Куйбышев какая область или край
Перейти к содержимому

Куйбышев какая область или край

  • автор:

Куйбышев (Новосибирская область)

Куйбышев – город в составе Куйбышевского района Новосибирской области. Численность населения – 43 859 чел. (2020 г.). Город Куйбышев является административным центром муниципального образования «Городское поселение Город Куйбышев»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет.

История

Пока информации нет.

(298) —> Улицы и индексы (298) Все улицы

1 Декабря ул.

632387

632383

632382

632382

632387

632382

632387

632382

19 Партсъезда ул.

632386

632383

632385

632383

632385

А.Абатурова ул.

632387

А.Борискина ул.

632387

Знаменитые люди (1)

В 1907-1908 годах жил в Каинске под гласным надзором полиции, продолжая заниматься революционной работой. В феврале 1908 года был арестован, в июле из заключения бежал. С августа 1908 по апрель 1909 годов жил в Каинске как административно ссыльный. До мая 1909 года находился в заключении в Каинской тюрьме. В 1935 году в его честь Каинск был переименован в Куйбышев.

Гостиницы (1)

Комфортабельные номера «Люкс», завтрак, трансфер

Новосибирская область, Куйбышевский район, город Куйбышев, Куйбышева, 17 А

Куйбышев какая область или край

Отклонение от московского времени, часы: 3
Географическая широта: 55°30′
Географическая долгота: 78°24′

Карта окрестностей города Куйбышев

Куйбышев. Ближайшие города. Расстояния по карте (автодороге), км, направление
1 Барабинск (Новосибирская область) 13 (11) Ю 7 Калачинск (Омская область) 247 (320) З
2 Каргат (Новосибирская область) 128 (. ) В 8 Кедровый (Томская область) 248 (. ) С
3 Купино (Новосибирская область) 141 (. ) ЮЗ 9 Славгород (Алтайский край) 266 (. ) Ю
4 Татарск (Новосибирская область) 156 (241) З 10 Обь (Новосибирская область) 276 (. ) В
5 Чулым (Новосибирская область) 165 (. ) В 11 Яровое (Алтайский край) 286 (. ) Ю
6 Карасук (Новосибирская область) 195 (. ) Ю 12 Тара (Омская область) 295 (. ) СЗ

Краткая характеристика

Расположен на Барабинской низменности, на берегах р. Омь (приток Иртыша), в 315 км к западу от Новосибирска.

Ж.д. станция, узел автомобильных дорог.

Куйбышев — развитой промышленный центр Барабинской низменности, чему способствует положение на Оми и связь с Транссибирской ж.д. магистралью.

Исторический очерк

Основан в 1722 как военное укрепление Каинский Пас. Позднее слобода Каин перенесена на место нынешнего города в 1772 г.

С 1782 г. уездный город Каинск Тобольского наместничества. С 1804 — окружной город Томской губернии на Сибирском тракте, оживлённый торговый пункт.

Со строительством Транссибирской железной дороги, прошедшей в 13 км южнее, значение Каинска заметно упало.

В 1935 Каинск был переименован в честь революционного деятеля В.В. Куйбышева (1888-1935), который в 1907-09 находился здесь в ссылке.

Экономика

Заводы: химический, авиазапчастей, железобетонных изделий и конструкций. Комбинаты: молочно-консервный и мясной. Фабрики: швейная и художественных изделий.

Барабинская ГРЭС.

В Куйбышевском районе выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овёс, кукурузу, подсолнечник, рапс, рыжик. Мясо-молочное животноводство.

Месторождение глины.

Культура, наука, образование

Филиал Новосибирского педагогического университета.

Краеведческий музей и Дом-музей В.В. Куйбышева.

Архитектура, достопримечательности

Церковь Иоанна Предтечи (1906), бывший дом Волкова (1884) и др.

Дополнительная информация о городе Куйбышев: интернет-страницы, литература

Если Вы знаете какой-нибудь хороший Интернет сайт, посвящённый какому-нибудь городу, региону, городскому или областному району — сообщите нам его адрес: rfdata@al.ru

Численность населения по годам, тыс. жит.
1897 5.8 1970 40.1 1992 51.6
1939 8 1979 46.5 1996 51.8
1959 30.4 1986 50 1998 51.7
1967 40 1989 51.1 2000 51.3

Куйбышев (Новосибирская область)

Ку́йбышев — город (с 1782 по 1935 Каинск) в России, административный центр Куйбышевского района, Новосибирской области.

Численность постоянного населения — 44 627 [1] чел. (2015).

География [ править ]

Город расположен на реке Омь (приток Иртыша), на равнине, в полосе берёзово-осиновых колков, которые являются переходом от луговых степей Барабы к южной тайге, в 315 километрах от Новосибирска.

Климат [ править ]

Среднемесячная скорость ветра — 4,16 м/с

Распределение месячных осадков в % по месяцам:

Климат Куйбышева
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 3,5 3,5 8,8 28,3 33,0 37,6 37,8 35,5 32,9 23,9 10,5 7,0 37,8
Средний максимум, °C −19,1 −10,8 −4,79 3,98 16,1 21,1 23,6 20,8 13,2 4,99 −5,3 −10,7 5,11
Средняя температура, °C −16,3 −15,3 −9,5 −0,11 11,2 16,7 19,3 16,3 9,53 2,27 −8,81 −15 0,95
Средний минимум, °C −21,1 −20,4 −15,1 −5,14 5,93 11,6 14,6 11,6 5,56 −0,55 −12,8 −19,6 −3,68
Абсолютный минимум, °C −44,7 −44,9 −41,2 −29,5 −10,7 −3,3 2,7 −2,1 −8 −25,1 −41,7 −46,9 −46,9
Норма осадков, мм 16,1 11,9 12,4 18,9 29,8 45,3 68,8 49,3 36 31,3 26,1 20,2 365
Источник: Метеоданные региона

История [ править ]

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

XVIII—XIX века [ править ]

Основан в 1722 году на левом берегу при устье речки Каинки, впадающей в реку Омь как Каинское военное укрепление — форпост (или ‘Каин-Пас, «Каин» в переводе с языка барабинских татар — «Берёза») для защиты барабинцев от нападения джунгар и киргизов в составе Тарского воеводства Сибирской губернии.

В 1733 году проведён Московско-Сибирского тракт через Тюмень, Тобольск, Тару, Каинский форпост.

В 1743 году при Каинском форпосте была построена церковь. В связи с движением границы дальше на юг, появилась возможность

«преобразовать Барабинские форпосты в обыкновенные селения. И уже к 1750 году постоянные гарнизоны в форпостах были ликвидированы, казаки вступили в крестьянское состояние»

В связи с сооружением Московско-Сибирского тракта на основании указа императрицы Елизаветы Петровны в 1755 году Томская воеводская канцелярия предписала командиру Петру Шелудякову перенести церковь и форпост на правый берег реки Каинки. 11 марта 1755 года дана грамота митрополита Сильвестра о перенесении церкви на другой берег реки Каинки.

После проведения тракта Каинск стал важнейшим пунктом на пути из Тары и Омска в Томск. Каинск стал крупным центром каторги с ссылки. В Каинске начинают селиться ямщики, ссыльные из России преступники, а за ними и крестьяне. Посельщики, по данным ревизии 70-х годов, составляли 83,6 % государственных крестьян. Основной деятельностью поселенцев в то время был извоз и кустарное производство, связанное с ним — каретное, столярное, медничное, скорняжное, башмачное, а также скотоводство и хлебопашество.

Двукратно перестроенная церковь простояла почти 20 лет (1751—1770 гг.) и сильно обветшала. Было получено благословение и заложено основание церкви «Во имя Спасителева нерукотворного Образа»

30 января 1782 года Каинская слобода получила статус уездного города Каинского уезда Тобольского наместничества.

В 1782 основано Каинское полицейское управление.

10 марта 1785 года учрежден городской герб — «…в зелёном поле золотой бык в знак скотоводства на Барабинской степи».

В 1796 году Каинский уезд упразднён. Город Каинск, как безуездный город, вновь вошёл в состав Тарского уезда Тобольской губернии.

В 1804 году вновь становится уездным центром Каинского уезда в составе образованной Томской губернии.

В 1804 году был достроен Спасский/Успенский собор, заложенный ещё в 1787 году.

В 1814 году по данным экспедиции Реддера в Каинске было 200 обывательских домов и жителей до 450 душ. Хотя по другим данным на конец XVIII века население 658 человек, 106 жилых домов, 7 лавок и амбаров.

Первая больница Приказа общественного призрения, рассчитанная на 30 коек, основана в Каинске в 1806 году из арестантской. В 1836 году правительство построило в двух верстах от города новый деревянный корпус на каменном фундаменте с двумя флигелями на 55 коек Она просуществовала до 1917 года.

12 марта 1822 года открыто уездное училище.

В 1828 году завершено строительство Спасской церкви.

В 1834 году спроектирован план города.

В 1836 году население Каинска составляло 2249 человек, а 1842 году 2724 человека. Насчитывалось домов — 630, восемь улиц, 23 лавки, две больницы, богадельня, 8 заводов: 2 кожевенных, 1 мыловаренный, 1 свечно-сальный, 1 салотопный и 3 кирпичных, городовая ратуша и 2 суда.

Состав население по данным Якимовского:

  • 1456 мужчин и 1268 женщин
  • духовного звания — 9
  • гражданские служащие чиновники 24, отставные чиновники — 9
  • разночинцы — 137
  • купцы 2-й и 3-ей гильдии русских с евреями — 20
  • мещан и цеховых русских с евреями — 633
  • крестьян, водворившихся в город — 21, сеятных — 32
  • городовых рабочих — 9, дворовых людей — 7

Так же автор указывает:

«…город неопрятный и неухоженный, без освещения, а сгоняемый с пастьбы скот ночует на улице. Каждый понедельник, до четверга прибывали ссыльные, партиями по 200 человек. В самом городе хоть и положена ярмарка Михайловская, но на неё никто не съезжался, хотя в воскресенье и праздничные дни на базары приезжали из окрестных селений. Велась активная торговля маслом и кожей с Иркутскими купцами, они привозили чай и китайские ткани. По реке сплавляли кедровый и еловый лес с дровами. Некоторые купцы и мещане имели до 250 лошадей для перевоза грузов. Несмотря на наличие кирпичных заводов — они не влияли на архитектуру города, вследствие бедности владельцев и низкого качества глины.»

В 1860 году по описаниям Ф. Тыжнова проживало 1405 мужчин и 1312 женщин, было две каменные церкви и 394 деревянных домов. Согласно данным, приведёенным в монографии Р. М. Кабо «Города западной Сибири» (Москва, 1949 г.) на 1858 г. в городе проживало 2930 чел., а по данным 10 ревизии — 3300 чел [3] . На 1858 г. в городе наличествовали 2 православные церкви, 2 еврейских молитвенных дома, мужское уездное и приходское училище, женское училище 2 разряда, богадельня, городская библиотека, военный лазарет, аптека, общественная баня, 3 острога, 13 небольших завода, 7 кузниц, 2 магазина(провиантский и соляной [4] ].

В 1860 году открыто женское училище второго разряда.

В 1865 году открыта городская библиотека.

В 1870-е годы в результате пожара сгорела треть города.

В 1893 году в городе проживало 8896 жителей (до 12 % евреев), 5 каменных и 900 деревянных домов, 1 каменная соборная и 1 деревянная православная церковь, 1 еврейская синагога. По данным переписи населения 1897г в городе учтено 938 лиц иудейского вероисповедания из 5884 жителей. Еврейская община была хорошо организована, имела несколько молитвенных домов. должность гродского врача занимал еврей. Еврейскую общину (одну из крупнейших в Сибири)в течение 25 лет возглавлял помощник раввина Шломо Зельвинский [5]

В XIX веке Каинск был местом политической ссылки и этапным пунктом ссыльных, направлявшихся по Московскому тракту в Восточную Сибирь. Через город прошли пугачёвцы, декабристы, петрашевцы, народовольцы и польские повстанцы. Помимо арестантской тюрьмы в Каинске имелся эшафот, где плетьми и розгами наказывали ссыльных и местных жителей. Эшафот был снесён только в 1905 году.

На рубеже XIX и XX веков [ править ]

План города 1866 года

1892 год — построена 2-х этажная деревянная синагога.

В 1893, 1890, 1911 четко обозначен регламент градостроительной деятельности — «Строительный устав» по которому и возводились отныне исторические здания местными купцами. Особняки строились на центральных улицах — снизу был магазин, сверху — жилые помещения. Фасады торговых зданий отличались наибольшим количеством декоративных деталей, особое внимание уделялось окнам и дверям, карнизу и фронтону или фигурному парапету.

На рубеже XIX и XX веков экономическое положение Каинска ухудшилось в связи с прокладкой Транссибирской магистрали, которая прошла в 12 километрах южнее Московско-Сибирского тракта. В результате Каинск остался в стороне от транзитных путей. Однако к тому моменту Каинск получил большое значение как центр маслоделия (первый завод был основан в 1895), которое приобрело в городе массовый характер. В 1910 году в городе и Каинском уезде действовало 443 маслозавода с общим годовым объёмом производства 180 тысяч пудов животного масла. Несмотря на то, что заводы по производству масла были небольшими и примитивно оборудованными, качество масла было значительно выше европейского. Каинское масло поступало за границу: в городе его закупали три иностранные конторы, кроме того, конторы каинских купцов сами занимались продажей масла в Гамбурге и Лондоне.

В 1899 году в городе насчитывалось 536 домов, церквей-3, несколько молитвенных домов для иудейского населения. Население занималось земледелием, торговлей, извозом, скотоводством. Проводилось 2 ярмарки общим объёмом до 300000 рублей, еженедельные базары. Заводов 8: винокуренный, пиво-медоваренные-3, кожевенных-3, мыло-свечной и паровая мельница. Общий оборот до 400000 рублей. Больница на 55 коек, метеостанция, учебных заведений -(женская прогимназия, 2 приходских училища, церковно-приходские школы. Общественная библиотека. Казенный склад сельско-хозяйственных орудий и семян.(Данные по: Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всемъ отраслям знания/под ред. С. Н. Южакова. Т.10. СПБ.:Товарищество просвещения,1901 г. С.364)

В путеводителе по Великой Сибирской железной дороге, изданном в 1900 году, указан следующий состав экспорта: «спирт, вино, пиво — на восток, хлебные грузы, мясо, сало, птица, рыба — на запад». Среди других товаров, ввозимых в город и его окрестности, следует отметить мануфактуру, чай, сахар, различные металлические изделия, а начиная с конца XIX века — оборудование для маслозаводов.

На начало XX века в городе и уезде имелось 706 ветряных и 23 водяных мельницы, осуществлявших размол зерна каменными жерновами низкого качества. В 1904 году М. Л. Маслов построил мельницу, оснащённую двигателем внутреннего сгорания и германским оборудованием, которая работала по новой технологии переработки зерна и имела суточную производительность 20 тонн.

1905 — уничтожен эшафот, на котором наказывали плетями и розгами ссыльных и местное население.

1904 — строительство кирпичной церкви «Иоанна Предтечи» купчихой Шкроевой на завещанные мужем деньги 1909 — строительство польского римско-католического костела, высотой 12 м (архитектор Б. Ф. Татарчух). 1910 — строительство каменной церкви «Во Имя Святаго Духа» и церкви «Кладбищенская».

В 1908 г. в Каинске было совершено группой лиц вооружённое нападение на уездное казначейство, но действиями полиции группа экспроприаторов в числе которых был Фёдор Иванович Браулов из д. Починок, Богословской волости Череповецкого уезда Новгородской губернии, была арестована и предана временному военно-окружному суду. Процесс по этому делу проходил в Каинске и данный суд 01.03.1908 г. вынес в отношении виновных лиц приговор, по которому обвиняемые были подвергнуты смертной казни через повешение. Обжалованный приговор рассматривался кассационной инстанцией военного суда в Томске, где 18.03.1908 г. был утверждён и приведён в исполнение.

По данным на 1910 год в Каинске функционировало 4 ремесленно-промышленных заведения с численностью рабочих 357 человек и годовым объёмом производства 557 тысяч рублей.

В 1910 году в Каинске была организована амбулатория и уездная больница (была эпидемия тифа). В этом же году привезено впервые кино, а уже в 1912 открыт первый кинотеатр «Прогресс».

В 1914 году в городе было 89 торговых лавок c торговым оборотом более 18 миллионов рублей в год. В этом же году в городе сооружена первая электростанция мощностью 120 кВт, обслуживавшая 69 абонентов, в основном, купеческие дома.

В начале ХХ века сформировался архитектурный облик города, застроенного двухэтажными каменными купеческими домами, с мощёными улицами. Окраины сохранили прежний облик. Если расположенный на возвышенном месте Каинск страдал от грязи, то станционный посёлок, лишённый освещения, водоснабжения и тротуаров, представлял собой настоящее болото.

В предреволюционные годы сформировалось ядро культурной жизни города, но она была ещё далека от совершенства. Училища ещё не охватывали всех детей школьного возраста, 50 % населения не умели читать и писать, драматическое искусство и кино только зарождались, общества ещё не контролировали городскую власть.

После революции [ править ]

Образованный после Февральской революции 1917 года Каинский Совдеп по своему составу был эсеровско-меньшевистским, и оставался таковым до 21 мая 1918 года, когда председателем Совдепа стал большевик М. С. Здвинский. Спустя 5 дней Советская власть в городе была свергнута прибывшим со ст. Чулым отрядом чехословаков под командованием штабс-капитана Чеговского. 8 июня 1918 года в Каинске была восстановлена городская дума, 10 июня создана следственная комиссия. Работники советских органов, члены Совдепа и сочувствующие Советской власти были арестованы и заключены в тюрьму. 24 июня 1919 года они подняли восстание, которое было жестоко подавлено отрядом польских легионеров. 20 ноября 1919 года, в связи с приближением Красной армии, началась эвакуация тюрьмы. Из 700 заключенных в Новониколаевск прибыло не более 50 человек, остальные были уничтожены колчаковцами. 1 декабря 1919 года Каинск был освобожден 2-й бригадой 27-й стрелковой дивизии 5-й Красной армии. При освобождении погиб командир полковой разведки Минского полка Михаил Добровицкий. В его честь одна из улиц города носит имя Краскома — красного командира.

В 1919 году Каинск становится центром Барабинского уезда Томской Губернии, а в 1921 году — Каинского Уезда Ново—Николаевской губернии. В большинстве купеческих особняков разместились советские учреждения.

С 1925 по 1930 год город входил в Барабинский округ Сибирского края, а с 1930 года — в Барабинский район Западно-Сибирского края.

В 1930 году на базе кишечного завода Госторга построен мясокомбинат по переработке мяса крупного рогатого скота. В 1933 году в связи с необходимостью ремонта тракторов отечественного производства построена ремонтно-транспортная мастерская.

В 1935 году Каинск был переименован в Куйбышев по имени В. В. Куйбышева — революционера, находившегося в ссылке в городе в 1907—1909 и 1912—1913 годы. Переименование произведено в 13 февраля 1935 года решением ЦК ВКП(б), о чём свидетельствует телегамма за подписью И. В. Сталина. Однако, 5 мая 1935 года в постановлении ЦК об увековечивании памяти В. В. Куйбышева внесено изменение — город переименовывался в Куйбышевск, потом в Куйбышево. С 1952 года утвердилось окончательно Куйбышев. В 1936 году город стал центром Куйбышевского района Западно-Сибирского края. В 1937 году город вошёл в состав вновь образованной Новосибирской области. (Бурматов А. А.. Город Куйбышев.290 лет.//Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области. 2012 год. Новосибирск: Изд-во Новосибирской гос. обл. науч. б-ки,2011. С.255-256). По г. Куйбышеву сохранились данные переписи населения, проведенной 6 января 1937 года — 12318 человек. Итоги переписи населения 1937 года были объявлены постановлением СНК СССР дефектными, и в 1939 году проведена новая перепись . Согласно её итогам на 17 января 1939 года в Куйбышеве проживало 12930 человек. Установленная приписка по данным переписи составила 78 человек, или 0,61 %. [6]

В феврале 1938 года в Новосибирске вышло постановление о закрытии расположенного в Куйбышеве Спасского собора, в этом же году храм отошёл к Куйбышевской тюрьме за 18 000 рублей и для его демонтажа использовался труд заключённых. Передача собора тюрьме вызвала бурную реакцию горожан. В областной газете «Советская Сибирь» появилась статья за подписью Н. Сибирский, где говорилось о недовольстве населения: «Церкви рушат, а строят тюрьмы и винные заводы» (часть кирпича предполагалось передать для расширения винно-водочного завода в Куйбышеве). Кирпичный фундамент собора в 1942 году был разобран для постройки литейного цеха завода Металлист, выпускавшего корпуса гранат Ф-1. Позднее на месте собора разбили сквер имени Куйбышева. В сквере также был установлен памятник, перенесенный 6 ноября 1943 года от дома на ул. Ленина, 2. Синагога была перепрофилирована в школу, в начале 1950-х гг. перестроена в жилой дом. Римско-католический костёл был закрыт и переоборудован под швейную фабрику. В годы войны в Церкви Иоанна Предтечи находился воинский склад.

Послевоенные годы [ править ]

1947 — строительство молочноконсервного завода.

Дальнейшее развитие города связано с электрификацией Западно-Сибирской железной дороги и сооружением в 948 году Барабинской ГРЭС. Запуск ГРЭС был осуществлен 22 января 1954 год]а, первоначальная мощность — 75 МВт.

1952 — строительство хлебокомбината, 1954 — швейная фабрика.

В декабре 1958 года начал функционировать химический завод оборонного значения по производству основных компонентов жидкого и твёрдого ракетного топлива. Ракетное топливо (гептил), изготовленное на Куйбышевском химическом заводе, использовал космический корабль «Восток», стартовавший 12 апреля 1961 года с первым космонавтом, Юрием Гагариным, на борту. Завод был единственным местом в социалистических странах, где выпускался гидразин-гидрат, — компонент ракетного топлива двигателей второй ступени, необходимый также для тепловых и в особенности атомных станций.

1959 — строительство кирпичного завода, 1965 — строительство завода ЖБИ.

В 1964 году институтом «Новосибгражданпроект» (архитектор Л. Воловик) был выполнен генеральный план, в котором основное развитие города предусматривалось в правобережной части на месте деревни Мошнино, где планировалось осуществить полный снос малоэтажной индивидуальной застройки, разместить на этой территории многоэтажное жильё и перенести общегородской центр на правый берег. План не реализован.

Запуск электростанции способствовал подъёму в городе других отраслей промышленности: машиностроительной, химической, лёгкой, пищевой, строительных материалов. Развитие промышленности в городе позволяло вести в широких масштабах строительство жилья и объектов соцкультбыта. (В настоящие время из всего перечисленного практически все на 80 % не функционирует)

В советские послевоенные годы в городе функционировали:

  • Завод автозапчастей, производивший карданные валы 6 модификаций, поворотные кулаки, масляные и воздушные фильтры и другие автомобильные запчасти. (Переквалифицирован в трубопрокатный завод).
  • Мясокомбинат, на котором велась переработка мяса, полученного от пяти сельскохозяйственных районов области. Объём производства мяса в 1987 году составил 12 015 тонн, колбасных изделий — 1621 тонна. (В настоящее время, мясокомбинат не функционирует).
  • Молочно-консервный комбинат, ставший одним из крупнейших в РСФСР с объёмом переработки молока до 750 тонн в сутки, который вырабатывал сухие молочные консервы и другую цельномолочную продукцию. (В конце 90-х комбинат прошёл процедуру банкротства. В настоящие время комбинат не перерабатывает и 10 % показателя 1987 года).
  • Птицеводческий комплекс. (В настоящие время не функционирует, производственные комплексы разобраны).
  • Спиртовой завод, нормы выпуска-спирта-ректификата на котором в 1987 году составили 639 тысяч тонн, углекислоты — более 1000 тонн, что обеспечивало полную потребность пищевой промышленности Новосибирской области. (Признан банкротом в 2006 году. В настоящее время возобновлена деятельность по производству спирта в связи с созданием ЗАО «Ерофеев»).
  • Ликёроводочный завод, который выпускал до 15 видов изделий общим количеством 714 тысяч декалитров в год. (В настоящие время не функционирует. Оборудование ликвидировано, производственные помещения сданы в аренду предпринимателям).
  • Пищекомбинат, обеспечивавший город и район безалкогольными напитками. (В настоящие время не функционирует).
  • Заводы железобетонных изделий и конструкций ЖБиК и ЖБИ-14. (В настоящее время не функционируют).
  • Завод керамзитового гравия. (В настоящие время не функционирует. Практически все производственные помещения разобраны на стройматериалы).
  • Швейная фабрика. (В настоящее время практически не функционирует. Цеха сданы в аренду предпринимателям).
  • Железнодорожная станция «Каинск-Барабинский». (Ликвидирована в 2006 году).

Предприятия строительной индустрии в 1987 году изготовили 28 тысяч тонн сборного железобетона, 28 тысяч кубических метров керамзита, около 4 миллионов штук кирпича. В конце 1980-х годов в городе было расположено 12 подрядных строительных организаций. (В настоящие время в городе нет ни одной строительной организации имеющей лицензию на строительство многоэтажных зданий)

К 1987 году в городе действовало 19 промышленных предприятий, стоимость основных фондов которых составляла 600 миллионов рублей. Объём выпускаемой продукции в 1987 году составил 183481 тыс. рублей (без учёта БТЭЦ), что в 79 раз больше объёма выпуска 40 лет тому назад.

В городе было создано 3 автотранспортных предприятия с объёмом грузовых перевозок более 2 млн тонн в год, а годовой объём пассажироперевозок в конце 1980-х годов составлял около 8 млн человек.

В конце 1980-х город принимал 2 телевещательные программы, развивалась телефонная связь, число абонентов телефонной сети достигло 5,6 тысяч единиц.

Музей города встречает факелоносцев олимпийского огня

В Куйбышеве активно развивались коммунальная и бытовая службы, расширялась сеть водопроводов, канализации, теплофикации и газоснабжения. В послевоенные годы в городе была осуществлена широкая программа жилищного и культурного строительства. За 1947—1987 годы жилищный фонд в городе увеличился в 10,2 раза и составил 672 тыс. м³. Наиболее быстрыми темпами велось строительство жилья в 1980-е годы, например за 1987 год было сдано в эксплуатацию 28 тыс. м² или 600 благоустроенных квартир.

По данным на 1987 год в городе действовало 13 школ, 2 средне—технических учебных заведения, 5 профессионально—технических училища, в которых обучалось более 10 тысяч человек. Более 2 тысяч детей посещало 22 детских дошкольных учреждения. Сеть учреждений здравоохранения города насчитывала около 900 коек, в системе здравоохранения работало 176 врачей и более 550 человек среднего медперсонала.

Мисс России 2013 (справа) передает огонь следующей участнице эстафеты Зимних Олимпийских игр 2014

Подъём экономики обеспечивал рост благосостояния населения, что способствовало стабильному приросту населения. К 1987 году численность населения составляла 51 200 человек.

1987 — экспедиция по выявлению памятников архитектуры, разработка институтом Новосибгражданпроект генерального плана города.

В 1990 году город получил статус исторического населенного места России.

1994, 18 ноября — распоряжение главы администрации Новосибирской области «О мерах по сохранению и развитию исторического центра г. Куйбышева».

1995 — разработка «Проекта зон охраны культурного наследия исторического центра г. Куйбышева (бывшего Каинска)» и «Градостроительного кодекса исторического центра г. Куйбышева».

Население [ править ]

Численность населения
1856 [7] 1897 [7] 1931 [7] 1939 [8] 1959 [9] 1967 [7] 1970 [10]
2700 ↗ 5900 ↗ 9200 ↗ 12 930 ↗ 30 380 ↗ 40 000 ↗ 40 166
1979 [11] 1986 [7] 1989 [12] 1992 [7] 1996 [7] 1998 [7] 2000 [7]
↗ 46 545 ↗ 50 000 ↗ 51 171 ↗ 51 600 ↗ 51 800 ↘ 51 700 ↘ 51 300
2001 [7] 2002 [13] 2003 [7] 2005 [7] 2006 [7] 2007 [14] 2008 [7]
↘ 50 700 ↘ 48 848 ↘ 48 800 ↘ 48 500 → 48 500 ↘ 48 205 ↘ 48 000
2009 [15] 2010 [16] 2011 [7] 2012 [17] 2013 [18] 2014 [19] 2015 [1]
↘ 47 566 ↘ 45 299 ↗ 45 300 ↘ 44 843 ↘ 44 606 ↘ 44 511 ↗ 44 627

Куйбышев какая область или край

1883 — Родился Никифор Ефремович Вилонов, самарский рев.

1900 — В Ницце (Франция) умер граф Н.А. Толстой, председат.

1903 — Родился самарский геодезист, топограф и астроном.

1904 — При Самарской губернской земской больнице откры.

Ещё события 9 Февраля

Год истории России 2012

  • Летопись Самарской губернии
  • Мифы и легенды
  • Байки и анекдоты
  • Версии
  • Сто шестьдесят шагов губернии
  • О чем писали губернские газеты
  • Образовательные материалы
  • Шаг 1-20 (1851-1870)
  • Шаг 21-40 (1871-1890)
  • Шаг 41-60 (1891-1910)
  • Шаг 61-80 (1911-1930)
  • Шаг 81-100 (1931-1950)
  • Шаг 101-120 (1951-1970)
  • Шаг 121-140 (1971-1990)
  • Шаг 141-160 (1991-2011)
  • Четыре века Ставрополя-Тольятти
  • Сказание о первых самарцах: Очерки по истории Самары 1586-1680 годов.
  • Страницы истории. Городской голова Челышов.
  • Страницы истории. Австрийский король русского пива Фон Вакано.
  • Страницы истории. Городской голова Пермяков.
  • Страницы истории. Губернатор Грот.
  • Страницы истории. Самарская Лука.
  • Страницы истории. Сызрань.
  • Страницы истории. Рождение губернии.
  • Страницы истории. Из истории самарской полиции.
  • Страницы истории. История одной любви.
  • Страницы истории. Присяжный, кадет, масон Александр Григорьевич Ёлшин.
  • Страницы истории. Купец Егор Аннаев.
  • Монастрыри Самарского края
  • К 200-летию Отечественной войны 1812 года
  • Об итогах и перспективах изучения войны 1812 года
  • Страницы истории. Самара. Война 1812 года.
  • Газета «Самарские губернские ведомости» об открытии сберегательной кассы

ВОВ Жигули Первая мировая война Самара Самарский театр драмы Сызрань археология губернатор кинематограф места паломничества музей органы управления памятники архитектуры персона промышленность самарские актеры туризм фестиваль фильмография храмы

Куйбышевская область в 1950-80-е годы

Здание Куйбышевского Дворца спорта, построенного в 1966 г. Ф.651. Оп.12. Д.1704

17.10.2016

После окончания Великой Отечественной войны жители Куйбышевской области вернулись к мирному труду. Перед ними встали новые, чрезвычайно сложные задачи: предстояло, прежде всего, восстановить народное хозяйство и ликвидировать последствия войны. А они были очень тяжелыми.

Автор: Ленар Васильевич Храмков, доктор исторических наук, профессор СамГУ, академик

Строительство АВТОВАЗа. Монтаж оборудования ремонтно-литейного цеха. Ф.651. Оп.12. Д.102

В области промышленного производства в послевоенные годы в Куйбышеве решался одновременно ряд сложных задач: переход с военного производства на выпуск мирной продукции, восстановление предприятий, расширение производства и ассортимента продукции, строительство новых предприятий, техническое перевооружение и освоение передовых технологий.

В годы четвертого пятилетнего плана (1946-1950) предстояло не только восстановить довоенный уровень производства промышленной продукции, но и превзойти его почти наполовину. План предусматривал подъем производства предметов широкого потребления, замену карточной системы развернутой государственной торговлей. Предусматривалось планом также и снижение цен на все товары, рост заработной платы, большое жилищное и культурно-бытовое строительство, расширение системы здравоохранения, народного образования и т.д.

Рост промышленности

К 1946 г. в Куйбышевской области, в основном, было завершено строительство всех ранее запланированных промышленных предприятий. В марте 1948 г. на IX областной партийной конференции было отмечено, что перестройка промышленности на мирные рельсы, в основном, закончена, определены планы на будущее.

Общий вид строительства Волжской ГЭС. Октябрь 1955 г. Ф.651. Оп.12. Д.3275

В 1950-70 гг. были сооружены Волжская гидроэлектростанция, Волжский автомобильный завод, судоверфь, долотный завод, завод металлоконструкций, жиркомбинат, значительно расширялась Безымянская ТЭЦ.

Мощно развивалась оборонная, авиационная и аэрокосмическая промышленность. Именно в Самаре (быв. Куйбышеве) были изготовлены две ступени ракеты-носителя «Восток», которая вывела на околоземную орбиту космический корабль с первым в мире космонавтом Юрием Гагариным.

Быстрыми темпами возводились предприятия нефтехимии: завод каталитического крекинга, завод синтетического каучука в г. Тольятти, завод по переработке пластических масс в г. Сызрани, Куйбышевский химический завод, Куйбышевский завод синтезспирта, Сызранский сажевый завод.

В апреле 1960 г. в ЦК КПСС был направлен рапорт о вводе в строй действующих предприятий Куйбышевского металлургического завода, в 1961 г. в строй действующих вошла первая очередь завода синтетического каучука. План валовой продукции за 1962 г. промышленностью области выполнен на 103%.

В 1970 г. дала свою первую продукцию Куйбышевская шоколадная фабрика «Россия», построены Жигулевская, Обшаровская, Подбельская птицефабрики.

В 1970 г. дала свою первую продукцию Куйбышевская шоколадная фабрика «Россия», построены Жигулевская, Обшаровская, Подбельская птицефабрики.

В области сооружались Водинский серный комбинат, Новокуйбышевский завод синтетического спирта (первая очередь введена в строй действующих в 1957 г.), металлургический завод в г. Куйбышеве, завод синтетического каучука, реконструировались Чапаевский завод силикатного кирпича, Безымянский киркомбинат. Завершилась электрификация всей железнодорожной магистрали, проходящей по области.

Что же касается городка Ставрополя-на-Волге, то уже в середине 50-х годов, почти сразу же после переноса на новое место, занимаемая им территория стала стремительными темпами увеличиваться. К тому моменту, когда в 1964 году этот город был переименован в Тольятти, здесь уже был возведен ряд предприятий химической и строительной промышленности. Еще быстрее он стал развиваться после того, как правительство СССР приняло решение о размещении в Тольятти нескольких химических заводов-гигантов, а также крупнейшего в стране предприятия по выпуску малолитражных автомобилей. Как известно, после своего ввода в эксплуатацию в 1970 году АВТОВАЗ стал крупнейшим источником налоговых поступлений в бюджет Куйбышевской области. В итоге в 1970-е годы Тольятти стал вторым (после Куйбышева) городом нашей области по численности населения и по объемам промышленного производства.

ГЭС

Постановление Совета Министров СССР о строительстве ГЭС в нашей области на реке Волге было принято в августе 1950 г. Уже в феврале следующего, 1951 г. был вынут первый кубометр грунта для котлована здания будущей ГЭС. В августе 1958 г. правительственная комиссия подписала акт приемки всех сооружений гидроузла в эксплуатацию, 10 августа в Жигулевске состоялся митинг, посвященный окончанию строительства Куйбышевской ГЭС.

Мощно развивалась оборонная, авиационная и аэрокосмическая промышленность. Именно в Самаре (быв. Куйбышеве) были изготовлены две ступени ракеты-носителя «Восток», которая вывела на околоземную орбиту космический корабль с первым в мире космонавтом Юрием Гагариным.

АВТОВАЗ

20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну Fiat. 15 августа 1966 года в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию в городе Тольятти автозавода с полным производственным циклом. По контракту на этот же концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

Выпуск трёхмиллионного автомобиля «Жигули». 1976 г. Ф.651. Оп.12. Д.180

3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодежь, направились в Тольятти на стройку автогиганта. Уже 21 января 1967 года был вынут первый кубометр земли под строительство первого цеха завода – корпуса вспомогательных цехов (КВЦ).

С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведенного на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.

1 марта 1970 года цех сварки выдал первые 10 кузовов будущих автомобилей, а 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», по конструкции, в основном, повторявших итальянскую модель FIAT-124, но собранных почти полностью из локализованных комплектующих. 28 октября 1970 года в Москву был отправлен первый эшелон с автомобилями «Жигули». Таким образом, при расчетном сроке строительства в 6 лет, завод был пущен в эксплуатацию на 3 года раньше срока, что позволило стране сэкономить более 1 млрд советских рублей.

24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода с рачетом выпуска 220 тысяч автомобилей в год. 16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ». 10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке в эксплуатацию второй очереди Волжского автозавода мощностью 220 тысяч автомобилей в год. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года – после выпуска миллионного автомобиля; указом президиума ВС СССР Волжский автомобильный завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Проектная мощность завода – 660 тысяч автомобилей в год.

Как известно, после своего ввода в эксплуатацию в 1970 году АВТОВАЗ стал крупнейшим источником налоговых поступлений в бюджет Куйбышевской области.

Строительство

В мае 1949 г. в обкоме КПСС состоялось совещание по вопросу корректировки генерального плана г. Куйбышева. В области активизировалось жилищное строительство. Если в 1946 г. было сдано в эксплуатацию 39 тыс. кв. метров, то в 1953 г. – 261 тыс. кв. метров жилой площади. И все же, несмотря на значительное жилищное строительство, г. Куйбышев испытывал большую нужду в жилой площади. Только в списках остронуждающихся на получение квартир в апреле 1957 г. состояло 30 тысяч человек, или 11% населения города. Люди жили в ветхих бараках, подвалах, кухнях.

С 1958 г. строительство жилых домов велось массивами, по наиболее экономичным типовым проектам, с малометражными квартирами. Широкое внедрение получили дешевые сборные железобетонные конструкции, возводимые за 4-5 месяцев.

Строительство набережной предусматривалось еще в 1939 г. Были проведены частичные работы по сносу некоторых зданий и намыву песка для площадок. Но в связи с войной (1941-1945 гг.) строительство прекратилось. 4 декабря 1953 г. первый секретарь обкома КПСС М.Т.Ефремов обратился в ЦК КПСС с просьбой рассмотреть вопрос «О создании в городе Куйбышеве благоустроенной и красивой набережной с застройкой берега многоэтажными домами» и выделить городу на эти цели 5 млн. руб.

В 1946 году положение в сельском хозяйстве усугубилось сильнейшей засухой, вызвавшей серьезный кризис и голод в деревне. Одним из средств борьбы с засухой было признано насаждение полезащитных лесополос, начавшееся особенно активно с 1948 года.

Нефтедобыча

В первые послевоенные годы в области активно развивалась нефтедобыча, вводились в эксплуатацию крупные нефтяные месторождения, строились нефтеперерабатывающие предприятия. Сразу же по окончании войны буровые работы развернулись и в Куйбышевском Заволжье, где к середине 1950-х годов были открыты богатейшие нефтяные месторождения, самыми крупными из которых и поныне являются Мухановское, Кулешовское, месторождения Волго-Уральского нефтеносного района «Второго Баку».

Первый фонтан «черного золота» ударил из недр нашего края в 1936 г. близ Сызрани. В 1944 г. началась разработка нефтяных запасов также и на Самарской Луке. Особстрой начал возведение завода 443, или крекинг-завода (впоследствии – Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод).

Силами заключенных Безымянлага в феврале 1947 г. завершена прокладка почти 50-километрового нефтепровода «Зольное-Кряж» (первая очередь была сдана в эксплуатацию вскоре после окончания ВОВ – 8 сентября 1945 г.). Нефтепровод позволил подавать сырье на крекинг-завод из вновь открытых месторождений, а также на Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод.

В 1945 г. близ 1105-го километра Куйбышевской железной дороги (район нынешнего Новокуйбышевска) был заложен ряд объектов будущего Куйбышевского нефтехимкомбината.

В августе 1949 г. на Самарской луке открыто нефтеносное месторождение «Стрельный овраг». В октябре 1951 г. был введен в эксплуатацию Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод.

Среднесуточный уровень нефтедобычи в 1958 г. вывел куйбышевских нефтяников на третье место в стране.

Подъём паров в колхозе «Большевик» Кинель-Черкасского района. Май 1949 г. Ф.651. Оп.12. Д.2414

Сельское хозяйство

Если в промышленности успехи были очевидны, то сельское хозяйство области значительно отставало: низкая урожайность, острая нехватка рабочей силы, слабо росло поголовье скота, невелика была его продуктивность. В 1946 году положение усугубилось сильнейшей засухой, вызвавшей серьезный кризис и голод в деревне. Одним из средств борьбы с засухой было признано насаждение полезащитных лесополос, начавшееся особенно активно с 1948 года. За 1949-1951 гг. были полностью радиофицированы все районы области, началась электрификация колхозов.

Удачно складывались для сельского хозяйства области 1959 и 1960 гг.: был перевыполнен план хлебозаготовок .

Рост объектов культуры и образования

В 1970-80-е годы в Куйбышеве были возведены Дворец спорта, Дом актера, кардиологический центр.

Росла сеть культурно-просветительских учреждений, возникали новые (например, Волжский народный хор). Увеличилось число клубов, библиотек, театров, музеев.

Именно в эти годы были открыты Государственный университет, Государственный институт культуры, Институт инженеров железнодорожного транспорта. Активизировали работу творческие организации – Союз писателей, студия кинохроники, Союз художников.

Итого

По темпам промышленного и культурного развития Куйбышевская область в 1950-1970 гг. занимала одно из ведущих мест в РСФСР. В послевоенные годы здесь оформились несколько мощных промышленных узлов, которые были тесно связаны со всеми народнохозяйственными центрами страны и оборонным сектором. Куйбышев превратился в военно-промышленный мегаполис, став при этом «закрытым» городом.

По книге «Наш край». Хрестоматия для преподавателей Отечественной истории и учащихся средней школы. – Самара, 2003.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *