Кто создал скульптуру рабочий и работница
Перейти к содержимому

Кто создал скульптуру рабочий и работница

  • автор:

Скульптура «Рабочий и колхозница»

Скульптура «Рабочий и колхозница»

Эталон социалистического реализма — так называли это монументальное произведение Веры Мухиной, ставшее одним из главных символов СССР. Идея скульптуры принадлежит архитектору Иофану, который придумал объединить идеи сразу двух античных статуй — «Тираноборцев»(Критий) и «Ника Самофракийская»(неизвестный автор). В первом случае, архитектора вдохновила обща линия скульптур Гармодия и Аристогитона, составивших заговор против тирана Гиппарха. Во втором случае — динамика и патриотическое звучание скульптуры.

Государственный заказ предусматривал размещение скульптуры у входа в Советский павильон на всемирной выставке в Париже. Поскольку павильоны Германии и СССР находились напротив друг друга, скульптурная композиция всеми возможными художественными и монументальными средствами должна была демонстрировать идеологическое превосходство коммунизма над нацизмом.

Скульптура

Вера Мухина подошла к созданию главного идеологического произведения с присущим ей размахом и талантом. Две фигуры — рабочего и крестьянки, высоко поднимающие над головой символы СССР — молоток и серп. Они словно устремлены ввысь, их объединяет момент триумфа, великой победы. Идея побеждающего труда и вечного нерушимого союза пролетариата и крестьянства — главная коммунистическая догма — в исполнении великой Веры Мухиной выглядит непреложной и привлекательной.

Для достижение дополнительного эффекта, скульптуру было решено сделать из тонких листов нержавеющей стали, которая отражала свет и меняла свой цвет в зависимости от солнечного освещения.

Рабочий и колхозница, Москва

В мае 1937 года скульптура, высотой 58 метров (25 метров собственно скульптура и 33 метра постамент) украсила выставочный павильон Советского Союза. Достоверно известно, что разведка СССР всерьез интересовалась оформлением павильона Германии, в результате высота советского павильона была на несколько метров выше, что несомненно обрадовало руководство страны и огорчило немцев.

Парижане ходили смотреть на скульптуру по нескольку раз в день, поскольку она постоянно меняла свой цвет — на восходе она была розовой, днем — ярко-серебристой, а на закате — золотой.

После окончания выставки французы начали собирать средства для того, чтобы выкупить у СССР скульптуру и оставить ее в Париже. Сталин категорически отказал.

Рабочий и колхозница, постамент

С конца 40-х годов «Рабочий и колхозница» является основным символом киностудии Мосфильм. Скульптура часто встречается в документальных и художественных фильмах. Теперь она стала самым впечатляющим и талантливым памятником своей эпохи.

В начале 21 века монумент пережил серьезную и затяжную реставрацию. С 2009 года эталон соцреализма снова украшает вход во Всероссийский выставочный центр.

Памятник «Рабочий и колхозница» в Москве

Знаменитый монумент придумал архитектор Борис Иофан. Тот самый, что разрабатывал грандиозный Дом советов со 100-метровой фигурой Ленина наверху на месте Храма Христа Спасителя. Тогда проект так и не реализовали из-за войны. А вот памятник «Рабочий и колхозница» в Москве в жизнь воплотили. Создала его, потом разобрала на 65 частей и повезла в 1937 году на международную выставку в Париже народный художник, скульптор Вера Мухина. А уже после мероприятия композицию из нержавеющей стали установили там, где она до сих пор и возвышается, — у входа на ВДНХ.

Но это не только скульптура! Внутри постамента не так давно открыли огромный павильон, где устраивают выставки и лекции. А на самом постаменте, прямо у громадных ног рабочего и колхозницы, в хорошую погоду проводят концерты.

Адрес: Москва, пр. Мира, 123Б

Координаты: 55.828163, 37.646861

Режим работы: ежедневно, круглосуточно

Видео памятника «Рабочий и колхозница»

История

Изначально рабочий и колхозница должны были быть обнаженными — как и их прообраз, древнегреческая скульптура «Тираноборцы» (5 век до нашей эры; считается одним из символов афинской демократии). Но приемная комиссия велела фигуры «одеть». Так появился шарф, который держит колхозница, — изначально это была прикрывающая тела драпировка. Делали ее долго, и на Мухину донесли, что она сознательно затягивает сроки сдачи монумента. А в шарфе для пущей убедительности даже рассмотрели… черты лица Льва Троцкого, на тот момент уже врага СССР. К счастью, клевета никак не сказался на судьбе Веры Мухиной. Потом на приемку монумента приедет сам Сталин. Походит, поразглядывает, никакого Троцкого не обнаружит — и довольный уедет к себе. А Мухина с памятником отправится на Парижскую выставку.

Каркас будущей композиции ваяли на московском предприятии «Стальмост», обшивку (листы стали, из которых и состоит памятник) — в цехах столичного завода НИИ машиностроения. Прототипом «колхозницы» стала служившая в то время телефонисткой в НКВД Анна Богоявленская — красивая, говорят, девушка спортивного телосложения. Для «рабочего» позировали два человека: танцор Игорь Басенко (с него лепили тело) и строитель Сергей Каснер (он «подарил» скульптуре свое лицо, поскольку анфас танцовщика был недостаточно пролетарским).

Когда монумент собрали в Париже (а для перевозки его разбирали на 65 частей), французы ахнули от восторга, а местная пресса назвала работу Мухиной величайшим произведением 20 века. Скульптура получила золотую медаль — Гран-при. Французы хотели даже купить монумент, но советское правительство решило: такую символичную композицию надо возвращать на Родину. Ее установили перед входом на ВДНХ.

В 1970-х хотели было переместить скульптуру на стрелку недалеко от Дома художника на Крымском валу. Но не стали: монумент к тому времени обветшал и мог не перенести переезда. Памятник оставили на своем месте, а на стрелке водрузили Петра Первого работы Зураба Церетели, который уже много лет вызывает яростные споры на предмет «снести нельзя оставить».

Памятник «Рабочий и колхозница» в Москве на долгие годы стал не только символом нового поколения новой страны, но и заставкой к кинолентам «Мосфильма». Правда, водрузили его на уменьшенный постамент: всего 10 метров вместо оригинальных 35, как это было в Париже. В результате скульптура потеряла свою мощь и динамичность.В 2003-м монумент решили реставрировать. Разрезали на 40 деталей, чтобы понять: какие надо менять полностью из-за коррозии, а какие можно восстановить. Так фигуры исчезли со своего постамента до 2009 года. По этому поводу тогда шутили: «Рабочий и колхозница развелись», «Парочка эмигрировала». После нескольких лет работы скульптуру вновь установили на павильон высотой 34,5 метра, повторяющий авторский проект Бориса Иофана 1937 года. В итоге скульптура — 24,5 метра плюс постамент — стала пятой по высоте в России: после монумента Победы, памятника покорителям космоса около ВДНХ, памятника Петру Первому на Крымской набережной в Москве и «Родины-матери» в Волгограде.

Отель От 1700 руб. в сутки Обед От 400 руб. на человека Такси От 150 руб.

Что посмотреть

Во-первых, памятник «Рабочий и колхозница» в Москве достоин того, чтобы неторопливо насладиться его общим видом издалека. Полюбуйтесь им, двигаясь от остановки монорельса «Улица Сергея Эйзенштейна» или от метро «ВДНХ», почувствуйте всю его мощь!

Во-вторых, зайдите на выставки, которые последние лет 10 устраивают в павильоне-постаменте. Заодно там же оцените и то, как устроен павильон: огромные проходы в виде пандусов соединяют между собой залы и этажи, все это смотрится весьма внушительно.Ну а потом можно и на ВДНХ заглянуть — а это отдельный мир советского величия, к тому же недавно отреставрированный.

Панорама памятника

Памятник «Рабочий и колхозница» в разное время года

В павильоне «Рабочий и колхозница» круглогодично проходят выставки. Попасть с этажа на этаж можно не только с помощью лифтов (это как раз наименее интересно), а по широченным пандусам, образующим квадратную спираль.А летом на крыше здания, прямо у подножия 24-метровых статуй, устраивают концерты. Слушаешь музыку и наслаждаешься потрясающим видом на Москву. Еще тут проводят мастер-классы и семинары.

Где сделать красивое фото

Во время концерта у подножия скульптуры. Если не боитесь нависающих над вами почти 25-метровых колоссов, конечно.

На фоне монумента целиком и в отдалении от него — так, чтобы вся махина вошла в кадр вместе с вами. Ракурс присматривайте, подходя со стороны метро.

Снимите памятник «Рабочий и колхозница» в обрамлении листьев деревьев или цветов, с весны по середину осени в Москве все цветет. Так получится яркая натуральная рамка, в центре композиции которой окажется знаменитая пара.

Кто создал скульптуру рабочий и работница

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция онлайн

  1. Главная
  2. Онлайн ресурсы
  3. Коллекция
  4. Скульптура
  5. Рабочий и колхозница

Рабочий и колхозница

1889, Рига — 1953, Москва

Рабочий и колхозница

Модель скульптурной группы для Советского павильона на Международной выставке 1937 года в Париже. 1936

  • Бронза . 158 х 113 x 110
  • СО-724
  • Пост. 1963 из ГТГ
  • Период Первая половина XX века
  • Ключевые слова 1918-1941 (советская эпоха) | соцреализм | советское искусство | рабочие | труд, работа | памятники
  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
    • 100 лет СССР

    Поделиться

    В 1936 году Вера Мухина получает приглашение участвовать в закрытом конкурсе на разработку монументальной группы «Рабочий и колхозница», предназначенной для советского павильона на Международной выставке 1937 года в Париже. Скульптурному конкурсу предшествовал архитектурный, в котором победил Борис Иофан. Архитектор не только создал проект самого павильона, который должен был продемонстрировать достижения страны за двадцать лет, но и включил в решение скульптурную композицию. Она должна была конкретизировать главную идею сооружения. «В возникшем у меня замысле, – писал Иофан, – советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой мощный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма, когда труд есть дело чести, доблести и геройства. Этот замысел надо выразить настолько ясно, чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это павильон Советского Союза». Скульптурная группа была намечена приблизительно – изобразить юношу и девушку с серпом и молотом в руках, олицетворяющих хозяев Советской земли – рабочий класс и колхозное крестьянство.

    Некоторое представление о том, как воспринималась композиция на крыше павильона, дает бронзовая модель, хранящаяся в Русском музее. Уже со значительного расстояния фигура колхозницы казалась как бы парящей в воздухе. Складки ее юбки и особенно шарф, словно наполненные воздухом, обтекали фигуру, сообщая ей особую гармоничность, динамику и красоту, красоту, сочетающую в себе физическую силу и поэтическую одухотворенность. При осмотре в фас скульптура приобретала суровую сдержанность, а стремительный бег казался торжественно замедленным. При обходе сзади динамика движения вновь нарастала, герои устремлялись вперед, будто гонимые потоками ветра. Подобной многоплановости в монументально-декоративной скульптуре до Мухиной еще никто ни достигал в первой половине XX века! К тому же при всей монументальности, композиция легкая, ажурная, активно проникающая в окружающее пространство и создающая вокруг себя атмосферу ликующей радости. Глядя на нее сложно представить, сколько трудностей довелось преодолеть Вере Игнатьевне при ее создании, начиная с выбора материала, так как решено было использовать хромированную сталь – материал для скульптуры совершенно непривычный.

    20 декабря 1936 года модель была закончена и отдана на завод. Казалось, что для скульптора основная работа закончилась. Однако все получилось иначе. Увеличить модель обычным способом не удалось. Мухиной с двумя помощницами – скульпторами Ивановой и Зеленской, а также инженерами и рабочими пришлось буквально выколачивать двухфигурный монумент из металла, многое в форме уточняя на ходу. Наконец 25-метровый гигант был готов. На каркас весом 63 тонны положили 12 тонн стали, причем толщина стальных листов была не более 0,5 мм. Для транспортировки скульптуру пришлось разобрать на 65 частей и отправить в Париж несколькими вагонами. А потом потребовалось одиннадцать дней для того, чтобы мерцающая, словно серебряная, композиция предстала перед глазами изумленных парижан. В воспоминаниях сына Мухиной сохранилась легенда, что Франция хотела выкупить скульптуру у Советского государства, но высшая власть распорядилась иначе и «Рабочий и колхозница вернулись на родину. К сожалению, при демонтаже скульптура была сильно повреждена. В 1939 году ее почти полностью реконструировали и установили перед главным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москве.

    Варианты: эскизы, гипс тонированный, 1936 — ГРМ (СО-626, СО-627 , СО-633), ГНИМА; бронза, отлив 1965 с гипса 1936 (ГРМ, СО-633) — ГРМ (СО-797); модель, гипс тонированный, 1936 — ГРМ (СО-302); модель, гипс, отливы 1937 с гипса (СО-302) — ГТГ, ЦНИИ технологии машиностроения, Москва, ГЦМСИР; гипс (переработанные отливы), 1951 — киностудия «Мосфильм», Москва; гальванопластика, 1951 — Национальная галерея живописи и скульптуры Румынии, Бухарест. Вера Мухина. СПб, 2009. С. 151.

    На основании сбоку сзади под правой ногой мужской фигуры: отл. Миглиник.

    Почему автор «Рабочего и колхозницы» Вера Мухина считалась в СССР неблагонадежной

    Скульптура

    Всемирную известность ей принесла гигантская статуя «Рабочий и колхозница», созданная для парижской Всемирной выставки 1937 года, а позднее установленная возле входа на ВДНХ. Она стала эмблемой киностудии «Мосфильм» и вообще неофициальным символом СССР.

    Но несмотря на славу, премии и ордена, Мухиной никогда не заказывали скульптур Ленина и Сталина.

    • В Москву вернулись «Рабочий и колхозница»
    • Авангардисты Октябрьской революции: почему их эпоха быстро закончилась
    • «Рабочий и колхозница» — идеология или искусство?

    Она была дочерью миллионера, сестра жила за границей, муж, врач Алексей Замков, в 1919 году арестовывался Петроградской ЧК по обвинению в участии в белом заговоре и был отпущен лично Менжинским благодаря старому знакомству.

    В начале 1930-х годов Мухину высылали из Москвы, а после парижской выставки больше не пускали за границу.

    line

    Еще несколько фактов о скульпторе и ее главном творении:

    • Отец Веры торговал хлебом и пенькой и владел доходными домами в Риге. Родители рано умерли, Веру с сестрой воспитывали братья отца. Увлечение племянницы искусством они приветствовали и денег на учебу не жалели, но не хотели и слышать о том, чтобы она поехала в «развратный» Париж и жила там без присмотра.
    • Не было бы счастья, да несчастье помогло: катаясь с горы на санках, девушка сломала нос и отправилась в Париж на операцию. Таким образом, она стала первой россиянкой, во всяком случае, среди знаменитостей, прибегнувшей к пластической хирургии. А заодно брала уроки у скульптора Антуана Бурделя, ученика Родена.

    Советский и германский павильоны на Всемирной выставке в Париже (май 1937 года)

    • Первой любовью Веры Мухиной был эсер-эмигрант Александр Вертепов. С началом Первой мировой войны он записался добровольцем во французскую армию и погиб, а Мухина вернулась в Россию, окончила курсы и работала в военном госпитале медсестрой.
    • С Алексеем Замковым, будущим профессором медицины, она познакомилась в 1918 году, выходив его от сыпного тифа.
    • Брак оказался счастливым и крепким. На общем памятнике над их могилой на Новодевичьем кладбище под портретом мужа написано: «Я сделал для людей все, что мог», под портретом пережившей его на 11 лет жены: «Я тоже».
    • Их единственный сын в четыре года сломал ногу, у мальчика развился костный туберкулез, все московские врачи сочли ампутацию неизбежной. Тогда Замков с помощью жены прооперировал его дома на кухонном столе. Сын выздоровел.
    • Первая известная работа Мухиной — бронзовая «Крестьянка», которую она называла «Бабой». Сложенные на груди мускулистые руки Мухина вылепила с трицепсов мужа. Скульптура, изваянная к 10-летию революции, была потом отправлена на выставку в Венецию и приобретена Ватиканом.

    Getty Images
    Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба!
    Пабло Пикассо
    о скульптуре «Рабочий и колхозница»

    • В 1930 году Замкова уволили с работы, а Мухиной перестали давать заказы. Супруги решили бежать в Латвию. Их задержали, допросили, выслали в Воронеж. Вернуться к нормальной жизни помог Максим Горький. Причем хлопотал он не за Мухину, а за ее мужа, поскольку лечился изобретенным тем укрепляющим гормональным препаратом «Гравидан». Позднее Мухина создала памятники Горькому в Нижнем Новгороде и Москве.
    • Идею воздвигнуть на крыше советского павильона в Париже монументальное изваяние выдвинул его архитектор Борис Иофан. Был объявлен конкурс с условием: композиция должна изображать мужчину и женщину и включать серп и молот. Проект Мухиной победил и воплотился с единственным изменением: политбюро потребовало «одеть» тела, которые Мухина хотела сделать обнаженными.
    • Высота «Рабочего и колхозницы» — 24 метра, вес — 75 тонн. Скульптура была создана из нержавеющей стали с помощью электросварки. Единственным аналогом в мире на тот момент являлась Статуя Свободы, но при ее изготовлении использовались заклепки.
    • В одну из ночей посмотреть готовую скульптуру неожиданно приехал Сталин. Обошел вокруг, ничего никому не сказал, и сел в машину. Впоследствии выяснилось: директор завода, где сваривались стальные листы, написал донос, что в складках юбки колхозницы якобы можно увидеть профиль Троцкого.
    • Для доставки в Париж статую разрезали на 65 частей и поместили в 28 вагонов. Во время сборки лопнул крановый трос. Лишь случайно не пострадали ни люди, ни скульптура. Французская полиция назвала это техническим инцидентом, советские представители утверждали, что трос кто-то подпилил.

    Скульптурная композиция Йозефа Торака

    • Устроители выставки отвели советскому и германскому павильонам места напротив друг друга, рассчитывая на контраст. Взамен вышла демонстрация тождества художественных вкусов двух режимов: неоклассицизм, брутальность, помпезность.
    • Вера Мухина и ее германский коллега Йозеф Торак, автор скульптурной композиции «Товарищество» выполнили социальный заказ на мощную энергетику, уверенность и оптимизм. Критики отметили, что Мухина положила в основу образа движение, а обнаженные атлеты Торака вышли статичными.
    • Гран-при за лучший павильон разделили СССР и Германия. Советские экспонаты получили на выставке 270 разных наград.
    • Французы предлагали выкупить «Рабочего и колхозницу», но советские власти не согласились.
    • В Москве скульптуру водрузили на низкий постамент, проигнорировав протесты Мухиной, назвавшей его «пеньком». Ощущение полета исчезло. В ходе реставрации 2003-2009 годов был построен 34,5-метровый постамент, точно соответствующий высоте парижского павильона.
    • Вера Мухина занималась не только монументальной скульптурой. Созданная ею коллекция одежды выставлялась в 1925 году в Париже. Ей также приписывают создание дизайна знаменитого советского граненого стакана, «пузатой» 500-граммовой пивной кружки и школьной формы для девочек.

    Мужчина пьет водку из граненого стакана

    Использованные материалы:

    • Вера Мухина: взлететь над Эйфелевой башней
    • Первая дама советской скульптуры
    • Участие СССР во всемирной выставке в Париже
    • Всемирная выставка в Париже, 1937: битва идей
    • Великое противостояние на Международной выставке 1937 года
    • Чем заплатила скульптор Вера Мухина за свою известность?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *