Московский проспект санкт петербург какой район
Перейти к содержимому

Московский проспект санкт петербург какой район

  • автор:

Московский проспект в Санкт-Петербурге — история

История Московского проспекта в Санкт-Петербурге — это рассказ о главной магистрали Московского района, которая возникла в конце XVIII века, как дорога, ведущая в Царское село.

Проспект имеет богатейшую историю и за все время множество раз был переименован.

Московский проспект является четвёртой по протяжённости магистральной улицей в городе на Неве: после Софийской улицы, проспекта Обуховской Обороны и проспекта Энгельса.

Он объединяет Сенную площадь в центре города с площадью Победы на его южной окраине. По расстоянию между центрами этих площадей длина проспекта составляет 9,3 километра. (Не забудьте, пожалуйста, подписаться на тг-канал «Вечерний Питер» https://t.me/vecherka_spb_ru ).

Московский проспект петербург фото

Согласно хронологии, после названия Международный проспект, последовало Московское шоссе, далее — Проспект имени Сталина. Он имел протяженность от Сенной площади (с 1952 года — Площадь Мира) до Средней Рогатки (1950—1956), многолучевой перекрёсток на которой потом получил название Площадь Победы.

«Московским» проспект стал с 1956 года по настоящее время, и располагается от Площади Мира (с 1992 года — Сенная площадь), до площади Победы.

московский проспект петербург старое фото

На Московском проспекте расположено множество достопримечательностей и интересных зданий различных архитектурных направлений. Здесь нвзодятся Московские триумфальные ворота, возведенные в честь победы в русско-турецкой войне, Технологический институт, ряд доходных домов, Российская национальная библиотека и многое другое.

Российская национальная библиотека петербург московский

В честь Дня Победы на проспекте разбит одноименный парк.

Одной из жемчужин проспекта является Новодевичий монастырь и кладбище при нем. Здесь похоронены многие видные деятели города и страны.

Воскресенский Новодевичий монастырь спб

Московский проспект ведёт свою историю от Московского тракта. Как ранее уже говорилось, он был основан в конце XVIII века и представлял собой путь, который вел в Царское село.

Еще двести лет назад Московский тракт под Петербургом стал царской дорогой. По ней августейшие особы направля­лись в свою загородную резиденцию — Саарское село, и его стали именовать Саарской перспективой, а после переименования села в Царское — Царскосельской перспективой.

Дорогу для членов царствующего дома обустраивали соответственно статусу.

В 1744 году вышел указ Сената о «столблении» Царскосельской дороги.

московский проспект петербург старое фото

В 1770-е годы вдоль дороги были установлены верстовые столбы, часть которых сохранились до наших дней.

московский проспект петербург старое фото

В 1774-1775 годах вместо деревянных верстовых столбов вдоль Царскосельской дороги поставили «мраморные верстовые пирамиды», выполненные по рисункам архитектора А. Ринальди. На них указывалось расстояние в верстах до Москвы и расстояние от почтамта до того места, где поставлен столб-пирамида.

С каждым годом главная дорога страны становилась все удобнее. К 1787 году Царскосельская дорога получила лучшее по тем временам покрытие: на всем протяжении дорогу рас­ширили — по обеим сторонам проложили осу­шительные канавы, закрыли их и соединили между собой поперечными подъемными сводами.

Проезжую часть засыпали песком, а затем мелким булыжником, величиной с куриное яйцо, по сторонам обложили «насыпь» кир­пичом и снова покрыли толстым слоем чистого песка.

В это же время начинает складывался архитектурный облик Московского проспекта.

В 1774 году в семи верстах от Петербурга невдалеке от дороги, начали строить новый путевой дворец по проекту известного архитектора Ю. М. Фельтена.

Вначале он звался «Кикерикексинским» (по финскому названию места Кикерикексен — лягушечье болото).

московский проспект петербург старое фото

С 1780 года его стали именовать Чесменским, в честь побе­ды русского флота в Чесменской бухте в 1770 году. В 1831 году его отдали под богадельню для престарелых воинов-ветеранов войны 1812 года.

чесменский дворец петербург старое фото Чесменский дворец петербург старое фото Чесменский дворец петербург старое фото

Начало XIX века ознаменовалось очередной переменой названия дороги.

С 1806 года ее часть до Царского Села стали именовать Царскосельским проспектом, а не перспективой. Это еще одно название будущего Московского проспекта.

Также в ходу были и другие названия: Царскосельская дорога (до 1800-х), Московский тракт, Обуховская улица (1776—1800-е), Обуховский проспект (1804—1878).

Границей города стал Обводный канал.

В 1878 году произошла еще одна смена названия бывшей царской дороги.

Проспект был переименован в Забалканский в память о героическом переходе русских войск через перевал Шипку и освобождения балкан­ских народов от турецкого ига в ходе войны 1877-1878 годов. Так проспект именовался до 1918 г.

До Февральской революции административная граница Петербурга-Петрограда проходила вдоль Путиловской ветки, пересекая тогдашний Забалканский проспект у Рощинской улицы .

Продолжение магистрали в направлении Пулковской обсерватории называлось Московским шоссе и административно относилось к Московской волости Петербургского уезда.

На месте соединения городского и пригородного отрезков, не изменяя общего направления вдоль линии, проложенной вдоль Пулковского меридиана, находится один из нескольких изломов, смещающих ось проспекта к западу

Затем, в период с 1918 по 1950 г. снова произошло переименование, на этот раз в Международный проспект.

Стоит отметить, что с 1926 года началась активная застройка проспекта.

В 1930-е годы на Московском проспекте были построены Фрунзенский универмаг, «Дом пушнины».

союзпушнина московский проспект петербург

В то время, основной архитектурной идеей строительства становится конструктивизм: «что хорошо функционирует, то красиво и выглядит».

Дом

Именно так построены в 1929-1931 годах по проекту архитектора М.С. Рейзмана Дом культуры имени Капранова (дом 97) для рабочих фабрики «Скороход» и Дом культуры имени Ильича (дом 152) по проекту Н.Ф. Демкова для завода «Электросила» в 1931 году.

завод электросила петербург старое фото

Тогда же возвели и Дом Московского районного Совета депутатов трудящихся (администрация Московского района, дом 129), построенный в 1930- 1935 годах по проекту архитекторов И.И. Фомина, В.Г. Даугуля и Б.М. Серебровского.

Во второй половине 30-х годов ленинградскими архитекторами был разработан генеральный план, который предусматривал развитие города на юг, юго-запад и юго-восток.

Ведущее место отводилось строительству в Москов­ском районе. Московский проспект становился главной магистралью социалистического Ленинграда.

С 1936 года здесь развернулись масштабные работы. На громадном пространстве формировались новые кварталы, вырисовывались контуры будущих площадей, закладывались зеленые массивы.

Ядром застройки не только Московского района, но и всего города, стала предполагае­мая главная площадь Ленинграда в районе Московского шоссе (ныне Московская площадь).

Для осуществления этого проекта был объявлен Всесоюзный конкурс на проектирование Дома Советов. Победил проект архитектора Н.А. Троцкого.

московская площадь петербург старое фото

Строительство Дома Советов закончилось в 1941 году, но внутренняя отделка была завершена после Великой Отечественной войны. Сейчас это здание — памятник архитектуры.

дом советов петербург московский проспект

В 1930-е годы на проспекте было построено семьдесят четыре здания, заложившие осно­ву его парадного, монументального облика. Например, Дом со шпилем (дом 190). Дом должен был выделяться высотой. Благодаря декоративной башенке со шпилем он виден издалека.

Московский проспект петербург старое фото

К моменту включения в городскую черту рабочих предместий Московско-Нарвского района в северной их части, помимо бараков, уже появились 5-6-этажные жилые доходные дома (кварталы около завода «Электросила).

Завод «Электросила» — некогда крупнейшее по площади и числу занятых промышленное предприятие города. Этот завод, ведущий свою историю от цехов акционерного общества электротехнических заводов «Сименс и Гальске», после революции выпускал энергоблоки для электростанций, строившихся в рамках плана ГОЭЛРО.

Московский проспект петербург старое фото

В первые пятилетки Ленинград стал активно развиваться в южном направлении, и в планах городского строительства активно застраивалась чётная сторона, в 1925 году постоянная застройка простиралась до современной Авиационной улицы.

До 1926 года проспект пересекал Лиговский канал. Восточная сторона канала была засыпана в 1926 году, в 1965—1969 годах засыпана и западная сторона.

С началом Великой Отечественной войны проспект стал одной из основных фронтовых магистралей. Около виадука был контрольно-пропускной пункт.

московское шоссе петербург старое фото

Трамвай №3, всю войну курсировавший по проспекту, за исключением блокадной зимы 1941-42 года, делал здесь последнюю остановку и кондуктор обычно объявлял: «Вагон дальше не идет. Дальше фронт».

московский проспект петербург старое фото

В марте 1944 года через два месяца после ликвидации блокады, Государственный комитет обороны принял постановление «О первооче­редных мероприятиях но восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда». Касалось оно и Международного проспекта. О подвиге ленинградских строителей говорит тот факт, что восстановление городского хозяйства было полностью завершено к 1950 году.

Средняя Рогатка, граница города. «Первоначальные» памятники Сталину и Ленину, установленные в 1949 году. За знаком «Ленинград» виден Дом Советов:

московский проспект ленинград старое фото

В новом послевоенном Генеральном плане развития Ленинграда (1951 г.) большое внимание уделялось застройке и благоустройству Московского района, но создание нового центра города было признано нецелесооб­разным. Это изменило бы исторически сложив­шиеся принципы развития и жизни города.

Вскоре после войны Международный проспект вновь был переименован. С тех пор он называется Московским проспектом. Здесь стали строиться комфортабельные дома, названные в народе «сталинскими», а также многоэтажное жилье.

московский проспект петербург старое фото

Важным архитектурно-планировочным звеном стала площадь у Московских ворот. Во время реконструкции, в 1936 году, Московские ворота, как «мешавшие трамвайному движению», были разобраны.

Восстановлены они были в только 1959-1961 годах под руководством архитектора-реставратора Е.Н. Петровой. Но многие детали оказались утрачены.

московские ворота петербург 1967

Начавшаяся до войны в соответствии с Генеральным планом застройка южной части проспекта от путепровода Путиловской ветви до Средней Рогатки была в основном завершена вплоть до 1-й Южной (с 1955 года Алтайской улицы), формирующей южную границу Московской площади.

Здания этого времени выполнены в стиле Сталинского неоклассицизма. Значительный вклад в оформление этой части магистрали внёс архитектор С. Б. Сперанский.

московский проспект петербург старое фото пулковский парк петербург старое фото московский проспект ленинград старое фото

Может быть интересным:

Санкт-Петербург: проспект Московский на карте, индекс.

Построить маршрут до проспекта Московский на городском транспорте, автомобиле или пешком. Нужно будет указать только место отправления.

На странице показано расположение проспекта Московский на карте Санкт-Петербурга. Карта-схема содержит сведения о соседних улицах и подъездных дорогах. Вы так же можете совершить виртуальную экскурсию по проспекту и посмотреть его изображение со спутника.

Чтобы быстро узнать расположение нужной улицы в городе, а не выбирать из полного списка улиц, то перейдите на подробную карту Санкт-Петербурга с поиском по улицам и номеру дома

  • Важно!Карту можно развернуть на весь экран (кнопка с права, в верху).
  • Можно измерить расстояния при помощи инструмента — «ЛИНЕЙКА».
  • Изображение со спутника поможет создать более точное представление о местности, зданиях (застройке), насаждениях и подъездных дорогах.

проспект Московский с номерами домов
Ждите, загрузка карты
Фото проспекта со спутника
Ждите, загрузка фотографии

Район проспекта Московский в Санкт-Петербурге и расположение остановок городского транспорта:

Чтобы узнать, в каком районе города Санкт-Петербург находится проспект Московский, следует уменьшить масштаб с помощью элемента управления карты [—].

Для просмотра остановок общественного транспорта на карте-схеме проспекта, следует воспользоваться увеличением масштаба [+]. Что-бы узнать какие автобусы, троллейбусы и маршрутки здесь останавливается, нажмите на иконку с остановкой, а затем кнопку «Как доехать».

Географические координаты проспект Московский для GPS или ГЛОНАСС навигатора нужно вводить [DD]: широта 59.88544, долгота 30.320036.

Другие интересные места:

  • Стачек площадь
  • Ленинградский аэропорт Аэропортовая улица
  • Козловский переулок
  • Победы площадь
  • Белосельский переулок
  • Веретено-2 Зеленая улица
  • Громовская улица
  • Антоненко переулок
  • Николаева улица, Володарский
  • Сытнинская площадь

Московский проспект

Проспект проходит на 10,5 километров вдоль Пулковского меридиана. Исторически магистраль формировалась как часть почтового тракта, соединявшего Санкт-Петербург с Новгородом, Тверью и Москвой. Проспект проходит от Сенной площади до площади Победы.

Там, где сейчас находятся Московские ворота, находился шлагбаум и сторожевая будка с караульными, где проверяли подорожные документы и взимали сборы. Это место называли «Первая (Ближняя) Рогатка». Вторая, Средняя Рогатка находилась в месте нынешней площади Победы. Третья, Дальняя Рогатка была у подножья Пулковской горы. В 1714 году на Средней Рогатке был построен одноэтажный деревянный путевой дворец для отдыха в дороге. Застройка по сторонам дороги изначально носила усадебный характер.

В 1717 году «посадским человеком» Обуховым был построен первый деревянный мост через Фонтанку, который получил название по фамилии своего строителя — Обуховский мост.

В 1740-х годах территорию к западу от трассы отдали под слободы Измайловского полка. Тогда здесь возникли улицы-линии вдоль которых располагались полковые казармы, их называли «Ротами». Главная дорога этой слободы — Измайловский проспект идущий параллельно Московскому.

Обуховский мост через Фонтанку

В 1744 году вышел сенатский указ о «столблении» Царскосельской дороги. Старые деревянные столбы заменили новыми. На Средней Рогатке был поставлен столб с изображением трёх вытянутых рук, указывающих направление трёх дорог: на Санкт-Петербург, На Царское Село и Москву, на Петергоф и Варшаву. В народе этот столб получил название «Три руки». Среднерогатовский путевой дворец из-за ветхости был разобран, на его месте построили новый, тоже деревянный. Однако через десять лет построили путевой дом по проекту Ф. Б. Растрелли.

В 1785 году деревянный Обуховский мост перестроили, на его месте появился типовой трёхпролётный разводной каменный мост с башнями. В 1787 году на Царскосельской дороге стали заменять деревянные столбы «мраморными верстовыми пирамидами», выполненными по рисунку А. Ринальди. Первая пирамида с солнечными часами была поставлена за Фонтанкой (напротив дома №17 по Московскому проспекту).

На правом берегу Фонтанки западнее дороги находилась усадьба Юсуповых. На левом берегу — усадьба почт-директора Ашева. В 1790-е годы эта усадьба куплена казной и поделена между Академией наук и Российской Академией. Южнее Ашевской усадьбы была усадьба Воронцовых (на месте нынешнего здания Артиллерийского училища) с дворцом, который в 1795 году также приобрела казна для создания Военно-сиротского дома, ранее помещавшегося в Гатчине. В 1774 году в семи верстах от Петербурга по левую сторону от дороги начали строить новый путевой дворец, называвшийся в начале Кикерикексинским (от финск. — лягушачье болото). С 1780 года дворец стал называться Чесменским. По левой стороне дороги у Лиговского канала в конце XVIII века находился егерский двор.

С 1806 года трасса стала называться Царскосельским проспектом. В 1806-1810 годах построен дом №33. В 1808-1809 годах по проекту А. Е. Штауберта построен для военно-сиротского заведения дом №17. В конце 1800-х годов построен дом № 29.

Московские ворота

В 1820-е годы начальная часть проспекта стала называться Обуховским, по фамилии подрядчика, строившего мост через Фонтанку в створе этого проспекта. В 1821-1825 годах по проекту И. И. Шарлеманя построен дом №65. Здесь разместилась скотобойня. Сейчас здание занимает молочный комбинат. В 1823 году по проекту А. Д. Готмана построен дом №9. Его занимает Университет Путей Сообщения, так же как и дом №11 (1893-1895, архитектор — А. И. Китнер). В 1828-1831 годах построен комплекс зданий Технологического Института (дом №26). В 1832 году в доме №29 разместилось первое в России строительное училище, с 1882 года ставшее Институтом Гражданских Инженеров. Его выпускниками стали Р. Б. Бернгард, И. С. Китнер, В. А. Косяков, Г. В. Барановский, М. М. Перетяткович, Л. А. Ильин, А. С. Никольский, А. И. Гегелло, А. А. Оль и другие.

К 1835 году было завершено строительство Обводного канала пересекающего Московский проспект. В 1836-1838 годах по проекту В. П. Стасова у городской заставы построены Московские триумфальные ворота. В 1830-х годах появилась выходящая на проспект Малая Митрофаньевская улица, ведущая отсюда к Митрофаньевскому кладбищу, ныне не существующему.

В 1845 году был основан Воскресенский Новодевичий монастырь (дом №100). В 1840-х годах в доме №33 разместилось Вольное Экономическое общество, проводившее работу по развитию сельскохозяйственной науки в России. Среди его членов были Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, В. В. Докучаев, П. П. Семёнов-Тян-Шанский.

Технологический институт

С 1874 года на проспекте заработали столярно-механические мастерские, принадлежавшие предпринимателю Ретшке. Сейчас это вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова, выпускающий продукцию для железных дорог и метрополитена. Он занимает дом №115 по Московскому проспекту.

В 1878 году часть от Сенной площади до Рощинской улицы стала называться Забалканским проспектом в память русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Рощинская улица служила границей города. Далее начиналось Московское шоссе.

В 1870-х годах участок между «Ротами» Измайловского полка и Обводным каналом принадлежал землевладелице Н. И. Львовой. Здесь она решила построить ряд зданий для последующей выгодной продажи. Проект девяти однотипных зданий разработал Г. Б. Пранг, так возник Угловой переулок (до 1964 года — Софийская улица).

В 1885 году на проспекте разместился городской парк конно-железных дорог. В 1880-х годах по проекту А. И. Рейнбольдта для обувной фабрики «Скороход» построен дом №109. В 1896-1897 годах по проекту А. И. фон Гогена перед домом №19 построен «Красный дом», здесь жил и работал Д. И. Менделеев. Дома № 19 и 21 занимает Институт метрологии имени Д. И. Менделеева.

Московские ворота

В 1907 году городской парк конно-железных дорог сменил трамвайный парк. Для его нужд были построены дома №81 и 83. В это же время построен дом №1. В 1900-х годах на углу Московского проспекта и Малой Митрофаньевской улицы по проекту П. Ю. Сюзора построены дома №87 и 89. Они предназначались для детского приюта и школы. В 1910-1911 годах сооружены дома №4 и 6, обрамляющие проезд к торговому центру. До 1917 года здесь находилась так называемая «Вяземская лавра» — ночлежка для бездомных. В советское время здесь располагался Октябрьский рынок. В 1914 году на участке между Московским проспектом, Киевской и Черниговской улицами были построены деревянные продовольственные склады. В 1930-х годах ими дали имя бывшего продкомиссара А. Е. Бадаева, в народе склады стали называться «Бадаевскими».

В 1922 году Забалканский проспект переименовали в Международный. Ротные линии Измайловского полка в 1923 году были переименованы в Красноармейские улицы. В этом же году дом №33 занял «дом Плеханова» — архив и библиотека Г. В. Плеханова. Сейчас здесь расположен филиал Российской Национальной Библиотеки. В 1925 году перед главным корпусом Технологического Института установлен памятник Г. В. Плеханову.

В 1930-1931 годах построен дом №97 — Дворец культуры и техники им. В. П. Капранова. Он был построен по проекту М. С. Рейзмана для рабочих фабрики «Скороход». Дом №129 — здание Московского райсовета, построено в 1930-1935 годах по проекту И. И. Фомина, В. Г. Даугуля и Б. М. Серебровского. На другой стороне проспекта — Дом Культуры им. Ильича, построенный для рабочих завода «Электросила». Здание (дом №152) построено в 1930-1931 годах по проекту Н. Ф. Демкова. В 1932 году перед «Красным домом» установлен памятник Д. И. Менделееву. В 1935 году на стене соседнего дома оформлено панно «Периодическая таблица элементов». Красными знаками на панно оформлены элементы открытые Менделеевым, синие — им предсказанные. С 1930 года квартал между Московским и Измайловскими проспектами и 1-й Красноармейской улицей занимает Балтийский Технический Университет, основанный как Ленинградский Механический Институт («Военмех»). В 1934-1938 годах построено здание универмага «Фрунзенский». В 1938 году по проекту Л. А. Ильина построен жилой дом №79. Этот участок занимали городские бойни для скота и многочисленные городские свалки. Мусор на них постоянно прел, это место называли «Горячим полем». В 1938-1940 годах возведены жилые дома №157 и 163, объединяющие площадь Чернышевского с Московским проспектом. В 1939 году реконструирован Обуховский мост, переправа приняла существующий сейчас облик. В 1939-1940 годах построены жилые дома №145 и 147. Дом №149 занимает пожарный техникум, построен в 1939 году. В это же время появились здания на углу проспекта и Кузнецовской улицы — №153 и 186.

Московский пр., 96

За Обводным каналом ширина проспекта больше нежели до него. Здесь вдоль трассы шла дорога для прогона скота на городские скотобойни, её в 1930-х годах использовали для увеличения ширины Московского проспекта. В 1930-х построен дом №96 — первый из крупноблочных домов. На его строительство понадобилось всего 28 дней. В 1936-1941 годах оформлялась самая большая площадь по территории в городе — Московская. В 1937-1939 годах по проекту Д. Ф. Фридмана построено здание для «Союзпушнины» (дом №98). В 1937-1940 годах по проектам А. И. Гегелло и С. В. Васильковского построены дома №204, 206, 208 и 210.

В 1930-х годах Московский проспект планировался как главная улица Ленинграда. Город не мог расширяться на север из-за близости границы с Финляндией, основное строительство шло на юге города. В результате именно Московский проспект становился главной магистралью не только этих районов но и всего Ленинграда. Генеральный план 1935-1939 годов предусматривал создание здесь нового общегородского центра. Помешали его осуществлению война с Финляндией, когда северная граница страны отодвинулась от Ленинграда, и последующая Великая Отечественная Война. Далее этот план оказался нецелесообразен. Однако уже был построен ряд парадных зданий, на проспекте высадили аллеи деревьев.

В 1930-х годах проектировался новый южный обводный канал. Проект не был реализован, по линии проектируемого канала появилась улица Бассейная. На пересечении Бассейной улицы с Московским проспектом в 1940-1941 годах построен дом №190 украшенный декоративным бельведером со шпилем. В конце 1930-х была распланирована площадь на пересечении Московского проспекта с улицами Победы и Фрунзе. Улица Победы тогда носила название улицы Мира.

7 октября 1945 года заложен парк Победы.

В послевоенные годы был застроен квартал между Московским проспектом, Благодатной и Кузнецовской улицами. Сад «Олимпия» между Клинским и Малодетскосельским проспектами возник также после Великой Отечественной войны. До неё здесь был рынок и кинотеатр «Олимпия», потому сад и носит такое название. В советское время он назывался садом им. А. С. Грибоедова. В 1948 году сооружена садовая ограда по проекту Г. Л. Ашрапяна и В. А, Каменского. По их же проекту построен дом №37 с угловой башней. В 1949-1952 годах была оформлена Обуховская площадь у Обуховского моста через Фонтанку. Тогда же по проекту В. И. Кузнецова и В. В. Позднякова построили новый корпус Университета Путей Сообщения (тогда — ЛИИЖТ) — дом №13, надстроили дом №14. В 1953 году возведён первый в Ленинграде жилой 10-этажный дом (№202). В его первом этаже был устроен кинотеатр «Дружба». В 1954-1955 годах строился виадук окружной железной дороги (архитектор В. Д. Кирхоглани).

На углу Московского и Загородного проспектов в 1955 году по проекту А. М. Соколова и А. К. Андреева построен дом №28. Здесь открылись станция метро «Технологический Институт» и главное управление метрополитена.

С 1956 года вся магистраль стала называться Московским проспектом. В 1950-х годах начало формироваться архитектурное оформление площади Победы, завершающей Московский проспект. В 1961 году открылись станции метрополитена «Парк Победы», «Электросила». Подземный переход сооружённый в 1967 году, стал обеспечивать связь между корпусами «Электросилы» и станцией метро. В 1963-1965 годах построены два 9-этажный жилых дома №205 и 220. В их нижних этажах был открыт универмаг «Московский». В 1964 году на углу ул. Гастелло и Московского проспекта открыт кинотеатр «Зенит». В 1960-х годах реконструирован Ново-Московский мост через Обводный канал. В 1975 году по проекту Е. А. Жука построен дом №111 — новый административный корпус обувной фабрики «Скороход». С 1976 года в ДК им. В. П. Капранова (дом №97) разместился филиал драматического театра им. В. Ф. Комисаржевской. В 1970-х годах на Московском проспекте построены новые корпуса производственного объединения «Электросила» (дом №139). В 1980 году на административном корпусе Института Метрологии установили электронное табло, показывающее точное время, температуру и давление воздуха. В 1981-1984 годах построен жилой дом №73.

В 1998 году на Московском проспекте открылось новое здание Российской Национальной Библиотеки — дом №165/2.

Московский проспект в Санкт-Петербурге

На онлайн-карте на данной странице отмечено расположение Московского проспекта города Санкт-Петербурга с номерами домов.

На Московском проспекте есть шестьсот восемьдесят шесть домов, номера которых указаны в таблице выше. Московский проспект находится в Адмиралтейском районе города Санкт-Петербурга.

Где находится Московский проспект на карте Санкт-Петербурга

Чтобы узнать, где находится этот проспект на карте города Санкт-Петербурга, следует воспользоваться уменьшением масштаба карты в верхней части этой страницы. Координатами Московского проспекта можно считать 59°53’08» с.ш. и 30°19’12» в.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *