Монах в бурятии который в нирване
Перейти к содержимому

Монах в бурятии который в нирване

  • автор:

Бурятское чудо или загадочный феномен Итигелова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федотов Артём Александрович, Лаврецкая Ирина Александровна

Данная работа посвящена одному из самых загадочных феноменов в мире людей жизни после смерти или тайне нетленных тел. Данный феномен изучен на примере нетленного тела Дашо Доржи Итигелова, которое находится в Иволгинском дацане в Бурятии. Цель данного исследования попытаться объяснить с научной точки зрения феномен под названием сомати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Федотов Артём Александрович, Лаврецкая Ирина Александровна

Духовный подвиг в истории буддизма России
The phenomenon of the Eternal Body, or reality of the irreal
Буддийские цифровые практики трансцендентности: VK-сообщество «Хамбо Лама Даши-Доржо Итигэлов»
О погребении и меморизации бурятских буддийских священнослужителей
Возвращение хамбо-ламы Итигэлова и новая концепция возрождения Бурятии
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бурятское чудо или загадочный феномен Итигелова»

БУРЯТСКОЕ ЧУДО ИЛИ ЗАГАДОЧНЫЙ ФЕНОМЕН ИТИГЕЛОВА Федотов А.А.1, Лаврецкая И.А.2

‘Федотов Артём Александрович — магистр истории, старший преподаватель;

2Лаврецкая Ирина Александровна — врач высшей категории, старший преподаватель, кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, историко-филологический факультет, Костанайский филиал Челябинский государственный университет, г. Костанай, Республика Казахстан

Аннотация: данная работа посвящена одному из самых загадочных феноменов в мире людей — жизни после смерти или тайне нетленных тел. Данный феномен изучен на примере нетленного тела Дашо Доржи Итигелова, которое находится в Иволгинском дацане в Бурятии. Цель данного исследования — попытаться объяснить с научной точки зрения феномен под названием сомати.

Ключевые слова: сомати, схимник, самоконсервация, медитация, буддизм.

У подножия хребта Хамар-Дабан в Бурятии, на степных просторах, рядом с городом Улан-Удэ находится центр буддийской культуры России — Иволгинский дацан. Разноцветный сверкающий на солнце храм видно издалека, поэтому проехать мимо просто невозможно. Здесь проводятся хуралы, посвященные важнейшим событиям буддийской истории, разнообразные ежедневные ритуалы, есть библиотека, гостиница, буддийский институт Даши Чойнхорлин, где в настоящее время проходят обучение 100 монахов, музей и оранжерея. Но знаменит Иволгинский дацан не только этим. В этом буддийском монастыре находится нетленное тело ламы Дашо Доржи Итигелова, которое не подвержено разложению. Итигелов ушел из жизни в 1927 г, а в 2002 г. его тело извлекли из кедрового гроба. В это невозможно поверить, но тело у монаха за 75 лет не разложилось и не претерпело никаких изменений. Более того, у схимника наблюдается потоотделение, растут волосы и ногти, суставы не потеряли гибкости, кожа на ощупь мягкая и теплая, глаза целы. За последние годы в Иволгинском дацане побывали десятки ученых, но дать хоть какое-то разумное объяснение данному феномену, никто не может.

«Сам факт появления Итигелова на земле является загадкой, а его судьба таит в себе много мистических тайн» — говорит руководитель проекта по изучению «феномена Итигелова», доктор исторических наук Галина Ершова [1, 1]. Согласно сохранившейся родословной, Даши Доржи Итигэлов родился в 1852 г. в Оронгое (нынешний Иволгинский район Бурятии). Он рано потерял родителей и воспитывался в чужой семье. В юные годы отличался тягой к знаниям и не раз заявлял, что в будущем непременно станет Хамба Ламой (главой буддийских лам). В 15 лет Итигэлов отправился на учебу в Анинский дацан, который славился высоким уровнем преподавания. Молодой человек поражал учителей пытливостью и способностью впитывать знания. За четыре года он достиг больших успехов в изучении буддийских священных книг, а также логики, математики, философии, истории, иностранных языков. В дальнейшие годы совершенствовал свои знания в Цугольском и Тамчинском дацанах. Известно, что Итигэлов не раз посещал буддийские храмы в Монголии и на Тибете, где изучал хранящиеся там древние фолианты, общался с ламами и совершенствовал медитативные практики.

Следует отметить, что глубочайшие знания и непререкаемый авторитет выделяли Итигелова среди других лам, поэтому его религиозная карьера стремительно развивалась. В марте 1911 г. он был избран на пост XII Пандито Хамбо-ламы — главы буддистов Восточной Сибири. Находясь на этом посту, Итигэлов отдал много сил устранению разногласий между главами различных дацанов, занимался активной просветительской деятельностью, способствовал изданию религиозной литературы для верующих и светской литературы для мирян. В годы I Мировой войны Итигэлов организовал сбор средств для российской армии и построил лазарет в прифронтовой полосе. За эти и другие заслуги Итигелов был удостоен высоких государственных наград. Император Николай II в 1913 г. лично пригласил Итигелова в столицу на торжества, посвященные 300-летию дома Романовых. В Санкт-Петербургском дацане лама совершил торжественный молебен во здравие и благополучие дома Романовых.

После окончания войны и до того момента, как лама ушел в нирвану, он занимался просветительской деятельностью и лечебной практикой. Он создал труды по буддийской

философии (их более 50), написал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор», оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам. В 1917 г. Итигэлов покинул свой пост «по состоянию здоровья», но в последующие годы приложил все силы, чтобы не допустить притеснений верующих и гонений на буддийские храмы.

По воспоминаниям современников, Итигэлов мог легко читать мысли человека, обладал даром предвидения, магической способностью ходить по воде и за несколько минут преодолевать огромные расстояния. Например, во время встречи с ламой Агваном Доржиевым, который вернулся в Советскую Россию из Монголии в 1921 г., Итигэлов сказал: «Зря вы сюда вернулись. Лучше было бы остаться за границей. Уверяю вас, что совсем скоро начнутся аресты лам. Попадете в руки к чекистам — они в живых вас не оставят!» [5, 1]. Доржиев с недоверием отнесся к предостережению Итигелова и задал вопрос: «А вы почему не уезжаете за границу?». На этот вопрос лама ответил: «Меня они не успеют взять».

Эти слова Итигелова оказались пророческими. В 30-е гг. многие служители культа были репрессированы. Доржиев в 1937 г. был арестован и позже скончался в тюремной больнице, а вот сам Итигэлов действительно избежал сталинских застенков. 15 июня 1927 г. он призвал своих учеников, объявил что уходит, и начал готовиться к смерти. Учитель сел в позу лотоса и начал читать молитву. Постепенно он впадал в состояние медитации, а затем перестал подавать признаки жизни. На 7 день голова Хамбо-ламы опустилась на грудь. Это был сигнал ученикам, что сознание великого учителя переселилось в Нирвану. Перед этим Итигелов велел своим ученикам через 6 дней похоронить его в кедровом коробе. «Я к вам вернусь через 30 лет, тогда вы меня и откопайте» — сказал на прощание схимник. Ученики поместили тело учителя в кедровый саркофаг, засыпали его доверху солью, закрыли крышкой и поместили в мавзолей в местечке Хухэ-Зурхэн, где с древних времен в Бурятии хоронили знаменитых лам.

Саркофаг с телом Итигелова поднимали дважды — в 1955 и 1973 гг. Ламы извлекали тело из кедрового куба, проводили необходимые религиозные обряды и меняли одежду. Затем тело снова помещали в мавзолей. Невероятно, но за все это время тело Итигелова оставалось без изменений, и не было подвержено процессу разложения. Окончательно монаха подняли из гроба 7 сентября 2002 г. (согласно завещанию Итигелова). При эксгумации присутствовали представители органов власти и судебно-медицинской экспертизы. В это невозможно поверить, но мощи ламы не были тронуты временем. Характерного трупного запаха не было. Биологическое исследование образцов волос, кожных покровов и ногтей Итигелова не выявило в органике отличий от тканей живого человека.

Эксперт-патологоанатом В.Н. Чащин так прокомментировал обретение тела Хамбо-ламы: «Понимаете, такого просто не может быть! Все живое должно обращаться в тлен. Соль, конечно, может приостановить процесс разложения, но только на несколько суток, а не на 75 лет. Иногда в моей практике встречались случаи окаменения некоторых частей тела, которые сохраняли форму, становясь очень твердыми. А при мумификации или бальзамировании тело вообще неизбежно высыхает. Здесь же я чувствовал абсолютно живую, эластичную кожу. Более того, у ламы гнутся все суставы, включая самые мелкие на пальцах. У него здоровый цвет лица, темные волосы, ресницы, брови, отлично сохранились зубы. Я могу констатировать одно: нет ни одного признака смерти, а значит, он жив. » [2, 1].

После проведения исследования частиц кожи Итигелова, ученые пришли к сенсационным выводам. Клетки ламы не только не умерли, но и продолжают делиться. Иными словами, скорее всего все жизненные процессы в теле монаха продолжаются, только они замедленны в миллионы раз. «В мировой практике это единственный официально зафиксированный случай такой сохранности тела» — утверждает эксперт Виктор Звягин. Конечно, известны случаи мумификации и бальзамирования тел. Например, в Петербурге это было модным в конце XIX в. Н. Пирогов сам приготовил раствор для хранения своего тела, которое более 120 лет сохраняется под Винницей. Но для этого, внутренние органы извлекались, и применялись специальные химические вещества. Не редкость обнаружение тел в вечной мерзлоте, но они быстро распадаются при соприкосновении с внешней средой. Что касается Итигелова — это просто чудо, необъяснимое с точки зрения науки.

В настоящее время Даши Доржи Итигелов, находится Иволгинском дацане — центре российских буддистов, что расположен в 30 км от Улан-Удэ. Тело нетленного ламы покоиться в самом центре дацана — в стеклянном саркофаге. Лама сидит в позе лотоса. «Его тело начало потеть, — рассказывает директор Института Пандито Хамбо Ламы Итигелова Янжима Васильева, — мелкие капли жидкости на его коже появились в июле 2010 г. Вытирая пот с лица и тела, мы замечаем, что оно теплое, выше температуры воздуха в помещении! А когда во время хурала в дацане идут моления, температура тела Хамбо —

ламы поднимается до 36-37 градусов, как у обычного живого человека. Пота было так много, что шелковая одежда Хамбо-ламы пропиталась им насквозь. Монахам дацана приходится менять его наряды все чаще и чаще. Они отмечают, что суставы сидящего в позе лотоса буддистского святого абсолютно подвижны» [3, 1].

На данный момент времени ни один ученый не в состоянии дать объяснение данному феномену. Как человек, погребенный в 1927 г., смог сохранить в своем теле искорку жизни? У науки для ответа на этот вопрос не хватает арсенала накопленных знаний. В традиционной науке принято считать, что существуют три состояния тела после физической смерти. Первое -это мумификация, когда тело совершенно обезвожено. Второе — состояние торфяного дубления, когда тело человека, попадая в болото, приобретает красный цвет и лишается жидкости. Третье состояние — жировоска — это когда происходит естественная консервация трупа.

Ученые называют феномен Итигелова четвертым состоянием смерти. Спектральный анализ волос, ногтей и кусочка кожи Хамбо Ламы Итигелова никаких разрушительных изменений не выявил. Органический состав тканей ламы соответствует органическому составу тканей обычного человека. Внутренние органы целы. Согласно двум актам судмедэкспертизы, никаких следов бальзамирования на теле ламы не выявлено. Не похоже это и на процессы мумификации или дубления. Состояние летаргического сна ученые также исключают. Хотя летом температура окружающего воздуха в Бурятии достигает 40 градусов и никаких холодильных установок в Иволгинском дацане нет, тело Итигелова не подвергается гниению или разложению — оно абсолютно живое [7, 1].

Тибетологи считают: феномен Итигелова соответствует буддийским представлениям о человеке после смерти, а Янжима Васильева так говорит о своем родственнике: «Он победил смерть и время!». По мнению адептов буддизма, помимо «грубого» физического тела, человек обладает особым, «тонким» телом, состоящим из духовных каналов — нади, особых точек -бинду и энергий — пран. На каналах расположены узлы-центры — чакры. «Грубое» человеческое тело базируется на «тонком». В последние часы земного существования лама, медитируя, может впасть в состояние сомати. После смерти «тонкое» тело подпитывает энергией «грубое», что и объясняет его нетленность.

Вот еще интересный факт. Доктор технических наук Борис Большаков, измерив состояние среды рядом с телом Итигелова, отметил, что организм ламы вибрирует с частотой в 1 герц. Это соответствует состоянию человеческого зародыша. По предположению профессора Большакова, тело Итигелова получает подпитку через поток частот, звучащих в молитве. Со дня погребения его душа не утратила связь с плотью, он является живым организмом. Причина в том, по гипотезе Большакова, что, уходя в иной мир в состоянии очень низкой частоты — 1 герц, лама погрузился не в смерть, а в другое состояние жизни. Такое состояние неведомо обычному человеку и его не могут объяснить ученые.

1. Даши Доржи Итигэлов — загадка или ответ? [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://pikabu.ru/story/dashidorzho_itigyelov_zagadka_ili_otvet_417326/ (дата обращения:

2. Иволгинский дацан и нетленный Хамбо Лама Итигэлов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gorod.tomsk.ru/index-1345465565.php/ (дата обращения: 24.04.2018).

3. Итигэлов Даши Доржи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bsk.nios.ru/enciklodediya/itigelov-dashi-dorzhi/ (дата обращения: 24.04.2018).

4. Мулдашев Э.Р. Сыны богов в пещерах Тибета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nostradamu.narod.ru/pa3noe/Muld32.html/ (дата обращения: 24.04.2018).

5. Небоходов А. Нетленный лама. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nebohod.h12.ru/lama.htm/ (дата обращения: 24.04.2018).

6. Сто великих тайн человека / Автор-сост. А.С. Бернацкий. М.: Вече, 2013. 432 с.

Иволгинский дацан — центр российского буддизма

Иволгинский дацан - центр российского буддизма

Групповые туры в Узбекистан в 2024-2025

Дацаны, вопреки распространенному мнению, не являются храмами. Это монастыри, при которых чаще всего находится буддийский университет. Среди буддистов России Иволгинский дацан, расположенный в 40 километрах от Улан-Удэ, считается самым главным и посещаемым монастырем.

Здесь хранится важнейшая святыня всего бурятского народа — нетленное тело XII Пандито Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигэлова. Хамбо лама Итигэлов впал в состояние нирваны в 1927 году, после чего в позе лотоса был опущен в кедровый ящик и похоронен. Через 75 лет, следуя последним наставлениям Нетленного, его тело, на котором, ко всеобщему изумлению, не обнаружилось никаких следов разложения, извлекли из ящика и перенесли в Иволгинский дацан. Итигэлов и по сей день восседает в специально построенном для него дворце (дугане) на возвышении за двойным стеклом. Загадка Итигэлова до сих пор остается нераскрытой – достижение нетленности тела в буддизме является редчайшим феноменом. По сути, уйдя в нирвану, Нетленный пребывает где-то на грани между жизнью и смертью, поэтому рядом с годом его смерти ставят вопросительный знак: никто не знает наверняка, умер ли Итигэлов в привычном понимании.

Доступ к Итигэлову строго ограничен: восемь раз в год во время великих буддийских праздников верующие могут увидеть его в Сочен Дугане, главном храме дацана. В остальные дни Нетленный находится во Дворце. От него не отходит неусыпный хранитель тела Бимба лама.

На территории Иволгинского дацана расположены 10 храмов, 5 священных ступ (они символизируют важнейшие события буддизма), Буддийский университет, летняя гостиница, музей памятников буддийского искусства, оранжерея со священным деревом Бодхи, вольеры с косулями, дома лам и служебные постройки. Здесь также находится скульптура «Маленький Будда», выполненная известным во всем мире мастером Даши Намдаковым. У входа в дацан располагается кафе, где можно попробовать такие фирменные блюда бурятской кухни, как позы (вроде больших пельменей, приготовленных на пару).

Монахи и ламы, которых можно встретить на территории дацана, проявляют дружелюбие и теплоту по отношению ко всем посетителям, вне зависимости от их вероисповедания. Попросить совета или благословения можно у любого ламы – отказом он никогда не ответит. У каждого ламы своя «специализация»: есть ламы-астрологи, целители, знатоки ритуалов. К какому ламе обратиться по определенному вопросу можно узнать в главном храме Сочен Дугане.

Помимо Иволгинского, в окрестностях Улан-Удэ расположено ещё несколько дацанов: Римпоче Багша рядом с поселком Лысая гора, Хамбын Хурэ в местности Верхняя Березовка, а также единственный в России женский буддийский дацан «Зунгон Даржалинг».

Движущийся Хамбо лама Итигэлов – правда или вымысел? Мнения буддийских лам и жителей Бурятии Напомним, сенсационное заявление о том, что покойный Хамбо-лама передвигается в своем дворце, сделал руководитель Буддийской традиционной Сангхи России Дамба Аюшеев.

Девятого октября камера видеонаблюдения в Иволгинском дацане зафиксировала движение в Резиденции Хамбо ламы Итигэлова. На кадрах в 20:05 на полу, на ковре сидит мужчина в позе лотоса. Тот же план с прежнего ракурса, но спустя сутки – на полу уже никого нет. Кто или что на кадрах? На этот вопрос пытались ответить три дня. Обсуждали не только в Бурятии, но и по всей России. Сами буддисты до последнего хранили молчание. Нарушили его только накануне вечером. Дамба Аюшеев, Хамбо-лама Буддийской традиционной Сангхи России: Нам нужно еще самим понять, то ли это изображение ангелов-защитников нашего Хамбо-ламы, которые пришли в этом обличии, но я и ламы думаем, что все-таки это был сам Хамбо Итигэлов. Хамбо-лама Итигэлов – человек-легенда и теперь святыня. Родился в середине XIX века. В 15 лет пешком дошёл до Анинского дацана, где 23 года постигал учение Будды. После стал верховным главой всех дацанов Бурятии. О нем слагали легенды. Говорили – может левитировать, ходить сквозь стены и даже по воде. — Когда на Гусином озере в монастыре было восстание, мятеж, он по Гусиному озеру смог пройти пешком и успокоил это восстание. Ушел из жизни Даши-Доржо Итигэлов тоже загадочно. Собрал учеников, сел в позу лотоса и под молитву-благопожелание умершему ушел в нирвану. Предварительно попросил проведать тело через 75 лет. В 2002 году Хамбо-лама Дамба Аюшеев вместе с группой лам подняли саркофаг. Тело оставалось нетленным. Ученые заключили: XII Пандито Хамбо-лама Итигэлов – феномен. — Он как бы приносит людям облегчение – кто болеет. Кто-то если заблуждается – направляет на верный путь. Кадры резиденции, где хранится нетленное тело. Тот самый ковер, на нём, по мнению лам, девятого октября и сидел Итигэлов. Обычно его место на алтаре. Трудно представить, что он мог переместиться на целых восемь метров. Удивляет и одежда: на кадрах с видеокамеры мужчина в чем-то сильно напоминающем камуфляж. Бэликто Дугаров, юрист Буддийской традиционной Сангхи России: То, что туда прошел какой-то мимо проходящий человек с двумя авоськами в камуфлированной форме, как пишут в социальных сетях, – это исключено. Дворец был на замке. Храм закрывается ровно в шесть вечера, ставится на сигнализацию. Внутри три камеры видеонаблюдения, их установили в 2010-ом. Запись ведется круглые сутки. Присутствие посторонних исключено. Так кто же это мог быть? — В принципе, правда, что он встает, ходит или как. — Ну, все может быть, если такой феномен… Юристы и программисты традиционной Сангхи России намерены продолжить изучение данных с видеокамер. Сами же ламы намерены наблюдать за Итигэловым. Они предполагают – его появление может повториться в благоприятные дни дуйсэн, они приходятся на 2, 8, 29 и 30 числа каждого месяца по лунному календарю.

Копирование разрешено только с письменного согласия главного редактора

Бурятское чудо. Как российский лама стал божеством для иностранцев

Буддийские монастыри в Бурятии

УЛАН-УДЭ, 10 мая — РИА Новости, Антон Скрипунов. В России немало буддийских святынь, но, пожалуй, главная — это Иволгинский дацан в Бурятии. Корреспондент РИА Новости побывал в центре российского буддизма и выяснил, какие чудеса надеются увидеть паломники и почему сами монахи не особо в них верят.

Лама нетленный

Центр традиционной сангхи России (крупнейшей в стране буддийской религиозной организации) в Бурятии знают и глубоко почитают все, вне зависимости от национальности и вероисповедания. Стоит неправильно произнести название, местные незамедлительно поправляют: «Иволгинский (ударение на третью гласную. — Прим. ред.)!» Здесь любой знает дорогу к святыне.

Солнце только что появилось из-за гор, а у входа в дацан уже припарковалось несколько автобусов с монгольскими номерами. Паломники разного пола и всех возрастов выстраиваются возле небольшой кабинки. Через минуту-другую они преображаются — все в расшитых золотом национальных костюмах. Вот человек на костылях догоняет своих, а жена в спешке накидывает на его плечи тэрлэк, легкий монгольский халат. «Мы всю ночь ехали из Улан-Батора, чтобы пораньше сюда попасть. Для каждого из нас это место особенное», — говорит она.

В дацане сообщают, что с 2015 года, когда ввели безвизовый режим с Монголией, из-за границы приезжают каждый день. О том, что монголы тут частые гости, свидетельствуют и стеклянные ящички для пожертвований, набитые рублями вперемешку с тугриками.

© РИА Новости / Валерий Мельников | Перейти в медиабанк Паломники у Иволгинского дацана в Бурятии

Паломники у Иволгинского дацана в Бурятии

Главная святыня Иволгинского дацана — нетленное тело Пандито Хамбо-ламы (титул главы буддистов России) Даши-Доржо Итигэлова. Этот известный религиозный деятель, живший в начале XX века, очень много сделал для развития буддизма в России. В 1927 году он собрал своих учеников и завещал им проверять его могилу каждые 25 лет. Затем, как верят буддисты, сел в позу лотоса и медитировал до тех пор, пока не перестал подавать признаки жизни. В таком положении его и похоронили в специальном кедровом кубе. А в 2002 году тело обнаружили. «Оно было нетленным. На голове даже остались еще черные волосы», — рассказывает один из монахов. Тело Итигэлова поместили в построенный для него дуган (храм-дворец).

У входа в дацан паломников ждут торговки: «Смотрите, какие четки! А это портрет ламы Итигэлова — повесите его дома и обретете благополучие». Тут же можно купить подношения святому монаху — очень распространенный среди посетителей монастыря обычай.

«Приезжают из Европы, Америки, Австралии и очень много из Азии. Буддисты всего мира знают, что бурятский лама, наш современник, сохранился в таком феноменальном состоянии. А поскольку слово «феномен» мы часто ассоциируем со словом «чудо», люди обращаются с какими-то просьбами. Многие потом рассказывают, что Хамбо-лама их выполнил», — говорит пресс-секретарь Иволгинского дацана Алла Намсараева.

К ламе, подчеркивает она, приезжают буддисты совершенно разных направлений. А накануне чемпионата мира по футболу дацан даже посетили две съемочные группы крупнейших мексиканских телеканалов, «достаточно редкие для этих широт гости».

© РИА Новости / Валерий Мельников | Перейти в медиабанк Статуя льва и священные барабаны в Иволгинским дацане

Статуя льва и священные барабаны в Иволгинским дацане

Колыбель российского буддизма

Итигэлов был двенадцатым Пандито Хамбо-ламой, то есть духовным лидером российских буддистов. Этот титул в 1764 году даровала ламе Дамба-Доржо Заяеву сама Екатерина Вторая.

«Но прежде его спросили, какой титул он сам хочет получить. Заяев сказал, что глава буддистов — это «хамбо-лама» и попросил добавить к этому еще и «пандито» — «ученый» на санскрите. Тем самым он дал понять, что буддизм в России напрямую связан не только с Тибетом, но и с Индией», — объясняет лама Иволгинского дацана Борис Балданов.

А началось с того, что императрица Елизавета Федоровна в 1741 году разрешила Заяеву проповедовать среди бурят.

До революции в Бурятии были сотни дацанов с тысячью лам. Но советская власть полностью запретила буддизм — монастыри разрушили, а их насельников либо расстреляли, либо отправили в лагеря. Лишь в 1945 году постановлением Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР в улусе Средняя Иволга было разрешено построить дугэн (храм). Монастырь же вновь открылся здесь шесть лет спустя, когда власти выделили землю под дома для лам. Сейчас здесь же находится резиденция двадцать четвертого Пандито Хамбо-ламы Дамбо Аюшеева «Хамбын Хурээ».

Буддизм — крупнейшая религия в регионе. Его исповедуют, как сообщили РИА Новости в информационно-аналитическом управлении правительства Республики Бурятия, 39 процентов населения.

© РИА Новости / Валерий Мельников | Перейти в медиабанк Иволгинский дацан в Республике Бурятия

Иволгинский дацан в Республике Бурятия

Духовный промысел

Кроме лидера российских буддистов, в Иволгинском дацане проживают десятки лам. Внутри есть небольшие деревянные домики, в которых монахи принимают посетителей. На окнах висят объявления: «Астрология», «Лечение» и другие.

Марина стоит у входа в дом багши (учителя) Дымбрыла Дашибалданова. Она привела к нему сестру с племянником. На вопрос «Зачем?» отводит глаза, делая вид, что не слышит. Зато охотно рассказывает, к кому можно в случае чего обратиться: «В Бурятии многие приходят к ламам. По разным вопросам». Ламам обычно жертвуют столько, «сколько могут, они не просят определенную сумму».

По ее словам, ходят и к шаманам. Правда, среди них «много шарлатанов». «Моя знакомая побывала недавно у шамана. Так он сказал, что у ее мамы скоро будет онкология. Но пообещал помочь, за тридцать тысяч», — рассказывает Марина. Если не помог шаман, то обращаются еще к бабушкам. «Мы вообще тут избалованы — столько разных вариантов», — улыбается она.

Лама Дыбрыла Дашибалданов считает, что из-за этого у людей формируется потребительское отношение к вере: «Обычно как бывает: обращается к тебе человек, рассказывает о своей проблеме. И в ходе беседы проговаривается, что до этого побывал у бабки, у шамана, да еще и в православный храм забежал свечку поставить. У людей возникает путаница в голове».

Основная задача лам в этом случае — просвещать. «Лично я считаю, если человек обратился к ламе, то и должен впредь ходить к нему и слушать его советы — почитать мантры, например, и так далее. А не убегать к шаману. И наоборот — пошел однажды к шаману, то пусть только к нему и ходит. Мы не собираемся биться за паству, а просто хотим, чтобы у людей был порядок в голове и душе», — подчеркивает лама.

© РИА Новости . Валерий Мельников Буддийский ритуал очищения пространства в дугане Дуйнхор Улан-Удэнского дацана

Буддийский ритуал очищения пространства в дугане Дуйнхор Улан-Удэнского дацана

Аккредитация в нирвану

На Дашибалданова возложена большая ответственность, ведь он еще и ректор единственного в стране буддийского университета «Даши Чойнхорлин». В нем учатся около ста студентов из разных регионов страны. После окончания учебы они становятся ламами.

«Пока мы еще не прошли госаккредитацию, она ведь подразумевает, что мы должны будем преподавать тут предметы, базовые для светских вузов. Пока я не хочу сильно загружать ребят, они и так изучают философию, тибетский, старомонгольский, английский языки».

© РИА Новости / Валерий Мельников | Перейти в медиабанк Паломники из Монголии в Иволгинским дацане

Паломники из Монголии в Иволгинским дацане

Университет существует исключительно на пожертвования. Помимо обучения студентов, университет, как и вся традиционная сангха России, вместе с властями региона занимается сохранением бурятской культуры, проводя среди школьников конкурсы на знание бурятского языка, а также соревнования по бухэ барилдаан — бурятской борьбе на кушаках (поясах).

«Бывает, например, приезжает к нам учиться парень из Перми, а его тут недружелюбно встречают: мол, зачем приехал. И это вдобавок к тому, что его и там, на родине, порицают за то, что подался в буддисты. Мы стараемся учить молодых людей терпимости. На конкурсах по бурятскому языку ребята из разных частей региона могут пообщаться друг с другом на своем диалекте, а не сидеть во дворах и бездельничать, говоря, что буряты здесь бесправное меньшинство. То же самое с борьбой — у людей, занимающихся спортом, просто нет времени на всякую ерунду», — объясняет лама.

Радна Ринчинов учится тут уже седьмой год. Говорит, когда решил стать ламой, вовсе не задумывался о таких сложных вещах, как «избавление от страданий», «выход из цикла перерождений», что считается целью как монахов, так и простых буддистов.

«Просто так случилось. У меня родители буддисты, хотя не сказал бы, что фанатики. Я случайно попал сюда — на стройку здания университета. Во время работы обдумывал поступление и решил один год здесь поучиться. Собирался после этого вернуться к мирской жизни, но прошел год, второй, а я до сих пор здесь», — рассказывает он.

«Ничего удивительного»

Радна идет по периметру дацана: каждый, кто вошел на территорию монастыря, должен совершить его троекратный обход по часовой стрелке. По пути встречаются многочисленные хурдэ — молитвенные барабаны, на которые нанесены мантры. Их нужно крутить тоже по часовой стрелке. Тем самым верующие сочетают физическую активность с молитвой, согласно учению Будды, тело и душа тесно взаимосвязаны друг с другом.

© РИА Новости / Валерий Мельников | Перейти в медиабанк Верующий крутит молитвенные барабаны «хурдэ» на территории Иволгинского дацана в Бурятии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *