Кто построил нарвские триумфальные ворота
Перейти к содержимому

Кто построил нарвские триумфальные ворота

  • автор:

Нарвские триумфальные ворота

фото

Первые Нарвские триумфальные ворота были построены по проекту арх. Джакомо Кваренги у начала Петергофской дороги за Обводным каналом неподалеку от каменных городских ворот, возведенных еще в 18 веке.

Это была однопролетная арка из дерева и алебастра с фигурами воинов в нишах и стремительно мчавшейся квадригой, управляемой крылатой богиней Славой. Гипсовые скульптурные детали исполнил скульптор И. Т. Теребенев. Ворота возвели за месяц. Находились они в 180 метрах от реки Екатерингофки.

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

По прошествии десяти лет арка обветшала, алебастр начал осыпаться, возникла проблема сноса. Петербургский военный генерал-губернатор М. А. Милорадович, участник войны 1812 г., добился от императора разрешения на постройку новых монументальных ворот «из мрамора, гранита и меди».
Дж. Кваренги к тому времени уже умер.

Для создания нового проекта пригласили арх. В. П. Стасова, который увеличил ширину ворот и в корне изменил их декорацию. Сохранив в основе композицию Кваренги, Стасов придал сооружению высокую идейную направленность.

Монументальная арка ворот декорирована двенадцатью десятиметровыми колоннами коринфского ордера, диаметром 1 метр. Арку венчает триумфальная колесница, запряженная шестеркой коней, исполненных из кованной меди по модели скульптора П. К. Клодта. Скачущих коней скульптора Теребенева заменили остановленные на скаку — шестерка вздыбленных коней пытается умчать боевую колесницу с крылатой богиней Победы, венчающей воинов лавровым венком и пальмовой ветвью — символами миролюбия и славы. Статуя Победы изготовлена по модели скульптора С. С. Пименова.

Колесница скульптурной группы сделана методом «выколотки» из листовой меди по модели В. И. Демут-Малиновского.

В нишах между колоннами установлены статуи двух древнерусских витязей из кованной меди, изготовленные по моделям С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского. Древнерусская одежда воинов выполнена по рис. художника Ф. П. Солнцева, сделанным им в Оружейной палате Кремля с подлинных образцов. Модели крылатых женских фигур в тимпанах арки выполнил скульптор И. Леппе.

На западном фасаде ворот золочеными накладными буквами перечислены названия прославленных гвардейских кавалерийских полков, на восточном — пехотных гвардейских полков. На главном фризе — крупная золоченая надпись: «Повелением Александра Первого», а в средней части аттика — «Победоносной Российской императорской гвардии. Признательное отечество в 17 день августа 1834 года».

Под сводом ворот надпись: «Сооружены с значительным денежным участием начальствовавшего гвардейским корпусом генерала Уварова». (Ф.П. Уваров завещал 400 000 рублей на памятник, посвященный Отечественной войне 1812 г.). На боковых фасадах ворот в нишах надпись: «Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17 августа 1834 года».

Место для новых ворот выбрали на Петергофской дороге около моста через речку Таракановку.
На расстоянии 20 м от берега в котлован забили 1076 восьмиметровых свай, на сваи уложили гранитные плиты и забутили фундамент тосненской плитой на извести, с утрамбовкой расщебенкой на полутораметровую высоту. Место насыпали «до черты наводнения, бывшего в 1824 году».
Стасов рассматривал сооружение как центральную часть будущего архитектурного ансамбля.
С учетом этого майор корпуса инженеров путей сообщения П.Н. Патцевич разработал проект реконструкции моста через реку Таракановку.

Нарвские триумфальные ворота

На́рвские триумфа́льные воро́та — памятник архитектуры XIX века, построенный в стиле ампир по проекту архитектора Василия Петровича Стасова. Ворота возведены в 1827 — 1834 годах в память об Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии 1813—1814 годов. Композиционный центр площади Стачек (бывшей Нарвской) сооружён взамен старых деревянных ворот, спроектированных Джакомо Кваренги, и стоявших на границе Санкт-Петербурга у городской Нарвской заставы ближе к Обводному каналу [1] . Объект культурного наследия федерального значения, находится под охраной КГИОП [2]

С 1978 года внутри сооружения работал музей, посвященный Отечественной войне 1812 года, а также истории создания триумфальных ворот. С 2004 года Музей в Нарвских триумфальных воротах стал позиционироваться как культурный центр [3] .

  • 1 Название
  • 2 Краткая хронология
  • 3 Описание памятника
    • 3.1 Архитектурные решения
    • 3.2 Скульптурное убранство
    • 3.3 Надписи
    • 4.1 Первые деревянные ворота
    • 4.2 Ворота «…из кирпича и меди»

    Название

    Арка Тита, Верхняя Виа Сакра, Рим

    Триумфальные ворота — постоянные или временные сооружения, предназначенные для торжественного въезда (триумфа). Возводятся обычно в честь торжеств или крупных исторических событий в качестве самостоятельных сооружений или частей зданий. Триумфальные ворота обычно украшаются декоративной скульптурой, надписями. Традиция сооружения триумфальных ворот восходит к Древнему Риму, когда прохождение под аркой во время триумфа имело сакральное очищающее значение [4] .

    Нарвская застава — бывшая окраина Петербурга, расположенная чуть южнее Обводного канала — один из въездов в Петербург, пограничный пост на границе города. В дореволюционные времена было принято именовать дороги, вокзалы и прочие объекты транспортной инфраструктуры по крупнейшим городам, до которых можно добраться по этим дорогам. Поэтому застава получила своё название по крупнейшему городу, до которого можно было доехать от этой границы — Нарве.

    В 1814 году в районе Нарвской заставы по проекту Джакомо Кваренги был установлен знаковый памятник, ставший главным символом этого района — триумфальные ворота: они предназначались для встречи русских войск, победивших в войне с Наполеоном, и победоносно возвращавшихся на родину, в столицу России. Ворота установили на границе города, на трассе, по которой и шли войска — как раз на Нарвской заставе [5] .

    Величавые ворота полюбились петербуржцам, стали одной из достопримечательностей северной столицы. Триумфальная арка, расположенная у начала Петергофского шоссе, связанного с дорогой на Нарву, получила в повседневном обиходе горожан название Нарвских ворот [6] .

    Краткая хронология

    24 апреля 1814 года — на заседании Правительствующего Сената и затем 25 апреля на чрезвычайном собрании «высших сословий» принято решение объявить общеевропейский конкурс на проекты храма, триумфальных ворот и медали для увековечивания памяти народного подвига, прославившего Россию [7] .

    1814 год — строительство деревянных триумфальных ворот по проекту архитектора Д. Кваренги, скульптор И. И. Теребенёв [8] .

    30 июля 1814 года — воины первой пехотной дивизии и в её составе лейб-гвардии Преображенский, Семёновский и Егерский полки прошли церемониальным маршем под сводом воздвигнутой в их честь арки [9]

    6 сентября 1814 года — под сводом триумфальной арки промаршировали части второй гвардейской пехотной дивизии, и среди них лейб-гвардии Павловский и Финляндский полки, названия которых навечно занесены на медные листы пилонов ворот [10] .

    18 октября 1814 года — Петербург приветствовал полки конной гвардии, кавалергардов и гвардейскую конную артиллерию, проходящих в триумфальные ворота [10] .

    25 октября 1814 года — прибыл в Петербург и отметил триумф лейб-гвардии казачий полк, проявивший себя в атаках при Бородине, Тарутине, Малоярославце, Красном, Кульме, Лейпциге, Фер-Шампенуазе — в семи из восьми битв, занесённых на скрижали арки [10] .

    В 1824 году генерал-губернатор столицы петербургский генерал-губернатор Михаил Андреевич Милорадович доложил Александру I о бедственном состоянии существующих Нарвских триумфальных ворот [11] . Принято решение о сооружении новых триумфальных ворот «из мраморов, гранитов и меди» взамен деревянных конструкций, для чего был создан специальный строительный комитет под руководством президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина [3] .

    Нарвские триумфальные ворота и Таракановский мост через Таракановку в Петербурге, фото 1910-х годов

    Ноябрь — декабрь 1825 года — со смертью Александра I, восстанием декабристов и гибелью М. А. Милорадовича, все работы, связанные с сооружением Нарвских ворот, были прекращены [11] .

    26 августа 1827 года — в день пятнадцатой годовщины Бородинской битвы состоялась торжественная закладка новой триумфальной арки по проекту Д. Кваренги, изменённому архитектором

    17 августа 1834 года — в день 20-й годовщины Кульмской битвы состоялось торжественное открытие Нарвских триумфальных ворот [12] .

    1834 — 1879 год — ворота служили казармой для солдат караула, контролировавших въезд и выезд из города [13]

    1879 — 1881 годы — проводилась реставрация медного покрытия ворот, скульптуры, окон, дверей, внутренних помещений [1] .

    1888 год — внутренние помещения в аттике были приспособлены для размещения городского архива [1] .

    9 января 1905 года — Кровавое Воскресенье, на Нарвской площади была расстреляна демонстрация рабочих. [14]

    Рабочие Кировского завода идут на передовую, фото 1 ноября 1942 года, Архив РИА Новости

    С 1834 по 1866 год в Нарвских воротах располагалась караульная служба, так как они находились на границе Санкт-Петербурга [15] .

    1888 год — после переоборудования внутри ворот разместили документы архива Городской думы.

    1917 год — Нарвские ворота и расположенный в них архив пережили сильнейший пожар [15] .

    1930 год — в память о Кровавом Воскресенье часть площади вымостили красной брусчаткой. [14]

    1939 год — Нарвские триумфальные ворота как произведение монументального искусства вошли в коллекцию Государственного музея городской скульптуры [15] .

    1941 — 1944 год — защитники Ленинграда, танки и артиллерия проходили под аркой, направляясь на фронт. Нарвские ворота не были укрыты и получили большое количество повреждений. Сооружение насчитывало свыше 2-х тысяч пробоин. Следы артобстрелов до сих пор можно увидеть на гранитном постаменте Нарвских ворот [15] .

    1979 год — при асфальтировании площади красная брусчатка была разобрана, остался лишь небольшой участок красной брусчатки на возвышении у самых ворот [14] .

    1987 год — после капитальной реставрации в помещении аттика Государственным музеем городской скульптуры была открыта музейная экспозиция «Нарвские Триумфальные ворота».

    2004 год — после окончания реставрации возобновилась работа музея-памятника «Нарвские Триумфальные ворота» [1] .

    С 2008 года — в помещениях Нарвских ворот работает военно-исторический клуб.

    Описание памятника

    Архитектурные решения

    Нарвские ворота1193.JPG

    Нарвские триумфальные ворота — яркий памятник архитектуры, выполненный в стиле ампир, — располагаются в центре площади Стачек. Конструкция Нарвских ворот отличается строгой простотой. Создатели отказались от аллегорической усложнённости образов, которая была характерна для монументальных скульптур того времени.

    Общий вид ворот впечатляет: перед людьми открывается грандиозное сооружение высотой 23 метра, а вместе со скульптурой Победы — 30 метров и шириной 28 метров. Ширина прохода — более 8 метров; цилиндрический свод поднят на 15 метров. Он оформлен 27 кессонами — небольшими углублениями на поверхности потолка, имеющими форму квадрата, многоугольника и т. д., с розетками двух типов, которые чередуются в шахматном порядке. Для оживления стен, образующих проезд ворот, использованы полуциркульные ниши [16] .

    По сторонам однопролётной арки высятся 12 десятиметровых колонн с ажурными коринфскими капителями. Диаметр колонн — 1 метр и они украшены каннелюрами по античным классическим образцам.

    Скульптурное убранство

    На аттике ворот — 8 крылатых Гениев Победы (скульпторы Н. А. Токарев и М. Г. Крылов). По сторонам арки между колоннами установлены фигуры четырёх воинов (скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский). Первоначальные скульптуры римских легионеров заменили древнерусскими витязями, одежда которых исполнена по рисункам, сделанным с подлинных образцов из Оружейной палаты Кремля. Воины, расположенные по обеим сторонам — между колоннами самой арки — протягивают лавровые венки, как бы приветствуя и осеняя славой победителей. Над фигурами воинов — барельефы с изображением летящих гениев Славы с венками и пальмовыми листьями в руках (скульптором И. И. Леппе).

    Арка увенчана Колесницей Победы (В. И. Демут-Малиновский) с шестеркой коней, поставленных на дыбы (скульптор П. К. Клодт). В торжественной колеснице стоит крылатая богиня Славы (С. С. Пименов) в лёгкой тунике, держа в правой руке лавровый венок, а в левой — большую пальмовую ветвь, символ миролюбия и славы.

    Материалы: кирпич — основной архитектурный объём; медь листовая — облицовка ворот; медь, выколотка — скульптурный декор; бронза золочёная — литеры; гранит кованый — цоколь; черницкий камень — ступени.

    Древнерусский витязь

    Аттик Нарвских ворот

    Аттик Нарвских ворот

    Кони, вставшие на дыбы

    Кони, вставшие на дыбы

    Барельеф Летящий гений Славы

    Барельеф Летящий гений Славы
    Древнерусский витязь

    Надписи

    Большое количество надписей, помещённых на аттике, фризе, пилонах и под сводами арки, воскрешают героические сражения Отечественной войны 1812 года. Текст их был составлен А. Н. Олениным и утвержден Николаем I [11] .

    На западном фасаде памятника золотыми буквами высечен список кавалерийских гвардейских полков, участвовавших в войне. Восточный фасад отдан под перечисление пехотных полков. По высокому фронтону — список главных сражений войны [17] .

    • Накладными литерами на аттике южной стороны в центре:

    Победоносной Российской императорской Гвардии

    Признательное отечество в 17 д: Августа, 1834.

    \/ictricibus Rossicis Legion. Imp. Corp. Custod.

    Crata Patria.D. XVII. M. Aug. An. MDCCCXXXIV;

    • Слева: Кульм./ Лейпциг; справа: Ф. Шампенуаз. / Париж;
    • Над аркой: Повелением Александра Перваго;
    • На пилоне слева от арки: Полки / Императорской Гвардии / Конница: / Кавалергардский. / Конный. / Кирасирский. / Конная артиллерия;
    • На пилоне справа от арки: Полки / Императорской Гвардии / Конница: / Драгунский. / Гусарский. / Уланский. / Козачий;
    • На аттике северной стороны в центре повторена надпись южной стороны; слева: Бородино. / Тарутино; справа: М:Ярославец. / Красное;
    • На пилоне слева от арки: Полки / Императорской Гвардии / Пехота: / Преображенский. / Семеновский. / Измайловский. / Егерский / Артиллерийская бригада;
    • На пилоне справа от арки: Полки / Императорской Гвардии / Пехота: / Литовский. / Гренадерский. / Павловский. /Финляндский. /Морской экипаж;
    • На арке с внутренней стороны слева: Сооружены значительным денежным соучастием; справа: Командовавшаго Гвардейским Корпусом Генерала Ф. Уварова, на торце: слева — Начаты / 26 авг.1827 го; справа — Открыты / 17 авг.1834 го[1] .

    Ворота Триумфальные Нарвские 4.jpg

    Нарвские ворота - фрагмент.jpg

    Нарвские триумфальные ворота (деталь) 2H1A4297WI.jpg

    Нарвские ворота - фрагмент (2).jpg

    Ворота Триумфальные Нарвские 3.jpg

    Общая высота ворот — 31 метр, ширина ворот — 22 метра, ширина торцевой стороны ворот — 7 метра, диаметр колонн — 1,4 метра, высота колесницы со статуей Победы — 7,6 метра, высота статуи Победы — 5,1 метра, высота коней — 4,5 метра, высота воинов — 4,1 метра, высота постаментов под фигурами воинов — 1,45 метра [1] .

    История создания

    Первые деревянные ворота

    Нарвские ворота в Санкт-Петербурге. Главный фасад с трибунами, 1814 год, бумага, перо, кисть, тушь, акварель, Государственный Эрмитаж

    Портрет Джакомо Кваренги, художник Джузеппе Поли, 1811 год

    Готовясь к чествованию воинов-победителей, население Петербурга решило встретить героев на границе Петербургской губернии и столицы триумфальными арками, выстроенными специально к торжественному дню. К исполнению этого замысла были привлечены два выдающихся архитектора — Василий Стасов и Джакомо Кваренги. Первому было поручено возвести триумфальные ворота на границе губернии, близ города Нарвы, Кваренги же — на границе Петербурга. В июле 1814 года оба сооружения, выстроенные в один месяц из недолговечных материалов, были подготовлены к торжественной церемонии. Неожиданно маршрут возвращающихся войск был изменён. Они были доставлены морем до Ораниенбаума и оттуда по Петергофскому тракту вступили в столицу. Ворота под Нарвой остались в стороне движения и, простояв без надзора около трёх лет, были разобраны [18] .

    Обер-офицер и Фельдфебель лейб-гвардии Преображенского полка, 1809—1810, иллюстрация из книги Историческое описание одежды и вооружения русских войск.

    Триумфальная арка на окраине столицы, исполненная итальянским архитектором, выполнила свою роль полностью. За свою более чем тридцатилетнюю деятельность в России Джакомо Кваренги оставил в Петербурге и в других городах множество замечательных архитектурных памятников. Триумфальная арка — одна из последних его работ. Сооружение было высоко оценено: за его постройку архитектор был награждён орденом Св. Владимира 1-й степени, ему было присвоено звание российского потомственного дворянина. Это событие имело для итальянца важнейшее значение. В 1811 году, когда готовился поход на Россию наполеоновской армии совместно с итальянскими воинскими частями, вице-король Италии приказал своим подданным, состоящим на службе в России, вернуться в Италию. Среди отозванных деятелей числился и архитектор Джакомо Кваренги, но он, считая Россию своей настоящей родиной, остался. С того дня архитектор был лишён итальянского гражданства и заочно был приговорён к смертной казни. Место сооружения кваренгиевских ворот можно рассмотреть на плане Петербурга 1817 года: на берегу Обводного канала (со стороны города), в той точке, где брал начало Петергофский тракт. Первоначально зодчий планировал разместить их недалеко от Калинкина моста через Фонтанку, но от задумки пришлось отказаться. Масштаб готовящихся торжеств требовал большого пространства: окончательный вариант проекта предусматривал трибуны для встречающих (прямые по бокам въезда, длиной около 60 метров каждая, и полуциркульные, радиусом около 22 метров у самых ворот). Таким образом, место устройства ворот пришлось отнести дальше от Фонтанки, к самой черте города. Ворота проектировались как временные, деревянные, с гипсовым архитектурным и скульптурным убранством. Первоначально они были задуманы в виде пропилеев строгого дорического ордера с пилонами по сторонам и трёхпролетным проездом в центре. Однако, после внесения ряда изменений в проект, их исполнили в более пышном, торжественном коринфском ордере, в виде однопролётной арки, завершённой мощным антаблементом со скульптурным убранством. Конструкция являла собой творческое переосмысление арки Тита в Риме [3] .

    Результат впечатлял — стройная и строгая однопролётная арка четко прорисовывалась на фоне неба. Она была построена из дерева и алебастра за недостатком времени — всего за один месяц. Двенадцать колонн придавали фасадам ворот пластическую выразительность, которая усиливалась скульптурным убранством. Между колоннами на главных и боковых фасадах стояло шесть статуй античных воинов с перунами (молниями) и венками в руках; над всеми колоннами на фоне аттика высились фигуры гениев Победы, аттик декорировался шестью барельефами, изображающими батальные сцены. Полная экспрессии скульптурная композиция завершила арку: колесница, запряжённая шестёркой лошадей и управляемая крылатой, стоящей во весь рост, богиней Славы, венчавшей победителей лавровым венком. В тимпанах над аркой помещались барельефные фигуры летящих Слав. Весь скульптурный декор триумфальной арки был исполнен скульптором Иваном Теребенёвым [19] . На пилонах ворот были перечислены гвардейские полки, показавшие высшую воинскую доблесть, а на средней части аттика сверкала большая посвятительная надпись на русском и латинском языках, исполненная глубокого патриотического звучания: «Победоносной Российской Императорской гвардии жители Столичного города святого Петра, от имени признательного отечества (в день 30 июля 1814 года)». В этот самый день воины первой пехотной дивизии и в её составе лейб-гвардии Преображенский, Семёновский и Егерский полки прошли церемониальным маршем под сводом воздвигнутой в их честь арки [9] .

    Первая деревянная триумфальная арка простояла более 15 лет и была запечетлена на многочисленных рисунках, гравюрах и литографиях [18] .

    Ворота «…из кирпича и меди»

    Портрет императора Александра I, художник Джордж Доу, 1826 год, холст, масло, коллекция Петергофского дворца

    Торжественная встреча победоносной армии состоялась 30 июля 1814 года. После празднования трибуны и амфитеатр были разобраны, и на границе города остались лишь деревянные ворота. Выполненные из временных материалов, они довольно скоро начали ветшать. К лету 1824 года они совершенно утратили свой праздничный вид и являли собой весьма печальное зрелище [3] .

    Портрет Михаила Андреевича Милорадовича, художник Джордж Доу, около 1820-х гг., холст, масло, Военная галерея Зимнего дворца, Государственный Эрмитаж

    Петербургский генерал-губернатор М. А. Милорадович известил об их плачевном состоянии императора Александра I. Боевой генерал штаба А. В. Суворова, герой Отечественной войны 1812 года, командовавший гвардейским корпусом, М. А. Милорадович считал своим долгом принять руководство по сооружению памятника в честь всей Гвардии [11] . Тогда было принято решение о сооружении новых триумфальных ворот «из мраморов, гранитов и меди» взамен деревянных конструкций, для чего был создан специальный строительный комитет. Возглавил Совет по строительству новых ворот президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин. Он предложил обратить старые ворота в модель, и придерживаться её как образца. Перемен в конструкции планировалось немного: помимо некоторого расширения пролёта арки, они коснулись, в основном, «ваятельной части». Так, по инициативе главы Совета, было принято решение о замене фигур античных воинов русскими витязями, «которые встречали бы своих праправнуков, храбрых русских воинов» [3] .

    Отделку ворот предполагали сделать из мраморов светлых тонов, оставшихся от строительства Исаакиевского собора, а скульптуры — из литой меди. Для составления строительных смет и проектов были приглашены архитектор Д. Кварди, литейщик Василий Петрович Екимов, скульпторы В. И. Демут-Малиновский и И. П. Мартос. Оставалось лишь выбрать главного архитектора, способного точно исполнить поставленную Олениным задачу. Работа над проектом шла тяжело. Остро стоял вопрос финансирования строительства: средства на сооружение триумфальных ворот собирались по специальной подписке, однако собрать «пожертвований дворянства и купечества» удалось лишь на 20 тыс. руб. Самый значительный вклад внес непосредственный участник военных событий недавних лет генерал Фёдор Петрович Уваров. Перед самой своей смертью, в 1824 году, он завещал на постройку монумента 400 тыс. руб.: «Время командования моего Гвардейским корпусом я почитаю лучшим в моей жизни. Это время я хочу ознаменовать памятником…» О его значительном участии в сооружении ворот гласит надпись на внутренней части арки: «Сооружены с значительным денежным участием начальствовавшего Гвардейским корпусом генерала Уварова» [3] .

    Портрет императора Николая I, художник Георг фон Ботманн, 1856 год, холст, масло, Государственный Эрмитаж

    Таким образом, к 1825 году в руках Комитета сосредоточилась сумма почти в полмиллиона рублей. Однако со смертью Александра I в ноябре 1825 года и гибелью М. А. Милорадовича, смертельно раненного П. Г. Каховским 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, все работы, связанные с сооружением Нарвских ворот, были прекращены [11] . Только летом 1927 года вновь стали вестись разговоры о постройке ворот и выборе места для них. 14 августа был обнародован указ Николая I: «… соорудить в честь Гвардейского корпуса именные триумфальные ворота, сохранив притом сколь можно вид таковых временных ворот по плану архитектора Гваренги». Этим же указом был утвержден «Комитет о сооружении Триумфальных ворот в честь Гвардейского корпуса» под председательством великого князя Михаила Павловича. Среди членов комитета были президент Академии художеств А. Н. Оленин [11] . Тогда же главным архитектором был назначен Василий Петрович Стасов. Старые, деревянные ворота ещё оставались на своем месте, их разобрали лишь в 1929 году [3] .

    Нарвские триумфальные ворота и мост через Таракановку в Петербурге, литография Карла Беггрова, 1830-40-е годы

    В необычайно короткие сроки Стасов исполнил предварительные сметы и чертежи. На одном из чертежей делалось сопоставление деревянных ворот Кваренги и новых — каменных, пролёт арки которых увеличивался с 6,5 до 8,5 метра. Среди проектных листов были главный и боковой фасады, планы этажей и разрезы. Одновременно архитектор дал раскрашенные чертежи, показывающие, какой будет расцветка мраморной «одежды» ворот. О широте замысла Стасова свидетельствовал план «местоположения от Нарвской заставы до речки Таракановки, предусматривающий создание новых площадей и улиц, формирующих вокруг ворот законченный архитектурный ансамбль». Но главные усилия в августе 1824 года были сосредоточены на забивке свай и укладке плит фундамента к торжественной церемонии закладки памятника. Делалось всё это весьма основательно: в вырытый котлован забили 1076 свай, каждая длиной 8 метров и толщиной в 5,5 вершка (45 −50 сантиметров). На сваи уложили гранитные плиты, затем забутили фундамент из тосненской плиты на извести с утрамбовкой расщебёнкой. Все эти работы выполнялись нижними чинами гвардейского корпуса [20] .

    26 августа 1827 года, в день годовщины Бородинского сражения, состоялась закладка ворот в присутствии 9 тысяч гвардейцев-ветеранов 1812—1814 годов, продолжавших свою службу. Это были самые заслуженные гвардейцы, все до единого кавалеры Георгиевского креста, награждённые также серебряными медалями за 1812 год, медалями за взятие Парижа и Кульмскими железными крестами. Одиннадцать камней были выложены в виде фигурного креста. Последний камень опустил архитектор Стасов. На камнях, положенных членами царской семьи, титулы и имена были вырезаны золотыми литерами, а имя Стасова на опущенном им камне серебряными. Затем Стасов на золотом блюде вынес золотые монеты, которые были разложены на камнях. Последнюю монету положил на свой закладной камень архитектор. Завершением первой части церемонии стало возложение медалей «За 1812» и «За вход в Париж» на один из камней. Вторую часть ритуала отвели установке закладных камней членами комитета, генералами, флигель-адъютантами, командирами гвардейских полков и батальонов [21] . Когда подошла заключительная часть торжественного церемониала, от каждого из гвардейских полков отделилось по два солдата во главе с унтер-офицером. Строевым шагом они подойти к месту закладки, положили закладные камни и на них боевые медали, сняв их с мундира. Последний камень и медали были положены в память генерала Уварова. Затем все монеты и награды сложили в своеобразный ящик из плит и накрыли его каменной крышкой с надписью [22] .

    Вот как описывает это торжество Гранвиль, путешествовавший в то время по российским дорогам, в своей книге «Санкт-Петербург. Дневник путешествия» [23] :

    Первый камень в основание этого гигантского сооружения, которое будет соперничать в великолепии и размерах не только с развалинами великого Рима, но также и с некоторыми колоссальными египетскими храмами, был положен с величайшей воинской пышностью . Император прибыл верхом к месту закладки, и все генералы, офицеры и солдаты гвардии, награжденные медалями за взятие Парижа, числом около десяти тысяч, присутствовали на этой церемонии. Этот монумент сооружен в вечное празднование возвращения триумфальной гвардии из Парижа после славной кампании 1812 года .

    Строительство уже было начато, но все ещё обсуждался вопрос о материале для облицовки ворот. Мраморные одежды оборачивались баснословными суммами смет: около 1,5 млн рублей, и от проекта пришлось отказаться [3] . После длительных поисков, 30 октября 1827 года А. Н. Оленин и В. П. Стасов предложили комитету новый вариант сооружения, причём для облицовки его предполагалось использовать медь. В соответствии с этим предусматривалось выполнение бронзовой «одежды» для всех частей триумфальных «гвардейских ворот», возводившихся из кирпича. Это означало, что стены арки должны быть покрыты бронзовыми «изразцами на закрепках, а все архитектурные детали и украшения, а также колонны» следовало выполнить из кованой листовой бронзы. Кроме того, особенность сооружаемых ворот заключалось ещё и в том, что [24] :

    Сооружаемые триумфальные ворота в честь гвардейского корпуса тем только отличаться будут от многих знаменитых древних и новейших сего рода зданий, что они вообще должны быть одеты медными листами, чего никогда ещё не было; следовательно, они будут первые и единственные в своём роде

    — Алексей Николаевич Оленин

    21 мая 1830 года было утверждено предложение Стасова о сооружении ворот из кирпича, на гранитном цоколе, с облицовкой кладки медными листами. Из выколотной меди было решено выполнить и весь скульптурный декор. Сократилось и количество запланированных скульптур на памятнике: барельефы на пилонах заменены надписями, из шести фигур воинов осталось лишь четыре, фигур гениев Славы вместо 12 утверждено восемь [3] .

    К 1 августа 1831 года кирпичная основа из пятисот тысяч кирпичей была возведена, и Александровский Петербургский чугунолитейный завод приступил к изготовлению медной одежды ворот. Совместно со Стасовым был установлен порядок проведения всех работ. «Устроить на заводе в натуральную величину ворот щиты со всех сторон и сделать модель. Устроение щитов необходимо для точнейшего разделения и определения медных листов на одежду, и архитектурных частей (чтобы составить систематический ход по разным мастерствам)» [8] . Зимой и весной 1831 года из Петропавловской крепости на завод перевезли почти двадцать две тысячи слитков «денежной меди» общим весом пять с половиной тысяч пудов (около 9 тонн). Из неё начали изготовление листов. С несравненным искусством заводские чеканщики выбили из них архитектурно-декоративные детали ворот — карнизы, фриз, малые и большие листочки для архитрава и карниза, сложнейшие части капителей — волюты, акантовые листья, цветки, розетки для свода. Стасов требовал ювелирной отделки каждой детали, сурово бракуя плохо исполненные [25] .

    К работе были привлечены скульпторы. В. И. Демут-Малиновский выполнил модели колесницы и фигур воинов, С. С. Пименов — фигуру Победы, П. К. Клодт — фигуры шестерки коней (первая большая работа молодого скульптора) . Фигуры гениев Славы над колоннами были исполнены скульпторами Н. А. Токаревым и М. Г. Крыловым, барельефы создал И. Леппе. Со скульпторами были составлены договоры, где предписывалось придерживаться образцов скульптур ворот Кваренги, но принять во внимание новые требования, которые были высказаны Олениным [8] .

    Триумфальные ворота были облицованы медными листами и покрыты прозрачным масляным варёным лаком. Все работы по их сооружению были закончены 19 августа 1833 года [3] .

    Торжественное открытие памятника состоялось 17 августа 1834 года. К этому дню по инициативе А. Н. Оленина была создана памятная бронзовая медаль. На лицевой стороне её выгравированы окруженные лучами числа 1812, 1813, 1814. На оборотной стороне по рисунку конструктора К. А. Тона медальерами П. П. Уткиным и А. А. Клепиковым было вырезано изображение триумфальных ворот. Эту медаль получили всего 70 человек: 55 генералов, служивших в гвардии в 1812—1815 годов, 10 членов Комитета по сооружению, включая самого Стасова, и пятеро наследников Уварова. Семьдесят первую медаль передали в Эрмитаж, и она по сей день хранится в его коллекции [26] .

    Вскоре после открытия ворот Стасов составил технический отчет и историческое описание. Архитектор указал и общую стоимость сооружения — один миллион сто десять тысяч рублей. После окончания всех строительных работ площадь вокруг ворот засыпали толстым слоем песка, тщательно раскатали катком. Она стала парадным въездом в столицу с юго-запада [27] .

    Портрет президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина, художник Александр Вернек, 1824 год, холст, масло

    Портрет президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина, художник Александр Вернек, 1824 год, холст, масло

    Портрет Василия Ивановича Демута-Малиновского, художник Гурий Крылов, около 1839 года, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств

    Портрет Василия Ивановича Демута-Малиновского, художник Гурий Крылов, около 1839 года, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств

    Портрет Петра Карловича Клодта, рисунок Петра Фёдоровича Соколова, 1830-е годы, картон, акварель, графитный карандаш, Третьяковская галерея

    Портрет Петра Карловича Клодта, рисунок Петра Фёдоровича Соколова, 1830-е годы, картон, акварель, графитный карандаш, Третьяковская галерея

    Автопортрет Степана Степановича Пименова, 1830-е годы, холст, масло, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств

    Реставрация

    Через 45 лет после торжественного открытия была проведена первая реставрация памятника. «Капитальное исправление» ворот включило в себя ремонт медной облицовки, восстановление утраченных элементов орнаментального декора. Фигуры витязей для утяжеления были засыпаны изнутри песком. Капитальный ремонт коснулся и внутренних конструкций: отремонтированы окна, двери, оштукатурены стеныx . Впрочем, всего через несколько лет назначение помещений в корне переменилось. К 1888 году, после специального переоборудования, внутри ворот разместили документы Городского архива [3] .

    Нарвские ворота, открытка начала XX века

    «Триумфальные ворота» Акварель К. П. Беггрова с его же литографией по рисунку К. Ф. Сабата и С. П. Шифляра. 1820-е гг.

    В 1917 году Нарвские ворота и расположенный в них архив пережили сильнейший пожар. В огне погибло множество бесценных документов и записей. Пострадал от пожара и экстерьер памятника: утрачены элементы декора, выбиты окна, повреждены и утрачены накладные литерыxi. Десять лет Нарвская застава дожидалась реконструкции. К 1927 году она официально была включена в черту города, началось благоустройство прилежащей территории. Проект её планировки разрабатывал архитектор Л. А. Ильин. За несколько лет памятник оказался окружен новыми зданиями: на Площади Стачек появились универмаг, фабрика-кухня и Дворец культуры имени Горького, получивший гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1934 году. К 1935 году Управление благоустройства Ленгорсовета закончило реставрацию ворот, восстановив утраченные фрагменты. Как показали последующие обследования монумента, реставрация была проведена со множеством нарушений. Так, например, многие медные детали обшивки и декора были заменены «аналогами» из листового железа. В дальнейшем это привело к ускорению коррозионных процессов на памятнике, способствовало быстрому его ветшанию [3] .Но наибольший ущерб памятнику нанесла Великая Отечественная война. Нарвские триумфальные ворота простояли все 900 блокадных дней без каких-либо укрытий. Оказавшись в прифронтовой полосе, ворота сильно пострадали от снарядов: обрушилась часть карниза, были отбиты отдельные детали, сильно пострадала медная обшивка. Множественные разрушения сооружения потребовали срочной реставрации, которая проводилась в 1949-1951 годах. С января по осень 1951 года воссоздавались утраченные детали медных скульптур и орнаментов. Были выправлены вмятины, восстановлено наружное листовое покрытие; устранены отверстия и вздутия, вызванные взрывами, гранитной облицовки цоколя.

    Нарвские ворота, задний фасад

    Также в это время заменили ступени крыльца; очистили поверхности и восстановили их «патиновую» окраску, воссоздали дизайн и каркас аттика и ордер. Также были позолочены буквы памятных надписей, закрашенных в 1932 году. Реставрация 1949 года осуществлялась по проекту архитектора Ирины Бенуа. За 3 года были заменены кровля и чугунные лестницы. По сохранившимся рисунками воссоздали пострадавшие во время войны декоративные фрагменты скульптур: сделали ремонт колесницы, части статуи богини Победы, лошадей и оружия. [28]

    Нарвские ворота, парадный фасад

    Долгих трудов потребовала реставрация фигуры Славы: крылья были повреждены настолько сильно, что их пришлось разобрать по перышку, каждое сохранившееся прочеканить заново, а утраченное — восстановить. Реставрация медной одежды потребовала колоссальных трудов: за время блокады обшивка и скульптура получила более 2 тыс. пробоин. Каждое отверстие было закрыто медной заплаткой и прочеканено, запаяны разошедшиеся швы, вручную проверено каждое крепление листов к кирпичным стенам. Все элементы из листового железа были вновь заменены на медь [3] . В дальнейшем регулярные реставрации ворот проводились в 1978 — 1980 и в 2002 — 2003 годах. Реставрационные работы в 1978—1980 годах проводились, в основном, на окружающей территории: были проложены новые подземные коммуникации. Тогда построили подземный переход, который стал для жителей удобным и безопасным, и которым мы пользуемся по сей день. Тогда же выложили камнем площадь вокруг ворот, обустроили гранитный поребрик. Тогда же выложили камнем площадь вокруг ворот, обустроили гранитный поребрик [28] . Все декоративные элементы монумента были обследованы на прочность крепления, многие были воссозданы и заменены: более 20 декоративных розеток, фигурные ленты и венки, расположенные в своде арок, переносья шлемов витязей, детали мечей. На колеснице Славы были вскрыты все восемь люков — на спинах коней, в кузове колесницы, на спине фигуры Славы. Металлические каркасы внутри фигур требовали расчистки от коррозии, а также дополнительных укреплений. Литеры надписей требовалось вызолотить, сами ворота — покрасить. Большой фронт работ был развёрнут во внутренних помещениях — на площадках винтовых лестниц не было безопасных ограждений, подвал требовал просушки, а на чердаке гнездилось огромное количество голубей. С проблемой большого скопления птиц сталкивались и в 50-х годах, когда музей был вынужден запрашивать официальный запрет на кормление птиц, для прекращения прироста их численности [3] .

    Последняя реставрация была приурочена к 300-летию Санкт-Петербурга: были почищены и обновлены медные листы, отреставрированы капители, колонны и внутренние лестницы, заменена кровля. Воротам вернули их первоначальный цвет — ярко-зелёный [28] .

    Музей

    В 1978 году решением Главного управления культуры города Ленинграда было вынесено постановление о создании внутри сооружения музея, посвящённого Отечественной войне 1812 года, а также истории создания триумфальных ворот [29] . Подобный подход вполне может считаться новаторским для того времени: при создании памятника его регулярное посещение группами экскурсантов никак не учитывалось. Памятник нужно было электрифицировать, подвести к нему канализационную систему, обеспечить водоснабжение и телефонную связь. Параллельно планировалось проведение полной реставрации ворот, благоустройство прилегающей территории. Параллельно нужно было разработать план экспозиции с учётом довольно скромной площади: самый большой зал на третьем этаже аттика — всего 80 квадратных метра . Несмотря на камерность залов, необходимо было сделать экспозицию как можно более подробной и наглядной. Её дизайн, разработку макета, а также копирование некоторых особо ценных работ из фонда графики музея выполнил художник Л. Н. Маца. [3]

    Серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 г.»

    В 1987 году в Государственном музее городской скульптуры появился новый отдел — «Нарвские триумфальные ворота» [15] . При этом сам памятник как объект культурного наследия, продолжал состоять на музейном учёте, сотрудники отдела памятников и мемориальных досок вели мониторинг его состояния в прежнем режиме. Специально разработанная экскурсия ставила своей задачей показать монументальное сооружение как произведение искусства первой трети XIX в., отражающее определённые исторически значимые события в истории страны [3] . Экспозиция посвящалась трем темам:

    1. Реставрация и музеефикация Нарвских триумфальных ворот — претворение в жизнь Закона СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры»;
    2. Нарвские ворота — памятник Отечественной войны 1812 года;
    3. Нарвские ворота — памятник русского монументального искусства первой трети XIX века

    Каждой теме соответствовал целый ряд тщательно подобранных экспонатов: знамен, медалей, фотографий из архива музея, копий гравюр и литографий, чертежей, живописных работ. Особое место в главном зале занимал бюст В. П. Стасова работы скульптора М. Т. Литовченко. Экспонатами снабжали каждый свободный уголок: гравюры и фотографии висели в рамах вдоль крутых пролётов лестниц и на площадках, где пришлось установить специальные перила. Вдоль основных залов выстраивалась целая вереница витрин. Винтовые лестницы, крутые подъёмы, небольшие залы ограничивали количество посетителей: одновременно рассказ лектора могли слушать не более 15 экскурсантов. Из-за большого количества желающих продолжительность экскурсии составляла всего 45 минут [3] .

    Экспозиция в Нарвских воротах просуществовала 13 лет до 2000 года. С 2004 года внутри открылся и работает сейчас выставочный зал, где экспонируются разнообразные выставки [15] . Постоянная экспозиция переместилась в музейные фонды, а Музей в Нарвских триумфальных воротах стал позиционироваться как культурный центр, организатор многочисленных выставок на военную тематику, экспозиций по истории военных кампаний, в которых участвовала Россия, выставок живописи, графики, художественной фотографии, моделей, миниатюр [3] .

    Межмузейный выставочный центр, созданный Государственным музеем городской скульптуры совместно с Центром петербургских искусств «АВИТ», в выставочном зале проводит выставки, в которых принимают участие музеи Санкт-Петербурга и частные коллекционеры. В его помещениях проводятся занятия студентов Университета культуры и Университета технологии и дизайна, будущих музееведов и арт-менеджеров. С октября 2008 года работает военно-исторический клуб. Перед воротами проводится торжественный церемониал смены караула и строевые занятия членов клуба в военной форме начала XIX века [29] . Центр выступает в качестве организатора мемориальных экскурсий в жанре «живой истории». Научный отдел Нарвских ворот плотно сотрудничает с Клубом военно-исторической реконструкции Санкт-Петербурга: в рамках выставок проходят регулярные реконструкции боев в близлежащем парке Екатерингоф. Реконструкторы принимают активное участие в «Ночи музеев», а также в открытии музейных выставок, в частности цикла, посвященного истории военного костюма, курируемого доктором исторических наук А. В. Арановичем [3] .

    Примечания

    1. ↑ 1,01,11,21,31,41,51,6Нарвские триумфальные ворота, памятник(неопр.) . Энциклопедический словарь Санкт-Петербурга. Дата обращения: 10 августа 2023.
    2. ↑Перечень объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия на территории Санкт‑Петербурга(неопр.) . КГИОП. Дата обращения: 13 августа 2023.
    3. ↑ 3,003,013,023,033,043,053,063,073,083,093,103,113,123,133,143,153,163,173,18НАРВСКИЕ ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА – ПАМЯТНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА И МУЗЕЙ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ(неопр.) . Дата обращения: 10 августа 2023.
    4. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. . Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник.. — М. Большая Российская Энциклопедия, 1992.
    5. ↑Исторический район Санкт-Петербурга: Нарвская застава(неопр.) . Дата обращения: 10 сентября 2023.
    6. Пилявский В. И. “Зодчий В.П. Стасов”. — Л. Стройиздат, 1970. — С. С. 112.
    7. Пилявский В. И. “Зодчий В. П. Стасов”. — Л. Стройиздат, 1970. — С. С. 105.
    8. ↑ 8,08,18,28,3Раскин А.Г. Триумфальные арки Ленинграда. — Лениздат, 1985. — С. С. 93-94.
    9. ↑ 9,09,1Тыжненко Т. Е. Василий Стасов. — Л. Лениздат, 1990. — С. С. 20.
    10. ↑ 10,010,110,2Пилявский В. И. Зодчий В.П. Стасов. — Л. Стройиздат,, 1970. — С. С. 111.
    11. ↑ 11,011,111,211,311,411,5Памятники(неопр.) . «Мир Петербурга» — Портал центра петербурговедения библиотеки им. В. В. Маяковского.
    12. ↑Нарвские Триумфальные ворота, памятник(неопр.) . Памятники Санкт-Петербурга. Справочник.. Дата обращения: 10 августа 2023.
    13. Баторевич Н. И. “Благодарная Россия своим героям”. — СПб. : Стройиздат — СПб., 1995. — С. С. 25.
    14. ↑ 14,014,114,2Площадь Стачек(неопр.) . Дата обращения: 10 августа 2023.
    15. ↑ 15,015,115,215,315,415,5Нарвские триумфальные ворота(неопр.) . Проект «Музейный инфоцентр». Дата обращения: 10 августа 2023.
    16. Левитан И. И. “Площадь Стачек”. — Л. Лениздат, 1987.
    17. ↑Нарвские триумфальные ворота в Санкт – Петербурге(неопр.) . Награды императорской России 1702 — 1917 гг.. Дата обращения: 11 августа 2023.
    18. ↑ 18,018,1Пилявский В.И. Русские триумфальные памятники. — Л. 1960. — С. С. 15. — 56 с.
    19. Андроников Т. А. “Нарвские ворота”. — М. Московский рабочий, 1971. — С. С. 5.
    20. Баторевич Н. И. “Благодарная Россия своим героям”. — СПб. Стройиздат — СПб., 1995. — С. С. 20.
    21. Андроников Т. А. “Нарвские ворота”. — М. Московский рабочий, 1971. — С. 199 с.
    22. Раскин А. Г. “Триумфальные арки Ленинграда”. — Л. Лениздат, 1977. — С. С. 145.
    23. Чинарёв М. Б. “Санкт-Петербург. Памятники”. — Л. Прогресс, 1989. — С. С. 105.
    24. Раскин А. Г. “Триумфальные арки Ленинграда”. — Л. Лениздат, 1977. — С. С. 127.
    25. Петров А. Н. “Архитектор Василий Петрович Стасов”. — Л. Издательство Государственного Эрмитажа, 1950. — С. С. 35.
    26. Чинарёв М. Б. “Санкт-Петербург. Памятники.”. — Л. Прогресс, 1989. — С. С. 255.
    27. Баторевич Н. И. “Благодарная Россия своим героям”. — СПб. : Стройиздат — СПб., 1995. — С. 67 с.
    28. ↑ 28,028,128,2Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге Подробнее: https://peterburg.center/maps/narvskie-triumfalnye-vorota-v-sankt-peterburge.html(неопр.) . Peterburg.center. Дата обращения: 10 августа 2023.
    29. ↑ 29,029,1Нарвские Триумфальные ворота(неопр.) . «Музеи России». Дата обращения: 10 августа 2023.

    Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

    • Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
    • Знание.Вики:Статьи без ссылки на Викисклад
    • Памятники по алфавиту
    • История
    • Архитектура
    • Все статьи
    • Триумфальные арки Санкт-Петербурга
    • Отечественная война 1812 года в памятниках
    • Памятники архитектуры Санкт-Петербурга
    • Здания, спроектированные Джакомо Кваренги
    • Постройки Василия Стасова
    • Проспект Стачек
    • Здания и сооружения Кировского района (Санкт-Петербург)
    • Музей городской скульптуры
    • Достопримечательности Санкт-Петербурга

    Нарвские ворота

    14 апреля 1814 года в Санкт-Петербург с курьером пришло известие о вступлении русских войск в Париж. Этим событием Россия победоносно завершила войну с Францией. Сразу же после этого по предложению главнокомандующего генерала С. К. Вязмитинова состоялось экстренное заседание Сената для разработки «обряда торжественной встречи» победителей. Среди всех планируемых мероприятий оказалась и установка торжественных триумфальных ворот на Петергофской дороге, по которой в Санкт-Петербург должны были прибыть войска.

    В Санкт-Петербурге и других городах России начали собирать пожертвования на строительство. Проектирование триумфальной арки начал архитектор Василий Петрович Стасов. Но построить мемориальный комплекс до прибытия войск оказалось невозможным. Поэтому сооружение памятника доверили Джакомо Кваренги, как предложившему более простой вариант. Уже существующие въездные каменные ворота у Калинкина моста, равно как и сам мост, было решено украсить живописью и скульптурой.

    Нарвские ворота. Главный фасад с частью трибун

    Всего за один месяц, к концу июля 1814 года, были построены деревянные триумфальные Нарвские ворота в виде однопролётной арки, увенчанной колесницей Славы-Победы с шестью конями. Скульптурное убранство памятника было создано И. И. Теребеневым. Такое название памятнику было дано в связи с его расположением у начала дороги на Нарву.

    На пилонах ворот были перечислены отличившиеся в ходе войны гвардейские полки. На аттике поместили надпись на русском и латинском языках: «Победоносной Российской Императорской гвардии жители столичного города святого Петра, от имени признательного отечества (в день 30 июля 1814 года)».

    По обеим сторонам от арки были построены четыре трибуны для зрителей. Для членов царской семьи были сооружены специальные галереи. Вдоль дороги оставили место для встречающих войска горожан.

    Торжественное шествие первой гвардейской пехотной дивизии в составе Преображенского, Семёновского, Измайловского и Егерского полков состоялось 30 июля 1814 года. 6 сентября под аркой прошли лейб-гвардии Павловский и Финляндский полки, 18 октября — полки конной гвардии, кавалергарды, 25 октября — лейб-гвардии Казачий полк.

    Спустя десять лет деревянные Нарвские ворота обветшали и стали опасны для прохожих. Их решили разобрать. Но на их защиту встал участник войны генерал-губернатор М. А. Милорадович. Он смог добиться решения царя «Триумфальные ворота на Петергофской дороге, в своё время наскоро из дерева и алебастра построенные, соорудить из мрамора, гранита и меди».

    Новые Нарвские триумфальные ворота было решено установить на Петергофской дороге, недалеко от моста через речку Таракановку. Для их сооружения был создан комитет под председательством М. А. Милорадовича. В состав комитета вошёл также президент Академии художеств А. Н. Оленин. В своей докладной записке он предлагал сохранить созданные Кваренги ворота в качестве модели, по которой будут строить новый монумент.

    5 августа 1827 года на расстоянии 20 метров от берега Таракановки начали рыть котлован под фундамент.

    Нарвские ворота. Главный фасад

    Торжественная закладка Нарвских ворот состоялась 26 августа. Автором проекта памятника стал Василий Петрович Стасов. Архитектор увеличил ширину ворот и изменил их декоративное убранство. Газета «Северная Пчела» так описывала эти события:

    «В прошедшую пятницу, 26 августа, в день незабвенного в воинских летописях России сражения Бородинского, происходила здесь, в Санкт-Петербурге, за Нарвской заставой, закладка новых триумфальных ворот в честь гвардейского корпуса. Там собраны были в строю все служащие в гвардейском корпусе, генералы, офицеры и нижние чины, имеющие медали за 1812 год и за взятие Парижа, также кульмские кресты, всего более 9 000 человек» [Цит. по: 1, с. 24].

    Во время церемонии Стасов на золотом блюде преподнёс членам царской семьи (Николаю I, Александре Фёдоровне, цесаревичу, великим князьям и княгиням) камни с гравировкой, которые они в свою очередь передали для закладки на дно котлована. Первым на это дно камень положил протоиерей Николай Музовский, последним — В. П. Стасов. Кроме них честь положить камень в основание Нарвских ворот удостоились генерал Н. В. Голенищев-Кутузов, тайный советник В. И. Нелидов, А. Н. Оленин, генерал-адъютант П. И. Нейдгард, генерал-майор Балабин, инженер Трузсон, городской голова Кусов.

    Одиннадцать закладных камней уложили в форме креста. На камнях, положенных членами царской семьи, золотом были выгравированы их именам. Имя Стасова — серебром. На дно котлована также положили камень и медаль в память генерала от кавалерии Фёдора Петровича Уварова, завещавшего 400 000 рублей на памятник войне 1812 года.

    После укладки камней Стасов на золотом блюде вынес золотые монеты, которые разложили на камнях. Последнюю из них положил сам архитектор. Затем на дно были положены георгиевские, кульмские кресты и медали. Монеты и медали сложили в углубление между плитами фундамента и закрыли памятной доской. Завершением церемонии стал марш гвардейцев вокруг места закладки Нарвских ворот.

    В сентября 1827 года в фундамент были забиты 1 076 свай. Длина каждой из них была больше восьми метров, а толщина — до полуметра. Между сваями уложили каменные плиты, а на них — слой гранитных плит толщиной до полуметра. Сверху также уложили полутораметровый слой из тосненских плит, затем такой же слой из гранита.

    После завершения работ над фундаментом возведение Нарвских ворот остановилось на три года. Долго решался вопрос выборе материала для памятника. Один из рассматриваемых вариантов предполагал использование сибирских и олонецких мраморов, оставшихся от строительства Исаакиевского собора. Литейный завод Дмитрия Шепелева предлагал строительство ворот из чугуна, за что просил 532 000 рублей. Николай I первоначально принял именно это предложение и даже подписал смету на использование чугуна. Но Стасов настоял на том, что Нарвские ворота стоит построить из кирпича, который облицовывался бы медью. В письме императору он писал:

    «Прочность таковой медной одежды можно считать превосходящей всякого крепкого камня, который в здешнем климате подвергается неминуемо по своей натуре впечатлениям более или менее ощутительным и оттого переменяющим вид свой при морозах и оттепелях» . Медь «более противостоит старости, холоду и знаю. и от долгого времени покрывается самородною краскою приятного цвета».

    Сразу убедить царя в своей правоте Стасов не смог. 22 апреля 1830 года Николай I распорядился строить Нарвские ворота из гранита. Проект Стасова отклонили. Но благодаря дальнейшим попыткам архитектора воплотить в жизнь свой вариант, Николай I всё таки принял решение в его пользу. 10 мая было решено «Триумфальные ворота строить согласно последнему предложения Комитета из кирпича с медной одеждой». А. Н. Оленин писал по этому поводу:

    «Сооружаемые триумфальные ворота в честь гвардейского корпуса тем только отличаться будут от многих знаменитых древних и новейших сего рода зданий, что они вообще должны быть одеты медными листами, чего никогда ещё не было; следовательно они будут первые и единственные в своём роде».

    Строительство Нарвских ворот возобновилось в августе 1830 года. Одновременно с этим были снесены деревянные триумфальные ворота Кваренги.

    С самого начала на строительстве трудилось свыше 2 600 рабочих. При строительстве Нарвских ворот было уложено более 500 000 кирпичей.

    В 1831 году на Александровском чугунолитейном заводе начали изготавливать медные листы для облицовки Нарвских ворот. Их толщина составила 4-5 миллиметров. Медь, более 5 500 пудов, была взята из запасов Монетного двора. На заводе также были выполнены все скульптуры, золочёными рельефными буквами выполнены надписи. 19 декабря 1831 года образцы деталей медного убранства Нарвских ворот были доставлены для осмотра в Зимний дворец.

    Нарвские ворота строили быстро. За первую неделю июля правый пилон был построен на высоту 6 метров, левый — на 2 метра. К осени кирпичная основа уже была готова. Но пожар 2 января 1832 года заметно отдалил окончание работ. Чтобы продолжать облицовку в зимнее время над воротами построили большой деревянный шатёр. Под ним работала кузница и обогревательные печи. Неосторожное обращение с огнём привело к пожару. Сгорели все деревянный служебные постройки, защитный шатёр, строительные леса. Пытаясь тушить огонь рабочие поливали раскалённый гранитный цоколь холодной водой, из-за чего в нём появилось много трещин. Виновным в происшествии признали Александровский литейный завод, который оштрафовали на 20 000 рублей (стоимость гранитного цоколя и исправлений нанесённых пожаром дефектов). Вместе с тем, Оленин отмечал, что «нет худа без добра. пожар высушил кирпичную кладку гораздо скорее, нежели ожидать можно было».

    Ликвидировать последствия пожара удалось только к весне 1832 года. 26 сентября 1833 года Стасов доложил о завершении строительных работ и предложил «общим присутствием» оценить сделанное. Официальная комиссия, принимавшая памятник, высказала восторги и удивления по поводу высокого качества увиденного.

    Высота Нарвских ворот составила 23 метра, а вместе со скульптурой Победы — более 30. Ширина памятника — 28 метров. Ширина арки — более 8 метров, ей свод поднят на 15 метров. Высота колонн — 10 метров, их диаметр — 1 метр.

    Нарвские ворота

    Скульптуры для украшения Нарвских ворот первоначально планировали сделать из мрамора, купить их в Италии. Против этого выступил А. Н. Оленин:

    «. в хороших скульпторах здесь недостатка нет. следовательно: будет ли прилично и выгодно заказывать в Италии то, что здесь можно исполнить и лучше и дешевле».

    Венчающая Нарвские ворота конная группа исполнена Петром Карловичем Клодтом (шестёрка коней), Степаном Пименовым (статуя Победы) и Василием Демут-Малиновским (колесница). Группа представляет собой колесницу, которой управляет богиня победы Ника. В её руках пальмовая ветвь и лавровый венок — символы мира и славы.

    В нишах между колоннами Нарвских ворот помещены скульптуры древнерусских воинов, выполненные по моделям Пименова и Демут-Малиновского. Одежда витязей исполнена по рисункам художника Ф. П. Солнцева, сделанных им в Оружейной палате Кремля с подлинных образцов. Скульптором И. Леппе были созданы крылатые олицетворяющие Славу женские фигуры.

    Работы скульпторов утверждал лично Николай I. Им были одобрены статуи Клодта и Демут-Малиновского, забракованы модели Пименова, Токарева и Крылова. Отметив, что представленные ими модели статуй имеют «худую фигуру», император приказал заменить скульпторов. Приглашённые на их места Б. И. Орловский и С. И. Гальберг проявив солидарность с коллегами отказались от работы. Вместе с тем, модели нужно было предоставить на завод для отливки скульптур как можно скорее. Это вынудило оставить в проекте прежних скульпторов, а императору «не заметить» невыполнения его распоряжения.

    Нарвские триумфальные ворота

    На западном фасаде Нарвских ворот золотыми буквами составили список гвардейских кавалерийских полков русской армии, которые участвовали в войне 1812 года. На восточном фасаде перечислили названия пехотных полков. По краю фронтона — список главных сражений.

    Открытие Нарвских ворот приурочили ко дню 21-й годовщины Кульмской битвы. 17 августа 1834 года на торжественной церемонии присутствовало множество горожан. Под аркой прошли маршем отмеченные на памятнике гвардейские полки.

    Сразу же после окончания строительства площадь вокруг Нарвских ворот засыпали песком и разровняли. Стасов категорически настоял на том, чтобы площадь от памятника постепенно снижалась, таким образом показывая доминирующее его положение. Высоту площадки заранее рассчитали так, чтобы Нарвские ворота не страдали от наводнений. Необходимый уровень установили по высоте подъёма воды во время наводнения 1824 года. Площадь вокруг Нарвских ворот (площадь Стачек) также является идеей Стасова. Она возникла «Дабы дать приличное расстояние для зрения, необходимое для всяких строений, а особенно для знатных памятников».

    В 1839 году историк И. Пушкарёв писал:

    «Въезд в Петербург со стороны Нарвского тракта вполне достоин столицы. глаза ваши, скользя по разнообразным домикам, останавливаются напоследок на площади триумфальных ворот. Внимание ваше привлекают эти колоссальные рыцари, торжественная колесница, несущая богиню победы, стараетесь прочесть надпись и не чувствуете, как шлагбаум упал и вы очутились уже в самом города. «

    При составлении технических отчёта и описания Нарвских ворот Стасов отметил стоимость всех проведённых работ — 1 110 000 рублей.

    Во время созданий триумфальной арки у архитектора появилась идея о включении в её объём музея Отечественной войны 1812 года. Эта идея поддержана не была. В воротах разместилась казарма караульной службы Нарвской заставы.

    Уже в 1877-1880 годах был проведён первый ремонт монумента. Часть медных листов пришлось заменить листовым железом — прочность меди оставила желать лучшего. Таким образом выяснилось, что при выборе материала для ворот был прав Николай I, а не Стасов. Медь при петербургском климате быстро коррозирует. Ещё более ускорился этот процесс после совмещения в облицовке разных металлов (меди и железа).

    Нарвские ворота

    Длительный и неэффективный ремонт Нарвских ворот начался в 1925 году. Прервали его с началом войны в 1941 году. Во время ведения боевых действий Нарвские ворота получили более 2 000 осколочных повреждений. Памятник находился недалеко от линии обороны Ленинграда.

    В 1945 году при возвращении в город воинов-победителей Нарвские ворота вновь выполнили роль триумфальной арки.

    Реставрацию памятника продолжили в 1949-1952 годах. Проект работ составил архитектор И. Н. Бенуа. Были заменены медная кровля, чугунные винтовые лестницы и напольные плиты. Были воссозданы утраченные элементы декора (спицы колеса триумфальной колесницы, орнамент на кузове колесницы), отремонтированы повреждённые части памятника (крылья Славы-Победы, лошади, триумфальные венки и части оружия).

    Очередной ремонт Нарвские ворота пережили в 1978-1980 годах. При этом была выложена площадка вокруг памятника, переложены инженерные коммуникации. Ворота были ограждены гранитным поребриком, под ними сооружён подземный переход.

    Спустя полтора столетия стала реализована идея автора памятника. Музей внутри Нарвских ворот открылся в 1987 году.

    Последний капитальный ремонт монумента производился накануне 300-летия Санкт-Петербурга. Медные листы были отремонтированы и вычищены. Часть из них была заменена, так же как и некоторые детали орнамента. При чистке поверхности памятника был применён бесконтактный метод, позволяющий не повреждать металл. Не удалось отреставрировать искажённое лицо Богини Славы. Предполагается, что её облик исказила вибрация от проезжающего вокруг Нарвских ворот транспорта. Были отреставрированы капители и цоколи колонн, две винтовые лестницы внутри ворот. Вновь заменили все инженерные коммуникации и переложили крышу. При расчистке Нарвских ворот был установлен их первоначальный цвет, который и был придан монументу.

    Кто построил нарвские триумфальные ворота

    ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС
    ВСЕ ВОПРОСЫ

    В ЧЕСТЬ ЧЕГО ПОСТРОИЛИ НАРВСКИЕ ВОРОТА
    В ПЕТЕРБУРГЕ?

    В ЧЕСТЬ ЧЕГО ПОСТРОИЛИ НАРВСКИЕ ВОРОТА
    В ПЕТЕРБУРГЕ?

    Нарвские триумфальные ворота возвели в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года. Первая арка была построена из дерева и гипса и потому очень скоро обветшала.

    Нарвские ворота, которые стоят сегодня на площади Стачек, построил архитектор Василий Стасов. Эту арку возвели уже из кирпича и обшили ее медными листами. Ее высота составила около 30 метров, а ширина — 28 метров. Арка украшена барельефами и золотыми памятными надписями, а наверху композиции находится фигура Победы на колеснице, запряженной шестеркой коней.

    О других известных проектах Василия Стасова читайте в материале портала «Культура.РФ» по ссылке.

    Нарвские триумфальные ворота возвели в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года. Первая арка была построена из дерева и гипса и потому очень скоро обветшала.

    Нарвские ворота, которые стоят сегодня на площади Стачек, построил архитектор Василий Стасов. Эту арку возвели уже из кирпича и обшили ее медными листами. Ее высота составила около 30 метров, а ширина — 28 метров. Арка украшена барельефами и золотыми памятными надписями, а наверху композиции находится фигура Победы на колеснице, запряженной шестеркой коней.

    О других известных проектах Василия Стасова читайте в материале портала «Культура.РФ» по ссылке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *