Что такое маршрут автобуса
Перейти к содержимому

Что такое маршрут автобуса

  • автор:

Что такое маршрут автобуса

Телефоны для связи:

Телефон/Факс:
+7(495)649-32-73

E-mail:
signumplus@bk.ru
7298069@rambler.ru

Часы работы:
пн — пт: 11.00 — 19.00

г.Москва,
ул.Б.Черкизовская,

д.24 А, стр.1, оф.733

Как устроены междугородние и пригородные автобусы в нашей стране

Мы тут полезли в автобусы и узнали, какой это дивный новый мир.

У каждого автобуса есть маршрут, расписание и тариф. Если автобус ездит внутри города, то тариф фиксированный и заранее известный. Если маршрут муниципальный или межрегиональный, то тариф устанавливает сам перевозчик по рыночной ситуации. Маршрут — это значит, что автобус должен ехать по заранее известным остановкам и только по ним, не может никуда сворачивать. Водителю нельзя высаживать или забирать пассажиров вне остановки своего маршрута. Расписание — это значит, что на каждой остановке он должен быть в определённое время.

Последнее в России соблюдается в 70% случаев. Понятно, на дорогах может случиться многое, включая пробку из-за ДТП, но автобус должен быть на конечной вовремя. Это важно для того же автовокзала. Это сразу означает одну очень смешную вещь: если вы садитесь на автобус с длинным рейсом не в начале маршрута, то будьте готовы, что он нет-нет, да пройдёт вашу остановку раньше расписания. В последние годы такое случается реже и реже.

Позже — не страшно, вы просто постоите ещё несколько минут. А вот раньше — это значит, что вы можете прийти за 5 минут и посмотреть вслед уходящему автобусу.

Как установить время, когда автобус приедет? Городской транспорт сейчас оснащается GPS-устройствами и аплинком для обновления положения (можно видеть их прямо на карте). Загородные автобусы — по решению перевозчика. Поэтому часто единственный способ — это рассказы бывалых, как такой автобус ездит по факту. Мы их накопили достаточное число в отзывах по автобусам и направлениям, поэтому можно проверять.

Заодно в этих отзывах можно узнать, что за автобус поедет, потому что замены случаются относительно редко. Но случаются: если в авиации за рейсом закрепляется самолёт (и вы знаете, на чём полетите), на железной дороге вы знаете что-то про поезд, то в пассажирских автоперевозках что именно будет подано — не фиксируется.

Перед рейсом в автопарке каждый автобус проходит технический предрейсовый осмотр, отметка об этом ставится в путевом листе. Водитель проходит в автопарке медицинский осмотр, как перед рейсом, так и после рейса обязательно (после — для того, чтобы удостовериться, что водитель не пил ничего в пути).

Автобусы бывают как самые дурацкие с дырами в окнах, так и крутейшие с туалетами, кондиционерами, обогревателями и полулежачими сиденьями, и с местами «бизнес-класса». Мы в команде «Туту-Автобусы» их называем «десятки» по рейтингу — они почти всегда получают высший балл от пассажиров, ошалевших от такого комфорта.

Ещё в автобусе надо сидеть пристёгнутым.

Ещё на межгороде если требуется ехать более 8 часов в сутки, то должно быть два водителя. Один ведёт, второй спит.

Чем ещё отличается «серый» рейс?

Отсутствием безопасности и базового уровня стандарта. Поскольку «серые» перевозчики и автовокзалы не объединены едиными стандартами, нет никаких общих требований к тому, что и как должно происходить. Например, нет единых требований к безопасности автобуса: если в аэропорту из-за входных требований просто не получится улететь на картонном самолёте, то на автобусном рынке можно спокойно встретить нечто, разваливающееся на ходу. У нас в базе знаний, например, особо отмечены автобусы, где нужно ехать с зонтиками, потому что из-за ржавых дыр в крыше внутрь салона попадает дождевая вода. Как наверху поста.

Стандарты по водителям — своя особая атмосфера. Они довольно своеобразно соблюдаются. Конкретно самое больное место — это время отдыха между рейсами. Если вы готовы доверить свою жизнь человеку, который спал 3 часа за последние двое суток, то я могу подсказать пару пригородных направлений с «серыми» рейсами.

Про другие отличия я бы ещё поговорил в другом посте про права пассажиров — они настолько интересны, что мы привлекаем уже третьего юриста разбираться.

Автовокзалы и маршруты

В Европе чаще всего автовокзал устроен как аэропорт. В смысле, что он самодостаточен и продаёт свои сервисы перевозчикам. У нас такое только-только начинается, поскольку рынок только переходит к этой модели. Я лично знаю два таких автовокзала. Это петербургский и московский вокзалы, которые продают вокзал как сервис перевозчикам, а не зарабатывают с билетов. Другой источник дохода.

Большая часть автовокзалов в России на практике зарабатывают только продажей билетов. И это рождает интересную особенность — им невыгодно, чтобы перевозчик продавал билеты сам, и они запрещают ему торговать билетами самостоятельно. Есть такие вокзалы, которые предпочитают, чтобы автобус ушел пустым, но только бы не терять эксклюзив на право продажи.

Поэтому за заполнение автобусов в большинстве случаев отвечает вокзал. Он агрегирует билеты от перевозчиков по своим маршрутам и передаёт их на витрину в розничные кассы, онлайн и так далее. Редкие вокзалы позволяют пройти на эту витрину перевозчикам со своими билетами либо же позволяют перевозчикам продавать билеты напрямую, синхронизируя данные с данными вокзала, но это уже достаточно сложный уровень ИТ-взаимодействия.

То есть официальный перевозчик во многом зависит от вокзала. Вопрос в том, зачем ему вокзал. Потому что ему нужно обеспечить места посадки и высадки пассажиров и их безопасность в процессе. И из-за угрозы в том числе террористических актов требования по безопасности очень серьезные. А еще дело вот в чём: чтобы заявить новый маршрут, нужно его защитить на уровне взаимодействия с регуляторами. Сначала надо найти поток пассажиров, которые нуждаются в перевозке, и обосновать его. Например, построили новый жилой микрорайон, а туда никто не ездит. Перевозчик, первым обнаруживший эту нишу, может попробовать «застолбить» маршрут за собой. Или вдруг вы нашли направление, где автобус ходит только по утрам, и понимаете, что пассажиров в два раза больше и стоит пустить вечерний рейс. Тоже можете подать заявку. Суть получения маршрута — доказать, что есть достаточное количество пассажиров, которые хотели бы уехать, но пока не могут.

Как правило, нельзя забирать маршрут, который уже обслуживается другими автобусами или видами транспорта («у нас такой же, только в конце налево»), — вам могут дать только финальную часть, где налево, но не всё сразу. Нельзя делать вещи вроде «автобус сейчас ходит в 20:00, я буду ходить в 19:50» — этим вы «подрезаете» чьи-то перевозки. Правильная рекомендация в таком случае — первый перевозчик должен использовать большие автобусы, а не добавлять второй.

Маршрут может проходить по стандарту только по уже существующим остановочным пунктам, которые размечает город. Они записаны в реестре остановочных пунктов. То есть нельзя взять и нарисовать кривую на карте — нужно, чтобы были остановки, где поедет автобус. Именно тут на сцене появляется автовокзал (или автостанция), потому что он является хабом входа автобусов в город или выхода из него. С ним надо договориться тоже — автостанция подтверждает наличие перронных мощностей и так далее. Соответственно, удобным для себя маршрутам автовокзалы могут помочь появиться, а неудобным — могут и помешать.

Построить свой автовокзал и возить через него тоже опция, но это стоит огромных денег и адски сложных согласований. Инвестиции там в сотни миллионов рублей и с очень долгой окупаемостью. Однако я знаю, что сейчас автовокзалы строятся перевозчиками, например, в Самаре и ещё ряде городов собираются делать автобусные рейсы от аэропортов. Соответственно, около аэропорта нужны автостанции. Это норма для Европы, но у нас этот рынок почти не развит. Регионы этому системно рады, потому что это серьёзная инвестиция в город.

Средний автовокзал, как и средний рейс, по моим впечатлениям, в России загружен на 50-60 процентов. Причина и в нецивилизованности рынка, и в «псевдозаказных» перевозках, и в высокой конкуренции с сервисами типа блаблакара, куда внезапно уходят «серые» перевозки, чтобы окончательно избежать требования к профессионализму водителей и безопасности перевозки. Суперприбылей нет, но нет и такого, что кто-то не справился с потоком. Для сравнения: по авиа и ж/д более 50% билетов продается онлайн, а в автобусах, по самым смелым оценкам, не более 5%, а реальность скорее где-то в районе 2‒3%. На деле, стоит рынку стать чуть более стандартизированным и регулируемым, и у нас будет город-сад как в Европе. Мы до этого ещё дорастём, но не сразу.

Есть три поля деятельности: внутригородские перевозки (это обычные автобусы по городу, где внутри часто ходит контролёр), муниципальные (например, это от города до села в той же области и обратно) и межрегиональные (это до города в другой области). На внутригородских рейсах, которых мы сейчас почти не касаемся, есть регуляция тарифа. То есть взять и запросить с пассажира любую цену не выйдет — её надо согласовать с городом. А на муниципальных и межрегиональных эта регуляция почти отсутствует, то есть цены регулируются, по сути, только платёжеспособностью населения и конкуренцией между перевозчиками.

Официальный перевозчик имеет право останавливаться только на официальных остановках. Не обижайтесь на водителя, если он не остановил у пятого столба слева, — его за такое серьёзно штрафуют, если в автобусе установлена система контроля.

Романтика

В США система автобусов отлажена и работает как часы. Ладно, почти как часы. В Швейцарии она ещё связана с железнодорожной системой и неотделима от неё: если в 13:26 автобус приходит на станцию, а в 13:27 со станции отправляется поезд, то вы можете быть железно уверены, что успеете. На этом строится их инфраструктура доставки людей на работу. Похожая история в Японии, есть ещё примеры по миру. А в Англии до 60% билетов на автобусы продаются онлайн.

Но система межгорода США особенная. Их отличие в том, что в какой-то момент перевозки объединились в лобби и начали продвигать автобусы на всю страну. То есть где-то они не дают строить железнодорожный терминал на уровне города, где-то продвигают другие свои интересы — и даже заказывают общую рекламу. Парни годами вкладывались в то, чтобы образ автобуса был романтизирован в кино. Вспомните любой американский фильм: там почти всегда автобус — это символ чего-то почти романтического, перемен в жизни. Ладно, не вспоминайте «Догму».

У нас же только начинается этот путь. И, похоже, дорожку будем прокладывать мы. Сейчас мы ввели рейтинги и отзывы, и по ним уже видно, когда и как стоит ездить. Например, если у вас есть выбор по времени из Москвы в Петербург, то вы легко увидите, какой перевозчик какой рейс выполняет (в кассе вам это не скажут) и у кого какие особенности, где комфортно, а где не очень. Где, если автобус ломается, вызывают другой, а где вас оставляют в поле. Кто как относится к клиентам. И так далее. Кто ездит официально и даёт финансовые гарантии, у кого водители после медконтроля — вся эта база знаний расширяется, и скоро она начнёт больше влиять на покупку билетов. Тогда рынок цивилизуется просто потому, что быть правильным — выгоднее. Ну, мы верим в это.

  • Блог компании Туту.ру
  • Урбанизм

Как обозначить маршрут автобуса

Транспортная система города — ключевая инфраструктурная система, затрагивающая большинство жителей. Умение пользоваться этой системой — базовое знание жителя города. Это первое, что требуется понять и изучить новичку.

Обучение происходит большей частью через информирование и навигацию: схема линий метро, тарифы на кассе, красная буква М при входе в метро — все это информационные сигналы, которыми город разговаривает с пассажирами.

Они могут быть простыми (как в Мехико) или сложнее (как в Токио), но это обязательная часть городского сервиса. Работает это и в Москве.

Правил и инструментов для того, чтобы рассказать пассажиру как ему пользоваться транспортом всего несколько: цвет, форма, текст, иконка (пиктограмма). Обычно используют все из них.

Например, линия метро: форма значка в виде круга, цвет фона в цвет линии на схеме и номер линии текстом внутри круга. Встретив такое обозначение несколько раз, пользователь будет использовать его автоматически. И не будет путать с выходом из метро: черный квадрат с желтым номером.

Если информации надо передать мало — все работает хорошо. Но иногда правила становятся слишком сложные и система ломается. Так произошло в Москве с обозначением наземного транспорта после введения системы “Магистраль”. Рассмотрим два примера:

Текст.

Первое, что сломалось — обозначение самих маршрутов. Часто ходящими маршрутами стали и новые М1, М2 и т.п., и старые экспрессные 901, 902 и т.п, и даже троллейбусные т49 или Б.

При этом у маршрута может быть еще и доп. информация зашитая в его обозначении, например, буква К (короткий рейс), Э (экспресс) или О (обед).

Итого: более 10 правил наименования маршрутов, которые пользователю надо понять и начать использовать. Слишком много.

  1. Буква М в начале может означать высокую частоту рейсов. Но есть исключения.
  2. Буква Т в начале может означать тип транспорта. Но есть исключения.
  3. Буква Н, может означать режим работы. Но есть исключения.
  4. КМ означает компенсация закрытия метро.
  5. Э в начале обозначает экспресс. Но есть исключения.
  6. С в начале может означать социальный. Но есть исключения.
  7. Отсутствие буквы означает обычные маршруты. Но есть исключения.
  8. Маршруты исключительно из букв: Sk, А, Б, Э.
  9. Правила использования числа в номере маршрута. Например, ноль в начале для обозначения замен трамвая, цифра 9 для обозначения экспрессов, цифра 5 в прошлом, для обозначения областных. И все это с огромным числом исключений.

Цвет в обозначении маршрутов.

Цвет в обозначение маршрутов был внедрен относительно недавно, вместе с появлением все той же Магистрали три года назад. Но кажется так и не прижился. Основной претензией стала его не соответствие реальности. Маршрут обозначенный на схеме цветом как магистральный или районный почти никогда не ходит каждые 15 минут, как указано в пояснении. Розовые или социальные маршруты, ходят соответственно реже чем раз в полчаса.

Но с вводом цветового кодирования отдельно для каждого из магистральных маршрутов М и ночных Н, все стало сильно хуже

Теперь цвета одновременно разделяют и частоту (районный/социальный), и направление (магистральный/ночной), и перевозчика (маршруты в область), и это без учета трамваев, которые всегда отмечаются чёрным!

Чтобы проверить насколько новая система прижилась, мы провели небольшой опрос пользователей (50 человек, три ТПУ, с 25 по 28 октября). Данные по результатам опроса приведены тут.

Вот итоги: почти 90% ответили “я не знаю, что это означает”. Из ответивших да, почти все ошиблись, указав следующие правила
— Это разделение на автобусные и троллейбусные
— Для разделения маршрутов на карте
— Разделение по направлениям движения
— Разделение по линиям метро

Рассмотрим проблему шире. Сложные и неконтролируемые правила работы транспорта отталкивают пассажиров, мотивируя их пересаживается на личный транспорт. Множество сигналов путает пассажира, делает транспорт непонятным и не предсказуемым.

Для примера для пересадки с одного вида транспорта на другой пассажир должен держать в голове следующий набор информации:

1. Номера выходов из метро и их обозначение: квадрат, желтый цвет, номер.

2. Обозначение остановок. Квадрат, белый фон, цветная плашка разного цвета, буква и номер, иконка типа транспорта.

3. Маршрут: цвет плашки, номер, цвет второй плашки этого же маршрута, цвет полоски на второй плашке, буквенное обозначение маршрута в начале цифр, цифры, буквенное обозначение в конце.

4. Обозначение ключевых точек назначения. Метро: форма плашки, цвет фона, цифра. МЦД: форма плашки, цвет плашки, буква в начале, цифра.

А что у них?

Большинство систем в мире не использует цвет для обозначение маршрута, либо использует его для обозначения типа маршрута. Исключениями являются системы типа парижской, где цветом закодирован каждый маршрут.

Важно, что если цвет и используется, то им кодируется только один вид информации: или трасса или частота и время хождения. Все.

Итого.

Дизайнеры департамента транспорта Москвы последовательно усложняют восприятие системы, усложнив ее на сегодня до степени полного непонимания.

От одного цвета и трех правил текста для обозначения к более чем двадцати правилам с исключениями в каждом их них! За три года!

Более того к сложностям системы обозначения маршрутов добавились и правила обозначения посадочных платформ и самих остановок, которых уже три вида (по номеру выхода метро, по цвету линии направления, типу транспорта).

Маршруты и расписание

Прогнозы прибытия автобусов на остановочные пункты в реальном времени можно получить с помощью приложения Умный транспорт или на транспортном портале.

Маршруты

Закрыть

График работы:
сентябрь — апрель

Пн-Пт: 05:58 – 21:59

Сб-Вск: 06:08 – 21:59

май — август

Пн-Вск: 06:08 – 21:59

  • Начало: Площадь Опаленной Юности
  • Центральная городская больница
  • Ноябрьск Парк
  • Торговый комплекс «Север»
  • Панель XVII
  • ГИБДД
  • Панель IX-В
  • Ноябрьск Парк
  • Конечная: Площадь Опаленной Юности

Закрыть

График работы:
сентябрь — апрель

Пн-Пт: 05:54 — 22:34

Сб-Вск: 5:55 – 22:27

май — август

Пн-Пт: 05:57 — 22:16

Сб-Вск: 5:55 – 22:27

  • Начало: Ноябрьское профессиональное училище
  • Улица Высоцкого
  • Ноябрьск Парк
  • Улица Изыскателей
  • Улица Ямальская
  • Центральная городская больница
  • Улица Советская
  • Конечная: Ноябрьское профессиональное училище

Закрыть

График работы:
сентябрь — апрель

Пн-Пт: 05:42 – 22:22

Сб-Вск: 06:05 – 22:37

май — август

Пн-Пт: 06:12 – 22:31

Сб-Вск: 06:05 – 22:37

  • Начало: Ноябрьское профессиональное училище
  • Улица Советская
  • Центральная городская больница
  • Улица Ямальская
  • Улица Изыскателей
  • Ноябрьск Парк
  • Улица Высоцкого
  • Конечная: Ноябрьское профессиональное училище

Закрыть

График работы:
сентябрь — апрель

Пн-Пт: 05:53 – 22:05

Сб-Вск: 05:58 – 21:57

май — август

Пн-Пт: 05:53 – 22:05

Сб-Вск: 05:58 – 21:57

  • Начало: Улица Муравленко
  • Улица Киевская
  • «Кадет»
  • Улица Новоселов
  • Школа № 10
  • Разворот: Школа № 10

Закрыть

График работы:
сентябрь — апрель

Пн-Пт: 05:55 – 22:19

Сб-Вск: 06:10 – 22:36

май — август

Пн-Пт: 05:55 – 22:19

Сб-Вск: 06:10 – 22:36

  • Начало: Школа № 10
  • Улица Энтузиастов
  • Центральная городская больница
  • Улица Советская
  • Улица Цоя
  • Улица 40 лет Победы
  • Улица Советская
  • Центральная городская больница
  • Улица Энтузиастов
  • Конечная: Школа № 10

Закрыть

График работы:
сентябрь — апрель

Пн-Вск: 07:20 – 21:46

май — август

Пн-Вск: 07:20 – 21:46

  • Начало: Гипермаркет «Лента»
  • Микрорайон «4»
  • Улица 8 Марта
  • Проспект Мира
  • Конечная: Гипермаркет «Лента»

Закрыть

График работы:
январь — апрель, сентябрь — декабрь
май — август

Сб-Вск, и в праздничные дни: 10:00 – 13:47

  • Начало: «Кадет»
  • Проспект Мира
  • Торговый комплекс «Север»
  • Городское кладбище
  • Разворот: Городское кладбище

Закрыть

График работы:
сентябрь — апрель

Пн-Вск: 05:58 — 19:10

май — август

Пн-Вск: 05:58 – 19:10

  • Начало: Железнодорожный вокзал
  • Торговый комплекс «Север»
  • Школа № 13
  • «Кадет»
  • Проспект Мира
  • Центральная городская больница
  • Аэропорт
  • Разворот: Аэропорт

Закрыть

График работы:
сентябрь — апрель

Пн-Пт: 05:45 – 22:15

Сб-Вск: 06:08 – 22:29

май — август

Пн-Пт: 05:53 – 22:20

Сб-Вск: 06:08 – 22:29

  • Начало: Железнодорожный вокзал
  • Ноябрьск Парк
  • Центральная городская больница
  • Микрорайон «П-3»
  • Поселок СМП-329
  • Микрорайон «Железнодорожников»
  • Разворот: – Микрорайон «Железнодорожников»

Закрыть

График работы:
январь — декабрь

Пн-Вск: 06:30 – 22:09

  • Начало: Площадь Опалённой Юности
  • Центральная городская больница
  • Улица 40 лет Победы
  • Улица Цоя
  • Улица Гагарина
  • Улица Высоцкого
  • Улица 40 лет Победы
  • Центральная городская больница
  • Конечная: Площадь Опалённой Юности

Закрыть

График работы:
сентябрь — апрель

Пн-Вск: 06:21 – 21:45

май — август

Пн-Вск: 06:21 – 21:45

  • Начало: Жилой поселок подсобного хозяйства «Северная Нива»
  • Торговый комплекс «Север»
  • Микрорайон «5»
  • Микрорайон «4»
  • Ноябрьск Парк
  • Центральная городская больница
  • Улица Советская
  • Конечная: Жилой поселок подсобного хозяйства «Северная Нива»

Закрыть

График работы:
январь — декабрь

Сб-Вск, и в праздничные дни: 08:25 – 09:43, 16:00 – 17:18

  • Начало: Общественный центр I
  • Потребительское садоводческое общество «Мечта»
  • Площадь Опаленной Юности
  • Разворот: Потребительское садоводческое общество «Мечта»

Закрыть

График работы:
сентябрь — апрель

Пн-Пт: 06:00 – 22:06

Сб-Вск: 06:22 – 22:06

май — август

Пн-Вск: 06:22 – 22:06

  • Начало: Улица Багульная
  • Детский сад «Волошка»
  • Центральная городская больница
  • Музейный ресурсный центр
  • Ноябрьск Парк
  • Улица Изыскателей
  • Конечная: Улица Багульная

Закрыть

График работы:
январь — декабрь

Пн-Пт: 06:22 – 21:57

Сб-Вск: 06:29 – 22:05

  • Начало: Школа № 10
  • Центральная городская больница
  • Улица Киевская
  • «Кадет»
  • Музейный ресурсный центр
  • Микрорайон «5»
  • Разворот: Железнодорожный вокзал

Закрыть

График работы:
сентябрь — апрель

Пн-Вск: 05:45 – 21:40

май — август

Пн-Вск: 05:45 – 21:40

  • Начало: Ноябрьск
  • Вынгапуровский
  • Разворот: Вынгапуровский

Карта перевозок

  • Маршруты и расписание
  • Умный транспорт ©
  • Правила пользования
  • Стоимость проезда
  • Контроль на линии
  • Доступность
  • Льготы
  • Страхование и здоровье
  • Автоматизированная система оплаты проезда
  • Карта школьника
  • Транспортная карта
  • Прием обращений
  • Аренда транспорта
  • Предрейсовый медицинский и технический осмотр
  • Ритуальная служба
  • Техническое обслуживание и ремонт
  • Стоянка и теплый бокс
  • Реклама на автобусах
  • Видеореклама на мониторах в автобусах
  • Обработка древесины
  • Услуги кузнечного цеха

Закрыть

Мы перезвоним!

Закрыть

ПРОЕЗД ПО ТРАНСПОРТНОЙ КАРТЕ ДЕШЕВЛЕ!!

транспортная карта

Хотите получить скидку при проезде в общественном транспорте? Приобретайте транспортную карту у кондуктора!

Стоимость проезда по транспортной карте:

  • на внутригородских маршрутах – 30 руб.,
  • на маршруте № 51 «Ноябрьск – Вынгапуровский» — 117 руб..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *