Сколько картин в эрмитаже санкт петербурга
Перейти к содержимому

Сколько картин в эрмитаже санкт петербурга

  • автор:

Санкт-Петербургский Эрмитаж: расположение на карте. Что можно увидеть в Эрмитаже?

Прославленный петербургский Эрмитаж расположен в бывшем дворце русских монархов. Огромное собрание знаменитого российского музея сейчас занимает пять зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Придворный театр и Новый Эрмитаж. У истоков огромных коллекций Эрмитажа стояла коронованная особа — императрица Екатерина II. В 1764 г. в Санкт-Петербург привезли 225 картин, принадлежавших крупному берлинскому коммерсанту И. Гоцковскому. Чтобы погасить свою задолженность российской казне, Гоцковский предложил вместо денег свое собрание полотен, написанных большей частью голландскими и фламандскими живописцами.Эти полотна так очаровали императрицу, что она начала коллекционировать картины. Специальных людей отряжали за границу, чтобы они покупали в Европе художественные произведения или даже крупные коллекции целиком.

Екатерина II повелела приобретать картины для Эрмитажа по всей Европе

В 1769 г. из Дрездена привезли коллекцию графа Брюля, бывшего премьер-министра курфюрста Саксонии. В нее входили картины Рубенса, Рембрандта, Ватто и других прекрасных художников. В 1772 г. в Париже было куплено великолепное собрание знаменитого французского ценителя искусств барона П. Кроза. Таким образом в Санкт-Петербурге оказались «Святое семейство» Рафаэля, «Даная» и еще несколько картин Рембрандта, «Юдифь» Джорджоне, произведения Веронезе, Ван Дейка, Тинторетто.

К огромному сожалению, не всем произведениям, предназначенным для собрания императрицы, удалось благополучно добраться до Санкт-Петербурга. В 1771 г. при кораблекрушении погибли картины голландских живописцев, купленные в Гааге. Тем не менее, коллекция Екатерины II становилась все больше и прекраснее. Позаботилась просвещенная императрица и о должном помещении для своих картин. Уже в 1764—1767 гг. рядом с Зимним дворцом по проекту архитектора Ж.Б. Валлен-Деламота было построено новое здание, которое соединялось с дворцом крытым переходом. Поначалу петербуржцы по имени архитектора называли его Ламотовым павильоном. Но позже в обиход вошло и другое название — Малый Эрмитаж.

Фото Эрмитажа

Эрмитаж, фото главного здания

Фото Эрмитажа ночью, отражение в лужах

Екатерина использовала Ламотов павильон для общения со своими друзьями и приближенными. Приемы, в отличие от парадных, проходили здесь совершенно неофициально — не было даже слуг, а столы с яствами подавались наверх с нижнего этажа с помощью специальных подъемных механизмов. Поэтому павильон стали называть Эрмитажем — от французского ermitage, что означает «приют отшельника».

В 1774 г. на французском языке был издан первый каталог Эрмитажа, в котором упоминалось уже 2080 картин. Через пять лет к собранию добавилась ценнейшая коллекция бывшего премьер-министра Англии лорда Роберта Уолпола, проданная его наследниками. Здесь было 198 работ великих живописцев Рубенса, Йорданса, Ван Дейка. В 1781 г. в Эрмитаже появилась купленная в Париже коллекция графа Бодуэна из 119 картин. А кроме картин в собрании императрицы уже были гравюры, рисунки, монеты, медали, изделия из резного камня.

Коллекции становились все обширнее, для них потребовались новые помещения. Еще в 1771 г. по проекту архитектора Ю.М. Фельтена началось строительство Большого Эрмитажа. С Малым его соединял крытый переход. Но этим дворцовое строительство при Екатерине II не завершилось: с 1783 по 1787 г. Джакомо Кваренги строил Эрмитажный театр. Вместе с Зимним дворцом, а также Малым и Большим Эрмитажами теперь он входит в единый архитектурный ансамбль, протянувшийся вдоль набережной Невы. Позже, уже в середине XIX в., при императоре Николае I, внуке Екатерины II, было возведено здание Нового Эрмитажа, примыкающее к Большому Эрмитажу с внутренней стороны и выходящее фасадом на Миллионную улицу. Поэтому Большой Эрмитаж стали называть Старым Эрмитажем.

Спустя век после основания Эрмитажа его собрание пополнилось картиной Леонардо да Винчи

Коллекции Екатерины II продолжали пополнять и другие российские императоры. Но в истории Эрмитажа произошло трагическое событие, едва не уничтожившее все его сокровища: 17 декабря 1837 г. в Зимнем дворце вспыхнул пожар. Пламя уже перекидывалось на здания Эрмитажа. Крышу и стены Малого Эрмитажа поливали водой, а переходы, окна и двери, выходящие на Зимний дворец, наспех закладывали кирпичом. Пожар бушевал три дня, в конце концов от Зимнего дворца остался лишь каменный остов, но остальные дворцовые постройки уцелели. Уже через год с небольшим Зимний дворец был полностью восстановлен и его залы вновь засверкали прежним великолепием. Именно в это время начали строить и Новый Эрмитаж. Фасады его решено было украсить статуями поэтов и ученых разных времен, а могучие атланты из серого гранита, созданные скульптором А.И. Теребеневым, и по сей день держат на своих плечах балкон.

10 фигур атлантов при входе в Новый Эрмитаж создал в 1844 - 1849 гг. скульптор А.И. Теребенев

Новый Эрмитаж был задуман как музей, доступный не только для придворной знати, но и для обыкновенных посетителей. Поэтому в нем поместили картины из других зданий Эрмитажа и произведения, специально отобранные в загородных императорских дворцах, а также найденные на юге России во время археологических раскопок скифские и греческие памятники культуры.

Официальное открытие публичного музея, состоявшееся 5 февраля 1852 г., получилось необыкновенно пышным. В Эрмитажном театре дали спектакль, а прямо в музейных залах был устроен роскошный ужин. Разумеется, первые гости музея были далеко не простыми людьми. Да и в дальнейшем пропуска в Эрмитаж выдавала по рекомендации влиятельных людей специальная контора при министерстве императорского двора. Посетителям надлежало приходить в музей во фраках или парадных военных мундирах.

Что можно увидеть в Эрмитаже в наши дни

Свободный доступ в Эрмитаж был открыт только в 1863 г., при императоре Александре II. К 1914 г. музей посещали уже 180 тысяч человек в год. Ну а в наши дни счет идет на миллионы. Сейчас в Эрмитаж любителей прекрасного привлекает не только богатейшее собрание западноевропейского искусства, одно из лучших в мире, но и ни с чем не сравнимые парадные залы Зимнего дворца, отделанные мрамором, позолотой, самоцветами, — Большой, Малахитовый, Фельдмаршальский, Петровский, Георгиевский. К Георгиевскому залу примыкает знаменитая Военная галерея, сооруженная в 1826 г. На ее стенах — 300 с лишним портретов генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 г.

По счастью, во время пожара 1837 г. эти картины, как и другие дворцовые ценности, удалось вынести из огня. Эрмитаж обойти за один день невозможно. Ведь каждый посетитель кроме картин непременно старается увидеть сооруженные при Екатерине II Лоджии Рафаэля — копию знаменитой галереи в Ватикане, расписанной великим итальянским художником Рафаэлем. Особой славой пользуется и Рыцарский зал, где собраны образцы средневекового оружия и доспехов. В Золотой кладовой Эрмитажа хранятся уникальные изделия ювелиров XVI—XIX вв., а также золотые предметы, найденные археологами в скифских курганах и на месте древнегреческих колоний в Причерноморье.

Эрмитаж — визитная карточка Санкт-Петербурга

Побывать в Санкт-Петербурге и не посетить Эрмитаж — возможно ли это?! Мы искренне убеждены, что нет! Самый большой, великий, лучший — всё это о нем. Вы можете пропустить разводку мостов и даже не поехать в Петергоф, но отсутствие этого музейного комплекса в Вашем экскурсионном маршруте по культурной столице будет досадным упущением. Эрмитаж по праву входит в топ лучших мировых музеев. Здесь собрана огромная коллекция произведений изобразительного и прикладного искусства, предметов старины, оружия от каменного века до наших дней. А его кладовые поистине бездонны!

Начнём с самого популярного вопроса у большинства туристов: “А Эрмитаж и Зимний дворец — это одно и то же?”

Зимний дворец входит в состав музейного комплекса Государственный Эрмитаж. Он состоит из 6 исторических зданий, которые находятся вдоль Дворцовой набережной на Неве. Здания, которые являются открытыми для общественности, включают Эрмитажный театр, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Зимний дворец. Само же название, слово «Эрмитаж» в переводе с французского языка (hermitage) значит уединенное место. Что, кстати, весьма иронично, ведь каждый день музей посещают около 10 000 туристов.

Но правдиво, ведь изначально, дворец был частной собственностью Екатерины II. В 1764 году императрица приобрела в Берлине у немецкого коммерсанта И. Гоцковского (в Берлине) коллекцию из 225 картин. В основном, это были произведения фламандской и голландской школ. Все картины привезли в Петербург, и они находились в своих нишах и комнатах. Апартаменты Зимнего Дворца, где была размещена личная коллекция, Екатерина II, стала называть Эрмитажем, поскольку она любила наслаждаться своими шедеврами в полном уединении, без лишних глаз. И именно этот, 1764 год, и считается годом основания Эрмитажа. Но лишь этими картинами все не ограничилось, количество коллекционных экспонатов стремительно увеличивалось. Екатериной II и последующими императорами выкупались произведения самых известных коллекций: Генриха фон Брюля, Антуана и Пьера Кроза, Роберта Уолполя и других. Каталоги картин Зимнего Дворца уже в 1774 году состояли из 2 080 произведений искусства. Кроме картин, там были гравюры и рисунки, предметы античной древности, скульптуры, западноевропейское прикладное искусство и даже целые библиотеки! Так по указу императрицы из Польши привезли библиотеку братьев Залуских из почти трехсот тысяч томов книг, десяти тысяч рукописей и бесценной коллекции гравюр.

До середины 19 века музей был открыт для посещения только избранным. Нужно было получить разрешение и пропуск в залы у начальника придворной охраны. С 1852 года же Эрмитаж официально открыл двери для всех желающих. И было построено здание Нового Эрмитажа. С этого года музейный комплекс официально стал называться «Императорский Эрмитаж».

В 1920-ее годы Эрмитаж и Зимний Дворец стали, практически, единым целым. Экспозиции музея занимают почти все помещения бывшего Дворца. А это немало, ведь общая площадь Эрмитажа 233 345 квадратных метров. Дворец имеет 365 залов, 117 различных лестниц, 1057 комнат, 1945 окон.

Подробнее об окрестностях Эрмитажа.

На сегодняшний день в музее более трёх миллионов экспонатов, из которых более 60 000 картин. Например, в зале Кандинского и Малевича находится знаменитый «Черный квадрат». Это четвертый по счету его «черный квадрат», но не менее прекрасный, чем предыдущие. Тут Вы сможете насладиться шедеврами Леонардо да Винчи, Рембрандта, Рафаэля, Рубенса, Ван Гога, Репина. Работы импрессионистов размещены отдельно, в здании Генерального Штаба: Моне, Ренуар, Мане, Дега, Писсарро, Сислей, Сезан, Гоген, Матисс, Пикассо. Здесь регулярно проводятся временные выставки, посвященные редким работам этих творцов.

Чтобы посмотреть на все экспонаты, останавливаясь у каждого хотя бы на минуту, потребуется 12 лет. Чтобы узнать и изучить все, не хватит и жизни. Протяженность экскурсионных маршрутов в Эрмитаже более 22 км.

И все они начинаются с роскошной главной лестницы. Вы наверняка уже видели ее на открытках и многочисленных фото. Посольская или Иорданская лестница — главная лестница дворца. Когда-то иностранные послы поднимались по ней для аудиенций, а в Крещение царская семья спускалась к Иордани. Сегодня можем пройтись по ней мы с Вами, на несколько минут замерев от восторга окружающей красоты!

Самая милая и необычная достопримечательность Эрмитажа — это его коты. Первый пушистый хранитель появился тут в 1724 году, благодаря Петру I, «для мышей и крыс устрашения». В 1745 году императрица Елизавета Петровна тоже выписала из Казани несколько десятков котов, поскольку очень боялась грызунов сама и переживала за сохранность произведений искусства из своей личной коллекции. Как чудесно, что сейчас традиция сохранилась, и в штате на постоянной основе состоят 50 котиков.

Стоит ли идти с экскурсией или наслаждаться шедеврами самостоятельно — выбирать Вам. Но будьте готовы к тому, что в кассу всегда стоит очередь. И зарядите телефон. Поверьте, Вам захочется сделать множество фото на память!

В Петербурге никогда не знаешь, во сколько и где закончится твой день, даже если начался он во дворце! И как здорово, когда есть место, где тебя всегда рады встретить и разместить в уютном и удобном номере. Мы знаем все секреты гостеприимства, умеем предугадыв ать желания наших гостей и продумали сервис до мелочей, чтобы с первых минут Вы могли окунуться в нашу фирменную атмосферу позитива и комфорта. Выберите для своего отдыха элегантный отель, спроектированный с учетом всех Ваших потребностей и пожеланий для своего отдыха в Санкт-Петербурге, и в незнакомом городе Вы всегда будете возвращаться домой!

Залы Эрмитажа: описание и фото

Культовый художественный музей Санкт-Петербурга располагает огромными галереями с парадными интерьерами, уникальными экспозициями и редкими произведениями искусства. Поэтому Эрмитаж входит в список самых популярных художественных музеев в мире, а также признан одной из главных гордостей России.

Зарегистрируйтесь и получите скидку 5% на любую экскурсию

Отправляя форму, я соглашаюсь с Условиями использования сайта и даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных

Музейный комплекс включает 5 филиалов, расположенных на Дворцовой набережной. Это Зимний дворец, Эрмитажный театр, здания Большого, Малого и Нового Эрмитажа. Все перечисленные объекты признаны памятниками русской архитектуры 18-19 века. В них вы найдете более 3 миллионов картин, скульптур, предметов прикладного искусства и археологических находок.

Разумеется, одного посещения, чтобы увидеть все достояния музея, не хватит. Поэтому рекомендуем вам обратить внимание на самые интересные залы музея.

Сколько залов в Эрмитаже

Официально в Эрмитаже насчитывается 365 помещений с экспозициями. Однако их количество может меняться после реставрации или перенесения временных выставок.

Список самых красивых и известных залов Малого Эрмитажа

Павильонный зал

В этом помещении вы не найдете точеных статуй и полотен, однако его интерьер впечатляет своей роскошью и изяществом. Создал такую красоту архитектор Андрей Штакеншнейдер в 19 веке. В оформлении пространства сочетаются античная, мавританская и ренессансная стилистики. Белоснежные колонны, ажурные позолоченные решетки, арки, огромные хрустальные люстры создают здесь атмосферу восточного дворца.

Каждый уголок и элемент Павильонного зала представляет собой отдельную экспозицию. Здесь вы увидите искусно выполненные фонтаны-раковины, копии Бахчисарайского фонтана слез в Крыму, медальоны с расписными вставками. Прогуливаясь по выставке, не забудьте посмотреть вниз. Пол покоев украшен мозаикой, которая была найдена в Риме. На нем изображена голова горгоны Медузы и разные сцены из греческой мифологии. Подчеркивают красоту помещения мраморные статуи и столешницы, задекорированные мозаикой, – творения мастеров 19 века.

Самый драгоценный экспонат Павильонного зала — механические часы «Павлин». Их в свое время князь Потемкин подарил Екатерине Второй. Они изготовлены в виде скульптурной композиции, состоящей из ствола дерева с циферблатом и сидящих на ветвях животных и птиц. Раз в неделю в музее заводят часы, и в это время посетители могут увидеть их в действии.

Лоджии Рафаэля

Великолепный ансамбль , в котором сочетается тонкость архитектуры, богатство живописи и скульптуры. Лоджии представляют собой отдельную галерею, состоящую из 13 корпусов. Источником вдохновения этого места послужили ватиканские росписи, с которых были скопированы фрески.

Каждый уголок лоджии, включая колонны и потолки, расписан картинами с библейскими мотивами. Вся композиция включает в себя 52 полотна, посвященных Ветхому Завету, и 4 – Новому. Благодаря последовательности мастеров вы сможете насладиться красотой картин и прочитать главные библейские мотивы, начинающиеся с истории Адама и Евы. Отдельные рельефы галереи оформлены диковинными рисунками животных и людей, выполненных стиле гротеск.

Основные залы Зимнего дворца

Гербовый зал

Один из самых просторных и величественных залов. Холл был оформлен по задумке Василия Стасова в 1839 году для проведения для торжественных вечеров. Об этом свидетельствуют огромные люстры, золотистые колонны и арочные окна, украшающие покои. Сегодня здесь размещается собрание западно-европейского серебра, в частности работы мастеров Франции, датируемые 18 веком. Наиболее интересным образцом стал сервис Тома Жермена, принадлежавший императрице Елизавете Петровне. В витринах выставки также можно увидеть немецкую посуду из серебра.

Александровский зал

Этот просторный холл посвящен памяти Александра Первого и комбинирует в себе элементы готики с классицизмом. Высокие белоснежно-голубые потолки, арки, украшенные лепниной, люстры, массивные колонны вместе напоминают атмосферу храма. В северной части покоев вы увидите величественный портрет императора.

На стенах Александровского зала размещаются 24 медальона, рассказывающих о важных этапах Отечественной войны. В темно-синих витринах представлена экспозиция западноевропейского серебра, датируемого 17-18 веком.

Малахитовая гостиная

Еще одно творение Александра Брюллова, созданное в 1837 году на месте Яшмовой гостиной. Благодаря оформлению из драгоценных камней это небольшое помещение признано самым ценным в корпусе.

Основные акценты в оформлении принадлежат малахитовым колоннам, пилястрам и двум каминам. Из камня также выполнены многие другие экспонаты: столешницы, тумбочки, вазы. Стены отделаны мрамором, потолок украшен позолоченным узором, который копирует рисунок на полу. Контраста и торжественности залу придают малиновые шторы, а также ткань на стульях. Среди экспонатов самыми старинными считаются высокий вазон из малахита и мебель, сохранившаяся после пожара.

Гостиная Марии Александровны

Совсем небольшая по площади комната отличается роскошью убранства. Ее оформление было спроектировано архитектором Гаральдом Боссе, а стиль определяется как рококо. Отличительной чертой покоев являются тонкие витиеватые орнаменты. Они украшают каждый уголок пространства. Они выполнены из позолоченного резного дерева и металла, а их обилие и тонкость изгибов делают пространство живым и очень нарядным. Особой торжественности придает шелковая отделка красного цвета, украшающая стены, стулья, окна и двери. Зеркала на стенах и потолке создают необычную световую игру. А завершают роскошную композицию скульптурные элементы и картины.

Гостиная Марии Александровны

Этот холл занимает первые места в списке самых роскошных уголков музея. Еще одно название помещения — личная гостиная Марии Александровны, жены императора Александра Второго. Его интерьер создавал известный архитектор Александр Брюллов.

Атмосфера комнаты полностью соответствует своему названию. Стены, пол и поток буквально блистают позолотой. По периметру покоев располагаются небольшие витрины в форме пирамид. Здесь можно посмотреть французские и итальянские ювелирные изделия. Стены и потолок холла украшены тонкой узорчатой резьбой и расписными орнаментами. Дополняют композицию тяжелые шторы, хрустальные люстры и золотистые двери.

От экскурсовода вы узнаете, что Золотая гостиная стала местом, где император Александр Третий впервые принял важные решения о государственных реформах.

Концертный зал

За историю существования он был трижды изменен и свой окончательный вид приобрел в 1837 году. В богатстве скульптурной отделки этому залу нет равных. Вторые ярусы его стен украшены статуями богинь и античных муз. Скульптурные композиции плавно соединяются с потолком, что придает пространству дополнительного объема. Кроме роскошного оформления здесь можно увидеть богатую коллекцию русского серебра 17 – 20 века. Самым ценным экспонатом считается серебряная рака Александра Невского, изготовленная из 1, 5 тонн благородного металла.

Белый зал

Располагается в юго-западной части Зимнего дворца. Холл был создан из трех гостиных и должен был стать местом празднования свадьбы Александра Второго. Своим оформлением зал ничуть не расходится с названием. Его белые стены задекорированы колоннами, которые венчают скульптуры женских фигур. Они символизируют различные виды искусства. Ампирную стилистику зала подчеркивают барельефные фигуры, изображающие богов Олимпа, а также изящные арочные проемы.

Сегодня в Белом зале выставлена экспозиция французской живописи 18 века, коллекция фарфора и предметы мебели в стиле классицизма.

Залы Нового Эрмитажа

Залы, посвященные Древнему Египту

Любителям египетской культуры точно стоит заглянуть на выставку Зимнего дворца, а также посетить холл № 100, расположенный на первом этаже Нового Эрмитажа. Именно здесь вы найдете экспонаты, принадлежащее разным историческим периодам Древнего Египта.

На экспозиции вы увидите, как развивалась культура в Египте от возникновения до исчезновения Среднего царства. В одном помещении собрана крупная коллекция скульптуры, саркофагов и предметов быта. В другом вы найдете папирусы, тексты из Книги Мертвых, амулеты со скарабеями, украшения, различные произведения художественного ремесла.

В список самых ценных предметов Египетских залов входит статуя Аменемхета Третьего, изображающая сидящего на троне фараона. Еще один великолепный экспонат — скульптура богини Сехмет. Это гранитная фигура женщины с львиной головой, являющаяся одним их самых древних египетских памятников.

Вокруг гранитной статуи Сехмет не один год ходят поверья. Работники музея сообщают, что время от времени на ее коленях видно кровь, а точнее красно-оранжевый влажный налет. Чаще всего он появляется перед катастрофами или трагическими событиями.

Залы с памятниками Греции и Рима

Огромная часть достопримечательностей Нового Эрмитажа, 100-131 помещения, посвящена культуре античности. Здесь вы увидите не только экспонаты, принадлежащие римской и греческой культуре, но и стильный античный интерьер, добавляющий яркости атмосфере.

Каждое помещение заслуживает отдельного просмотра и представляет художественную коллекцию, принадлежащую к конкретному периоду истории. Например, в холле № 128 вы увидите большую Колыванскую вазу, достигающую 5 метров в высоту и 3 метров в ширину. Выставка № 130 впечатляет посетителей огромными росписями в греческо-египетском стиле, собранием амфор, ваз, статуй.

В помещениях № 107- 110 располагается собрание скульптур богов и атлантов. Самыми грандиозными считаются огромная статуя Юпитера, «Венера Таврическая», «Амур и Психея», «гибель Адониса», скульптура «Муза трагедии». 109 холл посвящен богу вина Дионису. Его стены окрашены в виноградные тона, контрастно подчеркивающие белоснежные скульптуры. Также рекомендуем посетить помещения № 111 – 114. В них размещаются античные вазы всевозможных форм и размеров. Доминантой выставки считается статуя «Отдыхающего Сатира» — копия известного шедевра Праксителя. Еще одно интересное помещение — № 121, где находится коллекция камней.

Рыцарский зал

Располагает огромной коллекцией оружия, охватывающей более 15 тысяч предметов. Здесь можно увидеть турнирные доспехи, мечи, шпаги, охотничье, а также огнестрельное вооружение.

Главным украшением зала считается выставка фигур рыцарей в доспехах на конях. Эффектность экспонатов подчеркнута огромными картинами с изображением военных действий.

Малый и Большой Итальянский просветы

Галерея Малого просвета охватывает 29 залов, в которых выставляются картины итальянских художников с 13 по 18 век. В Большом просвете основной акцент сделан на предметах мебели и декора. Здесь вы увидите малахитовые вазы, стулья, фойе. Все комнаты с произведениями искусства задекорированы лепниной и позолоченной росписью.

Залы Большого Эрмитажа

Зал Тициана

Находится помещение, которое предназначалось для знатных императорских гостей, на втором этаже. Его роскошный интерьер дополнен работами Тициана, известного творца эпохи Возрождения. Среди самых известных картин вы найдете «Святой Себастьян», «Кающаяся Магдалина» и «Даная».

Зал Леонардо да Винчи

Одно из самых популярных мест Большого Эрмитажа. Здесь вы найдете два легендарных шедевра знаменитого художника. Это «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Лита». Значимость произведений искусства подчеркнута яшмовыми колоннами, вставками из лазурита, живописными панно и плафонами.

Если вы желаете посетить Эрмитаж и не потратить время на очереди, рекомендуем заказать входной билет на сайте «Спутник». На выбор также представлены и экскурсии разных форматов по Санкт-Петербургу.

Путешественник со стажем. Любит получать новые впечатления и рассказывать о них.

Музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге — билеты, экскурсии, залы, адрес, режим работы 2021

Эрмитаж фасад Зимнего дворца

Государственный музей Эрмитаж – это музейный комплекс, хранящий крупнейшую коллекцию особо значимых художественных и культурно-исторических ценностей.

Общие сведения о музее:

  • площадь Эрмитажа 233 345 км 2
  • количество экспонатов около 3 миллионов
  • в 2018 году Эрмитажу исполнилось 254 года

Ежегодно Эрмитаж посещает более миллиона человек, в 2017 году цифра составила 4.1 миллион. Музейный комплекс входит в число самых посещаемых во всем мире. Старейшая сокровищница искусства открылась для жителей и гостей города в 1852 году при императоре Николае I.

Были уже в Эрмитаже?

История

Екатерина Великая стала основательницей величайшего мирового собрания. По ее велению к зданию Зимнего дворца сделали пристройку – Эрмитаж. В его стенах устраивали званые обеды, обсуждали политические новости и последние веяния в искусстве. Личное собрание императрицы, возникшее в 1764 году, послужило толчком для формирования грандиозной коллекции.

Эрмитаж

Эмиссары императрицы занимались скупкой произведений искусства и порой выкупали целые собрания.

  • Павел I продолжал собирательство, выбор преимущественно пал на итальянскую живопись. Все экспонаты получали отметку «П», что позволило точно установить все предметы коллекции Эрмитажа к началу XIX века.
  • При Александре I собрание Эрмитажа разделили на части и к каждой приставили хранителя. Продолжился приток предметов искусства, большую часть составила английская и испанская живопись.
  • При Николае I коллекция пополнилась большим количеством картин с батальными сценами, прошла реконструкция всех зданий музея.

С 1852 года двери «Императорского Эрмитажа» открыты для публики

Происхождение названия «Эрмитаж»

Историческое название «Эрмитаж» музей получил благодаря основательнице – Екатерине Великой. В переводе с французского термин означает уголок для затворничества, уединения. Императрица позиционировала место собрания произведений искусства как интимный уголок для приближенных ко двору.

В Эрмитаже собирались для отдыха и развлечений

Эрмитаж

Первый Эрмитаж

Строительство первого Эрмитажа возглавил архитектор Юрий Фельтен. В 1766 году появилось двухэтажное здание. Второй корпус с парадными залами, оранжереей и гостиными возводили с 1767 по 1769 года. На уровне второго этажа южный и северный корпус связывала между собой перемычка – висячий сад. Сегодня данная часть музейного комплекса носит название старый Эрмитаж.

Эрмитаж

Что входит в состав Эрмитажа

Основная экспозиция музейного комплекса разместилась в нескольких зданиях:

  • Зимний дворец
  • Малый Эрмитаж
  • Большой или старый Эрмитаж
  • Новый Эрмитаж
  • Эрмитажный театр и запасной дом

Эрмитаж

В ведение Эрмитажу передано часть здания Главного штаба, дворец Меньшикова, реставрационно-хранительный центр на Старой Деревне

Зимний дворец

Торжественное здание в стиле барокко построено по приказу императрицы Елизаветы Петровны. Архитектор зимнего дворцы – Франческо Бартоломео Растрелли.

Помпезный внешний вид зданий создает множество декоративных деталей:

  • двухъярусная колоннада
  • многочисленные статуи
  • вазы
  • лепнина
  • картуши
  • маскароны

Южный фасад с парадным проездом дворца выходит на Дворцовую площадь. Дворец находился в статусе царской резиденции 150 лет, в 1917 году становится частью музейного комплекса.

Малый Эрмитаж

Здание возведено по велению императрицы Екатерины Великой. Строительство под руководством архитектора Ю. М. Фельтена длилось год, завершилось в 1766 году. Двухэтажный корпус выполнен в стиле барокко с чертами зарождающегося классицизма.

Большой или старый Эрмитаж

Здание возведено по указанию императрицы Екатерины II. Постройка предназначалась для хранения быстро увеличивавшейся коллекции предметов искусства, которая не могла поместиться в Малом Эрмитаже. Строительство под руководством архитектора Ю. М. Фельтена длилось 16 лет, завершилось к 1787 году.

В XIX веке проведена реконструкция здания. Работу возглавляли поочередно два архитектора, Кваренги и Штакеншнейдер. Впоследствии Большой Эрмитаж стал не только местом хранения предметов искусств, в его стенах были организованы жилые помещения.

Новый Эрмитаж

Здания построено при Николае I специально для хранения произведений искусства. Проект выполнил немецкий зодчий Лео фон Кленце, работами по возведению занимались архитекторы Стасов и Ефимов. Строительство завершилось в 1851 году. Вход в музейное здание держат на своих плечах монументальные фигуры Атлантов.

Новый Эрмитаж

История появления Атлантов Эрмитажа началась в 1839 году. Первоначально по замыслу архитекторов Лео фон Кленце и И. Гальбига у входа должны были стоять скульптуры египетских фараонов. Вместо этого был утвержден проект зодчих Стасова и Ефимова. Работы по оформлению портика выполнил скульптор А. И. Теребенев. В создании десяти мощных атлантов участвовало десять каменотесов, в 1844 году работы были закончены и представали перед широкой публикой. В период Великой Отечественной войны в одно из изваяний попала бомба, но разрушенный торс не сломил гиганта.

По городской легенде самый крайний атлант с правой стороны наделен особой силой. К молчаливым гигантам приходят художники, писатели и живописцы в поисках вдохновения. Считается, что атланты способны исполнить одно самое заветное желание, достаточно потереть большой палец одного из них.

Эрмитажный театр

Проект Эрмитажного театра выполнил архитектор Джакомо Кваренги. Строительство велось четыре года и завершилось в 1787 году. В качестве основы был использован фундамент бывшего зимнего дворца Петра Великого. Здание расположено отдельно и связано с основным комплексом зданий связующей аркой работы архитектора Фельтена. В состав музейного комплекса Эрмитажный театр вошел в 1783-1787 годах.

Здание Главного Штаба

Возведение Главного штаба было поручено архитектору К. И. Росси. Строительство длилось десять лет, завершилось в 1830 году. Классический облик здания завершает ансамбль Дворцовой площади. Одно крыло сегодня находится в подчинении военного ведомства. Восточная часть была отведена под гражданские министерства, в 1988 году была передана Эрмитажу.

В 2008 году прошли грандиозные реставрационные работы и переделка помещений под музейные нужды. Сегодня в стенах Главного штаба хранятся полотна живописцев XIX — XX века, проходят выставки современного искусства.

Реставрационно-хранительный центр

В современном здании рядом со страницей метро Старая Деревня находится реставрационно-хранительный центр Государственного Эрмитажа. Он частично открылся в 2003 году и сегодня представляет собой комплекс из девяти зданий. Закладка строений состоялась в 1990 году, генподрядчиком выступила финская компания «Ляминкяйнен». В 2012 году все строительные работы завершились, и двери здания открылись для посетителей.

В РХЦ все желающие могут познакомиться фондохранилищем и увидеть предметы искусства, которые долгое время не были представлены широкой публике. Для посещения необходимо заранее заказать экскурсионное обслуживание, здание работает в строго определенное время.

Сколько времени нужно для осмотра Эрмитажа

  • Для осмотра всех экспонатов Эрмитажа понадобиться потратить более восьми лет, если тратить на каждый экспонат не более 1 минуты.
  • При планировании похода для ознакомительной экскурсии следует выделить целый день и составить маршрут путешествия.

Эрмитаж

Залы Эрмитажа

Согласно официальным данным в музейном комплексе Эрмитаже 365 залов с экспозициями. Отдельные помещения сами представляют собой произведения искусства.

В список самых посещаемых залов входят:

  • Павильонный зал
  • Лоджии Рафаэля
  • Гербовый зал
  • Александровский зал
  • Малахитовая гостиная
  • Гостиная Марии Александровны
  • Концертный зал
  • Белый зал
  • Залы Древнего Египта
  • Залы культуры Античности
  • Рыцарский зал
  • Малый и большой итальянские просветы
  • Зал Тициана
  • Зал Леонардо да Винчи

Залы Малого Эрмитажа

Павильонный зал, зал №204

Павильонный зал архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера появился в XIX веке в Северном крыле Малого Эрмитажа. Помещение создано в 1858 году, отличается роскошным убранством и изысканностью форм.

При создании интерьера зодчий объединяет три мотива – восток, античность, ренессанс. В итоге появился зал — яркий пример эклектизма в архитектуре. Большие окна, применение светлого мрамора и белоснежных колонн, золотая лепнина, хрустальные люстры, ажурные решетки создают просторное, изящное помещение, наполненное светом.

Лоджии Рафаэля, зал №227

Под впечатлением от Лоджий Рафаэля в Ватикане Екатерина Великая в 1780-х годах решила сделать зал — точную копию в Эрмитаже. Заказ выполнял архитектор Джакомо Кваренги, зодчий построил корпус из 13 галерей.

Созданием копий росписей руководил художник Христофор Унтерпергера, специально отправившийся с группой живописцев для выполнения заказа в самое маленькое в мире государство. На завершение работ ушло 11 лет. Каждая лоджия совместно с колоннами и потолком расписана картинами с библейскими сюжетами. В общей сложности композиция состоит из 56 картин, большая часть посвящена Ветхому завету.

Залы Зимнего дворца

Гербовый зал, зал №195

Одно из самых больших парадных помещений выполнено по проекту архитектора Василия Стасова в 1839 году. Зал, площадью 1 000 квадратных метров, несколько раз менял свое назначение.

  • С конца XVIII века в помещении разместилась Белая галерея, декорированная по проекту Фельтена.
  • Первоначально она использовалась для проведения торжественных мероприятий.
  • Период правления Екатерины II стал временем проведения в зале пышных приемов и балов.
  • При Павле I зал стал траурным и использовался для прощания с усопшими родственниками.
  • В начале XIX века зал вновь вернул назначение, в стенах проводили маскарады и торжества.
  • При Николе I Белая галерея стала Гербовым залом, предназначенным для прославления империи, воинской славы.

Александровский зал, зал № 282

Помещение выполнено по проекту архитектора Карла Брюллова, сразу после пожара 1837 года. Мемориальный зал создан по заказу Николая I в память об отце и войне 1812 года. Архитектура зала стала сочетанием готики и классицизма.

Стены декорированы медальонами с изображением батальных сцен отечественной войны. В общей сложности представлено 24 потолочных розетки. Общую атмосферу храма создают массивные позолоченные колонны по всему периметру, светлы потолки с голубым оттенком и арки, декорированные лепниной. В северной части зала находится портретное изображение Александра I.

Малахитовая гостиная, зал №189.

Интерьер зала создал архитектор Карл Брюллов в 1838-1839 годах, сразу после страшного пожара 1837 года. Малахитовая гостиная входила в состав личных покоев Александры Федоровны – супруги Николая I. По велению императора в интерьере использован полудрагоценный камень Уральских гор. Из малахита сделаны колонны с пилястрами, два камина – все элементы выполнены в технику «русская мозаика». Дополняют интерьер многочисленные малахитовые предметы интерьера. В зале присутствует мебель по рисункам Огюста Монферрана, сохранившая после пожара 1837 года.

Гостиная служила своеобразной границей между покоями Александры Федоровны и парадными залами. В помещении проходило представление дам великой императрице. Только после проведения официального знакомства в Малахитовой гостиной можно было получить приглашение на придворный бал.

Зал стал единственным примером, дошедшим до наших дней, использования полудрагоценного камня в жилых помещениях.

Гостиная Марии Александровны, зал №304

Скромное по площади помещение создано после пожара 1837 года, архитектором Карлом Брюлловым. В 1840-х годах интерьер был изменен А. И. Штакеншнейдером и Г. А. Боссе по личному велению императрицы. Внешний облик помещения напоминает палаты Московского Кремля, отличается изысканностью. Наличие завитков, витиеватых орнаментов определяет стиль зала – рококо. В историческом месте Александр III принимал важные решения о проведении реформ.

Белый зал, №289

Помещение создано Карлом Брюлловым в 1841 году, объединило в себе три гостиных. Зал специально создавался к свадьбе императора Александра II.

Интерьер помещения стилизован под древнеримскую виллу. Белоснежные колонны, увенчанные женскими скульптурами, декорируют стены зала по всей площади, а барельефы украшены фигурами богов Олимпа. Женские образы олицетворяют разные виды искусства. Белый зал стал примером стиля позднего ампира и отличается богатством пластического декора.

Залы Нового Эрмитажа

Залы Древнего Египта

В 1940 году по инициативе главного архитектора государственного музейного комплекса А. В. Сивкова был открыт вопрос о создании Египетского зала. Правительство и общественность одобрили предложение. На месте главного буфета Зимнего дворца появилось отдельное помещение, посвященное древнему государству. Начать знакомства следует с холла № 100 на первом этаже здания Нового Эрмитажа. На данный момент три зала отданы под артефакты Древнего Египта.

Основу экспозиции составила коллекция хранителя Эрмитажа — Владимира Георгиевича Бока

Залы культуры Античности

Отдел античности состоит из двух частей – Древней Греции и Рима, Северного Причерноморья. В помещениях с 100 по 131 представлено 170 тысяч экспонатов.

Один из старейших отделов появился с 1805 года, в 1941 году за ним было закреплено название Отдел Античного мира. Начало формирования собрания состоялось в эпоху Петра Великого. По императорскому указу были приобретены первые предметы коллекции – античная скульптура. Событие состоялось в 1719-1720 годах.

Основа собрания сформировалась в период правления Екатерины II. По заказу императрицы были выкуплены ценные артефакты у европейских и русских состоятельных семей. К 1861 году собрание могло соперничать с аналогами европейского уровня. Сложившийся облик коллекция приобретает в 1920-1930-е года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *