Метро дворец советов как сейчас называется станция
Перейти к содержимому

Метро дворец советов как сейчас называется станция

  • автор:

Станция метро «Кропоткинская»

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Моб. приложение

Подземное пространство станции по замыслу архитектора Алексея Душкина напоминает знаменитый древнеегипетский храм Амона в Карнаке с колоннами, подобными цветку Лотоса. Существует легенда, что когда Каганович, отвечавший за строительство метро, узнал об этом сходстве, его возмущению не было предела. Однако зодчий Душкин успокоил высокопоставленную персону: «У них дворцы для фараонов, а у нас – для народа!».
Душкин, главный архитектор Министерства путей сообщения, спроектировал еще 4 совсем не похожих друг на друга станции московского метро: «Площадь Революции», «Маяковская», «Автозаводская», «Новослободская». Когда открылась «Кропоткинская», ему было всего 32 года. После войны выросла спроектированная Душкиным вместе с Мезенцовым и уже знакомая нам высотка у Красных ворот.
Проект «Кропоткинской» был удостоен Государственной премии СССР в 1941 и «Гран-При» Брюссельской выставки в 1958 году. В настоящее время станция как памятник архитектуры мирового масштаба охраняется «ЮНЕСКО». Именно поэтому в 90-х годах ее так и не переименовали.
Оформление «Кропоткинской» выдержано в строгих тонах: в отделке использован серый и черный мрамор, гранит серого и красного цветов. Необычен черный мрамор, которым отделана нижняя часть путевых стен. Освещаемый светом фар поездов, он переливается цветами синей части спектра. Существует легенда, что станция украшена мрамором с уничтоженного храма Христа Спасителя. Конечно, это не так: изначально ее путевые стены были покрыты метлахской плиткой, которая впоследствии была заменена мрамором коелга уральских месторождений. Пол устлан плитами гранита, создающими рисунок шахматной доски, типичный для многих станций. Различаются лишь породы камня, которым он выложен. Основное украшение зала – расширяющиеся кверху колоны – плавно сливаются с потолком в единое целое, образуя на нем пятиконечные звезды. Колонны имеют различную форму: в центре – четырехгранные, ближе к выходам – восьмигранные.
Летом 2005 года на «Кропоткинской» была проведена замена маломощных светильников на более сильные. К сожалению, в итоге станция потеряла свою главную «изюминку» – тонкую игру света, медленно вытекавшего из капителей колонн и спокойно разливавшегося по потолку. Более мощный свет «съел» эти мягкие световые потоки, и станция утратила свою таинственность. Зато ее величественность и монументальность теперь еще более ощутимы.
Стоит отметить, что подземный зал достаточно немноголюдной «Кропоткинской», – наиболее объёмный из залов станций первой очереди. Дело в том, что «Кропоткинская» должна была стать частью Дворца Советов, грандиозного городского объекта, который планировалось воздвигнуть на месте снесённого храма Христа Спасителя. Эта идея возникла в 1922 году на I съезде Советов СССР. Был объявлен открытый конкурс; в нем, к слову, участвовал и Алексей Душкин. Но победил амбициозный проект Бориса Иофана, архитектора известного Дома на Набережной. Здание Дворца должно было представлять собой многоярусную башню высотой 420 метров, заканчивающуюся гигантской скульптурой В. И. Ленина. Поскольку «Кропоткинскую» предполагалось построить в самом основании Дворца, ее размеры кажутся просто фантастическими, особенно по сравнению с другими станциями первой очереди. Кстати, некоторое время станция даже носила название «Дворец Советов». Возведение Дворца началось в 1939 году, но было прервано войной. Заброшенный котлован, вырытый для этого здания, был переделан под открытый бассейн «Москва» и в 1960 году принял первых посетителей. В 1994 году бассейн, который, надо сказать, москвичи полюбили, был закрыт, и на его месте снова возрождён храм Христа Спасителя.
Сначала на станции планировалось сооружение двух выходов. Один – на площадь Кропоткинских ворот и Гоголевский бульвар, второй, парадный, в грандиозное здание Дворца Советов. При открытии станции двери распахнул только один выход. Второй, который должен был вести к Дворцу, был закрыт до окончания строительства. Когда стало ясно, что дворца не будет, «парадный» выход вывели в невыразительный подземный переход. Станция долго работала с одним выходом в наземный вестибюль, расположенный на Гоголевском бульваре и сооруженный по проекту архитектора Кравца. Изящные арочные ворота, в основании которых сооружены небольшие галереи (одна для входа, другая для выхода пассажиров), открывают выход на Гоголевский бульвар.
Любопытно, что «Кропоткинской» не было в проекте станций первой очереди: окончательный проект Дворца Советов, парадными подземными воротами которого она должна была стать, долгое время не утверждали. На ее месте планировали проложить два абсолютно прямых тоннеля – чтобы в будущем здесь можно было построить станцию. Подобная практика существует во многих метрополитенах мира, в том числе и в Москве. В Московском метро достаточно много «зарезервированных» под будущие станции мест, однако только однажды такой резерв был использован – в 1979 году при открытии станции «Тверская» на действующей линии. Тогда строительство станции велось без остановки регулярного движения поездов. Вокруг перегонных тоннелей, без нарушения их целостности, сооружались станционные тоннели бОльшего диаметра. Пассажиры даже не догадывались, что за тюбинговой скорлупой тоннеля, по которому они ежедневно мчались в поездах, появляется новая станция. И вот, когда строительные работы на «Тверской» подходили к концу, часть отделки тоннеля начали разбирать. Каково же было удивление пассажиров, когда на следующий день за окнами поезда на перегоне внезапно появилась новая станция. «Вчера ехали – ничего не было, сегодня уже целая станция» – недоумевали москвичи.
Еще в 1957 году из «Дворца Советов» станция была переименована в «Кропоткинскую» – по Кропоткинской улице (ныне Пречистенка) и площади Кропоткинские ворота (ныне Пречистенские ворота), рядом с которыми она находится. Пётр Алексеевич Кропоткин – географ и путешественник, исследователь Восточной Азии, революционер и теоретик анархизма, родился неподалёку от нынешней станции метро, в Штатном переулке, который с 1921 года называется Кропоткинским.
На «Кропоткинской» заканчивается наше путешествие по станциям первой очереди. В заключение стоит привести интересный факт. Ещё задолго до закладки первой линии метро в песчаном карьере был построен фрагмент метротрассы для определения защищенности от бомбардировок. Были сооружены макеты станции, наземного павильона, тоннелей. Их засыпали несколькими слоями грунта. Первая бомбардировка прошла без последствий, однако на следующий раз взрывная волна все же повредила тоннель. Начальник строительства метро Лазарь Каганович тогда не на шутку испугался за свое детище. По его приказу на всех станциях первой очереди от наземного входа к самой станции ведут длинные ленты извилистых переходов. Лабиринты сделаны, чтобы погасить ударную волну при попадании бомбы в наземный вестибюль, и, одновременно, запутать врага относительно месторасположения станции.
Сейчас мы можем сесть на поезд в сторону станции «Юго-западная», чтобы добраться до уникальной станции «Воробьёвы горы». По пути мы проедем несколько станций, о которых будет рассказано вкратце.
——
Станция «Парк Культуры» получила своё название в честь расположенного неподалеку Центрального парка культуры имени Горького. На самом деле, от метро до входа в Парк расстояние приличное. На момент открытия станции, она, действительно, была ближайшей к Парку. Сейчас же до популярного места отдыха гораздо удобнее добираться от соседней «Октябрьской», так что название «Парк Культуры» несколько устарело.
За почти 70 лет, прошедших с момента открытия станции, она практически не подвергалась переделкам. Время коснулось лишь покрытия платформы и освещения. При открытии станция была украшена красивыми люстрами, расположенными в центральном зале, и полукруглыми светильниками из молочно-белого стекла над путевыми платформами. В середине 1980-х годов люстры были заменены световыми приборами с люминесцентным освещением; светильники над путевыми платформами были демонтированы. К счастью, новые светильники достаточно органично вписались в архитектурный облик станции и не вызывают «отторжения», как это произошло на некоторых других станциях при аналогичной замене.
Новый участок тогда «Кировско-Фрунзенской», а ныне Сокольнической, линии был открыт в 1957 году. В него вошли «Фрунзенская» и «Спортивная» станции.
Станция «Фрунзенская» носит имя крупного военачальника времен гражданской войны 1917-1922 годов Михаила Фрунзе. Проспекты и улицы многих городов также названы в его честь. Еще одна «Фрунзенская», аналогичная по своей конструкции столичной, есть в петербургском метро. По цветовой гамме она оформлена «зеркально» московской.
В отделке «Фрунзенской», интерьеры которой вы сейчас видите, чувствуется воинская «строгость» и лаконичность. Пилоны станционного зала облицованы красным и светлым мрамором и декорированы металлическими щитами. Путевые стены покрыты кремовой глазурованной плиткой, пол выложен красным и черным гранитом. В торце центрального зала установлен бюст Фрунзе. Весь прилегающий к станции район так или иначе связан с военным делом: это и Хамовнический плац, и Военная академия имени Фрунзе, и главные штабы Сухопутных войск и ВВС.
Станция «Спортивная» – это подземные ворота одного из самых больших стадионов Европы – «Лужники». На его территорию можно попасть и со станции «Воробьевы горы», но в дни проведения соревнований и концертов она обычно закрыта для входа и выхода пассажиров.
«Спортивная», как и соседняя станция «Университет», является пилонной. Изюминкой ее интерьера можно назвать потолок зала, выложенный из одинаковых квадратных кессонов. Очень строго и парадно выглядит сочетание тёмно-зелёного серпантенита уральского месторождения и белого мрамора «коелга». В южном наземном павильоне станции находится уникальный народный музей Московского метро; для посетителей он открыт по четвергам.

Кропоткинская

Изначально станция «Кропоткинская» носила название «Дворец Советов». Открытие станции произошло в мае 1935 года. Свое современное название станция получила по названию располагавшейся здесь ранее площади Кропоткинские ворота. В районе «Кропоткинской» в 30-х годах ХХ века планировалось возведение Дворца советов, поэтому зал станции (бывшей «Дворец Советов») – один из самых больших на этой линии.

Архитекторами станции являются А.Душкин, Я.Лихтенберг. Строительство станции заняло рекордно короткие сроки, она была построена всего за 180 дней. «Кропоткинская» представляет собой трехпролетную колонную конструкцию с глубиной заложения 13 метров (глубина мелкого заложения). Материал, из которого построена станция – монолитный бетон. Строилась открытым способом в большом котловане размером 176х25 метров. Толщина стен – 1,3 метра.

По замыслу архитекторов станция должна была напоминать храм Амона в Древнем Египте, их замысел удался, и до сегодняшнего дня станция поражает своей лаконичностью и красотой линий.

Вначале стены «Кропоткинской» покрывала фаянсовая плитка. Сегодня колонны с десятью гранями и стены станции вымощены беловато-серым уральским мрамором «коелга» и «уфалей». В оформлении пола использован серый и розовый гранит, который выложен в шахматном порядке. Верхняя часть колонн оснащена капителями, в которые вмонтированы светильники.

В прошлом «Кропоткинская» имела только один выход в вестибюль, который находится на Гоголевском бульваре. Его архитектор – С.М.Кравец. Это легкое здание в виде арки с колоннами и широкой гранитной лестницей. Лестница ведет в кассовый зал, оформление стен которого выполнено светлыми стеклянными плитами (марблитом). Второй выход был построен позже, в 1957 году, одновременно с открытием бассейна «Москва».

Именно тогда станция была переименована в «Кропоткинскую». Станция расположена в самом центре Москвы, в Центральном административном округе. Вблизи от «Кропоткинской» находятся музей Л. Н. Толстого, Государственный музей А.С. Пушкина, Московский Государственный Театр Эстрады, кинотеатр «Ударник». В районе станции расположены супермаркет «Седьмой континент», рестораны «Грандъ-империалъ», «Vаниль», кафе-кондитерская «Гоголь-моголь», магазины, парикмахерские, аптеки.

станция Кропоткинская

Метро «Кропоткинская» находится в Центральном административном округе Москвы, в районе Хамовники, между станциями Сокольнической линии Московского метрополитена «Парк культуры» и «Библиотека имени Ленина».

История станции

Метро «Кропоткинская» является одной из самых первых станций Московского метрополитена. Она была открыта 15 мая 1935 года в составе участка «Сокольники» – «Парк культуры».

Проект станции удостоился Гран-при на выставках в Брюсселе в 1935 году и в Париже в 1937 году, а также Сталинской премии в 1941 году.

История названия

Название станции происходит от улицы Кропоткинская и площади Кропоткинские ворота. Напомним, что П. А. Кропоткин был известным путешественником, географом и теоретиком анархизма. Сегодня Кропоткинская площадь, как и улица, переименованы и называются Пречистенские ворота и Пречистенская улица.

Станция не всегда называлась «Кропоткинской». До 8 октября 1957 года она носила название «Дворец Советов». Связано это с тем, что до 1931 года недалеко от стации располагался Храм Христа Спасителя, который снесли. На его месте планировали воздвигнуть Дворец Советов – грандиозное здание, в котором должны были проводиться съезды и празднества. Дворец Советов обязан был стать самой главной сталинской высоткой страны. Планировалось, что крыша здания будет находиться на высоте 420 метров (на то время самое высокое сооружение в мире), а сверху будет стоять огромная статуя В. И. Ленина. Строительные работы велись в 30-е и 50-е года, но, кроме колоссальных размеров фундамента, ничего не было построено. После того как от строительства все-таки отказались, котлован использовали для постройки открытого бассейна «Москва», а фундамент – для восстановления Храма Христа Спасителя.

5 декабря 2008 года скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в память о котором общественное движение «Возвращение» предложило переименовать станцию «Кропоткинская» в «Патриаршая».

Описание станции

До конца 50-х годов путевые стены были облицованы фаянсовой плиткой. Затем плитку заменили уральским мрамором серовато-белого оттенка коелга. Десятигранные колонны станции тоже облицованы этим камнем. Изначально половым покрытием станции был асфальт. Сегодня пол станции покрывают гранитные плиты серого и красного цветов, выложенные в шахматном порядке. Освещение станции осуществляется светильниками, вмонтированными в капители колонн. Кассовый зал отделан марблитом.

Технические характеристики

Метро «Кропоткинская» – трехпролетная колонная станция мелкого заложения, расположенная на глубине 13 метров. При строительстве использовались конструкции из монолитного бетона.

Вестибюли и пересадки

Метро «Кропоткинская» имеет наземный вестибюль, расположенный в самом начале Гоголевского бульвара. Автор проекта вестибюля С. М. Кравец. Из вестибюля можно попасть на площадь Пречистенские ворота, в Гагаринский переулок и на Гоголевский бульвар. Новый выход выводит к Храму Христа Спасителя, переулок Всехсвятский и улицу Волхонка.

Наземная инфраструктура

Рядом со станцией есть несколько театров: Московский государственный театр эстрады, Театральный дом «Старый Арбат», Центр оперного пения под руководством Галины Вишневской.

Любители истории могут посетить Музей личных коллекций, Музей истории кондитерской фабрики «Красный Октябрь», Московский дом фотографии и Государственный музей А. С. Пушкина и Храм Христа Спасителя.

Многочисленные рестораны, кафе и игровой зал «Игровой мешок» с радостью встретят посетителей.

Недалеко от станции находятся Государственный Университет гуманитарных наук, Российская Академия художеств и ВИУ – Высший институт управления.

Полезные факты

Время работы вестибюлей станции «Кропоткинская»: западный – 5:30-1:00; восточный – 6:30-22:30.

Интересно

Главный зал станции должен был находиться в подземном вестибюле Дворца Советов, строительство которого началось в 1939 году. К началу войны было готово 7 этажей, но затем металлический каркас был разобран и использован для изготовления противотанковых ежей.

В 2005 году было выпущено 10 тыс. серебряных памятных монет «Станция метро «Кропоткинская». Номинал монеты – 3 рубля.

16 мая 2010 года на стации состоялся концерт Камерного оркестра «Kremlin», причем проводился концерт ночью. Это было третье мероприятие, проведенное в Московском метро. До этого подобные концерты проводились на станции «Маяковская». Кроме концерта, который абсолютно бесплатно могли посетить работники метрополитена и простые пассажиры, на станции можно было осмотреть картинную галерею «Акварель», а в качестве бельэтажа использовался ретропоезд «Сокольники».

Cтанция метро «Кропоткинская»

Cтанция метро «Кропоткинская»

«Кропо́ткинская» (до 1957 года — «Дворец Советов») — станция Московского метрополитена на Сокольнической линии. Расположена в районе Хамовники (ЦАО). Названа по площади Кропоткинские Ворота и Кропоткинской улице (ныне — площадь Пречистенские Ворота и улица Пречистенка).

Открыта 15 мая 1935 года в составе первого участка метрополитена. Колонная трёхпролётная станция мелкого заложения с одной островной платформой. В перспективе будет связана пересадкой с проектируемой станцией «Волхонка» на Калининско-Солнцевской линии.

Кропоткинская — колонная трёхпролётная станция мелкого заложения.

Станция находится в центре Москвы, на площади Пречистенские ворота, рядом с храмом Христа Спасителя.

Происхождение названия: по бывшей площади Кропоткинские ворота и Кропоткинской улице (сейчас — площадь Пречистенские ворота и Пречистенская улица).

Дата открытия — 15 мая 1935.

Архитекторы станции — А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг.

Колонны и путевые стены станции облицованы белым мрамором «коелга». Пол выложен красным и серым гранитом в шахматном порядке. Это не оригинальная отделка станции: изначально путевые стены были облицованы керамической плиткой, а пол был асфальтовым. Светильники, скрытые в капителях в верхних частях колонн, должны создавать ощущение световых фонтанов.

Проект станции получил гран-при на международных выставках в Париже (1937) и Брюсселе (1958) и Сталинскую премию за архитектуру и строительство (1941).

В будущем на этой станции планируется пересадка на Калининско-Солнцевскую линию.

Прежние и проектные названия станции:

Дворец Советов (до 8 октября 1957)
Кропоткинские ворота (проектное название)
Следующие станции:

Охотный Ряд
Библиотека имени Ленина
Кропоткинская
Парк культуры
Фрунзенская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *