Что посмотреть по дороге в волгоград из москвы
Перейти к содержимому

Что посмотреть по дороге в волгоград из москвы

  • автор:

Поездка в Волгоград на машине в 2024 году

Красивый город-миллионник в низовьях Волги неразрывно связан с историей нашей страны. Волгоград считают символом стойкости и мужества, ведь именно здесь произошло решающее сражение в Великой Отечественной войне. Доехать до города на собственном автомобиле не составит проблем. Путешествие на выходные или на неделю позволит увидеть знаменитые воинские мемориалы, прогуляться по набережной и отдохнуть на живописных берегах Волги. Узнайте про нюансы, которые нужно учесть, чтобы поездка в Волгоград на машине в 2024 году оправдала ожидания и принесла максимум удовольствия.

Куда еще поехать в отпуск на машине

Карелия

Ростов-на-Дону

Сочи

Маршрут Москва — Волгоград

Выезжая из Москвы, водители обычно выбирают бесплатную федеральную трассу Р22 «Каспий», которая до 2018 года называлась М6. Она начинается на пересечении МКАД и Липецкой улицы одновременно с трассой M-4 «Дон». Отсюда можно ехать до самого Волгограда через Тамбов и Борисоглебск. Трасса почти везде имеет две полосы, но есть небольшие участки, расширяющиеся до четырех полос.

Учитывая особенности маршрута в 980 км, поездка займет не менее 11,5–12 часов. Не забудьте заложить время для остановок, отдыха и получится, что в комфортном режиме вы доберетесь места до за 17–18 часов.

Другой вариант маршрута до Волгограда — по трассе М4 — имеет свои плюсы и минусы. Здесь легче ехать, больше полос. Однако эта автодорога почти вся платная, и придется сделать крюк в 100 км.

Остановка первая: Тамбов

Главные пробки на пути в Волгоград при выезде из Москвы, поэтому выезжать лучше ночью и на рассвете. Особенность трассы от Каширы до Тамбова — практически полное отсутствие населенных пунктов. Качество дорожного полотна на этом отрезке позволяется держать скорость 100–110 км/час. Однако здесь регулярно проводятся ремонтные работы, это увеличивает заторы и замедляет движение.

Трафик на Р22 «Каспий» высокий, особенно днем. Встречается много грузового транспорта — фур с прицепами, старых КАМАЗов. Из-за большого количества участков, на которых обгон запрещен, приходится подолгу ехать за грузовиками.

Оказавшись в Тамбове, вы сможете увидеть старые купеческие особняки, Спасо-Преображенский кафедральный собор и эффектное здание бывшего Дворянского собрания, которое занимает областной драматический театр. В центре сохранилось немало исторических зданий XIX – начала XX века. Одни из самых притягательных мест — набережная на левом берегу Цны и улица Коммунальная, которую называют «Тамбовским Арбатом». Самая скандальная достопримечательность — Музей греха, где выставлены части тела, которые символизируют пороки и страсти.

Время в пути
Расстояние между городами — 450 км, примерное время в пути 7 часов.

Остановка вторая: Борисоглебск

После Тамбова сплошных становится меньше. В Воронежской области качество полотна хорошее, дорога не извилистая, подъемов и спусков мало — ехать комфортно. Летом часто ремонтируют мост через реку Хопер.

Старинный Борисоглебск — это небольшой городок, расположенный в живописном месте, возле слияния рек Хопер и Ворона. Утопающий в зелени исторический центр сохранил планировку начала XIX века. Главные достопримечательности — Успенский, Казанский и Знаменский храмы, здание ж/д вокзала, памятник Максиму Горькому и бывшая Новособорная площадь. Рядом с Борисоглебском находится один из древнейших в России лесных массивов — Теллермановский лес.

Время в пути
Расстояние между городами — 170 км, примерное время в пути 3 часа 15 минут.

Остановка конечная: Волгоград

В Волгоградской области ям и заплаток на трассе становится больше. Иногда с дороги видно Волгу и это очень оживляет однообразный степной пейзаж. На территории Иловлинского района трасса пересекает Царицынскую сторожевую линию. Здесь оборудовано место остановки, установлены памятник, старинная пушка и бетонная арка, которая показывает, как выглядел вал в 1720 году.

Если вы снимите жилье в центре Волгограда, то сможете легко дойти пешком до главных достопримечательностей — набережной, легендарного дома «Павлова» и мельницы Гергардта. В центре много магазинов, кафе и ресторанов. Советуем покататься на скоростном трамвае — метротраме, посмотреть Волжскую ГЭС, побывать на Мамаевом кургане, в музее-панораме «Сталинградская Битва» и музее-заповеднике «Старая Сарепта».

Время в пути
Расстояние между городами — 360 км, примерное время в пути 6,5 часов.

Москва — Волгоград на машине

volgograd-60

Последние несколько лет отправляюсь на рыбалку в Астраханскую область по маршруту Москва — Волгоград на машине. Выезжать всегда стараюсь рано утром, чтобы проскочить Московские пробки и уже к вечеру быть на месте.

Расстояние Москва — Волгоград на машине составляет порядка 1000 км.

В среднем, с учетом простоев в местах ремонта дорог и пробках, на дорогу Москва — Волгоград уходит часов тринадцать.

Кстати, в самом Волгограде есть много мест, которые будут интересны туристам. Подробнее читайте в статье достопримечательности Волгограда.

Маршрут Москва — Волгоград на машине

Двигаюсь следующим маршрутом: путь начинается из СВАО, далее по МКАД на М-4 Дон, за Каширой ухожу на Р-22 и по прямой до Волгограда. Выезжая раньше можно проскочить платный участок дороги по ночному тарифу. Также, поскольку в темное время суток вы двигаетесь по освещенным участкам дороги, меньше устают глаза и не хочется спать.

Один раз по совету знакомых поехал по М-4 до Каменск-Шахтинского, за ним свернул на А-260 и уже по ней двигался на Волгоград. Этот путь мне крайне не понравился, он оказался значительно дольше и дороже. В результате я проехал на 300 км больше, потратив шесть лишних часов в пути включая полтора часа простоя на железнодорожных переездах, да и пришлось оплачивать всю платную трассу, а не короткий ее участок.

По сравнению с предыдущими годами, состояние дорожного полотна как на самой трассе Москва — Волгоград, так и в Волгограде стало лучше, видимо готовятся к чемпионату мира по футболу.

На всем пути было всего несколько остановок связанных с ремонтом дороги, и то движение регулировалось светофором и ждать приходилось недолго. Помню в 2013 году, из-за ремонта мостов через железнодорожные пути, пробка растянулась на многие километры, и я простоял несколько часов под Волгоградом.

За всю поездку заправлялся пять раз (прошел около 2500 км.). Перед выездом залил на BP на Ярославском шоссе полный бак, дважды заправлялся на Роснефти близ деревни Ракитино и дважды в Волгограде на Лукойле. Каких-либо проблем, связанных с качеством дизельного топлива, не заметил. Машину с бензиновым двигателем старался заправлять на Лукойле и Роснефти, неприятностей не помню.

Очень много грузовых машин. Так как, по большей части, я езжу по этой трассе в августе, часто встречаются старые коптящие камазы и мазы полные арбузов.

По дороге можно увидеть множество красивых мест: хвойные леса, реки, подсолнуховые поля. Периодически встречаются знаки 7.11 «Место отдыха» и 7.9 «Гостиница или мотель», так что остановиться передохнуть или переночевать возможность есть всегда.

Практически всегда мне везло с погодой, температура в районе 30-35 градусов и отсутствие дождей, но в этом году с погодой была непонятная ситуация.

За неделю до планируемой даты отбытия в Волгограде была жара за 40, а ближе к отъезду начались постоянные дожди. Поскольку основной целью поездки была рыбалка, оба варианты печалили, при такой температуре в степи под солнцем можно незаметно для себя стать сочным жаркое, а дожди способны развести грейдерную дорогу до такой степени, что выбраться можно было бы только с гусеничной техникой. Но переигрывать ситуацию уже не получалось, пришлось надеяться на случай. На протяжении всего пути осадки отсутствовали, но небо оставалось хмурым.

На трассе Москва — Волгоград присутствуют стационарные камеры, реже встречаются мобильные. За последние пять лет меня останавливали дважды, оба раза на постах для проверки документов. Был случай, когда возвращаясь в Москву меня остановил сотрудник на стационарном посту под Волгоградом и, уточнив путь моего следования, попросил подвезти следователя за 300 километров.

В предыдущие визиты в Волгоград, от местных дорог оставалось самое негативное впечатление. После каждой поездки на машине приходилось перетряхивать подвеску. Зачастую, загородные трассы были лучше, чем дороги в самом городе.

В 2016 году ситуация с дорогами в Волгограде сдвинулась с мертвой точки, по крайней мере, на некоторых центральных трассах начали укладывать новый асфальт.

Туристический маршрут от Москвы до Волгограда

Туристический маршрут от Москвы до Волгограда

Путешествия по России

На чтение 4 мин Просмотров 617

Волгоград – город туристический, пронизанный геройским духом. Путь к нему лежит неблизкий, через несколько не менее интересных мест. В зависимости от ситуации преодолеть его можно разными способами – по воздуху, по суше, купив билет на поезд или самолет. А можно арендовать авто или подготовить к путешествию свой транспорт. Туристический маршрут от Москвы до Волгограда на машине пройдет хоть и не без хлопот, зато подарит незабываемые впечатления.

Маршрут на карте

Расстояние от Москвы до Волгограда составляет 970 км. Это дальняя дорога, которая предполагает тщательную подготовку к путешествию и несколько остановок по пути. В разных случаях подбирается свой способ передвижения – самолет, поезд, автобус, машина. Авиаперелет сократит время в дороге, но не является экономичным и интересным способом путешествия. Поезд и автобус подходят в случае экономии денег. Мы рекомендуем отправиться в дорогу на своем авто, чтобы увидеть местные достопримечательности и проникнуться духом дороги.

Маршрут почти в 1000 км – это 12 часов в пути, если держать направление по магистрали и не подсчитывать время на отдых и перекусы. С остановками выйдет на несколько часов дольше. А если посещать близлежащие города, на дорогу потратится гораздо больше времени. Зато путешествие выйдет интереснее и насыщеннее.

Какие города посетить по пути от Москвы до Волгограда

Стандартный маршрут пролегает через такие города как Тамбов и Мичуринск. Если планируются заезды в крупные города по дороге, то советуем остановиться еще в Туле, Рязани, Ельце, Липецке. Не совсем по пути будет располагаться город Воронеж, но, если вы устраиваете абсолютно туристическое путешествие с максимумом развлечений, можно заехать и в этот прекрасный город.

Тамбов

Одновременно современный и провинциальный город, который сочетает в себе русские традиции, новые веяния моды и православный уклад жизни. А потому туристу здесь будет интересно – посмотреть на Соборную площадь, Спасо-Преображенский собор, Тамбовский Арбат, Казанский монастырь, Костел Воздвижения Святого Креста. Обязательно сфотографируйтесь у Тамбовского волка, посетите Дом Асеева, Верстовой столб у Главпочтамта.

Мичуринск

В этом городе нет ничего особенного, но тем он и прекрасен. Сюда стоит заехать за простым отдыхом. В нем много религиозных сооружений — Боголюбский собор, Ильинская церковь, Скорбященская церковь. Исторический центр города построен в 18 веке и сохранил архитектуру того времени. Это миниатюрные уютные кварталы, в которых обычные дома соседствуют с купеческими особняками. Советуем еще посмотреть Литературный дом-музей князей Голицыных, Музей-усадьбу А.М. Герасимова, реку Лесной Воронеж.

Рязань

Рязань – исключительно туристический город, который представлен в основном своей прекрасной резной архитектурой и декором фасадов домов. Древний город, имеющий богатую историю и геройское прошлое. Здесь стоит посетить в качестве развлечения Рязанский Кремль, памятник Грибы с глазами, Мемориальный музей-усадьбу академика И.П. Павлова, Успенский собор, Музей истории рязанского леденца, Галерею пряников в Рязани, памятник Есенину.

Тула

Город, многим известный местными вкусными пряниками, самоварами и оружием. На самом деле помимо данных сувениров здесь можно купить и другие вещи: гармонь, пастилу, кружево, изделия из глины. Стандартные достопримечательности: Музей оружейного дела, Казанская набережная, Кремлевский сад. Более отстраненные туристические места: Успенский кафедральный собор, Экзотариум, зоопарк, Романцевские горы.

Липецк

Многие знают этот город, как место добычи металлов и развития промышленности, в частности черной металлургии. Туристических мест в нем немного, но посмотреть есть на что: Памятник Петру I, Нижний парк, Кудыкина Гора, Воргольские скалы, Христо-Рождественский кафедральный собор. Сувенирной продукции тоже не слишком много, но зато собраны самые сливки, в прямом и переносном смысле: липецкое мороженое, меланжевый шоколад. Славится здесь вкусная и полезная минеральная вода.

Елец

Небольшой населенный пункт, расположенный в Липецкой области. Город древний, с богатым культурным и историческим наследием. Сюда стоит заехать, чтобы посмотреть на старинную архитектуру, прогуляться по уютным улочкам и аллеям города. Советуем к просмотру сквер имени Пушкина, Вознесенский собор, Великокняжескую церковь, улицу Мира, Башню городских часов.

Воронеж

Город – столица Черноземья, очень уютный и развитый одновременно. Он стремится к мегаполису своим ритмом жизни и количеством жителей, но такой же комфортный для проживания, как и небольшой населенный пункт. Это город воинской славы, в честь этого в нем воздвигнуто множество исторических памятников. Советуем посетить памятник Котёнку с улицы Лизюкова и Белому Биму Черное Ухо, парк Алые паруса, Благовещенский кафедральный собор, Корабль-музей «Гото Предестинация», Каменный мост. А в качестве сувенира привезите местные пряники и конфеты.

Туристический маршрут от Москвы до Волгограда на машине станет прекрасной затеей, если продумать его досконально. Подготовьте машину, просчитайте время в пути и остановки для отдыха, запаситесь деньгами – и вперед в путешествие!

Автопутешествие Москва — Волгоград

Изначально это путешествие никак не было связано с Днем победы, просто была запланирована поездка в Волгоград, где мы еще не были. Но так получилось, что поездка пришлась на 5–9 мая, и все вокруг готовились к этому празднику, а особенно готовился Город-Герой Волгоград (или, если кому-то больше нравится, Город-Герой Сталинград). Честно говоря, это даже усилило впечатления от Волгограда, так как действительно там происходили неимоверные сражения, и посетить этот город накануне дня Победы — это двойная удача и невероятный эмоциональный подъем, надеюсь не только у меня, но и у моих детей, которым тоже хочется привить память о Великой Победе в Великой Отечественной Войне.

Но, начну по порядку. Эти майские путешествия стали для нас с друзьями уже традицией. Два года назад мы ездили по маршруту Москва — Нижний Новгород — Казань, в прошлом году Псков — Новгород Великий, в этом году мы запланировали следующий маршрут: Воронеж — Волгоград — Липецк. Основной нашей целью конечно был Волгоград, а в Воронеже и в Липецке мы планировали просто переночевать.

Прорабатывая план, хотелось посмотреть как можно больше, поэтому изначально в наши планы входило и посещение Куликова поля, и заезд в Дивногорье, и Кудыкина Гора, но в последствии выяснилось, что Кудыкина Гора на реконструкции, на Дивногорье нужно закладывать целый день, а дней и так не очень много, поэтому было решено заехать только на Куликово поле.

Мы заранее забронировали три квартиры в Воронеже на Московском проспекте, в Волгограде на улице Порт-Саид и в Липецке на улице 8-го марта. О самих квартирах напишу чуть позже. В этот раз наше путешествие впервые проходило с новым членом нашей семьи, с собакой. Недавно мы завели Цвергшнауцера и это теперь откладывало свой отпечаток на выбор гостиниц и квартир. Мы выбирали только те, где разрешено проживание с животными, это естественно немного сужало наш выбор, но в принципе в выборе мест для проживание все равно много выбор был достаточно большим.

Наше автопутешествие началось ранним утром 5 мая. Мы выехали на платную трассу М4 Дон, и помчались навстречу приключениям. Именно помчались, так как платная дорога шикарная и высокоскоростная, в некоторых местах ограничения скорости 130 км/ч, две полосы в каждую сторону, в общем ехать по такой дорогое одно удовольствие, а плата за нее не столь велика (на мой взгляд). Точных подсчетов я не вел, но в основном встречались платные участки по 65 рублей, по 100 руб, самый дорогой участок стоил около 150 рублей. Подробнее со стоимостью каждого участка можно ознакомиться тут: https://avtodor-tr.ru/ru/platnye-uchastki/tarify-na-proezd/. Мы проехали всего 4-е таких участка, после чего мы свернули в сторону нашей первой достопримечательности — Куликова Поля.

Куликово Поле

Наверное, почти каждый знает, чем знаменито Куликово поле. Для тех же кто не знает я немного расскажу.

Куликово поле — историческая местность на водоразделах Окско-Донского междуречья, представляющая собой протяжённый географический объект со степной растительностью, на участке которого находится место битвы 8 сентября 1380 года между соединёнными силами русских князей под предводительством великого князя московского Дмитрия Донского и войском золотоордынского беклярбека Мамая, окончившейся поражением в этой битве стороны татаро-монгольского войска. Площадь места непосредственного боевого столкновения по новейшим реконструкциям около 2 — 3 км².

Место исторического сражения, начиная с конца XVIII — начала XIX века, было традиционно локализовано местом слияния Непрядвы и Дона возле села Монастырщино (Кимовский район Тульской области). В последние годы на основе комплексного изучения письменных источников (памятников Куликовского цикла), их нового прочтения в связи с исторической географией появились научные данные, позволяющие пересмотреть канонический подход и отнести летописный ориентир легендарного Мамаева побоища «на Дону, на усть Непрядвы реки» к её истоку из Волова озера (Воловский район Тульской области).

Решающая победа русских войск в Куликовской битве (Мамаево или Донское побоище) стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению золотоордынского ига, которое в эпоху, последовавшую за Куликовской битвой, существенно изменило свой характер в сторону большей самостоятельности великих московских князей.

Подробнее о битве, о раскладе сил, о предыстории битвы можно прочитать на официальном сайте мемориального комплекса Куликово Поле

Как выяснилось мемориальный комплекс Куликово поле — это не одно место, а несколько разных:

  • Музейно-мемориальный комплекс и Конный двор в селе Монастырщино
  • Поле битвы
  • Мемориал на красном холме
  • Музей купеческого быта в поселке Епифань
  • Музейно-выставочный центр «Тульские древности»
  • МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС «КУЛИКОВО ПОЛЕ»

Мы заехали только в два места, в Музейно-мемориальный комплекс и Конный двор в селе Монастырщино и в Музейный комплекс «Куликово поле», откуда собственно отлично видно само место битвы, т. е. само Куликово поле.

1

В селе Монастырщино мы оставили машины на небольшой парковке рядом с церковьюРождества Богородицы. В музей «Поле русской славы», который расположен в здании бывшей школы мы решили не ходить, а вот на аллею памяти городов участников Куликовской Битвымы сходили. Во главе аллеи находиться памятник Дмитрию Донскому, а по краям памятники городам и участникам той битвы. Аллея небольшая, и провели мы в селе Монастырщино не более 30 минут.

1

После села Монастырщино, мы отправились в Музейный комплекс «Куликово поле». Перед комплексом есть достаточно большая парковка, есть ресторанно-экскурсионный комплекс, там можно купить билеты в музей, можно купить сувениры, ну и есть небольшой ресторан. Дальше пройдя немного вперед начинается дорога к самому музею. С обоих сторон этой дороги стоят копья. Дорога ведет на небольшой холм, где обустроена смотровая площадка, с этой площадки открывается чудесный вид на поле битвы. Сейчас конечно сложно представить себе как она проходила, но на смотровой площадке есть указатели, где располагались войска Мамая, где Дмитрия Донского, где располагался засадный полк, который и сыграл самую важную роль в битве. Под смотровой площадкой находиться музей куликовской битвы. Он разделен на две части: Музей экспозиция, посвященная битвам, проходившим здесь (не только во времена Золотой Орды, но и битвам с армией Наполеона и боям в Великую Отечественную Войну), вторая часть — это детский музей-квест, если честно я лично пожалел, что мы взяли билеты в детский музей, он был скушен и не очень интересен не только мне, но даже моим детям. Зато основная экспозиция очень интересная. Здесь есть и археологические находки тех времен: монеты, доспехи, оружие и многое другое. Есть круговое видеопредставление битвы: очень необычно когда с одной стороны на тебя смотрят Татары готовые рвануться в бой, а с другой стороны войско Дмитрия Донского, чувствуешь себя немного участником тех событий. Еще в этой части музея есть инсталляции битвы, сделанные из тысяч солдатиков, можно попробовать выстрелить из лука, посмотреть картины, написанные художниками о той битве. В общем эту часть обязательно рекомендую посетить.

В мемориальном комплексе мы провели более двух часов. После чего отправились дальше по маршруту до Воронежа. Кстати, на стоянке у Куликова Поля я заметил, что поймал колесом саморез, само по себе это не очень страшно, но не хотелось рисковать и очень хотелось найти какой-нибудь шиномонтаж для извлечения самореза и установки жгута. Шиномонтаж нашелся уже только на трассе, а от Куликова поля до М4 ни одного шиномонтажа не встретилось, да еще в придачу этот отрезок дороги был, пожалуй, самым худшим. Множество огромных ям, трещин и выбоин в асфальте. На этом отрезке я очень переживал, что не только дыру от самореза придется заделывать, но и вообще можно без колеса остаться. К счастью, все обошлось, и мы продолжили путь.

Ближе к вечеру мы въехали в Воронеж. Хозяин апартаментов нас уже ждал. Наша квартира была расположена в большом многоэтажном доме на первом этаже, перед квартирой небольшой тамбур на одну квартиру. Сама квартира чистая и уютная, есть все необходимое, кровать двуспальная, диван, на котором спали дети, и кровать и диван вполне удобные. Есть телевизор, холодильник, стиральная машина. Достаточно хороший wi-fi. В кухне есть посуда, тарелки, чашки столовые приборы все нормальное. Окна выходят во двор. Есть балкон. Легко нашли место для парковки во дворе дома. В общем мы остались очень довольны проживанием.

Разложив вещи, мы отправились на прогулку, главной целью в Воронеже был памятник Котенку с Улицы Лизюкова, из одноименного мультфильма. Вообще мультипликационные памятники не часто встречаются, кроме Воронежского котенка я еще видел Волка из мультика «Жил был Пес», который находиться в Томске.

Котенок же находился в 1,5 километрах от нашей квартиры. Погода стояла чудесная и мы решили прогуляться пешком. Описывать памятник Котенку с Улицы Лизюкова нет никакого смысла, проще посмотреть фотографии.

1
1

После котенка мы отправились искать какие-нибудь рестораны, куда пускают с собакой, и тут возникла проблема, поблизости вообще было не очень много ресторанов, в основном пивные, а ресторанов, в которые пускали бы с собакой вообще не нашлось. Мы практически дошли обратно до дома и только в ТЦ Москва нашли пиццерию, где спокойно смогли сесть и перекусить.

Первый день нашего путешествия плавно подходил к концу, а уже ранним утром следующего дня мы отправлялись в Волгоград.

До Волгограда мы уже ехали по трассе Р-22 «Каспий» (в прошлом М6). Эта дорога была значительно хуже, чем та, что была от Москвы до Воронежа, и самое главное, нам по дороге встретилось очень много мест (не менее 6 это точно), где шел ремонт дороги и было устроено реверсивное движение по одной полосе с использованием светофора или регулировщика. Кроме того, тут и там помимо стационарных камер встречались треноги, поэтому ехать нужны было очень аккуратно, не превышая разрешенную скорость. В связи с этим путь до Волгограда у нас занял почти весь день. Выехав из Воронежа около 8:30 мы въехали в Волгоград только в шестом часу вечера. Подъехав к дому (наша квартира располагалась на улице Порт-Саид) мы очень легко нашли парковку, мест было достаточно, а рядом с подъездом нас уже ждала хозяйка квартиры. Заселение прошло без особых проблем. Квартира расположена на 4-ом этаже, без лифта, но для нас лично это не было особой проблемой. Квартира однокомнатная, в квартире есть все необходимое: двуспальная кровать, диван (где спали дети), телевизор, стиральная машина, холодильник, газовая плита посуда в достаточном количестве. Есть хороший wi-fi. Проживание было достаточно удобное, за исключением нескольких моментов: очень сложно настраивается вода в душе, горячая вода зависит от газового котла и постоянно то вода слишком горячая, то слишком холодная (возможно надо приноровиться правильно настраивать), кровать была не очень удобная с одной стороны проваливалась, при этом вздымаясь с другой стороны, ну и последнее (мелочь конечно, но все равно) отваливался карниз, так что невозможно было нормально зашторить окна. Окна квартиры и балкон выходили на не очень оживленную улицу. Расположение квартиры отличное, в самом центре, легко пешком дойти до главных достопримечательностей Волгограда: дома «Павлова», мельницы Гергарда, музея Сталинградской Битвы и набережной(о которых чуть позже). Вокруг много магазинов кафешек и ресторанов. В общем проживанием мы остались довольны.

Быстро затащив свои вещи, особо их не разбирая, мы решили прогуляться до ближайших достопримечательностей.

Итак, мы отправились к Дому Павлова, мельнице Герагрда и музею Сталинградской битвы. От нашей квартиры, до них пешком минут 15 ходьбы.

Первое, что мы увидели это полуразрушенное здание мельницы Гергарда. Для тех кто не знает вот краткая справка об этой достопримечательности Волгограда и памятнике ВОВ.

1

Мельница Гергардта или мельница Грудинина — здание паровой мельницы начала XX века, разрушенное в дни Сталинградской битвы и не восстановленное как память о войне. Входит в состав Музея-заповедника «Сталинградская битва».

Мельница проработала до 14 сентября 1942 года, когда в здание попали фугасные бомбы, что вызвало пожар и остановку работы. В этот день оборонявшая центральную часть Сталинграда 42-я стрелковая бригада генерала Батракова отступила и сражалась на небольшом участке в районе Речного вокзала. В Универмаге, здании железнодорожного вокзала, здании драматического театра, тюрьмы на улице Голубинской остались окруженные советские очаги сопротивления из разрозненных тыловых частей 62-й армии и народного ополчения из сталинградских милиционеров, пожарных, рабочих. Ночью с 14-го на 15-е сентября для исправления катастрофического положения через Волгу переправилась 13-я гвардейская стрелковая дивизия генерала Родимцева. Подразделение лейтенанта Червякова заняло здание, оставило его в тылу и продолжило наступление на помощь к 10-й дивизии НКВД, окружённой возле вокзала. Однако после жестоких боёв с 15 по 20 сентября закрепиться на рубеже вокзала не удалось, выжившие советские солдаты отступили к мельнице.

1

Специфика боёв в жилой застройке Сталинграда заключалась в захвате узлов обороны — зданий или группы зданий с мощными стенами и подвалами, способными выдержать прямые попадания бомб и снарядов. Такой узел обороны служил укрытием для гарнизона, организации штурмовой группы для атаки на противника. Сплошная линия фронта отсутствовала, деревянные, одноэтажные здания, здания с глинобитными стенами игнорировались и служили нейтральной полосой. На этой полосе велась разведка, прятались снайперы, ставили мины саперы, но не было постоянного гарнизона.

К 20 сентября линия обороны устоялась, в мельнице оборону занял 3-й батальон 42-го стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии. Площадь 9-го января стала нейтральной полосой, с запада от мельницы немцами был захвачен «молочный» дом, с севера Г-образный дом, с юга Госбанк и комплекс НКВД, все они стали немецкими узлами обороны и окружили удерживаемые советскими солдатами здания с трех сторон. Мельница, дом Павлова и Заболотного стали «Пензенским» узлом обороны (по названию улицы Пензенская), причём здание мельницы осталось единственным многоэтажным зданием в районе центральной набережной, удерживаемой советскими войсками и как очень массивное и прочное — цитаделью Пензенского узла обороны. Последний оставшийся путь снабжения — соляная пристань центральной набережной у Волги, использовался только ночью с большим риском для плавсредств. Эта пристань в сложившихся условиях стала очень важным стратегическим участком — один из немногих пологих спусков к Волге. С этого участка удобно и занять плацдарм на западном берегу Волги (что и было сделано 13-й гвардейской стрелковой дивизией), и контролировать место возможной переправы на восточный берег.

Фронт пришёл в движение в январе 1943 года, 13-я дивизия начала наступление в район Мамаева Кургана, площадь 9-го января перестала быть простреливаемой нейтральной полосой. Только тогда удалось собрать тела погибших на площади, лежащих ещё и с сентябрьских боёв, и погибших в зимний период. Они похоронены в братской могиле на площади, после войны над ней сделан гранитный памятник. На данный момент на этой братской могиле нет имен, хотя некоторых из них возможно установить, в ней похоронены погибшие при атаке на «молочный дом» 22.10.1942, например И. И. Наумов, Н. Е. Заболотный.

Здание находилось в полуокружении 58 дней, и за эти дни выдержало многочисленные попадания авиабомб и снарядов. Эти повреждения видны и сейчас — буквально каждый квадратный метр наружных стен иссечён снарядами, пулями и осколками, на крыше железобетонные балки перебиты прямыми попаданиями авиабомб. Из здания взрывами выбиты сотни кубометров очень качественной кирпичной кладки и железобетона. Стороны здания свидетельствуют о разной интенсивности миномётного и артиллерийского огня — минимальные с волжской, с трёх других сторон видны следы расстрела из всех видов артиллерии, а также бойницы в оконных проёмах, сделанные защитниками дома. Уцелеть и не быть разрушенным до основания зданию помогла изначально заложенная в конструкцию повышенная прочность и виброустойчивость железобетонного каркаса, необходимая для работы промышленного оборудования мельницы.

Рядом с мельницей находиться Фонтан «Бармалей»(«Детский хоровод») — фонтан, который находился в городе Сталинграде и был установлен перед музеем обороны Царицына. В 2013 году в Волгограде были установлены две реплики фонтана в память о нём: одна рядом с мельницей Гергардта, имитирующая разрушенный фонтан, запечатлённый на знаменитой фотографии, другая на Привокзальной площади, похожая, но несколько отличающаяся от исторического сталинградского фонтана.

1
1

Вокруг мельницы можно посмотреть некоторую технику военных лет. Непосредственно перед мельницей находиться Советская техника: самоходные установки, артиллеристские орудия, с левого боку стоит уже Немецкая техника. А сзади находиться макет самолета Су-2.

Напротив мельницы Гергарда, буквально через дорогу, находятся остатки дома «Павлова» — Дом Солдатской Славы — 4-этажный жилой дом, в котором во время Сталинградской битвы в течение 58 дней героически держала оборону группа советских бойцов. Часть историков считают, что обороной руководил старший сержант Я. Ф. Павлов, принявший командование отделением от раненого в начале боёв старшего лейтенанта И. Ф. Афанасьева, отсюда и название дома. Однако, существует другая версия, что Я. Ф. Павлов был командиром штурмовой группы, захватившей здание, а обороной руководил старший лейтенант И. Ф. Афанасьев.

Немцы организовывали атаки по несколько раз в день. Каждый раз, когда солдаты или танки пытались вплотную приблизиться к дому, И. Ф. Афанасьев со своими товарищами встречал их шквальным огнём из подвала, окон и крыши.

Всё время обороны дома Павлова (с 23 сентября по 25 ноября 1942 года) в подвале находились мирные жители, пока советские войска не перешли в контратаку.

Из 31 защитника дома Павлова погибли трое — лейтенант-миномётчик А. Н. Чернышенко, сержант И. Я. Хаит и рядовой И. Т. Свирин. Были ранены, но пережили войну и Павлов, и Афанасьев.

После войны дом, удерживаемый гарнизоном старшего лейтенанта И. Ф. Афанасьева, стал первым восстановленным зданием Сталинграда. Официально восстановление дома началось 9 июня 1943 года. С восстановления дома началось черкасовское движение. Подвиг защитников дома Павлова увековечен мемориальной стеной на торцевой стене дома со стороны площади.

1

Надпись на ней гласит:

Этот дом в конце сентября 1942 года был занят сержантом Павловым Я. Ф. и его боевыми товарищами Александровым В. Е., Глущенко В. С., Черноголовым Н. Я. В течение сентября—ноября 1942 года дом героически защищали воины 3-го батальона 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизии: Александров А. П., Афанасьев И. Ф., Бондаренко М. С., Воронов И. В., Глущенко В. С., Гридин Т. И., Довженко П. И., Иващенко А. И., Киселев В. М., Мосиашвили Н. Г., Мурзаев Т., Павлов Я. Ф., Рамазанов Ф.3., Сараев В. К., Свирин И. Т., Собгайда А. А., Тургунов К., Турдыев М., Хайт И. Я., Черноголов Н. Я., Чернышенко А. Н., Шаповалов А. Е., Якименко Г. И.

4 мая 1985 года на торцевой стене дома со стороны улицы Советской открыта мемориальная стена-памятник. Авторы архитектор В. Е. Масляев и скульптор В. Г. Фетисов. Надпись на мемориальной стене гласит: «В доме этом слились воедино подвиг ратный и трудовой».

Возвращаясь из истории к нашей поездке и лично моим эмоциям от увиденного, скажу, что все это вызывает непередаваемые ощущения смесь гордости за наш народ, который выстоял в войне, и невероятной боли за каждого, кто здесь погиб. От увиденного почти каждую секунду подступал ком к горлу и так и хотелось разрыдаться, представляя какие мужественные солдаты защищали этот город и нашу Родину.

Рядом с мельницей Гергарда находиться сам музей Сталинградской Битвы, но вечером он уже естественно был закрыт, и мы планировали попасть в него на следующий день.

За мельницей было тоже много чего интересно. Во-первых, открывался чудесный вид на набережную и на само Волгу. Во-вторых, сбоку от мельницы находился «Воинский эшелон» — воинский поезд во главе с паровозом Эр, установленный в качестве памятника. Мемориальный комплекс сооружён в июне 2009 года и посвящён железнодорожникам и военным строителям, обеспечившим бесперебойное снабжение Сталинградского фронта военными грузами в период Сталинградской битвы.

1

Чуть дальше «Воинского эшелона», стоят три танка. По ним толпами лазают и скачут дети. Ближе к входу в музей находится танк без башни, рядом с которым на камне высечены строки стихов Константина Симонова:

Я Выкопал его бы, как он есть,
В пробоинах, в листах железа рваных,-
Невянущая воинская честь
Есть в этих шрамах, в обгорелых ранах.

На постамент взобравшись высоко,-
Пусть как свидетель подтвердит по праву:
Да, нам далась победа нелегко
Да, враг был храбр
Тем больше наша слава

1

Вообще все вокруг просто пропитано воинской славой. Весь мемориал как вечная память стойкости и смелости Советских Солдат. И в таких местах тебя особенно одолевает гордость, что ты живешь в такой великой стране, гордость за своих дедушек и бабушек, которые не просто пережили эту войну, а приняли непосредственное участие в разгроме врагов.

В общем место невероятное, но день подходил к концу, мы решили, что на следующий день еще раз сюда заедем, чтобы посетить музей Сталинградской битвы.

Ужинать мы пошли в ближайшей ресторан с открытой верандой, который назывался «Шафран»

Ресторан нам очень понравился, вообще я лично люблю восточную кухню. Выбор был достаточно большой, шашлыки, хачапури, салаты, восточные супы, все было очень вкусным, и цена была вполне приемлемая, около 3000 на четверых (два взрослых два ребенка), правда мы не брали никакого алкоголя.

После ресторана, мы медленно прогулялись до нашей квартиры, мы шли по проспекту Ленина, наслаждаясь теплым вечером, день был утомительным, но вечер получился ярким и запоминающимся. А на следующий день нас ждала не менее интересная программа.

Утром 8-го мая мы рано утром (около 9 утра) отправились на Мамаев Курган. Как потом выяснилось, это было очень правильное решение отправится так рано, потому что, когда мы уезжали с кургана, около 12 утра, на парковке рядом уже мест практически не было. А вот в 9–15, когда мы приехали, мы были вообще единственными. И что самое замечательное, и туристов вокруг было не очень много, можно было спокойно без толчеи и походить и фотографироваться.

А фотографировать и смотреть естественно было что. Родина Мать Зовет, одна из самых выдающихся скульптур не только в России, но и, наверное, во всем мире.

2

Немного о самой скульптуре. «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане. Одна из самых высоких статуй мира, высочайшая статуя России и Европы (без постамента — самая высокая статуя в мире на момент постройки в течение 22 лет).

Монумент является центральной частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.

Скульптор Е. В. Вучетича, а инженер Н. В. Никитина. По замыслу авторов статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.

Общая высота памятника — 85 метров (сама скульптура) — 87 метров (скульптура с установочной плитой). Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры без меча — 52 метра. Масса памятника — свыше 8 тысяч тонн.

Все это сухие цифры, а вот ощущения, от увиденной скульптуры передать гораздо сложнее. Эта статую невообразимо огромная, в мире есть всего несколько статуй выше, например, Будда Весеннего Храма в Китае и статуя Свободы в США.

Справа от монумента Родина Мать зовет находиться Всехсвятская церковь. Перед церковью малая братская могила и скульптура Женщина-Солдат.

Чем дальше удаляешься от статуи, тем лучше можно разглядеть всю ее, тем четче видишь замысел автора.

Вниз от статуи идет дорожка, вдоль которой расположены плиты-могилы с именами героев Сталинграда. В том числе здесь же находиться могила Маршал Чуйкова.

Далее после спуска, находиться Площадь скорби. На площади с одной стороны находиться скульптура скорбящая Мать, а с другой стороны вход на верхний ярус к Вечному Огню, где на стенах весят высеченные навечно имена погибших в битве за Сталинград. Имен на стенах не десятки, ни сотни, а тысячи.

2

Ниже расположена площадь Героев. В центре площади Героев расположен гигантский бассейн, который символизирует реку Волгу (его еще называют Озером материнских слез). Слева от бассейна стоит стена-знамя, на которой начертаны слова писателя Василия Гроссмана из романа «Жизнь и судьба»: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку? Смертны ли они?!».

Справа от бассейна — шесть скульптур, каждая из которых демонстрирует моменты боя: солдат поддерживает обессиленного друга, санитарка выносит на себе раненого, пехотинец с гранатой бросается под гусеницы фашистского танка…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *