Шлюз 1 дубна как попасть
Перейти к содержимому

Шлюз 1 дубна как попасть

  • автор:

Канал им.Москвы

Канал им. Москвы является важнейшим звеном единой глубоководной системы Европейской части России, связывающей Москву с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.

Судоходство по каналу Москва — Волга (так канал назывался до 1947 года) было открыто 15 июля 1937 года (канал строился 4 года 8 месяцев). Длина канала — 128 км.

Для сравнения. Суэцкий канал: длина — 161 км, глубина — 13 м, ширина — 120-150 м, без шлюзов, строился 14 лет, открыт в 1869 году. Панамский канал: длина — 81,6 км, глубина — 12,5 м, ширина — 150 м, три пары шлюзов, строился 35 лет, открыт в 1914 году (официально — в 1920).

Канал имеет два склона — южный, обращенный к р. Москва, и северный, обращенный к Волге, между которыми расположен водораздельный бьеф между Замоскворецким и Волжским бассейнами.

На южном склоне (4 км) расположены два шлюза (№№ 7 и 8), опускающие суда на 36 м до уровня р. Москва. На водораздельном бьефе (50 км) от шлюза № 7 (Щукино) до шлюза № 6 (пос. Икша) образованы 5 водохранилищ: Химкинское, Клязьминское, Учинское, Пестовское и Икшинское. Высота водораздельного бьефа над уровнем моря 162 км.

На северном склоне (74 км) расположены пять шлюзов (№№ 6, 5, 4, 3, 2), в которых суда опускаются на 38 м до уровня Иваньковского водохранилища на Волге.

Вода из Волги на водораздельный бьеф перекачивается насосными станциями, расположенными при всех пяти шлюзах северного склона. Из Пестовского и Учинского водохранилищ вода забирается в московский водопровод.

Ширина канала по верху — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м. Профиль трапециевидный. Для удобства судовождения отсчет километров по каналу ведется от Москвы, а направление течения на канале условно установлено от Иваньковского водохранилища к Москве.

Канал принимает суда грузоподъемностью до 5000 тонн. Сроки работы — с 20 апреля до 1 ноября. Канал — сложное гидротехническое сооружение. Всего на канале сооружено 240 объектов: 11 шлюзов, 5 насосных станций, 3 грузовых и 2 пассажирских порта, 8 заградительных ворот, 2 туннеля и др.

Путешествие по каналу.

Главным портом столицы является Северный речной вокзал ( построен в 1937 г., арх. А. М. Рухлядев). Расположен он на Химкинском водохранилище, и напоминает огромный корабль. Два яруса галерей, опоясывающих 150-метровое здание, а также башня со шпилем (85 м) придают ему легкость и изящество. Архитектурные особенности здания хорошо дополняются примыкающими к нему площадью и и парком. Звезда на шпиле в 1935-37 венчала одну из башен Московского Кремля.

Напротив речного вокзала расположен один из крупнейших микрорайонов столицы — Тушино. Село Тушино известно с 14 в. В 1608-10 гг. в Тушино располагался укрепленный лагерь Лжедмитрия II, осаждавшего Москву.

Северный грузовой порт. Главным грузом, идущим теперь в Москву водным путем, являются строительный песок и гравий. Всего в Москве три грузовых порта: Северный — на Химкинском водохранилище, Южный — в Нагатино и Западный — в Филях (два последних на р. Москва).

Ленинградский автодорожный мост (1937г).По мосту проходит автострада Москва—Санкт-Петербург.

Химкинское водохранилище. Образовано плотиной на р. Химка. Площадь 3,5 кв. км, длина 8 км. Большая часть находится в пределах Москвы. На водохранилище расположены Северный речной вокзал, Северный грузовой порт, пристани Лебедь, Захарково, Химки. От южной части водохранилища отходит деривационный канал, по которому волжская вода изливается в р. Москва. Суда из Химкинского водохранилища в р. Москва проходят через шлюзы №7 и №8 южного склона, опускаясь в них на 36 м.

С Клязьминским водохранилищем Химкинское связано 8-километровым каналом, называемым «глубокой выемкой».

Мост Московской кольцевой автодороги (1962г.) В1997 году к 850-летию Москвы сооружен параллельный однотипный мост, увеличивший пропускную способность МКАД. За мостом МКАД начинается территория Московской области.

Московская область. Площадь 47 тыс. кв. км. Населениена 1 января 2015г. составляло 7 236, тыс. чел. (без Москвы). Центр— г. Москва.

. Расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины. На севере и западе— Смоленская и Московская возвышенности, наиболее высокая часть последней —Клинско-Дмитровская гряда (285м), на юго-востоке—Мещерская низменность

. Климат умеренно-континентальный, средняя температура июля 17 °С, осадков 450-650 мм в год. Реки: Москва, Ока, Лопасня, Цна, Осетр, Клязьма, Дубна, Сестра. Водохранилища на канале им. Москвы (Химкинское, Клязьминское, Пяловское, Пестовское, Икшинское) и на р. Москва (Истринское, Можайское, Рузкое).

Свыше 350 озер. 40% территории занято смешанными лесами. Почвы дерново-подзолистые. Полезные ископаемые: бурый уголь, торф. Приокско-Террасный заповедник; национальный парк Лосиный Остров. Центры народных промыслов: Федоскино, Гжель, Жостово, Сергиев Посад, Хотьково.

Канал им. Москвы проходит по территории Химкинского, Мытищинского, Дмитровского и Талдомского районов Московской области.

Мост Октябрьской железной дороги (1935г). 11 марта 1918 года по мосту из Петрограда в Москву проследовал состав с членами первого советского правительства. С этого дня Москва вновь стала столицей России (с 1712 столицей был Санкт-Петербург, а Москва сохраняла звание «первопрестольной»).

Г. Химки. Районный центр Московской области. Население 225 тыс. чел. На территории современных Химок располагались села Куркино (до 1704—патриаршее село), Козлово, Козмодемьянское (вотчина Бориса Годунова), которые с1830 года стали популярным подмосковным дачным местом. Здесь бывали А.И. Герцен, Н.П. Огарев, П.И. Чайковский, И.И. Левитан, А.И. Куприн, К.С. Станиславский. С 1937 года — рабочий поселок, с 1939 года — город. Сохранилась усадьба «Белые Столбы» (арх. Ф.О. Шехтель).. Напротив г. Химки находится пос. Левобережный. Входит в состав г. Химки. С 1936 года в Левобережном находится Московский институт культуры, а с1975 — отдел периодики Российской государственный библиотеки.

Пос. Водники. В поселке находится Хлебниковский судоремонтный завод и затон, где отстаиваются и ремонтируются пассажирские суда. Пос. Хлебниково. Входит в черту г. Лобня. В декабре 1941 зенитчики Московской зоны ПВО на западной окраине г. Лобня преградили путь фашистским танкам. В Лобне расположено озеро Киево — гнездилище нескольких тысяч речных чаек.

Мост Савеловской железной дороги (1937г). Савеловское направление Московской железной дороги ведет из Москвы в Дмитров, Дубну, Кимры (Савелово).

Мост Дмитровского шоссе (1980г). Заменил мост постройки 1937 года, который был взорван в 1994 году. По мосту проходит автомобильная дорога Москва — Дмитров — Дубна. За Дмитровским автодорожным мостом суда выходят на Клязьминское водохранилище.

Клязьминское водохранилище. Образовано плотиной на р. Клязьма у пос. Пироговский. Площадь 16 кв. км. Популярное место отдыха москвичей: Горки, Троицкое, Бухта Радости и др. В Пироговском рукаве (восточная часть водохранилища) находится Клязьминский пансионат, у пристани Горки — московский яхт-клуб.

От пристани Новосельцево начинается 8-километровый Клязьминско-Пяловский соединительный канал, который выводит суда в Пяловское водохранилище.

Пяловское водохранилище. Образовано плотиной на р. Уча у г. Пушкино. Площадь 6,3 кв. км. Западный рукав водохранилища, протянувшийся по долине р. Уча, называется Аксаковским. На нем расположены пристань Аксаково, с. Федоскино и усадьба Марфино. Федоскино — центр русской лаковой миниатюры; Марфино — образец русского садово-паркового искусства 18-19 вв. Окрестности Марфино запечатлел на своих полотнах И.И. Левитан. Восточная часть Пяловского водохранилища отделена от судоходной части водо-делительной платиной и является водоемом — отстойником для московского водопровода.

От пристани Витенево начинается 2-километровый канал, соединяющий Пяловское и Пестовское водохранилища. В своей усадьбе Витенево (не сохранившееся) в1862-67 годах проводил летние месяцы М.Е. Салтыков-Щедрин. Сюда к нему приезжали Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.Н. Плещеев. Усадьба Пестово принадлежала герою войны 1812 года генералу А.П. Ермолову. С 1933 года в усадьбе располагался дом отдыха МХАТ. Здесь бывали В.И. Немирович-Данченко, В.И. Качалов, И.М. Москвин и др. театральные деятели.

Пестовское водохранилище. Площадь 12 кв. км. Справа от судоходной трассы — Пестовская водо-делительная плотина с фильтрующими устройствами. Пестовская и Пяловская плотины образуют Учинское водохранилище (19,3кв.км), источник воды для Москвы. На берегу Пестовского водохранилища расположена пристань Хвойный Бор — «зеленая стоянка» для туристических судов. Как правило, суда останавливаются здесь на обратном пути за 3 часа до прибытия в Москву. Пестовское водохранилище соединено с Икшинским 3-километровым каналом.

За входом в Пестовско-Икшинский соединительный канал расположено с. Рождествено, в котором находилась усадьба генерала В.И. Суворова, приобретенная им у князей Барятинских. Здесь неоднократно бывал выдающийся русский полководец А.В. Суворов. Усадьба сгорела в1812 году. Сохранилась церковь Рождества Богородицы (1714), в подклети которой — могила отца фельдмаршала.

Икшинское водохранилище. Площадь 5 кв. км. Пристань Речка Черная. Перед входом в водохранилище со стороны Волги сооружены заградительные ворота. Икшиским водохранилищем заканчивается водораздельная часть канала и начинается северный склон, понижающийся к Волге пятью ступенями. Высота четырех ступеней — по 8 м, а последней , пятой, — 6 м.

Шлюзы канала им. Москвы.

Все шлюзы на канале им. Москвы однотипные и отличаются друг от друга только архитектурным оформлением.

Шлюзы состоят из камеры, верхней и нижней голов. Размеры камеры: 290х30х5,5 м. Верхняя голова шлюза оборудована сегментным затвором, который выполняет роль верхних шлюзовых ворот. Из под него производится наполнение шлюза при подъеме судов. Вес затвора 145 т. Открытие и закрытие ворот занимает 2 минуты. В нижней голове шлюза установлены двухстворчатые ворота; вес одной створки 175 т , высота 18 м.Под башнями нижней головы шлюза проложены водопроводные галереи, через которые производится опорожнение шлюза при спуске судов. Водопроводные галереи перекрываются щитами.

При спуске суда входят в наполненную камеру, при этом сегментный затвор опущен в специальную нишу в донной части верхней головы, ворота нижней головы закрыты, а водопроводные галереи перекрыты щитами. После швартовки судна сегментный затвор поднимается и изолирует камеру от верхнего бьефа. Плоские щиты водопроводных галерей поднимаются и вода по ним устремляется за нижние ворота шлюза. Время опорожнения шлюза — 13 мин, объем сбрасываемой воды — 72 тыс. куб. м. Как только уровни воды в камере и нижнем бьефе сравниваются, нижние ворота открываются, и суда, снявшись со швартовых, покидают шлюз. Уровень воды в шлюзе при этом не снижается ниже 5,5 м.

Для подъема с нижнего бьефа на верхний суда входят в шлюз при открытых воротах нижней головы и поднятом сегментном затворе верхней головы. Уровень воды в верхней бьефе при этом на 8 м выше, чем в камере шлюза. Водопроводные галереи нижней головы перекрыты щитами. После швартовки судна ворота нижней головы закрываются, а сегментный затвор медленно опускается, образуя щель шириной 2 м. Вода из верхнего бьефа устремляется через эту щель в камеру, наполняя ее. Время наполнения 13 мин. Как только уровни воды в камере и верхнем бьефе сравниваются, сегментный затвор опускается в нишу, и суда покидают шлюз.

При шлюзах№№ 6,5,4,3 и2 имеются насосные станции, расположенные в обводных каналах. Волжская вода перекачивается ими со ступеньки на высоту 38 м до уровня водораздельной части канала. На каждой станции установлены 5 насосов: 4 х 25 куб. м в секунду и 1 х 34 куб. м в секунду. В среднем каждую секунду в Москву подается 90-100 куб. м волжской воды.

Поступающая по каналу вода распределяется, приблизительно, следующим образом: 45% — водоснабжение Москвы; 42% — обводнение р. Москва; 8% — потери на шлюзование; 5% — естественные потери.

Шлюз №6 (арх. В.А.Витман). Открывает северный склон канала им. Москвы, на котором расположены пять шлюзов (№№ 6,5,4,3,2; шлюз №1 находится в системе сооружений Иваньковского гидроузла).

Шлюз №6 Канала им.Москвы.

Пос. Икша. В поселке действует комбинат строительных материалов. В районе Икши в декабре 1941 года проходила линия фронта. Здесь держала оборону 64 бригада морской пехоты Первой ударной армии.

Шлюз №5 (арх. Д.Б. Савицкий). Перед входом в шлюз установлена скульптура девушки, несущей над головой модель парусника (арх. Ю.А. Кун). Насосная станция при шлюзе поднимает воду на 8 м.

Автодорожный мост. Соединяет Дмитровское шоссе, идущее слева от канала, с автодорогами противоположного берега.

Шлюз №4 (арх. Пастернак). Слева от шлюза — пос. Деденево (ж.-д. ст. Турист). Место занятий горнолыжным спортом. В соседней дер. Парамоново — братская могила советских воинов, павших в сражениях на подступах к Москве в 1941 году. Насосная станция при шлюзе поднимает воду на 8 м. За шлюзом №4 справа — небольшое Яхромское водохранилище. На его берегу в дер. Свистуха находилась дача художника-передвижника С.В. Иванова. Автора картин на темы русской истории. Сама река Яхрома протекает по трубам под ложем канала, пересекая его.

Шлюз №3 (арх. В.Я. Мовчан). На башнях шлюза установлены модели каравеллы «Санта Мария», на которой Христофор Колумб в 1492 году совершил плавание через Атлантический океан и достиг Америки. Сразу же за шлюзом №3 через канал переброшен Яхромский мост Савеловской железной дороги. От шлюза №3 до шлюза №2 тянется прямолинейный участок канала протяженностью 44 км. На этом участке расположен один из древнейших городов Подмосковья — Яхрома. Город вырос из небольшого поселка, возникшего в 1841 году вокруг суконной фабрики, позднее Покровской мануфактуры. В 1900 году через поселок прошла железная дорога.

Продольный профиль канала им.Москвы

. Участок канала от Яхромы до Дмитрова в 1941 году был рубежом обороны Москвы. В ноябре, овладев Клином, Солнечногорском и Рогачево, немецко-фашистские войска рвались к Яхроме и Дмитрову. В ночь на 28 ноября 7-ая танковая дивизия противника захватила Яхрому, форсировала канал и вышла на Перемиловские высоты на восточном берегу канала. О прорыве немцев генерал В.И. Кузнецов, командующий 1 ударной армией, дислоцировавшейся в районе Дмитрова, Пушкино и Загорска, доложил в Ставку Верховного Главнокомандования. Приказ Ставки был кратким — отбросить противника за канал, не допустить его прорыва на восток Руководил боем лично генерал Кузнецов.

29 ноября противник был разгромлен и отброшен за канал. Бои за Яхрому, которую немцы успели превратить в крупный узел обороны, продолжались до 8 декабря, когда город был освобожден. В 1966 к 25-летию разгрома фашистских войск под Москвой на Перемиловских высотах в честь воинов 1 ударной армии был установлен памятник — фигура советского солдата с поднятым в руке автоматом (ск. А. Постол и др).

Город Дмитров. Районный центр Московской области. Население 64,9тыс. чел. Основан в 1154 году князем Юрием Долгоруким и назван по христианскому имени его сына Дмитрия, будущего князя Всеволода III Большое Гнездо. В первой половине 14 в. Был центром самостоятельного княжества, а в 1364 году присоединен к Москве. Наибольшего расцвета достиг в 15-16 вв., когда стал посредником в торговле Москвы с севером. От Дмитрова по рекам Яхрома, Сестра и Дубна проходил путь к верховьям Волги. В 1610 году Дмитров захвачен поляками и разорен. Новый расцвет Дмитрова был связан с возникновением Санкт-Петербурга и его положением на торговом пути между Москвой и новой столицей. Построенная в 1851 году железная дорога между столицами оставила Дмитров в стороне от торговых путей , что подорвало его экономику. С 1781 года — уездный город Московской губернии. Славился производством лент и позументов. В 1900году через Дмитров прошла Савеловская железная дорога. В 1932-37 годах в Дмитрове находилась Управление строительством канала Москва-Волга, были построены промышленные предприятия (заводы: экскаваторный, мостовых конструкций и др.).

В центре города сохранилась домонгольское городище с валом высотой 15 м и рвом. На городище — пятиглавый Успенский собор (1533). Другим известным памятником старины является ансамбль Борисоглебского монастыря (1462). В Дмитрове в 1918 году был открыт первый в советское время краеведческий музей, в организации которого принимал участие П.А. Кропоткин. Сотрудником музея был историк, будущий академик М.Н. Тихомиров. Одна из лучших экспозиций музея — коллекция фарфора. Дмитров и его окрестности связаны с именами П.Я. Чаадаева, Л.Н. Толстого, В.М. Васнецова, декабристов М.П. Бестужева-Рюмина, С.Т. Волконского и др. В поселке Вербилки, не далеко от Дмитрова расположен Дмитровский фарфоровый завод, основанный в 1766 году Гарднером, а затем принадлежавший фабриканту Кузнецову.

В близи Дмитрова расположены кустарно-промысловые села: Астрецово (металлическая игрушка), Костино (изделия из стекла), Орудьево (позументный промысел).

Пос. Надеждено. Бывшее имение декабриста В.С. Норова. Местность на участке канала до Дубны низкая, заболоченная; канал на этом участке проходит большей частью по насыпи. Слева от канала — пойма р. Яхрома, справа — пойма р. Дубна.

Шлюз №2. Расположен у поселка Темны ( такие названия, как «Темны», «Соревнование», «Ударный» напоминают о времени строительства канала). Суда в шлюзе опускаются на 6 м и входят на уровень Иваньковского водохранилища. Шлюз №2 — последняя ступенька северной лестницы канала. Насосная станция при шлюзе — первая из пяти насосных станций, перекачивающих волжскую воду по каналу в Москву. На участке от Иваньковского водохранилища до шлюза №2 вода в сторону Москвы идет самотеком. От шлюза №2 начинается перекачка воды на 38 м вверх на уровень водораздельного бьефа.

На этом участке последовательно расположены: паромная тросовая переправа №3 (дер. Мельдино); черный цилиндр, поднятый на мачте парома, разрешает, а красный — запрещает проход судов в районе паромных переправ; пересечение канала с р. Сестра (река протекает по трубам, проложенным под насыпью канала); паромная тросовая переправа №1; заградительные ворота; Большой Волжский маяк; причал Большая Волга.

За причалом Большая Волга суда выходят на самое северное, волжское водохранилище — Иваньковское (Московское море). Иваньковское водохранилище. Образовано в 1937 году плотиной у бывшего села Иваньково (в 1960 году вошло в черту города Дубна) и предназначено для регулирования стока Волги и питания канала им. Москвы. Площадь 327 кв. км, объем — 1,1 куб. км, длина — 115 км, ширина до 6 км. Наполняется в мае за счет таяния снегов. Находится почти целиком в пределах Тверской области. До создания Иваньковского водохранилища судоходство до Твери было возможно лишь в первую половину лета. Затоплены г. Корчева и десятки населенных пунктов. По Иваньковскому водохранилищу туристические суда следуют до Твери.

Иваньковский гидроузел. Сооружен в 1937 году у с. Иваньково и входит в систему канала им. Москвы. Включает плотину, ГЭС (30 тыс. квт), шлюз №1 (однокамерный, однониточный) и 8-километровую земляную дамбу, ограждающую пос. Иваньково от вод Иваньковского водохранилища. Перед входом в шлюз, слева, установлен монумент В.И. Ленину из серого гранита (ск. С.Д. Меркуров). Под гидроузлом по туннелю проходит автомобильная дорога на г. Кимры.

Р. Волга (древнее — Ра, в средние века — Итиль). Крупнейшая река Европы. Длина 3530 км. Площадь бассейна 1360 тыс. кв. м. Берет начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 м над уровнем моря, течет до г. Казань примерно в широтном, а затем — в южном направлении. Впадает в Каспийское море (28 м ниже уровня моря), образуя обширную дельту. Воду для Волги собирают почти 150 тыс. рек, ручьев, ключей. Волга принимает около 200 крупных притоков: Ока, Сура, Свияга (справа), Молога, Ветлуга, Кама, Самарка, Б. Иргиз (слева) и др.

Правобережье Волги приподнятое, левобережье — низменное, что характерно для всех рек северного полушария, текущих в южном направлении (закон Бэра). На Волге сооружен каскад гидроэлектростанций, образовавших цепь водохранилищ: Иваньковское, Угличское, Рыбинское, Горьковское, Чебоксарское, Куйбышевское, Саратовское и Волгоградское. Режим реки в значительной мере зарегулирован. Средний расход воды — 7 140 куб. м. в секунду. В своих естественных берегах Волга течет на участках от истока до Твери и от Волгограда до устья. Купальный сезон 75-120 дней. Ледостав с конца ноября до апреля, в низовьях — до середины марта. По берегам Волги — Волжско-Камский, Жигулевский и Астраханский заповедники; природные национальные парки Марий Чодра и Самарская Лука. В Волге обитает 70 видов рыб, из них 40 промысловых. Волга соединена с Балтийским морем Волго-Балтийским водным путем, с Белым — Северо-Двинской водной системой и Беломорско-Балтийским каналом, с Азовским и Черным морями — Волго-Донским каналом, с р. Москва — каналом им. Москвы.

Круизы по каналу им. Москвы. Все туристические теплоходы, отправляющиеся с Северного речного вокзала Москвы, следуют по каналу им. Москвы. Для ознакомления с достопримечательностями канала им. Москвы достаточно отправиться в трехдневный круиз из Москвы до Твери, или Углича с возвратом в Москву. К сожалению экскурсионные объекты по маршруту удастся посмотреть только с борта теплохода, так как стоянки в этих рейсах как правило не предусмотрены.

Шлюзы на Москве-реке

Шлюзы Москвы — это уникальные сооружения, которые позволяют регулировать уровень воды в реках и каналах города. Они являются неотъемлемой частью инфраструктуры Москвы и играют важную роль в обеспечении безопасности и комфорта жителей города. Шлюзы могут быть разных типов и размеров, но все они имеют схожие элементы: камеры, затворы, насосы, лестницы, ограждения и т.д.

Шлюзы необходимы для того, чтобы суда могли попадать из одного водного бассейна в другой при разном уровне воды в них. Внешне шлюз представляет собой бетонную камеру с воротами с двух сторон. Входные ворота открываются, судно заплывает внутрь и швартуется. Специально обученный человек регулирует уровень воды в камере таким образом, чтобы он соответствовал уровню воды с той стороны, куда требуется попасть. Затем ворота открываются, судно покидает шлюз — и попадает в другой водный бассейн.

В этой статье будет рассказано об истории возникновения шлюзов в Москве, о прогулках по шлюзам, режиме работы каждого шлюза и стоимости посещения.

История возникновения шлюзовой системы в Москве

Сейчас мы знаем Москву-реку как полноводную и глубокую. Но около 100 лет назад всё было совсем иначе. В тот период около Кремля эту речку можно было перейти вброд. Жителям города приходилось всячески ограничивать количество используемой ими воды: в Москве работало много предприятий, потребляющих воду, вода также требовалась для бань и других нужд. Поэтому правительство приняло решение брать воду из Волги. Для этого нужно было построить канал. Об этом задумывался ещё Пётр I, но ему не хватило имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Строительство канала Москва-Волга началось в 1933 году и продолжалось до 1937. К строительству активно привлекались заключённые. В сентябре 1932 года был организован «Дмитровлаг» — Дмитровский исправительно-трудовой лагерь. Через него прошли более 500 тысяч человек. В 1947 году канал был переименован в канал имени Москвы.

В 1938 году канал был открыт для судоходства. Благодаря ему столица превратилась в крупнейший «порт пяти морей». В данный момент канал играет важную роль в коммунальном хозяйстве столицы: он обеспечивает около 60% всей потребляемой воды.

С сентября по апрель, в активный период навигации, шлюзы работают круглосуточно. Как правило, через них проходят несколько десятков судов в сутки.

Краткое описание каждого шлюза

Как же вода попадает из Волги в Москву-реку? При помощи специальных насосов её поднимают на высоту 15-этажного дома, а уже дальше вода добирается самостоятельно через шлюзы и водохранилища. Всего на канале насчитывается 11 шлюзов.

Шлюз № 1

Однокамерный железобетонный шлюз № 1 расположен на Иваньковском водохранилище. Входит в состав Иваньковского гидроузла. Он был построен по проекту архитектора Ивана Белдовского. Внутри шлюза суда могут подниматься и опускаться на высоту 11 метров.

Строительство шлюза проводилось с 1932 по 1936 годы. Первые суда прошли через шлюз в 1937 году.

Рядом со шлюзом на островке находится памятник Ленину.

Технические характеристики шлюза №1:

  • длина камеры — 290 метров;
  • ширина — 30 метров;
  • глубина — 5, 50 метров.

Шлюз № 2

Однокамерный шлюз № 2 расположен в селе Темпы Талдомского района Московской области. Внутри шлюза суда могут подниматься и опускаться на 6 метров.

Шлюз был построен по проекту архитектора В. М. Лисицына. Строительство шлюза проводилось в период с 1932 по 1936 годы.

Технические характеристики шлюза:

  • длина камеры — 290 метров;
  • ширина — 30 метров;
  • глубина — 4, 99 метра.

Шлюз № 3

Однокамерный шлюз №3 находится в городе Яхрома Московской области. Он входит в состав Яхромского гидроузла, вместе со шлюзом №4.

Строительство шлюза осуществлялось в период с 1933 по 1936 годы. Первые суда прошли через шлюз в 1937 году.

Нижняя голова шлюза украшена миниатюрными парусными судами Христофора Колумба.

Технические характеристики шлюза:

  • длина камеры — 290 метров;
  • ширина — 30 метров;
  • глубина — 5,29 метров.

Шлюз № 4

Однокамерный шлюз №4 расположен в Московской области, в посёлке Деденёво. Он входит в состав Яхромского гидроузла, вместе с 3-м шлюзом. В камере шлюза суда могут подниматься и опускаться на 8 метров.

Технические характеристики шлюза:

  • длина камеры — 290 метров;
  • ширина — 30 метров;
  • глубина — 4, 84 метра.

Шлюз № 5

Шлюз № 5 — однокамерный, расположен в Московской области, неподалёку от посёлка Икша. Шлюз входит в состав Икшинского гидроузла. Строительство шлюза проходило с 1932 по 1936 годы. В 1937 году шлюз был запущен в эксплуатацию.

Технические характеристики шлюза:

  • длина камеры — 290 метров;
  • ширина — 30 метров;
  • глубина — 4, 89 метров.

Шлюз № 6

Шлюз № 6 расположен в 1,7 км от шлюза № 5, южнее. Он также входит в состав Икшинского гидроузла. Неискушенный путешественник с первого взгляда и не поймёт, что это шлюз. В месте, где он расположен, канал начинает сужаться. По обеим берегам можно увидеть башни с колоннами, украшенными скульптурами строителей канала. На одной из башен находится памятная доска, на ней указаны даты начала и окончания строительства и количество выполненных земляных и железобетонных работ.

Башни построены не просто для красоты: внутри них расположены пульты управления и механизмы. Управление шлюзом автоматически производится с центрального пульта.

Технические характеристики шлюза:

  • длина камеры — 290 метров;
  • ширина — 30 метров;
  • глубина — 4, 95 метра.

Шлюзы 7 и 8

Шлюзы №7 и №8 — самые большие двухкамерные шлюзы канала имени Москвы. Через них осуществляется связь с Химкинским водохранилищем. Перепад высоты между каналом и водохранилищем составляет 36 метров, и шлюзы помогают устранить его. Шлюз №8 находится ближе к Москва-реке.

Шлюзы связаны соединительным каналом. Вдоль канала построены дома для сотрудников, работающих на канале имени Москвы.

Шлюз №7 украшен скульптурами, изображающими строителей канала. В оформлении шлюза №8 использована авиационная тематика — вблизи находится Тушинский аэродром. Башни облицованы серым и розовым гранитом, зелёным диоритом и белым мрамором. На берегах у шлюза №8 установлены скульптуры девушки с рыбой и моряка. Через шлюз №8 перекинут железнодорожный мост.

Питание шлюзов головное, камеры наполняются из-под затвора за 13 минут. Судно проходит шлюз примерно за 1 час.

Технические характеристики шлюзов №7 и №8:

  • длина — 290 метров;
  • ширина — 30 метров;
  • глубина — 5, 50 метров.

Шлюз № 9

Однокамерный железобетонный шлюз №9 расположен за Карамышевским каналом. Он построен по проекту архитектора Алексея Рухлядева.

Уникальная черта этого шлюза заключается в том, что шлюзование для небольших судов можно осуществлять при помощи половины камеры.

Наилучшая точка обзора открывается с Карамышевского моста.

Технические характеристики шлюза №9:

  • длина — 290 метров;
  • ширина — 30 метров;
  • глубина — 5, 50 метров.

Шлюзы № 10 и 11

Шлюзы №10 и №11 образуют Перервинский гидроузел. Помимо шлюзов, в него входят Прервинская ГЭС и плотина с семью пролётами.

В настоящее время шлюз №11 не используется по прямому назначению: в основном в нём ремонтируют суда.

Через однокамерный железобетонный шлюз №10 проходят крупногабаритные суда. Наилучшая точка обзора открывается с берегов парка Коломенское в период навигации.

Технические характеристики шлюзов № 10 и № 11:

  • длина —290 метров;
  • ширина — 30 метров;
  • глубина — 5,7 метра на верхнем пороге.

Прогулки по шлюзам

Прогулки по шлюзам Москвы могут быть очень интересными и познавательными. Во время таких прогулок можно узнать много нового о работе шлюзов, их конструкции и истории. Кроме того, прогулки по шлюзам позволяют полюбоваться красивыми видами на реку и город, а также насладиться тишиной и спокойствием. Вы сможете увидеть, как работают механизмы, обеспечивающие контроль уровня воды, и узнать о том, как гидротехнические сооружения влияют на окружающую среду и жизнь людей.

Одним из самых популярных мест для прогулок по шлюзам является Центральный шлюз Москвы. Он расположен на Москве-реке и является одним из крупнейших шлюзов в мире. Центральный шлюз был построен в 1937 году и с тех пор является важным элементом инфраструктуры Москвы.

Кроме Центрального шлюза, в Москве есть еще несколько мест, где можно прогуляться по шлюзам. Например, это шлюзы на реке Яуза, шлюзы на канале имени Москвы и другие. Каждое из этих мест имеет свою уникальную историю и особенности, которые делают их интересными для прогулок.

Прогулки по шлюзам Москвы — это отличная возможность увидеть и понять, как работает гидротехническое сооружение, которое является ключевым элементом для обеспечения безопасности при эксплуатации гидротехнических объектов.

Шлюзы являются важными инженерными сооружениями, которые используются для регулирования уровня воды в водохранилищах и каналах. Они могут быть разных типов и размеров, но все они имеют схожие элементы: камеры, затворы, насосы, лестницы, ограждения и т.д.

Есть множество экскурсий по рекам и каналам Москвы, в том числе и с посещением шлюзов.

Из Строгино — к «Москва-сити» с прохождением шлюза

Экскурсия проводится по субботам и воскресеньям. Отправление — от причала «Троице-Лыково». Продолжительность путешествия — 1 час 40 минут.

Маршрут прогулки: Причал «Троице-Лыково» — Серебряный Бор — Рублёвский лес — Бездонное озеро — Крылатское — Живописный мост — Поселок «Речник» — Карамышевский разлив — Прохождение шлюза №9 Канала им. Москвы — Филёвская пойма — Шелепихинский и Дорогомиловский мосты — ММДЦ Москва Сити — Причал «Сити-Экспоцентр».

  • взрослый — 750 рублей;
  • детский — 550 рублей.

Детям до 5 лет билет приобретать не нужно.

От «Москва-Сити» — в Строгино

Экскурсия проводится по субботам и воскресеньям. Отправление — от причала «Сити-Экспоцентр». Продолжительность путешествия — 2 часа.

Маршрут прогулки: Причал «Сити-Экспоцентр» — ММДЦ Москва Сити — Шелепихинский и Дорогомиловский мосты — Филёвская пойма — Прохождение шлюза №9 Канала им. Москвы — Посёлок Речник — Хорошевский мост — Хорошевское спрямление — Щукино — Серебряный бор — Причал «Троице-Лыково».

  • взрослый — 690 рублей;
  • детский — 390 рублей.

Детям до 5 лет билет приобретать не нужно.

Прогулка от Москва-Сити до Северного речного вокзала с обзором устройства шлюза

Экскурсия проводится по субботам. Отправление — от причала «Сити-Экспоцентр». Продолжительность путешествия — 5 часов.

Маршрут прогулки: Причал «Сити-Экспоцентр» — Деловой центр Москва-Сити — Западный порт — Шлюз №9 Канала им. Москвы — Хорошевский и Живописный мосты — Хорошевское спрямление — Щукино — Строгинский мост — Шлюз №8 Канала им. Москвы — Межшлюзовой бьеф — Шлюз №7 Канала им. Москвы — Северный речной вокзал.

  • взрослый без ужина — 1190 рублей;
  • взрослый с ужином — 1790 рублей;
  • детский с ужином (6-12 лет)— 990 рублей.

Детям до 5 лет билет приобретать не нужно.

Режим работы шлюзов

Федеральное агентство речного и морского транспорта установило следующий режим работы шлюзов на канале им. Москвы:

  • С 24 апреля по 14 (17) ноября — шлюз №1 (Московская область, Дубна)
  • С 24 апреля по 14 (17) ноября — шлюз №2 (Московская область, Темпы)
  • С 24 апреля по 14 (17) ноября — шлюз №3 (Московская область, Яхрома)
  • С 24 апреля по 14 (17) ноября — шлюз №4 (Московская область, Деденево)
  • С 24 апреля по 14 (17) ноября — шлюз №5 (Московская область, Икша)
  • С 24 апреля по 14 (17) ноября — шлюз №6 (Московская область, Икша)
  • С 24 апреля по 14 (17) ноября — шлюз №7 и шлюз №8 (Москва)

Стоимость прохождения для гражданских судов

С 2005 года шлюзование судов сделали платным:

  • суда до 10 метров — 2500 рублей;
  • суда длиннее 10 метров — 5000 рублей.

Договор заключается на весь сезон, сумма не меняется, какое бы количество шлюзовок не проводилось. Оплата шлюзования производится по выданной Управлением Канала им. Москвы квитанции.

Согласно последним изменениям, с 2006 года шлюзование судов длиной до 15 метров снова стало бесплатным.

Дубна. Иваньковский гидроузел и шлюз №1

Ремонт камеры шлюза. Нижние ворота открыты, вместо них установлен аварийный затвор, который позволяет осушить камеру шлюза.

То же, крупным планом

Старая причальная стенка нижнего подводящего канала шлюза. Ранее причальные тумбы соединялись деревянными мостками. Теперь мостков нет.

Тумбы причальной стенки

Старый опознавательный огонь на входе в нижний подводящий канал шлюза

Ремонт верхних сегментных ворот шлюза

Семафор в нижнем подводящем канале

Технологический лючок семафора. “НКПС, з-д Светофор, 1936 г.”

Новые семафорные фонари на входе в шлюз

Тоннель под верхней головой шлюза №1. Связывает правый и левый берега Волги в Дубне.

Западный портал тоннеля

Восточный портал тоннеля

Замена затворных секций водосливной плотины. Кран – плавкран КПЛ-351

Смотровая площадка. Район пристани Большая Волга

Автодорога по плотине. На дальнем плане – памятник Ленину.

Вид на старое русло Волги и русловую дамбу.

Пропуск весеннего паводка. Апрель.

Вид с левого берега Волги.

Портальные краны. Предназначены для регулирования затворов водосбросной плотины, а также для ремонта агрегатов ГЭС.

Затвор водосбросной плотины

Зимняя сработка водохранилища

Вид на плотину с верхнего бьефа

Вид с “аппендикса” на водохранилище. Также по откосу видно зимнюю сработку водохранилища

Артефакт. Рельс узкоколейной ЖД

Вид на старое русло Волги и площадку трансформаторной подстанции ГЭС

Памятник В.И. Ленину. Самый большой по высоте, если с учетом постамента

Он же, зимой, вид с аванпорта

Напротив памятника Ленину стоял памятник Сталину. После “разоблачения культа личности” в 1960-е памятник Сталину снесли. Остался только стилобат

Остатки декоративной лепнины в виде колосьев

Вид на территорию аванпорта

О порядке шлюзования в канале им. Москвы

Система шлюзов канала им Москвы состоит из 12 шлюзов. Шлюзы с номерами от 10 до 7 регулируют уровни от Химкинского водохранилища до Оки, а с номерами с 6 по 1 от того же водохранилища до Волги в районе г. Дубна. Остальные два шлюза, относящиеся к этой системе, расположены в Угличе и Рыбинске.

Право шлюзования в системе канала им. Москвы требует наличия так называемого «Шлюзового договора». При отсутствии такового шлюзование будет невозможно.

Для заключения шлюзового договора для прохода через шлюзы канала имени Москвы необходимо обратиться в ФГУП «Канал имени Москвы» расположенного по адресу: 125362, Москва, ул. Водников, 1.

Там необходимо обратиться в Группу договоров, расположенную на первом этаже, ком. 13. Приемные дни вторник, четверг

обед телефон для справок

Ранее, для маломерных судов с мощностью двигателя до 75 л. с. договор оформлялся бесплатно, вся процедура занимала полчаса. С 2005 года шлюзование маломерных судов в Канале стало платным. С лодок длиной до 10 метров взимается 2500 руб., а более 10 метров — 5000 руб. Плата ежегодная, т. е. дает право шлюзования в течение всего сезона без ограничения количества шлюзовок. Заплатить деньги непосредственно в Управлении КиМа невозможно. Сначала придется приехать туда за квитанцией, затем пойти оплатить ее в Сбербанке, а уже потом возвращаться за договором. Помимо квитанции имейте с собой судовой билет и паспорт. Не удивляйтесь названию договора «Договор о навигационном обслуживании». Шлюзование, как утверждают сотрудники управления Канала, бесплатное, а деньги взимаются за некие дополнительные услуги для нашей же с вами пользы.

Если вы собираетесь попасть на Волгу, то нужно помнить следующее:

Прохождение шлюзов с шестого по первый лучше начинать утром, так как скорость движения вашего судна будет определятся так называемой шлюзовой программой. Это означает, что если ваш катер или яхта начнут шлюзоваться в шестом шлюзе в например в семь часов, то в шлюз номер один вы попадете не ранее семи часов вечера. Это время — 12 часов увязано с разрешенной для больших судов скоростью движения по каналу. Вы, конечно, можете начать шлюзование и позже. Однако в этом случае вам придется позаботится о ночлеге в канале, так как ночью маломерные суда не шлюзуют. Мест, удобных для ночевки в канале немного, а вставать на якорь в узкости канала на ночь просто опасно.

Самое лучшее, это накануне вечером записаться у диспетчера движения на программу шлюзования на утро следующего дня. Сделать это можно по радиосвязи, встав на ночевку вблизи шлюза № 6 (в двух километрах от него, справа в водохранилище впадает небольшая речушка) или по телефону, который можно узнать при заключении договора. При этом надо сообщить название судна (при этом нужно избегать безличных названий «мотолодка», «яхта»), так как и мотолодок и яхт может шлюзоваться сразу несколько, номер шлюзового договора и направление шлюзования (вверх или вниз.) К Дубне — это вниз. Можно также сказать название города или водоема от которого вы подходите к шлюзу (например — иду от Москвы, иду с Рыбинского водохранилища и т.д).

Наличие на вашем катере или яхте радиостанции судового диапазона сильно облегчит процедуру шлюзования. Особенно это касается Рыбинского шлюза. Пришвартоваться, чтобы высадить члена экипажа для общения с диспетчером, там практически негде. Если же у вас её все-таки нет, попробуйте использовать средства связи больших или маломерных судов, с которыми вы собираетесь пройти шлюз. При удачном раскладе вам в дальнейшем практически уже не придется договариваться с диспетчером в каждом шлюзе, так как вы их будете проходить их каждый раз в установленном порядке. Разумеется, все сказанное относится только к шлюзам от шестого до первого.

Ни в коем случае не нужно пытаться прорваться в шлюз без разрешения и использовать для этого, например высокую корму какого-нибудь сухогруза.

Мало того, что вы подвергните себя при этом опасности (попадете в непроглядываюмую капитаном судна зону и можете быть раздавлены при маневре), но, и при этом, даже при наличии шлюзового договора, просто лишитесь права прохождения канала на весь сезон или, по крайней мере, до пересдачи правил в ГИМСе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *