Монастырь ущелья мариамполь мужской где находится
Перейти к содержимому

Монастырь ущелья мариамполь мужской где находится

  • автор:

Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь

Пещерный монастырь находится в ущелье Майрам-дере вблизи Бахчисарая. Точная дата основания монастыря неизвестна, но, вероятнее всего, это было в XV в., к концу которого Успенский монастырь становится резиденцией митрополита и центром православия в Тавриде. Это место освящено чудесным явлением иконы Божией Матери, которая стала главной святыней обители и почиталась не только христианами, но и мусульманами.

Русские цари поддерживали монастырь материально. Об этом свидетельствуют грамоты царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова.

Отсюда в 1778 г. совершился выход крымских христиан в Приазовье. После переселения православных христиан из Крыма Успенский монастырь пришел в упадок, обитель обезлюдела, литургия служилась от случая к случаю.
К середине XIX в. начинается восстановление христианских святынь. 15 августа 1850 г., в праздник Успения Богоматери, состоялось торжественное открытие Бахчисарайского скита. Монахи в первое время испытывали здесь и голод, и холод, не было подобающих облачений и даже свечей. Постепенно теснили лес виноградники и фруктовые сады, появился скот и пасека. Наладилась продажа духовных книг, икон, свечей, просфор.

К началу XX в. здесь существовало уже пять храмов. Была значительно расширена древняя пещерная церковь в честь Успения Богоматери. Ниже ее находился небольшой пещерный храм во имя св. апостола и евангелиста Марка, построенный на пожертвования симферопольского чиновника Айвазова. Внизу, под скальным навесом, на средства Е. Берковой была построена церковь во имя св. равноапостольных царей Константина и Елены. На противоположной стороне ущелья воздвигли храм Георгия Победоносца. Пятый храм, в честь Иннокентия Иркутского, построили в 1896 г. на средней площадке скита в память об архиепископе Херсонском и Таврическом Иннокентии (Борисове), которому принадлежала инициатива воссоздания этой святыни.

Помимо храмов были построены дом настоятеля и двухъярусный корпус, в котором разместились трапезная, кухня с пекарней и шесть келий. В скале было высечено еще 16 келий, и две построены под скалой. Наверх монастырского плато вела лестница из 84 ступеней, вырубленная в скале. Были построены два двухэтажных дома для приема паломников.

Во время Крымской войны 1853–1856 г.г. монастырь предоставил гостиницу под госпиталь, здесь работал знаменитый хирург Н. Пирогов. Многие участники этой войны похоронены на монастырском кладбище. Среди них — генерал адъютант П. А. Вревский и генерал-майор П. В. Веймарн, погибшие в сражении при Черной речке 4 августа 1855 г.
В 1921 г. монастырь был закрыт, его заняла колония инвалидов, а позже помещения были разобраны на стройматериалы.

В годы Великой Отечественной войны в бывшем монастыре также располагался госпиталь. 170 героев освобождения Крыма нашли свой последний приют на кладбище в Монастырской балке.

Монастырь возродился в 1992 г., когда в пещерном храме Митрополит (тогда архиепископ) Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил Божественную литургию с освящением источника. Восстановлена пещерная Свято-Успенская церковь, вновь отстроена звонница, восстановлены кельи и некоторые хозяйственные постройки, пещерный храм во имя св. апостола и евангелиста Марка и храм во имя Равноапостольных царей Константина и Елены. Хотя до сих пор вокруг Успенского монастыря идут споры по поводу возвращения ему его исторической территории, восстановлено очень многое.

Бахчисарай. Успенский мужской монастырь.

Бахчисарай. Успенский мужской монастырь

Монастырь. Действует. (все монастыри в каталоге →)
Год основания: Дата постройки неизвестна.
Ссылки:
Адрес: Россия, Республика Крым, Бахчисарайский район, г. Бахчисарай, ул. Мариамполь, 1
Координаты: 44.744501, 33.910187
Проезд: автобусом №2 от железнодорожного вокзала г. Бахчисарая до ост. «Староселье», далее около 700 м на юго-восток по ущелью Марьям-Дере.

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Юрий Шабунин
22 октября 2022

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Строительство нового храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья «BIM» Бесхлебный
8 мая 2016

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Ирина Луговская
7 июля 2015

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Ирина Луговская
7 июля 2015

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Успенский пещерный мужской монастырь
Владимир Глазунов
30 августа 2013

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Александр Cахаров
24 июля 2013

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Александр Cахаров
24 июля 2013

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Игорь Копица
15 мая 2012

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Тимофей Черепанов
24 августа 2006

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Лестница, ведущая в пещерный Успенский храм
Александр Викторович Шипилин
15 июля 2004

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Наталия
28 июня 2004

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Евгений Спиваковский
12 июля 2019

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Евгений Спиваковский
12 июля 2019

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Евгений Спиваковский
12 июля 2019

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Новая колокольня и церковь Георгия Победоносца
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
9 сентября 2017

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
9 сентября 2017

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Марина Кожевникова
12 октября 2014

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Игорь Герасимов
27 августа 2012

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Алексей Александров
7 сентября 2010

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Алексей Александров
7 сентября 2010

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
4 июня 2010

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
август 1998

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Андрей Агафонов
1 июля 1983

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 мая 2021

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 мая 2021

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 мая 2021

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Евгений Спиваковский
12 июля 2019

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Михаил Анатольевич
5 июля 2014

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Александр Cахаров
24 июля 2013

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
4 июня 2010

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Мунарев Сергей
16 сентября 2009

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Мунарев Сергей
16 сентября 2009

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Анна Домчук
4 сентября 2009

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Андреева Ирина
22 сентября 2008

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Ярослав
22 мая 2005

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Ярослав
22 мая 2005

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Михаил Анатольевич
22 июня 2015

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Александр Cахаров
24 июля 2013

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Александр Cахаров
24 июля 2013

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Юрий Моченов
28 апреля 2013

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Алексей Александров
7 сентября 2010

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Алексей Александров
7 сентября 2010

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Алексей Александров
7 сентября 2010

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Алексей Александров
7 сентября 2010

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Алексей Александров
7 сентября 2010

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Алексей Александров
7 сентября 2010

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Алексей Александров
7 сентября 2010

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Алексей Александров
7 сентября 2010

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
справа -дом настоятеля, слева — монастырские постройки
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
4 июня 2010

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Фонтан в виде часовни.
Дмитрий Сухарев
15 июня 2005

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Долина. Хозяйственные постройки монастыря.
Дмитрий Сухарев
15 июня 2005

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Начало дороги к монастырю.
Дмитрий Сухарев
15 июня 2005

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Дом настоятеля.
Дмитрий Сухарев
15 июня 2005

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Ярослав
22 мая 2005

Успенский мужской монастырь, Фото из иллюстрированного прибавления к газете

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Фото из иллюстрированного прибавления к газете «Московский листок»
Андрей Агафонов
1 января 1895

Успенский мужской монастырь, Фото из журнала

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Фото из журнала «Русский Паломник»
Андрей Агафонов
1 января 1890

Успенский мужской монастырь, Рис. из журнала

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Рис. из журнала «Нива»
Андрей Агафонов
1 января 1890

Успенский мужской монастырь, Рис. из журнала

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Рис. из журнала «Нива»
Андрей Агафонов
1 января 1875

Успенский мужской монастырь, Рис. из журнала

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Рис. из журнала «Всемирная Иллюстрация».
Андрей Агафонов
1 января 1870

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Ирина Луговская
6 июля 2015

Карта и ближайшие объекты

Статьи

Статью добавил(а): Дмитрий Сухарев, 7 июля 2005

Точно определить время основания Успенского монастыря сегодня не берётся никто. В учёном мире существуют 2 версии. Согласно первой, монастырь основали греческие монахи-иконопочитатели, в VIII-IX вв. бежавшие из Византии. Ущелье, чем-то похожее на древний Афон, напомнило им родные края, поразило своей красотой, к тому же здесь находился источник пресной воды. Первые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в стене храм и пещеры-кельи свои новые жилища. Расположение монастыря оказалось интересным и выгодным: он существовал как бы на границе двух миров – христианского и языческого. В долинах неподалёку от монастыря археологи обнаружили христианские могильники, датируемые VI в. Эти находки косвенно подтверждают первую версию: верующим нужны были храмы для проведения богослужений. Христианские поселения соседствовали с языческими алано-готскими племенами. Это позволяло первым инокам заниматься миссионерским трудом, нести местным племенам свет Божественного Откровения.

Сторонники второй версии относят основание Успенского монастыря к XV в. Возможно, ранее монастырь находился в пещерах у южных ворот крепости Кырк-Ор (Чуфут-Кале). Но после захвата крепости турками 1475 году он был перенесён на новое место. Эту версию поддерживал известный учёный XIX века, исследователь Крыма А.Л. Бертье-Делагард, ссылаясь на рукописи, которые не дошли до наших дней. Во время турецкого вторжения в Крым в 1475 году Успенский монастырь избежал разгрома. Вскоре вблизи монастыря утвердилась новая столица Крымского ханства – Бахчисарай. Такое соседство позволяло послам, прибывавшим к хану из православных государств, молится среди единоверцев. Недаром в конце XV века монастырь становится резиденцией митрополита. Посол московский историк Лызлов в своём труде «Скифская история» говорит, что даже крымский хан, отправляясь в поход, обращался к покровительству Пресвятой Богородицы… Главная заслуга Успенского монастыря заключается в том, что в трудное для христиан время он стал центром религиозной жизни, поддерживал их дух и защищал святую веру.

Шло время, и монастырь, видимо, ветшал. Из письма князя Прозоровского к П.А. Румянцеву-Задунайскому от 31 мая 1777 года мы узнаём, что церковь, хотя и была возобновлена, находится в упадке и архиерей намеревается строить новую. Но этим планам не суждено было сбыться. Успенскому монастырю довелось сыграть главную роль в переселении христианского населения Крыма. Именно в Успенской церкви митрополит Игнатий в день Святой Пасхи 23 апреля 1778 года призвал христиан покинуть пределы Крымского ханства… И потянулись вереницы подвод, увозивших тысячи христиан с полуострова. Опустела греческая деревня Мариамполь, расположенная рядом с монастырём, её жители осели на берегу Азовского моря, их поселение позже стало городом Мариуполем… Но полного запустения монастырь не узнал в те годы. В 1781 году в Крым из Анатолии приехал греческий священник Константин Спиранди. Получив разрешение хана Шагин-Гирея, он возобновил службу в Успенской церкви для оставшихся на родине христиан. Кроме церкви в монастыре сохранилось несколько монашеских келий. Успенский храм стал единственным во всей округе, поэтому его посещали не только местные христиане, но и солдаты расквартированной русской армии. Постепенно монастырская церковь превратилась в приходскую. На место чудотворной иконы Богоматери Одигитрии, вывезенной греками, поместили икону Успения Богоматери, подаренную Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Он же передал храму иконостас. На средства военного губернатора Каховского были изготовлены Царские врата. А симферопольский купец Естафий Савопуло устроил возле церкви фонтан. Всё больше людей приходило к святому месту за помощью… Богомольцев было так много, что они уже не могли уместиться в пещерном храме, поэтому церковный староста Стефан Калига позаботился о его расширении, построил лестницу и балконы. Это увеличило внутренний объём церкви, но лишило нас возможности увидеть пещерный храм в его первозданном виде. Чтобы посетить храм, многим христианам приходилось проделывать долгий путь. Поэтому в Бахчисарае решили построить ещё одну христианскую церковь. В 1800 году закончилось строительство собора святого Николая, и Успенский монастырь опустел. Лишь раз в году, 15 августа, в день храмового праздника Успения Богоматери древний монастырь наполняли богомольцы… Не обошли его своим вниманием и члены императорского дома, с 1817 года по 1838 год здесь побывали русские цари Александр I, Николай I с наследником, будущим императором Александром II, императрица Александра Фёдоровна, великие князья и княгини.

Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, стремившегося восстановить древние обители в Крыму и основать новые. 15 августа 1850 года в торжественной обстановке при большом стечении народа был вновь открыт Успенский скит. Вновь открытый монастырь имел лишь 3 пещерные кельи и храм Успения Богоматери… В отличие от других крымских монастырей Успенский монастырь имел генеральный план застройки, разработанный губернским архитектором в 1848 году по указанию архиепископа Иннокентия. На средства от пожертвований уже в 1850 году сооружили колокольню. Но дальнейшему обустройству монастыря помешала Крымская война 1855-1856 гг. В монастыре располагался госпиталь русской армии. Монахи помогали выхаживать раненых, которых привозили из Севастополя… После войны монастырь постепенно строится и украшается. Храм в честь Успения Богоматери отремонтировали и отреставрировали. Лестницу, ведущую к храму, расширили…

Постепенно в архитектурном облике монастыря стали различать 3 яруса. В верхнем ярусе, кроме Успенского храма, находились церкви святого Евангелиста Марка и святых Константина и Елены, колокольня и 13 пещерных келий. Небольшая церковь во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены устроена в 1857 году на средства дочери симферопольского коллежского асессора Е.Д. Берковой. Ниже Успенского храма в 1879 году была высечена церковь во имя святого Евангелиста Марка, средства на её сооружение пожертвовал симферопольский чиновник М. Айвазов. В среднем ярусе находилась церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского. Лёгкая, ажурная церковь была возведена в 1896 году на средства архиепископа Таврического и Симферопольского Мартиниана. Здесь также располагались дом настоятеля, фонтан и 3 кельи. Фонтан был устроен в виде часовни: каменная ваза, посреди которой укрепили медный крест, из него в вазу стекала вода. Вокруг каменный полукупол с иконой Божией Матери. В долине на пожертвования верующих построили трапезный корпус с кухней, пекарню, хозяйственные постройки и 2 гостиницы. При въезде устроили ворота с 2 кельями…

Образ жизни монахов в Успенском скиту отличался особой суровостью, им приходилось много трудиться, чтобы заработать необходимые монастырю средства. Число монахов постепенно росло, в 1891 году общая численность братии составила 60 человек (включая Симферопольское подворье и Анастасьевскую киновию), в 1915 году в монастыре насчитывалось 30 человек. В 1878 году Е.Д. Беркова подарила скиту дом в Симферополе, где и было основано подворье монастыря с колокольней и церковью Введения Божией матери, построенной в 1872 году.

После революции монастырь просуществовал ещё несколько лет. Но священники не приняли советскую власть, в 1921 году монастырское духовенство обвинили в заговоре и обитель закрыли. На её территории была создана трудовая колония имени Артёма. Почти все постройки и храмы разрушили, сохранился лишь Успенский храм, дом настоятеля и каменные здания в долине…

Из-за невежественного и безразличного отношения к историческим, и особенно церковным, святыням в первые года новой власти погибли замечательные памятники: церкви святых Константина и Елены, Евангелиста Марка, Иннокентия Иркутского и Георгия Победоносца. Землетрясение 1927 года разрушило часть храмов, расположенных на верхнем плато. Чтобы остатки этих зданий не упали вниз, где находилось колония, их разобрали на стройматериалы.

В годы Великой Отечественной войны заброшенный монастырь вновь дал приют раненым в боях воинам. Весной 1944 года в бывшей трапезной и гостином доме разместили госпиталь. И вновь, как и сто лет назад, боролись врачи за жизни людей, только не было рядом молящихся монахов. И на военном кладбище рядом с могилами русских воинов, защищавших Севастополь в 1853-1856 годах, появились новые, с алыми звёздами – воинов, освобождавших Крым от фашистских захватчиков в 1944 году.

Новое возрождение Свято-Успенского монастыря началось в 1993 году. В то время монастырю передали только дом настоятеля и пещерный храм Успения. В экономически трудное для страны время несколько монахов во главе с настоятелем отцом Силуаном по крупицам собирали средства на возрождение древней святыни. Им помогали прихожане. И вот уже отреставрирована пещерная Успенская церковь и лестница, ведущая на верхний ярус монастыря и в кельи, восстановлена наскальная иконопись над балконом Успенской церкви, построена колокольня, позолотой засверкал её купол…

По материалам книги «Крым: православные святыни: путеводитель». – Сост. Е.М. Литвинова. Симферополь, «РуБин», ЧП Бинькин, 2003.

На странице официального сайта Симферопольской и Крымской епархии можно познакомиться с 2 публикациями о монастыре: http://orthodox.sf.ukrtel.net/monastyr/usp-mon.htm: 1) Панагия, или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит. (Краткое историческое описание). – Одесса, 1901 г. 2) Протопопов М. Успенский скит в Крыму близ Бахчисарая. Севастополь, 1905 г.

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)

Статью добавил(а): Александр Богданов, 21 марта 2007

Успенский Бахчисарайский (или Панагия) скит, 1 класса, общежительный, в 2 верстах от города Бахчисарая, вправо от татарского урочища «Салачик». Время основания его с точностью неизвестно. Но с достоверностью начало скитской Успенской церкви относят к половине XV века, каковая церковь была построена по случаю чудесного явления здесь на скале иконы Божией Матери «Панагии» (т.е. «Всесвятой»), последовавшего в день празднования Успения Богоматери. От XVI века имеется известие о существовании здесь «монастыря Пречистой Богородицы на Салачике», и самый монастырь издавна был известен у татар под названием — «Майрим-Анай», что значит «Мать Мария». В 1779 году, с выселением греков из Крыма к Азовскому морю, монастырь пришел в упадок и был обращен в кладбищенскую церковь, но в 1850 году был восстановлен Иннокентием, архиепископом Херсонским. Скит состоит из пещер, в крутой и высокой горе, которые сообщаются между собой посредством легкой галереи; пещеры эти служат кельями для иноков, а в одной из них помещается Успенская церковь, возобновленная в 1850 году. Такое устройство скита невольно поражает собою всякого зрителя. Храмов пять.

Новый храм во имя святого Иннокентия Иркутского освящен в 1896 году. В скиту, на месте явления иконы Успения Божией Матери, изображена на стене копия ее. Ежегодно 15 августа совершается крестный ход из Бахчисарайского собора в скит. Древняя явленная икона Богоматери, будучи взята в 1779 году греками с собою, теперь находится в предместье города Мариуполя, в Успенской церкви, и известна под наименованием Крымская, Бахчисарайская, Мариупольская и Панагия. К скиту приписана Анастасиевская киновия, в 8 верстах от него, при реке Каче, в урочище Качикален. Основана в 1851 году Иннокентием, архиепископом Херсонским. Ее каменная церковь во имя святой Анастасии Узорешительницы построена на месте древней церкви святой Анастасии. Богослужения там совершаются несколько раз в год. Здесь на высокой скале, усеченной полукругом, находится древний источник, который почитается целебным не только христианами, но и магометанами.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)

Статью добавил(а): Екатерина , 8 февраля 2011

К началу XX в. в монастыре существовало пять храмов. Древняя пещерная церковь в честь Успения Богоматери. Ниже ее находился небольшой пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка. Внизу, под скальным навесом, церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены. На противоположной стороне ущелья воздвигли храм Георгия Победоносца. Пятый храм, в честь святителя Иннокентия Иркутского, построили в 1896 г. на средней площадке скита в память об архиепископе Херсонском и Таврическом Иннокентии (Борисове), которому принадлежала инициатива воссоздания этой святыни.

Храмы монастыря, существующие сейчас: пещерная церковь в честь Успения Богоматери, пещерный храм во имя святого Апостола и Евангелиста Марка, храм во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, пещерный храм во имя святого Апостола и Евангелиста Марка. Храм этот высечен в скале ниже Успенской церкви при настоятеле архимандрите Николае в 1859 г. на пожертвования Симферопольского чиновника Марка Айвазова. Храм этот гораздо меньше Успенской церкви, после закрытия он пострадал особенно сильно. Уже в середине 1920-х гг. храм требовал срочного ремонта.

Монастырь возродился в 1992 г. по благословению владыки Лазаря. В 1993 г. часть монастырских строений была передана братии во главе с игуменом Силуаном. Восстановлена пещерная Свято-Успенская церковь, вновь отстроена звонница, восстановлены кельи и некоторые хозяйственные постройки. Отремонтирован пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка. В настоящее время все будничные службы совершаются исключительно в Марковском храме. Храм во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены выстроен под скалой в 1857 г., собственным иждивением и редким усердием, дочерью симферопольского коллежского асессора Е.Д. Берковой. Вблизи этого храма в скале покоится прах устроительницы его Елизаветы Берковой, умершей в 1878 году. Сейчас эта пещерная церковь восстанавливается.

Информация с сайта http://drevo-info.ru/articles/4261.html, книги «Пещерные города и монастыри Крыма» 2008 г. и журнала Православные монастыри «Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь».

Статью добавил(а): Елена Григорьева, 9 марта 2019

Сохранилась древняя Успенская церковь, вырубленная в скале. У дороги в Чуфут-Кале расположены дом настоятеля, колокольня и руины фонтана, длинный скальный навес со следами пристроек-келий. Кельи располагались и под скальными навесами на верхней террасе, откуда вырубленная в скале лестница ведет на плато. На дне ущелья находятся двухэтажное здание бывшей гостиницы и перестроенная церковь второй половины XIX в. Памятник включен как туристический объект во многие крымские маршруты.

Колокольня, середина XIX в.

Сложена из известняка, одноярусная, квадратная в плане, в виде портика с небольшими колоннами тосканского ордера на высоком цоколе. Покрыта четырехскатной крышей в виде шатра.

Дом настоятеля, середина XIX в.

Одноэтажный, прямоугольный в плане, на высоком цоколе, сложен из тесаного камня-известняка, кладка порядовая, оштукатурен. Восточный фасад с ризалитом, завершенным фигурным фронтоном. Окна обрамлены профилированными наличниками. Вход подчеркнут фронтоном и крыльцом в виде четырех каменных столбов, пере крытых полуциркульным сводом. К нему ведеn каменная лестница. Планировка анфиладная.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР

Статью добавил(а): Алексей Кротов, 4 ноября 2020

Свято-Успенский мужской монастырь находится в ущелье Майрам-дере вблизи Бахчисарая — в том месте, которое освящено чудесным явлением иконы Божией Матери, ставшей главной святыней обители и почитаемой не только христианами, но и приверженцами ислама. Точных данных о времени основания Успенского монастыря нет, но известно, что в конце ХV века он уже являлся резиденцией митрополита Тавриды и центром Православия в Крыму. О том, что русские цари материально помогали обители, свидетельствуют грамоты царей Феодора Иоанновича и Бориса Годунова. Благополучное существование Успенского монастыря продолжалось до 1778 года, когда произошёл исход крымских христиан в Приазовье, после чего монастырь пришёл в упадок.

В середине ХIХ века началось восстановление христианских святынь, открылись вновь и бахчисарайская обитель с учреждением Успенского пещерного скита. Произошло это 15 августа 1850 года, в праздник Успения Богоматери. Обитель росла и развивалась, её виноградники и сады стали постепенно теснить лес, появилась пасека, выросло поголовье скота. К начлу ХХ века в ней существовало пять храмов. Ниже расширенной древней Успенской пещерной церкви находился небольшой пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка, внизу, под скальным навесом, — церковь, освящённая в честь святых Константина и Елены. На противоположной стороне ущелья стоял храм Георгия Победоносца, на средней площадке скита — пятый храм, во имя Иннокентия Иркутского, построенный в память об инициаторе воссоздания монастыря святителе Иннокентии (Борисове). События Крымской войны 1853-1856 годов неминуемо коснулись Успенского монастыря. В монастырской гостинице был устроен госпиталь, известный тем, что в нём работал знаменитый хирург Н.И. Пирогов.

На территории монастыря были похоронены герои Крымской войны генерал-адьютант П.А. Вревский и генерал-майор П.В. Веймарн, погибшие в сражении при Чёрной речке 4 августа 1855 года.

В 1921 году Успенский монастырь закрыли, а его помещения отдали колонии инвалидов. Позже монастырские сооружения разобрали на стройматериалы. В Великую Отечественную войну в бывшем монастыре вновь устроен был госпиталь. 170 солдат и офицеров нашли свой последний приют на кладбище в Монастырской балке рядом с обителью. Возродился Свято-Успенский мужской монастырь в 1992 году.

Из книги: «Православный Крым. Святыни, храмы, монастыри». — Санкт-Петербург. Издательство: ООО «Торговый Дом Медный Всадник», 2017

Статью добавил(а): Елена Григорьева, 28 мая 2023

Расположен в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии) вблизи Бахчисарая. Подчиняется Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви. Кроме монастырского комлекса, на прилегающей территории находится кладбище воинов, павших во время Крымской войны 1853-1856 г.г.

Главная монастырская святыня — икона Богородицы, относится к изображениям типа Одигитрия (Путеводительница). В монастыре икона также называется Панагия(Всесвятая). В конце XVIII в. икона была перенесена в г. Мариуполь. Ныне в монастыре хранится список с иконы. Другие святыни монастыря — икона Успения Богородицы, копии икон Богородицы Троеручица и Киево-Печерская.

Монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII в. В XIII-XIV в.в. на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого второжения в 1475 г. Успенский монастырь стал резиденцией митрополита. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. С XV по XVIII в.в. Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма.

В 1778 г. христианское население покинуло Крым. Выходцы из греческой деревушки Мариамполь, существовавшей у подножия Успенского монастыря переселились в город, позднее известный как Мариуполь.

С 1781 г. монастырь действует как приходская церковь, возглавляемая греческим священником.

В 1850 г. была возобновлена монашеская община с учереждением Успенского пещерного скита. К началу XX в. на территории обители действовало было пять церквей: Успенский пещерный храм, пещерный храм св.евангелиста Марка, храм свв. Константина и Елены, кладбищенский храм св. Георгия-Победоносца, церковь св. Иннокентия Иркутского. Кроме того были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад, где в 1867 г. была построена Гефсиманская часовня. В монастыре проживало более 60 человек монахов и послушников. Имелось подворье в г.Симферополе и киновия св. Анастасии, находившаяся в долине р. Качи.

Во время обороны Севастополя в Крымскую войну в 1854-1855 г.г. в келиях, доме паломников и других строениях монастыря размещался офицерский госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

В 1921 г. монастырь был закрыт советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.

Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов. После депортации в 1944 г. крымских татар на территории монастыря разместился психоневрологический диспансер.

В 1993 г. возвращён Православной церкви. Восстановлены 4 из 5-ти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, главная лестница, колокольня, обустроен водный источник.

Относительно основания монастыря существует три предания.

Согласно первому на месте монастыря пастухом была найдена икона Богородицы, которая при перенесении на новое место каждый раз возвращалась на скалы, где была обретена. Люди поняли, что здесь необходимо устроить храм и, поскольку обретение состоялось 15 августа (праздник Успения Богородицы), назвали его Успенским.

Второе предание говорит о том, что на жителей округи нападал злой змий. Однажды, после усердных молитв Богородице, на одной из скал люди заметили горящую свечу. Прорубив к ней ступени, жители нашли икону Богородицы и лежащего перед ней мёртвого змия.

Третье предание считает, что икона Богородицы, обнаруженная на скалах ущелья, перенесена туда из византийского монастыря близ Трапезунда.

Свято-Успенский пещерный монастырь

Бахчисарайский Успенский монастырь

*

*

Поделиться

****

Бахчисарайский Успенский монастырь

Менее чем в двух километрах от Бахчисарая в ущелье Марьям-Дере расположен монастырь, побывав в котором однажды, навсегда оставляешь своё сердце. Сочетание живописной местности и строгого аскетизма пещерных храмов у любого вызовут восхищение и трепет. Особенно хорошо здесь весной. Деревья облачаются в белые одежды, а соловьи, слушающие через распахнутое окно храма монотонный величественный баритон монашеского пения, дополняют его своими чистейшими тенорами.

Бахчисарайский Успенский мужской монастырь. Его называют ещё Крымской лаврой и Крымским Афоном. Один из самых славных и древних Крымских монастырей.

Точно определить время его основания сегодня сложно. В учёном мире существуют две версии.

Согласно первой, монастырь основали греческие монахи, в VIII веке бежавшие из Византии от преследования за почитание икон. Ущелье, чем-то похожее на Афон – монашеский полуостров на территории современной Греции – напомнило им родные края. Первые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в скале храм и пещеры-кельи – свои новые жилища.

Сторонники второй версии относят основание Успенского монастыря к XV веку. Возможно, ранее монастырь находился в пещерах у южных ворот крепости Чуфут-Кале, что находится на вершине горы рядом. Но после захвата её турками в 1475 году он был перенесен на новое место. Православные греки называли своё поселение – Мариамполь – город Девы Марии. К этому же времени относят чудесное явление здесь Бахчисарайской иконы Божьей Матери.

В пещерах жили монахи, а в ущелье внизу поселились миряне-христиане. Не легко жилось и тем, и другим под гнётом турецкой власти. В 1778 году императрица Екатерина Вторая, ввиду притеснений христианского населения Крыма, дала распоряжение на его переселение в Азовскую губернию. Под предводительством епископа Игнатия жители и монахи Мариамполя, неся перед собой Бахчисарайскую икону Божьей Матери, покинули свои родные места и переселились в Северное Приазовье. Город, который они основали, до сих пор носит близкое и дорогое для них название, созвучное с родным – Мариуполь.

Возобновление монашеской жизни в Бахчисарайском монастыре относится к середине XIX века. Архиепископ Херсонский Иннокентий Борисов инициировал возвращение монашеской жизни в уже Российский Крым. Бахчисарайский Успенский монастырь снова стал центром крымского Православия.

Во время Первой обороны Севастополя в 1854-1855 годах в кельях, дом паломников и другие строения монастыря стали госпиталем. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

В 21-м году XX века монастырь был закрыт советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.

Новое возрождение Свято-Успенского монастыря началось в 1993 году по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, трудами настоятеля обители архимандрита Силуана (Макея). Воссоздана пещерная Свято-Успенская церковь, отстроена звонница, восстановлены кельи и хозяйственные постройки, пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка, храм во имя Равноапостольных царей Константина и Елены.

Обитель вернулась к жизни. Ведь, как писал апостол Павел, «Бог поругаем не бывает».

Другие программы

Монахиня Евфимия (Пащенко). «Тайны монастырей»

*

Поделиться

****

Как жили монастыри конца XIX — начала ХХ века? Таким вопросом однажды заинтересовалась монахиня Евфимия (Пащенко) — наша современница, известная писательница и краевед. Тщательно изучив сотни архивных документов, матушка Евфимия увлекательно и просто рассказала о повседневном быте православных обителей прошлого и позапрошлого столетий в своей книге «Тайны монастырей».

Автор родом из Архангельска, поэтому, если можно так сказать, «героями» её научно-популярного исторического очерка стали монастыри Русского Севера. В государственных архивах матушка Евфимия обнаружила множество интереснейших документов — как сама она говорит в предисловии, «живых свидетельств»: писем, деловых и послужных записок, канцелярских дел, в которых описывались различные события из жизни северных обителей. На их основе монахиня Евфимия Пащенко составила любопытную и разностороннюю картину монастырских будней. И адресовала свою книгу «Тайны монастырей» отнюдь не только специалистам-историкам, а самому широкому кругу читателей.

Автор показывает нам монашескую жизнь с разных сторон. Например, рассказывает о том, как велось монастырское хозяйство. Ведь обители, как правило, сами обеспечивали себя пропитанием. Например, Успенский монастырь в Холмогорах владел 17-ю гектарами пахотной земли, с которой монахини ежегодно собирали почти по тонне ржи и ячменя. А Сурский Иоанно-Богословский монастырь славился своими огородами. Там были даже теплицы — по тем временам настоящая инновация! Посмотреть на диковинку в обитель приезжали даже журналисты. Так, например, корреспонденту газеты «Архангельск» игуменья Порфирия (Глинко), рассказывала, что уже в мае в монастырских парниках созревают первые огурцы.

Поражает и просветительская деятельность женских обителей Русского Севера. При Сурском Иоанно-Богословском монастыре, к примеру, существовала специальная «читальня для бесед с народом». В ней любой желающий мог почитать газеты и журналы духовного содержания. А по воскресеньям и в праздники — послушать духовно-нравственные лекции, и даже посмотреть слайды с видами русских монастырей и святынь. Другими словами, монастырская читальня была для крестьян чем-то вроде досугового центра, где они проводили свободное время с пользой для души.

Разумеется, главным в монастырях всегда оставалась вера и духовная жизнь. Матушка Евфимия (Пащенко) рассказывает о 59-летней монахине Ущельского Иовского монастыря Агнии (Вяткиной), которая в 1901 году совершила из обители паломничество в Иерусалим. По тем временам — настоящий подвиг: самолётов не было, и поездка занимала долгие месяцы, причём добрую часть пути приходилось идти пешком. Поэтому путешествие к Святой Земле было предприятием трудным и небезопасным, и рассматривалось как свидетельство глубокой преданности Богу.

В книге монахини Евфимии (Пащенко) мы найдём ещё немало других любопытных фактов и деталей из жизни северных обителей позапрошлого столетия. И откроем для себя «Тайны монастырей».

  • Монахиня Евфимия (Пащенко). «Тайны монастырей»
  • Максим Лаврентьев. Псалмы Давида
  • Татьяна Шорохова. «Благотворитель Иннокентий Сибиряков»

Читать полностью
Другие программы

Обед раздели с другом

*

Поделиться

****

Американка из штата Нью-Мексико Жозетт Дюран обратилась за советом к подписчикам на своей страничке в соцсетях. Она заметила, что её десятилетний сын Дилан стал каждый день брать в школу два комплекта для завтрака: сэндвичи, йогурты, фрукты, сладости. Женщина встревожилась. Хорошо, если у ребенка разыгрался аппетит, а вдруг он страдает от хулиганов-вымогателей? Жозетт спрашивала, не обидит ли она сына недоверием, если напрямую спросит, зачем ему столько еды? Подписчики поддержали блогера, и на следующий день она сообщила ответ Дилана. Оказалось, что он берет в школу второй завтрак, чтобы накормить мальчика из бедной семьи.

В школе, где учится Дилан Дюран, ученики завтраки приносят с собой и съедают их на перемене в помещении столовой. Здесь же дети платно обедают — повара готовят для них несколько блюд. Сын Жозетт заметил, что один первоклассник никогда не заходит в столовую, а только наблюдает через стеклянные двери, как другие едят. Самому Дилану не понаслышке знаком голод. Когда мама потеряла работу, они полгода жили в нищете. И глядя на страдающего малыша, мальчик не смог остаться в стороне.

Жозетт Дюран обратилась в школьный совет, чтобы помочь семье первоклассника. Родители и учителя обсудили проблему и собрали несколько тысяч долларов, чтобы все дети из нуждающихся семей во время обучения могли питаться бесплатно. Четыреста долларов взрослые выделили на премию для Дилана — ведь именно его неравнодушие стало отправной точкой для акции милосердия. Но мальчик отказался от премии. Все деньги он попросил отдать в счёт обедов для бедных.

Когда Жозетт Дюран с сыном переживали трудный период, она беспокоилась — вдруг трудности ожесточат сердце мальчика. Но, слава Богу, получилась наоборот. Пройдя через испытания, Дилан научился ценить такие простые вещи, как возможность пообедать, и приобрёл стремление помогать тем, кто лишен куска хлеба. И учит нас ценить то, что имеем, и быть чуткими к другим людям.

Все выпуски программы Живут такие люди

  • Обед раздели с другом
  • Где прячется Уолли
  • Высоты Артема Сильченко

Читать полностью
Другие программы

Софья Давыдова

*

Поделиться

****

В августе 1879 года в художественном отделе петербургской Императорской публичной библиотеки от стеллажа к стеллажу бродила женщина в элегантном тёмном платье с воротничком тонкого кружева. Её звали Софья Александровна Давыдова. Она искала что-нибудь об искусстве. Софью Александровну интересовало буквально всё, от живописи до архитектуры. Но, кажется, уже не осталось книг, которые она бы не прочла. Тогда женщина обратилась за помощью к библиотекарю. Софье Александровне повезло. В тот день за кафедрой дежурил сам заведующий отделом — знаменитый художественный критик Владимир Васильевич Стасов. Возможно, его внимание привлёк изысканный кружевной воротничок посетительницы. Потому что он неожиданно посоветовал Софье Александровне познакомиться с традиционным старинным русским искусством — кружевоплетением. Женщина заинтересовалась. Стасов посоветовал ей несколько книг. С этого самого момента в жизнь Софьи Давыдовой навсегда вплелось русское кружево.

Литературы, в которой освещалась бы эта тема, оказалось совсем немного. Софья Александровна поняла: если она действительно хочет узнать всё о кружевоплетении, нужно ехать туда, где живёт, передаваясь из поколения в поколение, этот народный промысел. В 1880-м году Давыдова отправилась в экспедицию по русским губерниям — Московской, Рязанской, Тверской, Ярославской, Тульской, Орловской, Новгородской. Софья Александровна общалась с мастерицами, бывала в их домах — бедных, зачастую нищих избах. Эта поездка, по воспоминаниям самой Софьи Александровны, дала не только обильный материал для наблюдения, но и ясно обрисовала нужды кружевниц. Давыдова стала искать возможности, чтобы им помочь. И нашла: в 1881-м году она открыла в Санкт-Петербурге Практическую школу кружевоплетения. Преподавали в ней те самые мастерицы из русской глубинки. И получали приличное жалованье. Ученицам на время обучения предоставлялось жильё, содержание и стипендия. Всю организаторскую работу взяла на себя Софья Александровна. А финансовую поддержку Давыдовой оказало благотворительное Ведомство императрицы Марии. Поэтому школе кружевниц было присвоено престижное название Мариинская. Очень скоро Давыдова пошла ещё дальше — она организовала классы рукоделия практически во всех сиротских приютах столицы. Расчёт был простой: выучившись ремеслу, девочки смогут обеспечить себе будущее.

В 1891 году в России случился неурожай. Во многих губерниях свирепствовал голод. И снова Софья Александровна отправилась в путь — в Воронежской и Нижегородской губернии она организовала крупные центры производства кружева. А главное, наладила стабильный сбыт изделий — Москва и Петербург охотно покупали продукцию местных мастериц. Благодаря Софье Давыдовой многие семьи тогда были спасены от голодной смерти. Параллельно Софья Александровна занималась серьёзной исследовательской деятельностью. Её уникальная книга «Русское кружево и русские кружевницы» вышла в 1892 году, и принесла автору премию митрополита Макария (Булгакова) — «за посвящение себя делу науки и общеполезных занятий».

Неудивительно, что именно Софью Давыдову с её кружевницами делегировали на Всемирную Колумбову выставку в Соединённые Штаты Америки. Российские мастерицы привели в восторг западную публику. Газета Нью-Йорк Хералд писала: «В каждой нитке русских рукоделий живет дух прошедших веков, глубокое чувство христианства. » Потом были выставки в Великобритании и Франции. Всемирная парижская выставка принесла русским кружевницам Гран-при — за выдающуюся красоту старинного рисунка. Благодаря начинаниям Софьи Александровны, русское кружево уверенно завоёвывало мир. Софья Александровна Давыдова скончалась в 1915-м году. Друзья и близкие написали в некрологе слова, которые замечательно характеризуют жизнь этой необыкновенной женщины: «Она всегда находила время думать о других».

Все выпуски программы Жизнь как служение

  • Софья Давыдова
  • Владимир Долгоруков
  • Евгений Фелицын

БАХЧИСАРАЙСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Пещерный монастырь находится в 2 км от г. Бахчисарая в ущелье Марьям-Даре (ущелье Святой Марии). На его дне расположены остатки средневекового поселения Салачик и татарские постройки XVI века: мавзолей Хаджи-Гирея и здание медресе.

Точных данных о времени его возникновения, однако, нет. Большинство учёных считают, что он был основан предположительно в конце VIII — начале IX в., когда в Крыму появились иконопочитатели — монахи и миряне, бежавшие сюда от преследований иконоборцев Византии после церковного Собора 754 г. Тут они селились в горах, создавая пещерные монастыри, одним из которых и был Свято-Успенский. После захвата полуострова золотоордынцами многие монастыри прекратили свое существование. Успенский сохранился и с конца XV века становится резиденцией митрополита и центром православия в Тавриде. Это место освящено чудесным явлением иконы Божией Матери, которая стала главной святыней и глубоко почиталась не только христианами, но и мусульманами.

Русские цари поддерживали монастырь материально. Об этом свидетельствуют грамоты царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова.

Отсюда в 1778 году по призыву митрополита Готфейского Игнатия (Гозадини) совершился выход крымских христиан в Приазовье. Опустела греческая деревня Мариамполь, расположенная рядом с монастырём, её жители осели на берегу Азовского моря, их поселение позже стало городом Мариуполем.

В 1781 году из Антиохии приехал в пристань Буюк-Локбет греческий священник Константин Спиранди. Христиане, оставшиеся в Крыму, узнав об этом, обратились к нему с просьбой, чтобы он остался у них для служения при Бахчисарайском ските (церковь святого Илии в Бахчисарае пред выходом греков обрушилась).

В это время Крым был покорен Россией, в Бахчисарае стояли русские войска, и нужда в богослужении была двойная. Священник этот согласился остаться у греков и до 1800 года жил при Успенской церкви скита. Когда же греки построили себе в городе храм, тогда Константин Спиранди до самой смерти своей жил в Бахчисарае, исправляя для христиан духовные требы, и погребен под скалою пред Успенской церковью. С этого момента начинается обновление скита. Бахчисарайский комендант, полковник Тотович, принес ему в дар святой иконостас, а военный губернатор, генерал Каховский, сделал в него на свой счет царские двери, церковный староста, Стефан Калига, расширил пещерный храм и устроил крыльцо и балкон.

В 1800 году был построен в г. Бахчисарае храм во имя святителя Николая Чудотворца, а скит обращен в кладбищенскую церковь. В таком положении приписанный к городской соборной церкви и без собственных священнослужителей, он находился в течение 50 лет. Но благодать Божия не оставляла его и в это время, являя невиданное присутствие свое чудодейственною силою над болящими, которые с верою прибегали к сему святому месту за помощью. По выходе из скита греков с чудотворно явленною иконой, в Успенской церкви стали совершаться чудеса от иконы Успения Богоматери, пожертвованной в 1781 году Бахчисарайским комендантом (из сербов) полковником Тотовичем. Не обошли его своим вниманием и члены императорского дома, с 1817 года по 1838 год здесь побывали русские цари Александр I Павлович, Николай I Павлович с наследником, будущим императором Александром II, императрица Александра Фёдоровна, великие князья и княгини.

Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, стремившегося восстановить древние обители в Крыму и основать новые. 15 августа 1850 года в торжественной обстановке при большом стечении народа был вновь открыт Успенский скит. Вновь открытый монастырь имел лишь 3 пещерные кельи и храм Успения Богоматери. Монахи в первое время испытывали здесь и голод и холод. Не было подобающих облачений и даже свечей. Постепенно теснили лес виноградники и фруктовые сады, появились скот и пасека. Наладилась продажа духовных книг, икон, свечей, просфор. К началу XX в. здесь существовало уже пять храмов. Была расширена древняя пещерная церковь в честь Успения Богоматери. Ниже ее находился небольшой пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка. Построенный на пожертвования симферопольского чиновника Айвазова. Внизу, под скальным навесом, на средства Е. Берковой была построена церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены. На противоположной стороне ущелья воздвигли храм Георгия Победоносца. Пятый храм, в честь святителя Иннокентия Иркутского, построили в 1896 г. на средней площадке скита в память об архиепископе Херсонском и Таврическом Иннокентии (Борисове), которому принадлежала инициатива воссоздания этой святыни.

Помимо храмов были построены дом настоятеля и двухъярусный корпус, в котором разместились трапезная, кухня с пекарней и шесть келий. В скале было высечено еще 16 келий, и две построены под скалой. На верх монастырского плато вела лестница из 84 ступеней, вырубленная в скале. Были построены два двухэтажных дома для приема паломников.

Во время Крымской войны 1853-1856 гг. монастырь предоставил гостиницу под госпиталь, в котором работал знаменитый хирург Н. Пирогов. Многие участники этой войны похоронены на монастырском кладбище. Среди них – генерал-адъютант П.А. Вревский и генерал-майор П.В. Вейман, погибшие в сражении при Черной речке 4 августа 1855 г.

В 1921 г. монастырь был закрыт, его заняла колония инвалидов, а позже помещения были проданы и разобраны на стройматериалы.

В годы Великой Отечественной войны в бывшем монастыре также располагался госпиталь. 170 героев освобождения Крыма нашли свой последний приют на кладбище в Монастырской балке.

Монастырь возродился в 1992 г. по благословению владыки Лазаря. В 1993 году часть монастырских строений, которая не нужна была ни властям, ни предприимчивым лицам, была передана братии во главе с игуменом Силуаном. Восстановлена пещерная Свято-Успенская церковь, вновь отстроена звонница, восстановлены кельи и некоторые хозяйственные постройки, пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка и храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Дело восстановления монастыря шло с большим трудом, и отец Силуан решился на невозможное. Он дал обет не брать ни одного карбованца за службы, которые будут отправляться для прихожан. С того дня здесь нет никаких расценок ни за крещение, ни за отпевание, ни за совершение молебнов, сорокоустов, освящение домов и начинаемых дел.

В 1992 г. под каменными сводами пещерного храма владыка Лазарь отслужил Божественную литургию с освящением источника. В монастырь вновь вернулась жизнь, он неузнаваемо изменился. Хотя до сих пор вокруг Успенского монастыря идут споры по поводу возвращения ему его исторической территории, восстановлено очень многое. Появились и паломники, и благодетели.

В настоящее время в обители находятся в пещерном храме в честь Успения Божией Матери, на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Панагии» (Бахчисарайская икона Божией Матери) особо чтимые чудотворные иконы:

  1. Святая икона Успения Богоматери, в иконостасе, вышиною 1 аршин 3,5 вершка — шириною 11,5 вершка, в серебряной ризе. Икона сия пожертвована Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Многие из православных христиан, с верою приходящие, получают от этой иконы исцеления от своих душевных и телесных болезней. Внизу иконы находится много золотых и серебряных привесок — дар получения исцеления от своих недугов.
  2. Копия с чудотворной иконы Божией Матери «Панагии», явленной на сей скале, вышиною 1 аршин 2 вершка, шириною 12 вершков, в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. Риза эта пожертвована женою генерал-лейтенанта Мартынова Евдокиею, 24 марта 1856 года.
  3. Копия с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской, вышиною 8 вершков, шириною 6 вершков, в серебряной вызолоченной ризе, прислана из Киево-Печерской Лавры митрополитом Филаретом на благословение в день открытия скита. Пред этой иконою на площадке в храмовой праздник, 15 августа, служится всенощное бдение.
  4. Икона Спасителя с 84 частицами святых мощей разных угодников Божиих, вышиною 15 вершков, шириною 12 вершков, прислана Корсунским Богородичным монастырем в день открытия скита.
  5. Крест, с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа, сделанный из трех дерев кипариса, певки и кедра с надписью на оборотной стороне «Прислан со Старого Афона Русскому Афону на благословение в день открытия 1850 года».
  6. Образ Богоматери с Предвечным младенцем на правой руке и по сторонам двумя ангелами и семью Херсонесскими священномучениками, написан на скале на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Панагии», пред образом этим горит неугасимая лампада. Пред Успенской церковью на площадке находится небольшая колокольня, в ней самый большой колокол — 58 пудов.

Настоятели, наместники

  • Поликарп (Радкевич) (15 ноября 1850 — 2 октября 1852)
  • Николай (Ковалевский) (1854 — 1864)
  • Дионисий (Никольский) (июнь 1864 — 1869)
  • Антоний (Люцернов) (1874 — 1877) .
  • Силуан (Макей) (с 1992 года)

Использованные материалы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *