Курская какая ветка метро цвет
Перейти к содержимому

Курская какая ветка метро цвет

  • автор:

Курская | Арбатско-Покровская линия | Москва | Прогулки по метро

Курская — предварительный просмотр

Курская — пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения.

Станция находится на восточной окраине центра города в Басманном районе на улице Земляной Вал у площади Курского вокзала.

Происхождение названия: по Курскому железнодорожному вокзалу, являющемуся началом железнодорожных линий на Курск и Нижний Новгород.

Дата открытия — 13 марта 1938.

Архитектор станции — Л. М. Поляков.

Станция Курская является объектом культурного наследия России.

Прямоугольные пилоны станции облицованы серо-голубым мрамором «уфалей». Путевые стены отделаны светло-жёлтой керамической плиткой. Своды центрального и боковых залов богато украшены лепниной с ромбовидным узором с цветами. Полы выложены квадратными плитами из серого гранита и чёрного габбро в шахматном порядке; в тупиковых частях боковых залов полы — монотонные серые. Освещается станция подвесными светильниками-тарелками из матового стекла в бронзовой окантовке и настенными бра, размещёнными на золотистых решётках с изображениями колосьев.

Курская — первая конечная станция Арбатско-Покровской линии, она пребывала таковой почти шесть лет до продления линии на восток к Измайловской (ныне — Партизанская).

Проектные названия станции:

  • на станцию Чкаловская (Люблинско-Дмитровская линия)
  • на станцию Курская (Кольцевая линия)

Курская — радиальная

окаменелости на Курской

В московском метро существуют две станции с названием «Курская» — на Кольцевой и Арбатско-Покровской линиях. Они соединены длинным переходом, стены которого облицованы красным мраморовидным известняком. Именно в нем встречаются окаменелости. На стенах основной части коридора красный мраморовидный известняк с окаменелостями перемежается с белым, пустым в палеонтологическом отношении камнем. А на стенах возле лестницы, ведущей на «Курскую-радиальную» облицовка красным камнем сплошная и именно там больше всего окаменелостей.

колониальный коралл со станции Курская

На этом снимке — колониальный коралл из коридора между станциями «Курская-кольцевая» и «Курская-радиальная». Это один из лучших образцов кораллов, обнаруженных в метро в облицовке из красного мрамора (мраморовидного известняка). Кораллы этого вида обнаружены пока только на «Курской». Хорошие коралловые рифы есть и на других станциях, но в красном мраморе их очень мало.

Брюхоногий моллюск в стене станции Курская

Брюхоногий моллюск в стене коридора, соединяющего две станции «Курская». Раковина распилена практически пополам, частично заполнена окаменевшим осадком. Видно, что раковина перевернута по отношению к положению, в котором она окаменевала. Брюхоногие моллюски — не самый распространенный вид окаменелостей в метро, так что эта раковина хорошей сохранности весьма интересна. Выше нее видна «прозрачная» раковина маленькой гастроподы и фрагмент морской лилии.

гастропода в стене станции Курская

Еще один брюхоногий моллюск — гастропода. Раковина расположена в облицовке перехода-тоннеля, соединяющего станции кольцевой и радиальной линий. Тоннель отделан красным и белым мрамором, в красном камне как раз и встречаются окаменелости. Ниже раковины гастроподы на снимке видны членики морских лилий и небольшая колония кораллов.

аммонит на станции Курская

Крупная раковина аммонита. Она частично скрыта в камне и не бросается в глаза. Только приглядевшись можно увидеть, что вокруг центральной, светлой части раковины проступает еще один оборот — видны изогнутые перегородки между камерами раковины. В одном месте заметна довольно толстая внешняя стенка большого оборота.

Морские лилии

На этой фотографии — членики морских лилий. Морские лилии, в отличие от гастропод, очень часто встречаются в красном мраморе. Множество члеников их стеблей застыли в камне под самыми разными углами. В некоторых местах поверхность камня процентов на 30 состоит из фрагментов лилий. Некоторые членики срезаны практически идеально, некоторые только чуть-чуть просматриваются в породе. Можно разглядеть фрагменты разных видов лилий в самых разных ракурсах.

белемнит

Срез ростра маленького белемнита. Таких срезов в переходе между «Курскими» несколько, некоторые из них почти круглые, другие — эллиптические, будто срезаны под углом. Получается, что все эти ростры белемнитов были расположены в породе примерно в одном и том же направлении, а при использовании камня в облицовке, его пилили и полировали тоже одинаково, так что все ростры оказались срезаны поперек. Продольный срез ростра есть на «Электрозаводской» и, судя по всему, в метро это редкость.

коралл

Небольшой колониальный коралл. Окаменелость разорвана пополам трещиной в породе. Видимо, эти трещины возникли уже в окаменевшей горной породе, а по ним проходили минерализованные растворы, осаждавшиеся на стенках. Состав раствора постепенно менялся, соответственно менялся и цвет отложениий, выпадавших из них.

Морские лилии на станции Курская

На этом снимке — членик морской лилии, видимый «сверху» — хорошо видна его структура и заметна свойственная иглокожим пятилучевая симметрия. А над ним — часть стебля лилии, состоящая из нескольких члеников — они видны сбоку. Виден центральный канал в стебле этого морского животного.

окаменелости на Курской

Скопление различных окаменелостей. В центре — спирально-закрученная раковина гастроподы. Хорошо видно, что она заполнялась разнородным осадком — частично песком, частично — мелкими частицами, видимо, глиной. Справа видны еще две небольшие раковины гастропод (одна из них еле заметна, так как окрашена в черный цвет). Вокруг разбросаны членики стебля морской лилии. Природа белой окаменелости справа внизу не совсем понятна — либо это основание стебля криноидеи, либо фрагменты небольшого коралла.

Авторы этой фотографии Александра Кириллина и Сергей Кириллин .

Фотографии окаменелостей станции «Курская»:

Морская лилия и брахиопода

Гастропода

Мелкие фрагменты лилий

Гастропода - вид сверху

Гастропода — вид сверху

Членик морской лилии

Членик морской лилии

Фрагмент коралла

Гастропода

Белемнит в камне

Морская лилия

Фрагмент лилии

Раковина моллюска

Кораллы

Белемнит с линейкой

Кусочек коралла

Кусочек коралла или криноидеи

Брюхоногий моллюск

Еще одна гастропода

Палеофауна

палеонтологическая коллекция

Чья-то раковина

Еще одна раковина

Фрагменты морских лилий

Фрагменты морских лилий

Кольцевая линия

Кольцевая линия Московского метрополитена на схеме метро обозначена коричневым цветом и цифрой 5. Линия соединяет между собой все радиальные линии кроме Каховской и Бутовской, и захватывает семь из девяти московских железнодорожных вокзалов. Кольцевая линия состоит из 12 станций, ее протяженность 19,4 км, время следования из конца в конец составляет 30 минут.

Кольцевая линия проходит через такие районы Москвы как Дорогомилово, Хамовники, Якиманка, Замосковречье, Таганский, Басманный, Красносельский, Мещанский, Тверской и Пресненский.

Первые планы строительства Кольцевой ветки для метро Москвы появились в 1934 году, а окончательное решение о строительстве было принято в послевоенные годы, когда возникла необходимость разгрузить имеющиеся пересадочные узлы. Первая очередь Кольцевой ветки открылась в 1950 году. Она соединила Крымскую площадь с Курским вокзалом через станции «Калужскую» (сейчас «Октябрьская»), «Серпуховскую» (сейчас «Добрынинская»), «Павелецкую» и «Таганскую». Последняя очередь была достроена в 1954 году, и кольцо замкнулось. Все станции на Кольцевой — глубокого заложения и построены по индивидуальным проектам.

Интересный факт: в 1995 году журналист Валерий Хилтунен предложил переименовать станции в соответствии с названиями месяцев года: «Октябрьская» на линии уже была, а всего станций 12, так что идея имела под собой логичное основание.

Станции Кольцевой линии

Станция «Краснопресненская» Кольцевой линии Московского метрополитена располагается в Пресненском районе Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции – 35,5 метров. В торце центрального зала располагается переход на станцию «Баррикадную» Таганско-Краснопресненской линии.

«Краснопресненская» открылась в 1954 году, название получила по улице Красная Пресня. Станция построена по проекту архитекторов В.С. Егерева, М.П. Константинова, Ф.А. Новикова и И.А. Покровского. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения. В сравнении с другими станциями московского метро, «Краснопресненская» выглядит немного мрачно из-за приглушенного освещения. Пилоны примерно на ѕ облицованы темно-красным мрамором (нижняя часть), а по верху отделаны светлым мрамором. Своды оштукатурены. Пол выложен плитами из гранита красного, серого и черного цвета. Украшают станцию 14 барельефов на революционную тему. Шесть барельефов посвящены Октябрьской революции 1917 года, 8 – революции 1905 года. освещается станция подвесными шестирожковыми люстрами, в которых свет рассеивается наверх.

Станция «Киевская» Кольцевой линии метро располагается в Западном административном округе Москвы, в районе Дорогомилово. Это единственная кольцевая станция, которая не принадлежит Центральному административному округу. Глубина заложения станции составляет 53 метра. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

«Киевская» была открыта 14 марта 1954 года. На станции устроен переход на «Киевские» Филевской и Арбатско-Покровской линий.

История строительства станции тесно связана с Н.С. Хрущевым, который в 1953 году занял пост Первого секретаря ЦК КПСС. Руководитель страны захотел отобразить Украину и ее народ в московском метро. На то время в столице СССР уже существовали две станции «Киевские», но их оформление Хрущева не устраивало. На конкурс по выбору проекта для «Киевской» станции Кольцевой линии было представлено 40 проектов, а победила работа киевских архитекторов. Строительство возглавил действительный член Академии архитектуры УССР Е.И. Катонин. При беглом взгляде на фото станции Кольцевой и Арбатско-Покровской линий можно не заметить особых различий, так как основные декоративные элементы – медальоны с мозаикой, но размер у них разный, и расположение тоже отличается. По-разному устроены и пилоны, а вот цветовая гамма похожа.

На торцевой стене центрального зала располагается большое панно с лепными флагами и мозаичным изображением В.И. Ленина, строками гимна СССР и цитатой Ленина о дружбе народов.

18 пилонов станции украшены большими мозаичными панно из смальты, с сюжетами на тему истории Украины и дружбы русского и украинского народов. Под панно установлены скамейки. Забавный факт – на картине «Борьба за Советскую власть на Украине» изображен партизан, разговаривающий по переносному телефону, который производился с 1920 по 1920 годы в Германии. Некоторые современные пассажиры принимают эту трубку за мобильный телефон. Освещается станция подвесными люстрами с плафонами, расположенными по кругу на бронзовом основании.

Несмотря на то, что Хрущев имел непосредственное отношение и к строительству станции, а также был инициатором «развенчания культа личности» (1956 год), на кольцевой «Киевской» находилось самое большое количество изображений Сталина, а если быть точными – семь. Впоследствии все профили Сталина убрали, остался лишь один – на панно «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве».

Один из входов на кольцевую «Киевскую» оформляли французские архитекторы. За образец они взяли работы архитектора Эктора Гимара, одного из представителей стиля модерн. В качестве ответного жеста на станции метро «Madeleine» в Париже, советские архитекторы создали витраж «Курочка Ряба».

Станция «Парк культуры» Кольцевой линии Московского метрополитена располагается в районе Хамовники Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции – 40 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Станция имеет общий наземный вестибюль с одноименной станцией Сокольнической линии, который также служит переходом между двумя станциями.

Станция была открыта в 1950 году, и свое название она получила по ЦПКиО им. Горького – самому примечательному объекту, который располагается в этом районе. На самом деле станция несколько удалена от парка, и несколько раз ее хотели переименовать. Предлагались такие варианты как «Крымская», «Чудовка», «Крымский мост».

Главным архитектором станции был И.Е. Рогожин. Как и многие другие архитекторы, создававшие проекты станций метро, он попытался визуально облегчить конструкцию пилонов станции глубокого заложения. Внутри каждого пилона Рогожин «вырезал» арку, таким образом, создав подобие угловых колонн, на которые опирается свод. Цоколь пилонов облицован темно-красным мрамором, а сами пилоны – серым. Путевые стены также облицованы мрамором и черным лабрадоритом. На полу в виде коврового орнамента уложены гранитные плиты черного, серого и молочного цвета. Пилоны декорированы барельефами из белого мрамора. Всего барельефов – 26. На них изображены сцены отдыха советской молодежи. Стены боковых залов также украшены 12-ю барельефами, повторяющими рисунки тех, что располагаются в центральном зале. На потолке закреплены подвесные светильники, свод украшен лепниной.

Станция «Октябрьская» располагается в районе Якиманка Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции – 40 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Из центра зала устроен переход на одноименную станцию Калужско-Рижской линии.

Станция была открыта в 1950 году, а свое название получила расположенной поблизости Октябрьской площади (в то время – Октябрьской, а сейчас — Калужской). Оформление станции посвящено памяти погибшим в Великой Отечественной войне. Павильон «Октябрьской» выглядит как торжественная триумфальная арка. Снаружи она украшена барельефами мужчин и женщин в форме Советской Армии. С 1990 года вестибюль станции встроен в новое здание Московского института Стали и сплавов. Украшают вестибюль две фигуры фанфаристов, подсвеченные светильниками в виде колонн.

По отзывам архитекторов, Поляков создал станцию, похожую на храм. Светильники, в виде факелов из анодированного алюминия, закрепленные на пилонах, обрамляют дорогу к торцевой нише с голубым небом, символизирующей светлое и мирное будущее страны. Пространство за нишей подсвечивается голубым светом. Рядом с аркой установлены два светильника-колонны.

Ниша отгорожена от зала кованой решеткой в стиле ампир. По задумке Полякова, этот «свет в конце тоннеля» должен был сгладить ощущение подземелья, но у современников зарешеченное «будущее» вызывало ироничные оценки. В 1956 году в Ленинградском метро была открыта станция «Пушкинская», также построенная по проекту Полякова. Она очень похожа на московскую «Октябрьскую», но ниша не закрыта решеткой, и в ней установлена статуя А.С. Пушкина.

В боковых залах помимо факелов есть еще и подвесные люстры. Пилоны станции облицованы серым мрамором, и украшены медальонами с изображениями бюстов советских воинов. В качестве покрытия путевых стен использована желтоватая керамическая плитка с изразцами в виде пятиконечных звезд и лавровых венков. Пол выложен плитами из серого и красного гранита, а по периметру центрального зала проходит узорчатая вставка из чередующихся полос темного и светлого мрамора. Кассовый и эскалаторный залы декорированы барельефами Г.И. Мотовилова, изображающими солдат с оружием и девушек, олицетворяющих Славу.

В январе 2010 года вестибюль станции «Октябрьской» закрылся на реконструкцию. В вестибюле заменили гранит на полу, обновили мраморную облицовку на стенах и барельефы, эскалаторы заменили на новые. Оригинальные светильники и торшеры тоже заменили новыми, а вместо светильников-факелов установили обычные. Обновленный вестибюль открылся в ноябре 2010 года. В день открытия в кассах Кольцевой линии продавались праздничные проездные на две поездки.

Интересно, что до 1961 года станция называлась «Калужской», а сейчас станция с таким названием находится в большом удалении от Калужской площади.

Станция «Добрынинская» располагается в районе Замоскворечье, Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции – 35,5 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

Станция была открыта в 1950 году, и до 1961 года носила название «Серпуховская». С этой станции можно перейти на нынешнюю «Серпуховскую» Серпуховско-Тимирязевской линии. Перед входом в наземный вестибюль установлен бюст П.Г. Добрынина, одного из организаторов Красной Гвардии Замоскворечья, работы скульпторов Г.Д. Распопова и В.М. Пясковского. Кроме того, помещение вестибюля украшают три мозаичных панно, пять люстр в виде тарелок с красными звездами по центру и самые большие в Московском метрополитене торшеры.

Стиль оформления самой станции отсылает к традициям древнерусского зодчества. Пилоны облицованы серым мрамором, и декорированы ступенчатыми арочными вырезами. Ниши пилонов в центральном зале украшают барельефы на тему крестьянского труда. В центре зала располагается панно из смальты «Утро космической эры», на котором изображены мать и дитя на фоне космического пространства. Верхняя часть путевых стен облицована серовато-желтым мрамором, а цоколь обшит розово-серым гранитом. Пол выложен плитами из черного габбро (магматическая горная порода) и красного гранита. При открытии станцию освещали временные светильники, а в 1970-х годах их заменили на оригинальные, предусмотренные проектом, длинные металлические зигзагообразные конструкции с вертикальными неоновыми трубочками.

Станция «Павелецкая» располагается Центральном административном округе Москвы, в районе Замоскворечье. Глубина заложения станции – 40 метров. Тимп: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

«Павелецкая» открылась в 1950 году, и свое название получила от Павелецкого вокзала, расположенного поблизости. С «Павелецкой» имеется переход на одноименную станцию замоскворецкой линии, он располагается в общем станционном вестибюле. Сам вестибюль занимает цокольный и два первых этажа дома № 43/16 на улице Новокузнецкой. Круглый эскалаторный зал накрыт куполом, украшенным лепными розетками. В центре купола располагается углубление синего цвета. Под самым куполом проходит фриз и размещено панно из смальты с изображением гирлянд из цветов, плодов и колосьев. Панно выполнено по эскизу художника И.А. Рабиновича, и называется «Сталинский план преображения природы». Раньше мозаику подсвечивали сквозь карниз над фризом, и она смотрелась намного ярче. В зал выходят верхние арки эскалаторных тоннелей обеих «Павелецких».

Сама «Павелецкая» оформлена в светлых тонах. По углам кубических пилонов установлены мраморные колонны с коринфскими капителями. Пилоны облицованы светлым мрамором и украшены геометрическим орнаментом из красного мрамора. За орнаментом скрыты вентиляционные решетки. Путевые стены до половины облицованы плитами из темного и светлого мрамора. Освещение залов обеспечивают подвесные десятирожковые люстры. Пол центрального зала выложен плитами черного габбро с геометрическим рисунком из серого гранита. Торцевую стену станции украшает большое мозаичное панно, воспевающее дружбу рабочих и крестьян.

Переход с этой кольцевой станции на Замоскворецкую линия – самый длинный в московском метро. Он располагается в центре зала. Лестничная камера ведет в сводчатый переходный коридор, освещаемый арками в виде окон. Между арками установлены устройства, обеззараживающие воздух ультрафиолетом.

Станция «Таганская» Кольцевой линии располагается в Таганском районе Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции – 53 метра. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Со станции имеются переходы на «Таганскую» Таганско-Краснопресненской линии и «Марксистскую» Калининско-Солнцевской линии.

Станция «Таганская» была открыта в 1950 году. Помимо прямого назначения, ее также использовали как испытательную площадку для новых малогабаритных поломоечных машин.

Наземный вестибюль станции представляет собой трехэтажное здание с порталом, состоящим из трех арок. Арки украшены фризом с гирляндами. Вход на станцию осуществляется через две последовательные эскалаторные линии, сообщающиеся при помощи промежуточного зала. Купол зала покрыт квадратными кессонами, размер которых уменьшается к центру, где расположено панно «Салют Победы», авторства А.К. Ширяевой. На панно изображен победный салют в ночном московском небе и развевающееся красное знамя. В центре каждого кессона находится розетка из лепнины. Над переходным залом расположена церковь Святителя Николая – памятник культуры федерального значения.

Оформление «Таганской» выполнено в бело-синих тонах. Плавная линия пилонов переходит в своды центрального и бокового залов. Арочные проемы и свод декорированы рельефными лепными поясами и стрельчатыми углублениями. Со стороны платформ и в центральном зале пилоны имеют высокие стрельчатые ниши, украшенные майоликовыми панно на военную тематику. В центре панно располагаются круглые медальоны с изображениями профилей солдат и знаками родов войск. Под медальонами находятся лепные свитки с надписями «Слава героям (род войск)!» Центральный медальон окружают маленькие. Всего на станции 32 панно, каждое повторяется по 4 раза. В центральном зале фон панно ярко-синий, в боковых – белый. Цоколи пилонов облицованы черным мрамором с белыми прожилками, а верхняя часть – белым мрамором.

Путевые стены выложены белой рельефной кафельной плиткой с мраморными пилястрами в виде колонн. Пол центрального зала – из серых гранитных плит и плит черного габбро. Через определенный интервал на полу выложены восьмиконечные звезды из красного гранита в красных рамках.

Освещается станция многорожковыми люстрами с шаровидными плафонами и синими стеклянными вазами по центру. Автор дизайна люстр – А.И. Дамской.

Станция «Курская» Кольцевой линии Московского метрополитена находится в Басманном районе Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции составляет 40 метров. Тип: колонная трехсводчатая глубокого заложения. С «Курской» можно перейти на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии и на станцию «Чкаловскую» Люблинско-Дмитровской линии.

У этой станции два подземных вестибюля: северный, который совмещен с вестибюле «Курской» Арбатско-Покровской линии и южный, совмещенный с «Чкаловской».

В ходе строительства станции параллельно были построены не только переходы между станциями, входы и выходы, но и помещения, обеспечивающие связь со зданием Курского вокзала. В центре этого комплекса располагается круглый зал, и в центре этого зала установлена мощная круглая колонна, плавно расширяющаяся к верху. Поверхность колонны богато декорирована лепными растительными мотивами и медальонами со сценками сельской жизни. Зал освещают большие подвесные люстры.

Наземный павильон станции представляет собой монументальное сооружение с четырехколонным портиком и арками. Изначально он стоял обособленно, а сейчас практически примыкает к Курскому вокзалу. После входа, следом за прямоугольным аванзалом находится помещение, накрытое восьмигранным куполом, похожим на храмовый свод. На входе в зал установлены два высоких пилона, украшенных бронзовой чеканкой. В прошлом среди элементов декора этого зала были и слова второго куплета старого гимна СССР, где воспевался Сталин, а также памятник Сталину работы Николая Томского. В 1960-е годы эти элементы убрали, а в чеканке на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили название города на Волгоград. В конце 2000-х годов было решено восстановить исторический облик павильона, за исключением памятника Сталину. Сейчас на балках, объединяющих колонны в верхней части можно вновь прочесть:

«Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу
На труд и на подвиги нас вдохновил.»

За внешним краем колонн зал освещен подвесными люстрами. По центру светильников находятся большие алые пятиконечные звезды, а вокруг них расположены круглые плафоны.

Центральный зал станции выполнен в стиле древнеримского зала базиликального типа. По обе стороны расположены колонны дорического ордена, облицованные светлым мрамором. Зал освещен круглыми подвесными люстрами, напоминающими солнце с лучами. В боковых залах светильники другие – они похожи на подвесные канделябры со свечами. Основания свода с обеих сторон на всем протяжении зала украшены филигранным фризом с богатым орнаментом. Пол центрального зала выложен плитами из красного и серого гранита. На путевой стене можно увидеть фигурную золоченую решетку с надписью «Курская Большого Кольца 1945-1949». Несмотря на довольно аскетичное оформление, эта станция выглядит очень красивой и торжественной.

Станция «Комсомольская» Кольцевой линии Московского метрополитена располагается в Красносельском районе Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции – 37 метров. Тип: колонная трехсводчатая глубокого заложения. Станция имеет переход на «Комсомольскую» Сокольнической линии.

Станция была открыта 30 января 1952 года. Павильон «Комсомольской» представляет собой солидное двухэтажное здание с шестиколонными портиками, выходящими на Комсомольскую площадь и на выходы к перронам Ленинградского и Ярославского вокзалов. Из метро также можно попасть к платформе «Каланчевская» Курского направления Московской ЖД.

«Комсомольская» и «Курская» Кольцевой линии – самые большие колонные станции Московского метрополитена. Кроме того, эта станция входит в число самых красивых. В 1952 году ее архитекторы П.Д. Корин и А.В. Щусев (посмертно) были награждены Сталинской премией второй степени.

Оформление станции выдержано в духе величественного «сталинского ампира». По словам архитектора А.Ю. Заболотной, которая работала над проектом «Комсомольской», эта станция задумывалась как «ворота в Москву», которые должны были создавать впечатление о самом городе. На протяжении центрального зала по обе стороны высятся 68 высоких колонн с мраморными капителями. Колонны объединены при помощи изящных арок. Своды центрального зада в полтора раза выше, чем своды перронных залов, и все декоративные элементы, выделяющие эту станцию, также размещены на сводах центрального зала.

Тема оформления «Комсомольской» – победа советского народа в Великой Отечественной войне. Свод станции выкрашен в желтый цвет и украшен лепкой и мозаичными панно из смальты и ценных камней. На шести панно изображены русские полководцы Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов и Михаил Кутузов. Еще два панно изначально содержали изображения Сталина, Молотова, Берии и Кагановича. После развенчания культа личности их заменили, и теперь на них отображено выступление Ленина перед Красногвардейцами и Родину-Мать на фоне Спасской башни Кремля. У основания свода располагаются белые лепные картуши с мозаичными панно на тему «Русское оружие».

Центральный зал освещают массивные многорожковые люстры. В боковых залах висят похожие люстры, но меньшего размера. Стены и колонны облицованы светлым мрамором. Пол центрального зала выложен малиново-красным гранитом, а боковые платформы отделаны красным и розово-красным гранитом. В торце зала установлен бюст В.И. Ленина.

Станция «Проспект Мира» Кольцевой линии Московского метрополитена располагается в Мещанском районе центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции – 40 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Со станции «Проспект Мира» устроен переход на одноименную станцию Калужско-Рижской линии.

Станция была открыта 30 января 1952 года под названием «Ботанический сад». Вход пассажиров осуществляется через наземный вестибюль, встроенный в жилой дом на проспекте Мира. Вестибюль построен в виде прямоугольного зала с высоким потолком, который опирается на тонкие пальмообразные колонны. Капители колонн украшены майоликой зеленого цвета с золотой лепниной в виде звезд, бутонов, колосьев. В верхнюю часть колонн встроены светильники, посылающие вверх снопы света. Стены вестибюля отделаны светлой штукатуркой, а напротив эскалатора располагается смальтовое панно «Матери мира» А.Н. Кузнецова. Первоначально на месте панно находился барельеф с профилем Сталина. Снаружи между арками стоит скульптура «Изобилие» Г.И. Мотовилова, а сверху располагаются часы с барельефом, изображающим мужчину и женщину.

Оформление станции «Проспект Мира» раскрывает тему преобразования природы трудящимися. Массивные кубические пилоны облицованы мрамором кремового цвета, и украшены по верху позолоченными керамическими фризами с растительными мотивами. По центру карнизов расположены круглые медальоны с рельефными изображениями садоводов, агрономов и цветоводов за работой. Со стороны перрона на месте медальонов находятся вентиляционные решетки, замаскированные колосьями и лентами с гербовыми символами.

Свод расчерчен рельефными лепными полосами, образующими ромбовидные углубления. По центру свода закреплены большие бронзовые люстры с цилиндрическими стеклянными плафонами. Светильники в боковых залах имеют схожий дизайн и меньший размер. Путевые стены облицованы красным мрамором с белыми прожилками. Пол станции выложен серыми и черными гранитными плитами, расположенными в шахматном порядке.

С 1953 по 1958 год торцевую стену занимало керамическое панно с изображением Сталина, а затем на этом месте был открыт переход на радиальную станцию.

Станция «Новослободская» Кольцевой линии Московского метрополитена располагается в Тверском районе Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции – 40 метров. тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения. С «Новослободской» имеется переход на станцию «Менделеевскую» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Перед строительством станции был объявлен конкурс архитектурных проектов. Известный и опытный архитектор, член-корреспондент Академии архитектуры СССР, А.Н. Душкин, уже получивший за аналогичное задание две Сталинских премии, предложил начинающему архитектору А.Ф. Стрелкову вместе разработать проект. Оба архитектора привнесли в эту работу что-то свое: Душкин осуществил свою идею создать нечто сказочное, а Стрелков предложил конструктивные решения, которые больше понравились комиссии. Действительно, глядя на оформление станции «Новослободской» вспоминаются русские народные сказки или сказки Бажова.

Пилоны средней ширины постепенно расширяются кверху и переходят в своды. И в центральном зале, и со стороны боковых залов арки окаймляют рельефные лепные полосы с золоченым орнаментом. Пилоны облицованы светлым серовато-желтым мрамором, а внутри пилонов находится самое главное украшение станции – витражи. Всего их 32, все они красиво подсвечиваются изнутри. В верхней части витражей расположены медальоны с изображениями жанровых сцен мирной жизни. На некоторых изображены люди, на других – геометрические орнаменты и пятиконечные звезды. Витражи изготовлялись в Риге по эскизам П.Д. Корина. Идею применить витражи для украшения станций метро Душкин вынашивал давно. В идеале предполагалось, чтобы их сделала В.И. Мухина из уранового стекла. Однако Госплан отказал в выделении уранового стекла, и тогда появилась идея создать цветные витражи, а работу поручили выполнить латвийским художникам.

Торцевую стену центрального зала занимает большое панно из смальты «Мир во всем мире» работу П.Д. Корина. На мозаике изображена женщина с ребенком на руках. Первоначально на панно присутствовало и изображение Сталина, а затем на его месте появились белые голуби. Пол станции в шахматном порядке выложен плитами из серого и черного гранита. Помимо витражей, станция освещается подвесными люстрами-тарелками.

После того, как в 2003 году станцию реконструировали, интенсивность освещения стала большей, хотя, по замыслу архитекторов, «Новослободская» должна была освещаться таинственным приглушенным светом.

Станция «Белорусская» кольцевой линии Московского метрополитена располагается в Тверском районе Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции – 42 метра. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения. В центре зала устроен переход на одноименную станцию Замоскворецкой линии, в переходе установлена скульптурная композиция «Белорусские партизаны».

Станция открылась 30 января 1952 года, и была названа по Белорусскому вокзалу, вблизи которого она располагалась. Архитектурный проект кольцевой «Белорусской» разработали архитекторы И.Г. Таранов, Н.А. Быкова и Г.И. Опрышко. Их работу высоко оценило правительство СССР – архитекторы получили були награждены Сталинской премией.

Станция оформлена в светлых тонах. Пилоны в нижней части облицованы мрамором, а выше украшены лепкой. По центру пилонов закреплены светильники, выполненные в виде фигурных вазонов из стекла и мрамора с плафонами в виде большого цветка. Под пилонами установлены скамейки. Путевые стены первоначально были облицованы мелкой цветной метлахской кафельной плиткой, но в ходе реконструкции 1994 года ее заменили на белую керамическую плитку. В основании свода путевые стены декорированы пилястрами. Супруги Таранов и Быкова захотели реализовать здесь те идеи, которые не удалось воплотить при строительстве радиальной «Белорусской». В результате у станции появился очень декоративный пол, с орнаментом, характерным для традиционной белорусской вышивки. В оригинальном виде пол был выложен белой, серой и красной керамической плиткой, но сейчас пол выглядит иначе. В процессе реконструкции плитку заменили полированным гранитом, причем изначальный узор был значительно упрощен.

Тема декора станции – хозяйство и культура Белоруссии. В соответствии с этой тематикой потолок украшен лепными элементами в виде венков и колосьев, а также мозаичными панно, выполненными в технике флорентийской мозаики. На одном из панно были изображены женщины, вышивающие портрет Сталина. В 1960-е годы панно откорректировали, и вместо изображения Сталина появился орден Трудового Красного Знамени.

станция Курская (арбатско-покровская)

Метро «Курская» расположена между станциями «Площадь Революции» и «Бауманская» Арбатско-Покровской линии. Она входит в состав пересадочного узла, состоящего из трех станций.

История станции

Станция была открыта 13 марта 1938 года.

История названия

Свое названия станция получила благодаря Курскому вокзалу, расположенному рядом.

Описание станции

Дизайн станции посвящен сельскому хозяйству. Путевые стены облицованы керамической белой плиткой и черным мрамором. Пол выстлан гранитом серого, черного и красного цветов. Пилоны отделаны белым мрамором с серыми прожилками. Свод станции украшает рельефный орнамент. Два вида светильников освещают станцию. На потолке расположены плоские круглые люстры. В центральном зале светильники помещены в декоративные решетки, изображающие колосья и расположенные на пилонах.

Технические характеристики

Станция «Курская» построена по типовому проекту. Это пилонная, трехсводчатая станция глубокого заложения, расположенная на глубине 40 метров. Размеры сводов тоже стандартные: центральный зал имеет диаметр 9,5 метров, боковые залы – 8,5 метров. Поскольку до 1944 года станция «Курская» была конечной, за ее пределами сохранился пошерстный съезд, используемый сегодня для служебных перевозок и при возникновении внештатных ситуаций.

Вестибюли и пересадки

Станция имеет пересадки на станцию «Чкаловская» Люблинской линии и на одноименную станцию Кольцевой линии. Метро «Курская» имеет общий с Кольцевой станцией вестибюль, из которого есть два выхода. Один из них ведет на платформы Курского вокзала, второй – на ул. Земляной Вал и к Нижнему Сусальному переулку. Перейти на станцию Кольцевой линии можно по лестницам, расположенным в центре зала. Этот переход был открыт в 1950 году. Переход на Люблинскую линию был открыт в 1996 году. Его построили в западном торце станции. Чтобы попасть на Люблинскую линию, нужно воспользоваться эскалаторами.

Наземная инфраструктура

Самой известной частью инфраструктуры станции является Курский вокзал. Направления следования поездов: Курское, Горьковское, Смоленское и Таллиннское. Рядом со станцией располагается торгово-развлекательный комплекс «Атриум», в котором есть салон красоты, боулинг, кинотеатр, магазины, пиццерия, рестораны и кафе. В непосредственной близости от станции есть банки и банкоматы, аптеки, госпиталь и центр духовного возрождения по методам восточной медицины.

Полезные факты

Время работы станции: 5:30 – 1:00.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *