Улица в районе беговой где конюшни
Перейти к содержимому

Улица в районе беговой где конюшни

  • автор:

Район Беговой

На территории района Беговой (САО) насчитывается 20 улиц. Также вы можете посмотреть список улиц Северного административного округа, или перейти к справочнику всех улиц Москвы.

Улицы района Беговой города Москвы:

  • Беговая аллея
  • Беговая улица
  • Беговой проезд
  • Боткинский 1-й, проезд
  • Боткинский 2-й, проезд
  • Бумажный проезд
  • Верхняя улица
  • Ленинградский проспект
  • Нижняя Масловка, улица
  • Нижняя улица
  • Новая Башиловка, улица
  • Поликарпова, улица
  • Правды, улица
  • Расковой, переулок
  • Расковой, улица
  • Скаковая аллея
  • Скаковая улица
  • Ямского Поля 1-я, улица
  • Ямского Поля 3-я, улица
  • Ямского Поля 5-я, улица

Улицы районов Северного округа Москвы

Улицы округов Москвы

Территория Москвы Округа и районы Улицы Москвы Карта города Почтовые индексы Метро
Нашли ошибку? Сообщите нам об этом!

© 2008—2024 Интернет-портал «MosOpen.ru — Электронная Москва» Использование материалов разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт MosOpen.ru (mosopen.ru) рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий — с формулировкой «по материалам интернет-портала MosOpen.ru».

Район Беговой: история и наши дни

Район Беговой обязан своим названием расположенному здесь Центральному московскому ипподрому, собравшему вокруг себя несколько улиц с «конными» названиями (Беговые улица и аллея, Скаковая улица).

Своё отражение это важный факт получил и в гербе района, на котором изображена скачущая лошадь. Зеленое поле щита является символом государевых садов и выгонов, которые в старину располагались на территории Бегового, а скачущая лошадь, кроме того, напоминает о находившихся здесь слободах ямщиков, и Ямском поле. Красная оконечность символизирует Ходынское поле, где с конца 18 века размещались летние лагеря войск Московского гарнизона. Колесо – символ Волоцкой дороги и Санкт-Петербургского шоссе (сейчас Ленинградский проспект).

Здания скаковых и беговых трибун, 1909. Фото: Murray Howe

Виды ипподрома. Фото: Киселев Сергей/АГН «Москва»

Здание Центрального московского ипподрома. Фото: Киселев Сергей / АГН «Москва»

«Авось» С.Н.Коншина — победитель «Большого Всероссийского приза» 12 июня 1905 года на беговом ипподроме. Фото: Журнал «Искры» №24 за 1905 год

Масштабное развитие этих земель началось в XIX веке, когда велось строительство Санкт-Петербургского шоссе. В ходе работ бревенчатый настил заменили мостовой, а по обе ее стороны раскинулись загородные дома московской знати. Первым приобрел участок близ Петровского парка генерал и сенатор А.А. Башилов. Дворянские усадьбы протянулись вдоль границы с Петровским парком, образовав улицу Башиловку (теперь Марины Расковой) и по Бутырскому проезду (теперь улица Нижняя Масловка). Так постепенно образовывались улицы, появлялись фабрики и заводы. Одним из них был широко известный авиастроительный завод «Дукс».

На 5-й Ямской улице обосновалась в 1979 году Всероссийская государственная телерадиовещательная компания, рядом находится Училище циркового и эстрадного искусства.

5-я улица Ямского Поля, во дворе циркового училища, 1946-1948. Фото: С. Фридлянд

В наши дни Беговой — один из наиболее важных промышленных районов Москвы, где работают несколько крупных промышленных предприятий: кондитерская фабрика «Большевик», Машиностроительное объединение им. Румянцева и механический завод «Знамя труда». В районе, где проживает 41 тыс. человек, работает всемирно известный уникальный цыганский театр «Ромэн».

Музей русского импрессионизма. Фото: Любимов Андрей/АГН «Москва»

Территория БЦ «Большевик». Фото: Shutterstock.com

Театр РОМЭН. Фото: Екатерина Овсянникова/Фотобанк Лори

В районе активно развивается дорожно-уличная сеть. А в рамках программы «Благоустройство дворовых территорий» благоустроено 114 дворов, 7 территорий учреждений образования, установлено около 100 опор наружного освещения, устроены газоны, установлены скамьи, оборудованы детские площадки. Проведен ремонт 539 подъездов многоквартирных домов, в некоторых из них дополнительно установлены подъемные платформы для маломобильных граждан.

К слову, Беговой выделяется именно тем, что абсолютно все объекты социальной сферы, расположенные на территории района, приспособлены для маломобильных групп населения, что делает их передвижение проще и безопаснее.

Лошади и тотализатор: как изменился Московский ипподром за 200 лет

Современное здание Московского ипподрома имеет мало общего с тем, что построили на Беговой в 19 веке. Кто из исторических персон не пропускал ни одного забега, почему павильоны несколько раз перестраивали и что в итоге осталось от старого ипподрома? Архивные документы изучил корреспондент телеканала Москва 24.

Фото: портал мэра и правительства Москвы

В начале 19 века в районе современной станции метро «Беговая» впервые прошли лошадиные бега. С тех пор почти 200 лет сразу несколько географических названий в этом районе Москвы говорят о том, что лошадей здесь любят: улица Беговая, Беговая аллея, улица Скаковая, Скаковая аллея. Правда, долгое время толкового и основательного здания у Московского ипподрома не было. Его построили лишь в конце 19 века. И с современным сооружением то здание имело мало общего.

Бега в Российской Империи

Так каким же был старый ипподром? Во-первых, над центральным входом была не одна квадрига, а сразу две. Еще там располагалась богиня победы Ника с ангелами и грифонами. Вход украшали помпезные уличные фонари.
Во-вторых, дореволюционный павильон называли беговой беседкой. Потому как тут проходили только бега. Был и скаковой павильон, который стоял чуть поодаль. Основное и явное отличие двух этих конных дисциплин в том, что для участия в бегах лошадь запрягают повозкой или тележкой, а в скачках жокей садится на спину лошади.

Императорский приз – порядка 30 тысяч рублей – огромная сумма, на которую можно было купить несколько особняков

Современное здание сохранило примерно те же габариты, что и его предшественник: несколько ярусов зрительских трибун, административные помещения. Была тут и царская ложа, в которой, разумеется, могли находиться только представители правящей фамилии. Известно, что генерал-губернатор Москвы, а по совместительству и дядя царя Николая II вместе с супругой регулярно посещал бега. Периодически проводились соревнования за императорский приз – порядка 30 тысяч рублей. По тем временам – огромная сумма, на которую можно было купить несколько особняков.

Здесь же неподалеку проводили скачки. На отдельном поле и с отдельным скаковым павильоном. Выполнен он был так же роскошно, как беговой. Скаковой павильон напоминал восточный дворец, с куполами, башенками и террасами. Простоял недолго. В 30-х годах скаковое поле объединили с беговым. Его территория понадобилась для расширения Белорусско-Балтийской железной дороги.

Скачки в стране Советов

Бега были одинаково популярны и в императорской и в советской России. Возможно, еще и потому что на ипподроме работал тотализатор. Можно было делать ставки и выигрывать приличные суммы. Хотя еще до революции игру на тотализаторе критиковали, но азарт победил.

Район Беговой улицы. Продолжение

Продолжаем прогулку по району и знакомство с основными строениями, представляющими архитектурную, культурную или историческую ценности. Начало — здесь.

Следующее строение, связанным с ипподромом — это Конюшни Л.А. Манташева (Скаковая ул., 3). Комплекс скаковых конюшен, принадлежавший известному нефтепромышленнику Леонтию (Леону) Манташеву, был построен в 1914-1916 годах в стиле европейского барокко с примесью неоклассицизма.

Конюшни Л.А. Манташева. Арх. братья А. и В. Веснины, А.Г. Измиров. 1914-1916. Фото 2021.

Почему для конюшен был выбран самый редкий московский архитектурный стиль – западноевропейское барокко – неизвестно. Братья Веснины: Александр и Виктор, ранее ничего подобного не создавали, даже в проектах. А гражданский инженер А.Г. Измиров до работы над данным комплексом известен лишь по перестройке в 1913 году особняка Пономарева (Знаменка, 11), да и то в стиле неоампир. Сохранился, однако, чертеж фасада конюшен Манташева, выполненный Весниными.

А. и В. Веснины. Конюшни Манташева. Чертеж фасада. 1914. - Латур А. Москва 1890-2000. Путеводитель по современной архитектуре. 2-е издание. М.: Издательство «Искусство-XXI век», 2009.

Тем не менее, получилось красивое и величественное здание с высокой входной аркой. Это были, пожалуй, самые роскошные помещения для содержания лошадей в Москве за всю историю.

Конюшни Л.А.Манташева. Фото 1916-1918. Фото Л.А. Манташева.

Построенное здание служило парадным входом конюшенного комплекса Леона (Левона) Манташева (1880-1954), одного из успешнейших нефтепромышленников дореволюционной России. Сам комплекс представлял типичную усадьбу с внутренним двором, обрамленным зданиями деревянных конюшен с башенками, которые в связке с флигелями и главным корпусом с въездными воротами образовывали правильный прямоугольник. Леон Манташев был продолжателем дела своего отца, российского нефтяного магната и филантропа Александра Манташева. Леон Манташев был известным коннозаводчиком в коневодческой среде и одной из ключевых фигур российского скакового дела. Ему принадлежали более 200 чистокровных породистых скакунов. На его лошадях брал призы всемирно известный американский жокей Джеймс Винкфильд, которого называли «Черный маэстро». Судя по площади территории ансамбля, можно предположить, что здесь вполне могли одновременно содержаться чуть ли не все его лошади. В конце 1917 года он был вынужден покинуть страну. И по иронии судьбы Леон Манташев, сын одного из богатейших людей своего времени, сам человек более чем успешный, умирает в Париже… простым таксистом.

Конюшни Л.А. Манташева. Фото 2021.

В средней части Главного корпуса устроена внушительная по размерам проездная арка с чугунной решеткой, которую ограждают спаренные колонны. Над ней возвышается башня-бельведер с завершением в виде шпиля (флагштока) с флюгером в виде лошади. На фасадной плоскости красуется вензель хозяина ЛМ.

Конюшни Л.А. Манташева. Вензель хозяина ЛМ. Фото 2021. Конюшни Л.А. Манташева. Проездная арка с чугунной решеткой. Фото 2021. Конюшни Л.А. Манташева. Спаренные колонны с коринфскими капителями. Фото 2021.

После эмиграции Леона Манташева конюшенный комплекс был национализирован, и в 1920-х годах в нем обосновался гараж Москоммунхоза. К сожалению, сегодня мы можем видеть только Главный корпус конюшен Манташева. Боковые флигели и стойла для лошадей уничтожены между 1989 и 1999 годами.

Конюшни Л.А. Манташева. Фото 1981. Конюшни Л.А. Манташева. Фото 1989. – Еще не уничтожены деревянные боковые конюшни. Конюшни Л.А.Манташева. Фото 1999.

С 1999 года здание принадлежит Театру классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва. На дворовой территории в настоящее время возведено какое-то странное каркасное сооружение. А вот здание жилого дома жокеев конюшен Л. Манташева в глубине двора сохранилось, как и маленькая кузница.

Здание жилого дома жокеев конюшен Л. Манташева. Фото 1996 и 2021.

«Ансамбль скаковых конюшен Манташева» в настоящее время значится в списке памятников истории и культуры Москвы, но когда он будет отреставрирован – неизвестно.

Макет проекта реконструкции конюшен Манташева для балетного театра.

Был проект реконструкции комплекса конюшен Мантушева с включением всех строений конюшен, предусматривающий постройку зрительного зала театра балета Касаткиной и Василёва между передним и задним зданием, т.е. переднее здание с аркой должно было стать входной частью, заднее – «задником» сцены. Но и этот проект завял. Очень жаль, когда сегодня, при наличии в Москве достаточного количества денежных средств, этот уникальный памятник, аналогов коему я не припомню, остается в столь плачевном состоянии.

Знаковые сооружения, связанные с «лошадиной» темой, закончились, но на этом не исчерпываются интерес к другим зданиям этого района. Например, Стадион Юных пионеров, в начале Беговой улицы (справа, если смотреть от Ленинградского проспекта). Нет, стадиона вы не увидите, его снесли и построили новый элитный жилой комплекс, вы увидите только Главную трибуну стадиона Юных пионеров.

Главная трибуна стадиона Юных пионеров. Новодел. Фото 2021. Главная трибуна стадиона Юных пионеров. Фото 1973-1977. Фрагмент ограды Стадиона Юных пионеров. Арх. Ю.В. Щуко. 1946. Фото 1980-1989. Источник: В.С. Ледзинский, А.А. Теличко, А.В. Зверев

Это все, что осталось от первого в СССР стадиона юных пионеров, открытого в 1934 году в Москве. В 1930-1960-е годы входы в парки, скверы, стадионы и их территория благоустраивались, к проектированию привлекались ведущие архитекторы и художники. Так в 1946 году по проекту архитектора Юрия Владимировича Щуко была построена новая металлическая ограда с чугунная вставками, в центре которых располагался крупный диск (90 см) с символами пионерской организации.

Мозаики бывшего стадиона Юных пионеров. «Спорт и дети», художник М. Потикян. «Спорт», художник Э.Жерносек.

На пилонах ворот в 1964 году появились две мозаичные композиции из фарфора и фаянса «Спорт» с девочкой в центральной части, бегуньями и велогонщиками (художник Эльвира Жерносек) и «Спорт и дети» с вратарём, гимнастками и футболистами (художник Мартуни Потикян).

При планировании жилищной застройки на месте стадиона ограде было отказано в присвоении статуса выявленного объекта культурного наследия. И Москва тихо и незаметно потеряла один из важнейших спортивных объектов своей истории. Не просто очередной – один из самых важных. То, что сейчас называется Главная трибуна стадиона Юных пионеров — новодел, построенный в 2008 году. По центру этой трибуны установили мозаики с бывшего стадиона.

Мозаики бывшего стадиона Юных пионеров, встроенные в трибуну с внутренней стороны.

И нельзя обойти уникальные с точки зрения архитектурного экспериментирования два следующих дома.

Ажурный дом (Ленинградский просп., 27) построен в 1936–1940 годах архитекторами А.К. Буровым и Б.Н. Блохиным.

Ажурный дом. 1936–1940. Арх. А.К. Буров, Б.Н. Блохин. Фото 2021.

Дом прозван ажурным из-за декоративных бетонных решёток-рельефов, выполненных по эскизам художника-графика Владимира Фаворского и определивших облик здания в эклектичном стиле: имеются явные приемы модерна и неоклассицизма. Некоторые относят стилистику фасадов этого здания к стилю ар-деко.

Это — экспериментальный жилой дом, один из первых московских домов, построенных из крупных типовых бетонных блоков заводского изготовления. Проектировался и предполагался как один из типовых домов будущей столичной застройки, но начавшаяся война отменила эти планы.

Вертикальные блоки высотой на весь этаж выполнены в виде лопаток, а междуэтажные плиты трактуются как карнизы и тяги. Вся фактура изготавливалась на заводе. Ажурные решетки также отлиты из бетона.

Легкий муаровый рисунок делает бетон похожим на мрамор. Говорят, что производители не могли добиться ровного цвета блоков. Тогда Буров предложил добавить краситель в состав бетонной смеси. В результате получился архитектурный бетон, имитирующий мрамор.

Внутренняя планировка «Ажурного дома» частично возвращает к идее дома-коммуны с элементами «обобществленного быта». П-образное в плане здание имеет всего один вход. Из большого холла лестницы ведут в жилые блоки с широкими коридорами, в которые выходят небольшие по площади квартиры. Первый этаж отведен под общественные функции: гастроном, столовую, ясли, сад. По замыслу Бурова, жильцы дома могли попасть в любое из этих помещений, не выходя на улицу, через специальную дверь в холле.

Дом-осьминог (Дом-сороконожка) (Беговая ул., 34) построен в 1973-1978 годах заслуженным архитектором России А.Д. Меерсоном и его коллегами в канун Олимпиады-80. Панельный жилой дом серии «Лебедь» известен также как Дом авиаторов, так как построен для работников авиационного завода «Знамя труда».

Дом-осьминог. 1973-1978. Арх. А.Д. Меерсон. Фото 2021.

Тринадцать этажей покоятся на стройных и мощных железобетонных опорах (4-этажных). Их особенность в том, что они сужаются к основанию так, что два человека спокойно могут обхватить одну опору. Данный дом на ножках изначально был спроектирован А.Д. Меерсоном, как часть комплекса ЖК «Лебедь», и должен был стать гостиницей для олимпийцев гребного спорта, все окна которой должны были выходить на Химкинское водохранилище, и, чтобы не вырубать зелёные насаждения, а также установить дом не на зыбучей (побережной) зоне, было принято решение поднять его на ножки, чтобы окна первых этажей находились над деревьями, а сам дом на расстоянии от воды. Реализовать дом на запланированном месте у автора не получилось, но проект понравился настолько, что он искал возможность его построить в другом месте. Так Меерсон нашел заказчика в лице кооператива Московского машиностроительного завода «Знамя Труда», и после небольших правок (изменение формы ножек, на вид, напоминающих амортизационную стойку шасси самолёта), дом был построен на Беговой улице.

Сами жители называют свой дом «Избушкой на курьих ножках», а из-за обилия поддерживающих опор, напоминающих щупальца, москвичи прозвали его «Домом-осьминогом». Зданием до сих пор восхищаются многие зодчие, считая его крайне интересным с архитектурной точки зрения. Имитация каменной кладки, трёхсекционный фасад, «точёные», угловатые опоры придают дому нарочито грубую «внешность». Такой стиль в среде архитекторов часто называется «брутализмом». Подчёркивают эту идею и три необычные башни, внутри которых размещены лестничные клетки. Вдоль башен идут узкие оконца, вызывающие ассоциацию со средневековыми замками и бойницами.

Дома по адресам: Беговая ул., 13, Беговая ул., 11, Беговая ул., 5 (сверху вниз).

Остальные дома по Беговой улице построены в советское время, самые значимые из них: Восьмиэтажный кирпичный жилой дом, 1946 (Беговая ул., 13); Девятиэтажный кирпичный жилой дом для работников Академии медицинских наук СССР, 1954, арх. С. Каневский (Беговая ул., 11); Десятиэтажный кирпичный жилой дом, 1956, в этом доме до 1989 года располагался кинотеатр «Темп», а с 1998 года — центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина (Беговая ул., 5).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *