Кто первый настоятель серпуховского высоцкого монастыря
Перейти к содержимому

Кто первый настоятель серпуховского высоцкого монастыря

  • автор:

Кто первый настоятель серпуховского высоцкого монастыря

img1.png

Основан он по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом и сподвижником великого князя Димитрия Иоанновича Донского. Первым настоятелем монастыря преподобный Сергий поставил своего любимого ученика Афанасия. Свое название монастырь получил от места, находящегося на высоком красивом холме, в народе называвшемся «Высокое».

В XVIII в. Андрей Тимофеевич Болотов, живший в своей усадьбе Дворяниново неподалеку от Серпухова, писал: «. любовался я величественным видом монастыря Высоцкого, представшим взору моему посреди широкого отверстия между двух густых и высоких лесов, украшавших собою холм сей уже многие столетия и видевших праотцев наших. «

Сегодня монастырь насчитывает 10 насельников. Игуменом обители является Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской. Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Многие из паломников, приезжающих в монастырь, ощущают особую благодать в стенах обители: молитвенную настроенность, стремление к покаянию и очищению души, успокоение в «Доме Пресвятой Богородицы».

Церковный календарь
Святыни монастыря

Невозможно представить себе Россию — нашу Святую Матушку-Русь без православных монастырей. Они всегда были оплотом духовности русского народа, великой его силой, центрами духовного и культурного просвещения, недаром раньше говорили, что сердце России бьется в ее монастырях. Среди бесценных духовных сокровищ русской культуры, которые хранят святые обители, особое место занимают святыни. Святыни — это то, перед чем благоговеет каждая верующая душа, это обильные источники Божией благодати, щедро изливающиеся на всех, с верою приходящим к ним.

К началу XX века Высоцкий монастырь по отзыву современников представлял собой одну из самых благоустроенных обителей России, в которой находилось много святынь. С приходом Советской власти от былого благолепия монастыря не осталось и следа. Первым ударом по монастырю, под предлогом специально спровоцированного голода в Поволжье, явилось, всем известное, изъятие церковных ценностей в 1922-23 гг. Не всем известна подлинная причина этой акции. Ленин имел в виду иные цели: «Мы должны — писал он — именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». Поставленная цель была достигнута. В 1931 году Высоцкий монастырь, уже бывшим тогда всего лишь приходом, был окончательно разорен, осквернен и закрыт. Очень немного, из того, чем был раньше богат наш монастырь, дошло до наших дней, часть ризницы была спрятана монахами во время революции и до сих пор не найдена. Некоторая часть, из того, что было в обители, теперь находится в хранилищах музеев. Все остальное погибло безвозвратно.

Милостью Божией в 1991 г. Серпуховский Высоцкий монастырь был передан Русской Православной Церкви. Разоренная и оскверненная обитель, в которой не сохранилось ничего, кроме некоторых полуразрушенных и обветшалых зданий, начала возрождаться. К сегодняшнему дню в Высоцком монастыре уже собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими. Особое место занимает Чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Через свою святую икону Матерь Божия помогает людям в избавлении от греха пьянства, курения, наркомании, болезней и оказывает помощь в различных жизненных проблемах. Множество драгоценных даров, приносимых к святой иконе, и благодарственные отзывы являются живым свидетельством полученной благодатной помощи от Царицы Небесной. Уже на протяжении многих лет образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящийся в Высоцком монастыре, достойно почитается православным народом, как чудотворный.

Необходимо отметить, что слава этой иконы уже давно распространилась за пределами России по всему православному миру. К чудотворному образу приезжают паломники из многих стран бывшего Союза и дальнего зарубежья.

Следующей по значимости святыней Высоцкого монастыря в наше время являются святые мощи преподобного Афанасия Младшего. 24 сентября 1994 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было совершено обретение святых мощей угодника Божия. Очевидно, что особым промыслом Божиим святые мощи преподобного находились под спудом до наших дней, и это уберегло их в годы гонений на Русскую Церковь от поругания, осквернения и уничтожения. Сейчас святые мощи преподобного Афанасия почивают в Покровском храме в золоченой раке. Как раньше, так и в наше время, преподобный подает всем, с верою прибегающим к его многоцелебным мощам, свою благодатную помощь.

В Высоцком монастыре находится также более 200 частиц святых мощей угодников Божиих, прославленных, начиная с первых веков христианства и до наших дней: частицы мощей св. прав. Анны — матери Пресвятой Богородицы, св. Предтечи и Крестителя Иоанна; апостолов Андрея Первозванного, Луки, Матфея, Марка и Фомы; равноапостольных Марии Магдалины, царя Константина, князя Владимира; святителей Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; великомучеников Георгия, целителя Пантелеймона, Никиты, Варвары, Татианы и Екатерины; Преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Ефрема Сирина, около 50 частиц мощей Киево-Печерских угодников Божиих; Оптинских старцев; новомучеников Российских: патриарха Тихона, свщмч. Фаддея Тверского, Иллариона Троицкого, а также множество частиц мощей других угодников Божиих.

Святые мощи находятся в ковчегах, которые стоят в храмах и открываются на время богослужений, а некоторые, в основном большие части мощей, хранятся в алтаре в особо украшенных ювелирной работой ковчегах. И выносятся для поклонения верующим в дни памяти этих святых.

Среди множества икон, украшающих храмы Высоцкого монастыря, особо чтятся верующими чудотворный образ св. вмч. Георгия Победоносца, новгородского письма ХV века, с частицей его мощей; иконы Божией Матери «Скоропослушница» и св. вмч. целителя Пантелеймона, чудного афонского письма XIX в. Чтимый образ Божией Матери «Взыскание погибших», переданный нашей обители в 1996 г. СИХМ, икона Николы Можайского XIV в., икона прп. Сергия Радонежского — написанная на крышке от его раки. В нее вставлена частица его мощей и часть от его гроба. Икона «Всех скорбящих Радосте», находящаяся на горнем месте в Сергиевской церкви, была ранее очень почитаема в одной из деревень Ногинского района.

Ковчег с чатицами мощей св. праведной Анны

Икона Божией Матери «Иверская» — точная копия с Валдайской Иверской иконы Божией Матери. Местная икона Тихвинской Божией Матери в иконостасе Покровского храма. Икона священномученика Гермогена с дарственной надписью патриарха Тихона. Есть ряд икон, которые, возможно, не относятся к особо чтимым в монастыре святыням, но и они заслуживают внимания по своей древности и красоте. В первую очередь, это святые Царские врата XVII века, замечательного Ушаковского письма, большая икона «Страшного Суда» XVII столетия. В иконостасе Покровского храма — местная икона Спасителя XVII века, и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы, Московская школа, XVII в.; небольшая икона Иосифа Волоцкого, в серебряном басменном окладе, XVII в., и ряд других интересных икон.

С благоговением хранятся в обители части Древа Животворящего Креста Господня, часть от гроба Господня, частица Гвоздя Распятия Христова, вделанная в шляпку точной серебряной копии Гвоздя, который хранится в музее Московского Кремля. Епитрахиль св.прав. Иоанна Кронштадтского и его небольшой потир. Часть рубашки преп. Серафима Саровского, обагренная его кровью, когда он был избит, едва не до смерти, разбойниками. Святыня вставлена в ковчег и находится в старинном образе святого.

В Высоцком монастыре хранится несколько серебряных напрестольных крестов, искусной работы XVIII, XIX вв., потиры, два серебряных кадила и некоторая другая старинная церковная утварь, того же времени. В ризнице имеется несколько старинных облачений, покровцев и плащаница, украшенные красивой ручной вышивкой. Все это используется в богослужении по своему назначению.

Несмотря на то, что уже многое сделано для возрождения обители, Высоцкий монастырь еще очень долго не сможет достичь былого благолепия. Чего стоит только утрата большей части монастырских стен и храма в честь преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского. Но в наши дни возрождаемая обитель превзошла по количеству святынь то, что было в ней раньше. Сегодняшнее состояние благолепия Высоцкого монастыря — это плод всеобщих усилий верующих людей. Каждый помогал, чем мог — кто приносил в обитель сохраненную святыню, кто помогал своими трудами, кто вносил посильную материальную помощь, порой делясь необходимым. Мы особо признательны администрации города, музею Московского Кремля, передавшему монастырю из своих фондов немало предметов церковной утвари и святых мощей и, конечно же, Серпуховскому историко-художественному музею, который внес значимый вклад в возрождение Высоцкой обители.

Кто первый настоятель серпуховского высоцкого монастыря

В Серпуховском Высоцком мужском монастыре со времени его основания в 1374 году до момента закрытия в 1931 году было 83 настоятеля; имена их следующие:

Афанасий Старший (1374-1382), Афанасий Младший (1352-1395), Никита (1395-1414),Андроник, Александр, Савва, Евфимий, Иосиф, Пимен, Иосиф, Феодосий, Иона, Сергий, Иосиф, Тарасий, Алиппий, Тарасий, Геннадий.

Далее следуют архимандриты: Фаддей, Игнатий (1468), Маркелл, Мартирий, Лаврентий, Михаил, Илия, Михаил, Власий, Герасим, Борис, Геннадий, Спиридон, Иосиф, Евсевий, Дионисий, Иона, Антоний, Киприан (1542), Паисий (1551), Агапит (1571), Иосиф Чудовской (1576) Кирилл, Паисий, Феодосий (1601), Александр, Иосиф (1614-1618), Иосиф, Иона (1621), Антоний (1624- 1632), Дионисий, Иов, Леонид (1652), Пафнутий (1657), Герасим, Зосим (1660), Иосиф (1686), Герасим (1702- 1737).

Все вышеперечисленные архимандриты настоятельствовали до 1737 года и имена их приведены, в том порядке, как были записаны в монастырском синодике.

Далее следуют архимандриты: Макарий (1737-1743), Иосиф (Корнилов) (1743-1761), Иннокентий (1761-1778); игумены: Геннадий (1778-1789) и Стефан (1789-1792); архимандриты: Иосиф (1792-1798), Ананий (1798-1802), Мельхиседек (1802-1814), Неофит (1814-1815), Дамаскин (1815-1816), Гермоген (1816-1817), Вениамин (1817-1818), Феоктист (1818-1820), Гавриил (1820-1821), Амвросий (1821-1827), Арсений (1827-1828), Амвросий (1828-1842), Мельхиседек (1842-1850), Евстафий (1850-1851), Гедеон (1851-1852), Сергий (1852-1861), Константин (1861-1870), Мелетий I (1870-1879), Мелетий II (1879-1881), Иннокентий (1881-1896), Тихон (1896-), Пантелеимон (-1928).

В начале XX века Высоцкий монастырь считался одним из самых благоустроеннейших во всей России. При монастыре была церковно-приходская школа для мальчиков. Но с приходом к власти большевиков в 1917 году на Православную Церковь воздвиглись страшные, еще не виданные до ныне гонения. Храмы разрушались, священнослужители высылались или расстреливались, святыни уничтожались. Все тяготы этих ужасных гонений претерпел на себе и Высоцкий монастырь. До ареста архимандрита Пантелеимона в 1931 году, в Покровском храме совершались богослужения. В 10 апреля 1991 года по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского древняя обитель, основанная Преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Первым настоятелем возрождаемого Высоцкого мужского монастыря стал архимандрит Иосиф (Балабанов).

В декабре 1998 года в связи с рукоположением настоятеля Высоцкого мужского монастыря архимандрита Иосифа в сан епископа, иеромонах Кирилл был назначен исполняющим обязанности настоятеля монастыря.

26 марта 1999 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возвел настоятеля Высоцкого монастыря иеромонаха Кирилла в сан Игумена с возложением на него наперсного креста.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 129) Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской, назначен настоятелем (игуменом) Высоцкого монастыря г. Серпухова Московской обл. с освобождением от обязанностей настоятеля (игумена) Вознесенской Давидовой пустыни.

Высоцкий мужской монастырь

Высоцкий мужской монастырь

Чем впечатляет: история этого монастыря тесно связана с именами шести русских святых: с Сергием Радонежским, его учеником и первым игуменом обители Афанасием Старшим, его преемником Афанасием Младшим, Никоном, митрополитами Московскими Киприаном и Филаретом (Дроздовым).

Это одна из старейших обителей Подмосковья. Основал ее князь Серпуховской и Боровский Владимир Храбрый по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году на берегу Нары, в месте, ранее известном как Высокое. Отсюда и название.

Первым настоятелем Высоцкой обители стал Афанасий, любимый ученик Преподобного Сергия. Для украшения монастыря он прислал из Константинополя иконы Высоцкого деисусного чина конца XIV века: «Спаситель», «Богоматерь», «Архангелы Михаил и Гавриил», «Иоанн Предтеча», «Апостолы Петр и Павел». Сейчас они хранятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Говорят, что до самого царя дошел рассказ о чуде снятия вражеской осады с Серпухова. В одно из нападений крымских татар на город из Высоцкого монастыря на белом коне выехал инок с большим жезлом в руке. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и татары бежали. В спасителе города признали преподобного Афанасия Высоцкого Младшего.

Любопытным образом с историей этой обители связан и Никон, второй настоятель Троице-Сергиевой лавры. Именно в Высоцком монастыре его постригли в монахи.

Ожидаемо, что серпуховская обитель выступала еще и в роли крепости. Подземные ходы соединяли Высоцкий монастырь с Серпуховским кремлем и Владычным монастырем. Обитель принимала удары и ордынцев, и литовцев, и поляков, и шаек разбойников в Смутное время. Но каждый раз ее восстанавливали на деньги состоятельных покровителей.

В советское время в Высоцкой обители чего только не было: и казармы, и концлагерь, и общежития, и гаражи, и скотный двор. Службы при этом прекратились в 1931 году.

Говорят, что во время войны в монастырь попадало много бомб, но взорвалась лишь одна – в Тайницкой башне, где в 1920-х проводили массовые расстрелы.

До 1967 года внутри монастырских стен сохранялся храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского XIX века, где покоились мощи второго настоятеля обители Афанасия Высоцкого Младшего. Но при реставрации монастыря решили, что церковь исторической ценности не имеет, и ее разобрали.

Зато восстановили соборный храм XIV века в честь зачатия Святой Анны. Это самая древняя церковь на территории монастыря. Ее поставили над братской могилой павших на Куликовом поле.

Также в 1380 году заложили церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Освятил ее сам Сергий Радонежский. Но от первоначального здания сохранилось только основание: на нем в XVII веке поставили новый храм. И он только чудом пережил советское время: к 1990-м здание лишилось главы, западной стены, полов и перекрытий. Сегодня храм восстановлен. Более того, здесь хранится список с чудотворной иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша». Считается, что он исцеляет от пьянства, наркомании, табакокурения. Сам образ исчез в 1929 году.

А трехъярусная надвратная колокольня с храмом в честь Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста выросла в XIX веке на месте обветшавшей и рухнувшей звонницы 1624 года. До 1931 здесь звонили в 14 колоколов. В 1990-х удалось вернуть 5 из них и установить новые башенные часы.

Когда то в Высоцком монастыре был еще и некрополь с захоронениями иноков и наиболее богатых серпуховчан. Первыми здесь погребли воинов, павших на Куликовском поле. Много тут было и ценных с художественной точки зрения надгробий. Теперь они хранятся в Серпуховском музее. Любопытно, что в коллекции есть даже надгробия с надписями на немецком языке.

Адрес: Московская область, г. Серпухов, ул. Калужская д. 5/3

  • Высоцкий мужской монастырь
  • Высоцкий мужской монастырь
  • Высоцкий мужской монастырь
  • Высоцкий мужской монастырь
  • Высоцкий мужской монастырь
  • Высоцкий мужской монастырь
  • Высоцкий мужской монастырь
  • Высоцкий мужской монастырь
  • Высоцкий мужской монастырь
  • Высоцкий мужской монастырь
  • Высоцкий мужской монастырь

АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ СТАРШИЙ

Память 12 сентября, 2 декабря (Радонеж. [1]), а также в Соборах Московских и Радонежских святых.

В миру носил имя Андрей, был сыном свящ. Авксентия и происходил из Обонежской пятины Новгородской земли, его мать звали Марией.

Ученик прп. Сергия Радонежского. Неизвестно, когда он пришел в монастырь прп. Сергия. В одной из старших редакций жития прп. Сергия об Афанасии сказано: «Бе бо мужь благоразумен, Божественых писаний исполнен, и многи книги писания руки его и доныне зело красны сведетелствуют, обретаются в похвалу чюдному и добродетелному житию его и мнозей мудрости» [2].

В 1374 г. прп. Сергий Радонежский помог кн. Владимиру Серпуховскому (Храброму) основать близ Серпухова Высоцкий монастырь, «състави общее житие зело благоразумне» и благословил на игуменство св. Афанасия [3]. Ок. 1381/82 г. некий «игумен Афанасий» (большинство исследователей считают, что это был Афанасий Высоцкий) обратился к митр. свт. Киприану с просьбой прокомментировать правила монашеского общежития и ответить на вопрос, можно ли мон-рю принять село от жертвователя. Видимо, тогда же (во всяком случае не позднее 1382) были написаны «Ответы» свт. Киприана [4].

В 1382 г. прп. Афанасий оставил Высоцкий монастырь, назначив игуменом прп. Афанасия Высоцкого Младшего, и ушел вместе с изгнанным митр. Киприаном сначала в Киев, а потом в Константинополь, где купил себе келью в Студийском монастыре. После своего возвращения в Москву в 1390 г. митр. Киприан уговаривал преподобного приехать на Русь, где он мог бы пользоваться всеми почестями игуменского сана, но преподобный ответил: «Келия се ми луче онех честных» [5].

Но преподобный не забыл свою обитель. Известно, что в 1392 г. он посылал в Высоцкий монастырь сборник аскетических творений и житий святых. Также посылал в монастырь 7 икон поясных, а также иконы Спасителя, Пресв. Богородицы и св. прор. Иоанна Предтечи, а также грамоту с благословением. Так на Руси появились иконы Высоцкого чина, шесть из которых хранятся в Третьяковской галерее в Москве и одна, образ Иоанна Предтечи, в Русском музее в Санкт-Петербурге [6].

В Троицкой летописи, составленной в 1412 или в 1414 г., отмечено, что старец Афанасий Высоцкий «с миром к Господу отиде».

В середине 1650-х гг. его имя без указания дня памяти включил в свой месяцеслов Симон (Азарьин): «Преподобный Афанасий Высоцкаго монастыря, иж в Серпухове, игумен бысть, и отиде в Царьград, зело безмолвие любя, и тамо к Господу отиде» [7]. Преподобный упоминается также в списках «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Преподобный Афанасий, игумен Высоцкаго монастыря Зачатскаго, иже в Серпухове, первый и дивный ученик бысть святаго Сергия чудотворца». Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование которого было установлено в 1981 г.

Труды

Известны 2 рукописи письма прп. Афанасия Высоцкого Старшего: Паремийник [8], в котором рукой преподобного на полях вписаны тексты апокрифического сказания о Моисее (некоторые исследователи не считают эти тексты автографом Афанасия Высоцкого), и Пандекты Никона Черногорца [9], на л. 211-229об. этой рукописи прп. Афанасий поместил свод правил монашеской жизни, заимствованный из творений отцов Церкви и из Патериков.

Большинство исследователей считают, что именно Афанасий Высоцкий в 1401 г. написал в константинопольском монастыре Богородицы Перивлепты версию Иерусалимского устава под названием «Око церковное» [10]. Атрибуция Афанасию Высоцкому этого произведения основывается на послесловии, которое сохранилось в двух списках с утраченного оригинала. Один из них происходит из Саввина Сторожевского монастыря [11], др. — из Троице-Сергиевой обители [12]. Рукопись Устава в 1401 г. была прислана на Русь и скопирована в Высоцком, Андрониковом московском, Троице-Сергиевом, Кирилловом Белозерском, Саввине Сторожевском и других монастырях.

Иконография

Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского монастыря. 1648 г. (СГИХМ. № 1673. Л. 10). Фрагмент
Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского монастыря. 1648 г. (СГИХМ. № 1673. Л. 10). Фрагмент

В иконописном подлиннике конца XVIII в. об облике Афанасия Высоцкого Старшего сказано: «Сед, брада поуже и покороче Власиевы, ризы преподобническия» [13]. Наиболее ранние изображения святого сохранились в цикле миниатюр лицевого рукописного жития прп. Сергия Радонежского [14], посвященных основанию Высоцкого монастыря, в частности, на миниатюре «Прп. Сергий благословляет прп. Афанасия Высоцкого на игуменство»: прп. Афанасий представлен в монашеской мантии и клобуке, с остроконечной бородой средней длины. На миниатюре из вкладной книги Высоцкого монастыря [15] Афанасий Высоцкий изображен старцем с продолговатой бородой, недлинными волосами, в монашеском одеянии (мантии и схиме) с куколем на плечах, с поднятой для крестного знамения рукой, в молении Св. Троице вместе с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими и кн. Владимиром Серпуховским (Храбрым). С теми же святыми и князем преподобный был представлен на местной иконе Св. Троицы и на хоругви «Зачатие Пресвятой Богородицы — Избранные святые», которые вложил, соответственно в 1672 и 1673 гг., «в Дом Пречистыя Богородицы в Высоцкий монастырь по обещанию своему Светейшего Патриарха ризничей дьякон Иакинф» [16]. Образ Афанасия Высоцкого (с надписью «Прп(д)бны Офона(си)») помещен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками, в молении Св. Троице», кон. XVII в., из Троице-Сергиева монастыря [17],- в верхнем ряду слева, недалеко от учителя, между фигурами свт. Феодора Ростовского и прп. Симона Смоленского (Радонежского); также на иконе «Собор святых учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. на юго-зап. столпе Троице-Сергиевой лавры.

В кон. XVII-XIX в. в связи с ошибочным отождествлением преподобного с Константинопольским Патриархом Афанасием III сложилась иконография преподобного в святительском облачении. Напр., на рисунках, выполненных пером, в списке службы прп. Афанасию Высоцкому Младшему, начала XIX в. [18], преподобный изображен старцем с большой, слегка раздвоенной бородой, в рост, в саккосе, омофоре и митре, с благословляющей именословно десницей и жезлом в левой руке; подобное поясное изображение — на заставке рукописи.

В конце XIX в. получил широкое распространение образ Афанасия Высоцкого Старшего в виде старца с седыми волосами до плеч и бородой средней длины, облаченного в мантию, епитрахиль, с прижатой к груди правой рукой и четками в левой, напр. в росписи 1880-х гг. трапезного храма во имя прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры. Этот тип изображения воспроизводится в иконах и храмовых росписях кон. XX — нач. XXI в. в Высоцком монастыре: икона в местном ряду иконостаса Никольской церкви (прп. Афанасий написан вместе с прп. Сергием Радонежским, прп. Афанасием Высоцким Младшим и св. блгв. вел. кн. Димитрием Иоанновичем Донским); настенное погрудное изображение св. Афанасия художника В. Артемьева в Покровском храме; икона того же автора в деисисном чине иконостаса церкви во имя прп. Сергия Радонежского; образ в местном ряду иконостаса Зачатьевского собора (прямолично, в рост). На столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского (ТСЛ) святой представлен с развернутым свитком (иконописец мон. Иулиания (Соколова), 1950-е гг.). На иконе Собора святых, предстоящих Боголюбскому образу Божией Матери (2000 г., Высоцкий монастырь), прп. Афанасий стоит слева, рядом с прп. Никоном.

Источники

Основными источниками сведений об Афанасии Высоцком Старшем являются житие прп. Сергия и летописи.

В 1697 г. в Чудовом московском монастыре было написано «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого» [19], в мае следующего года переписанное в Высоцком монастыре [20]. В «Слове» сообщаются дополнительные сведения о преподобном Афанасии, в значительной своей части ошибочные, напр., св. Афанасий отождествляется с Константинопольским Патриархом свт. Афанасием III Пателларием. «Слово» заканчивается виршами, и на этом основании исследователи делали вывод, что автор его — Карион (Истомин). Однако подобное утверждение нуждается в дополнительных аргументах.

Литература

  • Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1;
  • Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 396-397;
  • Описание о российских святых. С. 428;
  • Клосс Б. М. Избр. труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998;
  • ПСРЛ. Т. 15. Рогожский летописец.
  • Ключевский. Древнерусские жития; Смирнов С. Прп. Афанасий Высоцкий. М., 1874;
  • Барсуков. Источники агиографии. Стб. 65-66;
  • Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1;
  • Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885;
  • Тренев Д. К. Серпуховской Высоцкий монастырь: Его иконы и достопримечательности. М., 1902;
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 280; Т. 3. С. 658;
  • Лазарев В. Н. Новые памятники византийской живописи XIV в. I. Высоцкий чин // ВВ. 1951. Т. 4. С. 122-131;
  • Вздорнов Г. И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV-XV вв. // ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 176-192;
  • Прохоров Г. М. Афанасий Высоцкий // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 79-81.

Использованные материалы

  • Б. М. Клосс. И. А. Волков. Афанасий Высоцкий Старший. Православная энциклопедия, т. 4, с. 59-60
    • http://www.pravenc.ru/text/76986.html

    [1] «Троицкий патерик. 15 декабря (2 декабря по ст. ст.) — день памяти преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского, Старшего, ученика преподобного Сергия» // Собор Радонежских святых: Краткий патерик / Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. С. 95–97, https://stsl.ru/news/all/troitskiy-paterik-15-dekabrya-2-dek. erp .

    [2] Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1, 132

    [3] ПСРЛ. Т. 15. Рогожский летописец. Стб. 107

    [4] РИБ. СПб., 1908. Т. 6. Стб. 243-270

    [5] Вздорнов Г. И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV-XV вв. // ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 191

    [7] РГБ. МДА. № 201. Л. 332 об.

    [8] РГБ. Румянц. № 303, 2-я пол. XIV в.

    [9] ГИМ. Син. № 193, 1381 г.

    [11] РГБ. Рум. № 445, 1428 г.

    [12] Казань. Науч. библиотека им. Н. И. Лобачевского. № 4634, 1429 г.

    [13] БАН. Строг. № 66. Л. 155 об.

    [14] РГБ. Ф. 304/III. № 21. Л. 253об.- 255; 80-е — нач. 90-х гг. XVI в.

    [15] СГИХМ. № 1673. Л. 10, 1648 г.

    [16] Вкладная книга. Л. 83об.

    [18] СГИХМ. КП 1691/СТ 11

    [20] СГИХМ. КП 1692/СТ 78

    Редакция текста от: 14.01.2024 23:49:10

    Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

    «АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ СТАРШИЙ» еще можно поискать:

    полнотекстовый поиск в Древе: Google
    в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
    в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *