Мормоны где живут в сша штат
Перейти к содержимому

Мормоны где живут в сша штат

  • автор:

Штат Юта – земля обетованная американских мормонов

Штат Юта - земля обетованная американских мормонов

Мормонизм – сугубо американская религия, родившаяся в начале 19 века. Католики и православные считают представителей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней – как мормонов еще называют – сектантами, а сами мормоны убеждены, что только они после смерти попадут в рай. Сейчас по всему миру мормонов около шестнадцати миллионов, половина из них живет в Америке, и больше всего – в штате Юта, на западе США.

Каждое воскресенье в старинном здании на Храмовой площади в Солт-Лэйк-Сити проходит репетиция Мормонского хора Скинии. Для мормонов вечность – осязаемая, реальная перспектива. По их доктрине, души людей сначала живут с богом – это называется «предсуществование», потом временно приходят на землю и обретают плоть, а после смерти возвращаются к богу в рай. Плотское существование нужно подчинить церкви, Священному Писанию и борьбе с соблазнами. Если жить по правилам – заслужишь вечное блаженство.

Скотт Баррик, генеральный менеджер хора, рассказывает, что миссия их хора – быть посланниками Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Все участники хора принадлежат к этой церкви, и их работа направлена на распространение ее идей.

Глава Церкви является главным наставником хора. В начале января бывший глава, 90-летний Томас Монсон, отошел в мир иной, и новый, 17-й президент, 93-летний Рассел Нельсон, вступил в должность. Он, как и шестнадцать его предшественников, считается живым пророком, предположительно получает знаки и послания прямо от бога.

А самым первым живым пророком мормонов был Джозеф Смит. В начале 19 века он повел свою паству с восточного побережья вглубь страны. Мормоны-первопроходцы обосновались в Юте, осваивали новую территорию и считали создание полигамной семьи богоугодным делом. Федеральные власти заставили их официально отказаться от полигамии в конце 19 века. Сегодня мормоны составляют большинство населения Юты.

Вэйн Чамберс, мормонский епископ, говорит: «Да, мы верим, что у нас сегодня есть живой пророк. И почему бы не желать такого? Ведь для нас это ценнейший источник руководства к действию в таком сложном мире».

Вэйн – владелец небольшого бизнеса, его жена Вики – домохозяйка. Предки Вэйна и Вики Чамберс – мормоны в нескольких поколениях. Четкая иерархия ценностей у них наследственная. У них пятеро детей и пятнадцать внуков.

Вики Чамберс рассказывает, что еще в школе, когда они с Вэйном начали встречаться, они очень серьезно относились к тому, чтобы жить по принципам Священного Писания. «Для нас важно было оставаться морально чистыми. Перед каждым свиданием мы молились, чтобы вести себя правильно», – вспоминает Вики.

Однако в патриархальную традицию вторгается современная жизнь. Официальную церковь упрекают в расизме, сексизме и гомофобии. Мормонизм не признает однополых браков и союзов. Чернокожие мормоны получили право быть священниками только в 1978 году. А женщины-мормонки до сих пор такого права не имеют.

Жительница Юты Линдзи Парк начала свою деятельность с блога, который назывался «Феминистки-мормонки-домохозяйки». Она и сейчас считает себя в первую очередь матерью и домохозяйкой. Но также активисткой и феминисткой. Линдзи ведет подкаст, в котором берет интервью у женщин, живущих в полигамных семьях в отдаленных мормонских общинах на юге Юты. Она основала некоммерческую организацию, которая помогает женщинам-жертвам домашнего насилия. Она временно живет одна, без мужа, что является полным табу в традиционном мормонизме. Она даже попробовала запрещенные мормонам напитки – вино, кофе и чай.

Линдси говорит: «Мне трудно отказаться от мысли, что у меня было предсуществование, что мой дух и мое тело были отдельно, сейчас они вместе, а когда я умру. Я не могу сбросить это с себя. Логически вы можете меня убедить, что это не так, и я вам поверю. Но я просыпаюсь каждое утро и чувствую себя мормонкой».

16x9 Image

Виктория Купчинецкая

Телевизионный журналист, штатный корреспондент «Голоса Америки» с 2009 года. Работала в Вашингтоне, освещала президентские выборы, законодательный процесс и общественно-политические движения в США. Переехав в Нью-Йорк, освещала работу ООН и городских институтов власти. Виктория работает над специальными телепроектами, которые отражают жизнь необычных американских общин

Как на самом деле живут мормоны в штате Юта

Мормоны Максим и Ольга Букановы живут в штате Юте. Они работают, растят дочку и оба являются членами Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Они рассказали Vinograd.us о том, как на самом деле живут те, кого мы называем “мормоны”.

Максим: мы не амиши и у меня одна жена!

Я родился в 1993 году в небольшом городке в Молдове. Рос в семье с двумя женщинами: мамой и бабушкой. Прожил так девятнадцать лет.

Когда я родился, гонений на религию уже не было. На 40-ой день меня крестили в православной церкви. Моя семья всегда была верующей, но не религиозной. В Бога в моей семье верили, когда было плохо, но за святой водой ходили. Я помню, что мама приходила домой со святой водой, а я обрызгивал ей углы квартиры.

Как на самом деле живут мормоны в штате Юта

Помню, когда шел в школу, то молился. Ни одной молитвы я тогда не знал, а просто своими словами говорил все, что было в тот момент на сердце. Лет с восьми-девяти у меня появилось чувство, что Бог есть, что он меня слышит и помогает. Когда я общался с ним, то не чувствовал себя одиноким.

О мормонах я впервые услышал от бабушек во дворе.

Мне было лет тринадцать, когда миссионеры начали ходить мимо дома, где мы жили. Помню, что бабушки во дворе им улыбались и здоровались, а в спину потом говорили, что мормоны многоженцы и у себя в Юте живут секретной жизнью.

Вообще по нашим домам и квартирам тогда ходили все – и баптисты, и Свидетели Иеговы, и адвентисты… Поэтому мормоны для меня автоматически стали ещё одной «сектой», которая отбирает у людей квартиры.

В 15 лет из-за буллинга в школе, недопониманий в семье, комплексов, я все чаще начал думать: «Зачем я родился? В чем моя миссия?». Были и суицидальные мысли и в то же время вопрос: «А что будет со мной, если я это сделаю? Где я буду?». Пока мои одноклассники ходили на дискотеки по выходным, я задавался такими вопросами и не находил ответов.

В это же время миссионеры поселились в доме напротив, и я стал чаще их видеть. А потом и вовсе решил пойти на их бесплатные курсы английского. Я тогда только перешел в старшую школу и мне нужно было его подтянуть. Миссионеры учили ему бесплатно в качестве служения.

С подругой детства, которой я рос во дворе, мы проходили на курсы все лето. Было весело и нам нравилось. Миссионеры рассказывали нам о себе, о своих семьях. Им было всего по 19-20 лет. Помню, меня тогда удивило, что они прилетели в Молдову на два года за свой счет. Более того! Чтобы приехать к нам, в США им пришлось работать каждый день после школьных занятий на протяжении года или даже больше, иначе нужную сумму было не заработать. Плюс, они выучили румынский язык и посвятили 2 года жизни только проповедованию.

Когда началась учеба, а это был уже десятый класс, все перестали к ним ходить, а я продолжил. Просто в них я увидел людей, которые меня понимают. Вскоре мне предложили встретиться и узнать больше о Церкви. Я согласился. Ведь вопросы, на которые я сам не мог найти ответы, меня все ещё мучили каждый день.

Так я узнал что это не мормонская церковь, а Церковь Иисуса Христа Святых последних дней. Мормоны – это сленг, который мы почти не применяем. Так нас называют из-за того, что мы признаём помимо Библии ещё одно Свящённое писание – «Книгу Мормона» Это древняя летопись, которая велась пророками на древнем американском континенте, в то время как Библия писалась пророками в древнем Израиле. Мормон был одним из пророков на древнем американском континенте, который сократил эти летописи.

К моему удивлению эти молодые парни, почти моего возраста смогли просто и ясно ответить на мои вопросы. Они также стали моими друзьями, хотя поначалу я их остерегался.
Однажды я решил прийти на воскресное богослужение. Потом еще и еще… Так я проходил полгода и понял, что это моё. Кстати, благодаря миссионерам я узнал, что всё мое детство я молился правильно, своими словами, от сердца, а не заученный наизусть «Отче наш».

Чувство, что я хочу быть частью этой общины становилось сильнее и сильнее, но я с ним боролся. Ведь я был несовершеннолетним, а мама даже не знала, что я хожу на богослужения. И могла выступить против. В какой-то момент подумал: все равно рано или поздно я присоединюсь к Церкви, так пусть это будет раньше, меньше ошибок наделаю.

Мама, узнав, сказала то, чего я боялся: если я это сделаю, то она от меня отречётся. Несмотря на это, 26 июня 2010 года я крестился. Мне было 16 лет. Это день стал одним из самых ярких в моей жизни.

Мама тогда подписала согласие на крещение. Сейчас она относится к Церкви лояльно, так как знает, что квартиру у нее мормоны не отберут, да видит, что я и моя семья счастливы.

Церковь хочет, чтобы молодежь училась.

И даже поощряет получение образования. В США она владеет тремя университетами и одним колледжем. Университет называется Brigham Young University, находится в Юте. Ещё один филиал этого университета есть в Айдахо и на Гавайи. Для “своих” Церковь покрывает 75% стоимости обучения.

Недавно я смотрел статистику в Google и обнаружил, что некоторые программы университета по качеству преподавания находятся на одном уровне с Гарвардом. Учатся в таких заведениях в основном члены Церкви, но поскольку качество обучения высокое, то приходят и другие.

В США мы с женой жить не собирались

В 2013 году я окончил школу и уехал на миссию в Россию, потом в Украину. Провел там два года, познакомился с Олей. Вернулся домой, полгода поработал и уехал на два месяца в Чехию на летние курсы по бизнесу. После этого вернулся в Украину, вскоре мы с Олей поженились. Я получил работу в крупной IT компании с возможностью роста. А еще зарегистрировался на обучение онлайн в нашем университете. Эту возможность мне также предоставила Церковь.

На подаренные на свадьбу деньги, мы решили поехать в США в отпуск. Поехали в Юту, так как там уже многих знали – и американцев, и украинцев.
Мы прекрасно провели там время, а буквально за день до отлёта домой посетили церковный колледж. Я прошёлся по этажам и вдруг увидел себя в этом колледже в качестве студента.

Мы вернулись домой, и я даже впал в небольшую депрессию – хотел учиться там, а не работать в IT. Мы с Олей долго обдумывали этот вопрос, молились и решили рискнуть и поехать в США на учебу. Я отменил свою регистрацию на онлайн-обучение.

Сразу остро встал вопрос денег – мне 23, жене 25, заработать особо мы еще не успели. При этом мне как международному студенту нужно было заплатить депозит сразу за три семестра. Случайно мы узнали о программе, которая помогает с оплатой учебы тем, кто служил на миссии. А я был именно таким! И мне помогли оплатить первые 3 семестра и билеты на самолёт.

В процессе подготовки к переезду, мы узнали, что ждём ребёнка. В итоге так и прилетели в Америку на 32-ой неделе с двумя чемоданами, небольшими сбережениями, которые заработали и тем, что смогли дать наши родители.

Первые пять месяцев работы у меня не было. Я мог подрабатывать на кампусе, но там рабочих мест мало, а конкуренция ОГРОМНАЯ. В общем, все наши сбережения ушли на оплату квартиры и еды.

Как на самом деле живут мормоны в штате Юта

Иногда я с другими студентами ходил в разные Food Banks, работы не было, а семью кормить надо. По ночам плакал в подушку, винил себя за то, что втянул семью в это. В Украине у нас было все, а в США ничего. Но дороги назад не было. И надо было как-то с самого дна подниматься вверх.

Местная община нас очень поддерживала и морально, и материально. Они устроили нам baby shower, помогли пару раз с оплатой квартиры, едой и даже мебель приобрести в Deseret Industries (церковный магазин для экономных, где можно подешевле купить разные товары). Многие нас возили на машине по магазинам за продуктами: своей и прав у нас тогда не было, а супермаркеты все далеко.

Когда я говорил им, что мне очень неудобно принимать помощь в таком количестве, то ответ всегда был один:
«Позвольте нам вам послужить, мы тоже через это проходили и это все временно» (”Don’t try to pay us back, pay forward!”).

Вспоминаю и слёзы на глазах. Тогда мы с Олей сказали друг другу, что как только у нас будет возможность, мы будем помогать другим.

Потом, наконец, у меня появилась работа, дела начали налаживаться, появился SSN, я стал сдавать плазму для того, чтобы были ещё какие-то деньги (здесь международники так и выживают). Так колледж и закончил. После этого получил разрешение на работу на год, сейчас работаю в Morgan Stanley и откладываю деньги на дальнейшую учебу. Мы стараемся служить и помогать другим.

Мормоны штата Юта: Мы живем жизнью обычных людей

Нас часто с амишами путают или считают многоженцами. Но у меня одна жена! Дело в том, что примерно 200 лет назад группа прихожан отделилась от церкви и появилась новая ветвь, сегодня она называется FLDS, или Fundamentalists. Вот они действительно практикуют многоженство и выглядят как амиши, потому что женщины этой группы носят чёрные платья по шею. Живут они тоже в Юте. Но это не мы! Церковь Иисуса Христа Святых последних дней с ними никак не связана.

Мы обычные люди, работаем, воспитываем детей, и да, контрацепцией мы тоже пользуемся, сами решаем сколько детей хотим и чего хотим добиться в жизни. Митт Ромни, Стефани Майер, Линдси Стерлинг… они тоже члены нашей Церкви.

Мы почти не отличаемся внешне. Правда, мы не носим вызывающую одежду, но и не паранджу. Пользуемся интернетом и телефонами.

Младенцев мы не крестим, так как верим, что они рождаются чистыми и без всяких там семи грехов. В восемь лет ребёнок может решить – хочет ли он сделать этот шаг или нет. Тот, кого крестят, надевает белый комбинезон (символ чистоты) и тот, кто крестит, тоже надевает белые брюки и белую рубашку. При крещении надо полностью погрузиться в воду. Каждый мужчина в церкви, соблюдающий заповеди имеет, возможность получить священство для того, чтобы совершать обряд крещения. Я делал это уже несколько раз и это всегда очень тёплые и особенные чувства.

Свадьба проходит как обычно – ЗАГС и празднование. У нас нет венчания.

В нашей церкви есть молитвенные дома, где мы собираемся по воскресеньям. Но есть Храмы. Храм – это особенное место, где мы совершаем свящённые обряды. Одно из них, это запечатывание супружеских пар на вечность. Мы верим, что семейные отношения могут длиться и после этой жизни, если пара запечатана в Храме и ведёт праведный образ жизни. Те кто живут близко к Храму, запечатываются в день свадьбы, те кто живут далеко, приезжают при первой возможности и запечатываются. В Храмах все люди одеты в белую одежду (символ чистоты и равенства).

Как на самом деле живут мормоны в штате Юта

Ольга: мы мормоны, но у нас все нормально с сексом!

Я родилась в Киеве в 1991 году. Семья была православной, меня крестили, но глубоко верующим никто не был, всё как у всех тогда. Именно с церковью Иисуса Христа Святых последних дней родители познакомились в 1994 году, крестились в 1995, а я в 2000, когда мне было восемь. Но с родителями в церковь ходила всегда. Для меня это единственная религия в жизни. Другие никогда не были интересны.

Как на самом деле живут мормоны в штате Юта

В церкви нас призывают получить собственное свидетельство об истинности церкви, истинности книги Мормона (не книги мормонов!), о существовании Бога и так далее. В 14 лет получила свои ответы и я. И вот с тех пор в своих суждениях и чувствах относительно веры полагаюсь полностью только на свой опыт.

Мои родители, естественно, поделились своими религиозными взглядами со своими родителями. И родители папы приняли эту веру, а родители мамы, с которыми мы прожили всю жизнь в одной квартире, нет.

С Максимом мы познакомились в церкви на рождественском концерте, организованным церковью. У нас вообще много мероприятий проходит и все на очень хорошем уровне.

Максим служил на миссии: парни посвящают два года своей жизни служению Богу и проповедованию Евангелия, девушки 1,5 года (для девушек это не обязательно, парням рекомендовано). Я на тот момент была замужем, но в процессе развода. Вот, кстати, многие говорят, что наша церковь запрещает разводы, но это не так!

Разводы действительно не приветствуются. И стараются помочь спасти брак, но ведь бывают случаи, когда ничем нельзя помочь. Так было и у меня, поэтому мое первое замужество продлилось всего один год. Некоторые, особо фанатичные члены церкви (такие есть в любой религии) меня осуждали. Мол, надо терпеть выходки мужа и жить несмотря ни на что, но мне всё равно, я свой путь знаю.

Мой первый муж был новообращенным и полноценным «мормоном» так и не стал – не хотел придерживаться многих правил и рекомендаций. Из-за него некоторое время я была не очень активной в церкви, тоже не выполняла правила, а когда решила развестись, то поняла, что меня это беспокоило. Я хотела, чтоб моя жизнь была в церкви.

В этот момент и появился Максим. Он служил на миссии, в это время парням нельзя завязывать никаких отношений с девушками, только дружба и соблюдение дистанции. Да мы и не планировали ничего! Я была в процессе развода, и душевная боль никак не располагала к новым отношениям. Мы познакомились, потом я увидела его в Facebook и добавила просто, чтобы посмотреть, как сложится у парня жизнь после миссии. Через месяц мы начали общаться, созванивались по скайпу, так и влюбились друг в друга.

Почему мы живем без чая и кофе

Мы обычные люди, просто стараемся жить с большей оглядкой на здоровье, саморазвитие, хорошее воспитание детей, чтобы общество было чуть лучше.

Люди в Церкви разные – многие уходят, многие не соблюдают правила, многие трактуют их по-своему…
Мы с мужем стандартные члены церкви, которые стараются делать правильно, делать как лучше. Конечно, мы все равно делаем какие-то ошибки, невозможно всё идеально соблюдать. Но, главное, правильно ко всему относиться.

В Юте наша религия – это уже норма жизни, почти как в Украине православие. Поэтому тут часто можно встретить людей, которые вообще не соответствуют нормам и стандартам, хотя в Церкви с рождения. При этом, люди, которые пришли в церковь в сознательном возрасте, или в странах, где эта религия новая, относятся к соблюдению правил намного строже. И часто даже рекомендации ставят себе за правило в жизни.

Например, фраза «наше тело – это храм Божий», которая поясняет почему тату нельзя, оказалась рекомендацией. Если ты пришёл в церковь с татуировками, то не обязан их удалять. Если хочешь сделать – сделай. Мы об этом узнали только в США, тут мормонов с татуировками много. И вот Максим, будучи намного более «молодым членом церкви» чем я, был очень против тату. А сейчас уже запланировал парочку

Мы стараемся соблюдать закон здоровья и не употреблять вещества, которые вредят нашему организму. Так мы не употребляем алкоголь, вообще не курим, не пьём чёрный/зелёный чай, кофе, никаких наркотиков (некоторые даже от обезболивающих отказываются) стараемся питаться правильно, стараемся соблюдать режим дня для здорового отдыха.
Правила не распространяются на лекарства. Понятно, что не все они полезны, но лечение есть лечение, правила о запрете лекарств нет. Конечно, есть те, которые попивают чай или кофе, кто-то не может справиться с зависимостью от сигарет, но это их личные отношения с Богом.

Церковь в секс не лезет.

Церковь настоятельно рекомендует не иметь сексуальных отношений любого типа до свадьбы. Моя сестра, например, вышла замуж девственницей, как и её муж. И для нас это норма.

Слышала, что о нас говорят, что мы занимаемся сексом только в миссионерской позе/ только традиционно/ только для зачатия… Смешно это всё. Церковь в спальню не лезет.

Я считаю большим минусом отсутствие хорошего сексуального воспитания. Это прилично осложняет жизнь молодым семьям. Нет, я не ратую за то, чтоб разрешили секс до свадьбы или просмотр порно, но родители должны обучать детей правильным вещам. Моя сестра младше меня на пять лет и очень скромный человек, в отличие от меня. Я лет с 13-14 начала задавать своей маме вопросы о сексе и о том, что нужно знать.

Мама была со мной открыта, и я даже знала их с папой предпочтения, но такая открытость в нашей общине, конечно, большая редкость. В итоге я вытянула сестру на разговор, дала понять, что у меня можно на эту тему все спросить.
В последние лет 10 о сексуальном воспитании у нас говорят все чаще. Уже есть те, кто отвечают на вопросы. Я сама стала своего рода консультантом по сексу, когда жила в Украине.

Секс втроём в нашей религии считается изменой. Просмотр порно – это плохо, это приводит к зависимости и разрушает семьи. Я сама была зависима от порно и мне стоило оооочень больших усилий, чтобы прекратить это смотреть. Но в остальном церковь не ограничивает людей в их фантазии и применении своих половых органов как хочется. Главное чтобы по согласию и без насилия.

Мы, мормоны, не выкапываем покойников!

На случай согрешения всегда есть покаяние, но это не просто сказать «Упс, ошиблась, больше не буду», и так раз 50… Нет. Покаяние для нас это более глубокий духовный процесс, который проходит глубоко в душу и сознание. После прохождения этого процесса повторять ошибки не хочется. Хотя, наверное, это индивидуально.

Молимся мы стандартно – утром-перед днём, и вечером перед сном. Так же перед едой благословляем пищу. Для нас молитва, это разговор с нашим Небесным Отцом, это как позвонить родителям, чтобы поговорить. Поэтому молиться мы можем сколько угодно раз за день, тут строгих канонов не существует.

Церковь мы посещаем стандартно один раз в неделю по воскресеньям. Если проводятся мероприятия, духовные вечера, то это может быть любой другой день недели. Для молодежи 14-18 лет у нас есть духовная семинария: молодые люди собираются пару раз в неделю помимо церкви для изучения свящённых писаний более детально.

У нас в церкви нет оплачиваемого духовенства или профессиональных проповедников, почти все мужчины в церкви имеют какой-то чин в священстве, начиная с 11 лет. Все, что касается духовного служения никто не оплачивает.

Постимся мы один раз в месяц. Для нас это полный отказ от еды, минимум пропускаем один приём пищи, максимума нет, но обычно не больше суток. Это личный выбор каждого, но каждое первое воскресенье месяца у нас считается постное воскресенье. Для нас это жертва, так мы показываем Богу, что мы готовы быть смиренными и уделять от своего избытка.

Мы платим добровольное пожертвование от поста, в размере того количества денег, которое мы бы потратили на еду в то время, как пропустили ее. Это личное право каждого и тут закона нет, а опять личные отношения с Богом, которого мы обмануть не можем.

Беременные/кормящие, люди, приём лекарств у которых связан с едой/водой, дети и больные люди поститься не обязаны. Да и в принципе никто не обязан, но все кто могут это делают. Мы верим, что во время поста мы ещё больше приближаемся к Богу и часто постимся в корыстных целях (типа – я это делаю, а ты помоги мне, пожалуйста, в этом и том). И это тоже нормально.

Когда я жила в Украине, то часто слышала о многоженстве. Еще были слухи (в основном из интернета от писак из других религиозных течений), что мы выкапываем и крестим мертвых взрослых и младенцев.

Правда заключается в следующем: да, в наших храмах проводятся обряды по умершим людям, но это ничего общего с выкапыванием мертвых не имеет.

Слухи появляются потому, что мы далеко не всех пускаем в наши храмы. Для нас храм – это место, где находится Бог. Это Его дом, там проводятся обряды, которые для нас священны, там мы «венчаемся» (запечатываем брак на вечность, если правильно называть), там получаем собственные обряды и откровения… Поэтому туда и нет доступа всем подряд. Так и в православных храмах есть места, куда нет доступа всем, только служителям.

Члены церкви максимально стараются быть достойными посещения храма. Мы, члены церкви, получаем особый пропуск, чтобы войти в храм. Мы проводим собеседование с уполномоченным носителем священства, мы отвечаем на ряд вопросов, определяющих наше достоинство. Кстати, тут опять все основывается на нашей честности с Богом и самим собой: проверить подлинность ответов никто не пытается.

Что еще из отличий… Мы не станем употреблять алкоголь лишь потому, что неудобно отказать. На нас редко можно встретить короткую юбку, майку с большим декольте, боевой раскрас вместо макияжа и гирлянду вместо пары серёжек. Мы не ругаемся матом. По крайней мере, стараемся, у меня это плохо получается, я взрывная личность. Мы учим детей, что грубо выражаться это плохо и неприлично. Наших нечасто можно встретить в ночных клубах, так как мы стараемся избегать мест, которые вынуждают нас чувствовать себя грязными.

При этом мы можем одеваться модно, красиво, иметь разные стрижки и цвета волос, лака на ногтях и так далее. Мы не обязаны носить строгую одежду в повседневной жизни. В церковь предпочтителен опрятный вид: мужчины – в брюках, галстуках, белых рубашках и пиджаках по желанию. Женщины в скромных платьях ниже колена, без декольте, плечи закрыты, одежда не прозрачная, скромный макияж. Вот и всё.

Как на самом деле живут мормоны в штате Юта

Свадьбы наши проходят без алкоголя, скромные платья (хотя тоже не все этого придерживаются), при желании с национальными традициями и конкурсами. Музыка как у всех, но без мата и пошлого подтекста.

Похороны тоже без алкоголя, да и вообще любое мероприятие. Как хоронят человека – зависит от страны. И кремация приемлема, и бальзамирование, и полное захоронение тела – тут вновь нет никаких строгих правил.

Есть понятие молитва и запечатывание могилы (благословляем место и землю, где лежит человек, ничего особенного или сверхъестественного, никаких ритуалов и применения различных предметов). Вопрос только в том, как у нас в церкви относятся к смерти. Мы верим, что умирает только тело, душа возвращается к Богу, и если например семья запечатана в храме, то мы там встретимся. Поэтому мы запечатываемся (венчаемся) в храме, чтоб быть вместе вечно, и после смерти тоже.

Если люди поженились в храме до рождения детей, дети рождены «в завете», значит припечатывать не нужно. Меня припечатывали к родителям, я присутствовала в храме у алтаря, чтоб быть связанной с ними. Но мы также верим, что если желания кого-то видеть у нас не будет, то никто нас заставить и не сможет.

Еще у нас есть обряд наречения имени. Он проводится с новорожденным, просто в воскресенье на собрании. Присутствовать может любой. Это молитва, в которую включены несколько стандартных фраз – чем отец или уполномоченный хочет благословить ребёнка в жизни. Своего рода также защита. При рождении детей мы не крестим.

Мы очень хотим, чтобы люди не смотрели на нас как на больных фанатиков. Мы не такие! У меня было красивое свадебное платье, к которому я, правда, дошила плечи. Получилось очень красиво. Как на самой обычной свадьбе.

Фото из личного архива семьи Букановых
Главное фото источник

PS 19 июня 2020 у Максима и Ольги родилась вторая дочка. С чем мы их поздравляем!

«Ни пива, ни кофе, ни секса!» Один из штатов США облюбовали религиозные фанатики. Чем они удивляют туристов?

Цикл Голос Америки

Путешествовать по США — все равно что посетить несколько стран сразу. Такое ощущение зачастую возникает у туристов не только из-за природы и ландшафтов, меняющихся от штата к штату, но также из-за разнящихся культуры, традиций и даже религиозных предпочтений. Репортер и путешественник из России, много лет проживший в США, убедился в этом на собственном опыте. В одной из своих поездок по стране он посетил штат Юта, который когда-то облюбовали мормоны. Его репортаж об их необычной религии и достопримечательностях Юты — в материале «Ленты.ру».

Новый Сион

Горный штат Юта — едва ли не главный туристический центр США. Все путешественники едут сюда, чтобы полюбоваться величественными пейзажами в местных национальных парках. Однако интересен он не только этим. Дело в том, что Юта — один из самых религиозно однородных штатов страны: около 60 процентов населения здесь составляют так называемые мормоны. Поэтому, приехав в Юту (название штата означает на языке индейцев «люди гор»), можно не только полюбоваться на величественные скалы, разноцветные каньоны, горы и пустыни, но также познакомиться с ее необычными обитателями.

Русский писатель Лев Толстой, который немало знал о вере и интересовался разными конфессиями, называл мормонизм самой американской религией, поскольку зародилась она именно в штатах. На деле судить о степени их «американскости» достаточно сложно, но одно можно сказать точно — в этой религии много весьма необычного.

Например, мормоны верят, что индейцы являются потомками одного из колен израилевых, а Иисус Христос посещал Западное полушарие. Они считают, что Иерусалим и Земля обетованная возродятся в Америке. Именно эти утверждения приводятся в религиозном трактате «Книга Мормона. Еще одно свидетельство об Иисусе Христе». Основатель религии Джозеф Смит утверждал, что эту книгу в виде золотых пластин на древнеегипетском языке он обнаружил в 1827 году на холме в штате Нью-Йорк.

Мормоны из Солт-Лейк-Сити Другие города: Президент-пророк, софтбол по субботам и тайное многоженство в штате Юта

Солт-Лейк-Сити, США

Окружающий нас мир велик, и даже заядлые путешественники не успеют за свою жизнь побывать во всех городах, узнать местную жизнь и подружиться с соседями. Мы ограничены временем куда сильнее, чем деньгами. Но любопытство к миру заложено в человеке от рождения и является самой обаятельной нашей чертой как вида. Чтобы удовлетворить это любопытство, «Лента.ру» начинает серию материалов «Другие города», в которой читатели рассказывают о местах, где живут. Первый текст пришел от Татьяны Лоскутовой из Солт-Лейк-Сити, США.

Я живу в Солт-Лейк-Сити более 16 лет, мой второй муж был мормоном из мормонской семьи пионеров-мормонов (то есть тех, кто пришел в долину вместе с Брихамом Янгом), все члены семьи — активные мормоны, ходят в церковь каждое воскресенье, платят 10 процентов годового дохода, соблюдают все каноны и обычаи, завещанные Джосефом Смитом.

Меня, атеистку, никто и никогда не принуждал к мормонской вере, но я никогда и не выступаю с критикой. Верят они в эту утопическую белиберду, ну и пусть, меня это не волнует. Они мне напоминают наших коммунистов в советские времена: были нормальные люди, а были оголтелые большевики, от которых спасу не было нигде. Только мормоны чрезвычайно терпимы по отношению к другим религиям. Мормонизм — типичная американская церковь, вобравшая в себя все религии и философии, до которых пытливый ум Дж.Смита и его соратников по написанию мормонских книг смог добраться в первой половине XIX века. Такой американский религиозный «плавильный котел». По последним данным, в Юте проживают 52 процента мормонов, остальные 48 процентов приходятся на другие конфессии.

Как мне сказали, в России про мормонов знают в основном из рассказа Конан Дойля и подозревают, что мормонских девушек до сих пор насильно выдают замуж. Отнюдь. Они сами решают, за кого им выходить замуж. Некоторые хотят только мормонских мальчиков, некоторым все равно, к какой конфессии принадлежит их любимый, некоторые вообще не хотят замуж ни за кого. Церковь официально запретила многоженство в конце XIX века. Хотя тайные многоженцы еще иногда выявляются в Солт-Лейк-Сити и идут под суд. Молодежь не только пьет кофе и чай, но и курит марихуану, да и чего покрепче бывает. Статистика говорит, что у нас самый высокий уровень употребления антидепрессантов по стране — 62 процента: то есть туча народа просто круглосуточно неадекватна.

Основная масса мормонов — республиканцы, Юта на карте выборов всегда окрашена в красный республиканский цвет. Я знаю только одного мормона-демократа (он мормон по рождению). Не знаю, где они обсуждают политику, но точно не на работе. Наверное, в отведенных для такого рода обсуждений местах или в семьях. Посты в Facebook от друзей-демократов намного агрессивнее, чем посты республиканцев. Демократы, наверное, более несчастны, даже имея президента-демократа.

Одна из отличительных особенностей штата Юта — большие мормонские семьи. Нормально, если в семье четверо или больше детей. Церковь не запрещает, но и не одобряет аборты. Пользование противозачаточными средствами разрешается. Мормонские женщины рожают столько, сколько могут и хотят рожать. Местные семейные машины называются «мормон-сабёрбн» — это большие машины, полные детей и собак, с молодой беременной мамашей за рулем.

Национальный парк Сион в штате Юта

Я живу в самом что ни на есть мормонском районе, часто гуляю по округе и почти никогда не вижу детей, играющих на улице, все играют внутри дворов. Если встречаю кого-то с детьми на прогулочных дорожках, то это индийцы или китайцы (которых вокруг раз-два и обчелся). Мормонские животные тоже гуляют исключительно по задним дворам. Потому что, как мне объяснили, «они понимают, что гулять вдоль дороги опасно для жизни». Это смешно, потому что в старом центре, где живут разные люди, кошки гуляют по улицам!

Мормонские церкви понастроены через каждые несколько жилых блоков, семьи приписаны каждая к своему приходу. По воскресеньям семья вместе с детьми посещает церковь. Приходские церкви располагают огромной парковкой, потому что все приезжают на машинах. Я была в церкви несколько раз, из них один раз все утро на так называемой службе и пару раз на похоронах, это было очень давно. В 8 утра люди приезжают с детьми и проходят в «актовый зал», где рядами стоят стулья перед нормальной сценой, на задней стене которой находится орган, а на сцене стоит рояль или пианино. На спинках стульев в кармашках лежит книга псалмов, все рассаживаются, назначенный из паствы священник (на определенный срок их назначают или выбирают, им ничего не платят за эту работу) приветствует всех и называет страницу псалма, все хором читают и потом садятся. Далее повестка дня может быть такой: 1) отчет миссионера, вернувшегося домой; 2) доклад о чрезвычайном происшествии в приходе; 3) все что угодно, вплоть до маленького концерта силами одной семьи. После этого людей разводят по разным большим комнатам: женщин — в Женское общество, мужчин, соответственно, в Мужское. Девочек и мальчиков — также в разные комнаты.

В Женском обществе (Women’s Society), когда я его посетила зимой в 1998 году, обсуждались какие-то курсы вязания, рецепты салатов и всякая другая ерунда. Раздали всем распечатанные рецепты салатов. Далее обсудили, как можно помочь в расчистке снега одиноким старикам, живущим в приходе. После этого назначили, кто будет докладывать и по какой теме в следующее воскресенье, и разошлись по классам по интересам, где уже были и дети, и мужчины. Классы по интересам были разные: кулинария, музыка, литература и так далее. Как видите, никаких проповедей и молений после чтения псалма в начале службы не было.

Вид на центр города Солт-Лейк-Сити

Детей учат писать доклады и говорить, и все мормонские дети умеют это делать замечательно. Они вырастают хорошими ораторами.

Вся церковная работа абсолютно бесплатная, никто за нее денег не получает. Церковь через государственные органы здесь регулирует количество ликеро-водочных магазинов. Например, в нашем городке, где официально проживают 43 тысячи человек, есть всего один ликеро-водочный магазин, который находится на горе, где поблизости нет ни школ, ни церквей.

В гастрономах продают только пиво с минимальным содержанием алкоголя; по воскресеньям и государственным праздникам ликеро-водочный магазин закрыт, в другие дни работает с 11 утра до 10 вечера. Хотя в соседних штатах — Аризоне, Айдахо, Неваде, Вайоминге — можно купить напитки крепостью до 40 градусов круглосуточно в гастрономах. Но в Арканзасе вообще сухой закон, так что наш черт еще не так страшен.

Мормоны креста не носят и не крестятся, на остроконечных шпилях церквей тоже нет креста, потому что они верят в воскресшего, живого Иисуса Христа. Икон у них тоже нет, в церквях — портреты и статуи Джосефа Смита, Брихама Янга и других «апостолов». В домах можно увидеть изображения Христа с надписями «Приди ко мне» или «Я приду к тебе», что меня первое время очень веселило. У свекрови моей на холодильнике было одно, а напротив, на стене, — другое, так я все время спрашивала, что же делать? Ждать, когда Христос придет сам или идти к нему?

Ограничения в повседневной жизни такие: нельзя пить кофе, чай (но всякие пепси и коки они пьют литрами), курить, употреблять спиртное, вино, пиво, наркотики (последнее можно по рецептам от врачей), не сквернословить, не смотреть порно, не иметь секса до свадьбы (как девочкам, так и мальчикам, но это касается и вдовствующих или разведенных взрослых).

Лоун-Пик, штат Юта

Президент церкви автоматически имеет звание пророк. Это действующий пророк на время его правления. Паства ему безоговорочно верит. Например, если он скажет, что надо всем мормонам в Солт-Лейк-Сити взять детей, животных, упаковать домашний скарб и двигаться колонной в горы, чтобы спастись от землетрясения или какой другой напасти, то все упакуются в одночасье и двинутся. Я спрашивала многих вокруг себя и даже своего мужа, который не ходит в церковь уже много лет, и все ответили, что если президент-пророк скажет идти в горы, то они пойдут. Почему? Потому что им скажут, вот почему. Это же самое «потому что нам сказали» относится и к генеалогическим архивам в каждой семье, и к тому, что они все ведут дневники, не важно, на бумаге или в Facebook, запечатлевая важные события в жизни каждого члена этой семьи. Потому что им сказали это делать. Because we were told. And do not question it. Все помешаны на генеалогии, без конца собирают альбомы с фотографиями и документами, это копируется и раздается взрослым членам семьи для памяти. Это очень хорошо, потому что я так и не смогла найти имена родственников дальше прадедушки и прабабушки. Мормоны же знают всех родственников до 10-го колена, а может, и раньше!

Понедельник считается «семейным днем», вечером все должны быть в доме, один из родителей или старший из детей читают семье Библию.

Детей учат музыке, они замечательно поют, постоянно участвуют в конкурсах. Скаутские программы действуют через церковь, и инструкторы работают с детьми бесплатно в свободное от работы время. Летом детей обучают с малолетнего возраста играть в софтбол, очень много игровых парков с софтбольными полями, школы также окружены огромными зелеными полями для игр и парковками. Здесь детей любят и очень заботятся о них.

После окончания школы некоторые (не все) родители посылают своих детей миссионерствовать в другие штаты или другие страны. Если дети едут в другие страны, то они проходят интенсивный ускоренный курс обучения языку этой страны при Университете Брихама Янга. Миссия длится два года, родители оплачивают львиную долю расходов, если не все 100 процентов. Благодаря этому в штате много людей, которые знают иностранные языки и географию, по крайней мере страны, где они миссионерствовали.

Каньон Брайтон

Мормонские женщины вяжут, шьют одеяла, собираются у кого-нибудь в доме на презентации косметики, сумок, поделок. В общем, богатая «женская» жизнь. Конечно, в нашем штате празднуют все федеральные национальные праздники, но самый большой парад в Юте 24 июля, на День пионеров. Это день, когда первые отряды мормонской колонны с женщинами и детьми, изможденной многомесячным переходом с востока страны, потеряв по дороге множество умерших от болезней, вышли из каньона Иммигрейшн в долину Солт-Лейк. И Брихам Янг, увидев долину и Большое Соленое озеро на северо-западе, сказал: «Здесь мы построим Новый Сион». Фейерверки начинаются за несколько дней до 24 июля и не стихают три дня после. В этом месяце в парках идут бесплатные концерты и фильмы.

Поскольку мормоны не пьют спиртного, может показаться, что их вечеринки и празднования проходят скучно. Это не совсем так. Семьи у них большие, когда собираются все вместе, то с детьми и внуками бывает более 30 человек (одна только семья, без двоюродных), и у них много общих интересов. Летом, конечно, готовят мясо на гриле во дворе, салаты и десерты гости приносят с собой. Заранее договариваются, кто и что привезет. Как развлекаются? Ходят на спортивные представления: футбол, баскетбол, бейсбол. Сами очень много играют в эти игры, есть летние команды (за пользование площадкой надо платить) бейсбольные, можно подписаться только на один сезон и играть раз в неделю. В каньонах у нас речки с форелью, можно выезжать на рыбалку или просто с мясом на пикники туда, где есть столики со скамейками и костровыми местами и можно разжигать огонь. В горах у многих есть летние домики с кусочками земли вокруг и ручьем, там проводятся воскресные дни. В таких домах есть свет, горячая и холодная вода, ванные и туалеты. В них можно жить постоянно, только зимой в горах выпадает много снега и, если дорогу не чистят, оттуда не выбраться.

После Олимпийских игр в Парк-Сити (горнолыжный курорт) осталось много всяких спортивных гитик, которые теперь используют и летом для катания по бобслейной трассе, воздушным канатным дорогам и остальным развлекаловкам.

И, конечно же, Большое Соленое озеро и множество искусственных озер по всему штату. Туда все ездят кататься на катерах или скутерах, водных лыжах. У многих свои собственные моторные лодки, катера, так что на выходные из города по фривею в обе стороны тянется вереница грузовиков с прицепленными катерами. Некоторые даже путешествуют на озера в соседние штаты. Гольф, конечно, но он везде, так что про это писать не буду.

Зимой горные лыжи. У нас около десяти горнолыжных курортов на Васаче (часть Скалистых гор). Кроме лыж можно кататься на санках и досках. Для местных сезонные билеты продаются со скидкой.

Великое Соленое озеро

Ну и, конечно, зимой и летом можно смотаться на три дня или в Вендовер (на границе с Невадой, около 2 часов езды на машине), или в Лас-Вегас (около 5,5 часов на машине) потаращиться на покер и другие штуки. Если ехать в Вендовер, вообще можно обернуться в один день. В Юте азартные игры запрещены, но всегда можно отправиться в соседний штат погрешить. Необязательно все ездят в Лас-Вегас именно в казино, там гастролируют много знаменитых групп и исполнителей, так что можно поехать на концерт и заодно спустить одноруким бандитам долларов 20. Так положено, потому что в Вегасе многое тебе дают бесплатно.

Что с оружием? Два раза в год проходят оружейные шоу, где торгуют оружием (от пистолетов до пулеметов, как у Шварцнеггера в фильме «Хищник»). Оружие есть в доме у всех, но никто этим не бравирует, это само собой разумеется. На всякий случай. Как говорила умница Голда Меир: «Израиль не располагает ядерным оружием, но, если будет нужно, мы его применим». Хочешь потренироваться пострелять — можно поехать на специально оборудованные для этого стрельбища, небесплатно, конечно. Говорят, у нас низкая безработица и низкая преступность. Уровень преступности зависит от места, где живешь. Восток и юго-восток — самые благополучные районы, запад — менее благополучный. Там другая демография, мексиканцы. Полицию в Солт-Лейк-Сити так просто на улицах и не увидишь. Они патрулируют, конечно, но как-то незаметно.

В прошлом году в нашем городке случилось происшествие: какие-то залетные наркоманы проезжали в 5 утра, остановились в неположенном месте, а тут ночной полицейский патруль. Он остановился и спросил, нужна ли им помощь, даже из машины не выходил. Его застрелили. Я проснулась в 7 утра от звука полицейского вертолета и воя сирен. Понагнали полиции отовсюду, все дороги заблокировали, выставили посты с автоматами и по телефону позвонили, сказали всем в радиусе трех миль от происшествия не выходить из дома, пока не сообщат, что подозреваемый пойман, и сообщать в полицию немедленно, если кто незнакомый появится около дома. Это случилось более года назад, и до сих пор полицейского помнят и всегда и везде про него говорят.

В старых приходах, как, например, Милл Крик, где население устаканилось в 50-х годах прошлого века, на перекрестках можно увидеть знак Warning! We are watching this area («Внимание! Мы наблюдаем за этой территорией»). Это значит, что если в этом районе появился чужак, который просто гуляет по улицам, то, будьте уверены, какая-нибудь местная тетка, увидевшая его из окна своего дома, уже сообщила об этом всем кому надо. Но и отсутствие знака не означает, что мормоны в других районах не докладывают о виденных незнакомых людях и машинах на улице.

Общественный транспорт вдали от центра очень слабо развит, так что население в основном ездит на своих автомобилях. На улицах нет пешеходов. Грабежи имеют место в магазинах на заправках и в магазинчиках, нападения — на парковках, но это совершают полные идиоты и наркоманы, потому что абсолютно все под наблюдением видеокамер. Вечером тут же по телевизору покажут. Если полиция уже их не нашла, то после показа часто сразу находит.

Вот вкратце про местную жизнь и нравы. Это, естественно, не все, но на этом хотелось бы остановиться, иначе трудно будет поставить точку.

Автор на фоне хребта Васач

Дорогие читатели! Если вы хотите принять участие в проекте «Другие города», присылайте свои рассказы на m.novikova@lenta-co.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *