Метро в германии как называется
Перейти к содержимому

Метро в германии как называется

  • автор:

Метро в Германии: 6 фактов, которые стоит знать

Почти полмиллиарда пассажиров — такой поток людей в течение года передвигается на метро в Берлине. И это только столица! Вообще, подземка считается одним из самых популярных видов транспорта в крупных городах Германии.

Оно и не удивительно: метро позволяет быстро, минуя пробки, добраться в любую точку.

Этот момент удобен не только для местных жителей, но и для туристов, которые толком не знают города. Согласитесь, комфортнее путешествовать, видя перед собой четкую карту маршрута. Впрочем, есть несколько особенностей, которые могут запутать. Мы расскажем вам о них, чтобы вы не попали впросак.

1. S или U: различайте наземное и подземное

Первый вариант ещё называют городской электричкой – это S‑bann или Stadtbahn. Эти поезда часто привязаны к железнодорожным путям или трамвайным рельсам. И даже билет на них можно купить на ж/д вокзале или в автомате на остановке.

Второй вариант – U‑bahn, подземка, как она есть – то самое метро, к которому мы привыкли.

Интересно, что в Берлине успешно работает комбинированная система метрополитена: подземная линия плавно переходит в надземную и наоборот. Именно поэтому балованные жители столицы считают поездку только в U‑bahn скучным занятием – уж слишком они привыкли к чередованию темноты и городских пейзажей за окном. При этом подземка не может ходить по путям S‑bann и наоборот.

2. Работает почти круглосуточно

Во всяком случае, время работы станций ощутимо больше, чем в постсоветских странах. Как правило, поезда метро в Германии начинают курсировать с 4 утра и движутся до полуночи или даже до часу. А вот государственные праздники или футбольные матчи могут продлить работу метро до двух часов ночи или даже до утра.

Метро в Мюнхене. Фото: shutterstock.com

3. Билет действует в рамках тарифной зоны

Покупая билет на «подземку» или S–bahn, вы можете увидеть там буквы, например, A,B, C или D. Это обозначения так называемых тарифных зон (Zonen) или колец (Streifen). Они указывают на то, какая транспортная компания обслуживает тот или иной район.

Например, в Берлине, A это центр до Шарлоттенбурга и Трептов-парка, B — другие районы в черте города до аэропорта Тегель, С – Шёнефельд, Потсдам и приграничные районы.

В Мюнхене тарифные зоны разделяются по цветам:

  • белая (Innerraum) – исторический центр и районы до Олимпийского парка, музея БМВ и Нимфенбурга
  • зеленая – остальные районы города в черте Мюнхена, где расположены, например, Дахау и замок Шлайсхайм (Schloss Schleißheim). Для поездки по белой и зеленым зонам нужен билет München XXL)
  • желтая – удалённые пригороды
  • красная – здесь находится аэропорт

Три последние зоны охватывает билет Außenraum, а все четыре – Gesamtnetz, «общая сеть». Карту можно скачать на сайте городской транспортной компании.

Стандартный проездной документ, который вы купите в кассе или в терминале на станции, будет распространяться только на одну зону. Зато с таким билетом может будет проехаться не только на метро или городской электричке, но также на автобусе или трамвае. Учитывайте это и планируйте ваш маршрут. Срок действия такого билета — один час.

Автомат для покупки билетов в метро Берлина

4. Выгодные варианты: мультибилет, для группы или на месяц

Если вам предстоят частые передвижения по городу, обратите внимание на выгодные комплексные предложения от транспортных компаний. Как правило, в арсенале каждого перевозчика есть такие билеты:

  • Групповой — здесь есть варианты: по нему могут проехать либо 4 человека, но в течение часа, либо один человек, но в течение 4 часов. В последнем случае билет нужно компостировать перед каждой поездкой — с нетронутой ранее стороны.
  • Дневной — действует в пределах одной тарифной зоны до 4 часов утра следующих суток. Есть два варианта такого билета – для одного пассажира или для пяти. Последняя разновидность в некоторых землях продается только на выходные дни (например, так называемый «Баварский билет»)
  • Мультибилет — распространяется на несколько тарифных зон; удобен тем, что компостировать его нужно только раз.
  • Недельный — принцип работы похожий на дневной — ездить можно до 4 утра. Единственное неудобство — отсчёт недели идёт с понедельника до понедельника. То есть даже если вы купили билет в пятницу, срок его действия истечёт через два дня.
  • На месяц — действует с первого числа месяца до полуночи первого дня следующего месяца.
  • Годовой — самый дорогой, во всяком случае, на данный момент. Сейчас Бундестаг рассматривает законопроект по введению эконом-билетов по 365 евро в год по всей стране. Сейчас такие предложения есть в пяти городах Германии на постоянной основе и для всех, а также ученические билеты для студентов Берлина, Бранденбурга и Гессена. Подробнее о проекте можно почитать здесь.

В других городах стоимость годового абонемента доходит до 450 евро. В такую цену входит и бонусы: в определённые часы можно провезти с собой бесплатно одного взрослого, до 3 детей или собаку.

Этот билет дает право на проезд по трем тарифным зонам Мюнхена. из четырех существующих. Фото: Tihana.B / shutterstock.com

5. Проехать зайцем не удастся

Здесь речь идёт в первую очередь об S‑Bahn – в городскую электричку вы садитесь, как в обычный поезд. Вот только контролёры там не всегда обычные: часто они проверяют билеты в штатском, маскируясь под обычных пассажиров.

Распознать его вы сможете только по наличию сканера в сумке через плечо — и то лишь тогда, когда он непосредственно начнёт проверять билеты поблизости от вас. Конечно, если вы приобрели проездной документ в кассе и едете «как приличный человек», вам бояться нечего: обменяетесь с контролёром привычными «Bitte» и «Danke». А вот без билета вы рискуете «попасть» на штраф в 50 евро (а в Берлине и Мюнхене — на все 60).

6. Купить билет можно в четырех местах

Самый удобный вариант – в автомате на остановке. Такие терминалы есть почти на каждой станции. Если вас пугает это «почти», скачайте схему метро нужного вам города – автоматы на ней обозначены. Также подобные карты висят на станциях – уже точно на всех.

Кроме того, автоматы по продаже билетов есть на улицах города – проездной документ можно купить про запас и прокомпостировать на остановке (именно с этого момента он будет активирован).

Если вы боитесь не сладить со «зверь-машиной», обратитесь по старинке в кассу. Впрочем, во всех билетных терминалах в Германии предусмотрен английский язык (а в Лейпциге вы найдете даже русский), так что при определенной внимательности вы не пропадёте.

Где в Германии есть метро

В виде подземки

  • Берлин
  • Гамбург
  • Мюнхен
  • Нюрнберг

В виде S‑Bahn, 20 городов

  • Берлин
  • Билефельд
  • Бохум
  • Бонн
  • Гамбург
  • Ганновер
  • Гельзенкирхен
  • Дортмунд
  • Дуйсбург
  • Дюссельдорф
  • Карслруэ
  • Кельн
  • Лейпциг
  • Мюльхайм-на-Руре
  • Мюнхен
  • Нюрнберг
  • Херне
  • Франкфурт-на-Майне
  • Штутгарт
  • Эссен

Общественный транспорт Германии

Чтобы передвигаться по Германии, не обязательно иметь личный автомобиль. На автобусах, поездах, электричках и трамваях удобно перемещаться как по городу, так и добираться из одного населенного пункта в другой.

Важно: с мая 2023 года вы можете путешествовать по всей Германии с так называемым “Deutschland-Ticket“ (его также называют „49- Euro-Ticket“). Подробнее об этом — в разделе “Deutschland-Ticket (49-Euro-Ticket)”.

Что мне нужно знать?

Автобусы, метро, электрички и трамваи в городе

Общественный транспорт в Германии – это автобусы, метро (U-Bahn), городские электрички (S-Bahn) и трамваи. Чтобы передвигаться на них, нужно купить билет.

Это можно сделать в автоматах по продаже билетов (Fahrkartenautomaten), которые в разных городах выглядят по-своему. В большинстве автобусов билеты можно купить у водителя, но только за наличные. Во многих автобусах рассчитаться можно только монетами или мелкими купюрами (5 или 10 евро), так как у водителя может просто не оказаться сдачи. Кроме того, билеты продаются в киосках или магазинах, узнать которые можно по символу или логотипу городского предприятия общественного транспорта. В некоторых городах купить билеты можно также с помощью приложения для телефона.

Существуют разные виды билетов. Некоторые из них действуют в течение нескольких часов и включают в себя либо одну поездку, либо поездку до пункта назначения и обратно. Другие действительны в течение всего дня (Tagesticket). Кроме того, существуют недельные ( Wochenkarte) и месячные (Monatskarte) проездные билеты. Они часто различаются и по тарифным зонам («Tarifzonen»): по одному билету можно проехать намного дальше, чем по другому. Если вы купили билет, действительный на протяжении пары часов или целого дня, во многих городах вам нужно будет его «погасить», то есть, поставить на нем специальную отметку. Для этого на вокзалах установлены специальные автоматы. Иногда их можно встретить в автобусах или трамваях. Если на билете, который вы купили в автомате, проставлен штемпель с указанием даты и времени, «гасить» его, чаще всего, уже не нужно.

Для детей, школьников, студентов, пожилых людей и лиц, получающих пособия от службы социального обеспечения (Sozialamt) или центра трудоустройства (Jobcenter), предусмотрены скидки на проезд в общественном транспорте. Такие билеты можно купить в автоматах или в пунктах продажи. Там же можно узнать, какие документы нужно предъявить, чтобы получить подобную скидку.

Copied to clipboard
Передвижение в сельской местности

Если вы живете в небольшом городе или в деревне, то сохранять свободу передвижения без автомобиля может быть не так уж просто. В более крупных населенных пунктах чаще всего есть вокзал, с которого можно добраться до других деревень и городов, дополнительно также ходят и автобусные маршруты. В деревнях поменьше, как правило, доступно только автобусное сообщение. Некоторые населенные пункты вообще не охвачены сетью общественного транспорта.

Билеты на поезд можно купить как заранее онлайн, так и прямо на вокзале. Там установлены автоматы по продаже билетов, в которых можно ввести место назначения и узнать стоимость поездки. Как только вы внесете плату, наличными или с помощью карты, билет будет распечатан. В поездах, как правило, работают контролеры. В некоторые поездах можно купить билет прямо в вагоне. Однако следует обязательно осведомиться заранее, есть ли такая возможность в вашей местности. Если вы встретите в поезде контролера и не сможете предъявить билет, то должны будете заплатить штраф. Больше информации об этом приведено в разделе «Что будет, если ездить без действительного билета?»

Билеты на автобус, как правило, можно купить прямо у водителя. Для этого просто скажите ему место назначения и внесите названную им сумму.

Если в вашем населенном пункте нет ни железнодорожного, ни автобусного сообщения, ваши возможности передвижения без личного автомобиля, к сожалению, очень ограничены. Если ближайшая автобусная или железнодорожная станция расположены не слишком далеко, вы можете приобрести велосипед и добираться на нем. Больше информации о езде на велосипеде в главе «Велосипед в Германии».

В случае, если вам нужно срочно добраться на важную встречу, можно попробовать попросить соседей или знакомых подвезти вас туда на автомобиле. В крайнем случае можно вызвать такси, однако такие поездки, как правило, обходятся очень дорого. Чтобы найти службу такси, введите в поисковик слово «Taxi» и название вашего населенного пункта.

Copied to clipboard
Deutschland-Ticket (49-Euro-Ticket)

На смену билету за 9 евро пришел “Deutschland-Ticket” (также известен как “49-Euro-Ticket”). С мая 2023 года, имея на руках такой проездной, вы можете пользоваться метро, автобусами, электричками, трамваями, региональными и местными поездами по всей Германии. Билет не действует в скоростных поездах (IC-/EC- или ICE) и в междугородних автобусах.

Проездной стоит 49 евро в месяц и действует как абонемент. Его нельзя передать другому человеку. Он также не дает право брать с собой попутчиков. Бесплатно компанию вам могут составить лишь дети до 6-ти лет.

Приобрести проездной можно либо в цифровом варианте, например, через специальные приложения, либо в виде чип-карты. А расторгнуть к концу месяца, в противном случае он будет продлеваться автоматически.

Купить проездной можно на сайте вашего регионального перевозчика, на сайте DB , в приложениях DB-Navigator-App или Deutschland-Ticket-App , а также в центрах продажи билетов (DB-Reisezentrum).

Важно: если у вас уже есть проездной от вашего регионального перевозчика, то вам необходимо узнать, изменились ли с мая 2023 года ваши условия. Некоторые абонементы автоматически были переведены на “Deutschland-Ticket”. В некоторых же случаев вам необходимо решить этот вопрос самостоятельно.

В некоторых федеральных землях или отдельных городах “Deutschland-Ticket” можно приобрести либо со скидкой, либо с дополнительными функциями:

  • В Баварии студенты могут приобрести проездной за 29 евро.
  • В Дрездене внутри транспортной сети Oberelbe (VVO) за дополнительные 10 евро в месяц можно брать с собой одного взрослого человека и до 4 учащихся младше 15 лет.
  • В Гессене для получателей пособий Bürgergeld , Sozialgeld, Wohngeld или пособия согласно закону о социальной помощи для претендентов на получение убежища (Asylbewerberleistungsgesetz) билет стоит 31 евро.
  • В Гамбурге школьники и люди с небольшими доходами могут приобрести билет всего за 19 евро, а осваивающие новую специальность могут приобрести «Bonus-Ticket» за 29 евро (остаток покроет работодатель).
  • В Ганновере получатели социальных пособий могут приобрести билет всего 30,40 евро (владельцы так называемой “Region-S-Karte”).
  • В федеральной земле Мекленбург-Передняя Померания осваивающие новую специальность (Ausbildung) и волонтеры признанной добровольной службы (Freiwilligendienst) могут приобрести проездной всего за 29 евро. В такую же сумму он обойдется и пожилым людям (65+).
  • В федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия начиная с учебного года 2023/2024 школьники и осваивающие новую специальность (Ausbildung) будут платить за билет 29 евро. А получатели государственных пособий — 39 евро (начиная с осени).
  • В Сааре школьникам, осваивающим новую специальность и волонтерам признанной добровольной службы (Freiwilligendienst) билет доступен за 30,40 евро (так называемый “Junge-Leute-Ticket”).
  • В Штутгарте существуют так называемый “TicketPlus”. За дополнительные 9,90 евро в месяц вы сможете либо брать с собой попутчиков, либо же одолжить проездной другому человеку.

Остальные федеральные земли или города пока еще не сообщили о доступных для своих жителей скидках или дополнительных возможностях (данные от августа 2023 года).

Обратите внимание: “Deutschland-Ticket” именной и действителен лишь при предъявлении удостоверения личности. Это могут быть, например, разрешение на пребывание, загранпаспорт или его аналог (например, “загранпаспорт для иностранцев”), водительские права или удостоверение инвалида.

Важно для студентов: обратитесь в студенческий комитет (AStA) вашего университета, чтобы узнать, можете ли вы перейти на проездной “Deutschland-Ticket”. Такая возможность есть в некоторых учебных заведениях.

Copied to clipboard
Что будет, если ездить без действительного билета?

Во всех видах общественного транспорта действует контроль проездных билетов. Иногда контролеры носят униформу, а иногда они одеты как обычные пассажиры, но при них всегда есть их служебное удостоверение. Перед началом проверки они, как правило, произносят фразы: «контроль билетов» («Fahrscheinkontrolle») или «предъявите билеты, пожалуйста» («Die Fahrscheine bitte»). Если у вас не окажется при себе действительного проездного билета, вы должны будете предъявить удостоверение личности, а контролер запишет вашу фамилию и адрес. Затем вам придет квитанция для уплаты штрафа. Размер штрафа варьируется от города к городу и составляет от 40 до 80 евро. Если контроль застанет вас в транспорте без билета, не пытайтесь убежать. Контролеры вас обязательно догонят, задержат и вызовут, к тому же, полицию. Если квитанция на оплату штрафа придёт почтой, в теме письма будет указана формулировка «Beförderungserschleichung» или «Erschleichung von Leistungen». Это значит «безбилетный проезд».

Кроме того, у каждого предприятия общественного транспорта есть свои «правила перевозки». Они регулируют, например, где можно размещать детские коляски и велосипеды, могут ли пассажиры для посадки пользоваться только передней дверью, разрешается ли употреблять в салоне еду и напитки. Не все пассажиры в точности соблюдают эти правила, но знать, что разрешено, а что нет, все же стоит.

Copied to clipboard

Важно

Если вас поймают за безбилетный проезд несколько раз или если вы не оплатите назначенный штраф, на вас могут подать в суд. Он, в свою очередь, может назначить вам денежный штраф в гораздо более крупном размере или даже приговорить к тюремному заключению. Это также может повлиять на ваше право пребывания в Германии.

Похожие статьи

Fahrradfahren

Велосипед в Германии

Свой свод правил вождения в Германии имеет и велосипед. Что нужно сделать, прежде чем отправиться в поездку, и на что следует[. ]

Auf dem Bild hält eine Fahrerlehrerin ihren Führerschein in die Kamera.

Водительские права

Действительны ли мои водительские права в Германии и сколько стоит получить новые? Как именно проходят экзамены и можно ли их[. ]

Koffer in schwarz-rot-gold

Путешествие по Германии

Германия – большая страна. Здесь есть много красивых городов и регионов, которые непременно стоит посетить. И для этого вам совсем[. ]

Как устроен общественный транспорт в Германии

Сколько стоят билеты? Какие виды проездных бывают? Как штрафуют «зайцев»? DW рассказывает об особенностях общественного транспорта в Германии.

https://p.dw.com/p/3Diwt

В Германии добраться куда-либо на общественном транспорте можно не только в крупных городах, но и в самых маленьких населенных пунктах. В небольших городах и деревнях обычно ходят автобусы. В крупных городах видов общественного траспорта гораздо больше: помимо автобусов, здесь могут быть городские электрички S-Bahn, метро или подземные поезда U-Bahn и трамваи Tram.

S-Bahn и U-Bahn — удобные и быстрые способы перемещаться по городу. Аналогов S-Bahn в России нет: это линии городских и пригородных поездов, которые проходят через весь город (иногда над и под землей). S-Bahn есть во многих городах, а вот U-Bahn — непересекающаяся с другими видами транспорта сеть подземки — имеется только в четырех: в Берлине, Гамбурге, Мюнхене и Нюрнберге. В других городах белая буква U на синем фоне указывает уже на то, что здесь не метрополитен, а так называемый штадтбан (Stadtbahn). Это легкорельсовые системы, интегрированные в трамвайную сеть. Штадтбан действительно похож на метро, только вместо подземных поездов трамваи перевозят пассажиров по тоннелям, иногда выныривая на поверхность. Штадтбаны можно встретить, например, в Бонне, Кельне, Ганновере и Штутгарте.

Виды билетов и специальные тарифы

Прежде, чем говорить о билетах, необходимо упомянуть о тарифных зонах общественного транспорта. Дело в том, что цена на билет, в случае большого города, будет зависеть от того, в какой части города вы находитесь и каков ваш пункт назначения. К примеру, в Берлине три зоны — А, В и С. Зона А — это центр города, зона В покрывает почти всю оставшуюся часть Берлина, а в зону С входит пригород, включая аэропорт Шенефельд. У каждого немецкого города разные по количеству и размеру тарифные зоны.

Билеты на общественный транспорт бывают нескольких категорий. Билет на короткую дистанцию — в Берлине он, например, действует до трех остановок на S-и U-Bahn или 6 остановок на автобусе или трамвае. Билет на одну поездку с возможностью пересадок в течение одного или двух часов, билет на день, на неделю, месяц или год. Кроме того, существуют билеты на группу до 4-6 человек и билеты для школьников и студентов. Также нужно покупать отдельный билет для провоза велосипеда.

Для туристов в некоторых больших городах предусмотрены специальные проездные

. В Берлине, например, такой билет называется WelcomeCard, в Гамбурге — Hamburg Card. Помимо самого проездного турист получает по нему каталог скидок на посещение достопримечательностей и карту города. А сотрудники многих немецких предприятий имеют возможность покупать проездной на месяц Jobticket — он выгоднее, чем обычный проездной, так как компания берет часть стоимости на себя.

Стоимость билета зависит и от региона Германии. В том же Берлине цена на билет на одну поездку не самая высокая по стране — от 2,80 евро в зависимости от тарифной зоны. Самый дорогой билет оказался в Гамбурге — от 3,30 евро, самый дешевый — в Эрфурте (от 2 евро). Что касается билета на день, то одни из самых дорогих продаются в Кельне и Бонне (от 7,30 евро). А вот во Франкфурте-на-Майне билет на день — один из самых дешевых по Германии и стоит от 4,10 евро.

Где купить билеты

Билеты можно купить в автоматах, которые располагаются на остановке, рядом с ней или в самом трамвае. В автобусе их продают водители — причем в этом случае они не дороже. Кроме того, на некоторых крупных вокзалах и станциях есть информационные стойки или центры по обслуживанию клиентов, где можно узнать, как лучше добраться из пункта А в пункт B, какую категорию проездного выбрать и тут же приобрести билет.

Еще одна опция — билеты на S-Bahn можно купить онлайн на сайте Deutsche Bahn или через приложение DB Navigator, другие проездные — через приложение конкретного транспортного объединения

(Verkehrsverbund), которое отвечает за тот или иной регион Германии. Так выходит дешевле. В мобильном приложении можно также проложить маршрут и посмотреть расписание общественного транспорта.

Важно также не забыть прокомпостировать билет, иначе он будет считаться недействительным. Делать это нужно только в том случае, если на билете написано «Hier entwerten» («Прокомпостируйте здесь»), в валидаторе на станции, в автобусе или вагоне трамвая. Штраф за безбилетный проезд (включая непробитый билет) в Германии — 60 евро.

Смотрите также:
Подпольная красота немецкой подземки

Хотите читать нас регулярно? Подписывайтесь на наши VK-сообщества «DW на русском» и «DW Учеба и работа» и на Telegram-канал «Что там у немцев?»

Виды общественного транспорта в Германии: на чём ездят немцы

Общественный транспорт в Германии: городской и межгород. Электрички, метро, трамваи, автобусы, такси. Покупка билетов, виды проездных, транспортные зоны, примеры цен в Берлине и Мюнхене, Deutschland-Ticket.

Автомобиль — необходимый, но не единственный способ передвижения по немецким просторам. В Германии развит общественный транспорт, которым активно пользуются не только в крупных городах, но и на окраинах, вдали от мегаполисов.

Иммигрантам приходится знакомиться с местной транспортной инфраструктурой, выяснять расписания и правила пользования городскими и междугородними сетями. Система обычно устроена иначе, чем на Родине мигранта. В зависимости от того, откуда иностранец прибыл, немецкий транспорт вызывает восторг или разочарование. В любом случае, вникнуть не так просто, поэтому полностью освоиться получается в основном спустя годы.

Всё потому, что в разных регионах свои порядки. Например, в Берлине требуется подтверждать билет на поезд, а Гамбурге — нет, так как заранее его приобрести невозможно. Метро есть только в нескольких городах, так же, как и трамваи.

Есть, конечно, кое-что общее — во всей Германии нет маршруток. Вообще! И транспорт здесь в отличном состоянии. Максимум «ужаса», который попадается, — это вагоны метро 80-х, например, в Мюнхене. Зато трамваи, автобусы обычно очень чистые и современные.

Но каждому новоиспечённому бюргеру, даже если он знаком с общей ситуации с транспортом в ФРГ, нужно обязательно узнавать правила в своём городе. Местные сами часто не в курсе всех нюансов, поэтому порой и спросить будет трудно. Лучше потратить время и порыться на сайтах транспортных компаний города, типа VRN, OPVN и т. п., выяснить информацию по маршрутам и проездным.

Наш обзор в основном относится во всей стране. Из него станет понятно, какие виды транспорта есть в Германии и правила пользования, где и как приобрести билеты, что такое транспортные зоны и многое другое. Региональные же условия всегда уточняйте «на месте».

Виды общественного транспорта в Германии

В стране развиты системы:

  • автобусов — Omnibus,
  • электричек — S-bahn,
  • трамваев — Strassenbahn и Stadtbahn,
  • метро — U-bahn.

О региональных и междугородних поездах есть отдельная статья — в ней подробно рассказано о типах железнодорожного транспорта, процедуре покупки билетов и условиям проезда. Также для тех, кто часто ездит на поезде, будет интересно узнать о системе скидок BahnCard, с которой экономят 25-100% стоимости билета.

Сообщение обеспечивает несколько компаний, которые устанавливают в федеральных землях свои правила проезда. Иногда перевозчики, действующие в соседних городах, объединяются в транспортные союзы. Что удобно для пассажиров, ведь ассоциация организует единую систему билетов и расписания пригородных поездов, городских электричек, трамваев и автобусов. Например, территорию Лейпциг — Галле обслуживает объединение Mitteldeutscher Verkehrsverbund (MDV).

Большинство компаний, осуществляющих перевозки пассажиров, региональные. Поэтому в Германии стандартна ситуация, когда билет на поезд действителен для проезда и на автобусе или трамвае.

Например, если в Берлине купили билет на автобус, его можно использовать и для проезда на электричке. Только время действия ограничено — обычно это 2 часа.

Внутригородские поездки

Автобусы

Если увидите круглый знак, на котором нарисована буква «H», здесь находится остановка автобусов или трамваев (от нем. Haltestelle — «остановка»).

Расписание располагается обычно рядом в рамке. Порой на остановке установлена электронная таблица, где указываются номера маршрутов и время прибытия рейсов.

В немецких автобусах запрещено курить и распивать спиртные напитки. А безбилетнику грозит штраф от 60€.

Стоимость проезда в городских автобусах в Германии — приблизительно 2€. Месячный проездной обходится в 70-90€.

Есть дневные и ночные рейсы. Последние обозначаются буквой «N» перед номером. По ночам автобусы ездят каждые полчаса до 4:30.

Например, в Берлине есть почти 200 маршрутов автобусов, которые развозят бюргеров по 2634 остановкам. Есть 63 ночных городских рейса, которые обслуживают 1508 остановок. Кроме того, каждые 10 минут в городе ходят 17 «Метробусов» (с обозначением «М»). Есть ещё «Экспрессы» (помечаются «Х»), связывающие аэропорты и пригороды Берлина с центром.

Мюнхенская автобусная сеть (нем. Bussystem München) обслуживает Мюнхен и пригородные районы, территориально расположенные в Баварии. Здесь курсирует 65 дневных и 12 ночных маршрута, общей длиной 457 км с 916 остановками.

Автобусы Мюнхена включают:

  • Городские StadtBus — 62 линии. Ездят в дальние районы города, где нет другого транспорта. Номер состоит из трёх чисел.
  • «Метробусы», которые соединяют транспортные узлы в районах города (14 линий). Номера — двухзначные.
  • «Экспрессы», которые останавливаются не так часто (5 линий). Номер начинается с «Х», после чего идёт 2 числа.
  • Ночные мюнхенские автобусы (15 линий). Обозначаются буквой «N» перед двузначным числом.

Трамваи

В Германии большое количество трамвайных сетей — Straßenbahn на немецком языке. Они присутствуют в более, чем 50 городах ФРГ.

Система берлинских трамваев — Straßenbahn Berlin — крупнейшая в Германии. Это одна из старейших трамвайных сетей в мире, основанная в 1865 и управляемая Berliner Verkehrsbetriebe (BVG).

Это третья по величине система трамваев в мире после Мельбурна и Санкт-Петербурга. Она состоит из 22 линий с почти 800 остановками. Девять линий работают круглосуточно и обозначаются буквой «M» (Metrotram) перед номером: M1-M17. Днём они ходят каждые 10 минут, а после 12 ночи — раз в полчаса. Остальные тринадцать — обычные городские трамвайные линии, это маршруты 12-68.

Карта трамвайных линий в Берлине.

Схема трамваев в Берлине.

Большая часть берлинской трамвайной системы находится в пределах бывшего Восточного Берлина. В основном покрывает территории, где меньше всего поездов и метро. Сети часто соединяют ветки метро, автобусов и электричек. Линии трамваев на западе города были постепенно заменены автобусами.

Stadtbahn

В некоторых регионах ФРГ есть система легкорельсового транспорта — Stadtbahn или «городской поезд». По сути, это смешение разных трамваев, использующих подземные туннели и станции для разгона до нужной скорости. Иногда Stadtbahn едет по специальным рельсам прямо посередине дорог — чтобы не пересекаться с автомобилями.

Во многих городах Германии, где нет метро (например, в Дюссельдорфе), Stadtbahn, очень на него похожий, с выделенными ж/д линиями и тоннелями — прекрасная возможность доехать быстро и недорого из точки А в точку B. Также, как Франкфурте-на-Майне, хотя многие жители считают, что здесь находится метро.

Электрички

S-Bahn — немецкие городские электрички. Это сеть, совмещающая городские/пригородные поезда, которая тянется через весь город, иногда имея подземные линии, чем похожа на российское метро.

Расстояния между станциями S-Bahn, как правило, меньше, чем между станциями региональных поездов RB, и больше или такие же, как в метрополитенах, у трамваев, автобусов.

Первый S-Bahn был запущен в Берлине в 1930. Сегодня в Германии существует семнадцать сетей электричек, многие из которых обслуживают сразу несколько городов, а также связывают крупные аэропорты с населёнными пунктами.

В каждом регионе действуют единые тарифы, поэтому пассажиры в течение поездки могут пересаживаться с поездов S-Bahn на маршруты городского транспорта. Главное — перемещаться в пределах тарифной зоны.

Метро

U-Bahn — немецкое метро, которое не пересекается с другим общественным транспортом. Есть в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Нюрнберге.

Некоторые города называют Stadtbahn U-Bahn (например, Франкфурт) и сокращают буквой «U». Иногда также можно услышать сбивающий с толку термин U-Stadtbahn, который прижился в народе.

Поэтому, если увидите в других регионах букву «U» на синем, это значит не U-Bahn, а Stadtbahn — легкорельсовые трамваи, которые проезжают в туннелях.

Обычно U-Bahn проходят под землёй, но также поезда можно увидеть и наверху.

Синий знак с белой «U» — станция ​​метрополитена.

Первая линия метро в ФРГ заработала в Берлине в 1902. Позднее эта сеть стала крупнейшей в стране: 9 линий общей протяжённостью 155,4 км оснащены 175 станциями. И расширение продолжается.

Интервал поездов метро в Германии в час пик: 5-10 минут.

В отличие от московского и других метрополитенов, на входе в U-Bahn и S-Bahn нет никаких турникетов и контролирующих вход надзорных. Но это вовсе не означает, что проезд бесплатный — билет требуется купить в обязательном порядке!

Кнопки остановки для открытия дверей

В немецком общественном транспорте на поручнях обычно есть кнопки, которые нажимают, когда хотят выйти. В автобусах и трамваях над местом водителя электронное табло показывает, какая следующая остановка. Часто это сопровождается объявлением поездок с помощью записанных голосовых сообщений.

Если народу в автобусе немного, а на остановках пустынно, водитель вполне может решить проехать мимо. Поэтому лучше нажать на кнопку, чтобы выйти там, где нужно. Кнопочная система есть также в метро и электричках.

Такси

Если нужно быстро и с багажом добраться куда-то, немцы пользуются такси. Машины таксистов в Германии — бежевые, наверху установлена жёлтая табличка с чёрной надписью «Taxi».

Заказывать машину лучше заранее — по телефону или через приложение. Например, Free Now (бывший MyTaxi) и uberTaxi.

Автомобили оборудованы счётчиками, которые показывают расходы. Минимальная сумма взимается с клиента при посадке, а окончательная цена зависит от расстояния и времени поездки. Сумма всегда включает налог.

В классическом понимании системы типа «Яндекс.Такси» в Германии нет. Здесь каждый таксист работает в конкретной фирме, и приложения городские. Они агрегируют системы заказа такси в городе, поэтому поездка в ФРГ выходит дороже.

Цена такси в крупных городах Германии начинается от 3-5€ за посадку, плюс 1-2€ за каждый километр, и 30-50 евроцентов за минуту ожидания. Поездка в 20 км будет стоить 23-25€.

Оплатить поездку можно наличными или с помощью кредитных/дебетовых карт. Также оплата возможна прямо через мобильные приложения.

Покупка билетов на общественный транспорт

Приобрести билет в Германии можно:

  • в автомате на станции — Fahrkartenautomaten,
  • на сайте или в офисе перевозчика,
  • через приложение на смартфоне (не везде),
  • у водителя,
  • в автомате внутри автобуса/трамвая (если он есть).

Когда билет куплен заранее, достаточно «подтвердить» в компостере — автомате с надписью «Bitte hier entwerten».

Приобрести билет можно прямо у водителя автобуса — на нём уже ставятся дату/время, поэтому компостировать не нужно. В трамваях обычно для этого используются билетные автоматы. Тем, у кого электронные абонементы, часто приходится проверять их с помощью устройства на входе.

Если светит покупка у водителя, имейте в виду, что он принимает наличные. Часто сдачи не хватает, поэтому готовьте купюры помельче — по 5, 10 или 20 евро.

Как найти сайты перевозчиков

В каждом городе Германии системой общественного транспорта управляют региональные транспортные операторы или «тарифные союзы» (Verkehrsverbund), которые регулируют тарифы и цены на проезд.

Часто сходу разобраться в многочисленных тарифных планах иммигранту непросто. Даже после посещения сайта bahn.de кажется непонятно, на чём лучше доехать из пункта A в пункт B, не нарушить правила, ещё и сэкономить.

Поэтому лучше готовиться к поездкам заранее, изучив карту границ сетей и тарифы. Как правило, если это крупный туристический центр, например, Мюнхен, Штутгарт или Берлин, здесь есть специальные транспортные сайты с переводом, минимум — на английский.

Если это городок поменьше, а то и посёлок, обращайте внимание на пометки, которые даёт DB в разделе цены — там может быть указано, чьи тарифы действуют в зоне.

Нелишним будет изучить карту объединений транспортных компаний по стране. Она гуглится по запросу «Karte der Verkehrsverbünde und Tarifverbünde». Смотрим регион предстоящего трипа, находим перевозчика — например, VRT или BVG.

Также забиваем найденное название в Google и переходим на официальный сайт, где есть достоверная инфа с картами, зонированием, тарифной сеткой и расписанием.

Безбилетники

«Всё на честном слове», решают зайцы, но глубоко заблуждаются. Если раз удастся «пролететь», считайте, повезло. А нарвавшиеся на контролёров приезжие безбилетники запоминают эту встречу надолго. Никаких поблажек и предупреждений «на первый раз» не будет. Выпишут штраф от 60€, который придётся оплатить.

После повторных нарушений зайцев заносят в «чёрный список», куда очень нежелательно попадать иммигрантам, которые хотят долго жить в Германии. Для особо безбашенных, на страх и риск экономящих на билетах, уготовлены другие наказания — общественные работы и тюрьма.

Контролёры одеваются в штатское. Поэтому их сложно отличить от обычных попутчиков. Они вычисляют самую длинную станцию, вскакивают, когда состав трогается, и заявляют «Приготовьте билеты»! И тут уж не отвертеться — если не нащупали действительный билет в кармане, придётся готовить деньги.

В 80-е предприимчивые немецкие студенты пытались организовать страховку «для зайцев». При выписывании штрафа за человека платило объединение. Но, видимо, из-за увеличения сумм за безбилетный проезд, идея в Германии не особо прижилась. Хотя аналоги появились и до сих пор существуют также в других странах Евросоюза.

Провоз велосипедов

Обычно транспорт в Германии оснащён специальными вагонами с символом велика. Это значит, здесь можно ехать с двухколёсным товарищем. Но помните, что иногда удастся обойтись одним билетом (например, на S-Bahn), а где-то придётся покупать 2 — на себя и «друга».

Проезд с собаками

Правила перевозки четвероногих устанавливают перевозчики, поэтому от земли к земле разнятся. Общие рекомендации такие:

  • Поводок в транспорте и на остановках.
  • Намордники — только для агрессивных и крупных пород собак.
  • Больших нужно усаживать под сиденье, мелких разрешается держать на коленях.
  • Недопустимо, чтобы собака сама сидела на пассажирском месте.
  • Билет на собаку отдельно обычно покупать не нужно. Но всё регулируется городом — например, если высота в холке выше 80 см, кое-где надо покупать билет.
  • Если маршрут долгий, обычно собак брать не разрешается. Исключение — поводыри и помощники.

Действие билетов

В большинстве городов ФРГ любой билет действителен для проезда в одном направлении в течение нескольких часов. Его разрешается использовать в это время для пересадки между разными видами транспорта (автобус, трамвай, Stadtbahn, метро, электричка). Однако, чтобы поехать в обратном направлении, придётся обилечиваться заново.

Если билет действует на протяжении пары часов или дня, во многих городах требуется его «погасить» — поставить отметку в автомате на вокзале, в автобусе или трамвае.

Когда билет покупается в автомате, и на нём уже проставлен штемпель с указанием даты и времени, компостировать его не нужно.

В каждом регионе перевозчики предлагают свои тарифы скидки, которые позволяют сэкономить. Обычно школьникам, студентам и пенсионерам полагаются бесплатные или льготные проездные. Их можно приобрести в кассах или автоматах (уточняйте, какие документы нужно предоставить для получения скидок).

Транспортные зоны

Немецкие города для определения стоимости тарифа делятся на зоны — Tarifzonen. Это как круги на воде: самый маленький в центре, а затем всё больше и больше. И чтобы узнать, какой билет купить, нужно понять, какие территории предстоит пересечь по пути.

Например, в Берлине 3 зоны: A (центр), B (чуть дальше) и C (окраина). Стоимость билетов для проезда в А и В — 3,20€, всех трёх — 4€. Для детей предусмотрены скидки.

Действует правило: один билет действует внутри указанных границ на все виды транспорта.

При оплате проезда в кассе, автомате, приложении или у водителя, всегда нужно указать, в какую зону собираетесь поехать.

Если видите, что придётся пересекать несколько «кругов», например, два, сразу имейте в виду, что на границе первой зоны придётся выйти и купить новый билет для проезда далее. Или приобрести тот, что действует сразу в двух зонах.

Нельзя приобрести билет по тарифу AB и по нему прокатиться в C.

Карты с зонированием обычно располагаются на вокзалах, станциях. Но есть и в интернете.

Цены билетов разные в федеральных землях. Если городской билет в Штутгарте обойдётся в 1,4€, в Кёльне — 2,8€.

В среднем, одна поездка на небольшое расстояние в городах Германии обойдется в сумму от 2 до 4 €.

На примерах Берлина и Мюнхена рассмотрим, как действуют правила проезда на общественном транспорте в Германии в пределах разных зон.

Зонирование в Берлине и цена билетов

Город поделён на 3 зоны: A, B, C. Перемещаться можно в одной, двух или трёх — например, из A в B, или из A в C через B. В зависимости от того, куда нужно приехать, покупается соответствующий билет. Если брать ABC, покрывается вся территория с пригородом и Потсдамом.

Схем зон транспорта в Берлине.

Карта тарифных зон Берлина.

Одна поездка

Если покупать один билет на поездку по Берлину, он будет действителен 2 часа. С ним можно пересаживаться, но нельзя приехать обратно.

Цены на одну поездку в Берлине

Зона Цена для взрослых Цена для детей 6-14 лет (до 5 — бесплатно)
AB 3,20€ 1,90€
BC 3,80€ 2,50€
ABC 4,00€ 2,90€

Если нужно проехать 1, 2 или 3 остановки на метро/электричке, или максимум 6 на автобусе/трамвае, доступен специальный билет «на короткие маршруты»: обычный стоит 2,2€, детский — 1,7€. Но будьте готовы получить штраф, если проедете в реальности дальше и попадёте на контроль.

Дневной тариф

Дневной — Tagesticket — подразумевает, что билет действителен в течения одного дня до 3 часов ночи. Например, купили в 14:00 — можно ездить до 03:00 следующего дня.

Цена билета на день в Берлине

Зона Цена для взрослых Цена для детей 6-14 лет
AB 9,50€ 6€
BC 9,90€ 6,30€
ABC 10,70€ 6,50€
Групповой тариф

Для путешествующих по городам Германии подойдёт дневной билет на группу — за 5 человек сразу платишь меньше, чем за каждого отдельно.

Стоимость поездки на группу в Берлине

Зона Цена
AB 29€
BC 30€
ABC 31€
Проездные на неделю и месяц

Работающим и тем, кто часто ездит по городу и окрестностям, подойдут абонементы.

Проездные в Берлине

Зона На 7 дней На месяц
AB 39€ 91€
BC 40€ 93€
ABC 46€ 114€

Также есть годовые билеты, которые обойдутся в 750-1050 евро на одного.

Для туристов выпускают специальные предложения — карты со скидками для поездок на 1-3 дня, которые включают проход в популярные туристические места.

Актуальные расценки уточняйте на сайте BVG.de.

Зонирование в Мюнхене

В Мюнхене сеть общественного транспорта находится под управлением корпорации MVV. Вся территория региона разделяется на 7 зон:

  • M — Мюнхен и некоторые пригородные локации,
  • M1-M6 — остальные районы в границах влияния MVV.

На карте каждая зона выделена цветом: M — белым, М1 — жёлтым, М2 — красным, М3 — синим, М4 — зелёным, М5 — оранжевым, M6 — сиреневым. Цена билета зависит от количества зон, которые пассажир планируtт проехать.

Обычный билет на поездку

Einzelfahrkarte, также, как и в Берлине, имеет срок действия — от 2 до 3 часов в зависимости от количества зон (для детей от 6 до 14 — всегда 3 часа).

Цены на один билет в Мюнхене

Зона Цена на одного взрослого
М/2 зоны 3,70€
М1/3 зоны 5,60€
М2/4 зоны 7,40€
М3/5 зон 9,30€
М4/6 зон 11,10€
М5 13€
М6 14,80€

Стоимость льготного билета не зависит от количества проезжаемых зон и всегда одна — 1,80€.

Есть и билет «на короткий маршрут» в один конец стоимостью 1,90€.Он действует 1 час (с момента компостирования) для проезда четырёх остановок на наземном транспорте, двух — в метро или на электричке и одной — на «Экспресс»-автобусе.

Проездной на 1 день

Single-Tageskarte — дневной безлимитный билет в Мюнхене для лиц старше 15. Доступен для использования в определённой зоне неограниченное количество раз, действует до 6 утра следующего дня, требует компостирования.

Стоимость дневного проездного в Мюнхене

Зона Цена
М/2 зоны 8,80€
М1/3 зоны 10€
М2/4 зоны 11€
М3/5 зон 12,10€
М4/6 зон 13,40€
М5 14,80€
М6 16€
Групповой тариф на день

Есть экономный вариант для групп до пяти путешественников — Gruppen-Tageskarte.

Тариф на группу в Мюнхене

Зона Цена
М/2 зоны 17€
М1/3 зоны 18,40€
М2/4 зоны 19,40€
М3/5 зон 22,40€
М4/6 зон 25,10€
М5 27,80€
М6 29,80€
Проездной на неделю, месяц

Абонемент Isarcard позволяет кататься 7 дней в пределах всех зон. Стоит от 20 до 80 евро, в зависимости от выбранных границ поездок.

Есть и другие групповые тарифы, карты для туристов на проезд с льготным посещением достопримечательностей, билеты для поездок в аэропорт и обратно в город, а также специальные условия для провоза велосипедов.

С зонированием Мюнхена, а также полным списком тарифов с актуальными ценами можно ознакомиться на сайте MVV.

Междугородние поездки

Если жить в Германии в небольшом городе или деревне, без автомобиля передвигаться сложнее. В крупных населённых пунктах обычно есть вокзал, с которого можно добраться до других городов, дополнительно также ходят междугородние автобусы. В посёлках, как правило, доступно только автобусное сообщение.

Для перемещения между городами и землями ФРГ бюргеры пользуются:

Главный междугородний перевозчик — Flixbus, на автобусах которого чаще всего ездят по Германии. До 2019 был конкурент Eurolines, но Flixbus купил его, завоевав ещё больше места на рынке.

Ещё один известный автобусный перевозчик в ФРГ — IC Bus, принадлежащий Deutsche Bahn. Минимальные цены на межгород — 9€.

Также ездят Berlin Linien Bus — автобусы посещают 340 пунктов в стране и европейских городах. Прокатиться, например, из Франкфурта в Прагу будет стоить от 19€.

Купить билеты можно на автовокзале, в офисе компании-перевозчика или в интернете. Цены на билеты в междугородних автобусах Германии зависят от маршрута, находятся в пределах 14-25€.

Поездка из Мюнхена в Берлин обойдётся в 14-17€. Чуть дальше, например, из Берлина во Франкфурт-на-Майне — в 17-21€.

  • Поездами — RB, RE, ICE, InterCity. О них подробно писали в в статье про железнодорожные билеты в Германии. Добавим лишь важные неочевидные вещи:

Купленный билет одной сети ж/д не действителен на другой. Например, нельзя купить билет на S-Bahn и поехать по нему на региональном поезде DB. Хотя оба состава могут ходить по одним и тем же рельсам один за другим с интервалом в 10 минут.

Ещё один нюанс связан с проездными на S-Bahn. Если, к примеру, человек живёт в Манхайме и ездит на работу в Карлсруэ, ему будет недостаточно одного проездного, купленного в своём городе. Придётся приобретать два абонемента на месяц или год, потому что действующий в Манхайме не распространяется на Карлсруэ — там другая сеть перевозчиков.

Deutschland-Ticket

С мая 2023 в Германии выпустили новый вид проездного — Deutschland-Ticket. Его можно использовать сразу на нескольких видах транспорта, включая электричку, трамвай, метро, автобус и региональные поезда по всей стране.

Не включён в «единый» только межгород на автобусах и поездах.

Стоимость Deutschland-Ticket: 49€/месяц. Пользоваться билетом вправе только владелец. Можно взять бесплатно попутчика-ребёнка, если ему ещё не стукнуло 6 лет.

Купить проездной можно:

  • на портале регионального перевозчика,
  • на сайте DB,
  • в приложениях DB-Navigator-App или Deutschland-Ticket-App,
  • в центрах продажи билетов (DB-Reisezentrum).

В некоторых федеральных землях (на данный момент — Гёссене, Гамбурге, Ганновере, Сааре, Мекленбург-Передней Померании и Северном Рейн-Вестфалии) «Deutschland-Ticket» продают со скидкой школьникам, студентам, малоимущим, беженцам, и волонтёрам — им «единый» обойдётся в 29-40 евро.

02-08-2023, Екатерина Щукина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *