Что такое регистан в самарканде
Перейти к содержимому

Что такое регистан в самарканде

  • автор:

Площадь Регистан, Самарканд

Площадь Регистан, Самарканд

Площадь Регистан, в переводе означает «Песчаное место». Регистан — административный и торгово-ремесленный центр восточного города. Регистан в Самарканде — один из выдающихся образцов градостроительного искусства Средней Азии, сложившийся в XVII веке и состоящий из трех медресе — Улугбека (1417-1420 гг.), Шер-Дор (1619-1636 гг.) и Тилля-Кари (1647-1660 гг.). На нем можно «перелистать страницы» многотысячной истории Самарканда. Здесь отразилась и вся история средневекового города. С северо-восточной стороны расположено торговое сооружение Чорсу, построенное в XVIII веке. Говорят, что все дороги ведут в Рим. Бесспорно, все дороги Самарканда ведут к Регистану. К площади сходились шесть радиальных улиц, на пересечении которых в начале XV века был построен тим «Тильпак-Фурушан». С северной стороны площади Улугбеком возводится караван-сарай, названный Мирзои. Все прилегающие к нему улочки были забиты мелкими мастерскими и лавочками.

Самарканд, Узбекистан

Узбекистан, Самарканд

Спустя четыре года после строительства караван-сарая на месте, где сейчас стоит Шер-Дор, Улугбек строит ханаку. В связи с этим пришлось разобрать торговый пассаж. Каждого, кто вступает на эту площадь, охватывает особое настроение: кажется, через столетия долетают сюда зазывные крики ремесленников, гул восточного базара, голоса глашатаев, зачитывающих указы правителей.

Во времена Амира Тимура Регистан — главная торговая площадь города. Во времена правления Мирзо Улугбека она приобретает парадно-официальный характер. Однако значение центра общественной жизни, торговли и ремесленной деятельности города Регистан сохраняет и по сей день.
Выдающимся достижением творческой мысли XV века являются архитектурные ансамбли. В это время важнейшая градостроительная задача — архитектурное оформление площади Регистан.

«О, чудо! Громада его, подобная горе, твердо стоит, поддерживая небо. Величественный фасад по высоте — двойник небес, от тяжести хребет земли приходит в содроганье», — слова из старинного таджикского стиха, которые подчеркивают масштабность медресе.

Медресе Улугбека

Построенное в 1417-1420 гг. медресе Улугбека (медресе — духовное заведение мусульман от арабского «мадраса» — место преподавания) при жизни выдающегося ученого было крупнейшим научным учебным заведением Средней Азии XV века. Здесь изучались, помимо богословия, математика, астрономия, философия. Лекции читали виднейшие ученые того времени. Так, например, курс астрономии читал «Платон своей эпохи» Салахуддин Муса ибн-Мухаммед Казы-Заде-Руми. Есть сведения, что и сам Мирзо Улугбек преподавал в этом училище, где неоднократно проводил диспуты со студентами и учеными. Здесь слушал лекции Алишер Навои, учился Абдурахман Джами. Таким образом, медресе стало центром среднеазиатского просвещения.

Самарканд, Узбекистан

Узбекистан, Самарканд

К XV в. были разработаны основные планировочные приемы медресы. И свое наиболее блестящее, подлинно классическое решение тип среднеазиатского медресе получает в медресе Улугбека. Архитектура сооружения позволяет судить о большом мастерстве. Автором проекта считается придворный зодчий Шахруха, отца Улугбека, Кавамаддин Шерази, автор знаменитых ансамблей в Герате и медресе в Харгирде. Размеры медресе (81х51 м, двор 30х30 м) создавали образ самоутверждающего величия, не уступавший постройкам эпохи Тимура. Медресе имеет прямоугольный план. В сторону площади обращен главный фасад медресе, композицию которого определяет портал, два минарета и отрезки соединяющих их стен, над которыми вздымались купола двух помещений для занятий. Спиралевидный, сокращающийся вверх орнамент подчеркивает стройность минаретов, соразмерность их, усиливает ощущение устремленности ввысь. Северо-восточный минарет был выпрямлен в 1932 году по схеме академика В.Г. Шухова, по проекту и под руководством Михаила Федоровича Мауэра. М.Ф.Мауэр разработал уникальную систему поворотного круга и с его помощью выпрямил не только наклоняющийся, но и разворачивающийся при наклоне вокруг своей оси минарет. Это был беспрецедентный случай в инженерной практике.

Исключительно богат, разнообразен архитектурный декор медресе. На фоне желтоватой клади стен разнообразные геометрические штрихи, выложенные глазурованными кирпичами, эффектны мозаичное панно на щеках и щипце портала и майоликовый жгут, обрамляющий арку. Тимпан портала украшен орнаментом из пятиконечных и десятиконечных звезд, изображающих стилизованное звездное небо.

Сочетание смелости, простоты идеи, несложности технической арматуры и точности расчета делают честь достижениям мастеров того времени.

Реставраторы переложили тимпан портала, восстановили орнамент, расчистили и облицевали мрамором основания стен, восстановлена облицовка портала, ведется реставрация дворика медресе, а выпрямление юго-восточного минарета было проведено в 1965 г. по проекту инженера Э.М. Генделя.

Медресе Шер-Дор

На месте обветшалой и разрушенной ханаки Мирзо Улугбека с восточной стороны площади, Ялангтуш-Бахадур (Жалантос-батыр) — (военачальник, ловкий политик, правитель крупного феодального удела, энергичный наместник бухарских ханов в Самарканде) строит медресе, почти зеркально отражающее фасад противоположного медресе Улугбека. Самаркандский хаким старался ни в чем не уступить великим предкам — ни в пышности, ни в масштабах сооружения. Основание Шер-Дора на 1,5 м выше площади времени Улугбека. Планировка медре составляет 70х56 м, двор 30х38 м. Композиция двора традиционна: обведен двумя этажами худжр (помещений, где жили обучавшиеся в медресе), четыре айвана, по главному фасаду — две дарсхоны (учебные помещения).

Самарканд, Узбекистан

Узбекистан, Самарканд

Мозаичная часть на портале медресе гласит:

«Военачальник, полководец, справедливый Ялангтуш! Если прилетела стрела, восхваляющая его совершенство, — это изящный язык, полный жемчуга. Он соорудил такую мадрасу, что земля доведена им до зенита неба, — это знамя взаимного их украшения. Годами не достигнет высокой вершины его портала мощью и усердием искусных крыльев орел ума. Веками не достигает верха запретных его минаретов искусный акробат мысли по канату фантазии. Когда архитектор точной правильности воздвиг изгиб арки портала, небеса, приняв за новую луну, прикусили палец от удивления«.

Наряду с этой надписью в более скромном месте белыми буквами на черном фоне начертано: «Абдул Джаббар, зодчий», фантазией которого и трудом народных мастеров воплощены в камне и цвете честолюбивые замыслы Ялангтуша. Медресе Шер-Дор задумано архитектором в стиле «кош» (композиция из двух противостоящих зданий).

Медресе Шер-Дор строилось на двести лет позже своего оригинала. И несмотря, казалось бы, на однотипный фасад, в нем имеется много нового, характерного для строительства техники XVII века, несшей в себе наряду с прогрессивными приемами, ускоряющими и удешевляющими процесс строительства, некоторое снижение качества художественной выразительности. Однако цветовое решение и исполнение отдельных панно говорят нам о высоком мастерстве строителей, воздвигших это великолепное здание.

Планировка его повторяет общую композицию медресе Улугбека, однако в деталях есть отличие. Особый интерес представляет тимпан над большой портальной аркой. Тигр золотисто-охристого цвета устремляется за белой ланью. Солнце изображено в форме белого диска, с раскосыми миндалевидными глазами. Лик его окаймлен золотистым сиянием. Вся композиция расположена на синем фоне со спиралеобразными побегами бирюзовых и золотистых тонов с разбросанными по полю белыми цветами. Запоминающийся рисунок тимпана и определил название медресе Шер-Дор, что означает «Украшенное тиграми».

От полного разрушения тимпан был спасен реставраторами, закончившими работу в 1962 году. Исследователи собирали декор по мельчайшим фрагментам. Там, где не сохранилась мозаика, фиксировались гнезда от выпавших кусочков, оставшиеся части с одной половины тимпана накладывались на другую так, чтобы рисунок был симметричным.

Медресе Тилля Кари

Закончив строительство медресе Шер-Дор, Ялангтуш-Бахадур десятью годами позже начал сооружение медресе-мечети, которое в дальнейшем получило название Тилля-Кари. Оно строилось не менее 14-15 лет.

Сооружением Тилля-Кари окончательно сформировался замечательный ансамбль Регистана. Чтобы достигнуть единства и цельности всех сооружений площади, зодчий подчинил архитектуру медресе Тилля-Кари уже существующим постройкам и растянул фасад таким образом, чтобы получилось зрительно замкнутое пространство. Такое решение мог предложить архитектор, обладающий большим мастерством.

Самарканд, Узбекистан

Узбекистан, Самарканд

Казалось, что мечеть должна была бы занять центральное место в общей композиции медресе-мечети, но зодчий не пошел на создание еще одного центра на симметричной площади. Архитектура фасадной части Тилля-Кари воспринимается как достойный фон двум расположенным друг против друга медресе. Мечеть композиционно сбита с главной оси и расположена с западной стороны замкнутого двора с худжрами в один этаж. Главный фасад решен в два этажа, что помогает уравновесить большие по объему здания медресе Улугбека и Шер-Дор.

Главный входной портал, обращенный к площади, прорезан глубокой пятигранной нишей с двумя входами, ведущими в большой замкнутый двор. Симметрия композиции во дворе подчеркнута небольшими порталами по центрам дворовых фасадов. Слева от входа по западному фасаду расположена большая мечеть. Через главный вход в портальной нише можно попасть в центральный зал мечети, площадь которого увеличивается за счет открытия боковых стенок арочно-купольной галереи, примыкающей к мечети с двух сторон. Напротив входа расположен михраб, облицованный мрамором, рядом с михрабом ниша, указывающая на Мекку, а справа от него — своеобразная кафедра (минбар — место для проповедника) с высокими мраморными ступенями. Двор мечети также служит для проведения пятничных молений.

В интерьере мечети использована живопись кундаль (техника многокрасочной, с позолотой росписи на рельефном орнаменте). Чрезмерная насыщенность центрального зала мечети рельефной росписью и позолотой, вплоть до населения ее на мраморные панели, свидетельствует о стремлении поразить роскошью и богатством. Обилие позолоты и определило название медресе — Тилля-Кари, что означает «Покрытое золотом».

Облицовка медресе была в большей части утрачена. Реставраторам пришлось много потрудиться, чтобы спасти уцелевшие фрагменты и по ним восстановить разрушенные части. В 1979 году была завершена работа по восстановлению золочения росписи в интерьере мечети. Между медресе Шер-Дор и Тилля-Кори распологается монументальное мраморное надгробие — Дахма Шейбанидов, свое время установленная над семейной усыпальницей первой узбекской династии XVI столетия.

Мой прадед, Мауэр Михаил Фёдорович, разработал уникальную систему поворотного круга и с его помощью выпрямил не только наклоняющийся, но и разворачивающийся при наклоне вокруг своей оси северо-восточный минарет медресе Мирзо Улугбека в Самарканде.Это был беспрецедентный случай в инженерной практике. Кстати, меня назвали в честь Серафимы Васильевны — жены Михаила Фёдоровича, фельдшер-акушерки, работавшей и похороненой в Самарканде. С уважением к вам и памяти моего прадеда, Серафима Михайловна.

Мауер Серафима Михайловна

Площадь Регистан

Регистан — украшение Центральной Азии, одна из великолепнейших площадей мира, которая находится в центре старого Самарканда. Каждый, кому посчастливилось оказаться здесь, не может остаться равнодушным: величие и красота Регистана вызывают у всех без исключения чувство восторга.

Площадь Регистан

Бытует легенда, что с начала XV века и вплоть до начала века XX на площади проходили публичные казни, и, чтобы кровь лучше впитывалась и не была заметна, земля была усыпана песком. Поэтому площадь и назвали Регистан («рег» — песок и «стан» — место) — место, покрытое песком. Помимо всего прочего, это было место, где собирался народ, ибо именно здесь оглашались все королевские указы, перед прочтением которых громко трубили в трубы. Но не стоит забывать, что изначально, в начале XV века, на площади еще не было ни одного из тех уникальных памятников средневекового восточного зодчества, которые сейчас окружают ее с трех сторон в виде прекрасного архитектурного ансамбля.

Регистан — огромная площадь, замощенная обожженным кирпичом и булыжниками, на которой стоит ансамбль из трех величественных средневековых университетов, включенный в 2001 году в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Центром этого ансамбля, считающегося одним из величайших сооружений исламского мира, является медресе Тилля-Кари, слева от него построено медресе Улугбека, а справа — медресе Шердор.

Строительство медресе шло в разное время. Первым было медресе Улугбека, возведенное в период с 1417 по 1420 гг. по распоряжению внука Тимура — правителя и астронома Улугбека. Двумя веками позже по распоряжению самаркандского правителя Баходура Ялангтуша были построены еще два монументальных здания: медресе Шердор и медресе Тилля-Кари. Каждое из трех строений являет взору свой неповторимый декор — филигранные вырезанные в камне узоры, украшающие стены и порталы. Голубые купола медресе сделаны из обожженного кирпича, а снаружи облицованы глазурованной плиткой, которая ярко сияет на солнце, с какой бы стороны оно не светило. Изящество драгоценных мозаик медресе Улугбека, бирюзовые купола и величественные минареты Шердора, золотые росписи стен Тилля-Кари — все это поражает, удивляет и притягивает.

Однако был период, когда Регистан погрузился в запустение. С конца XVII века и особенно в первой половине XVIII века город переживал кризис: столицу ханства перенесли в Бухару, и Великий шелковый путь перестал проходить через Самарканд. Медресе Регистана опустели. По свидетельству современников, был даже период, когда город почти полностью опустел, а в медресе жили дикие звери. К концу XVIII века Самарканд стал постепенно оживать, и вновь закипела жизнь на Регистане: здесь снова появились многочисленные мелкие лавки и строения, а маддахи (рассказчики), сопровождая повествование жестами, полными драматизма, громко славили подвиги святых и героизм прославленных воинов давно минувших дней. В 1875 году площадь была выровнена и замощена. Регистан, как и раньше, стал центром города.

Сегодняшний Регистан продолжает удивлять и впечатлять и навсегда остается в памяти и сердцах прикоснувшихся к нему. Два раза в год на площади Регистан проводится большой музыкальный фестиваль «Шарк тароналари» («Мелодии Востока»), на который съезжаются творческие коллективы со всей Азии. Здесь, на Регистане, проходят и другие фестивали и праздники, а в будние дни на площади работают мастерские и лавочки, в которых туристы могут приобрести уникальные вещи, сделанные руками восточных мастеров.

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека было построено внуком Великого Тамерлана в 1417-1420 годах и стало самым прекрасным из всех его творений. Гордые громады древних стен и башен медресе Улугбека возвышаются над легендарной площадью Регистан. Как говорят самаркандцы, от тяжести медресе Улугбека в Самарканде «хребет земли приходит в содрогание».

Само здание медресе обращено к площади величественным порталом со стрельчатой аркой. Помимо традиционных цитат из Корана на портале написано следующее: «Про этот дом можно сказать: он есть многостороннее озарение для людей, прямой путь, милость для людей, имеющих верное зрение. Достойный султан, сын султана, основатель этого здания науки и благодения, удовлетворитель мира и веры — Улугбек Гурган. Да хранит Аллах дворец его владычества, укрепит основание его до конца существования государства его. Подлинно хорошо жить в этом величественном медресе: мир Вам! Вы были добрыми, за то войдите в него, оставаясь в нем навеки. Год 820 (1417). Да будет известно: это здание превосходнейшее и высочайшее из мест мира, совершеннейшее из построек по искусству и работе, указывает основы науки и руководствует в пути спасения; живущие в нем люди шариата и фатвы; потому названо это великое училище — «живут в нём учёные».

Главный фасад медресе, обращенный к площади Регистан, выделен величественным порталом. Орнамент из резной мозаики, майоликовой плитки, резного мрамора, облицовка здания украшена каллиграфическими письменами изумительной работы — художественное совершенство в наивысшей его степени.

Медресе Улугбека

По углам медресе — высокие купола и стройные минареты, над входной аркой — мозаичное панно с геометрическим орнаментом. В квадратном дворе находятся мечеть, лекционные комнаты и 48 худжр, где жили студенты. Каждая из худжр разделена на две комнаты — для двух человек. Первый этаж комнаты предназначен для занятий, второй — для отдыха. Освещались комнаты при помощи масляной лампы. В XV веке это был один из лучших духовных университетов мусульманского Востока. Здесь учился Абдурахман Джами — знаменитый поэт, учёный и философ.

Кто был архитектором этого потрясающего здания, не уступающего постройкам Амира Тимура в художественном отношении и значительно превосходящего их по своей прочности, неизвестно. В некоторых источниках говорится, что Улугбек лично принимал участие в строительстве медресе.

При всей своей монументальности здание кажется легким и изящным. Рельефных деталей стен, которые указывали бы на их значительную толщину, или совсем нет, или же они сведены к минимуму. Мелкий декоративный орнамент, сине-голубые изразцы на стенах также способствует ощущению легкости, а стройные цилиндрические минареты как бы вписали здание в вечно синее самаркандское небо. В декоре в основном использованы три характерных для самаркандских мастеров цвета: белый, синий и голубой. Присутствие других цветов в оформлении говорит об участии в строительстве и мастеров из других регионов.

Медресе Улугбека

Как гласит предание, помимо целой плеяды известных ученых (Казы-заде Руми, Маулана Кашани, Маулана Кушчи и других), читавших здесь свои лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, астрономии, богословию, о человеке и мировой душе, в медресе преподавал и сам Улугбек. А в качестве ректора Улугбек выбрал человека простого, но очень образованного — Маулана Мухаммеда Хавфи. В день открытия медресе Хавфи прочитал лекцию в присутствии 90 ученых, но никто не смог понять эту научную речь, кроме самого Улугбека и его учителя Казы-заде Руми, которого современники называли «Платон своей эпохи».

К несчастью, Улугбек, великий ученый и просветитель, математик и астроном, не смог вовремя заметить опасность, исходившую от самого родного человека: 25 октября 1449 года Улугбек был убит по приказу своего сына Абдулатифа. Тело Улугбека было брошено на пороге его скромного жилища в стенах медресе. Но справедливость восторжествовала: через пять с половиной месяцев сам Абдулатиф будет казнен, а на могиле его напишут “отцеубийца”.

Медресе Шердор

Медресе Шердор

Медресе Шердор («Обитель львов») назвали так из-за изображенного на портале символа власти в Самарканде — барсов с солнцем на спине и большой свастики, в которой на особом арабском шрифте вписано «Господь Всемогущ!».

Это медресе было возведено в Самарканде на площади Регистан в первой половине XVII века. Здание, архитектором которого был зодчий Абдул Джаббар, строилось почти 17 лет (1619-1636 гг.). Медресе Шердор повторяет медресе Улугбека, но с искаженными пропорциями. Скорее всего, именно несоизмеримо большие размеры купола послужили причиной того, что здания разрушилось уже через несколько десятков лет после постройки.

Все стены медресе покрыты цитатами из Корана. С большой фантазией украшены наружные и дворовые фасады: великолепие драгоценных мозаик, ребристые бирюзовые купола и облицовка из глазурованного кирпича привлекают к стенам медресе множество туристов. Множество вьющихся цветов, образующих сложный ажурный орнаментальный узор, украшают мозаичное панно дворовых арок. При этом интерьер худжр-келий, в отличие от внешнего убранства, строг и аскетичен. Помещение с гладкими белыми стенами делилось на три части: комната для занятий, небольшая кладовая и отдельное место для сна.

Медресе Шердор

В начале XX века в медресе начались большие ремонтно-реставрационные работы и археологические исследования: отремонтированы худжры, восстановлена обвалившаяся часть кирпичного свода портальной арки, укреплена резная мозаика тимпана, разобран и заново переложен деформировавшийся свод главного портала. Все работы велись с соблюдением древних традиций узбекских народных мастеров, согласно которым разборка и кладка свода производилась без кружал. Кладка была закончена в 1925 году. Позже были переложены купола и своды худжр, а также облицованы крылья фасадов медресе. В 1960-1962 годах были отреставрированы два минарета высотой 31 метр главного фасада медресе и резная мозаика большого тимпана.

Медресе Тилля-Кари

Медресе Тилля-Кари («Отделанное золотом») начали строить в 1646 году на месте оставшегося еще со времен Улугбека караван-сарая Мирзои. По замыслу Ялангтуша бий Баходура, это медресе должно было своим главным фасадом замкнуть ансамбль на площади Регистан с северной стороны, а в самом здании должна была разместиться мечеть, чтобы студенты могли совершать молитву, не уходя из медресе. Особенно впечатляет в медресе стенная живопись и богатая позолота внутренних стен главного помещения мечети.

Главный фасад состоит из центрального портала, фронтальных крыльев с двумя ярусами худжр, обращенными на площадь арочными нишами-лоджиями и угловыми башнями — гульдаста. Двор с четырьмя айванами по периметру окружен кельями в два этажа. Остальные стены и свод были сплошь покрыты росписью «кундаль» с обильной позолотой. Позолочен был михраб (молитвенная ниша в стене, обращенной к Мекке) и 11-ступенчатый минбар (возвышение для проповедника — имама). Обилие позолоты в отделке и определило название медресе — Тилля-Кари. Дворовые и наружные фасады облицованы мозаикой и майоликой с различными узорами — геометрическими, растительными и эпиграфическими. Добротные деревянные двери украшены тонким орнаментом.

Медресе Тилля-Кари

В начале XIX века сильное землетрясение разрушило в Тилля-Кари из без того накренившийся главный портал. Позже верхняя его часть была отстроена затем заново, но на ней уже не было изразцовой облицовки. Реставрационные работы в Тилля-Кари начались в 20-х годах прошлого века: узбекские мастера-керамисты укрепили оставшиеся старые изразцы и изготовили новые. В начале 30-х годов изразцами местного производства облицевали боковые части переднего фасада медресе. Реставрация Тилля-Кари продолжилась в 1950-1956 годах: тогда восстановили облицовку дворовых фасадов и большого барабана мечети, укрепили металлическими «связками» юго-западный угол медресе и южную галерею мечети. В 1958 году был реконструирован портал с наружной облицовкой восточной стены внутри двора.

Близлежащие сооружения.
Мавзолей Шейбанидов находится к востоку от медресе Тилля-Кари и представляет собой большое количество надгробий, самое старое из которых датируется XVI веком. Именно к тому времени, когда установилась власть династии Шейбанидов, а Бухара снова стала столицей одного из сильнейших государств Средней Азии. Основателем династии является Мухаммад Шейбани, внук Абул Хаира. В 1500 году Мухаммад Шейбани при поддержке Чагатайского ханства, ташкентских правителей, завоевал Самарканд и Бухару, свергнув правивших там последних правителей из династии Тимуридов. В 1503 году Шейбани выступил против своих благодетелей и захватил Ташкент, после, в 1506-м, пала Хива, а в 1507-м — Мерв (Туркмения), восточная Персия и западный Афганистан. В течение последующих лет кочевые узбеки под предводительством Мухаммада Шейбани прочно обосновались в оазисах Центральной Азии.

Торговый купол Чорсу — яркое подтверждение тому, что Регистан был центром торговли средневекового Самарканда — расположен с обратной стороны медресе Шердор. Дошедшее до наших дней шестигранное купольное здание было построено в XV веке и перестроено в начале XVIII века. В 2005 году торговый купол отреставрировали, при этом, чтобы восстановить истинную высоту здания, был счищен трехметровый слой грунта. Сейчас в куполе Чорсу находится галерея изобразительного искусства, где выставлены работы узбекских художников и скульпторов.

Фотографии:

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала — только с разрешения автора.

  • Классический Узбекистан — Тур в Узбекистан: основные достопримечательности Самарканда, Бухары и Хивы за 5 и 8 дней
  • Восточный Дастархан — Гастрономический тур в Узбекистан
  • Майские праздники в Узбекистане — Экскурсионный тур на майские праздники в Узбекистан
  • Майский Узбекистан — Тур в Узбекистан на майские праздники
  • Через Кызылкумы к Аральскому морю — Экскурсионный и джип тур в Узбекистан
  • Новый год в Восточной сказке — Новогодний тур в Узбекистан
  • Новогодние каникулы в Узбекистане — Самарканд, Бухара, Хива и Ташкент в дни новогодних праздников
  • К сердцу империи Тамерлана — Любимые города Тамерлана, грандиозная архитектура эпохи Тимуридов
  • Ларец восточных приключений — Всеобъемлющий экскурсионный тур в Узбекистан
  • Дорогой древних караванов — Тур по городам Великого шелкового пути (участок Кыргызстан — Узбекистан)
  • На Корабле по Пустыне — Сочетание экзотического тура на верблюдах с путешествием по древним городам
  • Жемчужина Востока — Согдиана — Экскурсионный тур по Узбекистану и Туркменистану
  • Тур с изюминкой — Виноградный тур по Узбекистану
  • Дынный Узбекистан — Экскурсии по древним городам Узбекистана и дегустация арбузов и дынь
  • В Узбекистан на 23 февраля — Экскурсионный тур в Узбекистан + катание на горных лыжах
  • Семейные каникулы в Узбекистане — Пляж, горы, парки с аттракционами, аквапарки, вкуснейшая еда в одном туре.
  • Велотур по Узбекистану — Веломаршрут по горам и пустыням Узбекистана + экскурсии в Бухаре и Самарканде.
  • Жемчужины Узбекистана — Тур в Узбекистан: Хива, Бухара, Самарканд + поездка в Нуратинские горы.
  • Тур на 8 марта в Узбекистан — Весенний тур в Узбекистан: Самарканд, Бухара.
  • Новогодняя ночь в Самарканде — Короткий новогодний тур в Узбекистан: экскурсия по Самарканду + встреча Нового года в ресторане.
  • Аральское море и оазис древних городов — Контрастный тур в Узбекистан: путешествие на джипах к Аральскому морю, экскурсии по Хиве, Бухаре и Самарканду.

Площадь Регистан, Самарканд

Площадь Регистан

Групповой тур в Узбекистан в 2024-2025

В самом сердце древнейшего города Самарканда расположилась настоящая жемчужина – площадь Регистан. Всемирную славу это место приобрело благодаря великолепному архитектурному комплексу, ставшему памятником восточного зодчества. С трех сторон площадь окружают величественные медресе, порталы которых обращены к центру пространства. Все три строения имеют свой уникальный декор, различающийся между собою. Благодаря таким зданиям, сохранившимся на территории города, в 2001 году Самарканд был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История площади Регистан

В переводе с узбекского слово «регистан» означает – песчаное место. В древности эта центральная городская площадь действительно была покрыта песком. Изначально территория не была окружена медресе, великолепные строения появились несколько позже. В те времена власти города собирали на площади народ для оглашения указов хана, здесь также проводились праздники, публичные казни и сборы армий, уходящих на войны.

В былые лета вокруг площади располагались торговые ряды, на которых ремесленники и земледельцы продавали свои товары. Все большие дороги Самарканда вели к Регистану, где всегда царила оживленность, и стоял гул голосов.

Во времена разных правителей менялись главные значения площади, но с тех веков и по сей день Регистан служит центром общественной жизни города.

Сейчас на площади находится три медресе: Улугбека, Шер-Дор и Тилля-Кари, которые и стали основными достопримечательностями города. Возводились они двумя правителями в разное время.

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека, Площадь Регистан

Наследник великой державы Тимуридов, выдающийся математик и астроном Улугбек, принял власть в 1409 году. В 1417 году он отдает приказ построить медресе, которое затем будет названо в его честь. Именно это строение и стало первым на площади Регистан. Слово «медресе» происходит от арабского «мадраса» и буквально означает «место, где преподают, учат».

В 1420 году строительство медресе закончилось. Внешне здание, расположенное на западной стороне площади, выполнено в виде прямоугольника, внутри пристроен квадратный двор, в котором сделаны входы в студенческие кельи (приблизительно на 100 человек) и учебные аудитории. Фасад медресе обращен к площади, его дополняют два высоких минарета по углам. Особого внимания заслуживает богатый декор постройки. Глазурованные кирпичи создают красивые орнаменты на желтоватой кладке стен. Портал медресе украшен узорами из десятиконечных звезд, символизирующих небо, астрономию.

На тот момент это было самое крупное научно-учебное заведение Самарканда. Здесь молодым студентам преподавали философию, астрономию, математику, богословие.
Вместе с медресе в то же время были построены караван-сарай и ханака Улугбека. Уже двумя веками позже на месте пристанища торговцев и ханаки построят еще два медресе, они и завершат архитектурный комплекс, который мы можем видеть сегодня.

Медресе Шер-Дор

Медресе Улугбека, Площадь Регистан

В 1612 году эмиром Самарканда был назначен Ялангтуш Бахадур. Он был наместником бухарских ханов и к тому времени уже правил феодальными уделами, слыл ловким политиком и являлся грамотным военачальником.

Будучи правителем города, он решает создать еще одно медресе на площади Регистан, напротив здания, возведенного Улугбеком. По замыслу архитекторов новое медресе должно было располагаться на восточной стороне площади и стать зеркальным отражением уже существующего на Регистане строения. Но на самом деле абсолютно точного зеркального совпадения не получилось, так как архитектор не учел одну особенность – на то время с момента постройки медресе Улугбека прошло уже 200 лет, здание немного усело в грунт, а уровень самой площади поднялся на 2 метра. И в итоге новое медресе получилась немного выше. Но визуально эту разницу заметить трудно.

На месте запланированной для строительства территории располагалась ханака Улугбека, которая уже заметно пообветшала к тому времени. Ее разобрали, и большую часть материала использовали для возведения нового здания.

Строительство продолжалось вплоть до 1636 года. Эмир Ялангтуш Бахадур хотел, чтобы его творение не уступало медресе Улугбека ни в помпезности, ни в занимаемой площади. Несмотря на то что фасад здания полностью повторял первое медресе, в его строительстве использовались новые технологии, еще неизвестные в XIV веке. Рабочие применяли более прогрессивные приемы, которые удешевляли и ускоряли процесс.

После постройки медресе было названо в честь заказчика. Но в народе название не прижилось, и заведение переименовали в Шер-Дор. Это имя памятник получил благодаря изображениям на портале: два больших золотистых тигра, несущих на своих спинах солнце и устремленных за белыми ланями красовались над входом. Шер – в переводе означает тигр (лев) и название переводится как «украшенное тиграми». Именно этот художественный сюжет позже стал национальным символом Узбекистана.

Медресе Тилля-Кари

Медресе Тилля-Кари, Регистан

Через 10 лет после завершения строительства медресе Шер-Дор правитель Самарканда Ялангтуш Бахадур запланировал построить еще одно здание, которое должно было завершить композицию.

Строительство началось в 1646 году, в северной части площади Регистан, на месте караван-сарая. Зодчий решил, что новое медресе не должно становиться еще одной копией уже существующих зданий, хотя располагаться оно будет в центре.

Автор проекта задумал достигнуть архитектурной целостности всех сооружений и сконструировал фасад таким образом, что зрительно на площади получилось замкнутое пространство.

Строительство медресе Тилля-Кари шло более 14 лет и завершилось в 1660 году. Главный фасад здания выполнен в два этажа, центральный портал прорезан пятигранной глубокой нишей с двумя главными входами, ведущими во внутренний замкнутый двор. Слева от портала возвышается башня мечети с голубым куполом, по бокам фасадной части строения расположены два минарета. Постройка очень гармонично уравновешивает два более крупных медресе, не нарушая единства архитектурного стиля.

Название «Тилля-Кари» новая постройка получила благодаря декору. Для украшения медресе художники использовали живопись кундаль, в которой преобладает позолота. Из всех трех, именно это сооружение имеет более богатое оформление стен, поражая обилием золотых красок. Тилля-Кари — значит «Покрытая золотом».

Площадь Регистан тогда и сегодня

С момента первой постройки на площади Регистан и по сегодняшний день прошло немало времени – 6 веков. В конце XVII века Самарканд пережил сильный экономический упадок. Статус столицы был отдан Бухаре, и торговцы Великого Шелкового пути обходили город стороной. На тот период в нем осталось всего около 1000 семей, а в некогда прекрасных зданиях медресе жили дикие животные. Лишь в 1875 году Самарканду вернули былое торговое значение, а площадь Регистан выровняли и замостили.

Но в 1918 году Самарканд снова терпит изменения. Советская власть прекращает деятельность всех медресе как духовных школ. За это время сооружения претерпели много и природных разрушающих факторов: землетрясения, неблагоприятные погодные условия. Большая часть облицовки стен и расписной декор были утрачены. Но именно советское правительство отдало распоряжение отреставрировать весь Регистан и присвоить ему статус значимого исторического памятника на Великом Шелковом пути.

Реставрационные работы длились много лет и закончились незадолго до распада Советского Союза. Ученым приходилась буквально по крупицам собирать весь интерьер и экстерьер зданий и мелких фасадных фрагментов, восстанавливая все художественные элементы.

То обличие, в котором мы сегодня можем видеть Регистан – это кропотливая работа сотен реставраторов. Если бы в советское время не было принято решение восстановить уникальные творения, возможно, нашему взору никогда так и не предстал этот великолепный древний памятник.

Сейчас на Регистане проходят различные концерты, празднования и другие яркие события города, республики. К площади чуть ли не ежедневно съезжаются сотни туристов, чтобы увидеть эту величественную красоту.

Регистан – это бесценный дар, доставшийся нам от предков и олицетворяющий всю прелесть восточной архитектуры.

Регистан

Регистан

Регистан – величественная центральная площадь города Самарканд в Узбекистане. Это место является главной достопримечательностью страны, благодаря уникальному архитектурному ансамблю из трех медресе (школ). Площадь существует уже более 600 лет, часть ее построек сохранились в первозданном виде с XV века. Регистан располагается в сердце старой части Самарканда, сюда ведут все крупные дороги города. Каждый год в Узбекистан приезжают тысячи туристов, желая собственными глазами увидеть жемчужину Среднего Востока.

Сервисы для путешествий

  • История и происхождение названия
  • Медресе Улугбека
  • Медресе Шер-Дор
  • Медресе Тилля-Кари
  • Другие сооружения площади
  • Современный Регистан
  • Туристам

История и происхождение названия

Слово «Регистан» переводится с узбекского как «место, покрытое песком» – в древние времена на Среднем Востоке так называли любую центральную площадь города. В период правления Тамерлана именно здесь собирались солдаты, перед тем как отправиться в поход. Вероятно, на центральной площади также зачитывались указы правителя. Каждый день на Регистане кипела торговля, поскольку Самарканд был одним из важнейших городов с самого основания «Шелкового пути».

Мирзо Улугбек, приходившийся Тамерлану внуком, стал не только правителем, но и покровителем наук. Он сам имел блестящее образование, прикладывал все силы для развития культуры своей страны. По приказу Улугбека в начале XV века на площади начали возведение первого медресе, названного в честь мецената. С этого времени ведет свой отсчет глобальная застройка Регистана, принесшая Самарканду всемирную известность и место в списке достопримечательностей ЮНЕСКО.

Считается, что с древних времен до ХХ века здесь проводились публичные казни преступников. Говорят, площадь Регистан специально посыпали песком, чтобы он впитывал кровь жертв, без ущерба для красивой мостовой. Однако надежных исторических доказательств этому сегодня нет. Интересно, что в 1989 году в Советском Союзе была выпущена юбилейная пятирублевая монета, на которой был отчеканен вид на Регистан.

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека – самое старое медресе, построенное на площади Регистан. Его возведение заняло всего три года: с 1417 по 1420. На территории школы были организованы мечеть и крупная обсерватория, что сделало город одним из важнейших научных центров Востока того времени. Ансамбль расположен на западной стороне обширной площади. Напротив медресе в последующие годы были возведены караван-сарай Улугбека, а также его ханака.

Высокий прямоугольный фасад и стрельчатая арка сооружения выполнены в лучших традициях средневековой архитектуры Среднего Востока. Золотистые расписные стены в ярком солнечном свете играют сложными мозаиками, основной геометрический орнамент сложен из цветных глазурованных кирпичей. Сам портал украшает филигранная вязь, узоры «ислими» и десятиконечные звезды. Все это является свидетельством научной направленности комплекса.

Из каждого угла прямоугольного ансамбля в небо устремляются минареты. До сегодняшнего дня сохранилась только половина их них, поскольку две башни были разрушены землетрясением примерно в XVIII веке. Голубые купола медресе поражают воображение своим чистым цветом и ярким сиянием независимо от времени дня. Благодаря богатой облицовке стен, ярким узорам в синих тонах, вся постройка не выглядит громоздкой. Резная и поливная керамика отличаются гармоничной цветовой палитрой. Поскольку отделка глазурью и орнаментами полностью покрывает стены, весь медресе ярко сияет в свете жаркого полуденного солнца, являясь настоящим украшением Регистана.

В закрытый квадратный двор выходят кельи учеников, а также двери учебных аудиторий. Здесь молодым людям преподавали астрономию, богословие, философию, математику и различные естественные науки. Одновременно в медресе могло учиться и проживать более сотни студентов. В школе работали и преподавали лучшие в стране ученые. Улугбек также читал студентам лекции, однако на сам он решил не занимать должность ректора. Считается, что именно здесь учился знаменитый восточный философ, поэт и ученый Абдурахман Джами.

Школа начала приходить в упадок после того, как в XVI веке новый правитель перенес столицу государства в Бухару. Некоторые источники того времени говорят: Самарканд опустел настолько, что в стенах разрушающихся медресе жили дикие животные. Многочисленные феодальные войны того времени превратили некогда сиятельный архитектурный комплекс практически в руины. Медресе Улугбека сохранился до наших дней только благодаря масштабной реставрации в начале XX века.

Медресе Шер-Дор

Медресе Шер-Дор также называют «львиной» школой, поскольку стены украшены соответствующим звериным орнаментом. Медресе располагается в восточной части Регистана, напротив первой постройки площади и во многом повторяет ее архитектуру. Такая копийность неслучайна – автор проекта намеренно использовал особый прием под названием «кош», характерный для восточной традиции. Строительство было начато в 1619 году на месте ранее возведенной ханаки. Бывшая резиденция Улугбека дала большую часть строительного материала для новой школы.

Архитектор собирался создать зеркальную копию первого медресе, но не принял во внимание, что за прошедшие десятилетия общий уровень Регистана поднялся. По этой причине строение кажется несколько приземистее, чем планировалось изначально. Заказчиком второй школы стал хан Бахадур. Изначально постройку назвали его именем, но оно почему-то не прижилось, уступив место народному Шер-Дор.

Современное прозвище медресе переводится как «украшение тиграми/львами». Его здание получило за великолепный орнамент, которым украшена центральная арка. Узор изображает двух хищников, устремившихся вслед за изящными ланями. На спинах каждого тигра покоится солнечный диск. Помпезность этого сооружения практически не уступает тому, что было построено Улугбеком. Стены архитектурного ансамбля покрыты глазированными мозаиками, росписями, цитатами из Корана, здесь вы увидите богатые орнаменты, обилие позолоты. Посередине над центральным входом красуется солнечная свастика.

Медресе возводился по новым технологиям, однако некоторое нарушение пропорций в будущем спровоцировало разрушение основного купола. Разработки архитекторов должны были упростить и ускорить строительство, но оно было закончено только 1636 году. Хотя по занимаемой площади эта школа не уступала постройке Улугбека, здесь могли жить и обучаться гораздо меньше студентов – всего около 40. По уровню знаний и престижности Шер-Дор все равно ценился меньше первого крупного медресе. К XX веку этот ансамбль на площади Регистан требовал не менее масштабных восстановительных работ.

Медресе Тилля-Кари

Название переводится как «Позолоченная школа». Постройка учебного заведения началась в середине XVII века на южной стороне Регистана. Инициатором и спонсором нового медресе стал все тот же хан Бахадур. Последний ансамбль возвели на месте караван-сарая Улугбека, использовав не только кирпичи старого здания, но и остатки его фундамента. Поскольку к началу строительства обе мечети Самарканда были разрушены, хан принял решение совместить медресе и место для городских богослужений.

Архитекторы работали над Тилля-Кари около 14 лет, закончив школу только после смерти правителя. По этой причине итоговая отделка менее богата, в декоре ощущается некоторая небрежность строителей. Кроме того, медресе получился менее крупным, поэтому удачно уравновешивает композицию из двух более роскошных зданий на площади Регистан.

Фасад постройки четко разделен на два этажа, здесь имеется два главных входа, оборудованных в глубокой стрельчатой арке. С левой стороны можно видеть крупный сияющий купол мечети голубого цвета. По бокам от фасада возвышаются изысканно отделанные минареты. Угловые части занимают гульдаста – восточные башенки с круглыми куполами. В гамме экстерьера преобладают золотые краски и роспись в стиле «кундаль», благодаря чему медресе и получил свое название.

Кроме традиционной вязи и геометрических орнаментов здесь можно увидеть множество растительных мотивов. Такой декор удачно разбавляет эффектные, но все же очень похожие здания двух других учебных заведений. В скором времени после завершения строительства землетрясение в городе разрушило главный купол Тилля-Кари. Этому элементу и многим другим частям школы пришлось ожидать восстановления вплоть до XX века.

Другие сооружения площади

Позади Тилля-Кари, с восточной стороны, находится мавзолей Шейбанидов. Этот архитектурный объект больше похож на скопление надгробий, нежели на организованную серию захоронений. Самое старое из них относится к XVI веку, в нем вероятно покоится основатель правящей династии Мухаммед Шейбани. Сегодня туристы могут свободно посетить это место в любое время дня.

Длительное время торговля являлась основным источником богатства Самарканда. Основным свидетельством былой купеческой славы является Торговый купол (Чорсу), который находится наа площади Регистан за медресе Шер-Дор. Это здание было возведено еще в XV веке, однако подвергалось капитальной реставрации в XVIII и ХХ веках. В 2005 году, в ходе чистки постройки, с купола был снят трехметровый слой грязи. Некогда здесь располагался рынок, однако сегодня в Чорсу оборудована галерея современного искусства. Посещение этой выставки обязательно следует включить в туристическую программу по Самарканду.

Современный Регистан

Сегодняшнему облику этой великолепной площади Узбекистан во многом обязан властям СССР, которые инициировали восстановление культурных памятников, однако даже после возведения медресе были закрыты для религиозного обучения и всех иных видов деятельности. Глобальная реконструкция Регистана завершилась незадолго до распада страны. Столь продолжительный срок восстановления связан с перебоями в финансировании, а также тем фактом, что ученым приходилось по крупицам собирать сведения о внешней и внутренней отделке зданий.

В период независимости Узбекистана площадь была окончательно приведена в современный облик и облагорожена. Сегодня Регистан является местом проведения всех масштабных праздников, концертов и фестивалей Самарканда. Главное событие, которое отмечается дважды в год – музыкальный фестиваль международного уровня Шарк Тароналари, поэтому, если вы хотите не только полюбоваться Регистаном, но и насладиться колоритным национальным шоу, стоит приурочить свою поездку к началу одного из крупных праздников. Обратите внимание, что площадь особенно красива в вечернее время, когда здесь включают архитектурную подсветку.

Туристам

Адрес: Регистанская ул. – Registon ko’chasi, Самарканд, Узбекистан.

Побывать на Регистане можно абсолютно бесплатно, однако отдельные экскурсии, вход в музей и другие дополнительные развлечения потребуют некоторых затрат. Цена и разнообразие таких мероприятий варьируются в зависимости от времени года.

Посетить площадь можно в любое время суток, но музеи и прочие заведения этого района имеют разный график работы.

Доехать до центральной площади Самарканда легко из любой части города. Большинство маршрутов общественного транспорта делают остановки рядом с Регистаном. Ориентироваться можно на блестящие купола медресе, которые хорошо видны практически отовсюду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *