Томск какая железная дорога
Перейти к содержимому

Томск какая железная дорога

  • автор:

Томск какая железная дорога

Томская область, являясь родоначальником центрального участка Транссиба, который более полувека так и назывался — Томская железная дорога, имеет весьма незначительную железнодорожную сеть.

Предложение оставить Томск в стороне от строившейся Транссибирской магистрали было высказано инж. Н.П. Межениновым после обследования предполагаемой трассы в 1889 году. В случае прохождения Транссибирской магистрали через Томск, большие участки приходились бы на пустынные заболоченные местности или на пересеченные оврагами участки, кроме того, мосты через реки пришлось бы строить в невыгодных местах. Дорога удлинялась на 86 верст, что привело бы к удорожанию строительства на 300 тысяч российских императорских золотых рублей и лишнему пробегу транзитных грузов.

В 1892 году году направление магистрали, минуя Томск, было утверждено. Летом того же года были проведены первые изыскания на трассе соединительной ветки от станции Тайга до Томска. В июне 1895 года началось строительство. 22 июля 1896 года в Томск прибыл первый поезд.

Первый железнодорожный вокзал в Томске, называвшийся «Томск», вошёл в строй 17 июля 1896 года. В 1896 году в южной части города был устроен Степановский разъезд, в 1898 году станция Степановка, чуть позже переименованная в Межениновку, в 1898—1899 гг. там был выстроен ещё один вокзал. С 1 января 1909 года он был назван «Томск-I», а вокзал «Томск» стал называться «Томск-II». Вокзал «Томск-I» перестраивался трижды — в начале 1930-х, в 1970-х и в 2001-2003 годах — к 400-летию Томска. Вокзал «Томск-II» был полностью перестроен в 2000 году.

На сегодняшний день из Томска осуществляется движение поездов до Москвы (фирменный поезд «Томич»), Анапы, Новокузнецка (Поезд Томск-Новокузнецк), Риддера (Казахстан, через Барнаул), Белого Яра. Имеются вагоны прямого сообщения до Владивостока, Усть-Илимска. Прицепные вагоны периодически назначаются и отменяются в зависимости от пассажиропотока.

Количество направлений для поездов дальнего следования (четыре) очень невелико для нашего города по сравнению с Новокузнецком и Барнаулом, где при похожих условиях количество направлений доходит до десяти. Данное явление вновь позволяет спекулировать над тезисом, что Томск — это транспортный тупик. Однако в сходной с Томском ситуации находится Кемерово: центр трехмиллионного региона имеет только один маршрут поезда дальнего следования.

Пригородные перевозки осуществляются электропоездами по маршруту Тайга — Томск-II, в летний период назначаются дополнительные электропоезда от Томска до станции Басандайка.

В северо-восточном направлении неэлектрофицированные пригородные поезда идут со станции Томск-II (через Томск-Северный, Копылово, Туган) до городов Томской области Асино и Белый Яр.

В 1950-х — 1970-х со станции Томск-II до станции Томск-7 также осуществлялись пассажирские перевозки.

В мае 2010 года Томск получил поезд новой электрички

Узкоколейные железные дороги

В период создания предприятий лесоповала системы ГУЛАГа (Сиблаг в Сибири), территория Томской области на годы с 1930-го по 1991 оказалась покрыта немалой сетью узкоколейных железных дорог (УЖД). Наиболее протяжённой была УЖД от посёлка Красный Яр на правобережье Оби в направлениях (отдельные ветки) Асино и Белый Яр. Также до 1980-х гг. существовала УЖД в глубины Томь-Обского междуречья (направление «на Жуковку») от посёлка Тимирязево, который в 1930-х — 1950-х имел каждую зиму ледовый мост УЖД с выходом на территорию Черемошников в Томске с выходом там на инфраструктуру станции Томск-Товарная.

Некоторые из тех УЖД действуют до сих пор. Большинство же было демонтировано местными ушлыми крестьянами в период безхозяйственности первой половины 1990-х гг.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт — важный элемент региональной транспортной инфраструктуры и весомая часть реального сектора экономики .

Земля томская, являясь родоначальником центрального участка Транссиб а, который более полувека так и назывался — Томская железная дорога , имеет весьма незначительную железнодорожную сеть: основная магистраль (Тайга) — Богашёво — Томск-I — Томск-II — (Томск-Товарная) — (Северск) — Томск-Северный — Копылово — Итатка — Асино — Белый Яр. Томские железные дороги сейчас относятся к Кемерской дистанции пути Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД).

  • 1 Страницы истории
  • 2 Пассажирские перевозки
  • 3 Узкоколейные железные дороги
  • 4 Посёлки МПС
  • 5 Фотографии
  • 6 Литература
  • 7 Примечания
    • 7.1 См. также

    Страницы истории

    Основные статьи:

    Предложение оставить Томск в стороне от строившейся Транссибирской магистрали было высказано инж. Н.П. Межениновым после обследования предполагаемой трассы в 1889 году. В случае прохождения Транссибирской магистрали через Томск, большие участки приходились бы на пустынные заболоченные местности или на пересеченные оврагами участки, кроме того, мосты через реки пришлось бы строить в невыгодных местах. Дорога удлинялась на 86 верст, что привело бы к удорожанию строительства на 300 тысяч российских императорских золотых рублей и лишнему пробегу транзитных грузов.

    В 1892 году году направление магистрали, минуя Томск, было утверждено. Летом того же года были проведены первые изыскания на трассе соединительной ветки от станции Тайга до Томска. В июне 1895 года началось строительство. 22 июля 1896 года в Томск прибыл первый поезд.

    Первый железнодорожный вокзал в Томске, называвшийся «Томск», вошёл в строй 17 июля 1896 года. В 1896 году в южной части города был устроен Степановский разъезд, в 1898 году станция Степановка, чуть позже переименованная в Межениновку, в 1898—1899 гг. там был выстроен ещё один вокзал. С 1 января 1909 года он был назван «Томск-I», а вокзал «Томск» стал называться «Томск-II». Вокзал «Томск-I» перестраивался трижды — в начале 1930-х, в 1970-х и в 2001-2003 годах — к 400-летию Томска. Вокзал «Томск-II» был полностью перестроен в 2000 году.

    Пассажирские перевозки

    Электропоезд ЭР2Т-7248 на вокзале Томск-I, 2001.

    На сегодняшний день из Томска осуществляется движение поездов до Москвы (фирменный поезд «Томич»), Анапы , Новокузнецка (Поезд Томск-Новокузнецк), Риддера (Казахстан, через Барнаул ), Белого Яра. Имеются вагоны прямого сообщения до Владивостока , Усть-Илимска . Прицепные вагоны периодически назначаются и отменяются в зависимости от пассажиропотока.

    Количество направлений для поездов дальнего следования (четыре) очень невелико для нашего города по сравнению с Новокузнецком и Барнаулом, где при похожих условиях количество направлений доходит до десяти. Данное явление вновь позволяет спекулировать над тезисом, что Томск — это транспортный тупик. Однако в сходной с Томском ситуации находится Кемерово: центр трехмиллионного региона имеет только один маршрут поезда дальнего следования.

    Пригородные перевозки осуществляются электропоездами по маршруту Тайга — Томск-II, в летний период назначаются дополнительные электропоезда от Томска до станции Басандайка.

    В северо-восточном направлении неэлектрофицированные пригородные поезда идут со станции Томск-II (через Томск-Северный, Копылово, Туган) до городов Томской области Асино и Белый Яр.

    В 1950-х — 1970-х со станции Томск-II до станции Томск-7 также осуществлялись пассажирские перевозки [1] .

    В мае 2010 года Томск получил поезд новой электрички (см. сообщение и фото).

    Узкоколейные железные дороги

    В период создания предприятий лесоповала системы ГУЛАГ а (Сиблаг в Сибири), территория Томской области на годы с 1930-го по 1991 оказалась покрыта немалой сетью узкоколейных железных дорог (УЖД).

    Наиболее протяжённой была УЖД от посёлка Красный Яр на правобережье Оби в направлениях (отдельные ветки) Асино (Батурино) и Белый Яр. Также до 1980-х гг. существовала УЖД в глубины Томь-Обского междуречья (направление «на Жуковку») от посёлка Тимирязево, который в 1930-х — 1950-х имел каждую зиму ледовый мост УЖД с выходом на территорию Черемошников в Томске с выходом там на инфраструктуру станции Томск-Товарная.

    В структуре спецкомендатур Нарымского округа НКВД по болоту Сана-Няр от посёлка Подольск (Бакчарский район) до посёлка Тига 4-я (Чаинский район) была проложена 30-километровая УЖД для обеспечения вывоза древесины заготовленной на лесоповалах.

    Некоторые из тех УЖД действуют до сих пор. Большинство же было демонтировано местными жителями в период безхозяйственности первой половины 1990-х гг.

    (раздел в стадии разработки, просьба дополнять информацией)
    (понятие УЖД дано в Русской Википедии )

    • Узкоколейные железные дороги в истории Томской области (сайт С. Болашенко, 2010).
    • Узкоколейные железные дороги в истории Томской области (подборка географических карт разных лет с подробными комментариями).

    Посёлки МПС

    Основная статья в Товики: Посёлки МПС

    Станция Томск I, Западно-Сибирская ЖД

    Список производимых станцией операций:
    (1) Прием и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций
    (3) Прием и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования

    • +7 (495) 995-95-55
    • Telegram-канал
    • Вконтакте
    • E-mail рассылки
    • RSS ленты

    © 1996-2024 Альта-Софт При полном или частичном использовании информации гиперссылка на www.alta.ru обязательна

    Вся представленная на сайте информация носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями пункта 2 статьи 437 Гражданского кодекса РФ.

    Томская железная дорога

    Здание Управления Сибирской (Томской) железной дороги на Ново-Соборной площади. Начало XX века. С 1932 года здание Управления будет передано под вуз «ТЭМИИТ».

    Томская железная дорога — (административно) железная дорога на юге Центральной Сибири, существовавшая с 1912 по 1961 годы.

    Строительство — в 1890-х гг. (конец XIX века).

    Управление дороги находилось сначала в Томске, а с 1934 года — в Новосибирске.

    История

    Карта-схема Великого Сибирского Пути (Транссиба), XIX век.

    Днём рождения Транссиб а, Транссибирской ж.д., считается 29 марта, — день, когда в 1891 году был подписан (оглашён 30.03.1891) императорский рескрипт (распоряжение) о закладке этой магистрали.

    Вновь выстроенное здание Управления Сибирской железной дороги на Ново-Соборной площади. 1898 год. Слева на заднем плане видно здание Королёвского Театра.

    Первоначально от Урал а до Владивосток а создавалось 5 участков Великого Сибирского Пути: Тобольская ж.д. (юг Тобольской губернии , дистанция от Челябинск а, через Тюмень и до Омск а), Томская ж.д. (от Омск а, через Каинск , Каргат, Болотное , Тайгу (Томск), Мариинск , Ачинск ), Енисейская ж.д. (от Ачинска, через Красноярск — с ветвью на север к Енисейск у и Лесосибирск у, через Канск и на Нижнеудинск ), Иркутская ж.д. (от Нижнеудинск а, через Иркутск и Верхнеудинск — к Чите ), Забайкальская ж.д. (от Читы до Владивосток а, включая КВЖД ).

    Центральный участок Транссиба проектировался, строился и эксплуатировался до середины XX века под наименованием « Томская железная дорога » (ТЖД), — по наименованию региона пролегания (Томская губерния). Администрация ТЖД располагалась в столице губернии — городе Томске.

    Томская железная дорога (Том. ж.д.) была образована из Сибирской железной дороги, которая в 1912 году была разделена на две части: омскую и томскую. После Октябрьской революции в состав Томской дороги вошли Ачинско-Минусинская, Кольчугинская и Алтайская железные дороги. Приказом наркома путей сообщения РСФСР от 1-го октября 1925 года официально образована Томская ж.д. на территории бывших Новониколаевской и Томской губерний вновь образованного Сибирского края , в границах от станции Новониколаевск до станции Иннокентьевской, включая Кольчугинскую и Томскую ветки. В середине XX века преобразована в Западно-Сибирское отделение железных дорог СССР (Зап.-Сиб.ж.д.) .

    Испытание моста через р. Ушайку; ветка Тайга — Томск (87 км). Томская железная дорога

    Станция Томск (ТЖД). Ныне это территория станции Томск-II. На заднем плане видно здание томского ж.д. депо.

    Станция Томск-Черемошники (ТЖД). Ныне это территория станции Томск-Товарная

    Галерея фотографий ТЖД до Революции 1917 года

    Строительство Великой Сибирской ж.д. Цесаревич Николай II закладывает первую тачку грунта в основание будущей магистрали. Владивосток , 1891 год.

    Строительство Сибирской ж.д. на территории Томского уезда. 1894 год.
    Строительство Сибирской ж.д. Укладка шпал. 1894 год.
    Мост ТЖД через реку Томь в районе Юрги. 1895 г.
    Станция Каргат (ТЖД), 1895 год.
    Станция Обь, Кривощёковская волость, Каинский уезд (ТЖД), 1898 год.
    Станция Обь, Кривощёковская волость, Каинский уезд (ТЖД), 1899 год [1] .
    Магистральный ж.д. мост в районе посёлка Ново-Николаевск ий (ТЖД), 1898 год.
    Станция Ново-Николаевск (ТЖД), 1906 год.
    Вокзал на станции Тайга (ТЖД), 1906 год.
    Депо на станции Тайга (ТЖД), 1898 год.
    Станция Мариинск (ТЖД), 1919 год.
    Станция Ачинск (ТЖД), 1898 год.
    Станция Боготол (ТЖД), 1898 год.

    Присоединение соседних дорог промышленного юга Западной Сибири позволило Томской железной дороге со временем стать самой большой по протяжённости и самой мощной по грузообороту среди железных дорог СССР.

    В 1934 году распоряжением Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) управление дороги было переведено из Томска в Новосибирск «с целью полнейшей концентрации управления» [2] .

    Здание бывшей администрации Томской железной дороги в Томске (ныне это южная, в три этажа, часть современного здания Главного корпуса ТУСУР по пр. Ленина, 40) было передано под размещение Томского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта (ТЭМИИТ).

    Тогда же из Томской и Забайкальской железных дорог была выделена Восточно-Сибирская железная дорога , а через два года из её состава была выделена — Красноярская железная дорога .

    В 1961 году Томская железная дорога была вновь объединена с Омской и стала называться Западно-Сибирской железной дорогой.

    Томская железная дорога имела собственную научно-образовательную базу, основу которой формировал известный всей стране своими учёными Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (ТЭМИИТ).

    Известные личности

    • Гладилов, Владимир Павлович (1922—199х) — ветеран труда, токарь вагонного депо станции Томск-II; Герой Социалистического Труда (1971).
    • Мухамеджанов, Кабжан Мухамеджанович (1913—1984) — советский железнодорожник, Герой Социалистического Труда.
    • Мухарев, Константин Хрисанфович — начальник Томского железнодорожного техникума в 1960—1962.
    • Никольский, Николай Порфирьевич (1911—1973) — начальник Томской ж.д. (реорг. в Зап.-Сиб. ) железной дороги, Герой Социалистического Труда (1959), Почётный железнодорожник СССР .
    • Образцов, Владимир Николаевич (1874—1949) — известный русский учёный в области транспорта, академик АН СССР, генерал-полковник. Профессор ТЭМИИТ/МЭМИИТ в 1941—1942 гг.
    • ‎Фёдор Фёдорович Прокопенко (1916—2007) — ветеран и герой Великой Отечественной войны, лётчик-ас. Герой Российской Федерации; Заслуженный военный лётчик СССР. Сын железнодорожника, жил в посёлках МПС Томской железной дороги ( Мариинск , Тайга) с 1916 по 1936, работал в учреждениях МПС ТЖД в 1930—1936 гг.
    • Ушаков, Григорий Алексеевич (1910—1985) — ветеран труда, бригадир дистанции контактной сети Беловского участка энергоснабжения Томской железной дороги (Кемеровская область); Герой Социалистического Труда (1959).
    • Цой, Михаил Никитьевич — почётный железнодорожник СССР и Северной Кореи.

    Томская ветвь

    Основные статьи:

    Томская железная дорога, 1953 год.
    Кадр киноленты Западно-Сибирской студии кинохроники.

    Под Томской железной дорогой сегодня иногда понимают Томскую железнодорожную ветвь. Основа ветви — ж.д. «Тайга—Томск» (ок. 90 км) от станции Тайга (ныне город Кемеровской области ) до ж.д. узла станции Томск-Второй. Это явно некорректное восприятие: исторически наименование Том.ж.д. имела инфраструктурная сеть четырёх современных российских регионов: территории Новосибирской , Кемеровской , Томской областей и Алтайского края . На территории современной Томской области функционирует Томское отделение Кемеровской железной дороги (ОАО « Российские железные дороги »), в своё время выведенной из состава Западно-Сибирской железной дороги.

    В период расцвета эпохи ГУЛАГа, кроме основной железной дороги, Обь-Томское междуречье [3] и поймы рек Чулым и Кеть (правобережье Оби) были покрыты сетью узкоколейных железных дорог обслуживания лесодобывающих предприятий экономики.

    В годы ГУЛАГа была предпринята попытка завершить проект конца XIX века по строительству железной дороги «Томск — Асино — Белый Яр — Лесосибирск ». Однако ТомАсинЛаг в период с 1930-х по 1953 сумел построить лишь ветку от станции Томск-II до города Асино. Уже в 1960-х—1970-х гг., благодаря настойчивости руководителя Томской области Е.К. Лигачёва, правительством СССР были выделены средства и осуществлено строительство железной дороги до посёлка Белый Яр. В планах руководства Российской Федерации (2000-е гг.) построить стратегические ж.д. магистрали « Лесосибирск — Белый Яр — Колпашево — Стрежевой — Нижневартовск [4] ». Это пересмотр ж.д. проектов ещё царской России [5] [6] . Рассматриваются варианты левобережной магистрали от Новосибирск а (Толмачёво) через Кожевниково, Шегарку, Кривошеино идти на Колпашево — Нижневартовск . Это весьма затратный проект и решение по нему постоянно откладывается.

    Железнодорожная станция Богашёво, июнь 2012.
    Фото: Олег Абрамов

    В 2014 году руководство ОАО « Российские железные дороги » (РЖД) озвучивало рассмотрение проекта скоростной (под поезда типа « Сапсан ») прямолинейной железной дороги от станции « Новосибирск -Восточный» на Предтеченск (Томск) и далее прямолинейная трасса на Красноярск .

    Рассматривался (2012) также проект модернизации томской ветви от Тайги по новому маршруту: Межениновка — Корнилово — Ново-Михайловка — Копылово — Туган… и проект ж.д. до Бакчарского железнорудного месторождения: трасса на запад от Предтеченска — через Рыбалово и Баткат. Эта трасса в перспективе могла бы стать прямой магистралью « Омск — Томск».

    В марте 2023 года было опубликовано сообщение, что впервые в России женщина-машинист утверждена руководителем в экипаж поезда дальнего следования по маршруту «Томск — Адлер » [7] .

    Литература

    • Инж. Адрианов Г.В. Выгоды и преимущества устройства постоянных мостов с разводной частью для пропуска судов в весеннее время на больших реках, пересекаемых Сибирской железной дорогой: Извлеч. из «Журнала МПС» за июнь — июль — август 1892 г. — СПб. : Тип. МПС (Т-ва И.Н.Кушнерев и К°), 1892. — 9 с. — 25 см. (О проекте ж.д. моста Сибирской Дороги через Обь в Томской губернии.)
    • Адрианов Г.В. О преимуществах железнодорожного соединения Сибирской магистрали с бассейном реки Лены: II Всерос.съезд золото- и платинопромышленников. — СПб. , 1915.
    • Адрианов Г.В., Чмутов С. Сеть железных дорог России в будущем: С прил. карты 55.410 вёрст новых железнодорожных линий (размером 30× 40 дюйм.). — СПб. : Авт.изд. инж. Г.В. Адрианов, 1908. — 95 с.: 1 л. карт. — 27 см (Без тит.л.). (Г.Н. Потанин назвал эту брошюру в качестве одного из источников своего очерка о железнодорожном строительстве в Сибири (в «Сибирском торгово-промышленном календаре за 1910 год»)
    • Алфавитный перечень кратчайших расстояний от станций Ачинск, Новониколаевск и Иннокентьевская до всех станций российских железных дорог. — Томск, 1915. — 618 c.
    • Алфавитный перечень кратчайших расстояний от станций Челябинск и Иркутск (пункты передачи) до всех станций российских железных дорог, соединённых непрерывным рельсовым путем, для перевозки грузов большой, малой и пассажирской скоростей / М-во путей сообщ. Сибирская ж.д. — Томск: Тип. Т-ва «Печатня С.П.Яковлева», 1908. — 338 c.
    • Альбом видов Западно-Сибирской и Екатеринбурго-Челябинской железных дорог 1892—1896. — [Российская империя, 1896]. — 26 л. фотогр.
      • Early postcards of the Trans-Siberian Railway. [Great Britain: 1901]
      • by Philip Edward Robinson. Early postcards of the Trans-Siberian Railway. [Great Britain: 1999, 2001]
      • Материалы по обследованию железных дорог / Особая высш.комис.для всесторон.исследования жел.-дор.дела в России. — СПб. , 1910. — 28 см.
        • Вып.9. Сибирская железная дорога. — СПб. , 1912. — 347 с. (разд.паг.): 8 л. ил., табл.
        • Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге. 1901—1902 гг. // Под ред. Л.И. Дмитриева-Мамонова. — СПб. / — М. , 1902.
        • John Foster Fraser. The real Siberia, together with an account of a dash through Manchuria. — London , 1904. (на англ.яз. ) (О книге и некоторых фотоснимках Транссиб а: www.univer.omsk.su)
          • John Foster Fraser. The real Siberia, together with an account of a dash through Manchuria. — 2011. (на англ.яз. )

          Примечания

          1. В данном наборе фото-открыток станция Обь ошибочно помечена как принадлежащая губернскому центру Томску, на самом деле она находилась на левобережье Оби ж.д. переезда современного города Новосибирск а.
          2. Издание «Континент Сибирь» (2005)
          3. Территории Тимирязевского Бора.
          4. Нижневартовск уже имеет подход северной ветви Тюменской железной дороги и планируется соединить единой линией города Нижневартовск , Сургут , Салехард , Вятку и далее — Архангельск .
          5. Борисов А.А. Обь-Мурманская железная дорога. — Пг. : Тип. Т-ва А.С. Суворина «Новое время», [1915]. — 24 с. — 25 см (Без тит. л. и обл.).
          6. Голохвастов А.Д. Обская железная дорога / Сибирское о-во торговли и Обской ж.д. . — СПб. : Тип. и хромолит. А. Траншеля, 1881.
          7. РИА Томск (06.03.2023): Первая в России женщина-машинист поезда дальнего следования Оксана Соколова в понедельник, 6 марта с.г. вышла в дебютный самостоятельный рейс по маршруту «Томск — Адлер».

          Ссылки

          • Будни Томской ж.д. в 1953 году (Зап.-Сиб.студия кинохроники, съёмки сделаны в основном в Новосибирской области и в Кузбассе)
          • Зенинов Н.А.Великий сибирский железнодорожный путь, страницы истории (2001)
          • Пыхтин С.П.Эпоха забытых героев и великих событий (2011).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *