Троицкий собор троице сергиевой лавры где находится
Перейти к содержимому

Троицкий собор троице сергиевой лавры где находится

  • автор:

Троицкий собор

Троицкий собор

Троицкий собор — первое каменное здание, построенное в Сергиевой Лавре, и один из немногих сохранившихся до наших дней храмов московского зодчества XIV — первой половины XV в. Собору свойственны все важнейшие особенности этого архитектурного стиля, выросшего из зодчества

Близкий к кубу четверик Троицкого собора с тремя высокими равными высоте четверика алтарными апсидами утвержден на мощном белокаменном цоколе и, подобно древним храмам Владимира и Суздаля, целиком сложен из белого камня. Блоки обработаны и подогнаны друг к другу столь тщательно, что швы между ними едва различимы. Стены сложены с заметным наклоном внутрь, что придает собору пирамидальную форму, дополнительно подчеркнутую соответствующей формой оконных откосов и порталов. Эта особенность добавляет облику собора мощь и высоту. Плоскости фасадов с трехчастным членением широкими плоскими лопатками, — особенность раннемосковской архитектуры. Фасады по традиции завершены закомарами, но с московской особенностью, — вертикальным зубцом над каждой. Это так называемые «килевидные закомары». Очертания закомар повторяются в завершениях перспективных порталов, колонки которых в средней части украшены «дыньками» или «бусинками», что также характерно для раннемосковского зодчества. Над четвериком Троицкого собора возвышается высокий световой барабан, несущий шлемовидную главу и крест. При внешней ясности, простоте форм и декора Троицкий собор — сложнейшее архитектурное сооружение. Если снаружи наклон его стен начинается от цоколя, то внутри — только от арок порталов, благодаря чему наклон, оставаясь незаметным, облегчает обзор фресковой живописи. Сложна и искусно выполнена кладка арок и сводов, имеющих необычные параболические очертания. Четыре подпружные арки, соединяющие опорные столпы и несущие световой барабан и главу, подняты заметно выше сводов; так зодчие увеличили высоту подкупольного пространства собора, высота которого от пола до купола не так уж и велика — 23 метра.

Еще одна особенность внутреннего устройства Троицкого собора — несоответствие положения лопаток расчленяющих фасады его стен расположению внутренних опорных столпов. Столпы, а вместе с ними и глава, смещены к алтарным апсидам и придвинуты к северному и южному фасадам четверика. За счет такого смелого решения, не знакомого древнему зодчеству, удалось выполнить, по крайней мере, три сложнейших задачи. , смещение светового барабана позволило уравновесить силуэт собора с южной и северной сторон. , смещенный к апсидам и прорезанный десятью очень высокими окнами, световой барабан поставлен над иконостасом, что обеспечивает достаточное его освещение. , благодаря смещению опорных столпов к стенам, удалось расширить площадь собора, сделать его более вместительным и улучшить обзор иконостаса. Не случайно предположение, что наряду с зодчими участие в замысле архитектуры Троицкого собора Лавры принимал величайший художник Древней Руси Андрей Рублев, украсивший его фресками и иконами.

Троицкий собор не только первый каменный храм Лавры и уникальный памятник архитектуры. Подобно тому, как Преподобный Сергий Радонежский есть начало и духовная опора Лавры, Троицкий собор — «похвала» Преподобному — есть исходная точка архитектурного ансамбля Сергиевой Лавры. Достаточно присмотреться к издавна сложившейся планировке Лавры. В плане ее территория близка к прямоугольнику, площадь которого пересекают две главные дороги. Обе начинаются от Троицкого собора. Одна, начинаясь от храма Преподобного Сергия, приводит к Святым вратам на западной стороне Лавры. Другая дорога от Троицкого собора ведет к Каличьим воротам на северной стороне обители. Расходясь от Троицкого собора почти под прямым углом, названные дороги определяют и прямоугольную планировку территории Лавры, и место расположения ее основных зданий.

Троицкий собор — мерило архитектурного ансамбля Лавры. Впервые это отметил , автор и исполнитель первой комплексной программы реставрации Лавры (1938 г.). Он нашел, что соотношение объемов и высот основных зданий Лавры построено на гармонических пропорциях так называемого «золотого сечения». Расстояния между зданиями Лавры также определяются высотой Троицкого собора. Так, например, церковь Св. Духа удалена от Троицкого собора приблизительно на две его высоты, а Успенский собор — на три.

Почитание Преподобного Сергия находило выражение в особом отношении к Троицкому собору: поколения насельников и богомольцев Лавры, стремились украсить собор, выделить его в ряду других храмов Лавры и тем выразить любовь и уважение игумену Земли Русской. В 1510 г., возвратившись из успешного похода на Новгород и Псков, великий князь Василий III приказал обить главу Троицкого собора железом. В тот же год, на праздник Св. Троицы, он прибыл в монастырь и «поставил свещу негасимую у Сергиева гроба». В мае 1556 г. великий князь Иван IV (Грозный) посетил Лавру перед походом на крымских татар. Быть может, именно тогда, накануне вероятного сражения с опасным врагом, он вспомнил пожертвование своего отца и «велел у Живоначалныя Троицы у болшой церкви верх золот рядити…». Наконец, около 1720 г. была позолочена и вся кровля Троицкого собора. Золоченые глава и кровля Троицкого собора еще более выделяли его среди окружающих зданий Лавры, многие из которых вплоть до второй половины XVIII столетия покрывались тесом.

Подобно тому, как многочисленные ученики вскоре окружили Преподобного Сергия, Троицкий собор через некоторое время со всех четырех сторон окружили разнообразные пристройки. В результате Троицкий собор превратился в самостоятельный и, , очень живописный архитектурный ансамбль внутри общего ансамбля зданий Лавры. Тем не менее, нельзя не признать, что позднейшие разностильные пристройки, утрата позакомарной кровли, раскраска стен в значительной степени умалили то изначальное впечатление мощи и суровой величавости, которого добивались мудрые строители Троицкого собора. Положение исправили реставрационные работы, проводившиеся с перерывами в годах XX в., и, прежде всего, удаление северной паперти, очистка фасадов от раскрасок и, наконец, восстановление позакомарного покрытия собора. На рубеже XX — XXI вв. Троицкий собор вновь стал объектом приложения труда реставраторов. Специалисты созданного в стенах Лавры Патриаршего центра благоустроили территорию вокруг собора и замостили ее булыжником, что избавило цоколь древнего храма от переувлажнения, побелили фасады, отремонтировали кровлю четверика и алтарных апсид, возобновили позолоту. Обновленный Троицкий собор — «похвала» Преподобному Сергию, как и прежде, притягивает к себе взоры, умы и сердца гостей Сергиевой Лавры.

Троицкий собор (1422-23 гг.)

Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Он был воздвигнут преподобным Никоном в 1422-23 гг. «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392) на месте первой деревянной Троицкой церкви. Строительство храма осуществлялось при содействии сына великого князя Дмитрия Ивановича Донского — Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника Преподобного Сергия. Место, где покоятся мощи Троицкого первоигумена, — святая святых монастыря.

Собор духовенства и ученики блаженного с великодержавными князьями приняли доброе решение
заложить каменную церковь над гробом святого. Ближайший ученик святого Никон вместе с братией
начал с помощью христолюбивых князей, имевших к святому веру, любовь и усердие,
строить святой храм Единосущной Троицы в похвалу своему отцу.
И он воздвиг прекрасную церковь, и покрыл ее дивными росписями,
и наполнил украшениями.

Троицкий собор представляет собой небольшой четырехстолпный крестовокупольный храм с одной главой и тремя невысокими апсидами на высоком подклете (часть подклета в настоящее время закрыта культурным слоем). Стены собора сложены из правильных блоков белого камня, их толщина и массивность подчеркивается глубокими перспективными порталами и узкими щелевидными окнами. Плоские широкие лопатки придают фасадам трехчастное деление и имеют значение конструктивных пилястр. Гладкие стены собора завершаются килевидными закомарами, арочная кладка которых опирается на капители пилястр и отделена от плоскости стен дополнительным уступом (впервые в русском зодчестве таким образом используется оригинальная трактовка классической ордерной системы). Килевидную форму закомар повторяют два ряда кокошников у основания барабана купола, сохранившего древнюю шлемовидную форму. Единственным украшением собора служит широкий орнаментальный пояс из трех лент искусно высеченного «плетеного» узора, который украшает фасады, алтарные апсиды и барабан купола.

Вид на Троицкий собор с северной стороны

Несмотря на небольшие размеры — высота храма до верха креста равна 30 м, — собор создает впечатление величественного и мощного сооружения. Все формы храма просты и компактны — апсиды почти не выступают за пределы основного объема и подняты на одну высоту, килевидные арки (кокошники) едва возвышаются над закомарами фасадов, стены имеют значительный наклон внутрь (до 45 см). Суровая красота и лаконичность декора — белокаменных резных поясов с повторяющимися мотивами вплетенных крестов и цветов — придают сооружению черты совершенства, которые летописец выразил словами: «церковь прекрасная воздвижена».

М.Гадалов. Вид Троицкого собора
и Никоновского придела с восточной стороны. Литография. 1853 г.

Типологически Троицкий собор относится к немногим сохранившимся памятникам раннемосковского зодчества конца XIV — начала XV в., когда сложился образ компактного одноглавого придворно-княжеского храма без притвора. К этому типу принадлежат соборы в Звенигороде — Успенский на Городке (1400) и Рождественский Саввино-Сторожевского монастыря (1405), а также Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1427). Немногочисленные раннемосковские храмы создавались по повелению членов великокняжеского дома. Возведение в Троицком монастыре одного из первых в Московской Руси белокаменных соборов свидетельствовало об историческом признании великого значения личности Преподобного Сергия и основанной им обители.

Покров с мощей прп. Сергия Радонежского. Нач. XV века

Внутреннее пространство собора отличается удивительной целостностью. Мягкий рассеянный свет, идущий сверху из десяти (вместо обычных восьми) узких окон барабана купола, позволяет вдумчиво и неспешно созерцать святые лики высокого пятиярусного иконостаса, пристолпных и пристенных киотов, фресковой живописи. У южной стены рядом с иконостасом находится гробница основателя монастыря Преподобного Сергия. В соборе соблюдена древняя византийская традиция расположения раки с мощами святого в южной части храма, перед алтарем, перпендикулярно иконостасу.

Конструктивные особенности придают памятнику черты неповторимого своеобразия. Столпы собора сильно сдвинуты к востоку, его глава смещена к алтарной части, южный и северный порталы расположены ближе к апсидам. Такой архитектурный прием позволяет увеличить пространство центрального нефа, делая в то же время алтарную часть храма небольшой по размеру. Наклон стен, пилонов и барабана купола к центру храма, вытянутые арки верхней части собора создают впечатление увеличенной высоты сооружения. Вся система крестово-купольного храма здесь подчинена одной задаче — созданию единого целостного внутреннего пространства.

Иконостас Троицкого собора уникален. Он создавался в то время, когда в русской церковной традиции складывался системно продуманный и зрительно цельный многоярусный иконостас как образ Града Небесного, как явление Церкви Небесной Церкви земной. Это единственный комплекс начала XV в., сохранившийся в храме, для которого и был предназначен.

Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры

Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425-1427 гг. В качестве главной храмовой иконы «в похвалу Преподобному Сергию» была написана икона «Троица» — великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. Идея Триединого Бога воплощена в иконе с удивительным совершенством. Образ исполнен глубокого смысла, отражая суть подвижнического служения Преподобного Сергия: «дабы воззрением на Святую Троицу искоренялась ненавистная рознь мира сего» (с 1929 г. икона хранится в Государственной Третьяковской галерее; в иконостасе представлена копия).

Святая Троица. Копия иконы прп. Андрея Иконописца

Икона «Троица» преподобного Андрея Рублева создавалась как «наместница», то есть икона нижнего, местного, чина иконостаса. В Троицком соборе этот ряд иконостаса формировался на протяжении XV—XVII столетий. Его складывание происходило одновременно с появлением икон на стенах и столпах собора и в значительной степени определялось общим процессом формирования и развития литургического пространства храма, важнейшим элементом которого была почитаемая святыня — гробница с мощами основателя монастыря Преподобного Сергия Радонежского.

Рака преподобного Сергия Радонежского

В XVI в. местный ряд был дополнен двумя иконами «государя и царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси вкладу». Это икона «Троица» (в настоящее время находится слева от Царских врат) и «образ местной чудотворца Сергия з деянием, обложен златом». Поясное изображение Преподобного Сергия датируется концом XV в. и относится исследователями к работам круга Дионисия. Этот образ является наиболее ранним из известных житийных икон Преподобного Сергия.

Прп. Сергий с житием. Конец XV в.
Вклад царя Иоанна Васильевича (Грозного)

Андрей Рублев «с сотоварищи» написали иконы трех рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого чинов. Деисусный чин включает пятнадцать икон с изображениями святых, в том числе воинов-великомучеников Георгия и Димитрия, образы которых связаны с традицией общецерковного поминовения погибших воинов в Димитриевскую субботу. Истоки этой традиции восходят к молитве Преподобного Сергия Радонежского, во время которой он поминал имена погибших на Куликовом поле воинов князя Дмитрия Донского.

В праздничном ряду из девятнадцати икон на сюжеты евангельской истории от Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова до Успения Пресвятой Богородицы центральное месте занимают две иконы «Причащение апостолов». Пророческий ряд включает шесть парных икон с поясными фигурами пророков и является древнейшим из известных нам изображений пророков в иконостасе.

В 1600 г. по заказу царя Бориса Федоровича Годунова был выполнен верхний чин — двадцать одна икона «праотцев с херувими, обложены серебром».

Новопостриженные монахи обители прп. Сергия в Троицком Соборе Лавры

В 1643 г. Царь Михаил Федорович «пожаловал. в церковь двери царские» в серебряном чеканном окладе. Царские врата из рублевского иконостаса были перенесены в построенную в 1635-1637 гг. церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (ныне находятся в музее «Ризница Троице-Сергиевой Лавры»). В местном ряду иконостаса и на юго-западном столпе сохранились подписные иконы известного мастера Оружейной палаты Московского Кремля, царского изографа Симона Ушакова: «Спас Нерукотворный» (1674), «Спас на престоле» (1684), «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1682).

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры

В отличие от иконостаса первоначальная стенопись Троицкого собора почти полностью утрачена, исключением является небольшой фрагмент в алтаре храма. В 1635 г. фрески собора были возобновлены с сохранением иконографической схемы древней росписи. В последующие столетия живопись неоднократно поновлялась и покрывалась новыми записями (в последний раз — в 2002-2004 гг.).

Рака преподобного Сергия Радонежского

До конца XVI в. мощи Преподобного Сергия пребывали в деревянной раке, созданной после их чудесного обретения (в настоящее время находится в Успенском соборе). К 1585 г. по заказу царя Иоанна IV Васильевича и его сына Федора Иоанновича для главной святыни монастыря была изготовлена серебряная рака, украшенная накладными фигурными чеканными клеймами с текстами Жития Преподобного Сергия. В 1730-1741 гг. повелением императрицы Анны Иоанновны для раки с мощами была изготовлена серебряная сень (весом более 25 пудов). Чеканная крышка раки относится к XIX в. За стеклом рядом с гробницей помещены вещи Преподобного — схима, посох и две деревянные литургические тарели. Внутреннее убранство храма видоизменялось и пополнялось новыми драгоценными пожертвованиями на протяжении нескольких столетий. После 1917 г. в Троицком соборе были оставлены лишь наиболее важные памятники.

Паникадило. Конец XV в. Вклад царя Иоанна Васильевича (Грозного)

Подкупольное пространство храма освещает медное золоченое паникадило конца XV в. работы немецкой мастерской Фишеров. Позднеготический памятник с литыми фигурами Спасителя, Пресвятой Богородицы и двенадцати апостолов является одним из многочисленных вкладов в Троицкий монастырь царя Иоанна Васильевича Грозного. К более позднему времени относятся серебряные чеканные оклады икон праотеческого чина (1778 г.) и киоты с фронтонами вокруг столпов (XIX в.).

Архиерейское к ресло в алтаре Троицкого собора

В алтаре собора сохранились стальное золоченое архиерейское кресло работы тульских мастеров конца XVIII в., подаренное священноархимандриту Троице-Сергиевой Лавры митрополиту Московскому Платону (Левшину), а также сделанная в 1809 г. из серебра сень над престолом.

Примыкающая к собору западная паперть впервые упоминается в 1584 г. При входе в собор со стороны паперти рядом с расписным порталом можно увидеть фрески XVI в. с изображением преподобных Сергия и Никона Радонежских.

Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг.

Захоронение князя Андрея Владимировича, сына князя Владимира Храброго
— героя Куликовской битвы. Южная стена Троицкого собора

В юго-западном углу храма находится памятная доска над могилой Радонежского князя Андрея Владимировича (в иночестве Саввы).

Троицкий собор — главный храм Лавры. В архитектурном ансамбле Лавры его главенство подчеркивается золоченным позакомарным покрытием и проспектом, который напрямую соединяет собор со Святыми воротами.

Реставрация Троицкого собора началась в 1925 году с разборки позднейшей северной паперти и с восстановления белокаменной кладки северного фасада. Работами руководил архитектор Д.П. Сухов. В 1926 году им же восстановлены три из пяти ранее растесанных оконных проемов в апсидах храма.

В 1939-40 гг. были проведены зондажи для поиска следов фресок XV в. Реставрация фресковой живописи завершилась в 1953 году.

Вид Троицкого собора
и Никоновского придела с юго-восточной стороны

В 1954 году, под руководством архитектора В.И. Балдина, возобновилась реставрация фасадов собора: они были очищены от наклеенного на них холста и масляной живописи XVIII-XIX вв., были восстановлены древние формы порталов и оконных проемов. В 1966 году данный этап реставрации был завершен восстановлением позакомарного покрытия.

Знаменный хор Троицкого собора Лавры

Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно:

— в будние дни:

Общий братский молебен и полунощница у мощей преподобного Сергия Радонежского — в 5 час. 30 мин.; Божественная литургия — начало в 6 час. 30 мин.; соборный молебен с акафистом Божией Матери — по пятницам, начало в 17 часов; молебны с акафистом преподобному Сергию у раки с его святыми мощами — с 8 час. 30 мин. до 20 час. 30 минут.

— в воскресные и праздничные дни:

Божественная литургия — начало в 6 час. 20 мин.; молебны с акафистом преподобному Сергию — с 5 час. до 6 час. 15 мин. и с 8 час.30 мин. до 20 час. 30 мин.; соборный молебен с акафистом преподобному Сергию — по воскресеньям, начало в 17 часов.

На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужение совершатся по особому расписанию.

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной.

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной

Собор. Действует.
Престолы: Троицы Живоначальной, Никона Радонежского
Архитектурный стиль: Раннемосковский
Год постройки: Между 1422 и 1423.
Ссылки:
Адрес: Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Координаты: 56.309717, 38.129479
Проезд: находится на территории Лавры

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
27 июня 2021

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
23 июня 2020

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Собор после реставрации 2013-2014 гг.
Виталий Дробиленко
15 сентября 2014

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир
24 февраля 2013

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир
24 февраля 2013

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Вид с севера с третьего яруса колокольни.
Роман Бобков
27 января 2013

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
20 июля 2011

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область

Алексей Александров
22 мая 2011

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область

Игорь Лугачёв
18 июня 2006

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область

Сидоров Григорий
12 июня 2006

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область

Сидоров Григорий
12 июня 2006

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Вид с колокольни
Dr. Robert!
10 апреля 2006

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Вид с колокольни
Dr. Robert!
10 апреля 2006

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область

JuNe
30 октября 2005

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область

JuNe
19 августа 2005

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Рано утром. Никоновский придел (купол слева) и Троицкий собор (правый купол).
Dr. Robert!
12 июня 2005

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Троицкий собор
Александр
11 мая 2005

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область

Андрей Агафонов
1 ноября 1989

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область

Андрей Агафонов
1 ноября 1989

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Фото из архива автора.
Александр Момент
15 мая 1969

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
27 июня 2021

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
27 июня 2021

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
27 июня 2021

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
27 июня 2021

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Серапионова палатка. Херувимы.
Михаил Владимиров
27 сентября 2020

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область

Алексей Кротов
3 мая 2018

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
27 сентября 2014

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область

Андреева Ирина
3 августа 2014

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир
24 февраля 2013

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир
24 февраля 2013

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
12 февраля 2012

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область

Алексей Кротов
18 сентября 2011

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область

Алексей Александров
22 мая 2011

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область

JuNe
19 августа 2005

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Троицкий собор
JuNe
19 августа 2005

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Внутреннее убранство
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
20 июля 2011

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
27 июня 2021

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область

Елена Григорьева
1 июня 1960

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Фото Германа Гроссмана. 1958 год
Елена Григорьева
1 июня 1958

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Фото Германа Гроссмана. 1958 год
Елена Григорьева
1 июня 1958

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
1939 год
Алексей Кротов
1 июля 1939

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
1925 год
Алексей Кротов
1 мая 1925

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Спутник экскурсанта / Центр. экскурс. комис. при Моск. учеб. окр. Св. Троице-Сергиева Лавра. М1914
Андрей Агафонов
1 января 1914

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Спутник экскурсанта / Центр. экскурс. комис. при Моск. учеб. окр. Св. Троице-Сергиева Лавра. М1914
Андрей Агафонов
1 января 1914

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Спутник экскурсанта / Центр. экскурс. комис. при Моск. учеб. окр. Св. Троице-Сергиева Лавра. М1914
Андрей Агафонов
1 января 1914

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, Фото из иллюстрированного прибавления к газете

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Фото из иллюстрированного прибавления к газете «Московский листок»
Андрей Агафонов
1 января 1907

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
1896 г. http://pastvu.com/p/141152
Елена Григорьева
1 июня 1896

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, Фото из книги

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Фото из книги «В память Священнаго Коронования»
Андрей Агафонов
1 января 1896

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, Фото из журнала

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Фото из журнала «Нива»
Андрей Агафонов
1 января 1895

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Рисунок 1854 г
Елена Григорьева
1 июня 1854

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Фото начала ХХ века. Альбом «Виды Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» http://andcvet.narod.ru/serg_l/SERG.html
Т.
??

Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной, Фото из книги Грабарь И.Э.

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Фото из книги Грабарь И.Э. «История русскаго искусства».М 1910-1913
Андрей Агафонов
??

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Фотоснимок с дореволюционной тиражной фотокарточки.
Алексей Кротов
??

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Фотоснимок с фотографии 1898 г.
Алексей Кротов
??

, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область’>
Фотоснимок с фотографии, сделанной в нач. ХХ века.
Алексей Кротов
??

Карта и ближайшие объекты

Статьи

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)

Статью добавил(а): Павел, 28 мая 2006

Троицкий собор (1422-1423 гг.) — один из немногих сохранившихся образцов раннемосковского белокаменного строительства. Традиционный крестово-купольный четырехстолпный храм отличается небольшими размерами и скромным резным декором. Своеобразие постройке придает многоярусное завершение, образованное системой закомар и кокошников.

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)

Статью добавил(а): Юрий Верещагин, 1 октября 2011

Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители.

Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества. С Троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425–1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, к сожалению, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 г. и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV в. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга.

По материалам официального сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Дом Живоначальной Троицы

Статью добавил(а): Анонимный участник, 8 апреля 2015

Белокаменный Свято-Троицкий собор был построен в 1422-1423 гг. по заказу игумена Никона вместо сгоревшего деревянного постройки 1412 г. Средства на строительство были пожертвованы Великим князем Московским Василием I Дмитриевичем и его младшим братом, крестником Преподобного князем Юрием Дмитриевичем Звенигородским. В собор были перенесены обретенные в том же году мощи преподобного Сергия. Росписи и иконы храма «могуще зрящих удивить и поныне» были исполнены в 1425-1427 гг. прп. Андреем Рублевым и Даниилом Черным » с товарищи». С XVI в. облик здания начинает меняться: в 1510 г. сделана новая металлическая, в 1556 г. позолоченная глава, с юга пристроены придел над гробом прп.Никона (1548) и палатка над могилой новгородского архиепископа Серапиона, бывшего до епископской хиротонии архимандритом Троицкого монастыря (ск.1516) (1559); с запада паперть (до 1584). В XVIII-XIX вв. у собора появилась четырехскатная кровля и северная паперть. Начатая в 1925 г. Д.П. Суховым реставрация внешнего облика здания в основном завершена в 1966 по проекту В.И. Балдина.

Собор — один из важнейших памятников раннемосковского зодчества, принадлежит к характерному для эпохи типу крестовокупольных храмов, одноглавых, четырехстолпных и трехапсидных, с повышенными подпружными арками и позакомарным покрытием. Его четверик с высоким цоколем имеет несколько наклонные внутрь стены что при сужающихся вверх проемах и барабане создает иллюзию большей высоты и монументальности сооружения. Фасады, расчлененные лопатками на три прясла, завершены килевидными закомарами; вместе с диагональными кокошниками, до 1510 г. примыкавшими к постаменту барабана, они образовывали ярусный верх здания. Входы обрамлены перспективными порталамис килевидным архивольтом. Стены храма, верх апсид и барабана украшают трехчастные пояса с каменной резьбой. Членения интерьера не совпадают с фасадными. Подкупольное пространство, благодаря наклону внутрь параболических подпружных арок, сужается вверх, к барабану. Своды коробовые. В плоскости восточных столбов устроена алтарная преграда до 3 м высотой. Пол настлан метлахской плиткой. В 1635 г. пришедшие в ветхость рублевские фрески были заменены новыми на основе прежней композиции. Эти росписи реставрировались в 1949-1954 гг. бригадой П.И. Нерадовского и в 1982-1985 гг. — Е.Г. Батхеля. В 2004 г. в ходе последующих реставрационных работ были обнаружены фрагменты штукатурки с прорисями композиций времен преподобного Андрея Рублева. В основном сохранился ранний высокий иконостас, уникальное произведение московской живописи XV в. Деисусный, праздничный и пророческий ряды в нем принадлежат мастерам времен преподобного. Главная икона, «Троица» находится в ГТГ, на ее месте расположена талантливая копия. Верхний, пятый ряд иконостаса создан в 1600 г. на вклад Бориса Годунова. Серебряная рака с мощами преподобного Сергия создана в 1585 г. при царе Феодоре Иоанновиче по повелению его отца, Ивана Грозного, умершего в 1584 г. Пышная сень над ракой, весом в 25 пудов серебра, сооружена в 1737 г. по повелению императницы Анны Иоанновны в мастерской Д. Прифа по рисунку придворного художника и ювелира Каравакка. Здесь же под стеклом сохраняются посох и схима преподобного, деревянные литургические сосуды времени его жизни. В соборе крестили наследников московского престола — Василия III , его сына Ивана Грозного и детей последнего. Уникально центральное паникадило Троицкого собора, которое в качестве трофея было вывезено русскими войсками из Ливонии и подарено Иваном Грозным в Троицкий монастырь. Оно изготовлено в конце XV — начале XVI вв. в Германии.

Придел преподобного Никона был построен в 1548 и перестроен в 1623 г. Реставрирован в 1930-х-1950-х гг. И.В. Трофимовым и В.И. Балдиным. Маленький кирпичный храмик, до половины высоты стен облицованный белым камнем, принадлежит к типу бесстолпных одноглавых одноапсидных церквей. Его четверик с поясом килевидных нишек вверху завершен ярусом кокошников и луковичной главой. Крупный полукруглый алтарь, а также западный фасад украшены аркатурой на тонких колонках с бусинами. Придел перекрыт коробовым сводом с распалубкой, прорезанной отверстием светового барабана. «Сепапионова палатка» построена по преданию, на месте келии преподобного Сергия, в которой он сподобился видения Пресвятой Богородицы с апостолами. В память об этом на западной стене установлен образ «Явление Божией Матери преподобному Сергию». Палатка полностью перестроена в 1829 г. В 1950 г. расписана «под старину». Здесь также погребены другие бывшие архимандриты обители — Святителя Митрополита Иоасафа (Скрипицына) (ск. 1555), преподобного Дионисия (Зобнинского) (ск. 1633), который вместе с троицким келарем Авраамием Палицыным в 1611-1612 гг. писал и рассылал патриотические послания, поднимавшие русский народ на борьбу с польско-литовскими захватчиками. Также палатка является хранилищем монастырских святынь, среди которых правая рука первомученика архидиакона Стефана (ск. 34).

Западная паперть, впервые упомянутая в 1584 г., в 1642 г. перекрыта вспарушенным сводом. Здесь сохранились фрагменты росписей XVI в. Под западным притвором собора — усыпальница князей Трубецких и Одоевских с белокаменными надгробиями.

«Собор Троицкий и «Серапионова палатка» (отдельно) в комплексе «Монастырь Троице-Сергиева лавра» являются объектами культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).

Источники: Каталог «Памятники архитектуры Московской области», т.2. — М., Строийздат, 1999 г. Материалы официального сайта Троице-Сергиеврй лавры «Дом Живоначальной Троицы». Демидов С.В. «По Троицкой дороге» Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005 г.

Кирилл Аминов, 8 апреля 2015 г.

Статью добавил(а): Сергей Ковров , 4 апреля 2018

Собор сооружен в 1422 г. над гробом Сергия Радонежского на месте деревянного собора 1412 г., посвященного Троице (строительство осуществлялось на средства Московского вел. кн. Василия I и Звенигородского кн. Юрия Дмитриевича). В XV-XVI вв. здесь крестили наследников московского престола, скрепляли договоры целованием креста у гроба Сергия. Как и собор Успения «на Городке» в Звенигороде, это четырехстолпный, крестовокупольный храм, стоящий на подклете и возведенный из белого камня. Но декор в соответствии с общим обликом здания стал строже: осталась только тройная лента резного орнамента, опоясывающая стены, апсиды и барабан. Стены членятся здесь лишь плоскими лопатками, на которые опираются килевидные арки закомар.

Все формы храма очень просты и компактны апсиды почти не выступают за пределы основного куба и подняты на одну высоту, к самому его верху; килевидные кокошники, так называемые диагональные закомары, едва возвышаются над закомарами фасадов (кокошники у постамента барабана разобраны в 1510г.); гладкие стены имеют довольно значительный наклон внутрь, чему соответствует сужение кверху барабана купола. Внутренняя конструкция здания не отвечает членениям его фасадов. Небольшой по размерам храм-мавзолей внутри довольно просторен: его столпы сильно сдвинуты к востоку, и алтарная часть очень невелика, что связано, вероятно, со стремлением увеличить вместительность храма. Но этот сдвиг неблагоприятно сказался на внешнем облике здания, несколько нарушив его центричность и равновесие масс: глава смещена к востоку, западные диагональные закомары оторвались от нее, южный и северный порталы также расположены не в центре, а ближе к апсидам. Ради восстановления симметрии и пришлось сохранить равномерное трехчастное членение фасадов лопатками, не выявляющее внутренней планировки.

Внутри плоскости стен, лишенные всяких декоративных элементов, производят еще более строгое впечатление, чем наружные стены фасадов. Со стороны западного фасада в XVI в. к собору пристроили паперть, а с юго-восточной 1548 г. над гробом игумена Никона Никоновский придел (в 1623 г. перестроен). Около 1425-1427 гг. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным с помощниками. В 1635 г. их фрески ввиду плохой сохранности были сбиты и заменены новыми, исполненными местными иконописцами, но с сохранением старой системы росписи. В дальнейшем стенопись неоднократно поновлялась. В настоящее время стены собора (в их верхней части) украшают фрески 1635 г., раскрытые в процессе реставрационных работ 1949-1954 гг. (в нижней части стен роспись не сохранилась и была восстановлена заново в стиле XVII в.). Первоначальная орнаментальная роспись, принадлежащая Андрею Рублеву, сохранилась лишь на откосах двери в дьяконнике.

Одновременно с Троицким собором в 1635 г. был расписан и Никоновский придел, но живопись этого времени сохранилась только в его средней закомаре над апсидой (композиция «Богоматерь с младенцем и святителями») и в простенках барабана купола (фрагментарно). Андреем Рублевым и Даниилом Черным с артелью был выполнен ок. 1425-1427 гг. и иконостас (за исключением праотеческого яруса, созданного в 1600 г. по велению Бориса Годунова). Кроме того, Андрей Рублев несколькими годами раньше написал для Троицкого собора икону «Троица», входившую в состав местного ряда иконостаса (с 1929 г. хранится в Третьяковской галерее, а на ее месте находится копия). В местный ряд входит и другая глубоко чтимая икона «Сергий с житием» (конец XV в.), принадлежащая школе Дионисия. В соборе стоит серебряная рака над гробом Сергия Радонежского (исполнена мастерами Оружейной палаты в Москве в конце XVI в. по велению Ивана Грозного), прекрасный образец русской чеканки (поступила в монастырь после смерти Грозного в 1585г. как вклад царя Феодора и царицы Ирины). Серебряная сень вклад императрицы Анны Иоанновны изготовлена в Москве в мастерской Давида Прифа и установлена в 1737 г.

Статью добавил(а): Сергей Ковров , 3 мая 2018

Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623)

С южной стороны к Троицкому собору примыкает Никоновская церковь, поставленная над гробом преемника и ученика Троицкого первоигумена преподобного Никона Радонежского (†1428). 25 (9 марта) февраля 1547 г. Церковный Собор установил повсеместное почитание памяти преподобного Никона, Радонежского чудотворца — ученика и ближайшего соратника Преподобного Сергия, близкого ему и в земной и в жизни вечной. В следующем году над могилой преподобного Никона была построена небольшая каменная церковь, замененная 75 лет спустя существующим храмом. Никоновская церковь вплотную примыкает к южной стене Троицкого собора, воспринимаясь вместе с ним как единое целое. Первоначальный храм, от которого лишь частично сохранился фундамент, был сооружен в 1548 г. Существующий ныне бесстолпный одноапсидный одноглавый храм с коробовым сводом был возведен на месте более раннего в 1623-1624 гг. Его размеры и пропорции соотнесены с Троицким собором: высота Никоновского храма с крестом (23 м) точно соответствует высоте интерьера Троицкого собора.

От древнего монастырского храма Никоновская церковь отличается более насыщенным декоративным убранством и особой пластикой форм. Стены храма украшены тонкими полуколонками с тремя рядами «бусинок» и стрельчатыми арками, верхняя часть четверика дополнен, декоративным поясом киотчатых ниш. При этом горизонтальные членения фасадов следуют уклону местности: рельеф холма повторен наклонной линией цоколя, отражен в положении «бусинок» на полуколонках апсид. Алтарь и неф бесстолпного храма не разделены пилонами или преградой, благодаря чему интерьер церкви представляет единое свободное пространство. Стены церкви были расписаны фресками в 1635 г., одновременно с возобновлением живописи в Троицком соборе. Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось, за исключением фрагментов фресок 1635 г. с изображениями столпников в простенках окон барабана и фрескового изображения Богоматери с Богомладенцем и святителями на наружной плоскости средней закомары над апсидой. Современный резной золоченый иконостас и рака над мощами преподобного Никона у северной стены храма, то есть южной стены Троицкого собора, относятся к 1950-м гг. (мощи находятся под спудом). Иконы с изображениями Преподобного Сергия и святителя Алексия, восемнадцать икон с фигурами учеников Троицкого первоигумена для сени над ракой, а также икона преподобного Никона на раке были написаны монахиней Иулианией (в миру Марией Николаевной Соколовой, † 16 февраля 1981). Ей же принадлежит одна из редких икон «Преподобный Никон изыде из келлии и узре являвшихся ему святителей Московских: Петра и Алексия и Преподобного Сергия отходящими ко храму», включающая двадцать житийных клейм.

В Никоновском приделе Троицкого собора собраны великие святыни. Здесь находится почитаемый список иконы Божией Матери «Скоропослушница», часть камня от Гроба Господня, привезенная А.Н. Муравьевым в 1850 г. из Иерусалима, образ святителя Московского Алексия, иконы учеников Преподобного Сергия. Реставрация Никоновской церкви проходила в 1940-х — 1950-х гг., первоначально под руководством И.В. Трофимова, затем В.И. Балдина. Было восстановлено позакомарное покрытие древней формы кровли алтарной апсиды. Одновременно с реставрацией фасадов и покрытия проводилась реконструкция интерьера, включая деревянное золоченное надгробие над могилой преподобного Никона, изготовленное в 1950-х гг.

Статью добавил(а): Сергей Ковров , 3 мая 2018

Троицкий собор (1422-23 г.г.)

Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Он был воздвигнут преподобным Никоном в 1422-23 гг. «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392) на месте первой деревянной Троицкой церкви. Строительство храма осуществлялось при содействии сына великого князя Дмитрия Ивановича Донского — Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника Преподобного Сергия. Место, где покоятся мощи Троицкого первоигумена, — святая святых монастыря.

Троицкий собор представляет собой небольшой четырехстолпный крестовокупольный храм с одной главой и тремя невысокими апсидами на высоком подклете (часть подклета в настоящее время закрыта культурным слоем). Стены собора сложены из правильных блоков белого камня, их толщина и массивность подчеркивается глубокими перспективными порталами и узкими щелевидными окнами. Плоские широкие лопатки придают фасадам трехчастное деление и имеют значение конструктивных пилястр. Гладкие стены собора завершаются килевидными закомарами, арочная кладка которых опирается на капители пилястр и отделена от плоскости стен дополнительным уступом (впервые в русском зодчестве таким образом используется оригинальная трактовка классической ордерной системы). Килевидную форму закомар повторяют два ряда кокошников у основания барабана купола, сохранившего древнюю шлемовидную форму. Единственным украшением собора служит широкий орнаментальный пояс из трех лент искусно высеченного «плетеного» узора, который украшает фасады, алтарные апсиды и барабан купола. Несмотря на небольшие размеры — высота храма до верха креста равна 30 м, — собор создает впечатление величественного и мощного сооружения. Все формы храма просты и компактны — апсиды почти не выступают за пределы основного объема и подняты на одну высоту, килевидные арки (кокошники) едва возвышаются над закомарами фасадов, стены имеют значительный наклон внутрь (до 45 см). Суровая красота и лаконичность декора — белокаменных резных поясов с повторяющимися мотивами вплетенных крестов и цветов — придают сооружению черты совершенства, которые летописец выразил словами: «церковь прекрасная воздвижена».

Типологически Троицкий собор относится к немногим сохранившимся памятникам раннемосковского зодчества конца XIV — начала XV вв., когда сложился образ компактного одноглавого придворно-княжеского храма без притвора. К этому типу принадлежат соборы в Звенигороде — Успенский на Городке (1400) и Рождественский Саввино-Сторожевского монастыря (1405), а также Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1427). Немногочисленные раннемосковские храмы создавались по повелению членов великокняжеского дома. Возведение в Троицком монастыре одного из первых в Московской Руси белокаменных соборов свидетельствовало об историческом признании великого значения личности Преподобного Сергия и основанной им обители. Внутреннее пространство собора отличается удивительной целостностью. Мягкий рассеянный свет, идущий сверху из десяти (вместо обычных восьми) узких окон барабана купола, позволяет вдумчиво и неспешно созерцать святые лики высокого пятиярусного иконостаса, пристолпных и пристенных киотов, фресковой живописи. У южной стены рядом с иконостасом находится гробница основателя монастыря Преподобного Сергия. В соборе соблюдена древняя византийская традиция расположения раки с мощами святого в южной части храма, перед алтарем, перпендикулярно иконостасу. Конструктивные особенности придают памятнику черты неповторимого своеобразия. Столпы собора сильно сдвинуты к востоку, его глава смещена к алтарной части, южный и северный порталы расположены ближе к апсидам. Такой архитектурный прием позволяет увеличить пространство центрального нефа, делая в то же время алтарную часть храма небольшой по размеру. Наклон стен, пилонов и барабана купола к центру храма, вытянутые арки верхней части собора создают впечатление увеличенной высоты сооружения. Вся система крестово-купольного храма здесь подчинена одной задаче — созданию единого целостного внутреннего пространства.

Иконостас Троицкого собора уникален. Он создавался в то время, когда в русской церковной традиции складывался системно продуманный и зрительно цельный многоярусный иконостас как образ Града Небесного, как явление Церкви Небесной Церкви земной. Это единственный комплекс начала XV в., сохранившийся в храме, для которого и был предназначен. Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425-1427 гг. В качестве главной храмовой иконы «в похвалу Преподобному Сергию» была написана икона «Троица» — великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. Идея Триединого Бога воплощена в иконе с удивительным совершенством. Образ исполнен глубокого смысла, отражая суть подвижнического служения Преподобного Сергия: «дабы воззрением на Святую Троицу искоренялась ненавистная рознь мира сего» (с 1929 г. икона хранится в Государственной Третьяковской галерее; в иконостасе представлена копия). Икона «Троица» преподобного Андрея Рублева создавалась как «наместница», то есть икона нижнего, местного чина иконостаса. В Троицком соборе этот ряд иконостаса формировался на протяжении XV—XVII столетий. Его складывание происходило одновременно с появлением икон на стенах и столпах собора и в значительной степени определялось общим процессом формирования и развития литургического пространства храма, важнейшим элементом которого была почитаемая святыня — гробница с мощами основателя монастыря Преподобного Сергия Радонежского. В XVI в. местный ряд был дополнен двумя иконами «государя и царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси вкладу». Это икона «Троица» (в настоящее время находится слева от Царских врат) и «образ местной чудотворца Сергия з деянием, обложен златом». Поясное изображение Преподобного Сергия датируется концом XV в. и относится исследователями к работам круга Дионисия. Этот образ является наиболее ранним из известных житийных икон Преподобного Сергия. Андрей Рублев «с сотоварищи» написали иконы трех рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого чинов. Деисусный чин включает пятнадцать икон с изображениями святых, в том числе воинов-великомучеников Георгия и Димитрия, образы которых связаны с традицией общецерковного поминовения погибших воинов в Димитриевскую субботу. Истоки этой традиции восходят к молитве Преподобного Сергия Радонежского, во время которой он поминал имена погибших на Куликовом поле воинов князя Дмитрия Донского. В праздничном ряду из девятнадцати икон на сюжеты евангельской истории от Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова до Успения Пресвятой Богородицы центральное месте занимают две иконы «Причащение апостолов». Пророческий ряд включает шесть парных икон с поясными фигурами пророков и является древнейшим из известных нам изображений пророков в иконостасе. В 1600 г. по заказу царя Бориса Федоровича Годунова был выполнен верхний чин — двадцать одна икона «праотцев с херувими, обложены серебром». В 1643 г. Царь Михаил Федорович «пожаловал. в церковь двери царские» в серебряном чеканном окладе. Царские врата из рублевского иконостаса были перенесены в построенную в 1635-1637 гг. церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (ныне находятся в музее «Ризница Троице-Сергиевой Лавры»). В местном ряду иконостаса и на юго-западном столпе сохранились подписные иконы известного мастера Оружейной палаты Московского Кремля, царского изографа Симона Ушакова: «Спас Нерукотворный» (1674), «Спас на престоле» (1684), «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1682). В отличие от иконостаса первоначальная стенопись Троицкого собора почти полностью утрачена, исключением является небольшой фрагмент в алтаре храма. В 1635 г. фрески собора были возобновлены с сохранением иконографической схемы древней росписи. В последующие столетия живопись неоднократно поновлялась и покрывалась новыми записями (в последний раз — в 2002-2004 гг.). До конца XVI в. мощи Преподобного Сергия пребывали в деревянной раке, созданной после их чудесного обретения (в настоящее время находится в Успенском соборе).

К 1585 г. по заказу царя Иоанна IV Васильевича и его сына Федора Иоанновича для главной святыни монастыря была изготовлена серебряная рака, украшенная накладными фигурными чеканными клеймами с текстами Жития Преподобного Сергия. В 1730-1741 гг. повелением императрицы Анны Иоанновны для раки с мощами была изготовлена серебряная сень (весом более 25 пудов). Чеканная крышка раки относится к XIX в. За стеклом рядом с гробницей помещены вещи Преподобного — схима, посох и две деревянные литургические тарели. Внутреннее убранство храма видоизменялось и пополнялось новыми драгоценными пожертвованиями на протяжении нескольких столетий. После 1917 г. в Троицком соборе были оставлены лишь наиболее важные памятники. Подкупольное пространство храма освещает медное золоченое паникадило конца XV в. работы немецкой мастерской Фишеров. Позднеготический памятник с литыми фигурами Спасителя, Пресвятой Богородицы и двенадцати апостолов является одним из многочисленных вкладов в Троицкий монастырь царя Иоанна Васильевича Грозного. К более позднему времени относятся серебряные чеканные оклады икон праотеческого чина (1778 г.) и киоты с фронтонами вокруг столпов (XIX в.). В алтаре собора сохранились стальное золоченое архиерейское кресло работы тульских мастеров конца XVIII в., подаренное священноархимандриту Троице-Сергиевой Лавры митрополиту Московскому Платону (Левшину), а также сделанная в 1809 г. из серебра сень над престолом. Примыкающая к собору западная паперть впервые упоминается в 1584 г. При входе в собор со стороны паперти рядом с расписным порталом можно увидеть фрески XVI в. с изображением преподобных Сергия и Никона Радонежских. Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг. В юго-западном углу храма находится памятная доска над могилой Радонежского князя Андрея Владимировича (в иночестве Саввы).

Троицкий собор — главный храм Лавры. В архитектурном ансамбле Лавры его главенство подчеркивается золоченным позакомарным покрытием и проспектом, который напрямую соединяет собор со Святыми воротами. Реставрация Троицкого собора началась в 1925 г. с разборки позднейшей северной паперти и с восстановления белокаменной кладки северного фасада. Работами руководил архитектор Д.П. Сухов. В 1926 г. им же восстановлены три из пяти ранее растесанных оконных проемов в апсидах храма. В 1939-40 гг. были проведены зондажи для поиска следов фресок XV в. Реставрация фресковой живописи завершилась в 1953 г. В 1954 г. под руководством архитектора В.И. Балдина возобновилась реставрация фасадов собора: они были очищены от наклеенного на них холста и масляной живописи XVIII-XIX вв., были восстановлены древние формы порталов и оконных проемов. В 1966 г. данный этап реставрации был завершен восстановлением позакомарного покрытия.

Троицкий собор 15 века — самый древний храм в Свято-Троицкой Сергиева Лавре

Троицкий собор 15 века — самый древний храм в Свято-Троицкой Сергиева Лавре

Имея время в Москве — надо обязательно посетить — главную достопримечательность Московской области и духовное сердце России — город Сергиев Посад в котором расположилась — всемирно известная Лавра — которая является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Тем более, что из Москвы легко до нее добраться- я приехал на электричке с Ярославского вокзала Москвы — ехать всего 1 час — это 70 километров пути. Неспешным шагом от вокзала до Лавры вы дойдете за 15 минут. Вот так выглядит Лавра с высоты птичьего полета (фото из интернета) — в правом углу фото — видно, где расположился белый Троицкий собор с золотыми куполами.

Троицкий собор 15 века — самый древний храм в Свято-Троицкой Сергиева Лавре

Это самый древний собор на территории Лавры и был возвигнут в 1422–1423годах, предположительно сербскими строителями.

Троицкий собор 15 века — самый древний храм в Свято-Троицкой Сергиева Лавре

Это безусловный шедевр раннемосковского зодчества!

Троицкий собор 15 века — самый древний храм в Свято-Троицкой Сергиева Лавре

Собор одноглавый с тремя невысокими апсидами. Его белоснежные стены сделаны из тщательно вытесанных каменных блоков

Внутри собора пятиярусный иконастас 15 века — иконы изготавливались под руководством Адрея Рублева и Даниила Черного-на фото

Троицкий собор 15 века — самый древний храм в Свято-Троицкой Сергиева Лавре

Это один из самых древних иконастасов сохранившихся в России.

Троицкий собор 15 века — самый древний храм в Свято-Троицкой Сергиева Лавре

Именно для этого иконастаса — Андрей Рублев написал образ Троица (1425 года) — свою величайшую работу и один из самых известных памятников иконописи в Мире! С 1929 года — оригинал этой иконы хранится в Третьяковской галереи- там я ее и видел — на фото

Троицкий собор 15 века — самый древний храм в Свято-Троицкой Сергиева Лавре

А в соборе в настоящее время находится список этой иконы — на фото

Троицкий собор 15 века — самый древний храм в Свято-Троицкой Сергиева Лавре

Роспись храма и сводов была произведена также Рублевым и его учениками, но не сохранилась, то что видим сейчас — это росписи 1635 года.

Троицкий собор 15 века — самый древний храм в Свято-Троицкой Сергиева Лавре

Главной святыней собора- является серебрянная Рака с мощами Святого Сергия Радонежского — на фото

Троицкий собор 15 века — самый древний храм в Свято-Троицкой Сергиева Лавре

Осмотрев этот собор — я продолжил осматривать и другие достопримечательности Лавры.

Троицкий собор 15 века — самый древний храм в Свято-Троицкой Сергиева Лавре

Собор открыт для посещения — ежедневно с 08.00–21.00. Адрес Троицкого собора — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, Россия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *