Менажереи в кусково что это
Перейти к содержимому

Менажереи в кусково что это

  • автор:

Кусково

Рядом с Итальянским домиком, на берегу небольшого пруда расположен Грот, построенный в пиле барокко по проекту Ф. Аргунова. Отделку интерьеров павильона, которая была закончена в 1771 году, выполнял «гротичных» дел мастер И. Фохт.

Грот предназначался для отдыха гостей в жаркую летнюю погоду.

Высокий центральный зал украшен колоннами, стены оштукатурены и расписаны под мрамор.

Декорировка двух боковых кабинетов имитирует подводную пещеру: на стенах причудливые сложные узоры растений, изображения фантастических животных, рыб, птиц, выполненные из цветного гипса, битого стекла, мраморной крошки и раковин самых разных форм и размеров.

Ажурные металлические решетки с золочеными накладками были сделаны в 1761 году мастерами-умельцами села Павлово на Оке, которое в XVIII веке принадлежало Шереметевым.

В парках XVIII века гроты были широко распространены, но только очень немногие из них, подобно кусковскому, сохранили свое оригинальное декоративное убранство.

Менажереи

Менажереи

Напротив Грота широким полукольцом расположены менажереи пять небольших каменных домиков, которые в XVIII веке предназначались для содержания лебедей и других водоплавающих птиц. Автор проекта Ф.Аргунов. Подлинные менажереи XVIII века не сохранились. В 1980-х годах они были вновь воссозданы по чертежам и рисункам XVIII века.

Итак, Вы осмотрели Дворец, парк, побывали в Гроте, Оранжерее, Голландском домике. Теперь, выйдя с территории музея, можно пройти вдоль берега пруда до конца канала и полюбоваться открывающейся оттуда прекрасной панорамой.

Надеемся, что знакомство с запольным памятником XVIII века – Кусковским архитектурно-парковым ансамблем оставит у Вас приятные воспоминания и вызовет желание еще не раз побывать в музее.

Государственный музей керамики

Сервиз «тет-а-тет» с видами Коттеджа и других построек парка «Александрия» в Петергофе. 1831 г. Завод Юсупова. 1814-1831 гг.

Государственный музей керамики – единственный в стране специальный музей, собрания которого насчитывают свыше 25000 произведений русского, советского и зарубежного фарфора, фаянса и стекла. Основу коллекции музея составили собрания известных коллекционеров А.В. Морозова, Л.К. Зубалова и Б.И. Щукина.

За годы существования музея его коллекции были значительно пополнены, и в настоящее время в музее представлены характерные изделия всех существовавших в России частных фарфоровых заводов, знаменитого Императорского фарфорового завода, а также редкие образцы китайского, немецкого, французского, английского, австрийского и датского фарфора и фаянса. Коллекция итальянской майолики музея занимает второе место в стране после Государственного Эрмитажа.

Блюдо большое (хлебосольное). Завод Попова. 1830-50 гг.

Вид на церковь и колокольню

Кроме того, за годы работы музея сформировалась большая коллекция советского фарфора, фаянса и стекла, особенную ценность которой составляет так называемый «агитационный» фарфор 1920-х гг. Коллекция советского фарфора постоянно пополняется новыми изделиями как крупнейших фарфоровых заводов страны, так и лучшими произведениями ведущих мастеров советской керамики.

Н.И. Аргунов. Портрет крепостной балерины Т.Ф. Шлыковой (Гранатовой). 1789 г.

Многие автолюбители пытаются покрасить свой автомобиль самостоятельно, загнав его в гараж. Намного удобнее заниматься покраской авто в условиях техцентра, где как для покраски, так и для сушки созданы специальные условия. А еще лучше поручить это дело опытным специалистам техцентра.

Парки

  • Москворецкий
    Природно-исторический парк
  • Останкино
    Природно-исторический парк
  • Петровско-Разумовское
    Комплексный заказник
  • Покровское-Стрешнево
    Природно-исторический парк
  • Серебряный бор
    Памятник природы
  • Теплый Стан
    Ландшафтный заказник
  • Тушинский
    Природно-исторический парк
  • Царицыно
    Природно-исторический парк
  • Битцевский лес
    Природно-исторический парк
  • Воробьевы горы
    Природный заказник
  • Долина реки Сетунь
    Природный заказник
  • Долина реки Сходни в Куркино
    Ландшафтный заказник
  • Зеленоградский
    Государственное природоохранное учреждение
  • Измайлово
    Природно-исторический парк
  • Косинский
    Природно-исторический парк
  • Кузьминки-Люблино
    Природно-исторический парк
  • Лосиный Остров
    Природно-Исторический парк

Архитектурно-парковый ансамбль Кусково

Кусковский ансамбль в целом сложился в 1750-1770 гг. при графе Петре Борисовиче. Осуществлению его замыслов во многом способствовала женитьба на единственной наследнице огромных владений канцлера А.М.Черкасского: в состав кусковской вотчины вошло соседнее село Черкасских – Вешняково. Обширная территория усадьбы складывалась из трех частей.

Наиболее полно сохранилась «центральная» часть усадьбы с основными памятниками архитектуры.

Самой ранней постройкой усадьбы является Церковь, в стиле «аннинского барокко». Колокольня, напротив, самая поздняя из усадебных строений XVIII века. Вместе с Дворцом, возведенным под руководством известного московского архитектора Карла Бланка, и Кухонным флигелем эти постройки образуют ансамбль Почетного двора, расположенного на берегу Большого пруда.

В единственном в Москве французском регулярном парке с мраморной скульптурой и обелисками, со сложной гидросистемой, состоящей из прудов, каналов и мостов, сохранились многочисленные парковые павильоны.

Симметрично центральной оси расположились павильоны Эрмитаж, «Вольер», напротив Дворца — Большая каменная оранжерея.

«Малые ансамбли»: Голландский и Итальянский домики,сохранившиеся с наибольшей полнотой – расположились в западной и восточной частях усадьбы.

Главными сооружениями «английского парка Гай» были Дом Уединения, фактически служивший жильем графской семье, Портретная галерея и Театр. Разнообразию развлечений и занятий отвечали устроенные в усадьбе Аллея игр, Карусель, «потешная флотилия», усадебные «музеи», библиотека. Наряду с парадными в структуру увеселительной усадьбы входили служебные и хозяйственные постройки: Псаренный и Конюшенный дворы, Менажереи для содержания водоплавающих птиц, Американские теплицы для выращивания экзотических растений и фруктов, кухни при каждом из павильонов.

Расцвет усадьбы приходится на 1770 — 1780-е гг., Кусково принимало до 30 тысяч гостей. В программу праздников включались церковные ритуалы, фольклорные представления, катания на лодках под пение хора, фейерверк, роговые оркестры, морские парады, игры и карусели. Сценарии праздников предусматривали также балы во Дворце, «дивертисменты» и театральные постановки.

Шереметевский театр крепостных актеров – один из лучших в истории театральной культуры Москвы XVIII века. В дни кусковских торжеств оперные и балетные постановки осуществлялись на сценах двух театров – Воздушного (открытого) на 80-100 мест и Нового (закрытого) на 150 мест.

Пышные приемы именитых гостей – Екатерины II, польского короля Станислава Понятовского, австрийского императора Иосифа II, и др. — в то же время отличались демократичностью: допускались «все, кому угодно было явиться». На память о визите в усадьбу Кусково во время приезда в Москву Екатерины II в 1785 г., на празднования по случаю десятилетия Кючук-Кайнаджирского мира с турками был поставлен в 1786 г. обелиск из мрамора, который Екатерина II пожаловала графу Петру Борисовичу Шереметеву.

В создании целостного по художественному замыслу и совершенного по его воплощению ансамбля принимали участие наряду с известными архитекторами, живописцами и знатоками искусства – К.Бланком, Л.Лагрене, Ю.Кологривовым, — и крепостные мастера Шереметевых. Значительная часть строений усадьбы была выполнена по проектам крепостных архитекторов Ф.Аргунова, А.Миронова, Г.Дикушина.

Творчество многих талантливых мастеров на протяжении десятилетий XVIII века создавало в кусковском ансамбле синтез искусств, придающий усадьбе универсальный характер. Архитектура и садово-парковое искусство, скульптура и живопись, музыка и театр, библиотека, «кунсткамера» и ботанические раритеты – слагаемые гармонии усадебного мира.

После смерти П.Б.Шереметева в 1788 г. при его наследнике Николае Петровиче Шереметеве — крупнейшем государственном, общественном и культурном деятеле России XVIII века, — Кусково поддерживалось и бережно содержалось как образцовое загородное имение. Последней капитальной постройкой, завершающей сложение усадебного ансамбля стала Колокольня. Однако свое значение как увеселительная резиденция для массовых гуляний Кусково теряет. Теперь в парк и Дворец усадьбы допускаются лишь избранные с разрешения графа.

С начала XIX в. Кусково, принадлежащее сыну графа Николая Петровича от его тайного брака с бывшей крепостной актрисой Прасковьей Жемчуговой Дмитрию Шереметеву, а затем его старшему сыну Сергею Дмитриевичу, больше не использовалось как резиденция для приемов.

Сохраняя в неприкосновенности центральную часть с французским парком, усадьба все более используется как дачная местность. Кроме выстроенного по проекту Н.Бенуа в регулярной части усадьбы Швейцарского домика, все остальные постройки возводятся в Запрудной и Пейзажной частях при дачах.

Более подробно остановимся на памятниках архитектуры усадьбы Кусково, дошедших до наших дней практически в первозданном виде и открытых для посетителей:

Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове.

Итальянский домик — выполнял функцию дворца для «малых приемов». И, одновременно, в убранстве павильона находил отражение характерный для XVIII века интерес к собиранию «раритетов», редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея.

Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.

Голландский домик создаёт совсем иное настроение – простоты и уюта.

В юго-западной части кусковского парка находится хижина отшельника — Эрмитаж .

Швейцарский домик возведен в 1870-х годах архитектором Н. Л. Бенуа. Это строительство было заключительным в Кускове.

В Кухонном флигеле располагались: русская и французская кухни, скатертная, кофейная, хлебная и кондитерский цех.

Большая каменная оранжерея по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова — самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля усадьбы.

Американская оранжерея преставляет собой сооружение на каменном фундаменте с различным наклоном крыш.

Воздушный театр — редчайший образец синтеза архитектурно-паркового и сценического искусства.

О музее

Кусково

Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Останкино и Кусково» – это музейный комплекс, объединяющий два московских музея-усадьбы – «Кусково» и «Останкино». Создание комплекса стало важным историческим шагом к объединению наследия Шереметевых, разделенного между усадьбами, и развитию совместной музейной и выставочной деятельности «Кусково» и «Останкино». Его масштаб сравним с лучшими образцами императорских резиденций пригородов Санкт-Петербурга.

До Октябрьской революции усадьбы принадлежали старинному дворянскому роду Шереметевых. Первые упоминания Кускова как вотчины боярина Василия Андреевича Шереметева относятся еще к XVI веку. В 1715 году граф Борис Петрович Шереметев, известный полководец, фельдмаршал, сподвижник Петра I, приобрел Кусково у своего младшего брата. Всерьез заняться устройством новоприобретенного имения он не успел.

Строительство летней загородной увеселительной резиденции начинает его сын Петр Борисович Шереметев после женитьбы на Варваре Алексеевне Черкасской, богатой наследнице, единственной дочери князя Алексея Михайловича Черкасского. После того, как два состояния объединились, Петр Борисович стал самым богатым человеком в России, обладателем 44 имений в 28 губерниях, среди которых соседствующие с Кусковым Перово, Жулебино, Вешняково, а также подмосковное Останкино.

Несмотря на то, что в 1740-е Петр Борисович начинает строительство летней загородной увеселительной резиденции в Кускове, которую продолжал украшать до самой смерти, Останкино не было забыто: в это же время здесь был разбит большой регулярный парк и выстроен деревянный одноэтажный «воксал» — зал для балов и приемов.

Еще при Петре Борисовиче гордостью Шереметевых становится их крепостной театр. Шереметевской труппой восхищались как в России, так и за ее пределами. В дни торжеств и приемов в Кускове оперные и балетные постановки ставились на сценах двух театров – Воздушного (открытого) и Нового (закрытого). После смерти Петра Борисовича его единственный сын и наследник Николай Петрович Шереметев, страстный любитель театра, продолжает семейные традиции и принимает решение о строительстве нового театрального здания, но уже не в Кускове, а в подмосковном Останкине. Это был уникальный проект деревянного дворца-театра, который был торжественно открыт в 1795 году премьерой лирической музыкальной драмы «Зельмира и Смелон, или взятие Измаила».

Однако дела государственной службы звали Шереметевых в Петербург. Николай Петрович, а затем его сын Дмитрий Николаевич все больше времени проводят в столице, лишь изредка навещая подмосковные имения. После смерти Дмитрия Николаевича его старшему сыну, Сергею Дмитриевичу, отходят Фонтанный дом в Петербурге и Кусково, младшему, Александру Дмитриевичу, – дом на Воздвиженке в Москве и Останкино. Таким образом, все наследие и имущество рода Шереметевых становится разделенным.

Постановлением Совета народных комиссаров в 1918 году Кусково и Останкино были национализированы и продолжили свой путь отдельно – в качестве двух самостоятельных музеев. Однако связь между ними не была потеряна. Бывшие усадьбы Шереметевых все это время объединяло богатое наследие их владельцев, театральные традиции, совместная музейная и выставочная деятельность. В 2022 году усадьбы Кусково и Останкино, каждая из которых является уникальным памятником дворцово-паркового искусства, становятся единым музейным комплексом.

Усадьба Кусково – уникальный симбиоз одного из немногих сохранившихся в Москве архитектурно-парковых ансамблей XVIII века и единственного в стране специализированного Музея керамики.

Широкую известность усадьба получила во второй половине XVIII века как летний загородный увеселительный дом одного из богатейших вельмож России – графа Петра Борисовича Шереметева. Ансамбль усадьбы сложился в 1750-1770 годах. Обширная территория была поделена на три части: «запрудную», центральную – с французским регулярным парком, Дворцом и павильонами, – и английский пейзажный парк «Гай». Наиболее полно сохранилась регулярная часть усадьбы с мраморной скульптурой и обелисками, сложной гидросистемой, состоящей из прудов, каналов и мостов, основными архитектурными памятниками: Дворцом, Церковью, Колокольней, Гротом, Большой каменной и Американской оранжереями, Эрмитажем, Голландским и Итальянским домиками, Кухонным флигелем, Менажереями и другими павильонами, дошедшими до наших дней.

Архитектурно-парковый ансамбль, созданный для торжественных приемов, собирал до 30 тысяч гостей. В программу праздников включались церковные ритуалы, фольклорные представления, катания на лодках под пение хора, фейерверки, роговые оркестры, морские парады. Сценарии праздников предусматривали также балы во Дворце и театральные постановки.

В 1932 году, через 13 лет после того, как усадьба стала музеем, в Кусково был переведен Музей керамики. Он был создан на основе национализированного художественного собрания А.В.Морозова, также коллекция музея пополнялась поступлениями из хранилищ Государственного музейного фонда Москвы и Ленинграда, расформированных Пролетарского музея, Румянцевского музея, Музея мебели с собраниями Юсуповых, Д.И. Щукина, С.А. Бахрушина, М.П. Рябушинского и других. Кроме того, Ценные экспонаты были переданы в музей из Государственного Эрмитажа, Оружейной палаты Московского Кремля, Политехнического музея, музея Строгановского училища и других. В 1937 году усадьба Кусково и Музей керамики были юридически объединены.

В настоящее время усадьба Кусковоэто:

— регулярный парк, сохранившийся с XVIII века, общей площадью более 26 гектаров;

— 18 объектов культурного наследия федерального значения;

— коллекция, которая насчитывает более 50 000 музейных предметов из основного собрания графов Шереметевых и последующих поступлений, включая произведения живописи, графики, скульптуры XVI – XIX вв.;

— редкие образцы художественной мебели и декоративно-прикладного искусства;

— книги из фамильной библиотеки и уникальная по полноте и исторической значимости усадебная «Портретная галерея»;

— одно из лучших в стране и крупнейшее в Москве собрание русского и западноевропейского фарфора;

— выставки уникальных предметов из коллекций музея;

— концерты классической музыки;

— разнообразные программы, мастер-классы, квесты и другие мероприятия для взрослых и детей.

Московский музей-усадьба Останкино – уникальный архитектурный и художественный памятник, связанный с историей русского и европейского театрального искусства. Архитектурный комплекс усадьбы складывался в течение четырех столетий. В период расцвета он включал в себя пруд XVI века, храм Живоначальной Троицы – памятник русского зодчества последней трети XVII столетия, единственный в своем роде театр-дворец, «Увеселительный» и «Прибавочный» сады рубежа XVIII – XIX веков и более полусотни не сохранившихся до настоящего времени усадебных строений.

Единственный сын и наследник графа П. Б.Шереметева, Николай Петрович, был страстно увлечен театром, имел великолепную труппу крепостных актеров, поэтому сердцем летней резиденции в Останкине становится дворец-театр, строительство которого началось в 1792 году. Возведенный из дерева дворец является архитектурным сокровищем русского классицизма, в котором сохранились подлинные интерьеры залов, фойе, сцены, зрительного зала, частично сохранилась машинерия театра. В полной мере сохранен подлинный первоначальный облик и атмосфера своеобразно решенных интерьеров в комплексе с подлинными предметами убранства: осветительных приборов, мебели, живописи, скульптуры, фарфора, находящихся на тех самых местах, которые они занимали в конце XVIII – начале XIX века.

За 100 лет своей деятельности музей принял более 4 миллионов посетителей, организовал около 30 тысяч экскурсий, создал свыше 500 выставок. С 1960-х годов здесь традиционно проводились концерты старинной музыки. С 1993 года в музее регулярно проходил музыкальный фестиваль «Шереметевские сезоны», в рамках которого было проведено более 500 концертов и около 40 оперных постановок из репертуара театра Шереметевых.

В многопрофильных фондах музея, насчитывающих более 20 000 предметов, представлены произведения русского, западноевропейского и восточного искусства: одни из лучших в стране собраний осветительных приборов, резной золоченой мебели конца XVIII века, оригинальные собрания портретной живописи, вееров, архитектурной графики, освещающей историю проектирования и строительства памятников усадьбы.

Сейчас дворец-театр, а также Увеселительный сад усадьбы Останкино находятся на реставрации. Но для посетителей доступны виртуальные выставки и онлайн-лекции. Кроме того, музей ведет активную выставочную деятельность на музейных площадках Москвы и всей России.

Усадьба Останкино сегодняэто:

— парк площадью более 15 гектаров;

— Дворец-театр, который является объектом культурного наследия федерального значения;

— коллекция произведений XVI – XIX веков, насчитывающая около 23 000 музейных предметов;

— произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, сохранившиеся со времен окончания строительства дворца и являющиеся частью его убранства и обстановочного комплекса.

— выездные выставки уникальных предметов из коллекций музея.

Что такое МЕНАЖЕРЕИ?

Эти небольшие домики на берегу Итальянского пруда всегда привлекают внимание посетителей. Их название переводится с французского как «птичник».

Менажереи в усадьбе Кусково- это пять небольших каменных домиков, которые в XVIII веке предназначались для содержания редких видов водоплавающих птиц.

КАП: если быть точнее, то не всякая менажерея- птичник. По французски menagerie — зверинец. Т.е в домике могут быть кто угодно. Но, видимо, в усадьбе Кусоково были только птичники.

Домики расположены полукругом на искусственной насыпи и построены в стиле раннего классицизма. Вершина полукруга упирается в Обводной канал. Друг от друга Менажереи отделяют ажурные решетки, переходящие в общее ограждение. К каждому домику ведут свои ворота и узкая дорожка для персонала, присматривающего за птицами. Служители отапливали домики, кормили пернатых и убирали отходы их жизнедеятельности.

Подлинные менажереи XVIII века не сохранились. В 1980-х годах они были вновь воссозданы по чертежам и рисункам XVIII века. Две из них — на подлинных фундаментах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *