Монастырь на спортивной москва как называется
Перейти к содержимому

Монастырь на спортивной москва как называется

  • автор:

Монастырь на спортивной москва как называется

The service you’ve requested couldn’t be identified

No matches have been found between requested website and protected IP address

If you are trying to visit this site, please try again later.

If you are a target website owner please make sure that:
— DNS A record points to the protected IP address for the requested website
— The DDoS protection and optimization service is active for the requested website

Protection and Acceleration by DDoS-Guard

Новодевичий монастырь: прогулка сквозь века

Московский Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь по праву считается жемчужиной русского зодчества: величественные белые стены, резные красно-белые ярусы храма, колоколен и башен считаются одним из самых великих шедевров московского или, как его еще называют, нарышкинского барокко.

Новодевичьим монастырь был назван, поскольку считался действительно «новым» относительно других московских монастырей – Зачатьевского женского монастыря и Вознесенского монастыря московского Кремля. Однако по истечении времени назвать монастырь «новым» язык не повернётся – ведь он был основан еще при Василии III, в первой половине XVI века! Главный собор монастыря – Смоленский – является свидетелем тех далеких времён. Однако обо всё по порядку.

Добираться до монастыря удобнее всего от м. «Спортивная». Выйдя из метро, поверните направо, и по улице 10-летия Октября вы выйдете прямо к Новодевичьему монастырю – его величественные красно-белые стены ни с чем не спутаешь.

Первая достопримечательность встречает нас сразу же у входа – это Преображенская надвратная церковь. Сооруженная в 1680-е гг., эта церковь относится к тем постройкам, которые были сооружены по приказу царевны Софьи в период её регентства. Храм по праву считается одной из жемчужин стиля «нарышкинское барокко» в целом и ансамбля монастыря в частности. Изящные окна, колонны коринфского ордера и, конечно же, сочетание красного и белого цветов придают храму пышность и величественность; вытянутая форма создаёт ощущение устремлённости в небеса, которое сразу заставляет Вас почувствовать себя на пороге святого места, Божьего дома. По сути, отнесение этого храма к нарышкинскому стилю не совсем точно: особенности планировки храма, построенного в самом начале формирования это стиля в России, ещё не отвечают точным архитектурным требованиям, к этому стилю предъявляемых. Однако для неспециалистов он является органичным и, несомненно, прекрасным архитектурным шедевром.

Преображенская надвратная церковь Новодевичьего монастыря.

Пойдя сквозь тройную арку, Вы попадаете на территорию самого монастыря. За его стенами Вы увидите множество интересных объектов разных эпох, многие из которых старше самого монастыря на несколько столетий!

Пройдя сквозь врата, поверните по дорожке направо. Находящиеся по правую руку Лопухинские палаты датируются 1687-1688 гг. и названы по имени Евдокии Лопухиной. Первая жена Петра I подарила ему не только радость супружества, но и еще один весьма щедрый подарок — совершеннолетие. Замужество в те далёкие времена имело такую функцию – женитьба «недоросля» автоматически делала его взрослым и состоявшимся гражданином. А, как следствие, вместе с совершеннолетием женитьба на Евдокии давала Петру и право взойти на престол, наконец сменив властную сестру Софью. Воспитанная в духе Домостроя, Евдокия не разделяла прозападных интересов Петра, и вскоре после того, как царь, быстро потерявший интерес к молодой супруге, уехал в Архангельск, она сблизилась с противниками политики государя. В 1697 году после раскрывшегося заговора были отправлены в ссылку отец и брат царицы, а вскоре и она сама была насильно пострижена в монахини и отправлена в Суздальско-Посольский монастырь – традиционное место ссылки царских жён. В получивших её имя Лопухинских палатах последняя русская царица пожила лишь при внуке — Петре II.

Лопухинские палаты Новодевичьего монастыря. Photo by ivan65412009 / fotki.yandex.ru

Напротив Лопухинских палат расположены другие палаты – Певческие. Выстроенные в 1718-1726 годах, они являются самым большим жилым зданием на территории монастыря. Издавна в этом здании располагались братские кельи, здесь же проживала наместница, и лишь в XIX веке палаты обрели своё современное название – Певческие — после того, как сюда заселили монахинь-певчих.

Певческие палаты Новодевичьего монастыря. Photo by ivan65412009 / fotki.yandex.ru

Всем известно, что монастыри в древности выполняли не только функции Божьего храма. Они были центрами учёности, экономическими и военными оплотами городов. То же самое можно сказать и о Новодевичьем монастыре. С XVI века монастырь был одним из главных оборонительных рубежей Москвы. Однако на тот момент стены его не были еще столь монументальными и прочными, какими мы их видим сейчас. В 1571 году войско хана Девлета I Герая подчистую сожгло монастырь. Борис Годунов, сделавший немало для сохранения и поддержания Новодевичьего монастыря (при нём он переживал самый настоящий расцвет), и выстроил наконец мощные стены вокруг святого места. Высота их достигала 13 метров, а ширина – 3 метров – попробуй захвати! Именно тогда ввысь взметнулись и башни крепостных стен, а при них появились помещения для стрельцов, так называемые Стрелецкие караульни.

Стрелецкие караульни Новодевичьего монастыря. Photo by ivan65412009 / fotki.yandex.ru

Всего их четыре, они располагаются подле угловых башен монастыря. В каждой из них могло разместиться до 350 стрельцов. Одну из таких караулен вы увидите напротив Певческих палат – следующая постройка по правую руку от Вас после Лопухинских палат. Эта стрелецкая караульня расположена при одной из самых знаменитых башен Новодевичьего монастыря – легендарной Напрудной башне.

Надпрудная башня Новодевичьего монастыря. Photo by volod99 / fotki.yandex.ru

Именно сюда была заключена Петром I коварная интриганка Софья после организованного ею стрелецкого бунта. На полотне И.Е. Репина можно лицезреть, какая это была могучая и волевая женщина – огонь в глазах, растрепанные волосы, могучая стать – ну просто демоница во плоти. Новодевичий монастырь стал для Софьи судьбоносным местом. Во время своего регентства, а по сути – царствования, Софья развернула здесь широкомасштабное строительство. Именно благодаря ей монастырь приобрёл ту пышность, красоту, яркость и изящество, которым славится московское барокко. Практически весь монастырь, кроме палат Ирины Годуновой, монастырских стен и старого Смоленского собора, подвергся реконструкции и обновлению. В 1680-90 годы выросли могучие стенные башни, изящная колокольня, надвратные церкви Преображения и Покрова, церковь Успения и т.д.

В 1689 году Пётр, дабы оградить жадную до власти родственницу от искушений, доставил её в Новодевичий монастырь, к тому времени полностью принявший роль «придворной» обители. Здесь Софью постригли в монахини, и уже под именем Сусанны она из окон стрелецкой караульни наблюдала за казнью своих сподвижников — стрельцов. Какая ирония судьбы: именно благодаря Софье Новодевичий монастырь приобрёл известный нам роскошный вид и одновременно с этим стал её темницей. Очень интересное народное поверье связано с Напрудной башней монастыря, в которой томилась царевна. Если подойти к башне с внешней стороны стен, то можно увидеть, что она вся исписана желаниями, оставленными теми, кто не чужд суеверию. Действительно, многие верят, что проживавшая здесь царевна помогает тем, кто пришёл навестить её в темнице. Кто знает, может, это действительно так. Однако портить облик исторического памятника всё-таки не обязательно: по преданию, достаточно лишь прикоснуться к башне и подумать о том, чего хочется больше всего, и желание обязательно сбудется.

Пройдя мимо Певческих палат, Вы увидите Успенскую церковь с трапезными палатами. Это необычное по сути сооружение было построено в 1685-1687 гг. Это здание уникально для своего времени: помещение палат является бесстолпным, то есть крышу не поддерживают столбы, а само здание стоит на высоком подклете. Эта церковь изначально выглядела немного не так, как сейчас. Храм был украшен величественным пятиглавием, которое погибло в пожаре 1796 года. Восстановительные работы XIX века преобразили верхнюю часть храма и заставили попрощаться с белокаменной галереей, окружавшей всё строение, – слишком уж она была ветхой. Успенский храм примечателен находящимся на втором его этаже приделом в честь Сошествия Святого Духа и хранящимся там древним иконостасом.

Успенская церковь Новодевичьего монастыря с трапезными палатами. Photo by ivan65412009 / fotki.yandex.ru

Справа от Успенской церкви находится небольшое аккуратное сооружение в стиле ампир, создание которого приписывают самому Доменико Жилярди – известнейшему московскому зодчему итальянского происхождения, снискавшему славу одного из главных ампирных мастеров Первопрестольной. А само здание – это мавзолей князей Волконских, где покоятся офицеры, князья Дмитрий Михайлович (1770-1835) и Сергей Александрович(1786-1838) Волконские. Как ни странно, но мавзолей на долгие годы затерялся за величием своих блистательных соседей – других памятников монастыря, и изучению его никто не уделял особого внимания. О его истории известно лишь, что архитектурный шедевр был возведён в 1830-х годах над могилой князя Дмитрия Михайловича, а оба родственника были героями Отечественной войны 1812 года.

Мавзолей князей Волконских в Новодевичьем монастыре. Photo by Ananda / fotki.yandex.ru

По дорожке, плавно огибающей Успенскую церковь и трапезную, мы попадаем к палатам Ирины Годуновой и примыкающей к ним Амвросиевской церкви. Это одно из немногих строений монастыря, к которому не приложила руку Софья: строение датируют XVI-XVII веками. Ирина Годунова, сестра Бориса Годунова, добровольно отправилась в монастырь на девятый день после смерти своего мужа, царя Фёдора Иоанновича, и постриглась в монахини под именем инокини Александры. Расчёт её был прост: фактически власть в государстве принадлежала ей, однако позиции её были не столь сильны, как позиции её брата Бориса. Ирина провела масштабную работу, «агитируя» бояр, духовенство, простой люд просить Бориса принять царство. Именно сюда пришла толпа просителей, и именно здесь Борис Годунов официально принял приглашение на царство. Инокиня Александра прожила здесь до самой своей смерти в 1603 году.

Амвросиевская церковь и примыкающие к ней палаты Ирины Годуновой в Новодевичьем монастыре.

Церковь св. Амвросия Медиоланского, примыкающая к палатам Ирины Годуновой, – маленький, бесстолпный одноглавый храм с непростой историей. Церковь то функционировала, то стояла закрытой, то перестраивалась. Храм использовался даже в качестве хранилища Государственного исторического музея. С 1994 года храм находится в собственности РПЦ, а каждый год 7 декабря в нем совершаются службы в честь святителя Амвросия Медиоланского. Как ни прискорбно, но и эта постройка не сохранилась в первоначальном виде – пожар 1796 года не пощадил и ее.

Миновав храм и палаты, мы попадаем к главной святыне Новодевичьего монастыря – Смоленскому собору. Это древнейшее каменное здание на территории монастыря, датируемое 1524-1525 гг. Построенный по образцу Успенского собора московского Кремля, Смоленский собор представляет собой настоящую жемчужину русского каменного зодчества, сохранившуюся до наших дней. Это шестистолпный шрам на высоком подклете, окруженный крытыми галереями. Во время переустройства монастыря царевной Софьей храм стал главным смысловым узлом всего архитектурного ансамбля. В интерьерах монастыря сохранились аутентичные фрески и иконостас XVI века. Здесь покоятся сёстры Петра I – Евдокия, Екатерина и, разумеется, Софья, чья судьба так тесно переплелась с историей монастыря.

Смоленский собор Новодевичьего монастыря.

Чтобы полюбоваться храмом, можно обойти его вокруг, а по пути рассмотреть еще несколько интересных достопримечательностей. Одна из них – надвратная церковь Покрова 1687-88 гг. постройки. Это вторая надвратная церковь монастыря, которая располагается на одной линии с надвратной церковью Преображения. Она не такая пышная и нарядная, но не уступает в изяществе остальным памятникам московского барокко. Церковь трёхглавая, боковые главы её предназначаются для размещения колоколов. Видно, что Софья позаботилась о том, чтобы, входя в монастырь, люди сразу чувствовали, что вступают в место святое – иначе как объяснить тот факт, что оба прохода в монастырь увенчаны надвратными церквями. Если это действительно так, то можно констатировать с уверенностью – нужный эффект достигнут!

Надвратная церковь Покрова и Мариинские палаты Новодевичьего монастыря. Photo by volod99 / fotki.yandex.ru

К надвратной церкви Покрова вплотную примыкают Мариинские палаты, названные так по имени их знатной обитательницы – сестры Петра I Марии. Это невероятной красоты здание было построено в 1683-1688 гг. и за изящество внешнего убранства названо «Русским теремом». Палаты строились специально для царевны Марии, которая, в отличие от буйной своей сестрицы Софьи, в придворных интригах не участвовала. Но из-за добрых отношений с сестрой-бунтаркой и с первой женой Петра Евдокией (той самой, что после будет жить в Лопухинских палатах) особенным расположением брата царевна Мария, вероятно, не пользовалась.

Подле угловой Чеботарной башни располагается интересное здание Больничных палат. Здание использовалось в качестве больницы для солдат и офицеров, а вокруг него был разбит аптекарский огород.

Больничные палаты Новодевичьего монастыря.

Сразу за Смоленским собором расположена настоящая жемчужина архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря – великолепная барочная колокольня. Строительство колокольни была начато во время масштабных реконструкций Софьи в 1683 году и приостановлено в 1690 году. Считается, что колокольня должна была состоять из шести ярусов, но так и не была достроена – по сей день в ней лишь пять ярусов. Долгое время это изящное строение было вторым по высоте зданием Москвы после колокольни Ивана Великого. По строению колокольню даже правильнее было бы назвать храмом «иже под колоколы», в котором ярус звонницы расположен непосредственно над помещением храма. Храмов в колокольне два — церковь святых Варлаама и Иосафа в первом ярусе и церковь Иоанна Богослова во втором. Колокола помещаются на третьем и пятом ярусах. С этим строением связано множество символических моментов. Например, звонница расположена с восточной стороны от Смоленского собора – как и Столп Иоанна Великого относительно Успенского храма в Кремле. В основе формы обеих колоколен – восьмиугольник, что в православии считается символом Царства Небесного. В сочетании с основным предназначением этих строений – местом, где звонят церковные колокола – рождается образ вестников Царства Божьего (ведь звон колоколов в православии считается олицетворением благой вести). Церковная символика довольно сложна и многогранна, и изучать её можно поистине бесконечно. Но даже не являясь знатоком истории религии и архитектуры, можно без сомнений причислить колокольню Новодевичьего монастыря к списку главных архитектурных шедевров русского зодчества.

Смоленский собор и колокольня Новодевичьего монастыря.

Рядышком с колокольней расположено здание Филатьевского училища, построенное в 1871-1878 гг. По сути это был приют, выстроенный для девочек-сирот из разных сословий Н.П.Филатьевой, вдовой тайного советника сенатора В.И.Филатьева. Здесь и ранее располагалось здание приюта: по указу Петра I в 1725 году в Новодевичьем монастыре был открыт приют для девочек-сирот, где их обучали плетению голландских кружев, однако до наших дней это первое здание не сохранилось. В 1899 году в здании Филатьевского училища была открыта и церковно-приходская школа, однако с приходом советской власти и училище, и приют, и школу закрыли. Сейчас в здании Филатьевского училища расположен секретариат Новодевичьего монастыря РПЦ.

Филатьевское училище в Новодевичьем монастыре.

Пожалуй, одним из самых необычных объектов Новодевичьего монастыря можно считать часовню Прохоровых, построенную в неорусском стиле архитектором В.А.Покровским в XIX веке. Она расположена на территории некрополя у стен Смоленского собора. Эта надгробная часовня-усыпальница установлена над захоронением владельца знаменитой Трёхгорной мануфактуры И.Я.Прохорова и его семьи. На первый взгляд, кажется странным, что захоронение обыкновенного, пусть и знаменитого, промышленника находится в столь знаменательном месте. И тому, разумеется, есть причина. Дело в том, что Иван Яковлевич в течение всей жизни уделял много сил, времени и средств для успешного функционирования Новодевичьего монастыря. К тому же, здесь в качестве монахини долгие годы жила сестра промышленника.

Часовня Прохоровых в Новодевичьем монастыре. Photo by volod99 / fotki.yandex.ru

Казначейские палаты – следующее строение на нашем пути. Здание XVII века предназначалось для хранения казны (ведь все помнят, что монастыри были важными экономическими центрами?), а также в ней проживали старицы обители. Сразу за Казначейскими палатами находятся площадка для отдыха и подробный макет монастыря, там можно передохнуть и еще раз осмотреть объекты, которые вы уже лицезрели вживую.

Казначейские палаты Новодевичьего монастыря.

При посещении Новодевичьего монастыря нельзя забывать о том, что совсем рядом с ним находится, пожалуй, один из самых знаменитых некрополей Москвы – Новодевичье кладбище.

Новодевичье кладбище.

Не все любят посещать места успокоения и последнего людского приюта; однако некрополь Новодевичьего монастыря можно считать скорее музеем, чем кладбищем. Здесь находятся захоронения знаменитых писателей, политиков, учёных и артистов, оставивших заметный след в истории России: М.Булгаков, С.Бондарчук, Р.Быков, А.Вертинский, В.Гиляровский, Н.Гоголь, Л.Гурченко, Б.Ельцин, М.Ермолова, Л.Зыкина, З.Космодемьянская, Л.Ландау, И.Левитан, А.Маресьев, Ю.Никулин, Н.Островский, М.Ростропович, К.Станиславский, А.Твардовский… Список можно продолжать ещё очень долго. Здесь всегда можно почтить память великих людей прошлого; и не стоит бояться таких мест – Новодевичье кладбище сложно назвать страшным или сакральным местом. Это, скорее, светлый островок тихой грусти и величия нашего общего прошлого, прошлого, которое нужно чтить и бережно хранить в памяти, передавая из поколения в поколение. Удобнее всего пройти на кладбище через южные ворота монастыря (те самые, что увенчаны надвратной церковью Покрова).

Покинув стены монастыря и глубоко проникшись духом его истории, можно продолжить прогулку в романтичном и тихом сквере у Новодевичьих прудов. Отсюда открывается потрясающий вид на стены монастыря, особенно на закате. Пруды здесь образовались довольно давно из старицы Москвы-реки. Потом их берега укрепили, высадили растительность, проложили дорожки, а через сами пруды перекинули белокаменный мостик, который на сегодняшний день уже украшен парой десятков свадебных замочков.

Сквер у Новодевичьих прудов.

В сквере у Новодевичьего монастыря в 1991 году был установлен забавный памятник «Дайте дорогу утятам». Подарок жены американского президента Барбары Буш Раисе Горбачёвой сразу полюбился москвичам, даже слишком: малыши-утята дважды становились жертвами вандалов, а однажды похитили даже их маму! В 2000 году, слава Богу, все утята были возвращены на место, и композиция полностью восстановлена. Утята с мамой стали своеобразным символом добрых отношений между Россией и США, а также предметом восторга всех детей и взрослых, которые когда-либо его видели. Действительно, памятник просто заряжает добротой и позитивом.

Памятник «Дайте дорогу утятам» в сквере у Новодевичьего монастыря.

Подытоживая всё выше сказанное, хочется лишь сказать, что Новодевичий монастырь и прилегающие к нему живописные территории на протяжении всей многовековой истории Москвы играли в ней весьма важную роль. Эти стены сдерживали атаки монголов и французов, заключали внутри царских жён и сестёр, ведали делами земными и божественными. Это место – поистине знаковое для Москвы и москвичей, оплот красоты и духовности, который на самом деле заслуживает посещения.

Новодевичий монастырь (Москва)

Новодевичий женский монастырь расположен в излучине Москвы-реки между Лужниками и Девичьим полем. Основан в память взятия Смоленска русскими войсками в 1514 году. Собор монастыря, возведённый в 1524 –1525 годах и перестроенный до конца XVI столетия, посвящён Смоленской иконе Богоматери. В 1598 году в храме принял избрание на царство Борис Годунов. В монастыре была пострижена в монахини его сестра царица Ирина Фёдоровна – супруга царя Фёдора Иоанновича. Палаты XVII века, примыкающие к Благовещенской церкви конца XVI столетия, традиция называет Ирининскими. При Алексее Михайловиче на месте Благовещенской церкви, с использованием её фундамента и фрагментов кладки, построена церковь Иоанна Предтечи (впоследствии переосвящена во имя свт. Амвросия Медиоланского).

Монастырь достиг расцвета, когда в число его покровителей вошли единокровная сестра Петра I царевна Софья Алексеевна и её фаворит князь Василий Василевич Голицын. При них каменные крепостные стены XVI века заменены существующими, с 12 башнями, украшенными ажурными коронами. Тогда же возведены: пятиглавая Преображенская церковь над северными воротами (1687–1688), трёхглавая Покровская над южными (1683 –1688); Успенская церковь с трапезной (1684 –1687); «старая трапезная» на месте Ирининских палат. При четырёх угловых башнях были построены стрелецкие караульни, по всему периметру – келейные и хозяйственные корпуса. В 1690 году закончилось строительство шестиярусной 72-метровой колокольни. Её вертикаль замыкает перспективу подъезда к монастырю из города. В ансамбле с Преображенской церковью построены палаты для царевны Екатерины Алексеевны, в ансамбле с Покровской – палаты для царевны Марии Алексеевны.

Царевна Екатерина Алексеевна (1658 –1718) – единокровная сестра Петра I. Не участвовала в политической борьбе, сохраняла лояльность Петру. По её обету заложен Большой собор Донского монастыря. Стала восприемницей при переходе в православие Марты Скавронской – будущей супруги Петра I Екатерины Алексеевны, императрицы Екатерины I. Скавронская выбрала имя по имени своей восприемницы. В 1718 году царевна была арестована по подозрению в заговоре, допрошена и скончалась в заключении.

Царевна Мария Алексеевна (1660 –1723), единокровная сестра Петра I, пережила всех детей Алексея Михайловича, кроме самого Петра. Не участвовала в политических интригах, но и не скрывала симпатий к царевне Софье Алексеевне, к царице Евдокии Фёдоровне Лопухиной и к царевичу Алексею Петровичу. Поддерживала связь с царицей после её ссылки в Покровский монастырь в Суздале, пересылала ей письма царевича и деньги от него. Во время своего бегства за границу царевич по дороге встретил Марию Алексеевну, возвращавшуюся из Карлсбада после лечения, и по её требованию написал письмо матери. В 1718 году царевна была арестована по делу царевича и заточена в Шлиссельбургскую крепость. Позднее переведена в Санкт-Петербург под домашний арест, в 1721 году освобождена. Похоронена в Петропавловском соборе Петербурга.

Основные постройки Новодевичьего монастыря времени царевны Софьи выдержаны в стиле, который некоторые современные исследователи называют «голицынским барокко», считая его начальным этапом «московского барокко» – стилевого направления 1680 –1690-х годов, второй этап которого носит название «нарышкинского барокко». «Голицынское барокко» во многом предвосхитило его художественные открытия. Фактически Новодевичий монастырь манифестировал новый стиль. После победы Петра над Софьей эта роль перешла к Высоко-Петровскому монастырю.

Особую роль царевны Софьи в создании архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря отмечали иностранцы. Так, Ф. де ла Нёвилль, дипломатический агент французского правительства, посетивший Москву в 1689 году, рассказывая о завершении борьбы Петра I за власть, упоминал, что царевна удалена в тот самый монастырь, который сама и построила. После подавления стрелецкого восстания 1698 года Софья была пострижена в монахини Новодевичьего монастыря с именем Сусанна.

Монастырь входил в круг обителей, которые регулярно посещала царская семья. Пётр бывал здесь ещё при жизни отца. 27 сентября 1698 года, почти за месяц до пострига Софьи, Пётр приезжал в монастырь допрашивать сестру. Эта встреча зафиксирована в материалах «стрелецкого розыска», воспоминаниях современников и сочинениях А. К. Нартова, Б. И. Куракина, И. И. Голикова. По приказу Петра несколько десятков стрельцов были казнены у стен монастыря, а пятеро повешены под окнами царевниной кельи. На этот сюжет написана картина И. Е. Репина «Царевна Софья через год после заключения её в Новодевичьем монастыре». Пётр запретил упоминать имя сестры за богослужением.

В то время царевна содержалась в стрелецкой караульне у Напрудной башни. Другим местом её проживания были палаты царевны Марии Алексеевны, примыкавшие с востока к Покровской надвратной церкви. Предание называет местом проживания Софьи и саму Напрудную башню. В наше время башня окружена народным почитанием, исписана в нижнем ярусе обращениями к Софье, причём в некоторых надписях Софья именуется святой. Царевна проживала в монастыре относительно свободно, её навещали родной брат царь Иван V и родные сёстры. Софья скончалась 3 июля 1704 года и погребена в Смоленском соборе. Позднее в нём погребли царевен Екатерину, Евдокию и царицу Евдокию Феодоровну.

Царевна Евдокия Алексеевна (1650 –1712), старшая дочь Алексея Михайловича и Марии Ильиничны (Милославской), единокровная сестра Петра I, была несколько старше своей мачехи, царицы Натальи Кирилловны, урождённой Нарышкиной (1651–1694), и не признавала её как свою мать. В политических событиях не участвовала, но оставалась на подозрении у Петра. После стрелецкого восстания 1698 года была отправлена в Новодевичий монастырь без пострижения.

Царица Евдокия Фёдоровна, в пострижении Елена, была в 1727 году возвращена из Шлиссельбурга в Москву своим внуком, императором Петром II. Она поселилась в Новодевичьем монастыре в палатах царевны Екатерины Алексеевны. С тех пор палаты именуются Лопухинскими. Их отличительная черта – солнечные часы на южном фасаде. На «обиход» Евдокии Фёдоровны за стенами монастыря устроили особый Царицын двор или даже слободу (отсюда названия Большой и Малой Царицынских улиц, ныне Большой и Малой Пироговских). В конце жизни Евдокия Фёдоровна перешла в кремлёвский Вознесенский монастырь. Скончалась в 1731 году.

В 1724 году в Новодевичьем монастыре устроено заведение для приёма подкидышей и иных детей женского пола, с обучением прядению голландской нити и плетению кружев.

В XIX – начале XX века на территории монастыря сложился привилегированный некрополь, частично уничтоженный в советские годы. В 1904 году к югу от монастыря устроено Новодевичье кладбище, ставшее привилегированным в советские годы.

В 1922 году Новодевичий монастырь упразднили, в его помещениях открыли Музей раскрепощённой женщины и устроили общежитие Народного комиссариата просвещения. С 1934 года монастырь являлся филиалом Государственного исторического музея. Одновременно с советских лет является резиденцией митрополита Крутицкого и Коломенского. В 1943 году на территории монастыря открыли богословские курсы, в 1944-м – Богословский институт (преобразован в Духовную академию и переведён в Троице-Сергиеву лавру). В 1945 году открыта для богослужений Успенская церковь. В 1980 году Преображенская церковь стала домовым храмом митрополита Крутицкого и Коломенского. В 1994 году возобновлена монашеская женская община. В 2010 году монастырь полностью передан Церкви.

Монастырский комплекс является памятником федерального значения. Входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Литература

Токмаков И. Ф. Историческое описание Московского Новодевичьего монастыря (с предисловием Н. А. Антушева). М., 1885.

Снегирёв И. М. Новодевичий монастырь в Москве. М., 1857.

Машков И. П. Архитектура Ново-Девичьего монастыря в Москве. [М.] 1949.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. I: Кремль и монастыри. М., 1992. С. 226–243.

Нёвилль де ла. Записки о Московии / отв. ред.: В. Д. Назаров, Ю. П. Малинин; предисл., подгот. текста, пер. и коммент. А. С. Ларов. М., 1996.

Анисимов А. В. Москва: Архитектурный путеводитель. М., 1997. С. 102-103.

Памятники архитектуры Москвы. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века. М., 1998. С. 64–82.

Новодевичий монастырь в русской культуре. Материалы научной конференции 1995 г. // Труды Государственного исторического музея. Вып. 99. М., 1998.

Романюк С. К. Москва за Садовым кольцом. М., 2007. С. 24-28.

Московский Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь. М., 2004.

Богданов А. П. Царевна Софья и Пётр. М., 2008.

Дельнов А. А. Новодевичий некрополь и монастырь. М., 2006.

Московский Новодевичий монастырь. К 500-летию основания. Антология. М., 2012.

Монастырь на спортивной москва как называется

The service you’ve requested couldn’t be identified

No matches have been found between requested website and protected IP address

If you are trying to visit this site, please try again later.

If you are a target website owner please make sure that:
— DNS A record points to the protected IP address for the requested website
— The DDoS protection and optimization service is active for the requested website

Protection and Acceleration by DDoS-Guard

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *