Метро чистые пруды сколько выходов
Перейти к содержимому

Метро чистые пруды сколько выходов

  • автор:

Московский Метрополитен

Станция была открыта для пассажиров 15 мая 1935 года в составе Сокольнической линии метро. За 89 лет существования название изменялось 1 раз: Кировская (до 05.11.1990).

Станция « Чистые пруды » расположена в Басманном районе на территории Центрального административного округа города Москвы.

Переход на станции Сретенский бульвар Люблинско-Дмитровской линии и Тургеневская Калужско-Рижской линии.

Станция на карте Москвы

Смотрите также Сокольническая линия московского метро Московский Метрополитен
Территория Москвы Округа и районы Улицы Москвы Карта города Почтовые индексы Метро
Нашли ошибку? Сообщите нам об этом!

© 2008—2024 Интернет-портал «MosOpen.ru — Электронная Москва» Использование материалов разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт MosOpen.ru (mosopen.ru) рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий — с формулировкой «по материалам интернет-портала MosOpen.ru».

Чистые пруды сколько выходов. Метро «Чистые пруды»: описание, расположение, история

Чистые пруды сколько выходов. Метро «Чистые пруды»: описание, расположение, история

Расположены в центральной части города, на Бульварном кольце, на расстоянии примерно 1,6 километра северо-восточнее центра города ( и Кремль). Наземные вестибюли станций расположены у пересечения Бульварного кольца (Сретенский и Чистопрудный бульвары) с улицами Мясницкая и проспект Академика Сахарова. Станции метро соединены переходами и соединяют три линии метро. Это один из крупнейших пересадочных узлов Московского метрополитена.

Станция метро Чистые пруды

Станция метро Чистые пруды расположена на Сокольнической линии Московского метрополитена (линия 1, красная линия), между станциями «Красные ворота» и . Станция была открыта 15 мая 1935 года. Глубина заложения станции 35 метров.

Рядом со станцией находятся Чистопрудный бульвар и Чистые пруды (Чистый пруд – пруд и небольшой парк). Этим объясняется выбор названия станции. До 5 ноября 1990 года станция носила название «Кировская». (Находящаяся рядом улица Мясницкая имела название улица Кирова.) Во время Великой Отечественной войны на станции находились отделы Генерального штаба и противовоздушной обороны.

Станция имеет наземный вестибюль, расположенный на Чистопрудном бульваре рядом с Мясницкой улицей (площадь Мясницкие ворота). Станция имеет переходы на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской линии и на станцию «Сретенский бульвар» Люблинско-Дмитровской линии.

Станция метро «Сретенский бульвар»

Станция метро «Сретенский бульвар» расположена на Люблинско-Дмитровской линии Московского метро (линия 10, светло-зелёная линия), между станциями и «Трубная». Станция расположена под Тургеневской площадью (пересечение Бульварного кольза и Мясницкой улицы. Станция была открыта 29 декабря 2007 года. Глубина заложения станции 60 метров.

В оформлении подземного зала станции использованы более двадцати стальных панно, выполненных художником Иваном Лубенниковым. На панно изображены виды Бульварного кольца, деревья, памятники и т. п.

Станция имеет выход в подземный переход под Тургеневской площадью.
В северном торце центрального зала станции находится переход на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской линии. Из перехода можно по эскалаторам подняться в расположенный под Тургеневской площадью подземный вестибюль. В переходе между станциями «Тургеневская» и «Сретенский бульвар» находится памятник Кирову.

В южном торце подземного зала находится переход на станцию «Чистые пруды» Сокольнической линии.

Станция метро Тургеневская

Станция метро Турге́невская расположена на Калужско-Рижской линии Московского метрополитена (линия 6, оранжевая линия), между станциями «Сухаревская» и .

Станция метро «Тургеневская» была открыта 5 января 1972. Станция расположена под Тургеневской площадью. Этим объчсняется выбор названия станции. Глубина заложения станции 49 метров.

В северном торце зала находится переход на станцию «Сретенский бульвар». В переходе находится выход в подземный переход под Тургеневской площадью.
В центре зала находится переход на станцию «Чистые пруды».

Рядом со станциями метро Чистые пруды, Тургеневская и Сретеский бульвар в Москве расположены:

  • Театр Et Cetera. Адрес: 101000, Москва, Фролов переулок, 2.
  • Театр Табакова. Адрес: ул. Чаплыгина, 1А, Москва.
  • Московский почтампт. Адрес: Москва, ул. Мясницкая, дом 26.
  • Гостиница «Апартаменты Мама Ро на Чистых Прудах». Рядом со танцией метро. Имеется мини-кухня с обеденной зоной. Адрес: Гусятников Переулок 4, строение 3, Москва, Россия.
  • «Олимп» хостел. Недорогое место для проживания в центре москвы. Имеется кухня общего пользования. Адрес: Улица Мясницкая 21/8 стр 5 кв 21, Москва, Россия.
  • Отель «Бульвар». Имеется ресторан, сауна и бесплатный WiFi в зонах общественного пользования. Адрес: Улица Сретенка 1,

А в Москве пошли расклады что не долго до беды,
Сначала Красные Ворота, потом Чистые Пруды,
И вроде свет в конце тоннеля, и вроде цель в конце пути,
Но неизбежная Лубянка уже маячит впереди.

(с) Станция МИР

Ну с «Лубянкой» мы вроде разобрались и ничего там такого страшного нет. Еще одна классическая станция Московского метро. Станция первой очереди — «Чистые пруды». Удивительным образом тут сохранились приметы времени и артефакты из прошлого. Станция открылась 15 мая 1935 года, в 1971 году станция была подвергнута реконструкции и она из двухсводчатой стала трехсводчатой. Прежнее название станции «Кировская» получила в честь С.М.Кирова — видного советского революционера. Скорее всего на то, что станция получила его имя, повлияло то, что как раз за год до открытия он был убит, таким образом увековечили его память. Станция открылась с портретом Кирова в центральном аванзале, а позже появился его бронзовый бюст работы Манизера. Он так и стоял у глухой стены центрального зала вплоть до того момента, как в 2008 году тут была организована пересадка на ст.м. «Сретенский бульвар». Интересно, что бюст был сохранен и установлен на переходе со ст.м. «Тургеневская» на ст.м. «Сретенские бульвар». Не знакомые с этой историей люди задаются вполне резонным вопросом «Странно, станция «Тургеневская», а бюст Кирову, непонятно». Давайте еще поглядим, что интересного есть на станции более подробно.

Как и другие станции первой очереди, «Чистые пруды» сохранила в архивах большое количество фотографий. Дело было новое, диковинное, а поэтому фотографы старались запечатлеть как можно больше. Это здорово, так как позволяет нам сейчас представить во всех деталях, как выглядели станции, открытые в 1935 году, так как многие из них, к сожалению дошли до нас не в первозданном виде. Начнем с этой советской открытки. Тут тот самый бюст Кирова в глухом торце станции.

А теперь заглянем в 1935 год с помощью архивных фото. Вот наземный павильон еще не открыт, тут видна большая буква М над входным порталом.

А вот павильон в ночи с подсветкой. Как я уже ни раз отмечал, фотографий станций метро первой очереди довольно много, это позволяет во всех деталях рассмотреть те же павильоны или даже вестибюли.

На козырьке появилась надпись про Кагановича. Довольно занятно тут смотрятся простые советские граждане на фоне такого ар-декошного павильона. Вообще сталинский ампир, ар-деко и конструктивизм с функционализмом приучил жителей столицы к хорошему вкусу новой архитектуры. Теперь, к большому сожалению Москва не может похвастаться передовыми позициями в архитектуре, а жаль.

1978 год. Тут двери хоть и деревянные, но уже другие, сравните с фотографиями выше.

1950-1952 год. по периметру козырька повесили круглые светильники, а табличку с Кагановичем сделали более основательную. Мне кажется, если когда-нибудь павильон «Чистых прудов» будут реставрировать, то стремиться нужно именно к такому варианту. Во время войны павильон не пострадал, по крайней мере таких свидетельств мне найти не удалось.

Кстати фото на тему, откуда есть пошла торговля около павильона. =) И еще оказывается раньше на боковых стенах павильона в нишах размещали плакатики, вот плакат из фильма (если не ошибаюсь) «Кавказская пленница».

Даже позднее тут висели какие-то плакаты. А потом началось. Появились первые пока еще аккуратные палатки.

А вот и 90-е. Тут уж торговля, как в Турции, на каждой свободной площади куча торгашей. А еще в какой-то момент оригинальный фасад входной группы был утрачен и заменен на фасад из алюминиевых профилей. И мне кажется, что буква «М» над входной группой тут еще есть.

Внутри павильона изначально стояли торшеры-светильники. Поглядите какие крутые ручки на дверях. На полу естественно плиточка.

Спускаемся ниже. Этих круглых светильников на потолке вестибюля теперь уже нет.

Эскалаторный зал. крутая идея с потолком. Ощущение, что сверху падает естественный свет через прозрачный витраж — распространенный прием. Теперь этого всего на потолке нет. Сейчас в этом зале не так просторно, посредине стоит нитка турникетов. А слева в этом зале теперь переход на станцию «Тургеневская». Кстати, похожая компоновка эскалаторного зала была на ст.м. «Лубянка».

Платформенная часть тоже раньше была немного другой. Над путями висели светильники, сейчас освещение станции выполняется светильниками, установленными за карнизами пилонов. Кстати эти карнизы похоже тоже были позднее переделаны.

И еще у «Чистых прудов» также как у «Лубянки» не было центрального зала, был только небольшой аванзал. Тут снова плиточка и в торце портрет Кирова. До 1990 года станция носила его имя. Смотрите какой классный указатель тут запечатлен.

1. Ну а теперь посмотрим на сегодняшнюю станцию «Чистые пруды». Начнем с павильонов. Сейчас павильоны снова очистили от окружавших его палаток и магазинчиков, и теперь можно его разглядеть со всех сторон. На фасаде, обращенном к Тургеневской площади сохранилась надпись из огромных букв «МЕТРО». Это один из немногих павильонов, где она осталась с 1935 года.

2. С противоположной стороны к сожалению надписи уже нет, она куда-то пропала.

3. Очень классно, что вокруг освободили пространство — шикарно стало.

4. Вид сбоку, буквально пару лет назад сделать такой кадр было почти невозможно.

5. А вот как павильон выглядел пару лет назад. Его круто подсвечивают ночью. И еще тут видно, как его окружали торговые павильоны, которые со временем выросли вровень с павильоном. Предположу, что если бы не избавились от этих наростов, то возможно павильоны надстроили бы еще этаж другой и перекинули перекрытие над павильоном, поглотив его полностью.

6. Вид на другой фасад, который смотрит на Чистопрудный бульвар.

7. И вот в ночь на 9 февраля 2016 года к павильонам подогнали тяжелую технику и начался демонтаж.

8. Выглядело это конечно очень апокально. Оставив за скобками правовую часть вопроса. большинство горожан поддержало такую инициативу городских властей. И объективно тут стало лучше теперь.

9. Заходим в павильон. Потолочных светильников нет, нет и клевых светильников-торшеров. Освещение осуществляется унылыми светильниками на стенах, исчезли и красивые сплошные перила, их заменили довольно неприглядными. Снова хочется надеяться, что со временем павильону придадут исторический облик, благо фотосвидетельств того, каким он был изначально, предостаточно. Да и не так уже и много придется восстанавливать, в основном это детали, а детали, как известно могут преобразить интерьер до неузнаваемости. Более того, внутри реставрацию можно вести совершенно спокойно закрывая по половине павильона и не закрывая его полностью.

10. Над входными группами внутри павильона висят тепловые завесы. Может быть логичнее их было повесить в тамбурах, чтобы они не бросались в глаза в интерьере. Унылую стену разбавляют окна-иллюминаторы. Очень здорово.

11. Спускаемся ниже.

13. Переход в эскалаторный зал. Здесь клевые светильники иллюминаторы, перекликающиеся с иллюминаторами павильона.

14. Кроме собственного вестибюля станции, на платформу можно еще попасть перейдя со ст.м. «Тургеневская». Проходы на «Тургеневскую». Перед ними гермозатвор.

15. Переход довольно длинный и еще тут очень сильно светят светильники на своде, слепят нещадно. Опять же вид в сторону ст.м. «Тургеневская».

16. Эскалаторный зальчик, как раз под центральным залом станции «Чистые пруды».

18. Такая организация пересадки, с эскалаторами в центральном зале не очень удобна, между эскалатором и пилонами остается мало место и в этих местах постоянно, с периодичностью прихода нового поезда, образовываются пробки.

19. Переход и центральный зал тут появился в начале 70-х, когда станцию реконструировали. Появился полноценный центральный зал. Отделку пилонов центрального зала выполнили в таком же стиле, что в боковых залах.

20. В нерабочее время, то есть ночью, эскалаторы ремонтируют, чтобы с утра все работало как надо.

21. Отделка довольно скромная. Изначально она была такой, открытие дополнительного центрального зала на ситуацию не повлияла. так как работы велись в период, когда ни о каких архитектурных излишествах речи не шло.

22. Вот тот самый аванзальчик, из которого вырос центральный зал. Как и на станции «Лубянка» тут после войны установили гермозатворы в боковых проходах на платформу.

23. А когда появился центральный зал, то сделали гермозатвор и тут.

25. До наших дней не дошла облицовка путевой стены из керамической плитки, в конце 90-х ее заменили на камень. Пол тоже со временем поменяли. Светлая окантовка у пилонов превратилась в темную. Потолок тоже не просто так имеет такой простенький но все же лепной узор, над платформой изначально висели светильники. Сейчас станцию освещают закарнизные светильники.

27. Судя по историческим фото, эти эмблемы с буквой «М» появились позже, изначально их не было.

28. В торце бокового зала остался участок с отделкой плиткой.

29. На платформе очень органично смотрится ретро-поезд, он такой коричнево-кремовго цвета, перекликается с цветом камня на платформе и цвету карнизов.

30. А вот и оригинал. Классический поезд

Архитектор Н.Я. Колли, при участии Н.А. Шухарева, Л.Н. Попова, А.Ф. Фокиной
Открыта 15 мая 1935 года.

Первоначальное название «Кировская»
Станция расположена под Тургеневской площадью вдоль Мясницкой улицы (бывшей ул. Кирова).

Работы на станции «Кировская» начались летом 1933 года. Гидрогеологические условия по Кировской улице для проходки весьма неблагоприятны. Трасса линии пересекает значительные пласты неустойчивых и плывунных пород. Станция сооружена на границе известняка и слоя юрских глин. Выше юрских глин залегают мощные плывунные пласты и важно было не допустить нарушения этой перемычки, не выпустить плывуны в выработки.

Текст описания взят с сайта Влада Свириденкова: http://metro.molot.ru/st_sl_chistyeprudy.shtml

19 фотографий, общий вес 3,3 мегабайт

1. По первоначальному проекту предполагалось строительство трехсводчатой станции, однако в процессе строительства проект был изменен, вместо полноценного центрального зала были сооружены два коротких распределительных зала. Один — основной, длинной 28 метров, шириной между пилонами — 7,65 метра был расположен в южном торце станции. Два прохода между пилонами, шириной 3,1 метра ведут от эскалатора на платформы боковых залов. Северный аванзал, длинной 22,8 метра находился в противоположной части станции и был ограничен двумя торцевыми стенами.

2. К южному распределительному залу примыкает эскалаторный наклон, строительство которого было одним из самых сложных этапов работ на станции, ведь эскалаторный тоннель огромного диаметра должен был пересечь мощные слои плывунов. Предлагались различные методы проходки наклонного хода. Вариант проходки под сжатым воздухом был отвергнут из за возможных перебоев в подаче электроэнергии к насосам. Риск был велик, а последствия такого отключения были слишком разрушительны, ведь эскалаторный тоннель проходит под улицами с большим движением. Для работ был применен метод замораживания с помощью наклонных скважин. Этот метод предварительно был проверен на шахте № 20, проходка которой специально осуществлялась таким способом с тем, чтобы подготовиться для выполнения более серьезной задачи по проходке эскалаторных наклонов.

3. Вся станция построена из монолитного бетона. По наружной стороне крайних сводов уложена наружная гидроизоляция, состоящая из пергамина и рубероида, наклеенных при помощи нефтебитума. Кроме наружной имеется замкнутая со всех сторон внутренняя гидроизоляция, поддерживаемая специальной железобетонной, рубашкой толщиной 30 сантиметров, рассчитанной на максимальное гидростатическое давление. Общая ширина станции — 31 метр, высота — 12 метров, длина — 160 метров.

4. Оформление стен боковых станционных залов было призвано создавать иллюзию наличия полноценного центрального зала и проходов в него. Широкие пилястры, напоминающие собой пилоны в проемной части станции, отделанные темным мрамором «уфалей» перемежались светлыми вставками мрамора «коелга»

5. Во время Великой Отечественной войны на станции разместились отделы Генерального Штаба и ПВО. Поезда не останавливались, платформа была отгорожена от проходящих поездов фанерными щитами (это реконструкция, а не настоящее фото), а в аванзале перед эскалаторами была установлена железобетонная стена для гашения ударной волны в случае попадания авиабомбы. В течении первых двух месяцев войны, пока не были завершены строительные работы в новом бункере для ставки верховного главнокомандующего, рабочие кабинеты Сталина и начальника Генштаба Шапошникова располагались в подплатформенных помещениях станции со стороны первого пути. Остальные подплатформенные помещения и платформа второго пути использовались для работы и как узел связи. Когда прекращалось движение поездов, перед снятием напряжения с контактного рельса к платформе первого пути подавался состав, вагоны которого служили для работы и отдыха. Кроме того, этот состав перекрывал тоннель для исключения каких-либо непредвиденных ситуаций.

6. Переход в вестибюль Тургеневской ограждают гермоворота.

7. Старый аванзал перед наклоном.

8. Наземный вестибюль.

9. Подходной коридор от вестибюля к аванзалу перед эскалаторами.

10. Будка дежурного у эскалатора

13. Переход на Тургеневскую.

14. Эскалатор, что бы спуститься с платформы станции в переход к Тургеневской

15. В 1947 году на станции, впервые в Московском метрополитене, появилось люминесцентное освещение. В 50-х годах в двух парах проходов в южном аванзале были установлены малые гермозатворы.

17. К 1971 году на «Кировской» проведена масштабная реконструкция, в результате которой оба аванзала были объединены и образован единый центральный зал. Одновременно был установлен большой гермозатвор после первой пары проходов, а малые гермозатворы во второй паре демонтированы. Архитектурно-композиционное решение станции, отделка пилонов проходов при реконструкции бережно сохранены. Фрагменты первоначального оформления станции сохранились в торцевых зонах, они отличаются более низким сводом с рельефными узорами, отсутствующими в новом зале, а новые арки проходов между пилонами немного ниже старых. В центре образовавшегося центрального зала сооружен переход на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской линии.

18. В середине 90-х годов станция пережила еще один этап реконструкции. Кафельная плитка на путевых стенах была заменена мраморной облицовкой, рисунок которой полностью повторил прежний.

19. В 1990 году станция «Кировская» переименована в «Чистые Пруды».

Большое спасибо пресс-службе Московского метрополитена и службе тоннельных сооружений за организацию съемки.

Станция метро «Чистые Пруды»… Согласитесь, о ней не раз приходилось слышать даже тем, кому так и не довелось побывать в столице Российской Федерации. Чем же она так примечательна? Давайте попробуем разобраться вместе.

Станция метро «Чистые пруды». Общее описание

Жителям Центрального округа Москвы хорошо знакома станция, расположенная на Трехсводчатое помещение метрополитена находится на глубине тридцати шести метров.

Нельзя не отметить, что его строили по индивидуальному заказу с применением монолитного железобетона. Пол станции выложен серыми и красными плитами из гранита, хотя вплоть до 1972 года здесь был обычный асфальт. Два ряда мраморных колон поддерживают потолок, в опоры которого вмонтированы светильники. Стены из серого мрамора и черного гранита не всегда так выглядели. До 1990 года они были облицованы белой плиткой.

В торце станции «Чистые пруды» построен переход на Люблинско-Дмитровскую линию, как раз в том самом месте, где до этого располагался бюст С. М. Кирова. Постамент пришлось перенести в переход с «Тургеневской» платформы на «Сретенский бульвар».

Исторические данные и хронология строительства станции м етро «Чистые пруды»

Даже если вы не являетесь жителем столицы, то такие факты знать все равно обязаны. «Чистые пруды» — станция метро, которая заработала в мае 1935 года. Центрального зала тогда еще не было, переходить между платформами нужно было по одному из аванзалов, расположенных у входов. Известно, что во время Отечественной войны здесь располагались отделы ПВО и Генеральный штаб. А в 1947 году на «Чистых прудах» было установлено люминесцентное освещение, чего не было на других платформах метрополитена.

Станция была перестроена в трехсводчатую в 1971 г. Спустя год в центре зала появился переход на «Тургеневскую». А в 2008 году был открыт переход, позволяющий с «Чистых прудов» попасть на «Сретенский бульвар».

Свое название станция позаимствовала от расположенных недалеко от нее Чистого пруда и бульвара с одноименным названием. Удивительно, но в этот водоем раньше сбрасывали отходы бойни и мясные лавки, и он носил название «Поганый». После того как пруд почистили, к нему накрепко приросло новое имя. Станция «Чистые пруды» сначала носила название «Кировская», так же именовалась и улица, которая сегодня известна всем как «Мясницкая».

Каковы главные особенности станции метро «Чистые пруды»?

Отметим, что станция открыта для пассажиров с 5:27 до 1:00. Через уникальный наземный вестибюль в форме куба можно выйти прямо на Мясницкую площадь или улицу, а также на Чистопрудный бульвар. Подобное строение имели вестибюли на «Смоленской» и «Комсомольской», но позднее их перестроили.

Как же прекрасна метрополитен, масса достопримечательностей. Все это часто привлекает в столицу творческих людей. И практически каждый из них просто не может не увидеть описываемую станцию метро. Почему же? Все дело в том, что близ нее расположены многочисленные театральные и концертные учреждения города Москвы. Например, здесь находятся театр «Экспромт», всем известный «Современник», объединение «ВИП-концерт» и другие выдающиеся заведения.

Также недалеко от станции метро «Чистые пруды» расположен единственный ближайший к станции Музей истории московской милиции, около десятка ночных клубов, а также большое количество магазинов, кафе и ресторанов.

Для любителей спортивных товаров и фитнес-центров в этом районе представлен широкий выбор услуг подобного рода. Среди учебных заведений следует отметить Институт английского языка и Академию живописи, ваяния и зодчества.

«Чистые пруды» — станция Сокольнической линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Красные ворота» и «Лубянка». Находится на территории Басманного района Центрального административного округа Москвы.

Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный ряд» — «Смоленская». Первоначально станция не имела центрального зала, лишь у выходов располагалось два коротких аванзала для перехода между путями. Лишь в 1971 году станция была реконструирована в трёхсводчатую. С 5 января 1972 года соединена пересадкой со станцией «Тургеневская», с 13 января 2008 года — и со «Сретенским бульваром». Названа по Чистопрудному бульвару, а также по Чистому пруду, к которому ведут её выходы. Пруд до 1703 года назывался Поганым, так как в него сбрасывались отходы располагавшихся поблизости мясных лавок и боен. Затем был очищен и, соответственно, переименован.

До 5 ноября 1990 станция называлась «Кировская» по находившейся здесь улице Кирова (ныне — Мясницкой), названной в честь государственного и партийного деятеля СССР Сергея Мироновича Кирова (1886-1934).
Во время Великой Отечественной войны на станции находились отделы Генерального штаба и ПВО страны. В 1947 на станции впервые в Московском метрополитене были установлены люминесцентные лампы.

Имеется наземный вестибюль, расположенный в начале Чистопрудного бульвара. Через него можно выйти, помимо бульвара, на площадь Мясницкие ворота и Мясницкую улицу.
Из центрального зала можно попасть в переход на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской линии. 13 января 2008 года открылся переход на станцию «Сретенский бульвар» Люблинско-Дмитровской линии. Первоначально предлагалось открыть этот переход одновременно со станцией Сретенский бульвар, однако, в связи с задержкой поставки эскалаторов Санкт-Петербургского завода, Сретенский бульвар открылся только с одной пересадкой, а пуск перехода был отложен.

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 35 метров). Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона. Первоначально располагала двумя короткими аванзалами на месте центрального зала. Реконструирована в трёхсводчатую в 1971 году.

Своды станционного зала поддерживают два ряда массивных спаренных пилонов, облицованых светлым уральским мрамором «коелга» и дымчатым мрамором «уфалей». Опоры свода скрыты широкими карнизами, за которыми размещены светильники. Пол выложен серым и розовым гранитом (до 1972 года покрытие было асфальтовым). До сооружения перехода на станцию «Сретенский бульвар» у торцевой стены находился бронзовый бюст С. М. Кирова, в честь которого долгое время называлась станция (автор — М. Г. Манизер). Сейчас бюст находится в переходе со станции «Сретенский бульвар» на станцию «Тургеневская» и утратил связь со станцией, называвшейся в честь Кирова. Путевые стены облицованы светло-серым мрамором (до середины 1990-х — белой керамической плиткой), снизу — чёрным гранитом.

Станция имеет наземный вестибюль кубической формы, аналогичные вестибюли имели станции: «Комсомольская» (северный вестибюль) и станция «Смоленская». Однако, до настоящего времени эти вестибюли не сохранились. Вестибюль станции «Чистые пруды» — единственный вестибюль такого типа, сохранившийся до наших дней.

Станция метро «Чистые Пруды»

Станция метро «Чистые Пруды»

Каждый житель Центрального округа столицы хорошо знает станцию «Чистые пруды», которая является частью Сокольнической линии.

Трехсводчатая станция, наземный холл которой имеет оригинальную кубообразную форму, расположена на глубине свыше 35 м. Кстати, рассматривая данную станцию, нельзя не упомянуть о том, что она была построена по индивидуальному проекту с использованием монолитных железобетонных блоков. Пол на станции «Чистые пруды» до 1972 г. был асфальтным. Позднее его выложили красными и серыми гранитными плитами. Что касается стен из черного гранита и серого мрамора, то они стали так выглядеть только лишь после 1990 г. До этого они были выложены самой обыкновенной белой плиткой. Своды станционного холла поддерживаются двумя рядами сдвоенных пилонов, отделанных дымчатым и светлым мрамором. Сводчатые опоры надежно скрывают большие карнизы, за которыми смонтировано освещение.

У данной станции имеется только один наземный холл. Попасть туда можно воспользовавшись эскалатором. Из холла есть выход, как на одноименный бульвар, так и Мясницкую улицу.

Кроме этого с «Чистых прудов» легко перейти на станции метро «Сретенский бульвар» и «Тургеневская». Чтобы выйти к переходной галерее, ведущей к «Сретенскому бульвару» нужно воспользоваться эскалатором в конце станции. Путь к «Тургеневской» пролегает по переходу, к которому ведут лестницы, расположенные прямо по центру зала станции «Чистые пруды».

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Фотографии

Комментарии к месту
Добавить комментарий

Вы не авторизованы на сайте! Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, но вы можете написать комментарий, авторизовавшись с помощью одной из социальных сетей.

Станция «Чистые пруды»

станция метро чистые пруды

Дата открытия: 15 мая 1935 года
Архитекторы станции: Н.Д. Колли, С.Г. Андриевский, Л.П. Шухарева
Реконструкция: Л.Н. Попов, А.Ф. Фокина
Инженер: А.Ф. Денищенко
Скульптор: М.Г. Манизер
Тип станции: пилонная, глубокого заложения
Прежние названия:
«Кировская», до 5 ноября 1990 года
«Мясницкая», с 5 ноября 1990 года до 16 июля 1991 года (согласно документам)
Проектные названия: «Мясницкая», «Мясницкие ворота»
Глубина заложения: 35 м
Пассажиропоток: 27,5 тыс. в сутки (2019 г)

1. Описание станции

Станция открыта 15 мая 1935 г. в составе первой очереди Московского метрополитена «Сокольники» – «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» – «Смоленская», состоящей из тринадцати станций.

Станция строилась в очень тяжёлых условиях. Опасные, насыщенные водой грунты не позволили полностью реализовать проект станции, её построили без полноценного центрального зала, вместо которых было два небольших аванзала. Лишь в 1971 году, когда со станции была организована пересадка на станцию «Тургеневская», на станции была проведена реконструкция и появился центральный зал, после чего она приобрела современный вид.

В годы Войны, здесь работал аппарат Генерального штаба Красной армии и ПВО, станция была закрыта для пассажиров с июня 1941 по апрель 1945 года, поезда проезжали станцию без остановки. Вдоль путей возвели временные стены, а аванзалы превратили в кабинеты.

Станция расположена в Басманном и Красносельском районах, в Центральном административном округе Москвы. Выход в город через наземный вестибюль к площади Мясницкие ворота, Чистопрудному бульвару, улице Мясницкой.

Здесь организована пересадка на станции «Тургеневская» Калужско-Рижской линии и «Сретенский бульвар» Люблинско-Дмитровской линии метрополитена.

станция метро чистые пруды

Станция «Чистые пруды» построена в стиле Арт-Деко с элементами конструктивизма по проекту пилонной станции.

Как первоначальная конструкция, так и оформление сильно отличаются от тех, что можно наблюдать сегодня. Оформление станции более строгое и сдержанное по сравнению с другими на первой очереди, и сочетает неброские цвета. Станция в 1990-е.

станция чистые пруды старое фото

Станция «Чистые пруды» в первые годы работы. Первоначальным проектом предлагать построить пилонную станцию с полноценным центральным залом, но из-за сложной геологии местности центральный зал раскрывать не стали.

Был построен лишь аванзал длиной 28 метров, с двумя проходами в боковые нефы. Современная визуализация. Автор: Виталий Храпов

станция чистые пруды старое фото

Пол был выложен мелкой керамической плиткой, в конце аванзала располагались входы в служебные помещения и портрет Кирова. Все остальные проходы между двумя залами оставались нераскрытыми.

Современная визуализация. Автор: Виталий Храпов

станция чистые пруды старое фото

В противоположном конце станции находился ещё один маленький зал для перехода между платформами – он ограничивался двумя глухими торцами. В 1950-х годах в проходах южного аванзала были установлены малые гермозатворы. В торце этого зала был установлен бюст С.М. Кирова. Фото 1947 года.

Когда предстояло организовать пересадку на строящуюся Калужско-Рижскую линию, стало понятно, что станция «лондонского» типа не сможет справиться с пропускной потребностью пересадочного узла, поэтому станцию «Чистые пруды» решено было реконструировать, полностью раскрыв центральный зал и проходы пилонов.

станция чистые пруды старое фото

В ходе работ после первой пары проходов установили большой гермозатвор, а малые гермозатворы во второй паре демонтировали. Реконструкция была завершена в 1971 году.

станция чистые пруды старое фото

В отличие от соседней станции «Лубянка», здесь при реконструкции общий первоначальный архитектурный замысел Колли и оформление были сохранены.

Сегодня хорошо виден след где заканчивался эскалаторный аванзал станции. Также на полу остался рисунок «окантовки» вокруг постамента с изображением Кирова.

Расположение второго аванзала, соединявшего два платформенных зала можно легко определить по характерному рисунку на своде станции.

станция метро чистые пруды

В части зала, открытой в 1971 году рисунок на своде отсутствует. Также, немного отличается и форма арок. Как можно заметить на фотографии, арки, раскрытые в 1935-м году несколько выше, чем те, что появились в 1971-м.

Пилоны на станции «Чистые пруды» спаренные, в их отделке применён белый уральский мрамор «Коелга», по обе стороны от проходов – серый мрамор «Уфалей». Кстати, именно серый камень был типичен для отделки вестибюлей небоскрёбов того впремени. Опоры свода скрыты за широкими карнизами. На фото — один из новых проходов, появившихся после реконструкции.

станция метро чистые пруды

Один из первоначально существовавших проходов. Они заметно шире и выше.

Современная визуализация первоначального вида. Автор: Виталий Храпов

В середине центрального зала размещёны две пары эскалаторов – переход на станцию «Тургеневская». Причина раскрытия центрального зала станции.

станция чистые пруды

Пол облицован плитами серого и красно-коричневого гранита. Изначально покрытие было плиточным в аванзалах, а на платформах асфальтовым.

станция чистые пруды

В отделке пола боковых платформ применён преимущественно серый гранит.

Освещается станция стандартными люминесцентными светильниками, спрятанными за карнизами свода.

станция чистые пруды старое фото

Изначально освещение обеспечивали продолговатые трубчатые светильники, размещённые в ряд посередине рельефных выступов на поверхности свода. 1935 год.

станция чистые пруды старое фото

Таким образом достигался замысел архитектора Николая Колли – средствами выразительности архитектурных форм преодолеть ощущение спуска в глубокое подземелье, избавить от массивной тяжести сводов.

Сочетание трубчатых светильников и закарнизного освещения помогло зрительно сделать пилоны выше, свод казался как бы висящим в воздухе и легко опирающимся на опоры. Фото середины 1940-х годов. Источник: pastvu.com.

Именно на станции «Кировская» в 1947 году впервые в Московском метрополитене было применено люминесцентное освещение. Фото 1947 года. Источник: Russia beyond

Вскоре после этого оригинальные трубчатые светильники были демонтированы. Фото 1953 года.

станция чистые пруды

Путевые стены также облицованы белым и серым мрамором. Нынешняя облицовка появилась в 1997 году взамен старой глазурованной плитки, причём выложена она была таким образом, чтобы с максимальной точностью повторить старый рисунок.

Верхняя часть путевой стены была изначально облицована светлой керамической плиткой, вдоль которой проложен меандр из чёрных плиток. Остальная площадь путевой стены была облицована светлой шестиугольной плиткой. Фото 1940-года.

Современная визуализация первоначального виде платформы. Автор: Виталий Храпов

станция чистые пруды старое фото

В конце 1940-х годов шестиугольную плитку на путевых стенах заменили на обычную квадратную, трубчатые светильники демонтировали.

станция чистые пруды старое фото

Путевая стена в процессе замены плитки.

станция чистые пруды

Название станции на путевой стене.

станция чистые пруды название

В торцах боковых платформ сохранились фрагменты старой облицовки из глазурованной плитки.

станция чистые пруды старое фото

Здесь на фотографии виден указатель, сообщавший пассажирам, на какую из конечных отправится поезд.

станция чистые пруды

Здесь можно заметить оригинальные вентиляционные решётки с буквой «М», а также следы от старого названия, которое было продублировано на обратной стороне пилонов.

Вентиляционная решётка.

станция чистые пруды

Большой гермозатвор.

станция чистые пруды

После раскрытия центрального зала, бюст Кирова оказался в северном торце (где он и находился изначально). Подверглась изменению главным образом торцевая стена. Станция в 1990-е годы.

Бюст С.М. Кирова выполнен из чёрного лабрадорита и изготовлен по идеям скульптора Матвея Манизера.

станция чистые пруды

Сегодня тут располагается переход на станцию «Сретенский бульвар», открытый в 2008 году. Фото предоставлено пресс-службой Московского метрополитена.

В 2007 году, во время строительства перехода на станцию «Сретенский бульвар» бюст демонтировали и были опасения что он исчез навсегда, так как после открытия перехода он так и не появился, да и места для его установки где-либо не просматривалось. На фото — бюст в последние месяцы на станции. Источник: voms.ru

станция чистые пруды

А бюст, спустя несколько месяцев после открытия перехода, после проведённой реставрации, по иронии судьбы установили в торце станции «Тургеневская», где начинается переход на станцию «Сретенский бульвар».

станция чистые пруды

Южный торец станции соединяется с вестибюлем при помощи трёхленточного эскалатора.

Первоначальные эскалаторы типа Н30, произведённые ленинградским заводом «Красный металлист» с высотой подъёма ровно 30 м.

В 90-е эскалаторы старые эскалаторы были заменены. Примечательной особенностью «Чистых прудов» является очень низкий свод эскалаторного тоннеля. Проезжая по нему, кажется что свод буквально давит сверху.

На платформе. Фото Б. Вдовиченко, 1935 год.

Переход на станцию «Тургеневская», конец 1970-х.

станция чистые пруды старое фото

На платформе – состав из вагонов типа «А».

Современная визаулизация первоначального вида платформы. Автор: Виталий Храпов

станция чистые пруды старое фото

В годы Великой Отечественной войны на станции «Чистые пруды» были оборудованы отделы Генштаба и ПВО, что делало его неуязвимым для атак вражеской авиации. В аванзале была установлена железобетонная стена для гашения ударной волны в случае попадания авиабомбы. На платформах стояли столы, в подплатформенных помещениях первого пути организованы рабочие кабинеты Верховного Главнокомандующего и начальника Генштаба. Перрон отгородили от путей высокой фанерной стеной, и поезда на станции не останавливались. Другие подплатформенные помещения и платформа второго пути использовались как узел связи. Когда движение поездов прекращалось, перед снятием напряжения с контактного рельса к платформе первого пути подавался состав, вагоны которого служили для работы и отдыха.

2. Вестибюль и выходы в город

Единственный вестибюль станции расположен в начале Чистопрудного бульвара.

Выглядит он строго, но имеет оригинальную кубическую форму, единственную (среди сохранившихся) в своём роде для московского метрополитена. Раннее похожие по форме вестибюли были у «Смоленской» (авторства того же Колли и Андриевского с Макарычевым), а также на «Комсомольской» и «Парке культуры». До настоящего момента все эти вестибюли не сохранились.

Четыре колонны у каждого выхода зрительно добавляют вестибюлю высоты, а выступающий карниз – мощности.

Выходы организованы с двух противоположных концов павильона. Торцевые стены полностью остеклённые. На крыше вестибюля (правда, только с одной стороны) сохранилась послевоенная надпись «Метро», установленная в конце 1940-х, вместо оригинальной, на которую очень похожа.

После проведённой реставрации на вестибюле установили деревянные двери — копии тех, которые были изначально. В конце 1950-х их заменили на дубовые другого типа, а в 1985 году на металлические. Вокруг дверей возвели гранитный портал, который повторяет формы первоначального, искажённого в 60-е.

Давайте посмотрим некоторые исторические фотографии вестибюля. Фото сделано в феврале 1935 года, за три месяца до пуска метрополитена.

Как можно видеть, вокруг дверей изначально был портал подобной формы, что и воссоздали сейчас, однако он был выполнен из бетона, а не из гранита. 1935 год. Источник: pastvu.com.

Особое внимание стоит обратить на старые здания за вестибюлем. Все эти здания (несколько кварталов) были снесены в 1960-70-е годы, на их месте сейчас площадь. А также в 1982 году выросло здание Министерства радиоэлектронной промышленности СССР. Сейчас в нём располагается главные офис банка «ВТБ». Фото 1940 года.

Здания где магазин «Хлеб», сегодня не существует. Фото: В. Кинеловский

Вид в сторону бульвара. 1935 год.

Вид со стороны бульвара. 1935 год. Источник: pastvu.com.

На заднем плане — Чистопрудный бульвар. Памятника Грибоедову ещё нет, его установят в 1959 году. Источник: pastvu.com.

Обратите внимание на первоначальную надпись «Метро». Справа — трёхэтажный бывший доходный дом 1900 года постройки. В 1952 году его надстроили ещё на три этажа (см. фото ниже).

Появляется надпись: «имени Л.М. КАГАНОВИЧА». Фото 1937 года. Источник: Russia beyond

Меняется надпись ИМ. Л.М. КАГАНОВИЧА, теперь она установлена на новом фронтоне. И самое интересное — вокруг вестибюля появляются ступеньки. Фото 1938 года. Автор: В. Догадин. Источник: pastvu.com

1939 год.

станция чистые пруды старое фото

Выход в сторону бульварного кольца. Сегодня тут конечная трамвая, единственная в центре Москвы.

Фото 1948 года. Слева на фото — на углу Мясницкой улицы и бульвара стояла церковь Фрола и Лавра у Мясницких ворот, 1657 года постройки. Несмотря на мнгочисленные протесты, она была снесена незадолго до открытия метро в 1934 году. В 1970-е годы весь этот квартал был полностью снесён, на его месте расположилась стройплощадка станции «Тургеневская», позже она использовалась и до строительства станции «Сретенский бульвар». Потом на этом месте недолгое время был пустырь, который сейчас постепенно застраивается. Автор фото: М. Грачёв.

станция чистые пруды старое фото

Вестибюль в 1950 году. Слева — здание бывшего доходного дома Виноградовой 1886 года постройки, он сохранился до настоящего времени.

станция чистые пруды старое фото

Фото 1952 года, над входом появляются четыре шарообразных светильника. Изменяется внешний вид портала вокруг дверей.

1963 год. Как видно, установили двери другого типа, они по прежнему деревянные, метро получило имя Ленина, а на карнизе появилась надпись: Станция Кировская. Стены вестибюля традиционно использовались для киноафиш.

1971 год. На этом фото наиболее хорошо видны архитектурные потери этой части Москвы. Все здания (кроме одного дома справа, в котором магазин «Продукты») на сегодняшний день снесены. Ещё одна уютная московская площадь была уничтожена. Если приглядеться, на фото видно что дома готовят к сносу, они уже обнесены забором. Источник: pastvu.com.

Так выглядело место где находится вестибюль в 1929 году. Через два года дом справа с вывеской «Бауманское» снесут и начнётся строительство метро, на его месте и будет построен вход в метро. Из всех зданий уцелел только следующий угловой дом, сегодня в нём расположен «Макдоналдс» и здание за ним. Источник: Радио «Свобода».

На фото характерный для тех лет газетный киоск, который можно было встретить во всех уголках страны. На стене афиша с фильмом «Любовь земная», который вышел на экраны в 1974 году, что позволяет нам датировать снимок этим же годом. Источник: pastvu.com.

На этом фото хорошо видно новые светильники, которые повесили взамен шарообразных в начале 1970-х годов. Фото 1982 года.

За вестибюлем — жилой дом 1900 года постройки, в 1952 году надстроенный на три этажа. Мы уже упоминали его выше. Фото из книги «Мы в Москве» (издательство «Малыш», 1980 г.).

Ремонт вестибюля, в ходе которого, в том числе и заменили деревянные двери на типовые металлические. Источник: pastvu.com.

Четыре фотографии сделанные с одной точки в разные годы. Можно сравнивать. 1935 год.

1947 год. Почему-то нет надписи метро. Фото: Музей архитектуры имени А. В. Щусева.

1985 год. Автор: О. Ласточкин, РИА Новости.

И для наглядности — современное фото. Количество ступенек сократилось, хотя не очень понятно их появление, так как изначально их не было.

На этой фотографии хорошо видно как изменилась площадь. Вместо старых уютных домиков выросла громада здания Минрадиопрома СССР (белое здание справа, про него уже писали), а на заднем плане мы видим красное здание Министерства электронной промышленности СССР в процессе строительства. Строительство началось уже в конце 1980-х гг. Здание должно было получить остекление бронзового цвета и фасады, отделанные панелями с гранитной крошкой тёмного красного цвета. К 1991 году, когда не стало ни СССР, ни министерства электронной промышленности, удалось почти целиком завершить фасады. Несколько лет недостроеное здание стояло без внутренней отделки, и за необычный внешний вид его даже успели прозвать Красным Домом. После череды смены собственников здание отошло «Лукойлу», главный офис которого сейчас и располагается в нём. В 1997 году уже почти законченную постройку увидел мэр Москвы Юрий Лужков, известный своим неравнодушным отношением к архитектуре. Он рекомендовал осветлить фасады, и красную гранитную крошку заштукатурили и окрасили в светлый бежевый оттенок. Строительство здания окончательно завершено в 2002 году.
Фото 1988 года. Автор: А. Соловьёв (ТАСС).

В конце 80-х — начале 90-х вокруг вестибюля начинает разворачиваться торговля, появляются ларьки, а затем и стихийный рынок.

Впрочем, это было характерно тогда для всей Москвы и подобные картины можно было наблюдать практически у всех станций метро. 1990 год. Источник: pastvu.com.

станция чистые пруды старое фото

Вестибюль в 1990-е годы.

Позже ларьков стало не хватать и с обеих сторон от вестибюля были возведены два торговых ряда. Фото 1997 года.

станция чистые пруды вестибюль

В 2003 году вместо них были построены два других, более громоздких торговых ряда, немного обыгрывавших архитектуру вестибюля. Конечно, это выглядело более культурно чем то, что было в 90-х и отчасти решалась проблема нехватки магазинов в центре города. Эти торговые ряды выглядели откровенно неряшливо и даже уродливо, окончательно убивая вид площади и бульвара, словно взяв в клещи, зажимая и душа вестибюль с двух сторон. Фото предоставлено пресс-службой Московского метрополитена.

станция чистые пруды вестибюль

В ночь с 8 на 9 февраля 2016 года (которую прозвали «ночью длинных ковшей»), эти ряды, наряду с другими многочисленными московскими «самостроями» были снесены. На фото процесс завершения сноса торговых рядов. Фото предоставлено пресс-службой Московского метрополитена.

Вестибюль снова стал заметной доминантой, открывающей Чистопрудный бульвар.

Внутри вестибюль выглядит весьма уютно: продольные стены декорированы круглыми окнами, потолок обработан мелкими кессонами, в которые изначально были встроены полукруглые светильники.

станция чистые пруды старое фото

Между круглыми окнами оставлен задел под барельефы на тему строительства метро, однако в вестибюле они так и не появились. В углах перил лестницы были установлены тонкие стойки с торшерами – к сожалению, позже демонтированные.

Двухуровневый лестничный пролёт ведёт в кассовый зал.

станция чистые пруды старое фото

Лестничный спуск.

Кассы.

Проход к турникетному залу начнается через изогнутый подходной коридор.

Для разделения потоков служит ряд квадратных колонн, облицованных серым мрамором.

станция чистые пруды старое фото

Здесь очень оригинально воплощено освещение: круглые светильники встроены в стены, что создаёт эффект иллюминаторов. Подходной коридор в первые годы работы.

Изначально пол был покрыт плиткой в виде орнамента из прямоугольников, описанных вокруг каждой колонны. Автор: М. Прехнер. Источник: pastvu.com.

Сегодня пол покрыт гранитом, окаймляя колонны белым мрамором, а стены — мраморной плиткой.

станция чистые пруды старое фото

Табличка «Внимание! Движущаяся лестница» сегодня бы только позабавила пассажиров, но в те дни такое предупреждение было важным.

Эскалаторный зал и линия турникетов.

станция чистые пруды старое фото

Первоначально в этом зале был стеклянный потолок с ячеистой конструкцией, разделённой на квадраты, что давало приятный мягкий свет. К сожалению, это оригинальное решение до наших дней не сохранилось.

Эскалаторы. Автор: Б. Вдовиченко.

На «Кировской», как и на многих станциях метрополитена, были установленные информационные схемы, которые прокладывали маршрут для нужной станции. 1968 год. Автор: В. Великжанин.

3. Строительство станции и проекты

Строительство станции «Чистые пруды» (тогда «Мясницкие ворота», а впоследствии «Кировская») было начато летом 1933 года. Первоначально для станции задумывалась конструкция пилонной станции с полноценными тремя залами, однако геологические условия строительства оказались очень тяжёлыми. Чтобы добраться до глубин, в которых будут проложены конструкции, предстояло преодолеть мощный пласт плывунов, а саму станцию соорудить на границе слоя известняка и юрских глин. Учитывая особенности грунтов и их давление, а также глубину заложения станции, было принято решение отказаться от первоначальной задумки и утвердить проект станции с укороченным центральным залом (так называемая станция «лондонского» типа).

станция чистые пруды проект

Чертежи и схема расположения станции по проекту 1929 года.

Как и на других станциях первой очереди, с самого начала стояла проблема отсутствия опыта проведения строительных работ такого типа. Когда в первой шахте уже был пройден ствол, сооружены калотты и часть штольней, а вторая ещё находилась в процессе разработки, подсобных территорий на стройплощадке не было, как и механической мастерской, материального склада, многих других необходимых материалов. Новые методы и рационализаторские решения инженерные умы создавали практически на лету, тут же воплощая свои задумки. Правда, на «Кировской» строители раньше получили некоторую технику и оборудование, чем на других участках: в их распоряжении были насосы, бетономешалки, подъёмные машины, лебёдки, котлы, компрессоры и многое другое оборудование, в том числе сеть для подачи сжатого воздуха, рассчитанная на 60 забоев, и собственная электросеть на тысячу ламп.

Шахта строительства станции «Кировская». Источник: pastvu.com

Источник: pastvu.com

В начале бетонных работ стало понятно, что пока готовый бетон доходит с поверхности в шахту, он начинает схватываться, и качество его снижается по сравнению с требуемым. Поэтому бетономешалки перенесли под землю. Следующей задачей было ускорение темпа подачи материалов. Гравий, песок и цемент пришлось в шахту спускались при помощи подъёмной клети. Половину времени клеть работала на подачу бетона, из-за чего задерживалась выдача породы на поверхность, да и объём выдаваемого материала был недостаточным. При таком подходе строители могли класть в смену не больше 5-6 кубометров готового бетона в то время, как надо было укладывать минимум 50 кубометров. Чтобы справиться с этой задачей, инженерные умы внедрили так называемую малую механизацию материала. На поверхности установили две камнедробилки производительностью в 5 кубометров каждая. Гравий и щебёнка с камнедробилок поступают на грохот и оттуда на гравиемойку. Песок со склада и гравий либо щебенка по обычным ленточным транспортерам доставлялись к устью шахты, по трубам спускались под землю и там опять-таки по транспортерам подавались на бетономешалки. Такая механизация позволяла получить от 200 кубометров бетона в сутки – более чем достаточное количество для выполнения плана, а кроме того полностью освободила подъёмные клети для выдачи породы.

Чтобы получить бетон хорошего качества, организовали специальную лабораторию так называемого полевого типа. Лаборатория делала анализы поступающих инертных материалов и цемента. В зависимости от их качества, а также заданной по проекту прочности бетона, составлялась карточка подбора материалов. Все материалы поступали в бетономешалку строго по весу и объёму.

Тем не менее, процесс внедрения механизации прошёл отнюдь не гладко. Установку необходимого оборудования пришлось проводить в самый разгар работ на шахте. Какие-то механизмы выходили из строя либо требовали доработки, хотя при внедрении чего-то нового без проведения опыта аналогичных работ такие проблемы неизбежны с любой техникой, и не являлись чем-то экстраординарным. Главной проблемой оказался конфликт между самими строителями – многие инженерные и технические работники, особенно старой закалки, не поддержали механизацию, отстаивая проверенные тачки и вагонетки. Разные точки зрения на подход к строительству приводили к конфликтам и простоям на стройплощадке, некоторые строители были отстранены от работ в шахте.

Преодолев все трудности, связанные с грунтами, приступили к разработке боковых тоннелей вместе со средними стенами и пилонами, и к бетонированию этих конструкций. После этого после этого разработали средние тоннели в местах будущих вестибюлей, посадили средний свод и замкнули всю конструкцию лотками. В условиях городской застройки такой профиль нельзя выполнить с наскоку. Разработку проводили по частям, последовательно закрепляя каждый пройденный участок временной деревянной крепью. По мере разработки грунта в местах, предназначенных для бетонных конструкций, тут же укладывали.

Строительство наклонного хода станции. Источник: архив газеты «Метростроевец».

Отдельно стоят упомянуть о строительстве наклонного хода для эскалаторов. Эта часть строительства стала, пожалуй, самой трудной. Наклонный ход напрямую пересекает мощный слой плывунов. Предложенный вариант проходки под сжатым воздухом не подошёл, так как в процессе возможны перебои в подаче электроэнергии к насосам, что было недопустимо, так как эскалаторный тоннель проходит под улицами с интенсивным движением, и отключение электроэнергии могло привести к очень трагическим последствиям. В результате было принято решение разработать наклонный ход методом замораживания с помощью наклонных скважин. Этот метод предварительно был испытан на шахте, проходка которой специально осуществлялась таким способом с таким расчётом, чтобы провести испытания и получить необходимый опыт для перед сооружением эскалаторного тоннеля.

Под фундаментом и по наружной стороне крайних стен сводов уложена наружная гидроизоляция, состоящая из четырёх слоев пергамина и рубероида, наклеенных при помощи нефтебитума. Кроме наружной, имеется замкнутая со всех сторон внутренняя гидроизоляция, поддерживаемая рубашкой специальной железобетонной конструкции, рассчитанной на максимальное гидростатическое давление. Толщина этой железобетонной рубашки составляет 30 сантиметров. Общая ширина станции составляет 31 метр, высота – 12 метров и длина – 160 метров. В результате героического и самоотверженного труда строителей, было извлечено около 70 тысяч кубометров породы, спущено под землю свыше 100 тысяч тонн инертных, лесных и других материалов, уложено 30 тысяч кубометров бетона.

станция чистые пруды проект

Конкурсный проект (архитекторы С. Кожин и Г. Гольц).

станция чистые пруды проект

Конкурсный проект (архитекторы А. Земский и А. Туркенидзе).

Один из вариантов проекта станции. Архитекторы Н. Колли и С. Андриевский, 1934 год.

станция чистые пруды проект

Реализованный проект станции. Архитекторы Н. Колли и С. Андриевский.

Реализованный проект станции. Архитекторы Н. Колли и С. Андриевский.

станция чистые пруды проект

Проект вестибюля.

станция чистые пруды проект

Вестибюль, близкий к воплощённому.

Принятый к исполнению проект вестибюля.

станция чистые пруды проект

Внутренний интерьер вестибюля.

4. История и происхождение названия

С момента открытия и до 5 ноября 1990 года станция называлась «Кировской». Проектные названия: «Мясницкая», «Мясницкие ворота», «Кировские ворота».

Начнём с проектного названия – «Мясницкие ворота». Так называлась площадь, под которой расположена станция. И улица, отходящая от этой площади в сторону центра, называлась Мясницкой (собственно, она и сейчас так называется). Как вы уже догадались, когда-то, в XVII веке, вдоль этой улице располагалась слобода мясников, имевших тут многочисленные лавки и бойни. Правда, уже в начале XVIII века из-за «зловонного запаха» которым были окутаны не только улица, но и все прилегающие кварталы, мясная торговля была выведена ближе к Земляному валу (Садовому кольцу). И улица стала превращаться из одной самых непрестижных в элитную, как бы сейчас сказали. Тут начали селиться дворяне, возводиться дорогие особняки. Это не случайно, так как именно эта улица соединяла центр города с Немецкой слободой, и по ней туда часто ездил царь Петр I. Но название – Мясницкая – за улицей сохранилось. Как и за площадью.

В 1918 году, когда все переименовывали на революционный лад, улицу назвали Первомайской. Но в 1922 году историческое название вернули. Однако в 1934 году, незадолго до открытия метро, в Ленинграде был убит Сергей Миронович Киров (1886-1934) – советский партийный и государственный деятель, которого называли правой рукой Сталина в северной столице. Тело его на поезде было доставлено в Москву на Октябрьский (ныне – Ленинградский) вокзал. Оттуда траурная процессия двинулась в сторону Красной площади именно по Мясницкой улице. И этот прискорбный факт послужил достаточным основанием для уничтожения исторического названия и переименования улицы в улицу Кирова.

Тогда же и площадь Мясницкие ворота поменяла свое название на нелепое «Кировские ворота». Но, к счастью, новое название площади не прижилось. Официально, да, название было, но по факту площадь стала безымянной. Анна Ахматова спрашивала: «Какие у Кирова в Москве могут быть ворота!» (из воспоминаний М.В. Ардова). И действительно, какие?

Отвлекаясь в сторону, скажем, что в те годы в Москве появилось множество подобных нелепых сочетаний (Фрунзенский вал, Кропоткинские ворота), некоторые из которых, такие, как Абельмановская застава или Ленинская слобода, дожили и до сегодняшнего дня.

Так вот, в связи с вышеизложенным станцию метро тоже назвали «Кировской». И таковой она оставалась вплоть до 5 ноября 1990 года, когда улице и площади вернули исторические названия – Мясницкая и Мясницкие ворота соответственно. Тогда же и станцию планировали переименовать в «Мясницкую», но городской комиссией было принято решение присвоить ей красивое исконно московское имя – «Чистые пруды». Тем не менее, согласно приказу, вплоть до 16 июля 1991 года станция официально называлась «Мясницкой», фактически же это название она носила около 10 дней. И хотя Чистые пруды находятся в полукилометре, да и пруд вовсе один (слово «пруды» во множественном числе – уже исторически сложившееся название местности), решение так назвать станцию – однозначно верное! Хотя бы потому, что вестибюль станции расположен на северо-западной окраине Чистопрудного бульвара, так что привязка к новому названию просто отличная.

Не исключено, что на выбор топонима повлияла и очень популярная в то время песня Давида Тухманова «Чистые пруды» на слова Леонида Фадеева. Исполнял её Игорь Тальков. Спустя год он был убит, и название станции стало своеобразным памятником певцу.

Чистопрудный бульвар был устроен в 1820-х годах, после сноса стены Белого города. Назван по Чистому пруду, занимающему половину центральной аллеи бульвара у Покровских ворот. А раньше в районе нынешнего Чистого пруда было несколько прудов, которые назывались Погаными. Существует несколько версий того, почему пруды были Погаными и почему стали Чистыми. Самая распространенная такова: Погаными пруды назывались потому, что в них сбрасывались помои из близлежащих мясных лавок и боен, расположенных на упомянутой выше Мясницкой улице. В 1703 году, одновременно с переносом мясной торговли, по приказу А.Д. Меншикова пруды были очищены и соответственно переименованы. Здесь впервые на московских прудах появились лебеди. Со временем три пруда из четырех засыпали, однако до сих пор местность называется Чистые пруды – во множественном числе.

Другая версия гласит, что в XII веке в поселении, располагавшемся на берегу пруда и принадлежавшего боярину Степану Кучке, остановился на ночной постой владимиро-суздальский князь Юрий Долгорукий, который был недоволен приемом, и якобы приказал казнить боярина, а его тело бросить в пруд, который окрестили Поганым.

А вот в книге путешественника и дипломата Якова Рейтенфельса (он жил в Москве с 1670 по 1673 годы) есть упоминание, что иноверцы поклоняются своим богам в Москве на Поганом пруде. А в те годы словом «поганый» (произошедшего от латинского paganus) называли язычников. То есть якобы тут, на берегу пруда, было языческое капище. Сомнительно.

Как бы то ни было, известные сегодня Чистые пруды первый раз упоминаются официально в документах екатерининского времени, когда на месте разрушенной стены Белого города разбиваются бульвары.

Какая из версий более верная, никто уже точно не скажет, да и незачем. Верно лишь то, что начиная с XIX века Чистые пруды становятся одним из любимых мест отдыха москвичей. Остаются они им и поныне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *