Сколько залов в старой третьяковке
Перейти к содержимому

Сколько залов в старой третьяковке

  • автор:

Сколько залов в старой третьяковке

СПЕЦПРОЕКТЫ
  • Залы 1–7. Живопись и скульптура XVIII века
  • Залы 8–15. Живопись и скульптура первой половины XIX века
  • Залы 16–31, 35–37. Живопись и скульптура второй половины XIX века
  • Врубелевские залы 32–34
  • Залы 38–48. Живопись и скульптура рубежа ХIХ–ХХ веков
  • Залы 49–54. Графика ХVIII — начала ХХ века
  • Зал 55. Сокровищница
  • Залы 56–62. Древнерусское искусство

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми
Антон Лосенко. «Прощание Гектора с Андромахой»
Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной
Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина
Карл Брюллов. «Всадница»
Александр Иванов. «Явление Христа народу»
Иван Крамской. «Неизвестная»
Илья Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Алексей Саврасов. «Грачи прилетели»
Василий Суриков. «Боярыня Морозова»
Виктор Васнецов. «Богатыри»
Михаил Врубель. «Принцесса Греза»
Михаил Врубель. «Царевна-Лебедь»
Михаил Врубель. «Демон сидящий»
Зинаида Серебрякова. «За туалетом»
Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоломею»
Валентин Серов. «Девочка с персиками»
Андрей Рублев. «Троица»
Спас Нерукотворный
Владимирская икона Божией Матери
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ
Старинные иконы, знаменитые картины и скульптуры мастеров XVIII–ХХ столетий
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ
Старинные иконы, знаменитые картины и скульптуры мастеров XVIII–ХХ столетий

Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.

Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.

Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.

Создание Третьяковской галереи
Создание Третьяковской галереи

Годом основания Третьяковской галереи считается 1856-й — именно тогда московский купец Павел Третьяков приобрел для своей коллекции две первые картины. Это были «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова и «Искушение» Николая Шильдера. С этого момента Третьяков задумал создать большой музей русского искусства. Коллекция разместилась в его усадьбе в Лаврушинском переулке — там, где сейчас находится главный корпус Третьяковки. С 1867 года галерея открылась для публики. К тому времени в ней хранилось более 1300 работ российских художников и 84 картины зарубежных мастеров. Часть произведений была создана специально для этой коллекции, по заказу самого Павла Третьякова.

Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори»
Памятник Павлу Третьякову перед зданием Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Fro / фотобанк «Лори»
Здание Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Виктор Тараканов / фотобанк «Лори»
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори»
Памятник Павлу Третьякову перед зданием Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Fro / фотобанк «Лори»
Здание Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Виктор Тараканов / фотобанк «Лори»
Залы 1−7. Живопись и скульптура XVIII века
Залы 1−7. Живопись и скульптура XVIII века

Экспозиция начинается с работ художников и скульпторов XVIII столетия. Здесь вы можете увидеть произведения Ивана Никитина, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Федота Шубина, Ивана Мартоса и других знаменитых мастеров. В основном это портретная живопись, но в коллекцию входят также пейзажи и сюжетные полотна по мотивам греческих мифов. В этих залах работники музея часто не разрешают подходить близко к картинам и фотографировать их — даже без вспышки и на камеру смартфона.

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715
Государственная Третьяковская галерея, Москва

На портрете неизвестного автора изображена жена московского губернатора Кирилла Нарышкина — Анастасия Нарышкина, урожденная княжна Мышецкая. Картина была создана в самом начале XVIII столетия — между 1709 и 1715 годом. В то время портретная живопись еще во многом опиралась на русские иконописные каноны, именно поэтому художник изобразил фигуры подчеркнуто статичными и двухмерными. Дети же выглядят уменьшенными копиями взрослых: в ту эпоху художники не подчеркивали на портретах особенности детской мимики и анатомии, даже их наряды в точности повторяли обычную взрослую одежду.

Интересен головной убор Анастасии Нарышкиной на этой картине: она одета в высокий чепец-фонтанж по французской моде. Согласно указу Петра I о ношении европейского платья, жены губернаторов, комендантов и других высокопоставленных лиц обязаны были безукоризненно следовать модным веяниям. Анастасия Нарышкина стала одной из первых дам, которые появились на публике в фонтанже.

Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773

Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художник Антон Лосенко написал картину «Прощание Гектора с Андромахой» в 1773 году по заказу Екатерины II. Сюжет он взял из поэмы Гомера «Илиада»: троянский военачальник Гектор отправляется на битву с греками, прощается со своей женой Андромахой и маленьким сыном Астианактом. Лосенко запечатлел героя в момент обращения к богам:

Зевс и бессмертные боги! о, сотворите, да будет
Сей мой возлюбленный сын, как и я, знаменит среди граждан;
Так же и силою крепок, и в Трое да царствует мощно.
Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя:
Он и отца превосходит! И пусть он с кровавой корыстью
Входит, врагов сокрушитель, и радует матери сердце!

Лосенко не успел завершить картину. Например, был не вполне закончен образ Андромахи: художник прописал ее лицо, но лишь наметил складки одежды, не проработав их детально. Несмотря на это, полотно «Прощание Гектора с Андромахой» более 50 лет считалось эталоном русской исторической живописи в духе классицизма.

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Марии Лопухиной — одна из самых известных работ Владимира Боровиковского. Художник создал полотно по заказу егермейстера Лопухина: тот хотел запечатлеть свою юную супругу, дочь генерала Ивана Толстого.

Боровиковский написал портрет в духе сентиментализма, который был популярен в конце XVIII столетия. Мария Лопухина изображена на фоне традиционного русского пейзажа: за ее спиной виднеются березы, колосья ржи и цветущие васильки. Эти детали перекликаются с нарядом самой героини: белое платье сочетается с березовыми стволами, голубой пояс к нему — с васильками, а золотой браслет на запястье — с золотистой рожью на заднем плане. На картине Мария Лопухина одета по последней моде того времени: платье в стиле ампир подпоясано широким цветным поясом, а глубокий вырез, который был уместен только на балах, прикрыт специальным съемным воротником. В похожих нарядах Боровиковский писал и других своих героинь.

В 1803 году Мария Лопухина умерла от чахотки. Почти век спустя поэт Яков Полонский посвятил ее портрету такие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.

Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины
И какие светские дамы стали настоящими жертвами моды
Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины
И какие светские дамы стали настоящими жертвами моды
Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины
И какие светские дамы стали настоящими жертвами моды
Залы 8−15. Живопись и скульптура первой половины XIX века
Залы 8−15. Живопись и скульптура первой половины XIX века

Экспозиция Третьяковской галереи продолжается работами художников и скульпторов первой половины XIX столетия, эпохи романтизма. Среди первых полотен этого периода вы увидите картины Ореста Кипренского — в том числе знаменитый портрет Александра Пушкина.

Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина. 1827

Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина. 1827
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Кипренский создал этот портрет в 1827 году по заказу одного из близких лицейских друзей Пушкина — поэта Антона Дельвига. Александр Пушкин позировал художнику в Шереметевском дворце. Картина была готова всего за два месяца и в том же году уже участвовала в выставке Академии художеств.

На портрете Пушкин изображен с клетчатым шотландским пледом, перекинутым через правое плечо. Этой деталью Кипренский подчеркнул любовь поэта к творчеству Джорджа Гордона Байрона — английского поэта-романтика шотландского происхождения, одного из кумиров эпохи романтизма.

В том же 1827 году Пушкин написал стихотворение «Кипренскому», в котором упомянул этот портрет:

Себя как в зеркале я вижу
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

Последние две строки в этом стихотворении намекали на то, что как раз в то время Кипренский готовился представить свои работы за рубежом.

Карл Брюллов. Всадница. 1832

Карл Брюллов. Всадница. 1832
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Карл Брюллов написал картину «Всадница» в 1832 году в Милане. Эту работу заказала давняя подруга и поклонница художника — графиня Юлия Самойлова. Брюллов изобразил на портрете двух ее приемных дочерей — Джованнину и Амацилию Пачини. Отцом девочек был итальянский композитор Джованни Пачини, но после смерти его жены Самойлова взяла детей на воспитание.

Брюллов написал эту картину в духе традиционных конных портретов XIX века. Фигуры героинь он подчеркнул при помощи светлых тонов и игры освещения: они ярко контрастируют с темным, тревожным фоном. Искусствовед Мира Ракова писала, что это произведение — «апофеоз красоты и жизнерадостной юности, апофеоз безмятежности ощущения жизни».

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Явление Христа народу», или «Явление Мессии», Александра Иванова — самая большая картина в коллекции Третьяковской галереи: ее размеры составляют 5,4 на 7,5 метра. Этому полотну и эскизам к нему отведен весь 10-й зал Третьяковки.

Александр Иванов работал над «Явлением Христа народу» более 20 лет, создал около 600 эскизов фигур и набросков с натуры. Некоторые из них вы можете посмотреть в этом же зале, сравнить с готовым произведением и увидеть, как менялся замысел художника во время работы.

Некоторых персонажей картины Иванов писал с реальных личностей — своих современников. Так, в облике «ближайшего ко Христу» человека заметны черты Николая Гоголя, а в виде странника с посохом автор изобразил самого себя.

Залы 16−31, 35−37. Живопись и скульптура второй половины XIX века
Залы 16−31, 35−37. Живопись и скульптура второй половины XIX века

В зале №16 начинается новая часть экспозиции — здесь выставлены картины и скульптуры мастеров второй половины XIX столетия. Вы увидите работы Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова, Виктора Васнецова, а также произведения других живописцев и скульпторов той эпохи.

Иван Крамской. Неизвестная. 1883

Иван Крамской. Неизвестная. 1883
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картину Ивана Крамского «Неизвестная» по ошибке часто называют «Незнакомкой» — по знаменитому стихотворению Александра Блока. Художник изобразил свою героиню в открытой коляске на фоне Невского проспекта в Петербурге: справа за ее спиной виден Александринский театр, а слева — павильоны Аничкова дворца. «Неизвестная» одета по последней моде того времени: бархатная шляпка с белыми перьями, кожаные перчатки, муфта, меховое манто «Скобелев», которое получило название в честь героя Русско-турецкой войны. Но таким нарядом художник не стремился подчеркнуть высокое происхождение своей героини: наоборот, в аристократическом обществе считалось дурным тоном строго следовать моде. Подобным образом одевались так называемые «дамы полусвета», которые чаще всего жили за счет богатых покровителей.

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891

Илья Репин. Эскиз маслом к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1887
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Илья Репин однажды услышал в гостях у своего друга, историка Дмитрия Яворницкого, старинное предание о том, как запорожские казаки написали письмо турецкому султану Мехмеду IV. Правитель Османской империи, по легенде, прислал указ, согласно которому Запорожская Сечь должна была подчиниться ему. Однако казаки составили ответное послание и весьма грубо отказались подчиняться туркам. У Яворницкого хранилась копия этого письма, которую он зачитал гостям. Репин заинтересовался и вскоре начал картину по этому сюжету. Над эскизами он работал в Екатеринодаре и станице Пашковской, а затем в Черниговской губернии.

Для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» художнику позировали многие его известные современники. Например, прообразом писаря стал сам Дмитрий Яворницкий, для изображения высокого худого казака с длинными усами позировал солист Мариинского театра Федор Стравинский, а запорожца в высокой черной шапке рядом с писарем Репин писал с мецената Василия Тарновского.

Художник создал два варианта картины. Самый известный из них хранится в Государственном Русском музее, второй, более поздний, выставлен в Харьковском художественном музее. В Третьяковке же представлен первый завершенный эскиз маслом, который Репин создал в 1887 году. Художник подарил его своему другу Дмитрию Яворницкому, а тот позже продал работу Павлу Третьякову.

сколько залов насчитывает Третьяковская галерея и какие

В Третьяковской галереи 106 залов,
Коллекция галереи делится на живопись, графику, иконопись и скульптуру.

Экспозиция в Лаврушинском переулке, размещенная в 62 залах, построена по хронологическому принципу и включает 7 разделов.

Древнерусское искусство представлено работами иконописцев XI–XVII столетий (в том числе Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия) . В залах XVIII – первой половины XIX века демонстрируются полотна знаменитых русских мастеров: Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, А. А. Иванова. С исчерпывающей полнотой представлено русское реалистическое искусство второй половины XIX века: это известные картины И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. И. Шишкина, В. М. Васнецова, И. И. Левитана и многих других художников – современников П. М. Третьякова. Их произведения составили основу всемирно известного собрания искусства передвижников. В яркой коллекции живописи рубежа XIX–XX столетий – творения М. А. Врубеля, В. А. Серова, мастеров художественных объединений «Мир искусства» , «Союз русских художников» , «Голубая роза» . Особой частью экспозиции является «Сокровищница» , где можно увидеть художественные изделия из благородных металлов и драгоценных камней. Специальный раздел галереи посвящен демонстрации графики, которая не выносит яркого прямого света, поэтому для ее экспонирования оборудованы залы с приглушенным освещением. Галерея располагает крупнейшим в стране собранием графики XVIII – начала XX века, а также небольшой, не многим более 300 произведений, но очень ценной коллекцией портретной миниатюры. В здании Третьяковской галереи на Крымском Валу представлена экспозиция отечественного искусства ХХ и начала XXI века, обновленная к 150-летнему юбилею: работы всемирно известных мастеров русского авангарда 1910–1920-х годов, произведения социалистического реализма 1930–1950-х, творчество художников «сурового стиля» 1960-х, искусство представителей андеграунда, положивших начало «второй волне» русского авангарда. Третьяковская галерея готова пополнять свое собрание самыми новыми и актуальными произведениями отечественных авторов. В соответствии с традициями П. М. Третьякова современная экспозиция позволяет «иметь понятие о всех русских художниках» .

12 шедевров Третьяковской галереи

12 шедевров Третьяковской галереи

Интересные факты о картинах и их знаменитых авторах

В 1856 году московский предприниматель Павел Третьяков приобрёл две картины: «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Именно они положили начало коллекции музея.

Сегодняшняя экспозиция Государственной Третьяковской галереи — более 180 000 образцов отечественного искусства, созданных на протяжении девяти столетий. Рассказываем о 12 шедеврах одного из самых популярных музеев нашей страны — от древнерусской живописи до авангарда.

Павел Михайлович Третьяков: фотография, 1892 год, и портрет кисти Ивана Крамского, 1876 год

Картины в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке

В 1985-м музей обзавёлся двумя площадками для постоянной экспозиции: в залах Лаврушинского переулка представлена коллекция искусства с древнейших времен и до 1910-х, а на Крымском Валу — ХХ век.

Александр Иванов, «Явление Христа народу» (1837-1857)

Зал № 10

Монументальная картина Иванова — самое большое полотно в залах Третьяковки (его размер — 750 на 540 сантиметров). Она создавалась на протяжении 20 лет в Италии, где художник жил и работал.

Иоанн Креститель, проводящий обряд крещения иудеев в водах Иордана, указывает людям на приближающегося Христа. Рядом с Крестителем — апостолы: Иоанн Богослов, Пётр, Андрей и Нафанаил. Странник с посохом — автопортрет художника, а брюнет в хламиде кирпичного цвета в правой части полотна, по мнению некоторых искусствоведов, писался с Гоголя.

Работая над этим шедевром, Иванов сделал более 600 эскизов, некоторые из которых можно найти в том же зале. В собрание Третьяковки «Явление Христа народу» попало лишь в 1925-м. В Санкт-Петербурге картина выставлялась в Академии художеств, а потом переехала в здание Румянцевского музея в Москве.

Александр Иванов, картина «Явление Христа народу» и эскизы к ней

Павел Федотов, «Завтрак аристократа» (1849-1850)

Зал № 15

Легенда гласит, что Федотов создал это произведение живописи, прочитав юмористический рассказ о бытовых проблемах обедневшего аристократа.

Герой полотна — молодой человек, возможно, и знатного происхождения, вот только его материальное положение оставляет желать лучшего. И хотя у него есть домашний халат, сшитый «по моде», элегантная мебель и белый пудель — одна из самых востребованных пород середины ХIX века, скудный завтрак этого любителя пофрантить состоит из куска хлеба, а не устриц, о которых он так мечтает (на стуле лежит газета с рекламой деликатесных моллюсков).

Творческая судьба художника оказалась и короткой, и трагичной: в начале 1852-го у него диагностировали душевное расстройство, и в ноябре того же года 37-летний Федотов скончался в палате психиатрической больницы Санкт-Петербурга.

Павел Федотов: «Завтрак аристократа», 1849-1850 год, автопортрет, 1848 год

Алексей Саврасов, «Грачи прилетели» (1871)

Зал № 18

Этот сельский пейзаж — самая известная работа художника-передвижника и, наверное, самая весенняя картина в собрании Третьяковки.

Мартовская слякоть, берёзки с изогнутыми стволами и грачиными гнёздами на макушках: суетливые птицы готовятся стать родителями, а на заднем плане — деревянные домики и возвышающаяся над ними церковь с колокольней.

Хотя настроение пейзажа вполне радостное, незадолго до её создания Саврасов пережил трагедию: в феврале 1871 года у живописца умерла новорождённая дочь.

Алексей Саврасов, «Грачи прилетели», 1871 год • Портрет Алексея Кондратьевича Саврасова. Художник Иосиф Петрович Волков, 1884 год. Государственная Третьяковская галерея

Василий Верещагин, «Апофеоз войны» (1871)

Зал № 27

Одно из самых мрачных произведений в коллекции музея, созданное Верещагиным в Мюнхене. Гора человеческих черепов посреди выжженной степи. Над ней вьётся стая ворон, на заднем плане — руины древнего восточного города.

Существуют две версии появления «Апофеоза войны». По одной из них, живописцу рассказали, что солдаты завоевателя Тамерлана оставляли после себя пирамиды из голов противников. По другой, Верещагин услышал историю о том, как Валихан-тюре — эмир Кашгара — в 1857 году обезглавил исследователя Центральной Азии из Баварии Адольфа Шлагинтвейта. Работа входит в «Туркестанскую серию» художника.

Иван Крамской, «Неизвестная» (1883)

Зал № 20

Молодая женщина в бархатном пальто, отделанном мехом, сидит в открытом экипаже на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. На голове незнакомки — элегантная шляпка под названием «Франциск», а в глазах — как высокомерие, так и грусть.

Кого именно изобразил Крамской на своей знаменитой картине и сколько ей лет, остаётся загадкой. По одной из версий — это «сотрудница» борделя, разъезжающая по Невскому проспекту в поисках мужчин, одиноких и состоятельных. По другой — это бывшая крестьянка Курской губернии Матрёна Бестужева, ставшая женой дворянина. Наконец, некоторые искусствоведы считают, что «Неизвестная» — портрет княжны Долгоруковой, второй супруги Александра II.

Василий Суриков, «Боярыня Морозова» (1884-1887)

Зал № 28

Историческое полотно, посвящённое известной деятельнице русского старообрядчества Феодосии Морозовой, было впервые представлено на выставке передвижников 1887 года. Его сразу же купила Третьяковская галерея.

На картине — снежный ноябрьский день 1671-го. Морозову, облачённую во всё чёрное и закованную в кандалы, привезли в Чудов монастырь на допрос. Перед иконой Богородицы боярыня подняла руку — толпа видит её двуперстно сложенные пальцы.

Прототипом Морозовой считается тётя художника — Авдотья Васильевна Торгошина, а по другой версии — старообрядка, которую Суриков увидел возле Рогожского кладбища в Москве. Картина, как и «Явление Христа народу», считается одной из самых крупных в истории российской живописи.

+1

Василий Суриков, «Боярыня Морозова» и эскизы к ней

Валентин Серов, «Девочка с персиками» (1887)

Зал № 41

Невероятно, но факт: одно из самых известных своих произведений Серов создал в самом начале творческого пути, когда художнику исполнилось всего 22 года. Погожий осенний день, зал в доме известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, в центре которого за столом сидит девочка в розовой блузе — 11-летняя Вера, дочь хозяина. Перед ней — персики, уже пожелтевшие кленовые листья, десертный нож.

Полотно, ставшее экспонатом галереи в 1929-м, на конкурсе Московского общества любителей художеств принесло его создателю первую премию. Кстати, «Девочка с персиками» — не единственный портрет Веры Мамонтовой кисти Серова. В 1896 году она стала героиней ещё одной его картины — «Девушка с кленовой веткой».

Увековеченная кистью художника, сама Вера Мамонтова, к сожалению, прожила короткую жизнь. В 1903-м она вышла замуж за уездного предводителя дворянства Александра Самарина и родила от него троих детей. В декабре 1907 года «девочки с персиками» не стало: 32-летняя женщина умерла от пневмонии.

Валентин Серов: «Девочка с персиками», 1887 год, автопортрет, 1880 год • Вера Мамонтова на балконе мастерской, 1885-1889 года. Фото: фотоархив музея-заповедника «Абрамцево»

Виктор Васнецов, «Богатыри» (1881-1898)

Зал № 26

Над «Богатырями» один из самых ярких мастеров фольклорной живописи работал в общей сложности 17 лет. Герои русских былин вышли в чисто поле. На белом коне — Добрыня Никитич с мечом-кладенцом. На вороном коне — смотрящий вдаль Илья Муромец. На гнедом коне — Алёша Попович, лук и стрела — наготове.

Одним из прототипов Ильи Муромца мог стать Иван Петров — крестьянин Владимирской губернии: в собрании галереи даже есть его портрет, созданный Васнецовым в 1883-м. Существует предположение, что Добрыня Никитич — это автопортрет художника. Ну а на создание образа Алёши Поповича живописца мог вдохновить Андрей Мамонтов — старший брат «девочки с персиками» (увы, молодой человек умер в 1891-м в 22-летнем возрасте, так и не увидев «Богатырей»).

Михаил Врубель, «Пан» (1899)

Зал № 32

У древних греков Пан — бог дикой природы и плодородия, покровитель пастухов и скотоводов, а также компаньон нимф. Гомер посвятил ему гимн: когда он появился на свет, мать новорождённого пришла в ужас от его внешности. Рога, борода, козлиные ножки, хвост — страшное зрелище. Зато отец Пана, предприимчивый Гермес, не растерялся: он отнёс сына на Олимп. Увидев ребёнка, боги начали смеяться.

При взгляде на персонаж картины Врубеля не становится весело: лысоватый старичок — хоть и в хорошей физической форме — с длинной седой бородой и удивительно грустными глазами. На заднем плане — не солнечный средиземноморский пейзаж, а ночь на Среднерусской возвышенности — с берёзками, речкой и тёмной полосой леса на горизонте.

Художник создал «Пана» под Брянском — в имении княгини Марии Тенишевой, собирательницы живописи и основательницы Музея русской старины в Смоленске. Также известно, что главным источником вдохновения для Врубеля стал рассказ Анатоля Франса «Святой сатир».

М. Врубель, «Пан», 1899 год • Имение княгини Марии Тенишевой

Картины в Новой Третьяковке на Крымском Валу

Здесь — в модернистском здании на набережной Москвы-реки — представлена наиболее полная коллекция отечественного искусства XX века в стране. Она постоянно пополняется новыми экспонатами, которые музей приобретает или получает в дар.

Николай Пиросманашвили, «Рыбак среди скал» (1906)

Зал № 3

Описание сюжета картины не требует особого труда: однажды рыбак пришёл к горному ручью и поймал немаленького сома. Мужчина доволен уловом: теперь он может продать рыбу на рынке или же, как вариант, накормить семью вкусной ухой.

Грузинский художник Николай Пиросманашвили (известный также как Нико Пиросмани) — один из крупнейших мастеров примитивизма. Этот экспонат Третьяковки был создан на чёрной клеёнке, а палитра художника состояла всего из трёх цветов — белого, жёлтого и синего.

Кстати, в одном из залов Национальной галереи Грузии в Тбилиси висит другое полотно с рыбаком — в красной рубашке. Несмотря на то что к концу жизни к Пиросманашвили пришло признание, он умер в нищете — в апреле 1918-го в 55-летнем возрасте.

Николай Пиросманашвили: «Рыбак среди скал», 1906 год, «Рыбак в красной рубахе», 1908 год

Существует легенда, что однажды художник влюбился во французскую актрису Маргариту де Севр, приехавшую в Тифлис с театром миниатюр. Женщина отвергла его чувства, и тогда Пиросмани, продав несколько картин, купил ей «целое море цветов». Так что знаменитая песня Раймонда Паулса на стихи Андрея Вознесенского — о неразделённых чувствах мастера наивного искусства.

Маргарита де Севр • Николай Пиросманашвили

Марк Шагал, «Над городом» (1914-1918)

Зал № 9

Окрылённые любовью Марк и Белла — художник изобразил на картине себя с супругой — парят над родным Витебском. На Шагале — рубашка цвета надежды, а на его жене — блуза цвета мечты. Под ними — домики с разноцветными крышами, весенняя листва на деревьях, серые заборы. В одном из двориков пасётся коза — зелёная! Это животное можно обнаружить на многих шедеврах Шагала. По мнению некоторых арт-критиков, для художника коза могла быть символом райской утопии.

Если посмотреть на нижний правый угол полотна, то можно обнаружить «сюрприз» — фигурку мужичка, справляющего нужду. Такое вот у Шагала было чувство юмора.

+1

Марк Шагал: «Над городом», 1914-1918 года • Фрагмент картины с зелёной козой и человеком со спущенными штанами • «Свадьба», 1944 год (коза выглядывает из-за молодоженов) • «Обрученные и Эйфелева башня», 1913 год (коза — в облаках)

Казимир Малевич, «На сенокосе» (1928-1929)

Зал № 13

В конце 1920-х автор «Чёрного квадрата» создал произведение «по мотивам» своей более ранней работы — картины 1912 года «Косарь».

Оба произведения — супрематические портреты крестьянина в подпоясанной рубахе и с косой. Вот только цветовое решение полностью изменилось. Если в начале 1910-х главный герой был изображён в монохромных тонах на ярко-оранжевом фоне, то после 1917 года селянин, облачённый в красную рубаху, заготавливает сено из сочной зелёной травы под голубым небом, а на заднем плане золотится ржаное поле.

Казимир Малевич: «Косарь», 1912 год, «На сенокосе», 1928-1929 год

Заключение

На беглое знакомство с коллекцией в Лаврушинском переулке потребуется часа три-четыре — не меньше. Потом, увидев самые известные картины Третьяковской галереи, при желании можно сразу же отправиться на Крымский Вал, чтобы прикоснуться к творчеству мастеров ХХ столетия. Хотя на самом деле экспонаты Новой Третьяковки вполне заслуживают отдельного дня для визита.

Автор: Максим Тувим

Музей за час: Третьяковская галерея

Для начала точно определитесь с адресом: Третьяковская галерея — крупный музей, у которого есть много зданий и филиалов. Главное здание, где находится коллекция русского искусства до начала XX века, располагается по адресу Лаврушинский переулок, 10; в соседнем доме — Инженерном корпусе — проходят временные выставки, читают лекции. Чтобы увидеть искусство ХХ–ХХI веков, придется отправиться в совсем другой район Москвы, на Крымский Вал, 10. Не перепутайте! Множество других филиалов, включая Дом Васнецова ​

и мастерскую Голубкиной, разбросаны по всей столице.

Первый этаж

Второй этаж

Правильное время

Часы работы и выходные дни, конечно, можно уточнить на сайте. Но также не забудьте проверить, не идут ли сейчас школьные каникулы (осенние или весенние, про зимние-то забыть трудно). В дни каникул залы музея могут быть полны шумными школьными экскурсиями. Что хорошо — в главном здании Третьяковки в Лаврушинском переулке крайне редко проходят ажиотажные выставки (для них нет места), поэтому очереди в стиле «на Серова ​

» можно не бояться.

Запастись картой

Ссылки по теме

Поскольку вы ограничены во времени, то вычеркиваем наслаждение от бесцельной прогулки по анфиладам залов. Необходимо четко наметить цель и проложить к ней маршрут. Помимо бумажных путеводителей, можно воспользоваться схемой залов на сайте музея ​ или использовать технологию виртуального музея ​.

Запастись списком шедевров

Решите, искусство какого именно периода вам интереснее всего: в этом здании Третьяковки собрана практически вся история, от Крещения Руси до Революции. Можно потратить целый час на Серова, или на передвижников, или на Серебряный век.

Если же хочется быстро посмотреть на главные шедевры, то вот примерный список обязательного. Список короткий, потому что шедевры рассеяны по двум этажам и разным залам, на переходы по которым как раз уйдет час, ведь наверняка по пути вы будете отвлекаться на всяческую красоту.

Первый этаж: «Троица» Рублева (зал № 59)

Одна из главных русских икон находится в конце анфилады залов иконописи, в зале Андрея Рублева. Кстати, другая святыня — Владимирская икона Божией Матери — находится тоже в Лаврушинском переулке, но в другом здании, в действующей церкви Святого Николая в Толмачах ​

, которая примыкает к Инженерному корпусу с торца.

Первый этаж: «Девочка с персиками» (зал № 40)

Знаменитый портрет кисти Серова ​

выставлен в залах, посвященных искусству Серебряного века на том же первом этаже, где и иконопись. Еще на этом этаже — залы Левитана ​

, Поленова и Нестерова, так что понять логику расположения экспозиции достаточно трудно. Серову в галерее отведено целых два зала.

Читайте также:

  • Идем в музей бесплатно
  • «Романовы и Гримальди» в Третьяковке: 5 самых любопытных экспонатов
  • Ар-деко для «чайников»

Второй этаж: «Явление Христа народу» (зал № 10)

висит в собственном зале среди посвященных ему многочисленных эскизов. Экскурсоводы предупреждают: осторожно, это одна из тех картин, перед которыми в этом музее особенно часто падают в обморок.

Второй этаж: «Утро в сосновом лесу» (зал № 25)

Пейзаж с медвежатами можно найти в зале, посвященном творчеству Шишкина ​

. Не пропустите — полотно не такое уж и крупное. Кстати, только в музее можно оценить настоящий масштаб произведений, которые мы привыкли видеть на экранах и в книгах.

Второй этаж: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (зал № 31)

находится в зале, посвященном творчеству этого художника. Это еще одна картина, оказывающая сильное влияние на психику. Поэтому, чтобы прийти себя, обязательно загляните в музейный магазин на нулевом этаже, рядом с кассами. В Третьяковской галерее он хорош: репродукции, открытки, блокноты, магниты и, конечно, каталоги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *