Куршская коса почему нельзя ходить по дюнам
Перейти к содержимому

Куршская коса почему нельзя ходить по дюнам

  • автор:

Куршская коса почему нельзя ходить по дюнам

  • Главная
  • О нас
    • Общая информация
    • Миссия
    • Основные направления деятельности
    • Режим охраны
    • Актуально
    • История заповедания
    • Блоги
    • Реквизиты ФГБУ
    • Архив событий
    • Документы
    • Контакты
    • Антикоррупционная деятельность
    • Новости
    • Как стать волонтером
    • СМИ о парке
    • Для СМИ
    • Нарушители в национальном парке
    • Медиагалерея
    • Проекты
    • Фотографам и съемочным группам
    • Бизнесу и партнерам
    • Туроператорам
    • Темы НИР и мониторинга
    • План НИР
    • Календарь природы
    • Студентам
    • Сторонние НИР, экспедиции
    • Публикации
    • Сборники научных статей
    • Мероприятия
    • Научно-технический совет
    • Выдающаяся универсальная ценность
    • Географическое положение и климат
    • Геология и почвы
    • Гидрография
    • Ландшафты
    • Животный мир
    • Растительный мир
    • Редкие виды растений
    • История заселения
    • Имена Куршской косы
    • История песчаной катастрофы
    • Вильгельм Франц Эфа
    • История рыболовства
    • Мифы и легенды
    • Поселки косы
    • История планерного спорта
    • История орнитологических исследований
    • Как добраться
    • Интерактивная карта
    • Правила посещения
    • Визит-центр
    • Стоимость услуг и льготы
    • Природное и культурное наследие
    • Рекомендации и советы
    • Экологические тропы
    • Геолого-морфологическая летопись Куршской косы
    • Где остановиться
    • Где поесть
    • Сувениры
    • Календарь событий
    • Обращение с отходами
    • Волонтерам
    • Мероприятия
    • Экологическое просвещение и туризм
    • Календарь событий
    • План тематических занятий с детьми
    • Правила посещения
    • Деятельность на территории
    • Регламент оформления электронных пропусков на 2024 год
    • Сняты административные барьеры на пути развития поселков Куршской косы

    Настройки сайта для слабовидящих

    Подча заявки на посещение организованной группой

    • Главная
    • Сохраняйте
    • История песчаной катастрофы

    История песчаной катастрофы

    Вырубка лесов Куршской косы к началу XIX в. поставила ее на грань экологической катастрофы: дороги, остатки лесов и орденских замков, строения немногочисленных рыбацких селений стали постепенно перекрываться странствующими дюнами. Уже на карте 1595 г. коса выглядит довольно тонкой полоской суши, лишенной леса и покрытой дюнами.

    Первоначально необходимость борьбы с опустыниванием и ветровой эрозией правительством Восточной Пруссии поддержана не была. Причина этого крылась в том, что с 1830 г. Куршская коса утратила значение европейского почтового тракта: после введения в обращение дороги по восточному берегу Куршского залива все почтовые и транспортные сообщения стали осуществляться через г. Тильзит (ныне Советск).

    В результате утраты интереса правительства к Куршской косе местные жители оказались бессильны в борьбе с кочующими дюнами. Лишь после того, как странствующие пески вызвали обмеление прибрежной части залива и стали угрожать существованию судоходного пролива и Мемельского канала, администрация по управлению государственными землями решила разработать план мероприятий по закреплению кочующих песков и выделить на это необходимые суммы денег.

    Проект, содержащий методы задержания подвижных песков и закрепления дюн, к тому времени уже был создан. Его автором являлся профессор Виттенбергского университета И.-Д. Тициус, который в 1768 г. написал труд, посвященный формированию культурного ландшафта полуострова.

    Согласно его предложению, стабильность и красоту ландшафта косы должна была обеспечить экологическая и территориальная зависимость двух основных зон: зеленой, названной защитной, и жилой, названной охраняемой. Защитная зона должна была состоять из приморского вала нужной высоты, полосы преддюнной низменности и остановленной песчаной гряды. Эти «полосы» вдоль всей косы планировалось засадить различными растениями так, чтобы леса создавали ступенчатую преграду для дующего со стороны моря западного ветра. Охраняемая зона должна была состоять из узкой преддюнной равнины со стороны залива, пригодной для обитания.

    Первые работы по созданию приморского защитного вала были проведены Сёреном Бьорном в 1803 г. Они заключались в соединении отдельных приморских дюн в сплошной вал посредством сооружения заборчиков из хвороста. После Бьорна работы продолжил его сын, под руководством которого к 1829 г. было завершено строительство участка авандюны от Кранца (современный г. Зеленоградск) до лесничества «Гренц» (седьмой километр косы). До 1835 г. сооружением авандюны в других наиболее опасных участках косы руководил инспектор дюнной службы по лесным культурам Зентфлебен. Полностью строительство защитного приморского вала было закончено лишь к концу ХIХ в.

    Несмотря на то, что первоначально вал задумывался как временное сооружение (на период преодоления опасных последствий песчаной катастрофы), работы по его поддержанию ведутся вплоть до настоящего времени, причем постоянно, в обратном случае вал возвращается естественным образом в первоначальное состояние.

    Немного позже, в 1810 г., были начаты работы по закреплению склонов странствующих дюн клетками из хвороста и посадками леса. Наибольшее беспокойство кочующие пески доставляли на Зюдершпице, то есть на северной оконечности косы, где они засыпали судоходный канал. Вследствие обмеления канал приходилось периодически углублять, поэтому мемельские купцы и судовладельцы несли на этом значительные убытки. Неслучайно первые работы по закреплению песков и созданию лесных плантаций начались именно здесь и выполнялись на деньги местного купечества.

    Отдельные попытки борьбы со странствующими дюнами предпринимались и на других участках косы. Так, в 1825 г. почтмейстером Готлибом Давидом Кувертом по собственной инициативе была заложена плантация в Ниддене. В 1843 г. на пальве в окрестностях поселка Росситтен инспектором Зентфлебеном была заложена большая девятикилометровая росситтенская плантация сосны. Склоны подступившей близко к поселку дюны Брухберг инспектор укрепил травами-песколюбами. Много позже они покрылись зеленым ковром из сосны горной, но уже благодаря усилиям Франца Эфы. Посадки, длившиеся в течение 5 лет, были завершены в 1882 г.

    С именем Эфы, до совершенства отработавшего технику укрепления дюн и посадки на них леса, связаны наиболее масштабные и успешные работы по восстановлению лесного покрова Куршской косы. Первоначально Эфа был сторонником закрепления песков только травами-песколюбами, но вскоре убедился в преимуществе деревьев. На Брухберге им впервые была применена система посадок саженцев с глыбой грунта, предложенная главным лесничим Кёнигсбергского управления лесами Людвигом Мюллером. Новый метод резко увеличил приживаемость саженцев и позволил существенно сократить сроки работ. В память об этом достижении наиболее высокая точка трехглавой дюны Брухберг получила имя высоты Мюллера, на ней был установлен гранитный блок с соответствующей надписью (сохранился).

    Под руководством Эфы велись также работы по спасению от засыпания дюной Петш поселка Пиллкоппен. Лесопосадки на склонах дюны продолжались пять лет и были успешно завершены в 1891 г. С тех пор вершина Петшберга, имеющая высоту 61 метр, носит имя Франца Эфы. Сама дюна вот уже более ста лет сохраняет неизменными свои высоту, форму и месторасположение, в то время как ее «белые соседи» за это же время распластались на четыреста метров вперед, похоронили под собой призаливные луга и стали ссыпаться в залив.

    Обширные посадки леса велись и на северной части косы. Там ими руководил соратник Эфы лесовод Герхард. Место самого Эфы после его выхода на пенсию занял старший лесничий Морфельд, который в 1909 г. осуществил работы по укреплению дюны Шварцеберг (Чёрная) у Росситтена.

    К 1910 г., когда искусственные леса косы подросли, и большая часть странствующих дюн была остановлена, финансирование невероятно трудоемкой и дорогостоящей государственной программы по спасению природы полуострова было прекращено. Лесовосстановительные работы были практически свернуты и ограничивались организацией защитных придорожных лесополос. Регулярно продолжались только текущие работы по ремонту защитного дюнного вала.

    Таким образом, к началу Второй Мировой войны на косе все еще остались незакрепленными участки подвижных дюн между Заркау (поселок Лесной) и Росситтеном (поселок Рыбачий), Росситтеном и Пиллкоппеном (поселок Морское), Пиллкоппеном и Нидденом (поселок Нида), Первелком (поселок Пярвалка) и Шварцортом (поселок Юодкранте).

    Что запрещено на Куршской косе

    Что запрещено на Куршской косе

    Бороться с ними госинспекторам приходится с помощью ст. 8.39 КоАП РФ. За нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях граждан штрафуют на сумму 3 — 4 тыс. руб. Каждую неделю возбуждаются до 30 и более административных дел. Чтобы не лишиться средств, не нужно делать то, что запрещено.

    Растения

    В нацпарке нельзя ломать кустарники и деревья, собирать ягоды, лекарственные растения и цветы даже для гербария — среди них могут оказаться редкие или исчезающие виды. Собирать грибы на Куршской косе разрешено, но только в границах специально выделенных для посещения и отдыха рекреационных участков. Схема зонирования есть в группе ВКонтакте. Она называется «Официальная группа ФГБУ «НП «Куршская коса».

    Дюны

    Ходить, а тем более бегать по дюнам запрещено — это их разрушает. А именно так поступил недавно российский спортсмен Кирилл Сарычев на Большой дюнной гряде, выложив затем видео в интернет. Спускаясь по склону заповедных дюн, человек с каждым шагом сдвигает и сносит вниз (в воду или на пляж) несколько тонн песка. Тем самым он совершает то, что не под силу даже самому порывистому ветру. Спортсмена оштрафовали на 4 тыс. руб.

    Лес

    Нацпарк невозможно представить без экологической тропы «Танцующий лес». С 6 сентября она закрывается на реконструкцию. Здесь уберут старые деревянные настилы, ограждения и обустроят тропу с инновационным покрытием, создадут удобную систему навигации, фотозоны, чтобы люди не лезли делать селфи на деревья, и расширят трассы маршрута. Обновленная тропа станет удобной для всех групп населения. Открыть ее планируют к маю 2022 года.

    Парковка

    Парковка машин, установка палаток и разведение огня на территории нацпарка возможны только в специально отведенных для этого местах. Это турбазы, гостевые дома, кемпинги, туристические парки, пикниковое место на озере Чайка.

    Животные

    Местных зверей нельзя пугать громкими криками, преследовать или ловить, иначе они могут изменить места своего обитания. Если на маршруте встретится дикий зверь, лучше не подходить к нему близко — это опасно для человека. И не кормить — это опасно для животного. Проезжая по Куршской косе, водителям нужно смотреть в оба — каждую неделю в ДТП гибнет одно животное, а то и два. В основном это косули и кабаны. Компенсационные выплаты за них уже не тысячи, а десятки тысяч рублей.

    Селфи на дюнах. Куршскую косу губит туристический бум

    Туристы на Куршской косе

    Куршская коса оказалась не готова к наплыву туристов. В калининградский национальный парк сейчас приезжает до трех тысяч человек в день, там не хватает стоянок и туалетов. Растет и число нарушений – посетители разрушают песчаные дюны ради эффектного селфи и жгут костры в заповедных зонах. Администрация парка хочет повысить плату за въезд в несколько раз, чтобы снизить число гостей, но эксперты, опрошенные корреспондентом Север.Реалии, не уверены, что это поможет.

    Нацпарк Куршская коса в Калининградской области

    Прилетающие в Калининградскую область видят Куршскую косу еще из иллюминатора самолета. Заросшая лесом узкая полоска суши тянется между Балтийским морем и Куршским заливом почти на сто километров. Половина приходится на российскую часть, половина – на территорию Литвы.

    Тысячи туристов едут на косу, чтобы погулять по широким песчаным пляжам с высокими дюнами, побывать в единственном в своем роде «танцующем лесу», на орнитологической станции, в музеях и на смотровых площадках. Коса – национальный парк и внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    – На майские праздники порядка 40 тыс. туристов побывало в нацпарке. Такого бума не было никогда – более трехсот туристических автобусов и порядка семи тысяч автомобилей за десять дней, – рассказывает директор национального парка Анатолий Калина.

    В пандемию нацпарк предоставил турфирмам льготы на оплату проезда на территорию – при условии, что они будут соблюдать график заезда в соответствии с рекомендациями парка. Но турфирмы спровоцировали паломничество на косу.

    – Мы пошли им навстречу, освободили их от платы за проезд транспорта на год – это две тысячи рублей за автобус. То есть они ездили к нам бесплатно, платили только за туристов. И мы договорились, что будет не больше 10–12 автобусов в день и они будут распределяться по всей территории нацпарка, а не скопом в одном месте. Но получилось столпотворение из автобусов, – говорит директор.

    Нам сказали, что если ты не был на косе, ты не был в Калининградской области

    На число туристов не влияет день недели – только погода. В солнечный четверг на въезде привычная пробка из автобусов и легковых автомобилей. На экотропе «Высота Эфа», где можно полюбоваться заливом, дюнами и лесом с 60-метровой высоты, транспорт припаркован по обе стороны узкой дороги. Стоянка полностью забита. В биотуалеты – очереди. А на самой экотропе по деревянным настилам потоком идут люди.

    – Да, нам говорили, что будет столпотворение, но мы все равно решили побывать, – говорит Валентина из Перми. – Мы приехали через турфирму, нам сказали, что если ты не был на косе, ты не был в Калининградской области.

    Пробка на въезде в нацпарк

    С недавних пор на экотропах дежурят инспекторы охраны – часть туристов приезжает в нацпарк без билета. Въезд на косу стоит 300 рублей, купить билет можно через турфирму или на въезде в парк. Автомобилисты должны заплатить еще и 150 рублей за машину. Безбилетники приезжают на общественном транспорте – автобусы на въезде в парк не останавливаются, купить билет в кассе или у водителя нельзя, а возможность покупки на сайте косы появилась совсем недавно.

    Впрочем, немало тех, кто билеты не покупает сознательно.

    – Я оформлял нарушителей, которые по пескам ходили, и они честно сказали, что в интернете прочитали: ребята, хотите попасть на территорию парка бесплатно, садитесь на рейсовый автобус. Хотите гулять по дюнам – идите низом, вас инспектора не заметят, если повезет, – говорит государственный инспектор в области охраны окружающей среды Виктор Савченков.

    Дмитрий из Уфы

    – А что за билет? А где его брать? – спрашивает Дмитрий, турист из Уфы. – Да, мы приехали на косу на обычном автобусе. Знали бы о билетах, заплатили бы заранее. Почему у вас нигде нет никакой вывески, в автобусах и на автовокзале не объявляют? Мы ехали сюда час, ребенку стало плохо, а потом опять все это. Даже, вон на входе люди говорят – проходите потихонечку.

    – В Калининграде вообще сервис намного хуже, чем в Уфе, – добавляет его друг Игорь. – Мобильный интернет не развит, нет вайфая. В ресторанах очень медленно обслуживают. Про билеты на косу вообще ничего не пишут.

    Я читала очень много о косе, но нигде не написано про билеты

    Невольная безбилетница Ирина Гаврилюк под взором инспекторов безропотно покупает билет на сайте нацпарка:

    – Покупать онлайн удобно. Но писать надо бы побольше об этом. Я читала очень много о косе, но нигде не написано про билеты. Пишут, что можно приехать на обычном автобусе. Я не против заплатить, если это идет на развитие национального парка.

    Ирина Гаврилюк покупает билет онлайн

    Информации о билетах на туристических сайтах действительно не хватает. По словам пресс-секретаря нацпарка Ольги Большаковой, сейчас решается вопрос с перевозчиками – чтобы о покупке билетов предупреждали на остановках или автобус останавливался при въезде в нацпарк.

    К буму не готовы

    Сезон только начался, но уже очевидно, что парк оказался не готов к наплыву посетителей. Отдыхающие жалуются на инфраструктуру – нехватку парковок и грязные туалеты. На косе около 15 официальных стоянок примерно на 1100 автомобилей, не считая парковок в поселках, – но этого явно мало, соглашается директор нацпарка.

    – Все говорят: увеличивайте число парковок. Но это не так просто. Нужно пройти ряд согласований, получить разрешение в Минприроды, потом приступить к работам. Сейчас документы находятся на согласовании, и как только их подпишут, мы сделаем дополнительную парковку на сто мест на экотропе «Высота Эфа». Но это будет только в следующем году.

    Очередь в туалеты

    По поводу туалетов отдыхающие звонят в правительство и в дирекцию парка.

    Приехали автобусы, все сходили в туалет, к обеду – уже переполнены, к вечеру там вообще неприятная ситуация

    – Нет, я понимаю, что это национальный парк, что здесь нельзя ставить большие полноценные туалеты – но это же позорище! Можно же чистить как-то, – возмущается женщина в очереди к биотуалетам.

    – Жалобы на туалеты есть всегда. Вот, например: на «Высоте Эфа» мы выставляем 14 биотуалетов, чистим каждый день, – оправдывается Калина. – Но если к нам приезжает три тысячи человек в день? Представьте: приехали автобусы, все сходили в туалет, к обеду – уже переполнены, к вечеру там вообще неприятная ситуация. Поэтому и идут жалобы. Но у нас в прошлом году обслуживание туалетов стоило 8 млн рублей, я считаю, это много.

    Поставить стационарные санузлы на территории парка нельзя – не получится построить такие мощные очистные сооружения. Своих очистных нет и в тамошних поселках. В этом году дирекция парка рассматривает возможность установки дополнительных стационарных туалетов с накопительными емкостями. Они будут платными.

    Переполненная парковка

    Снизить нагрузку на нацпарк поможет и развитие инфраструктуры трех расположенных на косе поселков. Пока же активно развивается только Лесной, недавно там открылся официальный пляж. В других поселках на морском побережье нет пляжной инфраструктуры, в том числе парковок и общественных туалетов.

    На скутере по дюнам

    С ростом турпотока прибавилось работы у охраны парка, констатирует Виктор Савченков:

    – Люди вообще не хотят читать правила, думают, что едут в обычный лес, на обычный пляж. Но это особо охраняемая территория – так хотя бы изучи, что здесь можно делать, а что нет!

    Дюны на Куршской косе

    В нацпарке строгие правила: нельзя ходить по дюнам – они разрушаются от воздействия человека, исчезает хрупкий растительный покров, образовываются огромные «котловины выдувания». Нельзя сходить с экологических троп – для посетителей пляжей установлены деревянные настилы. Запрещено жечь костры, рыбачить, охотиться, собирать грибы.

    Для нарушителей предусмотрены штрафы в 3–4 тысячи рублей. Но они мало останавливают тех, кто хочет сделать эффектное селфи на дюне или в изгибе сосны в знаменитом «танцующем лесу» – где стволы сосен изгибаются и закручиваются по неизвестным ученым причинам.

    – Заходят в особо охраняемую природную территорию и в заповедную часть, открытые пески. Целенаправленно ходят на дюны для красивого фото. В основном это приезжие, калининградцев намного меньше, – рассказывает старший государственный инспектор, начальник отдела охраны нацпарка Олег Калимуллин.

    Они застревают в песках, мы их вытаскиваем, штрафуем

    Летом по дюнам на квадроцикле проехался актёр Милош Бикович. После видео в инстаграме администрация парка заявила, что оштрафует актера. Но в итоге 4 тысячи рублей заплатит владелец квадроцикла – как выяснилось, поклонник Биковича.

    – Мы вчера работали по мангалам. Люди жгут костры. Говорят: я заплатил, имею право. Бывает, съезжают к морю, к заливу. Недавно был случай: люди забивают в навигатор «Озеро Лебедь», и навигатор их ведет через заповедную часть. Они застревают в песках, мы их вытаскиваем, штрафуем. Я говорю: ну вы взрослый человек, можно же задуматься! – говорит Савченков.

    Туристы в нацпарке

    За последние восемь лет число посетителей нацпарка выросло почти в три раза: с 230 до 600 тысяч человек в год, подсчитали в организации «Экозащита» (признана Минюстом иностранным агентом, но сама с этим не согласна. – СР). Большая часть – неорганизованные туристы, прибывающие на автомобилях. Именно они – главная угроза ландшафтам косы, а не организованные группы, считают экологи.

    – Они не вовлечены в процесс экологического просвещения, не получают достаточной информации об универсальной ценности косы и обычно интересуются только пляжным отдыхом. В итоге они массово нарушают режим: протаптывают тропинки через авандюну для выхода к морю и располагаются на отдых на гребне авандюны, ставят машины в лесу и даже на авандюне, ходят по большим дюнам, что строжайше запрещено, – говорит сопредседатель организации Александра Королева.

    Люди на дюне срезали путь, в итоге растения вытоптали, здесь была голая пустыня

    Авандюна – рукотворное сооружение, тянущееся вдоль морского берега косы. Еще в XIX веке отдельные песчаные дюны при помощи конструкций из тростника и дерева были соединены в единый вал, который теперь полностью занесен песком. Авандюна защищает леса и поселки косы от песка, летящего с пляжа. Если она разрушится, может повториться «песчаная катастрофа» XIX века, когда кочующие пески едва не прекратили существование судоходного канала. За авандюной нужно постоянно следить, ее часто разрушают шторма, но свою лепту вносят и люди.

    Ольга Большакова

    – Вот, посмотрите, три года назад люди на дюне срезали путь, в итоге растения вытоптали, здесь была голая пустыня, – пресс-секретарь нацпарка Ольга Большакова показывает на уже затянувшуюся растительностью прогалину на экотропе «Высота Эфа». Корни трав-песколюбов смогли закрепиться в деревянных клетках, которые срочно пришлось устанавливать, чтобы избежать раздувания песка. Но недалеко появилась новая тропинка – туристы пытаются подняться на обзорную площадку, где им удобнее.

    В «Экозащите» считают, что в администрации парка недостаточно заботятся о сохранении ландшафтов косы. Экологи подготовили доклад комитету Всемирного наследия ЮНЕСКО о состоянии нацпарка. Однако директор парка Анатолий Калина назвал исследования экологов «неконструктивной критикой, самопиаром и рекламой». По его мнению, ситуация с авандюной под контролем – на морском побережье планируется установка гидротехнических сооружений, волнорезов, которые защитят береговой вал от разрушения морем.

    Но нацпарк должен в первую очередь защитить дюны от разрушительного воздействия людей, считают в «Экозащите». В своем докладе экологи предложили меры по снижению рекреационного давления. Среди них – увеличение штрафов, ограничение въезда машин при нехватке парковочных мест, усиление контроля за посетителями, экологическое просвещение.

    Тропинки, протоптанные туристами

    Пока же в дирекции намерены регулировать число туристов «экономическими мерами»: планируют отменить льготы на въезд для туристических автобусов и поднять плату на въезд для легковых автомобилей. Платы за посещение с человека это не коснется – она и так выросла в два раза с 1 января.

    Люди будут и дальше приезжать, бросать машины перед шлагбаумом и отправляться на авандюну, разрушая ландшафты

    – 150 рублей с машины никого не останавливает. Автомобильный поток идет очень большой, люди бросают машины по всей территории. Мы хотим плату сделать сезонной. До тысячи рублей, может, 750 рублей в высокий сезон за автомобиль, – отмечает Калина.

    – Единственная мера, которой пользуется национальный парк для квотирования посетителей и снижения давления на природные комплексы, – регулярное увеличение платы за въезд. Однако, как говорят туроператоры, это будет способствовать уменьшению потока организованных туристов, но никак не отразится на количестве неорганизованных посетителей, – считает Александра Королева. – А значит, люди будут и дальше приезжать, бросать машины перед шлагбаумом и отправляться на авандюну, разрушая ландшафты.

    В нацпарке «Куршская коса» объяснили, почему нельзя гулять по дюнам

    Самый серьезный урон дюнам на Куршской косе наносит спуск или подъем по склону. Как объяснила пресс-секретарь национального парка Ольга Большакова, такие прогулки приводят к осыпанию склона, и если их не пресекать, от песчаного ландшафта скоро ничего не останется.

    Фото: архив kaskad.tv

    — Конечно, если это сделает один человек в течение месяца или, например, недели, это не так страшно, потому что, как вы понимаете, лоси тоже спускаются по склону дюны, им не запретишь. Но если это будут делать все те тысячи людей, которые каждый день приезжают на Куршскую косу, то мы очень быстро распрощаемся с нашей красотой. Даже сто человек каждый день, — отметила Ольга Большакова в эфире «Сегодня утром».

    11 января в России отмечается День заповедников и национальных парков. Его учредили в 1997 году в том числе для того, чтобы лишний раз напомнить людям о необходимости беречь окружающий мир и уникальные природные места, к которым в том числе относится Куршская коса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *