Метро курская какой округ москвы
Перейти к содержимому

Метро курская какой округ москвы

  • автор:

Московский Метрополитен

Станция была открыта для пассажиров 13 марта 1938 года в составе Арбатско-Покровской линии метро. За 86 лет существования название не менялось.

Станция « Курская » расположена в Басманном районе на территории Центрального административного округа города Москвы.

Выход в город на улицу Ул. Земляной Вал.

Переход на станции Чкаловская Люблинско-Дмитровской линии и Курская Кольцевой линии.

Станция на карте Москвы

Смотрите также Арбатско-Покровская линия московского метро Московский Метрополитен
Территория Москвы Округа и районы Улицы Москвы Карта города Почтовые индексы Метро
Нашли ошибку? Сообщите нам об этом!

© 2008—2024 Интернет-портал «MosOpen.ru — Электронная Москва» Использование материалов разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт MosOpen.ru (mosopen.ru) рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий — с формулировкой «по материалам интернет-портала MosOpen.ru».

Курская | Кольцевая линия | Москва | Прогулки по метро

Курская — предварительный просмотр

Курская — колонная трёхсводчатая станция глубокого заложения.

Станция находится на восточной окраине центра города в Басманном районе на улице Земляной Вал у площади Курского вокзала.

Происхождение названия: по Курскому железнодорожному вокзалу, являющемуся началом железнодорожных линий на Курск и Нижний Новгород.

Дата открытия — 1 января 1950.

Архитекторы станции — Г. А. Захаров, З. С. Чернышева.

Станция Курская является объектом культурного наследия России. Архитекторы станции были удостоены Сталинской премии.

Путевые стены и колонны дорического ордера облицованы белым мрамором «коелга». Свод центрального зала украшен декоративным карнизом со сложным орнаментом. Пол выложен красным гранитом с чёрными квадратами в центральном зале и серым гранитом по краям посадочных платформ. Освещение центрального зала — круглые люстры, в которых из центра к краям как солнечные лучи расходятся люминисцентные трубки; боковые залы освещены вытянутыми многорожковыми люстрами с хрустальными плафонами.

Конструкционная особенность Курской — своды центрального и боковых залов опираются на индивидуальные ряды колонн, установленные рядом, но облицовка покрывает каждую пару колонн совместно, из-за чего колонны выглядят узкими со стороны центрального и боковых залов, но широкими изнутри арок.

Кольцевая линия строилась в три этапа. Курская была конечной станцией первого этапа и оставалась конечной на протяжении двух лет (1950 – 1952).

  • на станцию Чкаловская (Люблинско-Дмитровская линия)
  • на станцию Курская (Арбатско-Покровская линия)

Курская (станция метро, Арбатско-Покровская линия)

cover image

станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена / Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Уважаемый Wikiwand AI, давайте упростим задачу, просто ответив на эти ключевые вопросы:

Перечислите основные факты и статистические данные о Курская (станция метро, Арбатско-Покровская линия)?

Кратко изложите эту статью для 10-летнего ребёнка

ПОКАЗАТЬ ВСЕ ВОПРОСЫ

«Ку́рская» — станция Московского метрополитена на Арбатско-Покровской линии. Связана пересадками с одноимённой станцией на Кольцевой линии и станцией «Чкаловская» на Люблинско-Дмитровской линии. Расположена в Басманном районе (ЦАО) вблизи улицы Земляной Вал под путями Курского вокзала, по которому и получила своё название. Открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» — «Курская». Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. На платформе станции расположен маневровый светофор. Остальные светофоры расположены в тоннелях и у путевой стены [2] .

Quick facts: «Курская», Район, Округ, Дата открытия, Проек.

Интерактивная схема i

Курская (станция метро, Арбатско-Покровская линия)

Открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Курская» (вторая очередь строительства). Название получила по Курскому вокзалу, близ которого расположена. Станция имеет пересадки на одноимённую станцию Кольцевой линии и станцию «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

История

История проектирования станции «Курская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлово. Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. Возле Курского вокзала предполагалось построить станцию. В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года было окончательно утверждено расположение будущей станции метро «Курская». В первоначальном проекте станция называлась «Курский вокзал» [2] .

Строительство метро «Курская» осуществлялось закрытым способом. Расположение станции в плане было обусловлено требованиями наиболее рационального обслуживания пассажиров Курского вокзала и дальнейшего направления трассы Покровского радиуса к Спартаковской площади с обходом Московского газового завода [3] . Кроме того, отсутствие окончательного проекта планируемой реконструкции Курского вокзала вынудило проектировщиков расположить станцию диагонально по отношению к площади Курского вокзала [3] . Предполагалось два выхода: на месте здания багажного отделения Курского вокзала (из восточного торца) и в одном из жилых домов на Садовой улице (из западного торца) [3] . Однако проект западного выхода не был осуществлён. Станция была открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» — «Курская» второй очереди Московского метрополитена [1] .

Во время Великой Отечественной войны станция «Курская» служила бомбоубежищем, как и другие станции московского метро [4] . На станции был размещён филиал Государственной публичной исторической библиотеки [5] [6] .

В 1950 году был открыт переход на станцию «Курская» Кольцевой линии [1] , а также ещё один выход в наземный вестибюль. В 1996 году открылся переход из западного торца на станцию «Чкаловская» Люблинской линии [1] . В 1997 и 2000 годах на станции были установлены новые эскалаторы [7] .

Архитектура и оформление

Вестибюль

Аванзал вестибюля

Станция имеет один подземный вестибюль (общий со станцией Кольцевой линии), в который можно выйти из восточного торца. Центральный зал соединяется с промежуточным вестибюлем тремя эскалаторами типа ЭТ-3М, установленными в 2000 году [7] . Промежуточный вестибюль — большое кубическое помещение, из которого в одну сторону широкий проход выводит в круглый колонный вестибюль. В центре него стоит мощная, круглая, развивающаяся вверх колонна (столп). Основание этой колонны как бы заглублено в пол, а углубление обведено по кругу небольшим гранитным бортиком [8] . Поверхность столпа покрыта затейливой лепниной растительных мотивов. На ней также размещены небольшие лепные медальоны с сельскими сценками [8] . Потолок зала опирается на столп, а также на два кольца колонн. Эти колонны — круглые, каннелированные, облицованные сургучно-красным мрамором, и квадратные, облицованные светло-кремовым мрамором. Стены зала облицованы розовым и желтоватым мрамором Газганского месторождения [8] .

К круглому залу через переходную камеру примыкает кассовый зал. Круглый зал отделяется от кассового четырьмя пилонами, овальными в плане и расположенными длинной осью. Между ними — линия турникетов. Кассовый зал представляет собой прямоугольное помещение, плоский потолок которого поддерживают кроме пилонов цилиндрические колонны [9] . Зал оформлен в тёмных тонах. Стены, пилоны и колонны облицованы чёрным с белыми прожилками мрамором месторождения Давалу. Пол облицован плитами чёрного габбро и тёмно-серого гранита. В кассовый зал ведут три лестницы, расположенные по его длинной стороне, напротив пилонов и турникетов [9] . В середине находится широкая лестница, ведущая в зал ожидания Курского вокзала и в коридор под всеми железнодорожными путями к Нижнему Сусальному переулку. Стены лестничной камеры оформлены белым мрамором.

В другом выходе из промежуточного вестибюля — длинный с поворотом коридор к межэтажному эскалатору типа ЭТ-5М, установленному в 1997 году [7] , который выводит в наземный кассовый вестибюль в первом этаже жилого дома на площади Курского вокзала [10] .

Станционные залы

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения [1] . Сооружена по типовому проекту (архитектор Л. М. Поляков). Диаметр центрального зала 9,5 метров, боковых залов — 8,5 метров.

Оформление станции, вестибюлей и переходов посвящено сельскому хозяйству. Свод станции опирается на два ряда мощных пилонов, отделанных серым с белыми прожилками мрамором Уфалейского месторождения [10] . Круглые отверстия на пилонах оформлены декоративными решётками из золочёного металла с изображением колосьев и с укреплёнными на них светильниками. Кроме того, зал освещается люстрами-тарелками. Потолок станции украшен рельефным орнаментом с лепными вставками [11] . Пол в центральном зале выложен серым гранитом, в боковых залах — тем же гранитом с геометрическими вставками чёрного диабаза и красного гранита [10] . Путевые стены покрыты сверху белой керамической плиткой, а снизу — чёрным мрамором [12] .

Переходы

Переход на Кольцевую линию

Переход на Кольцевую линию, открытый в 1950 году, находится в центре зала. Там переходная камера с лестницами на спуск и на подъём. Далее длинный коридор выводит к мостику над платформой в сторону «Таганской» и лестнице в центре зала «Курской-кольцевой» [13] .

Переход на Люблинскую линию — в западном торце через пристройку, удлиняющую центральный зал, по короткому эскалаторному тоннелю и короткому переходу с арками в аванзал «Чкаловской» [13] . Пристройка, удлиняющая центральный зал, была построена специально для перехода через ранее глухой западный торец станции в 1996 году [1] .

Путевое развитие

Станция была конечной на Арбатско-Покровской линии до 1944 года. За станцией располагается пошёрстный съезд, по которому оборачивали поезда до продления линии на восток, и сейчас используемый для оборота при нештатных ситуациях, а также для служебных перевозок [12] . На станции 2 стрелочных перевода [14] .

Станция в цифрах

  • Код станции — 045 [1] .
  • Глубина залегания станции — 30 метров.
  • Высота над уровнем моря — 110 метров.
  • Пикет ПК031+51 [14] .
  • По данным 1999 года, ежедневный пассажиропоток по вестибюлям составлял 18 330 человек, пересадочный пассажиропоток на станцию «Курская» Кольцевой линии — 30 900 человек, а пересадочный пассажиропоток на станцию «Чкаловская» — 60 400 человек [15] . Согласно статистическому исследованию 2002 года, пассажиропоток станции составлял: по входу — 19 900 человек, по выходу — 15 600 человек [16] .
  • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 30 минут, время закрытия — в 1 час ночи [17] .
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию [18] :
Понедельник — пятница
(чч:мм:сс)
Суббота — воскресенье
(чч:мм:сс)
По чётным числам
По нечётным числам
В сторону станции «Митино» 5:43:25 5:45:45
5:46:55 5:45:25
В сторону станции «Щёлковская» 5:49:35 5:49:50
5:50:00 5:49:50

Расположение

Станция метро «Курская» Арбатско-Покровской линии расположена между станциями «Бауманская» и «Площадь Революции». Выход в город на площадь Курского вокзала и улицу Земляной Вал.

Железнодорожный транспорт

Основная статья: Курский вокзал

Курский вокзал обслуживает поезда дальнего следования восточного, юго-западного и западного направлений. От Курского вокзала начинается Курское и Горьковское направления Московской железной дороги.

Пригородные поезда от вокзала следуют по Курскому, Горьковскому, Смоленскому и Рижскому направлениям.

Наземный общественный транспорт

Станция «Курская» имеет выход к нескольким остановкам наземного общественного транспорта [19] :

  • Остановка «Курский вокзал» находится на Первом Сыромятническом переулке. На ней останавливаются трамваи № 20 и 24.
  • Остановка «Курский вокзал» находится на улице Земляной Вал. На ней останавливается троллейбус № Б.
  • Остановка «Верхняя Сыромятническая улица» находится на Верхней Сыромятнической улице. На ней останавливается автобус № 40.

Маршруты общественного транспорта (данные на 2012 год) [20] [21] [22]

Маршрут Следует к станциям метро Конечный пункт 1 Конечный пункт 2
авт. № 40 «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская»-радиальная, «Комсомольская»-кольцевая, «Площадь Ильича», «Римская» Ст. метро «Сокольники» Завод «Красный Путь»
трол. № Б «Красные ворота», «Сухаревская», «Смоленская»-арбатская, «Смоленская»-филёвская, «Парк культуры»-радиальная, «Парк культуры»-кольцевая, «Павелецкая», «Таганская»-кольцевая, «Таганская»-радиальная Садовое кольцо (внешнее кольцо)
тр. № Бк «Смоленская», «Сухаревская», «Красные ворота», «Таганская», «Павелецкая», «Парк культуры» Садовое кольцо (внутреннее кольцо)
трам. № 20 «Дубровка», «Пролетарская», «Крестьянская застава» Угрешская улица Курский вокзал
трам. № 24 «Новогиреево», «Перово», «Шоссе Энтузиастов», «Авиамоторная» Новогиреево Курский вокзал

Станция «Курская» в культуре

Станция «Курская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав Содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев [23] .

См. также

Примечания

  1. 12345678Курская. Арбатско-Покровская линия. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.Проверено 14 мая 2012.
  2. Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011.Проверено 11 марта 2011.
  3. 123Вторая очередь Московского метрополитена. Журнал «Строительство Москвы». 1935 год. Проверено 14 марта 2011.
  4. Москва цвета солдатской шинели. his.1september.ru. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.Проверено 8 января 2011.
  5. Конкурс «История Московского метрополитена». Итоги четвертого тура. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.Проверено 18 марта 2011.
  6. Государственная публичная историческая библиотека России // Энциклопедия «Москва» / Под ред. С. О. Шмидта. — М .: Большая Российская энциклопедия, 1997. — 976 с.
  7. 123Основные характеристики эскалаторов. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.Проверено 6 февраля 2012.
  8. 123Наумов, 2010, с. 271
  9. 12Наумов, 2010, с. 272
  10. 123Наумов, 2010, с. 196
  11. Арбатско-Покровская линия. Станция «Курская». news.metro.ru. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.Проверено 18 октября 2011.
  12. 12Чередниченко, 2010, с. 320
  13. 12Наумов, 2010, с. 195
  14. 12Схема путевого развития Московского Метрополитена. trackmap.ru. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011.Проверено 14 марта 2011.
  15. Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года. metro.ru. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.Проверено 19 декабря 2010 года.
  16. Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.Проверено 26 апреля 2012 года.
  17. Режим работы станций и вестибюлей. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011.Проверено 19 декабря 2010 года.
  18. Время отправления первых поездов. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.Проверено 25 января 2012 года.
  19. Метро «Курская» на Яндекс.Картах. Яндекс. Проверено 10 июня 2012.
  20. Поиск автобусного маршрута Москвы. Курская. Я приеду.ру. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.Проверено 18 марта 2012.
  21. Поиск троллейбусного маршрута Москвы. Курская. Я приеду.ру. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.Проверено 18 марта 2012.
  22. Поиск трамвайного маршрута Москвы. Курская. Я приеду.ру. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.Проверено 18 марта 2012.
  23. Глуховский Д. А. Метро 2033. — М .: Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп, тираж 100 000 экз. — ISBN 978-5-903396-09-2

Литература

  • Зверев В. Метро московское. — М .: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8
  • М. А. Зеленин, С. М. Кравец, В. Л. Маковский Архитектура Московского метрополитена. — М .: Государственное архитектурное издательство академии архитектуры СССР, 1941.
  • Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М ., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4
  • Кравец С. М. Архитектура Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. — М .: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939. — 83 с.
  • Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М .: Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0
  • Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М .: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5
  • Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М .: Эксмо, 2010. — 352 с.

Ссылки

  • Курская-радиальная на old.mosmetro.ru
  • Курская-радиальная на www.metro.ru
  • Курская-радиальная в программе «Подземка» на Радио801
  • Курская-радиальная на news.metro.ru
  • Схема пересадочного узла на www.metroreklama.ru
  • «Курская» на KartaMetro.info Городской транспорт, выходы в город и схема станции на спутниковой карте Москвы.
  • «Курская» на Яндекс.Картах
Предшественник:
нет
Конечная станция Арбатско-Покровской линии
13 марта 1938 — 18 января 1944
Преемник:
Партизанская
  • Станции метрополитена по алфавиту
  • Арбатско-Покровская линия
  • Станции Московского метрополитена
  • Пилонные станции
  • Басманный район
  • Появились в 1938 году

Wikimedia Foundation . 2010 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *