Сколько картин в третьяковской галерее 2023
Перейти к содержимому

Сколько картин в третьяковской галерее 2023

  • автор:

Что показывает Третьяковка на масштабной ретроспективе Николая Рериха

150-летие со дня рождения Николая Константиновича Рериха приходится на 2024 год. Но первую выставку юбилейного года художника Третьяковская галерея уже открыла в его день рождения 9 октября.

Портрет Николая Рериха кисти Бориса Григорьева - на выставке в Новой Третьяковке.

Портрет Николая Рериха кисти Бориса Григорьева — на выставке в Новой Третьяковке. / РИА Новости

Представляющая 150 работ из 18 музеев, архивов и частных коллекций, выставка не претендует на исчерпывающую ретроспективу. Проект не рассчитан на раскрытие всех дарований Николая Рериха как писателя, философа, археолога, мистика, политика, дипломата. Он делает акцент на его художественном творчестве и культурной деятельности. Первым встречает зрителей у входа на выставку рериховское «Знамя Мира». Этот знак — три красных кружка внутри красного кольца — призван был стать своего рода оберегом произведений искусства, указывая на их культурную ценность для мира и включение в список объектов, охраняемых Пактом Рериха. Эта вера в уважение к культуре, в защиту ее с помощью мирных договоров, после ужасов войн ХХ и ХХI веков кажется наивной. Но, если вдуматься, других способов защиты культуры у нас нет. А Пакт Рериха был подписан в 1930-х-1940-х годах почти тридцатью странами, включая США, страны Латинской Америки, Индию… И, кстати, как минимум, один город и его жителей этот Пакт спас: говорят, из-за него старую японскую столицу Киото не включили в 1945-м году в список городов атомных бомбардировок, поскольку это город-музей с многовековым культурным наследием.

Выставка «Рерих», куратором которой стал Владимир Никишин, не подведение итогов, не абрис большого пути. Оставив в стороне европейские и американские путешествия семьи Рериха, она фокусирует внимание на «мирискусническом» периоде творчества художника до 1917 года, на его работе как театрального художника и представляет картины индийского периода. Над этими тремя разделами, на антресольном этаже — раритеты из архивов, в том числе Третьяковской галереи. Среди них, в частности, и грамота о личном дворянстве Рериха (он первым получил дворянство в своем роду), редкие фотографии Рериха — например, вместе с выпускниками мастерской Архипа Куинджи в Академии художеств; завещание Рериха 1917 года, которое он пишет, тяжело болея. Тут можно увидеть книги о нем с текстами Давида Бурлюка, Сергея Эрнста, Юргиса Балтрушайтиса. Здесь рядом со знаменитой шапочкой Рериха из фиолетовой парчи с золотыми кантами — точеный профиль Бодхисаттвы в черном камне работы XII-XIII веков и тибетские «танки» из собрания Музея Востока…

Среди раритетов — переписка Николая Рериха и Игоря Грабаря времен создания выставок современного искусства на Большой Морской («Грабарни», как именовали ее остроумцы) и работы над «Историей русского искусства» под редакцией Грабаря. Эти письма напоминают, как много общего у этих двух художников, домом которых стал «Мир искусства» в прямом смысле (как объединение) и в переносном. Оба блестяще одаренные, невероятно работоспособные, амбициозные, увлеченные стариной и рассматривающие русское искусство через призму мировой культуры. Рерих настолько был увлечен историей варягов и русов, скандинавских сказаний и походов викингов, что не только живописал ладьи «Заморских гостей», но и сумел убедить многих в своей родословной «от Рюриков».

Занавес «Половецких плясок» открывается зрителям словно в проеме сцены

Оба «сами себя сделали» и чувствовали в груди «силы необъятные». Их организаторский талант, практическая хватка и деятельная натура выводила их к созданию музеев и институций. Рерих отмечает, что «Грабарь сам пробил свой путь…». Грабарь же, отметив блестящую одаренность Рериха, дает точную характеристику живописной манеры Рериха. «В Академию он явился уже готовым художником, прошедшим школу рисования и живописи у М.О.Микешина», унаследовав от того «легкость и быстроту исполнения, иллюстративность исполнения и уверенность в своей неотразимости».

Иллюстративность исполнения была очень кстати для археолога, который проводит раскопки и фиксирует свои находки, а фантазия художника служит подспорьем для понимания целостной картины прошлого. Рерих был не единственным из русских художников, увлеченных архаикой. Как заметил мудрый Максимилиан Волошин, «любовь к архаическому была создана откровениями археологических раскопок конца XIX века. … Они (раскопки) создали новые разбеги для мечты и для догадки». Но Рерих был единственным художником, которые профессионально участвует в раскопках в Псковской, Новгородской, Тверской губерниях, работает в Императорской археологической комиссии. Именно по заданию этой комиссии он с женой объезжает более сорока старых городов России, пишет виды старинных храмов, крепостей, зданий, публикует статьи в защиту старины. Защищать старину будет и Грабарь, спасая памятники Древней Руси, организуя экспедиции на Русский Север, создавая после революции Государственный музейный фонд и центр реставрации…

Впрочем, стариной «переболели» почти все художники «Мира искусства». Только Бенуа пленяли петровская эпоха и французский XVIII век, Бакста — античность, а Рериха — брутальность викингов, мощь «половецких баб» и суровый облик старых крепостей. К слову, степные каменные «бабы» XI-XIII веков (из коллекции Исторического музея) первыми встречают зрителей в первой части экспозиции. И надо признать, что они органично смотрятся рядом с ранними полотнами Рериха, будь то мрачные «Идолы» (1901), яркие «Заморские гости» (1901) или дипломная работа «Гонец. Восста род на род» (1897).

Картина «Бой» (1906) была гвоздем «Салона» в Петербурге, откуда была приобретена в Третьяковскую галерею за 5000 рублей. Фото: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея

«Гонец…» стал первой картиной Рериха, купленной Третьяковым. Здесь, пожалуй, впервые у Рериха история является не в нарядах реконструкторов или древних руин, а в облике природы. Причем саспенс последней мирной ночи возникает не за счет изображения, а за счет названия. Художник тут апеллирует к воображению зрителя, к его знанию «Повести временных лет» и истории княжеских междуусобиц. Этот прием станет ключевым позже в полотнах гималайской серии: образы заснеженных гор будут отсылать к тайнам духовидцев, к молчанию Будды, к мистическому знанию, которое разделяют художник и зрители. Ну, или стремятся к этому.

Этот прием Рерих отрабатывает в ранних работах. Таких, как «Город строят» (1902). Сегодня на фоне расцвета девелоперских проектов с башнями выше двадцати этажей картина стройки деревянной крепости из бревен, которые тащат на плечах мужики в белых рубахах, выглядит наглядным пособием смены технологий, в духе «старое и новое». Но в сопровождении строк «Жерлицы дружинной» Алексея Ремизова («…Пришли белые старцы, а за старцами белой станицей чадь с топорами») картина обретает былинный размах. Стилистика, орнаментальная вязь письма становится важнее сюжета. И Рерих, который сохраняет суровый колорит в своих полотнах, сочиняет орнамент для рам своих картин, дает работам развернутые названия.

Николай Рерих. Город строят. 1902. Государственная Третьяковская галерея. Фото: Пресс-служба Третьяковской галереи

Как и многие мирискусники, Рерих стремится к синтезу искусств. Выход к монументальным «фризам» был лишь вопросом заказа. И он появился. На выставке можно увидеть реконструкцию монументальных панно на былинные сюжеты, созданных для петербургского дома промышленника Ф.Г. Бажанова в 1910-м. Другим примером такого синтеза становится иконостас для пермской церкви Казанской иконы Божией матери, усыпальницы Каменских, эскизы для которого Рерих создает в 1907 году. Отсылки к древним иконам византийского письма тут уживаются с мягким напоминанием о итальянских мастерах XIII века. Иконостас в тонком золотом убранстве привезли из Пермской художественной галереи, а икона архангела Гавриила прибыла из музея Екатеринбурга.

Другой вариант синтеза предлагал театр. И тут поначалу единственными соперниками художников «Мира искусства» были Гончарова и Ларионов. Николай Рерих идеально вписался в «русские сезоны» Дягилева. Он участвовал в них четырежды — в 1909, 1911, 1913, 1914 годах, став, как и Бакст, одной из звезд мировой арт-сцены. Впрочем, сотрудничеством с Дягилевым Рерих не ограничивался. Чудесные эскизы декораций и костюмов к «Пер Гюнту» для Художественного театра, эскизы оформления оперы «Тристан и Изольда» для театра Зимина, эскизы для постановки «Снегурочки» в Чикагской опере — из радостных открытий этой выставки. Но главное впечатление, конечно, занавес «Половецких плясок» для Парижской оперы. Прошедший первый сложнейший этап реставрации, укрепленный тончайшим шелком, спасенный изобретательностью и мастерством реставраторов Третьяковской галереи, он открывается зрителям словно в проеме сцене. Мерцающий стан кочевников под вечерним небом.

Николай Рерих. Половецкий стан. 1908. Государственная Третьяковская галерея Фото: Пресс-служба Третьяковской галереи

Нет, мы не ждем, что на сцене появится Михаил Фокин. Хотя его костюм Воина с шапочкой — тут же, в витрине. Но занавес, кажется, скрывает рукоплесканья, шум, волнение и триумф спектаклей минувших лет. А рядом — платье танцовщицы из «Весны священной».

Так музей перебрасывает мостик к недавней прекрасной выставке «Генеральная репетиция. Дягилев». Та выставка только обещала показ занавеса к «Половецким пляскам» (написал его, кстати, по эскизу Рериха Борис Анисфельд). Но мы смогли увидеть занавес уже год спустя — спасибо реставраторам! Нынешняя выставка «Рериха» дарит то же ощущение перспективы.

После этой выставки понимаешь, почему Грабарь в своих воспоминаниях заметил: «Рерих был для всех нас загадкой, и я должен признаться, что до сих пор не могу с уверенностью сказать, из каких действительных, а не только предполагаемых и приписываемых ему черт соткан его реальный сложный человеческий и художнический облик…».

Перед нами пролог. Не столько к юбилейному году Николая Рериха, сколько к загадке пути Рериха. Вроде бы это был путь, по которому шли многие европейские художники — от Гёте до Гессе, от Гогена до Сарьяна. В ХХ веке по нему двинулись массы, открывшие для себя йогу и духовные практики. Но Рерих стал тем, кого Восток признал своим. А это совсем другая история.

Один из хитов выставки — огромное полотно «Сокровище Ангелов» (1905), впервые покинувшее «Дворец конгрессов» в Петербурге. Написанное темперой, оно напоминает о крещении викингов Харальдом I Синезубым в Х веке. Образ Еллингского камня с рунами и образом распятия на первом плане тому свидетельство. Полотно кажется монументальной фреской или мозаикой. Утонченное стилизаторство модерна, нежность итальянских фресок, плоские фронтальные фигуры святых, узорочье русских книжных миниатюр с птицей Сирин — получился крутой замес. Но для Рериха, очевидно, этот синтез западных и восточных традиций был программным. Он покажет полотно на всех крупных европейских выставках — в Вене, Париже, Лондоне, Мальмё. Из Мальмё, где полотно застрянет из-за начала Первой мировой, Рерих вывезет картину в 1920-х в Нью-Йорк, откуда она отправится по городам страны. Позже украсит Музей Рериха в Нью-Йорке. В Россию картина приедет в 2008 году после покупки Виктором Вексельбергом коллекции Ростроповичей и Вишневской.

Выставки в Третьяковской галерее

Коллекция Государственной Третьяковской галереи в Москве началась с двух картин, приобретённых П. М. Третьяковым почти 170 лет назад. Сегодня постоянная экспозиция включает более 200 000 произведений искусства. Экспонаты распределены между несколькими выставочными площадками — на Крымском Валу (Новая Третьяковка) и в Лаврушинском переулке (Старая Третьяковка). Рассказываем, какие выставки открыты для посещения.

Новая и Старая Третьяковка

Постоянные экспозиции

Выставочные залы в здании особняка в Лаврушинском переулке считаются историческими — именно в них основатель музея П. М. Третьяков размещал собственную коллекцию картин отечественных художников. В наши дни постоянная экспозиция представляет русское искусство от XII до начала XX века. Она включает:

  • залы Древнерусского искусства, которые посвящены работам древних иконописцев;
  • залы живописи и скульптуры XVIII века, в которых находятся полотна Д. Г. Левицкого, А. П. Антропова и других признанных портретистов этой эпохи;
  • залы живописи и скульптуры первой половины XIX века, которые знакомят с картинами К. П. Брюллова, О. А. Кипренского, В. А. Тропинина и других;
  • залы живописи и скульптуры второй половины XIX века, посвящённые творчеству А. И. Куинджи, И. К. Айвазовского, В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. В. Верещагина и других знаменитых русских живописцев;
  • залы живописи и скульптуры конца XIX — начала XX века, которые рассказывают о становлении нового российского искусства через творчество М. А. Врубеля, К. А. Коровина и других новаторов;
  • залы графики XVIII–XX веков, в которых выставлены акварели, пастель и гравюры (экспозиция постоянно обновляется из фондов музея);
  • сокровищницу, в которой представлена коллекция предметов из металла и ювелирных изделий мастеров XII–XX веков.

Временные экспозиции

Третьяковская галерея также организует показы коллекций, ограниченные по времени. Среди архивных мероприятий — экспозиции, посвящённые русскому модерну, галеристу И. Е. Цветкову, Э. Мунку, А. Г. Венецианову и многим другим знаменитым художникам. Временные выставки размещают в залах Старой и Новой Третьяковки, а также в Инженерном корпусе в Лаврушинском переулке. Актуальное расписание текущих и афишу будущих мероприятий можно найти на сайте музея.

Вот несколько выставок, которые сегодня работают в Третьяковке:

  • «Вещь. Пространство. Человек. Искусство второй половины XX — начала XXI века из собрания Третьяковской галереи» представляет более 170 картин, фотографий и скульптур этого периода (идёт до 11 сентября);
  • «Велимир Хлебников. Король времени» создана в честь столетия со дня смерти поэта (проходит до 18 сентября);
  • «Гурий Захаров. Татьяна Соколова. Вдвоём» посвящается советскому графику Г. Ф. Захарову и скульптору Т. М. Соколовой (заканчивается 18 сентября);
  • «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова» показывает изменение отношения к великим полотнам со времён Третьякова до наших дней (идёт до 19 сентября);
  • «Пётр Великий. Усы властелина» посвящается изменению стиля усов Петра I (продлится до 2 октября);
  • «Василий Чекрыгин» знакомит с графическими работами художника (работает до 30 октября);
  • «Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022» рассказывает о реставрации графических произведений искусства (заканчивается 13 ноября).
  • «История российского дизайна. Избранное. 1917-2022» знакомит с объектами дизайнеров периодов ар-деко, авангарда, советского монументального классицизма, послевоенного возрождения и современности (идёт до 27 ноября).

Стоимость посещения экспозиций Третьяковской галереи составляет 500 рублей и 250-300 рублей для льготных категорий (студентов, детей, сотрудников музеев). Дети до 6 лет могут посещать галерею бесплатно.

Электронные билеты в Третьяковку можно оформить на сайте аккредитованного партнёра галереи. Цены в кассах и на сайте едины. Билет даёт право прохода без очереди в главное (историческое) здание в Лаврушинском переулке.

Часто задаваемые вопросы

Какие знаменитые картины в Третьяковской галерее?

В коллекции Третьяковки — 200 000 произведений русских художников и скульпторов. Всемирно известные шедевры, о которых мы вспоминаем в первую очередь при упоминании русского искусства, собраны в историческом здании галереи в Лаврушинском переулке. Это иконопись, графика и живопись, а также скульптура, созданная мастерами в период с Древней Руси и до первых десятилетий XX века.

Среди известных живописных произведений, которые можно в залах Третьяковской галереи:

  • «Всадница» К. П. Брюллова;
  • «Явление Христа народу» А. А. Иванова;
  • «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого;
  • «Охотники на привале» В. Г. Перова;
  • «Грачи прилетели» А. К. Саврасова;
  • «Незнакомка» И. Н. Крамского;
  • «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина;
  • «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова;
  • «Иван Грозный и сын его Иван. » И. Е. Репина;
  • «Демон сидящий» М. А. Врубеля.

В залах Новой Третьяковки можно познакомиться с более современным искусством русских художников — с полотнами, созданными в XX и XXI веке. Самые знаменитые картины:

  • «Чёрный квадрат» К. С. Малевича;
  • «Над городом» М. З. Шагала;
  • «Москва I» В. В. Кандинского;
  • «Вратарь» А. А. Дейнеки;
  • «Новая Москва» Ю. И. Пименова;
  • «Опять двойка» Ф. П. Решетникова;
  • «Утро» Т. Н. Яблонской.

Какой билет купить в Третьяковскую галерею?

В Третьяковке вы можете приобрести билет как на постоянные экспозиции, так и на временные выставки.

В число постоянных входит выставка русского искусства периода с XII по начало XX века в историческом здании в Лаврушинском переулке, выставка искусства XX столетия в Новой Третьяковке на Крымском Валу, экспозиции в малых музеях — Музее П. М. и С. М. Третьяковых, Доме-музее В. М. Васнецова и Музее-квартире А. М. Васнецова.

Временные экспозиции тематические и посвящены произведениям одного художника или отдельно взятой теме. Также можно купить билет на разовое событие, посвящённое искусству — лекцию, творческое занятие, квест-исследование, семинар, авторскую экскурсию, дискуссию или ольфакторную прогулку (формат предполагает использование ароматов для лучшего восприятия произведений мастера).

С какой картины началась Третьяковская галерея?

В 1856 году П. М. Третьяков приобрёл у художника В. Г. Худякова картину «Стычка с финляндскими контрабандистами». Это произведение было с восторгом принято критиками и было признано одним из лучших на выставке Московского художественного общества в Училище живописи и ваяния, которая прошла в 1853 году. Спустя три года Павел Третьяков специально поехал в Петербург, чтобы лично познакомиться с художником и купить заинтересовавшее его произведение искусства. Увидеть эту картину посетители могут на выставке русского искусства в историческом здании галереи в Лаврушинском переулке в зале № 16.

Какие залы есть в Третьяковской галерее?

В историческом здании в Лаврушинском переулке на двух этажах в 62 залах размещена коллекция русских мастеров начиная с Древней Руси и до начала прошлого столетия.

В залах с №1 по №7 экспонируются живописные и скульптурные произведения искусства мастеров XVIII века. Например, «Портрет Марии Лопухиной» В. Л. Боровиковского.

Далее, следуя хронологии, в залах с № 8 по № 15 размещена живопись и скульптура первой половины XIX столетия, а с № 16 по № 31 и с № 35 по № 37 — второй половины. Почти все наиболее знаменитые картины Третьяковки собраны здесь.

В залах с № 32 по № 34 находятся масштабные полотна М. А. Врубеля.

В залах с № 38 по № 48 посетители познакомятся с произведениями рубежа веков — XIX и XX. Среди наиболее известных — «Видение отроку Варфоломея» М. В. Нестерова и «Девочка с персиками» В. А. Серова.

Залы с № 49 по № 54 экспонируют графику. Собрание работ, выставленных здесь, постоянно пополняется и обновляется. Благодаря этому при неоднократном посещении Третьяковки каждый раз вы сможете увидеть в этом разделе новые графические произведения.

Зал № 55 — это сокровищница, где представлены изделия из драгоценных металлов: церковная утварь, ювелирные украшения, богато украшенные книжные переплёты.

В залах с № 56 по № 62 располагается древнерусская иконопись с XII по XVII век.

В Новой Третьяковке на Крымском Валу собраны живописные и скульптурные работы современных авторов и мастеров XX столетия.

На четвёртом этаже расположены 37 залов, в которых можно увидеть произведения знаменитых авангардистов В. В. Кандинского, М. З. Шагала, К. С. Малевича (залы с № 3 по № 14), а также советских художников (залы с № 15 по № 36) и представителей альтернативного (неофициального) искусства Советского времени (залы №№ 31, 32 и 37). В первых двух залах четвёртого этажа экспозиции меняются в зависимости от памятных дат и значимых событий.

Остальные три этажа используются для проведения временных выставок и различных событий — фестивалей, лекций, семинаров, мастер-классов, кинопоказов.

Какое метро рядом с Третьяковской галереей?

Ближайшая станция к историческому зданию Третьяковки называется очень просто — «Третьяковская». Идти от неё всего пять минут.

Кратчайший путь к Новой Третьяковке — от станции «Октябрьская» (10 минут пешком от радиальной станции)

Крупные проекты Третьяковской галереи в 2023 году

Вниманию посетителей представят проект-исследование на тему анализа и размышлений памяти о человеке и тому, как она раскрывается в художественной культуре. Благодаря художникам образы знаменитых деятелей, внесших значительный вклад в отечественную историю и культуру на века запечатлены на полотнах. В выставочном зале разместят портреты Петра I, А. С. Пушкина, М. А. Врубеля, В. И. Ленина, В. В. Маяковского, Б. Л. Пастернака, Л. Н. Толстого, П. М. Третьякова, К. Э. Циолковского, С. М. Эйзенштейна и многих других значимых личностей.

Помимо живописных и скульптурных произведений, в экспозицию войдут гипсовые посмертные маски, являющиеся историческим документом и зачастую основой — материалом для создания произведения искусства.

“Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова”

Когда: 17 мая — 15 октября 2023

Где: Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 39—42

Работы, представленные в выставочном зале, познакомят зрителей с новыми приобретениями и дарами произведений графики ХХ—ХХI веков в собрание Третьяковской галереи. Речь здесь идет и о классиках отечественного искусства, и о тенденциях развития рисунка, акварели и гравюры за последние 100 лет. Одно из самых ранних выставленных произведений будет датироваться концом 1910-х годов и покажет творчество лидеров русского авангарда — Казимира Малевича, Александра Родченко, Варвары Степановой, а самые поздние — к началу 2020-х, и среди них работы Кирилла Мамонова, Александра Ливанова, Германа Черемушкина и других. Особое внимание следует уделить графическим листам великих “формалистов” Владимира Фаворского, Константина Истомина, Николая Купреянова, их учеников и последователей. А также работам художников, чьи работы определили качество графического искусства 1930-х годах: Николая Лапшина, Владимира Гринберга, Татьяны Мавриной. Будут показаны и произведения прославленных шестидесятников и семидесятников: Виктора Попкова, Николая Андронова, а также представителей “другого искусства” — Владимира Немухина, Михаила Шварцмана, Юло Соостера. Завершат выставку монументальные листы Олега Кудряшова — дань памяти выдающемуся офортисту и рисовальщику, ушедшему в 2022 году.

“На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве”

Когда: осень 2023 г.

Где: Третьяковка в Самаре, “Фабрика-кухня”, Ново-Садовая улица, 149

Зинаида Серебрякова. За завтраком. 1914. Третьяковская галерея

Эта выставка Третьяковской галереи откроет филиал музея в Самаре, который долгое время находился на реставрации. Экспозиция “На вкус и цвет…” создавалась специально для архитектурного пространства “Фабрика-кухня” — бывший утопический конвейер с непрерывным циклом производства и потребления. Для основной концепции выбрали идею о том, что еда служит первоосновой человеческого опыта, а также является метафорой в российском искусстве с XIX века по настоящее время.

На каждой картине изображен образ трапезы как процесса с делением на первое, второе и третье. Такая последовательность отражает не только прием пищи, но и эмоциональный спектр человеческих состояний, связанных с утолением голода и получением удовольствия от еды: предвкушение, услаждение, пресыщение. Для каждого цикла отведен свой зал, в котором подобраны произведения, объединенные в различные “гастрономические репертуары”.

В состав экспозиции войдет около 150 произведений из музейных и частных собраний. Впервые в Самаре будут представлены знаменитые шедевры из постоянной экспозиции Третьяковской галереи: работы П. Федотова, В. Перова, Б. Кустодиева, К. Петрова-Водкина, З. Серебряковой, Н. Гончаровой, П. Кончаловского, И. Машкова.

“Николай Рерих”

Когда: 10 октября 2023 — март 2024

Где: Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 60—62

Николай Рерих. Заморские гости. 1901. Третьяковская галерея

Данный проект приурочен к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха — знаменитого художника, мыслителя, археолога, путешественника. В выставочном зале расположат художественные произведения и документальные материалы из российских музейных собраний, которые отражают размах и многогранность творческой деятельности автора. Экспозиция будет насчитывать более 100 картин живописи и графики, показывающих художника не только “мастером гор” и создателем станковых произведений, но и первоклассным специалистом, сумевшим реализовать свой талант в театре и архитектуре.

“Алексей Моргунов”

Когда: 28 ноября 2023 — 10 марта 2024

Где: Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 39—42

Алексей Моргунов. Николо-Угреши. 1913. ГМИ РК им. И. В. Савицкого. Нукус

Один из основоположников русского художественного авангарда, живописец-экспериментатор, друг и соратник Михаила Ларионова, Казимира Малевича и Владимира Татлина — Алексей Алексеевич Моргунов создавал картины, которые с течением времени стали настоящим открытием для современников и будущих поколений. Данная выставка станет значимым событием для Третьяковской галереи, ведь работы этого автора ранее не экспонировались на большом монографическом показе.

Зрителям предоставят возможность прожить жизнь образами Моргунова, изучая по хронологическим и формально-стилистическим принципам развитие художника. Здесь и работы в стиле фовизма, неопримитивизма, кубизма, кубофутуризма, беспредметность и даже фигуративность.

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи

Музей в Москве

Третьяковка с 2017 года официально разделилась на два комплекса: на Крымском Валу теперь «Новая Третьяковка» и XX век, в Лаврушинском переулке — все, что было раньше. В старой без малого 1300 произведений — от икон и мозаик XI века до портретов и пейзажей начала века XX. Среди безусловных шедевров — «Троица» Андрея Рублева и «Явление Христа народу» Александра Иванова. Временные выставки-блокбастеры с равным успехом проходят и в старом, и в новом здании: шедевры Ватикана, например, показывали в Инженерном корпусе комплекса на Лаврушинском, а смотр работ периода оттепели проходил на Крымском Валу. Очереди, впрочем, стоят перед обоими филиалами, так что билеты лучше покупать заранее.

+7 (495) 957 07 27
Москва, Лаврушинский пер., 10
Вход 250–500 р., для детей до 6 лет вход свободный
tretyakovgallery.ru
вт-ср 10.00–18.00, чт-сб 10.00–21.00, вс 10.00–20.00, касса закрывается на час раньше
Открыто до 21.00
Вконтакте

Рестораны рядом

Как вам музей?

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Авторизуйтесь чтобы оставить отзыв

Рецензия Афиши

761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1032

1 ноября 2003

Когда Павел Михайлович Третьяков в 1856 году приобретал в свою коллекцию первую картину под названием «Стычка летучего отряда с финскими контрабандистами», ничто не предвещало того, что личная придурь купца — собирание никому не интересного русского искусства — перерастет в дело государственной важности. Уже в 1892-м, когда коллекция и специально построенное для нее Виктором Васнецовым здание передавались в дар Москве, к собранию Третьякова относились серьезно. В совет, занимающийся закупкой картин для Третьяковки, приглашались такие спецы, как Илья Остроухов, Валентин Серов, Игорь Грабарь. Денег на все не хватало. Куда веселее пошло дело после революции, когда в галерею скопом сгружались все национализированные собрания. А после того как советское правительство переехало в Москву и Третьяковка получила статус главного столичного собрания, с ней уже не мог тягаться никакой Русский музей. Здесь должно было быть все: от мозаик, снятых со стен киевского Михайловского монастыря, до «Явления Мессии» Александра Иванова, принадлежавшего исчезнувшему Румянцевскому музею. Третьяковка могла испытывать единственный недостаток — выставочных площадей. На старых фотографиях видна плотная развеска картин — от потолка до пола — еще при Третьякове. Долгое время васнецовское здание находилось на ремонте, и Инженерного корпуса галереи хватало только на сливки, самое-пресамое. Раньше история русского искусства заканчивалась «Черным квадратом» Казимира Малевича, что было вопиющей несправедливостью. Теперь новая постоянная экспозиция «Искусство XX века» в залах галереи на Крымском Валу этим произведением открывается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *