. включает в себя Римский форум и Палатинский холм а другая вы попадете внутрь на закате .

You won’t want to miss the exciting unveiling of additions to the tour.

A newly reimagined Underground Colosseum tour in Rome, allows visitors to experience the history of the Colosseum like never before. In partnership with the Parco archeologico del Colosseo (PArCo), this all-new exhibition and multimedia installation will transport visitors back nearly 2,000 years to Ancient Rome reviving the scenes of the passage of the gladiators from the tunnel that connected Ludus Magnus. The exhibit is now included as part of the Underground Colosseum tour and is on sale now! Read more here.
The newly enhanced exhibition, officially unveiled in Rome on 20 July 2023, showcases how Gladiators came from the Ludus Magnus – the gladiator training gym -through the underground secret tunnel to perform in the Colosseum Arena, acclaimed by more than fifty thousand spectators. Featuring a new sophisticated multimedia experience with holographic projections, those gladiators are brought to life depicting the walk on the original floor of the cryptoporticus towards to Arena in their colorful armor.
The enhanced exhibition offers a curated collection of armor on display along the tour path, along with the original artifacts from the collections such as the Parco Archeologico del Colosseo, the National Archaeological Museum in Naples, and the National Archaeological Museum in Aquileia with weapons distinguishing the main styles of gladiators competing for victory.

Вот несколько интересных фактов о Колизее и его культурном значении в эпоху Древней Римской империи, которые вдохновят вас на поездку в столицу Италии.

1. Колизей не всегда назывался Колизеем

Флавианский император Веспасиан приказал построить Колизей в центре Древнего Рима около 70 г. н.э. Его сын Тит, впоследствии император Флавиев, открыл арену в 80 году н.э., устроив 100 дней гладиаторских игр.

Когда Тит открыл арену, он назвал ее Ampitheatrum Flavium (Флавианский амфитеатр) в честь династии Флавиев — название «Колизей» стало ассоциироваться с этим сооружением лишь много позже.

Рим

2. Колизей был возведен на вершине бывшего озера

После Великого пожара Рима в 64 году, печально известный жестокий, жаждущий удовольствий римский император Нерон заказал Domus Aurea («Золотой дом»), роскошный дворец удовольствий, включавший, помимо прочего, искусственное озеро. После смерти императора Нерона в 68 году н.э. искусственное озеро было засыпано, а на том же месте был построен Колизей.

3. Колизей был построен с использованием добычи и рабов, награбленных в Иерусалиме

После жестокой осады Иерусалима римлянами в 70 году н.э. император Веспасиан использовал материалы, украденные из иудейского храма, для строительства массивного амфитеатра для гладиаторских состязаний с целью развлечения римских граждан.

Построенный из прочного бетона и камня, Колизей был полностью построен с использованием принудительного физического труда, задействовав до десятков тысяч римских и еврейских рабов на службе Римской империи.

4. Римский Колизей был способен принимать огромные толпы людей

Вы думаете, что сегодня спортивные арены могут набиваться в них, как сардины? Колизей мог вместить в себя столько же зрителей, если не больше. При ширине сидений всего 14 дюймов на человека, на римской арене помещалось до 50 000 зрителей.

Колизей

5. Колизей — самый большой амфитеатр во всем мире

Эллиптический, отдельно стоящий амфитеатр, Колизей имеет ширину 510 футов, высоту 157 футов и длину 615 футов, что делает его самой большой ареной из когда-либо построенных.

6. Древний Колизей имел около 80 входов

Зрители, пришедшие посмотреть на гладиаторские бои и охоту на диких животных, могли быстро попасть на арену благодаря ее огромным размерам и 80 с лишним входным порталам.

7. Римские бои гладиаторов часто были вольными боями

Большинство массовых гладиаторских боев и других мероприятий, проводимых и финансируемых самими римскими императорами в римском Колизее, были бесплатными. Иногда в знак щедрости императоров зрителям даже раздавали бесплатную еду.

8. Гладиаторские бои были не единственными стычками, которые происходили в Колизее

Когда-то арену можно было заполнить водой на три фута — как раз достаточно, чтобы устраивать искусные инсценировки морских сражений, которые были очень популярны у древних римлян.

Строительство арены так называемой Домициана — подземной сети проходов, использовавшейся для размещения гладиаторов, рабов, животных и припасов под полом арены, по сути, положило конец популярным имитационным морским сражениям. Система была названа в честь первенца императора Веспасиана, Домициана, который правил как император с 81 по 96 год н.э., до открытия Колизея.

Колизей

9. Колизей был не совсем дружелюбен к животным

Когда в 80 году нашей эры открылся Колизей, во время торжественных церемоний открытия арены было убито около 9 000 животных. И после этого резня не прекращалась. В Колизее часто устраивались охоты и бои диких животных, в ходе которых были убиты десятки тысяч зверей, содержавшихся в неволе, включая бегемотов, львов, тигров, медведей и даже слонов.

10. Колизей начал разрушаться в 5 веке

Когда Римская империя начала приходить в упадок в 5 веке, зрители стали терять интерес к Колизею. В конце концов, он пришел в запустение: Основные части Колизея разрушились в результате стихийных бедствий, таких как грозы и землетрясения, а вандализм в свою очередь внес свою лепту.

Колизей

Только в XVIII веке католическая церковь вмешалась в его сохранение, и несколько пап присоединились к усилиям по сохранению.

11. Италия вложила средства в сохранение Колизея

После того, как в 2013 году миллиардер Диего Делла Валле выделил около 33 миллионов долларов США на восстановление арок, кирпичных стен и металлических перил Колизея, а также на строительство нового туристического центра и кафе, министр культуры Италии Дарио Франческини пообещал выделить 20 миллионов долларов США на ремонт пола арены в 2015 году.

12. Это обязательное место для посещения туристами и любителями истории, посещающими Рим сегодня

Самый посещаемый памятник в Риме, Колизей привлекает около шести миллионов туристов в год.

Original post date : September 27, 2022

Колизей

Колизей (лат. Colosseum ), также называвшийся амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium ) — амфитеатр в Риме, Италия, расположенный в низине между Эквилинским, Целиевским и Палатинским холмами. Одно из наиболее известных сооружений античности, дошедшее до наших дней, памятник архитектуры Древнего Рима, сооружённый в 71—80 годах нашей эры.

Название

Оригинальное название Колизея — амфитеатр Флавиев, по фамилии императоров, руководивших его строительством. Современное название — Колизей (лат. Colosseum ) — появилось примерно в VIII веке и происходило, по одной версии, от колоссальности сооружения в сравнении с остальными, а по другой — от стоявшей рядом статуи Колосса Нерона, воздвигнутой императором в честь самого себя(лат. Amphitheatrum Flavium ) [1] [2] [3]

История

В 54—68 годах Римом правил деспотичный император Нерон, построивший себе в центре города богатую виллу. После свержения Нерона и полутора лет гражданской войны на престол в 69 году взошёл император Тит Веспасиан из рода Флавиев, вошедший в историю под именем Веспасиана. В этой должности он решил реконструировать центр Рима, искоренив память о своём предшественнике, для чего в Золотом дворце виллы были размещены государственные учреждения, а пруд засыпан и на его месте в 71 году, после подавления восстания иудеев было начато строительство амфитеатра для народных развлечений [4] .

Строительство, вероятнее всего, велось на средства, вырученные в результате победы в войне. Также широко использовался труд рабов большая часть из которых были захвачены в результате подавления иудейского восстания. Рабы использовались на самых тяжёлых работах: добыче травертина в Тиволи и транспортировке материалов из Тиволи до Рима. Всего в строительстве участвовало около 100 тысяч рабов [5] . Строительство было завершено в 80 году; в честь открытия император Тит, сменивший Веспасиана на посту, организовал 100-дневные игры. При правлении брата Тита — Домициана, в 82 году Коллизей был надстроен верхним этажом, а также были построены помещения под ареной, предназначенные для размещения гладиаторов и выступавших зверей [1] .

Арена могла вместить в себя до 50 000 зрителей и служила для различных представлений: здесь проводились гладиаторские бои, схватки людей с животными, публичные казни и реконструкции сражений, в том числе (до 82 года) морских. Христианская церковь также заявляет о том, что в Колизее казнили путём разрывания львами первых христиан, но документальных подтверждений этому найти не удалось [1] .

В 217 году, при императоре Макрине Колизей сильно пострадал от пожара и был отреставрирован только в 220-х годах по указу Александра Севера. В 248 году, при императоре Филиппе в амфитеатре проходили пышные праздненства в честь тысячелетия Рима [3] [6] .

Картина Жана-Леона Жерома «Славься, Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!» (1859), изображающая гладиаторов, приветствующих императора перед боем [7]

В 405 году император Гонорий запретил проведение гладиаторских боёв, как не соответствующих духу новой господствующей религии империи — христианства. Тем не менее, травли зверей продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого в 526 году. После этого арена стала приходить в запустение, будучи разрушенной в ходе нашествия варваров. С XI века до 1132 года здание амфитеатра использовалось как крепость в противостоянии знатных римских родов. В 1332 году здесь проходил один из последних задокументированных боёв быков, после чего Колизей был полностью заброшен [3] .

С середины XIV века Колизей стал использоваться в качестве источника строительного материала, за последующие два столетия амфитеатр потерял всю мраморную облицовку, было вывезено и некоторое количество конструкционного камня. При Папе Римском Сиксте V существовали планы превращения изуродованного здания в суконную фабрику, а при Клименте IX в нём действовал селитренный завод. Только в середине XVIII века Колизей был принят под защиту Святого Престола: Папа Бенедикт XIV объявил его посвящённым Страстям Христовым, как место, где, по преданиям, казнили многих первых христиан. Он приказал установить на арене огромный крест, вокруг которого разместились алтари. Наследники Бенедикта на папском престоле продолжали заботиться о Колизее: были укреплены контрфорсами некоторые, самые ветхие, стены, а также исправлены внутренние лестницы [3] .

В XIX веке прошли первые серьёзные работы по консервации и восстановлению Колизея: итальянским правительством были установлены на место обломки здания, в изобилии лежавшие в его окрестностях, сама постройка была укреплена, а в 1874 году из неё убрали христианские реликвии. Тогда же в Колизее и вокруг него были проведены первые археологические раскопки [3] .

В 1990-х годах был начат самый масштабный проект реставрации Колизея [1] . Ещё одна крупная реставрация состоялась в 2013—2017 годах, после неё туристам был открыт доступ на верхние уровни здания [8] [9] .

Описание

Вид Колизея с воздуха в 2021 году

Колизей расположен в Риме, Италия, в ложбине между Эквиллинским, Целиевским и Палатинским холмами, к востоку от последнего, и представляет из себя эллиптический в плане амфитеатр, имеющий длину 189 и ширину 156 м. Фасад и основные конструкции постройки сложены из травертина, внутренние перегородки — из вулканического туфа, а аркадные своды и чаша сделаны из бетона [1] [2] [3] .

Размеры арены, также имеющей эллиптическую форму — 54×86 м, вокруг неё расположены зрительские трибуны, построенные в 3 яруса и некогда облицованные мрамором. Ярусы трибун поддерживаются сводами кольцевых и радиальных коридоров, последние открываются на фасад арками, оформленными полуколоннами ионического, тосканского и коринфского ордеров. В арках второго и третьего ярусов размещались статуи, не дошедшие до наших дней. Четвёртый ярус представлен аттиком, украшенным пилястрами коринфского ордера, на аттик устанавливались деревянные жерди, на которые крепился тент от солнца — веларий. Под ареной находилась система поддземных помещений для размещения гладиаторов и животных, выступавших на арене, также имелись не дошедшие до наших дней механические устройства, позволявшие доставлять выступающих из-под арены наверх [2] [3] .

С северной и южной стороны Колизея имеются парадные входы, предназначенные для императора и патрициев; крытая галерея ранее соединяла его с Палпатинским дворцом [2] .

Влияние

Арена Колизея в 2016 году

Колизей — крупнейший из древнеримских амфитеатров и одна из главных туристических достопримечательностей Рима, ежегодно посещаемая примерно 7 миллионами туристов. В нём регулярно размещаются различные выставки, посвящённые истории и культуре Древнего Рима. Колизей входит в состав объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Памятники Древнего Рима» [1] [2] [3] [10] .

На протяжении веков Колизей использовался римлянами как источник строительного камня, в первую очередь мрамора, утратив при этом до двух третей материала: исчезли мраморные сидения трибун, облицовка фасадов и коридоров. При этом, многие здания в Риме полностью или частично сооружены из этого камня, например Венецианский дворец, дворец Канцелярии, Палаццо-Форнезе и другие [1] [2] [3] .

Католическая церковь относит Колизей к почитаемым памятникам, как место, где погибали первые христиане: согласно преданиям, их травили зверями на арене Колизея [2] . Документального подтверждения эти предания не находят, что подтверждает, в том числе, Католическая энциклопедия [11] .

В 2000-х годах Колизей стал символом движения за отмену смертной казни: здание стали подсвечивать каждый раз, когда где-то отменяли смертную казнь либо помиловали осуждённого на неё. Также возле Колизея неоднократно проводились демонстрации за отмену смертной казни в мире [12] [13] .

Примечания

  1. ↑ 1,01,11,21,31,41,51,6Colosseum(англ.). Britannica. Дата обращения: 31 января 2023.
  2. ↑ 2,02,12,22,32,42,52,6БРЭ, 2009.
  3. ↑ 3,03,13,23,33,43,53,63,73,8ЭСБЕ, 1895.
  4. ↑Бирд, Хопкинс, 2007, с. 32.
  5. ↑Бирд, Хопкинс, 2007, с. 34.
  6. ↑Бирд, Хопкинс, 2007, с. 35.
  7. ↑Illusions of reality: the paintings of Jean-Léon Gérôme(англ.). The Eclectic Light Company (23 февраля 2016). Дата обращения: 11 февраля 2023.Архивировано 30 ноября 2020 года.
  8. Povoledo E.Colosseum Won’t Be Restored in a Day, but Work Is Finally Scheduled to Start(англ.). New York Times blog (31 июля 2012). Дата обращения: 11 февраля 2023.
  9. Donati S.Colosseum To Open Top Levels to the Public(англ.). Italy Magazine (5 октября 2017). Дата обращения: 11 февраля 2023.
  10. ↑Бирд, Хопкинс, 2007, с. 5.
  11. ↑The Colloseum(англ.). Catholic Encyclopedia. Дата обращения: 11 февраля 2023.
  12. ↑International: Roman Colosseum Lit to Mark Connecticut’s Abolition of Death Penalty(англ.). Death Penalty Info (30 ноября 2012). Дата обращения: 11 февраля 2023.
  13. Young G.On Italy’s passionate opposition to death penalty(англ.). CNN (24 февраля 2000). Дата обращения: 11 февраля 2023.

Литература

  • Колизей // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1895. — Т. XVa. — С. 684—685.
  • Бирд М., Хопкинс К. Колизей = The colosseum. — М. : Эксмо, 2007. — ISBN 978-5-699-23900-9.
  • Колизей // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 495. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3.

Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

  • Статьи с шаблонами-карточками без имени
  • Страницы с неизвестными параметрами шаблона Достопримечательность
  • Архитектура
  • Все статьи
  • Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN

Римский Колизей — символ величия «вечного города»

Колизей — один из самых монументальных памятников римской эпохи — является символом Италии в той же степени, как Эйфелева башня для Франции или Кремль для России.

  1. Краткая история и описание
  2. Архитектура Колизея
  3. Римский Колизей — исполин из прошлого
  4. Дополнительная информация
  5. Римский Колизей на карте

Краткая история и описание

Название «Колизей» памятник получил в Средние века от искаженного латинского слова «сolosseum» (колоссальный), а в Имперском Риме его называли амфитеатром Флавиев — в честь императорской династии. Амфитеатр был построен за 8 лет — строительство начал император Веспасиан в 72 году и завершил в 80 году его сын Тит. Открытие Колизея ознаменовалось 100-дневными увеселительными мероприятиями. За это время в гладиаторских турнирах погибло несколько тысяч воинов и 5 тысяч хищных зверей, привезенных из Африки. Римский Колизей ИталияРимский Колизей с высоты птичьего полёта Арена театра имела раздвижной пол, который поднимался и опускался, а с помощью водопровода, подведенного к Колизею, сцену заполняли водой и устраивали морские сражения. На арене могли одновременно сражаться до 3000 гладиаторов, а 50 тысяч зрителей, неистово требующих «хлеба и зрелищ», напряжённо следили за кровавыми битвами, гонками на колесницах и театральными представлениями. По размаху торжеств, посвящённых открытию Колизея, мог сравниться лишь кроваво отпразднованный 1000-летний юбилей Рима в 248 году, когда всего за 3 дня были убиты десятки львов, тигров, леопардов, слонов, жирафов, лошадей, ослов и гиен. 1000-летний юбилей «вечного города» стал последним днём жизни для 2000 гладиаторов. Гладиаторские битвы и звериные травли продолжали происходить на арене Колизея до IV века. Однажды в разгар одного из сражений монах Телемах ринулся на сцену Колизея и начал разнимать гладиаторов. Возмущённая публика забила насмерть камнями ни в чём неповинного старика, и это убийство так потрясло императора Гонория, что он запретил кровавые забавы как противоречащие духу христианства. Гладиаторские игры пришли в упадок ещё и потому, что для Рима наступили сложные времена, город постоянно подвергался набегам вандалов. Римский Колизей ИталияВид на Колизей со стороны Лабиканской дороги

Архитектура Колизея

Как и другие римские амфитеатры, Колизей имеет форму эллипса, в центре которого находится арена. Вокруг арены расположены в 4 яруса постепенно повышающиеся места для зрителей. Места распределялись в зависимости от социального статуса присутствующих: на 1-ом ярусе размещались ложи для высшей знати, а 2-ом — мраморные кресла для почётных гостей, и лиц, принадлежащих к сословию всадников или имеющих права римского гражданства, на 3-ем — деревянные скамьи для простолюдинов.

На 4-ом этаже с помощью канатов прикреплялся огромный льняной холст, создающий тень над ареной в знойные дни. Благодаря проходам, обустроенным по всему периметру амфитеатра, публика могла быстро, всего за 15 минут занять пронумерованные места. Под ареной Колизея находились подземные переходы, клетки с оленями, медведями и львами, а также сложные подъёмные механизмы, позволяющие в считанные минуты доставить гладиаторов и зверей наверх и возвести пышные декорации. С наружной стороны Колизей представляет собой четырёхъярусное строение. Римский Колизей ИталияВид Римский Колизея от Триумфальной арки Константина Первые три этажа образованы аркадами по 80 арок, а последний выстроен в виде высокой сплошной стены с небольшими прямоугольными окнами. Арочные проёмы богато декорированы приставными полуколоннами с антаблементами, выполненными в тосканской, ионической и коринфской художественной обработке. Стены Колизея воздвигнуты из крупных блоков травертина, скреплённых между собой стальными скобами общим весом примерно 300 тонн. До наших дней уцелели лишь несущие конструкции Колизея, а статуи и лепнина, украшавшие арки, либо разгромлены варварскими племенами, либо разрушены временем. Римский Колизей ИталияВнутри Колизея

Римский Колизей — исполин из прошлого

В 476 году Римская империя пала, но Колизей и в XXI веке величественно возвышается между холмами Рима, на том месте, где когда-то был пруд, относящийся к «Золотому дому» Нерона. Кстати, по одной из версий, название «Колизей» произошло от огромной бронзовой статуи Колосс Нерона высотой в 30 м, стоявшей поблизости. Несмотря на то, что в Средние века Колизей утратил более 2/3 своей первоначальной массы из-за землетрясений и строителей, растаскавших его на камни, сооружение по-прежнему внушает восхищение своей грандиозностью. В 2007 году Колизей вошёл в список «Новых семи чудес света».

1. Когда, кем и для чего был построен Колизей в итальянском Риме

Безусловно, самым ярким символом итальянского Рима в представлении современного человека является знаменитый КОЛИЗЕЙ, рис. 1, рис. 2, рис. 3. В свете Новой хронологии многие представления о древней истории сильно меняются. И, естественно, возникает вопрос — когда и кем был построен Колизей в итальянском Риме? Что это — древний подлинник или поздняя бутафория? А если бутафория, то какой древний прообраз пытались в нем воспроизвести?

Рис. 1. Колизей. Фотография 2009 года.

Рис. 2. Колизей с птичьего полета. Взято из [7], с. 23.

Рис. 3. Арена Колизея. Фотография 2007 года.

В нашей книге «Ватикан» мы подробно говорим о том, что многие якобы «античные» памятники итальянского Рима были построены отнюдь не в древности, как обычно считается, а гораздо позже. Их возвели в XV–XVI веках римские папы, которые появились в итальянском Риме сравнительно недавно — лишь около 1453 года. Первые папы Рима были, по всей видимости, беглецами из Константинополя — столицы Ромейской империи, разгромленной в 1453 году турками-османами (сегодня это турецкий город Стамбул). Большинство якобы «античных» построек итальянского Рима строилось папами-беглецами как подражания подлинным сооружениям, стоявшим на их прежней родине, в Константинополе-Стамбуле. И Колизей не исключение. Одного внимательного взгляда на него достаточно, чтобы заметить, что он С САМОГО НАЧАЛА строился как «античные развалины». Следы его поздней постройки видны очень хорошо.

Известно, что «Колизей построен из камня, бетона и кирпича» [2], том 21, с. 604. Не странно ли, что в таком якобы очень древнем сооружении использован БЕТОН? Историки могут возразить, что бетон изобрели еще «древние» римляне более 2 тысяч лет назад. Но почему тогда его повсеместно не применяли в средневековом строительстве? По нашему мнению, все якобы «древние» постройки из бетона гораздо более позднего происхождения, чем думают историки.

Приглядимся внимательно к кирпичной кладке внутренних стен Колизея, рис. 4, рис. 5. Мы не говорим здесь о реставрированных участках. Следов ПОДЛИННОЙ реставрации в Колизее не видно вообще. Вся кирпичная кладка в нем выглядит приблизительно одинаково и сделана из единообразного кирпича. Кирпичи во многих местах аккуратно обиты с краев. Хорошо видно, что кирпичи были обиты именно ПЕРЕД КЛАДКОЙ, а не после нее. Другими словами, при постройке Колизея сразу же ИСКУССТВЕННО ИЗОБРАЖАЛСЯ ЯКОБЫ МНОГОВЕКОВОЙ ИЗНОС ЗДАНИЯ.

Рис. 4. Кирпичная стена арены Колизея выложена «под древность» из кирпича со специально обитыми краями. Причем, почти вся кирпичная кладка арены Колизея именно такова. Фотография 2007 года.

Рис. 5. Кирпичная кладка арены Колизея. Видно, что края кирпичей обиты весьма упорядочено и обивка была произведена ПЕРЕД кладкой, а не с течением веков (что пытались изобразить). Кирпичи скреплены между собой составом, весьма напоминающим цемент XIX века. Фотография 2007 года.

То же самое можно сказать и об участках якобы «обвалившейся» кирпичной кладки. Они есть внутри Колизея. Эти участки тоже явно сделаны искусственно, сразу в своем нынешнем «обвалившемся» виде, рис. 6. Если бы кирпичная кладка обвалилась по-настоящему, то ее оголившиеся внутренние кирпичи располагались бы ВДОЛЬ первоначальной поверхности стен, а не под углом к ней. Кроме того, значительная часть кирпичей в разломе была бы сколота. Ничего подобного в Колизее нет. Обвалившиеся участки стен выложены сразу в своем окончательном, «обвалившемся» виде из целых кирпичей. Большинство кирпичей нарочно повернуто под углом к поверхности стены, чтобы изобразить якобы хаотическую поверхность скола. Однако каменщики, привыкшие класть кирпичи ровно, так и не смогли добиться настоящего хаоса. В кладке «обвалов» явно проглядывает упорядоченность.

Рис. 6. Кирпичная кладка Колизея. Якобы обвалившийся «от древности» участок стены. Однако оголившиеся кирпичи расположены почему-то не вдоль, а под углом к поверхности стены и уложены достаточно упорядочено. Скорее всего, это — новодел «под древность». Фотография 2007 года.

Переделки и перекладки, встречающиеся в стенах Колизея, тоже совсем не похожи на настоящие. Аккуратно выложенные «остатки старых сводов» странно смотрятся на ровных, как с иголочки, кирпичных стенах Колизея, рис. 7. Хорошо видно, что все эти «перекладки» делались сразу же при первоначальном строительстве, чтобы изобразить «древность». Подлинные перекладки сводов, окон и дверей, неизбежные в старых, уходящих под землю зданиях, выглядят совсем по-другому. На рис. 8 мы приводим для сравнения фотографию внешней стены собора святой Ирины в Стамбуле. Там хорошо видны многочисленные следы ПОДЛИННЫХ перекладок. Обратите внимание, что верхние участки стен святой Ирины выглядят существенно НОВЕЕ нижних. Нижние участки наоборот, более старые, в них больше переделок. Но в Колизее кладка удивительным образом ОДИНАКОВА по новизне на ВСЕХ УРОВНЯХ, рис. 7.

Рис. 7. Кирпичная кладка Колизея. Бутафория «под древность». На поверхности стены аккуратно выложены «следы древних сводов», а также «след древней обвалившейся лестницы». Фотография 2007 года.

Рис. 8. Кирпичная стена собора святой Ирины в Стамбуле. Видны многочисленные, разнородные, накладывающиеся друг на друга следы перекладки сводов и окон. Нижняя часть стен (ниже растущей травы) находится в раскопе, сделанном вокруг храма. Фотография 2007 года.

Далее, в подлинных старых зданиях нижняя часть постройки находится обычно под землей или в раскопе. Например, собор святой Ирины стоит в примерно 4-метровом раскопе, рис. 8. Но вокруг Колизея НИКАКОГО РАСКОПА НЕТ. Не заметно никаких следов его сколь-нибудь существенного погружения в землю. Неужели за 2 тысячи лет, якобы протекшие со времен строительства, вокруг Колизея так и не вырос культурный слой, заметный невооруженным глазом? Это очень странно.

Отметим, что достройка Колизея продолжается и в наши дни. На фотографии, приведенной на рис. 9, хорошо видно, как продвигается работа по надстройке кирпичной стены Колизея «древним» белым камнем. Делается это откровенно, на виду у туристов, с помощью передвижных строительных лесов.

Рис. 9. Стены Колизея растут до сих пор. На фотографии видно, как идет надстройка кирпичной стены Колизея современным белым камнем «под древность» с помощью передвижных строительных лесов. Фотография 2007 года.

Итак, когда был построен Колизей на самом деле? Оказывается, в Ватикане это особенно и не скрывается.

Так, например, в Ватиканском дворце на всеобщее обозрение выставлена фреска, изображающая, как ТОЛЬКО ЧТО СПРОЕКТИРОВАННЫЙ КОЛИЗЕЙ сходит с бумажного листа, претворяясь в действительность, рис. 10. Причем — СРАЗУ В ВИДЕ РАЗВАЛИН (!), Рядом нарисован ангел с циркулем и строительным углом. Он помогает строить Колизей. Но кому? Неужели — язычнику-императору (что было бы неуместно для ангела)? Отнюдь нет. Имя строителя, а также год строительства прямо указаны на фреске. Рядом с изображением Колизея, читаем: «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII» («PIVS.VII.P.M.ANNO.VII»), рис. 11. Поскольку папа Пий VII правил в 1800–1823 годах, то речь идет о 1807 годе н. э. (!)

Рис. 10. Фреска в Ватиканском дворце. Колизей сходит с бумажного листа проектировщика, претворяясь в действительность. Прямо указано, что происходит это при папе Пие VII (1800–1823), на 7-м году его правления, то есть в 1807 году. Фотография 2007 года.

Рис. 11. Фрагмент предыдущего рисунка. Табличка с датой «PIVS.VII.P.M.ANNO.VII», то есть «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII». Это 1807 год. Фотография 2007 года.

Этот же год повторен еще раз в надписи под фреской. Написано следующее, рис. 12:

Рис. 12. Большая мраморная доска с крестом, висящая над входом в Колизей, торжественно сообщает, что «восстановление» Колизея («АМФИТЕАТРА ФЛАВИЕВ», AMPHITEATRVM FLAVIVM) закончено при папе Пие IX в 1852 году, на 7 году его правления. Фотография 2009 года.

Дадим буквальный перевод на русский язык, пользуясь латинско-русским словарем И.Х. Дворецкого [3].

ПИЙ VII, РУИН ВОЗВЫШЕННО ПОКОЯЩИХСЯ НА ТВЕРДЫНЕ И, СВЕРХ ТОГО, НА МНОГООБРАЗНЫХ ОСНОВАНИЯХ, СТРОИТЕЛЬ

Не вникая в тонкости перевода, отметим, что СТРОИТЕЛЕМ РАЗВАЛИН (РУИН) КОЛИЗЕЯ здесь недвусмысленно назван папа Пий VII. Причем сказано, что начало строительства — или быть может, только одобрение проекта — случилось в 1807 году.

Итак, в Ватиканском дворце откровенно изображено строительство Колизея СРАЗУ КАК «АНТИЧНЫХ» РАЗВАЛИН В 1807 ГОДУ Н.Э. Причем, показано, что дело началось с составления проекта. Что, вероятно, означает, что в 1807 году Колизей только начал возводиться.

Но кто же тогда ЗАКОНЧИЛ его строительство? Ответ, вероятно, содержится на торжественной мраморной доске, висящей прямо над входом в Колизей, рис. 11. Крупными буквами здесь написано имя папы Пия IX (1846–1878). Указан также и год завершения «восстановления» Колизея. Это знаменательное событие произошло в 1852 году, на седьмом году правления Пия IX. Что, скорее всего, и есть ПОДЛИННАЯ ДАТА ОКОНЧАНИЯ ПОСТРОЙКИ КОЛИЗЕЯ. Это 1852 год, то есть середина XIX века.

После своей постройки Колизей был сильно разрекламирован. А 7 июля 2007 года он даже попал в список так называемых «новых семи чудес света», заняв там второе место после Великой китайской стены [wikipedia].

Но если Колизей был построен в XIX веке, то на каком же основании его приписали императору Флавию Веспасиану, жившему якобы в I веке н. э.?

Обратимся к общепринятой истории Колизея.

«Колизей — самый большой из древнеримских амфитеатров и одно из самых замечательных зданий в целом мире. Находится в Риме … на том месте, где некогда был пруд … Постройка этого здания начата императором Веспасианом, после его побед в Иудее, и окончена в 80 г. после Р.Х. императором Титом … Первоначально Колизей назывался, по фамилии упомянутых государей, амфитеатром Флавиев, нынешнее его название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Coliseo) утвердилось за ним впоследствии.

… Долгое время Колизей был для жителей Рима любимым местом увеселительных зрелищ … Нашествия варваров привели его в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил КРЕПОСТЬЮ ДЛЯ ЗНАТНЫХ РИМСКИХ РОДОВ … особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Еще в 1332 году местная аристократия устраивала здесь БОЙ БЫКОВ (в 1332 году бои быков происходили, скорее всего, не в нынешнем Колизее, а в том городском театре итальянского Рима, который позднее был переделан в замок святого Ангела, см. нашу книгу «Ватикан» — Авт.), но с этой поры началось систематическое разрушение Колизея … Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — для дворца Канцелярии (Cancelleria), Павел III — паллацо-Фарнезе (Колизей тут не при чем — просто камень и кирпич старого города XIV века использовался для папских построек XV–XVI веков, ПОСЛЕ ЧЕГО старая часть итальянского Рима и превратилась в развалины, см. нашу книгу «Ватикан» — Авт.). Однако … значительная часть его уцелела … Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства СУКОННОЙ ФАБРИКИ, а Климент IX на самом деле ПРЕВРАТИЛ КОЛИЗЕЙ В ЗАВОД ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ СЕЛИТРЫ. Лучшее отношение пап к величественному памятнику … НАЧАЛОСЬ НЕ ПРЕЖДЕ СЕРЕДИНЫ XVIII СТОЛЕТИЯ … Бенедикт IV (1740–1758) … приказал водрузить посреди его арены ГРОМАДНЫЙ КРЕСТ, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году (вероятно, они слишком уж сильно противоречили мнимой древности Колизея, придавая ему откровенно христианский облик, потому их и убрали — Авт.)» [13], статья «Колизей».

Итак, при Клименте IX (1592–1605) на месте Колизея работала суконная фабрика, а до того там, вероятно, был просто ПРУД. Никакого Колизея в те времена, скорее всего, не было и в помине. Вероятно первым, кому пришло в голову воздвигнуть Колизей, был папа Бенедикт XIV (1740–1758). Но и он явно намеревался воздвигнуть не «античный памятник», а памятник христианским мученикам. Однако его преемники повели дело в другую сторону. При них и начинается подлинное строительство современного Колизея, изображаемое как якобы «легкая реставрация древнего памятника». Вот что сообщает Энциклопедический Словарь:

«Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII … подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением (читайте: построили стены Колизея — Авт.), а Пий IX исправил в нем некоторые из внутренних лестниц (читайте: выстроил внутреннюю часть Колизея — Авт.). Еще с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого, под руководством ученых археологов … на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда к тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, или наполнять ее водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии» [13], статья «Колизей».

Особенно нелепо звучит мысль историков о «наумахиях» — морских сражениях, представляемых на заполненной водой арене Колизея. При этом не дается никаких сколь-нибудь вразумительных объяснений — как именно и при помощи каких механизмов вода могла наполнять арену Колизея? Где сливные и наливные трубы? Водонапорные устройства?

Водонепроницаемые стены со следами заполнения водой? Ничего подобного в Колизее нет. Ниже мы объясним подлинную подоплеку этих легенд о «наумахиях».

Но — скажут нам — если Колизей был построен в XIX веке, как вы говорите, то, следовательно, авторы XVII–XVIII веков еще ничего не знали о нем. Так ли это?

Да, по-видимому, так и было. Чтобы проверить это, мы обратились к имеющимся у нас источникам XVII века, которые, по всей видимости, должны были упомянуть о таком замечательном сооружении как Колизей, если хоть что-нибудь знали о нем. Но оказалось, что ни в одном из этих источников о Колизее НЕ ГОВОРИТСЯ НИ СЛОВА. Приведем два наиболее ярких примера.

Прежде всего, откроем ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД — подробное изложение всемирной и русской истории, обычно датируемое XVI веком. Кстати, по нашему мнению, Лицевой свод был изготовлен не в XVI, а в XVII веке, но в данном случае это не важно. Долгое время Лицевой свод был совершенно недоступен для изучения, однако в 2006–2008 годах московское издательство «АКТЕОН» выпустило полное факсимильное издание всех 10 томов Лицевого свода [4]. Во втором и третьем томах подробно описывается история древнего Рима. Причем, что удачно, особенно много места уделено именно правлению императора Флавия Веспасиана, который, по мнению историков, заложил Колизей, см. выше.

Отметим, что Лицевой летописный свод — далеко не простая летопись. Во-первых, она ОЧЕНЬ ПОДРОБНАЯ. Во-вторых, она предназначалась для царя и его окружения, а потому писалась особо тщательно. На ее изготовление были затрачены огромные средства. «Лицевой свод XVI века — крупнейшее в отечественной письменности историческое иллюстрированное произведение» [4], с. 27. Некоторые тома Лицевого свода находились библиотеке московских царей, принадлежали лично Петру I [4], с. 15–21. Лицевой свод содержит более шестнадцати тысяч прекрасных цветных рисунков, в том числе, множество рисунков, изображающих город Рим. Поэтому если ДАЖЕ ТАМ нет упоминаний о Колизее — ни в тексте, ни на рисунках — то приходится заключить, то в Москве XVI–XVII веков о Колизее ЕЩЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЛИ. Поразительно, что таких упоминаний действительно НЕТ.

Но может быть, Лицевой свод умалчивает о Колизее просто потому, что вообще не касается построек, воздвигнутых императором Веспасианом в Риме? Нет, это не так. В Лицевом своде достаточно подробно рассказано о том, как Веспасиан, вернувшись в Рим с Иудейской войны, тут же затеял строительство огромных и удивительных зданий. Но Колизей в их числе не упомянут. И вообще, о театре ничего не сказано. Говорится только о храмах, сокровищницах, библиотеках. В Лицевом своде, кстати, подробно ИЗОБРАЖЕНО — что именно строил в Риме Веспасиан. См. рис. 13. Показаны плотники с топорами, возводящие различные здания. Никакого театра среди них нет, рис. 13.

Рис. 13. Император Веспасиан по возвращении с Иудейской войны строит «жертвенник кумиру» в Риме. Но это — отнюдь не Колизей, а храмовые здания с «золотым кумиром». Завесами и книгами. Колизей вовсе не изображен и не упомянут в тексте Лицевого свода. Взято из [4], книга 2, с. 2850.

Приведем для полноты отрывок Лицевого свода, говорящий о постройках Веспасиана в Риме. Как мы уже говорили, Веспасиан задумывает их сразу по возвращении с Иудейской войны.

«Уеспасианъ же ища создати жертвеник кумиру, и скоро зда и паче человеческия мысли скончаша. И вся многоценная вложи вонь и бысть видети вся невидимая и необретаемая ту собрана. Ихже деля человецы по всему миру ходятъ, труждающеся и жадающе обрести видети а. Повеси же ту июдейски катапетазме аки хваляся има, и вся златомъ строеныя ризы, законы яже книги в полате повеле хранити» [4], книга 2, с. 2850–2851.

Перевод на современный русский язык:

«Веспасиан задумался о том, как создать жертвенник кумиру и скоро воздвиг то, что превзошло всякое человеческое воображение. И все многоценные одеяния положил туда и все чудесное и недоступное было там собрано и положено на виду. Ради всего этого люди по всему миру путешествуют и трудятся, лишь бы только увидеть собственными глазами. Повесил же [Веспасиан] там иудейские завесы, как бы гордясь ими, и все золотом шитые ризы, а книги с законами повелел хранить в палате» [4], книга 2, с. 2850–2851.

Как видим, Лицевой свод не преминул рассказать о замечательных постройках Веспасиана в Риме, возведенных после Иудейской войны. Но Колизей среди них не упомянут.

Ничего не знает о Колизее и Лютеранский хронограф 1680 года [12] — всемирная летопись, подробнейшим образом описывающая римские события. Она, так же, как и Лицевой свод, сообщает лишь о сооружении Веспасианом некоего «храма мира» по окончании Иудейской войны: «Лета Христова 77, храмъ мира сооружается, въ немже возлагаются украшения храма Иеросалимскаго, сиесть сосуды Иудейския златыя. Законъ же и покровы багряныи въ палатахъ повелением Веспесиана сохранени» [12], лист 113.

На этом описание построек Веспасиана заканчивается. О Колизее — и вообще, о каком-либо театре, построенном Веспасианом в Риме, Лютеранский Хронограф полностью умалчивает. Более того, в подробном указателе имен и названий, приведенном в конце Хронографа, названия «Колизей» нет. Похожих названий тоже нет. Получается, что Лютеранский хронограф, как и Лицевой свод, НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ о Колизее. Хотя написан он в 1680 году и, казалось бы, его автор должен был знать о таком выдающемся сооружении, как Колизей. И называть его именно «Колизеем». Ведь это название, как нам говорят историки, закрепилось за Колизеем еще с VIII века н. э. [13], статья «Колизей». Почему же автор второй половины XVII века его еще не знает?

Получается, что в XVII веке действительно еще ничего не знали о Колизее.

Но давайте обратимся теперь к «античным» писателям. Что они знают о величайшем здании древнего Рима, грандиозном Колизее?

Считается, что о Колизее писали Светоний, Евтропий и другие «античные» авторы. Высказывается также мнение, что Колизей якобы воспел «античный» поэт I века н. э. Марциал. И даже пытался причислить его к семи чудесам света, удивительным образом предвосхитив решение современных нам историков (в 2007 году) о причислении Колизея к «семи новым чудесам света» [wikipedia].

Но точно ли «античные» писатели говорили именно о Колизее в итальянском Риме, а не о каком-нибудь другом амфитеатре? Ведь, как мы показали в наших работах по хронологии, подлинный «античный Рим» никакого отношения к современному итальянскому Риму не имеет. См. наши книги «Царский Рим в междуречье Оки и Волги», «Ватикан». Но тогда, может быть, и подлинный Колизей находится не в Италии, а в каком-то другом месте?

И еще один немаловажный вопрос. Когда, кем и где были обнаружены общеизвестные сегодня якобы «древнейшие» сочинения, говорящие о Колизее? Не в Ватикане ли? Причем — уже ПОСЛЕ ТОГО, как было решено построить Колизей в Риме и требовалось найти «первоисточники», «подтверждающие» его существование в прошлом?

Возьмем для примера книгу Светония (в остальных написано примерно то же самое). Светоний сообщает о постройке в Риме императором Веспасианом, по возвращении с Иудейской войны, сразу нескольких сооружений:

2) еще один храм,

3) некий безымянный амфитеатр посреди города.

Светоний пишет: «Предпринял он и новые постройки: храм Мира близ форума, храм божественного Клавдия на Целийском холме, начатый еще Агриппиной, но почти до основания разрушенный Нероном, и, наконец, амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, еще Августом» [9], с. 257.

Современные комментаторы полагают, что Светоний говорит здесь именно о Колизее [9], с. 843. Но Светоний отнюдь не называет амфитеатр Колизеем и, вообще, не сообщает о нем никаких подробностей. Он пишет просто об «амфитеатре». Почему это обязательно Колизей? Никаких доказательств тому нет.

Евтропий в своей «Краткой истории от основания Города» приписывает постройку амфитеатра императору Титу Веспасиану, сыну императора Веспасиана. Но и он не приводит никаких данных, позволяющих отождествить амфитеатр Тита именно с Колизеем. Скупо сообщается лишь, что Тит Веспасиан «возвел в Риме амфитеатр, при освящении которого было убито на арене 5 тысяч зверей» [8], с. 50.

Еще один «античный» историк, Секст Аврелий Виктор пишет в «Истории Рима», что при императоре Флавие Веспасиане «в Риме было начато и закончено восстановление Капитолия … храма Мира, памятников Клавдия, Форума и многого другого: создан был амфитеатр огромного размера» [8], с. 86. Но и здесь нет никаких подробностей, позволяющих отождествить этот амфитеатр именно с Колизеем. Не сказано, ни какого размера был амфитеатр («огромный» — понятие растяжимое), ни как он был устроен, ни в каком месте города он находился. И снова возникает вопрос: почему это — Колизей? Может быть, Аврелий Виктор имел в виду СОВСЕМ ДРУГОЙ АМФИТЕАТР?

И так далее. Сообщения римских писателей не дают ровным счетом НИКАКИХ оснований для отождествления амфитеатра Флавиев с нынешним Колизеем в итальянском Риме.

Что касается «Книги зрелищ» римского поэта Марциала, где он, как считается, воспел Колизей, то в ней тоже нет ничего такого, что однозначно указывало бы именно на Колизей. Да и сама эта книга может оказаться подделкой, поскольку, как давно замечено, она подозрительно не похожа на остальные сочинения Марциала. «От него (Марциала — Авт.) до нас дошел сборник в 14 книг эпиграмм, НЕ СЧИТАЯ В ЭТОМ ЧИСЛЕ ОСОБОЙ КНИГИ СТИХОТВОРЕНИЙ, ТАКЖЕ НАЗВАННЫХ ЭПИГРАММАМИ, НО ОТНОСЯЩИХСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО К ИГРАМ АМФИТЕАТРА ПРИ ТИТЕ И ДОМИЦИАНЕ» [13], статья «Марциал».

А даже если «Книга Зрелищ» Марциала — подлинник, то все равно, где доказательства того, что речь в ней идет о Колизее? Нет таких доказательств. Вполне может случиться, что Марциал и римские историки говорят вовсе не о Колизее в Италии, а о ДРУГОМ АМФИТЕАТРЕ. Тем более, что развалины весьма подходящего под эти описания огромного римского амфитеатра ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮТ. Но это — отнюдь не Колизей в итальянском Риме. В отличие от итальянского Колизея, этот другой, ПОДЛИННЫЙ Колизей совершенно не рекламируется историками. Они окружили его гробовым молчанием и пытаются сделать вид, что его не существует.

Однако на самом деле он существует. Только не в Риме, а в Стамбуле.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

8. 1. Об итальянском Риме XV века

8. 1. Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский Рим заложен лишь в конце XIV века н.э. Если ранее этого времени на месте Рима и было какое-то небольшое поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы.И вот, «в нескольких рукописных сборниках

1.1 Об итальянском Риме XV века

1.1 Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский город Рим возник не ранее XIV века. Если до этого времени на месте Рима и было какое-то поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы крупного государства.Оказывается, «в нескольких рукописных

Биография папы Гильдебранда. Когда появился папский престол в Итальянском Риме?

Биография папы Гильдебранда. Когда появился папский престол в Итальянском Риме? Несмотря на то, что почти все, что было связано с Христом «уехало» в скалигеровской хронологии в начало н. э., все же в XI веке осталось довольно много следов евангельских событий. Один из

5. Когда был построен знаменитый храм Святой Софии в Стамбуле?

5. Когда был построен знаменитый храм Святой Софии в Стамбуле? Остается огромный храм Святой Софии. Который мы уже ранее отождествили с храмом Соломона, то есть Сулеймана.Наша реконструкция такова. Султан Сулейман Великолепный возвел в середине XVI века величественный

1. Когда, кем и для чего был построен Колизей в итальянском Риме

1. Когда, кем и для чего был построен Колизей в итальянском Риме Безусловно, самым ярким символом итальянского Рима в представлении современного человека является знаменитый КОЛИЗЕЙ, рис. 1, рис. 2, рис. 3. В свете Новой хронологии многие представления о древней истории

1. Когда и кем был построен храм святой Софии в Стамбуле

1. Когда и кем был построен храм святой Софии в Стамбуле Храм Святой Софии — самый знаменитый исторический памятник Стамбула. Сегодня считается, что он был возведен в своем современном виде византийским императором Юстинианом в VI веке н. э. Далее считается, что когда в 1453

3. Виталиан, папа, 657 г. — Император Констант II посещает Италию. — Прием его и пребывание в Риме, 663 г. — Плач о Риме. — Состояние города и его памятников. — Колизей. — Констант грабит Рим. — Смерть Константа в Сиракузах

3. Виталиан, папа, 657 г. — Император Констант II посещает Италию. — Прием его и пребывание в Риме, 663 г. — Плач о Риме. — Состояние города и его памятников. — Колизей. — Констант грабит Рим. — Смерть Константа в Сиракузах Евгений умер в июне 657 г., а 30 июля в папы был посвящен

8.1. Об итальянском Риме XV века

8.1. Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский Рим заложен лишь в конце XIV века. Если ранее этого времени на месте Рима и было какое-то небольшое поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы. Чего бы то ни было.И вот «в нескольких

15. Когда был построен знаменитый Парфенон и почему он назывался храмом девы Марии

15. Когда был построен знаменитый Парфенон и почему он назывался храмом девы Марии Мы уже говорили об этом в книге «Античность — это средневековье», гл. 1. Вкратце напомним суть дела. Ф. Грегоровиус сообщает: «ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА МАРИЯ уже начинала победоносную борьбу с Древнею

3.1. Когда и кем Колизей и другие стамбульские амфитеатры были разрушены

3.1. Когда и кем Колизей и другие стамбульские амфитеатры были разрушены Судя по приведенным выше старым картам и рисункам, к концу XVI века стамбульский Колизей находился уже в ПОЛУРАЗРУШЕННОМ состоянии. Примерно треть его была разобрана, а внутри начали расти другие

19.2. Когда был построен «античный» Колизей, показываемый сегодня туристам?

19.2. Когда был построен «античный» Колизей, показываемый сегодня туристам? На рис. 1.144 показан старинный план итальянского Рима якобы XIII века. Но на нем нет ничего похожего на современный «античный» Колизей! Изображены лишь несколько средневековых замков и зубчатые

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *