Экраноплан лунь что это такое
Перейти к содержимому

Экраноплан лунь что это такое

  • автор:

Экраноплан «Лунь»

«Лунь» (заводская маркировка С-31) — ударный корабль-экраноплан, оснащенный ракетным оружием и построенный в 80-х годах прошлого века в Нижнем Новгороде на военном предприятии «Волга».

Расположение
Республика Дагестан, Курахский район, Моллакентский сельсовет, село Арабляр
Время работы
Круглый год

Основное практическое назначение подобного корабля-самолета — это ликвидация надводных сил противника водоизмещением до 20 тыс. тонн.

На заметку: в процессе движения экраноплан полностью не взлетает, а едва приподнимается над поверхностью воды (не более 2 метров) и парит над ней. Несмотря на внушительные габариты и огромную массу, он в состоянии развивать скорость до 500 км/ч, а это почти в 5 раз больше характеристик самого скоростного на тот момент морского лайнера. Примечательно также, что не взирая на солидную огневую мощь, в реальном бою «Лунь» так ни разу не поучаствовал, ограничившись лишь тренировочными стрельбами.

Дислокация экспоната и как до него добраться

Сразу после того, как экраноплан был списан с дивизиона Каспийской флотилии, он долгое время находился на заводе завода «Дагдизель» (город Каспийск). Это и позволило спасти экспонат от уничтожения и действий мародерского характера.

На сегодняшний день «Лунь» дислоцируется в Дербенте. Огромный объект, высота которого превышает высоту панельной пятиэтажки, посажен на мель на песчаном пляже.

Что интересно: в последствии планируется переместить данную чудо-машину в военный парк «Патриот», где он по праву займет место центральной фигуры среди всех экспонатов.

Чтобы воочию оценить размеры экраноплана, воспользуйтесь службой такси (доступны компании Maxim и Яндекс Go) из Дербента или же, после высадки из электрички, доберитесь пешком. Общее расстояние от города до места расположения корабля составляет 19 км.

Продолжительность поездки на автомобиле займет не более 25 мин. Следует придерживаться южного направления (поселок Авадан).

В случае, если вы решили воспользоваться электропоездом, выходите на станции 2429 км (Авадан).
Важно: с помощью GPS-навигатора отслеживайте актуальные координаты объекта — 41.940875, 48.379311.

Исторические заметки, интересные факты и технические характеристики

Проект, в рамках которого разрабатывался удивительный корабль-самолет, имел кодовое число 903. В общей сложности в рамках данного проекта планировалось разработать 8 единиц военной техники, однако полностью доработанной версией суждено было стать единственному «Луню».

Впервые сказочный корабль-самолет был спущен на воду в 1986 году, а общая работа над проектом длилась более 3 лет (руководитель — Кирилловых В.Н). После чего, предстояли приемочные испытания, которые завершились лишь в 1991 году.

Примечательно: чтобы успешно транспортировать «Лунь» из Каспийска в Дербент пришлось задействовать практически весь Каспийский флот: часть кораблей осуществляла медленную буксировку, другая часть следила за безопасностью операции. Это был очень трудоемкий процесс.

Среди ключевых параметров и принципиальных технических характеристик экраноплана следует выделить:

  • высота: 19,2 м;
  • длина: 73,8 м;
  • размах крыльев и площадь каждого из них: 44 м. и 550 кв. м;
  • номинальная масса пустого объекта и с полным военным снаряжением (ракетные установки, авиационные пушки): 243 и 380 тонн соответственно;
  • минимальная численность экипажа, который необходим для управления экранопланом: 10 единиц.

Справка: для посадки подобного уникального самолета необходима площадь размером с футбольное поле.

У «Луня» имеется свой предшественник — проект № 902, который был под пристальным наблюдением иностранных спецслужб.

Интересно: как только экраноплан стал постоянным «обитателем» акватория Каспийского моря, он тут же получил прозвище «Каспийский монстр». Ходят слухи, что такое имя ему придумали те же пресловутые западные агенты.

Официального названия «Лунь» так и не получил. По сей день на борту судна имеются лишь заглавные буквы КМ, что расшифровывается, как «корабль макет».

В качестве резюме: экраноплан «Лунь» занял почетное место в ряду таких именитых советских проектов, как «Объект 279» и «Звено». Чтобы в полной мере ощутить всю грандиозную мощь и невероятные размеры самолета-корабля, следует непременно побывать на песчаном побережье Каспия.

Экраноплан «Лунь» в Дербенте: что это и как до него добраться

Не всем гениальным изобретениям суждено получить «зеленый коридор». Некоторые так и остаются невостребованными, хотя поражают своей феноменальностью. Таким оказался сконструированный советскими авиаконструкторами экраноплан «Лунь», который когда-то так опасались американцы. Сейчас он находится на побережье Каспийского моря неподалеку от города Дербент в Дагестане. Посмотреть необычный гибрид самолета и корабля теперь может любой желающий. Скоро «Лунь» станет главным экспонатом нового парка «Патриот», но уже сейчас притягивает любопытных туристов.

Открытие экранного эффекта

Еще в начале прошлого века ученые открыли экранный эффект — подъемная сила крыла резко увеличивается на небольшой высоте полета над экранирующей поверхностью (к примеру, водой или землей) из-за образования воздушной подушки. Встречный поток воздуха будто отталкивается от поверхности крыла, частично уходит вниз. Там он экранирует от поверхности и поворачивает обратно, подталкивая снизу крыло. Так создается воздушная подушка.

Тогда такое явление посчитали неблагоприятным, так как оно просто мешало посадке самолета. На заре авиации немало аварий при посадке было связано именно с ним. Еще ученые в ходе экспериментов выяснили, что во время таких полетов снижается расход топлива и уменьшается аэродинамическое сопротивление.

Некоторые виды птиц тоже используют экранный эффект, чтобы сэкономить силы в полете. Чайки, пролетая над водой, снижаются к водной поверхности. При этом они значительно реже машут крыльями.

История экранопланов в Советском Союзе

Работа над разработкой ударного экраноплана ракетоносца «Лунь» проекта 903 стартовала в 1969 году, главным конструктором тогда стал В. Кирилловых. Но это не первый экраноплан, до этого еще был проект 902 Ростислава Алексеева, который испытывали с 1966 по 1980 годы. Размеры тоже впечатляли — 92 м длина и размах крыльев 37,6 м. На переднем пилоне было сконструировано 8 турбореактивных двигателей. Они создавали подъемную силу, нагнетая воздух.

Когда американцы наблюдали со спутников экраноплан 902-го проекта с надписью на крыльях КМ, проходивший испытание в Каспийском море, они не могли сначала понять, что это такое. Для морского судна он развивал слишком большую скорость — 500 км/час, для самолета летал слишком низко. Аббревиатуру КМ они расшифровали как Каспийский Монстр. А ведь это означало всего лишь Корабль-Макет, у проекта по сути даже не было названия.

Самые первые аэропланы, после которых партией было одобрено конструирование КМ — самоходные модели СМ-1 и СМ-2. У них был один турбореактивный двигатель, управлялись экипажем из трех человек. Длина первых аэропланов — 20 м. Испытания признали успешными, несмотря на несколько незначительных аварий. ЦКБ Ростислава Алексеева было поручено создать тяжелый боевой экраноплан для военно-морского флота.

Еще одна серия экранопланов, созданных в ЦКБ по СПК СССР — «Орленок», конструктором тоже был Алексеев. Они проектировались как средство для транспортировки гусеничной и колесной техники, а также десантников в районы боевых действий. На борту помещалось до 200 пехотинцев в полном вооружении или две бронемашины с экипажами. Летательный аппарат передвигался со скоростью 400 км/ч. Носовая часть откидывалась вправо, откуда выгружалась техника и люди.

Создание «Луня»

Именно Каспийский монстр был положен в основу разработки «Луня». К сожалению, сам КМ затонул во время очередных испытаний и до сих пор покоится на дне Каспия. Планировалось построить серию экранопланов, основной функцией которых было уничтожение кораблей противника. Радары того времени не могли определять низколетящие на быстрой скорости цели издалека, поэтому таким аппаратам прочили большие возможности.

Так получилось, что до конца был доведен только один (тот самый, что сейчас находится в Дербенте), с распадом СССР проект прикрыли. Все экранопланы строили на опытном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде, тогда это был город Горький.

Технические характеристики

Длина корпуса «Луня» 73 м, высота 19 м. Внешне он похож на транспортный самолет, но есть много отличий. В передней части корпуса находится пилон, оснащенный тяговыми двигателями, всего их восемь. Сопла расположены к воде под определенным углом, чтобы нагнетаемый поток воздуха уходил вниз и экранировался на крылья экраноплана. Они специально сконструированы немного подальше. Площадь крыльев — 55 квадратных метров, а размах 44 метра.

Противокорабельные ракеты устанавливаются на фюзеляже. Кабина операторов, которые должны управлять ими, расположена под передней парой ракет. И еще одна в задней части корпуса. Двухконтурные двигатели для «Луня» разрабатывались на основе турбин самолета ИЛ-86. С такими двигателями аппарат мог развивать скорость до 500 км/ч, с запасом хода до 2 тысяч километров. Пустой экраноплан весит 243 тонны, а его максимальная взлетная масса — 380 тонн. Для обслуживания такой махины необходим сравнительно небольшой экипаж в составе всего 11 человек.

В экранном режиме «Лунь» может лететь над любой ровной поверхностью, не обязательно это должна быть вода. Однако в отличие от «Орленка», сесть он может только на воду, так как у него нет шасси, есть только смягчающая посадку гидролыжа на днище. Как у морского судна, низ корпуса защищен обтекателями и покрыт от коррозии. Для базирования экраноплана на суше использовали специальный плавучий док.

«Лунь» не боялся 6-бального шторма с высотой волны до 2–3 метров и вполне мог эксплуатироваться в неспокойном море.

У противокорабельных ракет 3М-80 «Москит», которым оборудовался экраноплан, дальность поражения составляла 10–250 км. Расчет был на то, что двух пар таких ракет достаточно для уничтожения авианосца. «Лунь» мог пускать их на ходу. В качестве вспомогательного вооружения использовались двуствольные авиационные пушки ГШ-23, размещенные в передней и кормовой части машины.

Большое преимущество экраноплана — малозаметность для радаров, так как высота полета небольшая. Из-за того, что он не касается воды при полете, морские локаторы тоже не реагируют. Испытывавшие машину летчики рассказывали, что во время испытаний они приближались к ракетному дивизиону по низколетящим целям. При этом радары не определяли «Лунь», но визуально его было видно.

Испытания

«Лунь» впервые сошел на воду в 1987 году. Это было уникальное изобретение советских ученых, аналогов нигде в мире тогда не было, хотя разработки тоже велись. Теоретически экраноплан мог неожиданно подобраться к военному кораблю противника и пустить его под воду, выпустив ракету. Теоретически — потому что в настоящих боевых действиях аппарат никогда не участвовал. Тем не менее его прозвали «убийцей авианосцев». Летательное судно было вооружено тремя парами крылатых ракет.

Все испытания «Лунь» успешно прошел, его передали в дивизион Каспийской флотилии в опытную эксплуатацию, где он числился больше десяти лет.

экраноплан Лунь

Экраноплан ракетоносец «Лунь» — вторая жизнь чуда инженерной мысли

Проблемы с финансированием проекта 903 начались еще до распада Советского Союза, а после и вовсе стало не до него. Остальные экранопланы так и не были достроены. Второй после «Луня» летательный агрегат пытались трансформировать в спасательное судно. «Спасатель» построили на 95 процентов, когда проект полностью заморозили.

Летательное средство оказалось невостребованным. Всплыли все минусы экраноплана, которые не смогли решить во время испытаний и эксплуатации. Основной из них — трудности с управлением, если аппарат поднимался выше над «экраном». То есть любая внештатная ситуация запросто могла привести к крушению. На старте расход топлива огромный, для этого и были смонтированы восемь турбодвигателей на передних пилонах. В итоге в 2011 году совсем отказались от концепции создания летающих кораблей, боевое судно было списано.

Судьба гигантской машины казалась безысходной — «Лунь» просто хранился в сухом доке на заводе «Дагдизель» в Каспийске и никак не использовался. Секретную электронику с него сняли. Об изобретении вспомнили, когда решили построить в Дербенте парк «Патриот», который должен открыться в 2023 году. Такой необычный экспонат точно увеличил бы поток туристов.

Сказано — сделано. Парк еще не построен, а экраноплан уже отбуксировали на берег Каспийского моря. Транспортировать махину размером с пятиэтажку оказалось не просто. Пришлось задействовать сразу несколько кораблей Каспийского флота. Одни буксировали «Лунь», другие следили за безопасностью передвижения.

Корабли доставили «Лунь» только до берега. Еще один квест пришлось пройти, чтобы вытащить судно на сушу. Для этого использовали тракторы с тросами и специальными воздушными подушками. За день таким способом удавалось сдвинуть громадину всего на несколько сантиметров, но задача в итоге была решена.

А с потоком людей не ошиблись. Блогеры и просто любопытные туристы начали массовое паломничество к когда-то строго засекреченному советскому военному объекту с того самого момента, когда его отбуксировали к побережью Каспийского моря. Многих не останавливает и устрашающая табличка с надписью «Опасная зона». Все хотят не просто сфотографироваться на фоне, а еще и прикоснуться к объекту ушедшей эпохи. Самым дотошным удается даже побывать внутри и посидеть в легендарных креслах пилотов в кабине управления.

Особенно понравится внутри любителям техники. Чувства потрясающие. Спустя столько лет в кабине еще пахнет новенькими красками. Не покидает ощущения соучастия в грандиозном проекте. Сам аппарат по назначению поделен на четыре части. Кабина пилотов находится в носовой части машины, дальше идет радиорубка, по центру каюты экипажа. Средства навигации размещены в районе киля.

Как добраться

Новая достопримечательность Дагестана находится неподалеку от поселка Арабляр, в пригороде Дербента. Проще добраться на собственном автомобиле или такси. Единственное — с таксистом лучше обговорить заранее и обратный путь, так как на побережье вызвать такси через интернет не получится. Дорога в одну сторону из Дербента будет стоить примерно в 400 рублей. Из Махачкалы организуют экскурсии в Дербент с посещением экраноплана.

Общественный транспорт до побережья не ходит, но можно доехать на электричке или маршрутке до ближайшего поселка Авадан. Электричка отправляется с железнодорожного вокзала в Дербенте трижды в день. Выбирать нужно поезд Дербент–Граница и сойти на станции Авадан. От станции до побережья придется идти пешком около 5 км, сначала вдоль железнодорожных путей в обратном направлении, потом нужно свернуть направо в сторону Каспийского моря.

Маршрутки ходят с Южного автовокзала Дербента до села Белиджи. Точного расписания нет, отправляются, когда наполнятся. Ехать примерно 20 минут, а потом еще около часа идти пешком до экраноплана. По дороге можно поймать попутку, в Дагестане водители с удовольствием помогают голосующим путникам.

На автомобиле нужно ехать в сторону поселка Авадан. Не доезжая до него, будет поворот с указателем на море. В общей сложности ехать около 20 километров.

Экранопланы

Экраноплан

про Дербент

Прошла эпоха. От неё дошли до нас удивительные артефакты. Масштабные по физическим параметрам и грандиозные по замыслу и впечатлению которое они на нас оказывают сейчас. Одно из таких чудес-света экраноплан «Лунь». Экраноплан — это особая разновидность самолета специфика которого способность летать на сверхмалой высоте, от 1 до 20 метров.

Первый образец экраноплана был разработан в Нижнем Новгороде инженер-конструктором Ростиславом Алексеевым. В Каспийск его доставили в разобранном виде по Волге.

Корабль-Макет

Корабль-Макет (Каспийский Монстр)

Корабль-Макет (Каспийский Монстр)

  • Размах крыла: 37,6 м
  • Размах хвостового оперения: 37 м
  • Длина: 92 м
  • Высота: 21,8 м.
  • Площадь крыла: 662,5 м²
  • Масса пустого экраноплана: 240000 кг .
  • Масса максимальная взлетная: 544000 кг.
  • Максимальная скорость: 500 км/ч
  • Крейсерская скорость: 430 км/ч
  • Практическая дальность: 1500 км
  • Высота полета на экране: 4-14 м
  • Мореходность: 3 балла
  • Вооружение: нет

Испытания проходили в 1966 году. Модель проходила в технической документации под аббревиатурой КМ проект 903, что означало Корабль-Макет. Американцы сфотографировали его из космоса, и из-за «нестандартных» внешних параметров прозвали Каспийским Монстром. Это название хорошо прижилось и используется всегда когда говорится об этих самолётах хотя у них были свои названия. После Корабль-Макета (КМ), сделали пять Орлёнков — А-90 «Орлёнок». Это были десантные корабли которые стремительно доставляли до нужного места 200 десантников или два плавающих БТР-а с экипажами.

Чуть позже был выпущен собственно «Лунь» который спустили на воду 16 июля 1986 года (самолёт спустили на воду – парадокс).

Экраноплан

Экраноплан «Лунь» на воде. 1986 год.

Экраноплан «Лунь»

  • Размах крыла: 44 м
  • Размах хвостового оперения: 37 м
  • Длина: 73 м
  • Высота: 19,2 м.
  • Площадь крыла: 550 м²
  • Масса пустого экраноплана: 243000 кг .
  • Масса максимальная взлетная: 380000 кг.
  • Максимальная скорость: 500 км/ч
  • Крейсерская скорость: 430 км/ч
  • Практическая дальность: 2000 км
  • Высота полета на экране: 1 — 5 м
  • Мореходность: 5 — 6 баллов
  • Вооружение: 6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит

Экраноплан «Лунь» — это уже финальная стадия проекта. Хорошо испытанный КМ оснастили 6 противокорабельными ракетами «Москит». Были произведены учебные испытания которые показали очень хороший результат. Проект был более чем успешен, но экономический кризис и распад СССР помешали дальнейшему развитию. Объект «Лунь» законсервировали. Все эти годы он стоял в Каспийске на берегу. Хорошо, что не распили на металл.

В декабре 2019 года мэр города Дербент объявил, что в городе построят парк «Патриот» и в нём установят экраноплан «Лунь». Думаю это лучшее решение на сегодняшний момент.

Жду с нетерпеньем и экраноплан и непосредственно сам парк.

Экраноплан Экраноплан «Лунь» учебные стрельбы Экраноплан Экраноплан, проект 903 «Лунь» Экраноплан КМ Экраноплан КМ
Каспийский Монстр, Лунь Каспийский Монстр Лунь в доке. Фото 2019. Экраноплан Экраноплан, проект 903 «Лунь» «Лунь» — каспийский монстр
Каспийский монстр Каспийский монстр

Будущее стало историей: как сложилась судьба экраноплана «Лунь»

Советский ракетный экраноплан Лунь - РИА Новости, 1920, 05.05.2021

МОСКВА, 5 мая — РИА Новости. То ли самолет, то ли корабль летом 2020 года привезли на побережье Каспийского моря в Дербенте: огромный ракетный экраноплан проекта 903 «Лунь», который на закате СССР рассматривался как перспективное оружие будущего, станет жемчужиной парка «Патриот». Хотя открытие парка планируется только в 2023 году, уже сейчас этот «Каспийский монстр», как иногда не совсем правильно называют «Луня», привлекает туристов со всей России. О том, как создавали корабль-самолет и как по несколько сантиметров в день его вытаскивали на сушу, рассказал РИА Новости заместитель руководителя информационного центра «Дербентские новости» Мурад Агарагимов.

«Лунь» в свое время был уникальным изобретением, ничего подобного в мире не было, отметил эксперт. Его габариты потрясают воображение: для того чтобы беспрепятственно «припарковать» «Луня», нужно целое футбольное поле. Размах его крыла – 44 метра, длина – 73,8, а взлетная масса – 380 тонн. Машина предназначалась для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 000 тонн. Несмотря на впечатляющие размеры, для управления аппаратом нужно было всего 10 человек экипажа. Благодаря тому что экраноплан во время движения поднимался на 2,5–3 метра, практически летел, только немного соприкасаясь с водой, он мог развивать скорость до 500 км в час.

«Для сравнения, на тот момент полный ход всех морских судов составлял не более 100 км в час. Разница колоссальная, это и давало экраноплану преимущество: он мог подлететь к объекту на расстояние выстрела, отстреляться и улететь. Кроме того, то, что он находился в нескольких метрах от воды, делало его максимально незаметным», – объяснил специалист.

Иногда «Луня» называют «Каспийским монстром», но это не совсем правильно. Дело в том, что «Каспийский монстр» – это другой экраноплан, проекта 902. К сожалению, он утонул при испытаниях и сейчас находится на дне Каспийского моря, рассказал Мурад Агарагимов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *