До скольки работает метро в стамбуле
Перейти к содержимому

До скольки работает метро в стамбуле

  • автор:

Метро Стамбула: время работы, цена, схема 2023

Ввиду знаменитых стамбульских пробок очень удобным видом транспорта здесь является метро. Сколько стоит жетон, проездной и какой режим работы метро в Стамбуле?

Метро в Стамбуле 2019

Метро в Стамбуле: коротко о главном

Станция метро Таксим в Стамбуле

В третьем по величине городе Европы — одна из самых разветвленных транспортных развязок. Ввиду интенсивного наземного потока очень удобным видом транспорта в Стамбуле считается метро. Им ежегодно пользуются 250 млн. человек.

Сегодня в метро Стамбула восемь веток, две из них достраиваются. Недавно в аэропорту Сабиха Гекчен в Стамбуле появилось метро — была достроена новая линия Кадыкей — Сабиха. Отныне дорога из этого аэропорта до центрального района Кадыкей на азиатской стороне города займет всего 25 минут.

Оплата проезда в метро Стамбула в 2023 году осуществляется проездным и разовыми электронными билетами (цена и подробности ниже). В начале года стоимость проезда уже традиционно подорожала. Муниципалитет принял решение о повышении цен на 40%.

Актуальную карту метро Стамбула можно скачать здесь

Вагон метро Стамбула внутри

Плюсы метро в Стамбуле:

  • В метро работает единая транспортная пластиковая карта Истанбулкарт — самый экономный проездной на все виды транспорта.
  • В вагонах есть кондиционеры.
  • Подземка активно строится, метро есть в аэропортах.
  • Согласно расчетам, метро способно выдержать подземные толчки до 9 баллов.

Минусы стамбульского метро:

  • Стоимость. Пересадки на другую линию метро платные.
  • Часто надо пересаживаться на трамвай Т1, иногда на фуникулер, автобус или мармарай (тоннель под Босфором).
  • Метро пока нет в Новом аэропорту Стамбула.
  • Названия станций и указатели в метро на турецком.

Полезные ссылки

    1. Такси в Стамбуле и международные трансферы заказывай на Intui.travel
    2. Трансфер в аэропорт — на Kiwitaxi
    3. Туристическую страховку, в т. ч. от коронавируса, купи на Tripinsurance.ru
    4. Необычные экскурсии в Стамбуле, а также кораблики по Босфору — Трипстер

    Часы работы метро в Стамбуле

    Метро в Стамбуле чистое

    Время работы стамбульского метрополитена: с 6.00 до 00.30.

    Четыре линии метро продолжают работать ночью. Подробнее про ночное метро в Стамбуле мы писали здесь.

    Сколько стоит проезд на метро в Стамбуле 2023

    Истанбулкарт Стамбул

    Самый дешевый способ проезда на метро — Istanbulkart. Это универсальный электронный проездной на все виды муниципального транспорта Стамбула. По Истанбулкарт поездка стоит 9,9 лиры. Если делать пересадки на другой транспорт в рамках двух часов, стоимость таких поездок будет еще дешевле.

    Стоимость анонимной (неперсонализированной) карты в 2023 году 50 лир, еще как минимум 10 надо положить на счет, чтобы хватило хотя бы на одну поездку.

    Приобрести Истанбулкарт можно в аэропортах, у входа в метро или в обычных уличных киосках. Пополнять можно самому в любом терминале Biletmatik только купюрами 5, 10, 20, 50 и 100 лир. Монеты он не принимает.

    Карта-проездной пригодится, т.к. в центральных туристических районах чаще приходится пользоваться трамваем Т1, а не метро. К тому же туристу скорей всего понадобится Тюнель (фуникулер), чтоб ездить на Таксим из старого города, или мармарай, чтоб пересекать Босфор под водой.

    Дети до 6 лет ездят в метро бесплатно.

    Самые дешевые билеты в Стамбул — на Aviasales
    Лучшие экскурсии в Стамбуле от местных жителей-гидов
    Трансфер из аэропорта и такси в Стамбуле (фиксированный тариф)

    Также оплатить проезд можно электронными билетами, которые покупаются в автоматах на станциях подземки. По ним разовый проезд в стамбульском метро в 2023 году стоит 20 лир.

    Электронный билет бывает на фиксированное количество поездок, от одной до десяти. Две поездки по нему стоят 30 лир, три — 50 лир, пять — 60 лир, 10 поездок — 110 лир.

    Как доехать на метро в центр Стамбула

    До Таксима или Султанахмета

    Из аэропорта имени Сабиха Гекчен в центр Стамбула (Султанахмет) можно добраться, используя розовую ветку метро + автобус. На метро доезжаем до станции Кадыкёй. В Кадыкее садимся на скоростной поезд мармарай (линия В1) и проезжаем две остановки, выходим на станции Сиркеджи (Sirkeci). Это центр города, радом квартал Султанахмет.

    Чтобы добраться на Таксим, из Кадыкея нужно ехать не на мармарае, а плыть на пароме до причала Кабаташ.

    Подробнее о том, как добраться из аэропорта Стамбул в Султанахмет на метро и автобусах, мы подробно писали здесь.

    Кроме того, с помощью красной ветки метро и трамвая Т1 можно доехать из старого аэропорта Ататюрка в Султанахмет. На трамвай пересаживаемся, доехав до станции Зейтинбурну.

    А чтоб добраться до площади Таксим, нужно сделать еще одну пересадку — с трамвая Т1 на зеленую ветку метро. Пересаживаемся на остановке Istanbul Üniversitesi Laleli:

    Из аэропорта Стамбула в Султанахмет и Таксим

    Кстати, между новым и старым аэропортами ходит муниципальный шаттл.

    Схема линий метро

    Линия М1 — в аэропорт Ататюрк

    Состоит из двух ответвлений: М1А и М1В . Маршрут на первых восьми станциях у них одинаков: Еникапы-Отогар (автовокзал Байрампаша), далее поезда расходятся в разных направлениях.
    Длина первой ветки М1А — более 26 км, ее конечные станции соединяют пристань Еникапы с закрытым аэропортом Ататюрка.

    Схема линии метро М1А в Стамбуле: аэропорт Ататюрка - Еникапы

    Всего у нее 18 подземных и наземных станций, их проезд занимает 35 минут.

    Протяженность ветки М1В составляет 14 км, маршрут соединяет Еникапы и Киразлы. Между конечными остановками 13 станций, а поездка длится 25 минут:

    Линия метро М1В в Стамбуле

    Линия М2 — до Таксима

    Соединяет районы Еникапы и Хаджиосман. На этом маршруте длиной в 23,5 км 16 станций, время поездки — полчаса. Воспользовавшись зеленой веткой, турист может доехать до торговой улицы Истикляль, площади Таксим и фешенебельного Бейоглу.

    Линия М2 в Стамбуле

    Линия М3 — нетуристическая

    Линия соединяет районы Киразлы и Олимпият с Башакшехиром (Метрокентом). Длина ветки — 16 км, всего 11 станций. Время в пути 22 минуты. Эта ветка метро совершенно нетуристическая, поскольку ведет к спальным районам Стамбула.

    Линия метро М3

    Линия М4 — в аэропорт Сабиха

    Эта стратегическая ветка находится полностью под землей в азиатской части Стамбула. Линия связывает стамбульский аэропорт Сабиха Гекчен и район Кадыкей. Ветка самая длинная — 33,5 км с 23 станциями.

    Линия метро в аэропорт Сабиха в Стамбуле

    Линия М5. Азиатская

    Двадцатикилометровая ветка на азиатской части города. Соединяет Юскюдар (Üsküdar) и Чекмекей (Çekmeköy), функционируют 16 станций. Добраться из одного конечного пункта в другой можно за полчаса.

    Линия метро М5 в Стамбуле

    Линия М6 — короткая

    Самая короткая линия метро — всего 3 км и четыре станции между университетом Богазичи и районом Левент. Открыли ветку в 2015 году, поездка из конца в конец продлится всего 7 минут.

    Линия М6 в метро Стамбула

    Линия М7 — метро без водителей

    Беспилотная линия метро сообщением Mecidiyeköy-Mahmutbey запустилась в европейской части Стамбула в 2020 году. У нее 15 станций и проходит она преимущественно через нетуристические районы.

    Линия 7 метро Стамбула

    Линия 9 — к Олимпийскому стадиону

    9 линия метро Стамбула

    Эта новая линия открылась в 2021 году, раньше, чем до сих пор строящаяся ветка №8. Пока у линии Bahariye-Olimpiyat Metro Hattı 5 станций, протяженность ветки 6 км.

    Карта метро Стамбула 2023 (скачать)

    Красным, зеленым, голубым, розовым, фиолетовым, коричневым цветом на схеме обозначены действующие шесть веток метро.

    Карта метро Стамбула 2022

    История стамбульского метро. Интересные факты

    Вы удивитесь, но стамбульский метрополитен сравнительно очень молодой. И начал работу относительно недавно — в 1989 году. Именно тогда строили первую ветку М1 (Легкое метро), которая соединила Аксарай и западную часть города. Как же такой мегаполис жил без метрополитена?

    Вид на метро в Стамбуле

    Дело в том, что подземный транспорт в Стамбуле был и до этого. С 1875 года тут работал подземный фуникулер Тюнель с двумя станциями — Галата и Каракёй — длиной в 573 м. Эта линия считается второй из старейших подземок в мире, раньше было построено только лондонское метро.

    Сегодня у Тюнеля две станции — Каракей и Бейоглу. Несмотря на функционирование метрополитена, ежедневно по этому маршруту ездят 15 тыс. человек, потому что метро или трамвай напрямую не покрывают ряд популярных маршрутов. К примеру, тюнелем придется воспользоваться, добираясь из Таксима в Султанахмет.

    Выстроить полноценное метро в Стамбуле планировали несколько раз, впервые в 1912 году. Но проектирование началось лишь в 80-е годы, а стройка продвигалась очень медленно. Рабочие постоянно находили археологические ценности и меняли направление.

    Метро в Стамбуле внутри

    Ввиду того, что город расположен в сейсмически активном регионе, строительство вели открытым способом. Подземка способна выдержать землетрясение до 9 баллов по шкале Рихтера.

    • ТЕГИ
    • из аэропорта в Султанахмет
    • как доехать из аэропорта на Таксим
    • метро Стамбула
    • схема метро в Стамбуле

    Метро Стамбула

    Стамбульский метрополитен (Metro İstanbul) — одна из быстро развивающихся транспортных систем города. Старейшей же подземной транспортной системой является «Тюнель» — фуникулер, введенный в эксплуатацию 17 января 1875 года. По маршруту, который включал две станции, перемещались подвесные вагоны.

    Метро Стамбула

    Первый генеральный план метро в Стамбуле был разработан еще в 1912 году. В общей сложности предполагалось построить 24 станции между районами Топкапы и Шишли. Проект не был реализован.

    В 1936 году французским бюро была представлена схема, согласно которой метрополитен связал бы районы Таксим и Беязит. В 1951 году подобный проект был предложен голландской фирмой. Однако планы не были воплощены в жизнь, и все проекты отложили до 1987 года. Первый пусковой участок линии M1 был открыт в 1989 году. Линия M2 была введена в эксплуатацию в 2000 году, M4 — в 2012-м, M3 — в 2013-м, M6 — в 2015-м, M5 — в 2017-м, M7 — в 2020-м, M9 (частично) — в 2021-м, M8 и M11 — в 2023-м.

    Помимо непредстедственно метрополитена система рельсового транспорта включает также ​​пригородную линию Мармарай, легкорельсовый транспорт, канатную дорогу, фуникулер («Тюнель») и метробус. Совокупная длина сети — 309 км, количество станций — 282. Все это находится под управлением государственного транспортного оператора Metro İstanbul, который контролируется муниципалитетом.

    Метрополитен Стамбула состоит из 10 линий; 7 из них охватывают европейскую часть города (M1, M2, M3, M6, M7, M9, M11), 3 — азиатскую (M4, M5, M8). По состоянию на 2023 год всего 133 действующих станции, еще 83 станции находятся на стадии строительства. Общая протяженность путей — 192 км. Метро связано с рельсовой системой Мармарай, с фуникулером, а также с трамвайными линиями T1, T4, T5.

    Читайте подробнее:

    На стадии строительства находится еще несколько линий: M9 (Ataköy — İkitelli) в европейской части, M10 (Pendik — Fevzi Cakmak Phase), M12 (Goztepe — Umraniye).

    Читайте подробнее:

    Ежегодный пассажиропоток составляет около 500 млн человек. С открытием новых станций этот показатель будет увеличиваться. Каждый день метро пользуются 1,36 млн человек. На метро приходится порядка 20% всего объема пассажирских перевозок в городе.

    Карта метро Стамбула

    Метро Стамбула

    Схема метро Стамбула

    На официальном сайте Стамбульского метрополитена можно найти подробную карту с указанием всех станций. В том же разделе опубликованы карты всего рельсового транспорта, в том числе трамвая и Мармарай, а также карта будущих линий, находящихся на стадии строительства.

    • Станции метро на карте Стамбула (официальный сайт)

    Также в сети доступна интерактивная карта метро Стамбула на русском языке. Сервис Яндекс.Метро позволяет составить маршрут от одной заданной точки до другой. Помимо метро, на карте отмечены троллейбусные линии, фуникулер, Мармарай.

    Кроме того, можно посмотреть схему на информационных панелях на станциях или получить бумажную карту у работников службы метрополитена.

    Стоимость метро в Стамбуле

    Метро Стамбула

    Оплатить проезд в метро можно с помощью электронных одноразовых билетов или транспортной карты İstanbulkart, которая также принимается в других видах общественного транспорта (Мармарай, автобусы, метробусы, фуникулеры, канатная дорога и пр.).

    Одноразовые билеты стоят от 9.90 до 110 TL в зависимости от количества поездок (1, 2, 3, 5, 10).

    Стоимость разовой поездки по Anonymous Card Istanbulcard (неименная транспортная карта) — 9.90 TL.

    Дети до 6 лет имеют право бесплатного проезда.

    Особенностью местного метро является тот факт, что пересадки с одной линии метро на другую или на трамвай, платные. Получается, чтобы сменить линию и продолжить движение в нужном направлении, требуется снова оплатить проезд.

    Если сделать следующую пересадку в течение 2 часов, то стоимость поездки снижается: 7.09 TL — первая пересадка, 5.38 TL — вторая, 3.40 TL — все последующие.

    Таким образом, можно доехать на метро до нужной точки в городе, выйти со станции, прогуляться и не позднее чем через 2 часа спуститься обратно, заплатив за проезд как за пересадку.

    Если пересаживаться с метро на наземный поезд Мармарай, то проезд будет стоить 9.90 TL вне зависимости от количества пройденных станций (обычно — от 1 до 7 станций — 9.90 TL, от 8 до 14 — 10.73 TL, от 15 до 21 — 14.69 TL и т. д.).

    Купить карту или одноразовый билет можно в билетных терминалах Biletmatik на станциях.

    Подробнее о видах карт и стоимости проезда читайте в нашем материале «Общественный транспорт Стамбула».

    Картой Istanbulcard можно оплатить проезд двух и более пассажиров, однако скидку за пересадку получит только один из них.

    Некоторые туристы предпочитают пользоваться Istanbul Welcome Card, которая действительна 5 или 7 дней и включает в себя 10 или 20 поездок на местном общественном транспорте (метро, трамвай, паром, фуникулер, автобус, метробус), карту города, аудиогид круиз по Босфору, ряд экскурсий (Собор Святой Софии, дворец Топкапы, Цистерна Базилика) с профессиональным гидом, экспресс-доступ к некоторым популярным достопримечательностям. После того, как поездки закончатся, карту можно пополнить. Стоимость карты напрямую зависит от выбранного тарифа ($55 или $85).

    Метро Стамбула

    Как пользоваться метро Стамбула

    В действительности в пользовании местным метрополитеном нет ничего сложного. Нужно купить и пополнить Istanbulcard в билетном терминале, приложить карту к валидатору турникета и, определившись с направлением, выбрать нужный путь.

    Поезда Стамбульского метрополитена могут состоять как из четырех, так и из восьми вагонов, поэтому вставать желательно либо по центру, либо в начале платформы. На отдельных линиях информационные табло содержат сведения о том, из скольки вагонов состоит ближайший поезд.

    На выходе с платформы повторно прикладывать карту к турникету не нужно.

    Режим работы метро в Стамбуле

    Первые поезда отправляются от начальных станций в 06:00. График первых поездов может отличаться в зависимости от линии. Метро заканчивает работу в 00:00.

    Посмотреть график движения поездов по конкретной станции можно на сайте Стамбульского метро в разделе Timetables.

    В ночное время по будням движение отсутствует из-за технических работ, которые проводятся на путях, а также из-за низкого пассажиропотока.

    По выходным и праздничным дням метро работает круглосуточно, однако в связи с пандемией коронавируса ночные рейсы отменены до особого распоряжения.

    Информация об отмене поездов, продлении работы и других изменениях в графике доступна на официальном сайте метро Стамбула и в его социальных сетях.

    Boğaziçi Üniversitesi — Hisarüstü istasyonu (M6)

    Boğaziçi Üniversitesi — Hisarüstü istasyonu (M6)
    Фото: © Андрей Харьковой

    Станции метро Стамбула

    По состоянию на 2023 год система Стамбульского метрополитена включает 10 линий: 7 в европейской части (M1, M2, M3, M6, M7, M9, M11) и 3 в азиатской (M4, M5, M8).

    Почти все действующие станции — полностью подземные, остальные находятся либо над землей, либо на набережной или в грунте, либо частично под землей.

    Туристов интересует лишь несколько веток и конкретных станций метро. С помощью линии M1 можно добраться до главной автобусной станции Эсенлер; конечная станция Еникапы находится в 2 км от туристического центра Султанахмет.

    Линия M2 проходит через площадь в центральной части Стамбула Таксим, одну из самых популярных пешеходных улиц Истикляль, крытый рынок Гранд Базар.

    Линию M4 в 2022 году продлили до аэропорта Сабиха Гёкчен, а в начале 2023 года состоялось частичное открытие линии M11 — до Нового аэропорта Стамбула.

    Линиями M3, M5, M6 пользуются местные жители, для туристов они представляют слабый интерес.

    Рекомендуем почитать наш обзорный материал «Достопримечательности Стамбула», чтобы понять где сосредоточены главные точки притяжения туристов и какие станции метро находятся в шаговой доступности от них.

    Большинство станций спроектировано так, что пассажиры могут попасть в вестибюль, дополнительно не пересекая улицы. Внутри вестибюля расположены билетные автоматы и турникеты. После зоны контроля пассажиры следуют к поездам.

    Некоторые станции напрямую соединены с соседними зданиями, как правило, это торговые центры или бизнес-центры. Отдельные станции оснащены траволаторами.

    Линии Стамбульского метро имеют разные спецификации, поэтому нет единой длины платформ. У самых старых станций, построенных между 1989 и 2002 годами на линии M1, платформа длиной 100 метров — для четырехвагонных поездов. Платформы на линиях M2, M3 и M4 длиной 150 метров — для восьмивагонных поездов. Платформы линии M5 могут принять шесть вагонов, линии M6 — четыре вагона.

    М1 Yenikapı — Atatürk Airport/Kirazlı

    Первая линия скоростного транспорта в Стамбуле и Турции была открыта в 1989 году. M1 состоит из двух веток — M1A и M1B. Начинаясь от пересадочного узла «Еникапы», они идут до автовокзала «Отогар», где расходятся — M1B до Киразлы, а M1A — до стамбульского аэропорта им Ататюрка. Общая протяженность — 26,8 км.

    M1 считается линией легкого метро из-за относительно низкой пассажировместимости по сравнению с другими линиями метро.

    На карте метро Стамбула отмечена красным цветом.

    M1A Yenikapi — Atatürk Airport

    Линия M1A

    Линия M1A
    Фото: © Metro İstanbul

    Линия включает 18 станций, оборудованных 61 эскалатором и 45 лифтами. Длительность поездки — 25 минут. Частота движения в часы пик — 4 минуты. Ежедневный пассажиропоток — 400 тыс. человек.

    • Yenikapi — на Мармарай и линию метро M2.
    • Aksaray, Merter, Zeytinburnu, Bahcelievler, Atakoy — Sirinevler — на метробас.
    • Aksaray, Zeytinburnu — на трамвай T1.
    M1B Yenikapi — Kirazli Metro Line

    Линия M1B

    Линия M1B
    Фото: © Metro İstanbul

    Линия включает 23 станции, оборудованные 96 эскалаторами и 41 лифтом. Длительность поездки — 35 минут. Частота движения в часы пик — 2,5 минуты. Ежедневный пассажиропоток — 400 тыс. человек.

    • Yenikapi — на Мармарай и линию метро M2.
    • Aksaray, Bagcilar Square — на трамвай T1.
    • Kirazli — на линию метро M3.

    M2 Yenikapi — Haciosman Metro Line

    Линия M2

    Линия M2
    Фото: © Metro İstanbul

    Линия берет начало в Хаджиосмане на юго-западе Сарыера, далее проходит по проспекту Бююкдере с севера на юг через два основных финансовых района Стамбула Маслак и Левент, после чего отходит немного на запад через Шишли до исторической площади Таксим и заканчивается в транспортном узле «Еникапы», соединяющем линию M1 и Мармарай.

    Линия М2 проходит по метромосту Золотой Рог (Haliç Metro Köprüsü), который связывает между собой районы Бейоглу и Фатих европейской части Стамбула.

    На станции Sanayi Mahallesi линия ответвляется на короткую ветку с единственной станцией Seyrantepe.

    Линия включает 16 станций. Протяженность — 23,49 км. Длительность поездки — 32 минуты. Частота движения в часы пик — 3,5–4 минуты (на отрезке Sanayi Mahallesi — Seyrantepe — 8,5 минут). Ежедневный пассажиропоток — 500 тыс. человек.

    • Yenikapi — на Мармарай и линии метро M1A, M1B.
    • Vezneciler — Istanbul University — на трамвай T1.
    • Sishane — трамвай T2, тюнель F2.
    • Taksim — трамвай T2, тюнель F1.
    • Sisli — Mecidiyekoy, Gayrettepe — на метробас.
    • Levent — на метро M6.

    На картах отмечена светло-зеленым цветом.

    M3 Kirazli — Olimpiyat — Basaksehir Metro Line

    Линия M3

    Линия M3
    Фото: © Metro İstanbul

    Проложена между Киразлы-Багджылар до Башакшехира-Метрокент или Олимпият с разветвлением в районе станции İkitelli Sanayi.

    Линия включает 11 станций. Протяженность — 15,9 км. Длительность поездки — 20 минут. Частота движения в часы пик — 6,5 минут. Пассажиропоток — 70 тыс. пассажиров в час.

    • Kirazli — на метро M1B.

    На картах отмечена голубым цветом.

    M4 Kadikoy — Tavsantepe Metro Line

    Линия M4

    Линия M4
    Фото: © Metro İstanbul

    Линия начинается от Кадыкёй в азиатской части Стамбула и в основном проходит под государственной дорогой D100, следуя до Тавсантепе.

    Линия включает 19 станций. Протяженность — 26,5 км. Длительность поездки — 84 минуты. Частота движения в часы пик — 4 минуты. Пассажиропоток — 70 тыс. пассажиров в час.

    • Kadikoy — на трамвай T3, морские автобусы.
    • Ayrilik Cesmesi — на Мармарай.
    • Unalan — на метробас.

    На картах отмечена розовым цветом.

    M5 Uskudar — Cekmekoy Metro Line

    Линия M5

    Линия M5
    Фото: © Metro İstanbul

    Вторая линия скоростного рельсового транспорта на азиатской стороне Стамбула и первая автоматическая линия в Турции. M5 начинается на площади Ускюдар, затем проходит через районный центр Умрание и заканчивается на площади Чекмекёй.

    Линия включает 16 станций. Протяженность — 20 км. Длительность поездки — 32 минуты. Частота движения в часы пик — 4–5 минут. Пассажиропоток — 220 тыс. пассажиров в сутки.

    • Uskudar — на Мармарай, автобусы IETT, морские автобусы.
    • Altunizade — на метробас.

    На картах отмечена фиолетовым цветом.

    M6 Levent — Bogazici U./Hisarustu Metro Line

    Линия M6

    Линия M6
    Фото: © Metro İstanbul

    Линия M6 обеспечивает доступ пассажиров, прибывающих по линии метро M2 к университету Богазичи и району Хисарусту. За исключением «Тюнеля», эта линия является самой короткой в ​​системе стамбульского метрополитена.

    Включает 4 станции. Протяженность — 3,3 км. Длительность поездки — 7 минут. Частота движения в часы пик — 5 минут. Пассажиропоток — 20 тыс. человек в сутки.

    • Levent — на метро M2.

    На картах отмечена светло-коричневым цветом.

    M7 Yıldız — Mahmutbey Metro Line

    Первое полностью автоматическое метро без водителя в европейской части Стамбула. Линия M7 соединяет шесть районов: Шишли, Кагытхане, Эйюп, Газиосманпаша, Эсенлер и Багджылар. В 2023 году ветку продлили до станции Yıldız.

    После завершения строительства линия пройдет через Бейоглу, Бешикташ и будет обслуживать территорию, где в общей сложности проживает около 3 млн. человек. Планируется, что 300 вагонов беспилотных поездов метро будут ежедневно перевозить около 1 млн. пассажиров.

    По состоянию на 2024 год линия включает 17 станций. Протяженность — 20 км. Длительность поездки — 32 минуты. Частота движения в часы пик — 6 минут.

    • Mecidiyekoy — на метро M2 и метробас.
    • Karadeniz Mahallesi — на трамвай T4.
    • Mahmutbey — на метро M3.

    На картах отмечена светло-розовым цветом.

    M8 Bostancı — Parseller Metro Line

    Одна из новых линий, открытая в январе 2023 года. M8 связывает между собой железнодорожную станцию Бостанджи в районе Кадыкёй и район Умрание в азиатской части. Линия полность автоматическая.

    Включает 13 станции. Протяженность — 14,2 км. Длительность поездки — 25 минут. Частота движения в часы пик — 8 минут 40 секунд. Пассажиропоток — 43 человека в час.

    • Kozyatağı — на метро M4.
    • Dudullu — на метро M5.

    На картах отмечена синим цветом.

    M9 Olimpiyat — Bahariye Metro Line

    На данный момент на линии M6 работает участок между Олимпийским стадионом Ататюрка и станцией Bahariye, в строительстве находятся еще 9 станций до района Атакёй. Полное открытие ветки запланировано на 2024 год.

    Включает 5 станции (еще 9 в стадии строительства). Протяженность — 5,9 км. Длительность поездки — 10 минут. Частота движения в часы пик — 10 минут. Пассажиропоток — 216 человек в час.

    • İkitelli Sanayi — на метро M3.
    • Olimpiyat — на метро M11.

    На картах отмечена желтым цветом.

    M11 Gayrettepe — Istanbul New Airport — Halkalı

    Эта линия свяжет Новый аэропорт Стамбула в городе Арнавуткёй с районом Левент, главным коммерческим центром города. На данный момент в работу введены только 7 станций на участке Kâğıthane — Kargo Terminali, их открытие состоялось в январе 2023 года. Еще 9 станций планируется открыть в течение нескольких месяцев.

    В отличие от других линий, станции M11 удалены друг от друга. Это становится наиболее заметно ближе к юго-восточному концу линии, где в городской зоне Стамбула только две станции — Kağıthane в районе Кягытхане и Gayrettepe в районе Шишли.

    Линия пройдет через три района — Шишли, Эюп и Арнавуткёй. При этом она будет состоять из двух веток: одна от Гайреттепе до аэропорта, другая от Халкалы до аэропорта. Предполагается, что обе линии будут перевозить около 94 млн пассажиров ежегодно.

    Вид с Галатской башни на метромост через залив Золотой Рог

    Вид с Галатской башни на метромост через залив Золотой Рог
    Фото: © leha71

    Правила метро Стамбула

    • Запрещается курение и распитие спиртных напитков на станции и в вагонах.
    • Запрещается провоз легковоспламеняющихся, взрывоопасных и горючих веществ.
    • Провоз животных в поездах не допускается, за исключением собак-поводырей, сопровождающих пассажиров с ослабленным зрением, и мелких животных при условии, что они перевозятся в специальных клетках. Хищники, ядовитые животные, рептилии и птицы, которые могут использоваться в качестве охотничьих, к провозу запрещены.
    • В экстренных ситуациях, которые могут возникнуть на станциях (подозрительная посылка, падение на рельсы и пр.), следует обратиться к ближайшему сотруднику метрополитена.
    • В случае возникновения пожароопасных ситуаций можно воспользоваться специальным оборудованием (огнетушитель, кнопка аварийной остановки поезда, кнопка пожарной сигнализации).
    • Провоз крупногабаритного багажа весом более 30 кг или габаритами более 120×50×60 см разрешен в любое время, кроме часов пик (с 07:00 до 10:00 и с 17:00 до 20:00), и за дополнительную плату, равную стоимости одной поездки.
    • Провоз складных велосипедов возможен в любое время работы метрополитена. Провоз нескладных велосипедов допускается только в последнем вагоне и только вне часов пик (07:00—10:00, 17:00—20:00). Дополнительная оплата не взимается.
    • Нельзя ездить по станции и вагонам метро на роликовых коньках, скейтбордах и т. п.

    Предлагаем также почитать отзывы туристов, которые рассказывают о своем опыте путешествия в Стамбул. Среди прочего они делятся актуальными маршрутами и способами передвижения по городу.

    Как вернуть забытые вещи

    Вещи, забытые пассажирами на станциях или в вагонах метро, можно вернуть, обратившись в бюро находок:

    • на станции Zeytinburnu — для вещей, забытых на линиях M1, M3;
    • на станции Gayrettepe — для вещей, забытых на линиях M2, M6;
    • на станции Bostancı — для вещей, забытых на линии M4;
    • на станции Carsi — для вещей, забытых на линии M5.

    Каждые 15 дней невостребованные вещи передают в Управление утерянного имущества Генеральной дирекции IETT.

    Метро Стамбула

    Доступная среда

    Метрополитен Стамбула оборудован для пользования лицами с ограниченными физическими возможностями.

    Комфортная и безопасная поездка стала возможна благодаря лифтам без ступенек и порогов, эскалаторам, правильным пандусам с уклоном не более 6%, маршрутным знакам, напольной световой сигнализации и другому оборудованию, которое позволяет пользоваться подземкой всем категориям пассажиров.

    Помимо звуковых и визуальных уведомлений лифты оснащены уведомлениями для слабовидящих пассажиров с использованием алфавита Брайля.

    На станциях в зоне турникетов имеются ворота для прохода пассажиров с ограниченными возможностями.

    Кроме того, работники специальной службы контролируют местонахождение инвалидов с момента их входа в метро до их выхода со станции и в случае необходимости направляют персонал станции за помощью.

    Метро Стамбула

    Метро Стамбула (англ. Istanbul Metro, тур. İstanbul Metrosu) — старейший вид транспорта в городе. Первый поезд пошел еще в 19 веке, в 1875 году. Этот маршрут существует до сих пор, называется Tunel, имеет протяженность всего 573 м и связывает Галату и Каракёй. Сейчас его называют фуникулером (линия F2) и не относят к метро.

    В настоящее время общее количество веток метро достигло 7 (5 — в европейской части города, 2 — в азиатской). Всего 104 станции, ежегодно строятся и вводятся в эксплуатацию новые. Ежегодный пассажиропоток превышает 600 миллионов человек.

    • Время работы: с 6:00 до 0:00. В пятницу, субботу и праздничные дни линии M1, M2, M4, M5, M6 и M7 работают круглосуточно. Частота движения поездов в часы пик 4-6 минут.
    • Официальный сайт метро:www.metro.istanbul (из РФ может потребоваться VPN).
    • Расписание движения поездов:ссылка.

    Видео

    Ниже видео о том как пользоваться метро.

    История развития рельсового транспорта в Стамбуле.

    Схема метро и транспорта в Стамбуле

    Ниже схема транспорта Стамбула актуальная на начало 2023 года.

    Схема метро, трамвая, фуникулеров, Мармарай Стамбула 2023

    Подробнее рассмотрим каждый маршрут в отдельности.

    1. M1A: Yenikapı — Ataturk Airport и M1B: Yenikapı — Kirazlı (красный цвет).

    Это первая линия современного метро Стамбула, которая открылась в 1989 г. Общая протяженность 26.1 км. Количество станций — 23. Интервал движения поездов в часы «пик» 3-4 минуты.

    Линия M1 состоит из двух маршрутов: М1А (Yenikapi — Atatürk Airport) и М1В (Yenikapi — Kirazli). Пересадка производится на станции Otogar, где находится главный автовокзал Стамбула.

    Станции M1A: Yenikapi, Aksaray, Emniyet-Fatih, Ulubatli/Topkapi, Bayrampasa-Maltepe, Sagmalcilar, Kocatepe, Otogar, Terazidere, Davutpasa/Yildiz Technical University, Merter, Zeytinburnu, Bakirkoy-Incirli, Bahcelievler, Atakoy/Sirinevler, Yenibosna, WTC/Istanbul Fair Center, Atatürk Airport.

    Станции M1B: Yenikapi, Aksaray, Emniyet-Fatih, Ulubatli/Topkapi, Bayrampasa-Maltepe, Sagmalcilar, Kocatepe, Otogar, Esenler, Menderes, Üçyüzlü, Bağcılar Meydan, Kirazlı.

    Станция

    2. M2: Yenikapı — Haciosman (зеленый цвет).

    Ветка метро M2 открыта в 2000 году. Общая протяженность — 23.5 км, 16 станций. Связывает туристический центр (Таксим, Истикляль, Бейоглу) со спальными районами севера Стамбула, Аксараем, причалом Йеникапы.

    Время поездки от начальной до конечной остановки составляет около получаса.

    Станции линии M2: Yenikapı, Vezneciler, Haliç, Sishane, Taksim, Osmanbey, Sisli/Mecidiyekoy, Gayrettepe, Levent, 4.Levent, Sanayi Mahallesi, ITU Ayazaga, Ataturk Oto Sanayi, Darussafaka, Haciosman, Seyrantepe.

    Метро Стамбула

    3. M3: Kirazli — Olimpiyat — Basaksehir (голубой цвет).

    M3 — линия метро Стамбула открытая в июне 2013 г. Общая протяженность — 15.9 км, всего 11 станций. Общее время в пути 22 минуты.

    Станции линии M3: Metrokent, Basak Konutlari, Siteler, Turgut Ozal, Ikitelli Sanayi, Olimpiyat, Ziya Gokalp Mah., Istoc, Mahmutbey, Yeni Mahalle, Kirazli.

    Большого интереса для туристов не представляет, так как ведет в спальные районы Стамбула.

    Метро Стамбула

    4. M4: Kadikoy — Tavsantepe (малиновый цвет).

    M4 — линия метро находится в азиатской части Стамбула, связывает спальные районы города и пристань Кадыкёй. Первый поезд пущен в 2012 года. Общая протяженность линии — 26,5 км, всего 19 станций. Общее время в пути около 40 минут. Ветку метро планируется довести до аэропорта имени Сабихи Гёкчен.

    Станции линии M4: Kadikoy, Ayrilikcesme, Acibadem, Unalan, Goztepe, Yenisahra, Kozyatagi, Bostanci, Kucukyali, Maltepe, Huzurevi, Gulsuyu, Esenkent, Hastane/Adliye, Soganlik, Kartal, Yakacik — Adnan Kahveci, Pendik, Tavsantepe.

    Внутри вагона

    5. M5: Üsküdar — Yamanevler (фиолетовый цвет).

    M5 — линия метро в азиатской части Стамбула. Открыта в 2017 году. Общая протяженность — 20 км, всего 16 станций. Общее время в пути около 35 минут. Для туристов интереса не представляет.

    Станции линии M5: Üsküdar, Fıstıkağacı, Bağlarbaşı, Altunizade, Kısıklı, Bulgurlu, Ümraniye, Çarşı, Yamanevler, Çakmak, Ihlamurkuyu, Altınşehir, İmam Hatip, Dudullu, Necip Fazıl, Çekmeköy.

    6. M6: Levent — Boğaziçi Üniversitesi/Hisarüstü (коричневый цвет).

    M6 — линия метро, состоящая из 4 станций. Протяженность — 3.3 км. Время в пути — 7 минут.

    Станции линии M6: Levent, Nispetiye, Etiler, Boğaziçi Üniversitesi/Hisarüstü.

    7. M7: Mecidiyeköy — Mahmutbey (розовый цвет).

    Линия метро M7 состоит из 15 станций, открыта в 2020 году. Протяженность — 18 км, время в пути — 32 минуты. Интереса для туристов не представляет.

    Станции линии M7: Mecidiyeköy, Çağlayan, Kağıthane, Nurtepe, Alibeyköy, Çırçır, Veysel Karani-Akşemsettin, Yeşilpınar, Kazım Karabekir, Yenimahalle, Karadeniz Mahallesi, Tekstilkent-Giyimkent, Oruç Reis, Göztepe Mahallesi, Mahmutbey.

    Оплата проезда в метро

    Проезд в метро оплачивается с помощью электронных одноразовых билетов или специальных транспортных карт Istanbulkart. Ими также можно пользоваться на многих видах городского транспорта (автобусах, трамваях, фуникулерах, электричке Мармарай, метробусах, паромах).

    Istanbulkart

    Одноразовые билеты продаются на 1, 2, 3, 5, 10 поездок, стоимость от 7 до 40 лир. Намного выгоднее платить Istanbulkart. По ней поездка в метро будет стоить 3,5 лиры. Имейте в виду пересадки с одной линии метро/трамвая на другую платные.

    Приобрести проездные билеты и карту можно в специальных киосках и терминалах на многих остановках и станциях. Они есть во всех аэропортах и вокзалах. Ниже фото самого распространенного терминала.

    Автомат пополнения Istanbulkart

    Часто задаваемые вопросы

    1. Как добраться на метро из нового аэропорта Стамбул в центр.

    Ветку метро M11 Gayrettepe ↔ İstanbul New Airport, соединяющую Стамбул и новый аэропорт, планируется открыть в 2021 году, но пока она не введена в эксплуатацию. Во многие районы Стамбула можно доехать на автобусах компании Havaist.

    Оптимальные способы добраться до центра:

    • Султанхамет, Фатих;
    • Таксим, Бейоглу, Бешикташ.

    Полезное для поездки в Стамбул

    Готовимся к поездке в Стамбул:

    • Туры Travelata* и Level.Travel*
    • Отели Ostrovok* и Hotellook*
    • Авиабилеты Aviasales* и Trip.Com*
    • Страховка Cherehapa* и Sravni*
    • Трансферы из аэропорта KiwiTaxi* и GetTransfer*
    • Аренда авто Localrent* и DiscoverCars
    • Экскурсии Sputnik8* и Tripster*

    * — принимают в том числе российские банковские карты

    Соединяя Европу и Азию: транспорт в Стамбуле

    Транспорт в Стамбуле представляет собой высокотехнологичную и развитую сеть метро, электричек, трамваев. Автобусы и долмуши Стамбула соединяют все части города. Древний Стамбул раскинулся по обе стороны пролива Босфор, который географически разделил его на Европу и Азию, а линия Мармарай соединила европейскую и азиатскую части города прямо под Босфором.

    Если все дороги Южной Европы ведут в Рим, то дороги Малой Азии сходятся в Стамбуле. Огромная территория города способствовала развитию широкой и довольно сложной сети городского общественного транспорта. Ответить на самые насущные транспортные вопросы поможет данная статья. Отметив достопримечательности Стамбула на карте, всегда можно воспользоваться планировщиком маршрута. Также карты и поиск общественного транспорта Стамбула доступны в мобильном приложении муниципального перевозчика IETT, которое доступно для iOS и Android.

    Билеты и проездные в Стамбуле

    Самым современным и основным способом оплаты проезда в Стамбуле является Istanbulkart. Жетоны не принимаются, к примеру, в автобусах, ровно как и стоимость проезда по ним гораздо выше, чем по Istanbulkart. Выгода карты очевидна: проезд по жетону стоит 20.00 TL, а по карте — 15.00 TL. Если сделать следующую пересадку в течение 2 часов, то цена за проезд снижается: первая пересадка — 10.74 TL, вторая пересадка — 8.15 TL, все последующие — 5.15 TL. Дети до 6 лет имеют право бесплатного проезда при наличии документа, подтверждающего возраст.

    ANONİM istanbulkart — неперсональная пополняемая карта, которую можно передавать третьим лицам. Карта действительна в метро, Мармарай, автобусах, метробусах, фуникулерах, канатных дорогах, паромах, но НЕ действительна в долмушах, минибусах и туристическом транспорте.

    Соединяя Европу и Азию: транспорт в Стамбуле

    Стоимость карты составляет 50 TL. Далее карту необходимо пополнить. Купить и пополнить карту можно в одном из билетных автоматов, киосках и магазинах с надписью Istanbulkart или в представительствах. Пополнить карту самостоятельно можно в специальных автоматах Dolum Noktasi, зарегистрировавшись на официальном сайте Istanbulkart или через мобильное приложение, которое доступно для iOS и Android (на английском языке).

    Пользоваться картой довольно просто: для оплаты проезда необходимо приложить ее к считывателю. По одной карте имеют право ездить несколько человек, что очень удобно, когда вы путешествуете с семьей. Другие виды Istanbulkart доступны на официальном сайте.

    Также можно приобрести Sinirli kullanimli kart — электронную карту на 1, 2, 3 или 5 поездок.

    Билет на метро, автобус и трамвай обойдется в одну цену. Стоимость проезда на Metrobus немного отличается и зависит от количества остановок:

    Со всеми тарифами на проезд в общественном транспорте можно ознакомиться на официальном сайте муниципальной транспортной компании IETT.

    Стоимость проезда по ветке Мармарай в 2024 году также будет зависеть от количества остановок:

    Суммируя вышесказанное, вы приобретаете Istanbulkart, пополняете ее на сумму в зависимости от количества планируемых поездок, при поездках с карты списываются деньги в зависимости от вида используемого транспорта. Если к моменту вылета на балансе карты остались деньги, то вернуть их нельзя. Возврату подлежит только стоимость самой карты — 50 лир, поэтому не стоит пополнять Istanbulkart на крупную сумму.

    Некоторые туристы предпочитают покупать Istanbul Welcome Card, которая действительна 7 дней и включает в себя 5 поездок на общественном транспорте Стамбула (метро, трамвай, паром, фуникулер, автобус, метробус), карту города, круиз по Босфору и посещение ряда достопримечательностей со скидкой. После окончания 5 поездок, карту можно пополнять. Насколько данная карта будет выгодна стоит решать индивидуально, так как это напрямую зависит от количества желаемых к посещению достопримечательностей. Стоимость карты напрямую зависит от пакета услуг (от 783.75 до 5 584.21).

    Соединяя Европу и Азию: транспорт в Стамбуле

    Метро Стамбула

    Метро Стамбула условно подразделено на несколько видов: легкое, обычное и линия Мармарай. В данный момент метрополитен находится в стадии расширения.

    Действующие линии М1 — М9, M11

    «Легкое метро» представляет собой смешанную наземную и подземную ветку и состоит из двух линий: М1А и М1В. Обе линии были запущены в 1989 году и являются первыми в системе метро Стамбула.

    Традиционная подземка начала функционировать в Стамбуле гораздо позже, в 2000 году. По состоянию на 2024 год, в Стамбуле работают линии от М1 до M9 и линия M11. Линия М5 является полностью автоматизированной и первой беспилотной линией во всей Турции. Вторая беспилотная линии M7 была открыта в октябре 2020 года, в работу был запущен участок Mecidiyeköy — Mahmutbey, соединяющий 15 станций. Ветка все еще находитя в стадии строительства: не так давно ее продлили до станции Yıldız, а очередное расширение ожидается в 2024 году (станции Beşiktaş и Kabataş).

    В январе 2023 года начали работу сразу две ветки: M8 Bostancı — Parseller и M11 Kağıthane — Kargo Terminali. При этом линия M11 продолжит расширяться до конца 2024 года — к открытию готовятся еще 8 станций.

    Также в 2024 гг. ожидается открытие новых станций линии M9, на данный момент функционирует участок Bahariye — Olimpiyat. Другие ветки от М10 до М13 находятся на стадии строительства.

    Часы работы метро Стамбула: с 06:00 до 00:00. Расписание движения поездов на каждой отдельной станции незначительно отличается. График работы станций можно уточнить на официальном сайте метро Стамбула. Интервал движения поездов: от 2.5 минут в часы-пик до 10 минут в остальное время.

    Действующие линии метро Стамбула:

    М1А
    Atatürk Havalimanı — DTM-İstanbul Fuar Merkezi — Yenibosna — Ataköy — Bahçelievler — Bakırköy-İncirli — Zeytinburnu — Merter — Davutpaşa — Terazidere — Otogar — Kocatepe — Sağmalcılar — Bayrampaşa — Ulubatlı — Emniyet — Aksaray — Yenikapı
    М1B
    Kirazlı — Bağcılar Meydan — Üçyüzlü — Menderes — Esenler — Otogar — Kocatepe — Sağmalcılar — Bayrampaşa — Ulubatlı — Emniyet — Aksaray — Yenikapı
    М2
    Yenikapı — Vezneciler — Haliç — Şişhane — Taksim — Osmanbey — Şişli-Mecidiyeköy — Gayrettepe — Levent — 4.Levent — Sanayi Mahallesi — Seyrantepe — İTÜ-Ayazağa — Atatürk Oto Sanayi — Darüşşafaka — Hacıosman
    М3
    Metrokent — Başak Konutları — Siteler — Turgut Özal — İkitelli Sanayi — İstoç — Mahmutbey — Yenimahalle — Kirazlı — Ziya Gökalp Mahallesi — Olimpiyat
    М4
    Kadıköy — Ayrılık Çeşmesi — Acıbadem — Ünalan — Göztepe — Yenisahra — Kozyatağı — Bostancı — Küçükyalı — Maltepe — Huzurevi — Gülsuyu — Esenkent — Hastane-Adliye — Soğanlık — Kartal — Yakacık-Adnan Kahveci — Pendik — Tavşantepe
    М5
    Üsküdar — Fıstıkağacı — Bağlarbaşı — Altunizade — Kısıklı — Bulgurlu — Ümraniye — Çarşı — Yamanevler — Çakmak — Ihlamurkuyu — Altınşehir — İmam Hatip Lisesi — Dudullu — Necip Fazıl — Çekmeköy-Sancaktepe
    М6
    Levent — Nispetiye — Etiler — Hisarüstü-Boğaziçi Üniversitesi
    М7
    Yıldız — Fulya — Mecidiyeköy — Çağlayan — Kağıthane — Nurtepe — Alibeyköy — Çırçır — Veysel Karani-Akşemsettin — Yeşilpınar — Kazım Karabekir — Yenimahalle — Karadeniz Mahallesi — Tekstilkent-Giyimkent — Oruç Reis — Göztepe Mahallesi — Mahmutbey
    М8
    Bostancı — Emin Ali Paşa — Ayşekadın — Kozyatağı — Küçükbakkalköy — İçerenköy — Kayışdağı — Mevlana — İMES — MODOKO-KEYAP — Dudullu — Huzur — Parseller
    М9
    Olimpiyat — Ziya Gökalp Mahallesi — İkitelli Sanayi — Masko — Bahariye
    М11
    Kâğıthane — Hasdal — Kemerburgaz — Göktürk — İhsaniye — İstanbul Havalimanı (Airport) — Kargo Terminali

    Расширение сети метрополитена в Стамбуле проходит достаточно быстро. О текущих проектах, перспективных линиях и их официальном открытии можно узнать на официальном сайте метро Стамбула. На главной странице официального сайта также можно воспользоваться планировщиком маршрута.

    Метро Стамбула: схема, линии, режим работы, цены, правила

    Соединяя Европу и Азию: транспорт в Стамбуле

    Проект Мармарай

    С марта 2019 года ветка Мармарай открыта полностью. Она связывает европейскую и азиатскую части города через Босфор. Ранее транспортный узел состоял всего из нескольких станций.

    • График работы
    • Стоимость проезда на ветке Мармарай 2024
    • Мармарай на схеме общественного транспорта Стамбула

    Автобусы Стамбула

    Самым популярным транспортом среди местных жителей является автобус. Автобусы Стамбула находятся под управлением муниципальной компании IETT и во владении частных перевозчиков. Все автобусы подразделяются на обычные городские, скоростные метробусы, долмуши и минибусы.

    Городские автобусы мало чем отличаются от автобусов в других странах: на лобовом стекле можно увидеть табло с номером и названием конечной станции на турецком языке. Актуальная информация о маршрутах и графике движения размещена на остановках. Карта общественного транспорта Стамбула поражает воображение своими размерами. Согласно последним данным, в Стамбуле насчитывается более 500 автобусных маршрутов и около 12 тысяч автобусных остановок.

    На главной странице официального перевозчика IETT можно воспользоваться поиском общественного транспорта и планировщиком маршрута. Приблизительный график курсирования автобусов: с 06:00 до 23:30. Планируя свой маршрут, следует быть предельно внимательными, так как при пересечении Босфора на автобусе по одному из мостов с вас возьмут отдельную плату.

    Метробусы — уникальный вид транспорта. Многомиллионный Стамбул погряз в пробках, поэтому добраться до места назначения на наземном транспорте вовремя бывает весьма сложной задачей. Метробусы Стамбула курсируют по выделенной транспортной полосе полностью минуя пробки. Стоимость проезда отличается от обычных автобусов, о чем было описано выше. Метробусы имеют один и тот же маршрут, но разные конечные остановки.

    Соединяя Европу и Азию: транспорт в Стамбуле

    Фото: © CeeGee (CC BY-SA 4.0) by Wikimedia Commons

    Долмуши и минибусы представляют собой аналог маршруток, находящихся в частном владении. Стоит помнить, что жетоны и Istanbulkart для оплаты проезда в данном случае не действуют. В автобусах такого типа работают кондукторы и билеты придется приобретать за наличные.

    Туристические автобусы Стамбула

    Осмотреть главные достопримечательности города за один раз можно, прокатившись на одном из туристических автобусов Стамбула. Крупнейший оператор BigBus, работающий по системе hop on/hop off, в настоящее время прекратил свою работу в Стамбуле. Однако остаются и другие многочисленные экскурсионные перевозчики. Согласно правилам, во время поездки вы можете сходить на любой понравившейся станции, гулять, более детально знакомиться с достопримечательностями, а затем продолжать автобусную экскурсию на следующем автобусе маршрута. В каждом автобусе есть бесплатный Wi-Fi и аудиогид.

    Стоимость билетов в 2024 году:

    Взрослый Детский
    В автобусе Онлайн В автобусе Онлайн
    На 1 день 50 € 45 € 28 € 25 €
    На 2 дня 61 € 55 € 33 € 30 €
    На 3 дня 67 € 60 € 36 € 32 €

    Автобусные экскурсии в Стамбуле

    Трамваи Стамбула

    Трамваи в Стамбуле курсируют всего по 4 маршрутам. В настоящее время трамваи подразделяются на 2 вида: современные скоростные (Т1 и Т4) и ретро-трамваи (Т2 и Т3).

    • Т1, Т4 — с 06:00 до 00:00
    • Т2, Т3 — с 07:00 до 21:00

    Первый трамвай на конной тяге появился в Стамбуле еще в 1871 году. Электрификация трамвая произошла в 1913 — 1914 годах, и этот трамвай проработал вплоть до 1966 года. Линия ретро-трамвая открылась в городе 29 декабря 1990 года и пролегла в самом центре европейской части Стамбула.

    Современный скоростной трамвай Т1 проходит через исторический район Султанахмет. Прокатившись по линии, можно добраться до Галатского моста, Эминёню, парка Гюльхане, рынка Гранд Базар, мечети Пертевниял Валиде Султан, исторического хаммама Чемберлиташ и др.

    Т2 — исторический трамвай, маршрут которого проходит по знаменитой улице Истикляль. Т3 курсирует по кольцевому маршруту от площади Кадыкёй. Наконец, последняя и стратегически важная линия трамвая T4 находится так же, как и линии T1 и T2, в европейской части Стамбула и соединяет Топкапы со спальными районами.

    Соединяя Европу и Азию: транспорт в Стамбуле

    Фуникулеры

    В Стамбуле кроме всего прочего действуют три небольшие ветки городского фуникулера (F1, F2 и F3). Все они находятся в европейской части города, однако разница в возрасте между ними огромная. Фуникулеры Стамбула входят в систему общественного транспорта города, поэтому проезд оплачивается жетонами или Istanbulkart.

    Подземный фуникулер F1 проходит от станции Kabataş до площади Таксим. 594-метровая линия появилась в Стамбуле в 2006 году. Путь от начальной до конечной станции занимает всего около 2,5 минут. Время работы: с 06:00 до 00:00. Интервал движения в часы-пик составляет до 3 минут. Станции фуникулера имеют очень удобное соединение с другими видами общественного транспорта.

    F2 или фуникулер «Тюнель» — старейший в Европе. Он был открыт еще в 1875 году. Часто считается, что это второе в мире метро после лондонского, однако с метро его роднит только расположение под землей. Сама линия подземного фуникулера очень короткая — всего 573 метра. Два вагончика «Тюнеля» вместимостью 170 человек каждый, поднимают своих пассажиров на высоту в 61 метр из прибрежного района Каракёй до площади Тюнель в районе Бейоглу. Интервал движения составляет около 6 минут. Путь от начальной до конечной станции занимает 1,5 минуты. Время работы: с 07:00 до 22:45.

    F3 (Vadistanbul Havaray) — самый новый фуникулер, который был открыт 29 октября 2017 года в районе Шишли. Протяженность составляет 750 метров. Единственная в Стамбуле надземная линия проходит по бетонному виадуку. Маршрут пролегает между Vadistanbul и Seyrantepe, где проходит соединение с линией метро М2. Станция фуникулера Vadistanbul имеет соединение со вторым уровнем одноименного торгового центра. Составы фуникулера курсируют ежедневно каждые 7 минут с 08:00 до 22:00.

    Соединяя Европу и Азию: транспорт в Стамбуле

    Канатная дорога Стамбула

    В Стамбуле помимо всего прочего есть две линии канатной дороги (TF1 и TF2). Канатная дорога Стамбула входит в систему общественного транспорта города, поэтому проезд оплачивается жетонами или Istanbulkart.

    TF1 проходит по маршруту Maçka — Taşkışla. Открытие канатной дороги состоялось в 1993 году. Протяженность канатки составляет 333,5 метров, а перепад высот — 42 метра. Кабинки отправляются каждые 5 минут. Время в пути от начальной до конечной станции составляет 3,5 минуты. По зимнему расписанию дорога работает с 08:00 до 19:00, а влетом с 08:00 до 20:00.

    TF2 соединяет квартал Эйюп на берегу Золотого Рога со знаменитым кафе Пьер Лоти, находящимся на холме на высоте 53 метра. Дорога открылась гораздо позже, в 2005 году. Длина линии — 384 метра. Весь путь занимает чуть меньше 3 минут. Работает канатка с 08:00 до 23:00 летом и до 22:00 зимой.

    Паромы Стамбула

    Самым увлекательным, но, тем не менее, очень удобным видом передвижения по Стамбулу является водный транспорт. Через Босфор, вдоль пролива, на соседние острова и в прибрежные пригороды от различных пристаней отходит множество паромов, морских автобусов и быстроходных пригородных паромов. Даже рядовая поездка на них напоминает настоящее мини-путешествие. В общем, морская прогулка по Босфору — это то, что обязан совершить каждый, побывавший в Стамбуле. При этом стоимость при поездках в пределах Босфора такая же, как и на остальном общественном транспорте.

    Соединяя Европу и Азию: транспорт в Стамбуле

    В городе через Босфор ходят традиционные паромы и более современные морские автобусы, обладающие большей скоростью:

    Feribot — традиционные паромы используются на коротких маршрутах через Босфор, соединяющих такие районы города, как Каракёй, Эминёню и Бешикташ в европейской части с азиатскими районами Ускюдар, Кадыкей и вокзалом Хайдарпаша. Главные причалы расположены на выходе из бухты Золотого Рога — это Каракёй возле Галатского моста и Эминёню (также возле Галатского моста, но со стороны дворца Топкапы).

    Кроме того, существуют маршруты с возможностью транспортировки автомобилей и другого крупногабаритного транспорта. Цены зависят от многих факторов — класса пассажирского места, наличия автомобиля и его разновидности. Маршруты проходят не только между причалами Стамбула, но и между некоторыми близлежащими городами.

    Vapur — небольшие пассажирские водные суда, курсирующие в границах Стамбула и на Принцевы острова (Бюйюкада, Хейбелиада, Бургазада и Кыналыада). Стоит отметить, что проезд на Принцевы острова будет стоит дороже, чем между городскими причалами — 27 TL по Istanbulkart.

    Deniz otobüsü — морские автобусы, представляющие собой большие быстроходные суда, вследствие своих характеристик обслуживают более длинные маршруты вдоль Босфора и в Мраморном море. Главным терминалом для этого вида судов служит причал в Еникапы, южнее площади Аксарай, на берегу Мраморного моря. Еще один, правда, меньших размеров терминал есть в Кабаташе, что в европейской части Стамбула, чуть южнее дворца Долмабахче. Также небольшое число морских автобусов отходит от причалов традиционных паромов в Эминёню и Каракёе.

    Основное время движения водного транспорта Стамбула с 07:00 до 22:00. Сдвиги во времени и отмены сообщения возникают при неблагоприятных погодных условиях.

    Главными операторами являются:

    • Şehir Hatlari
    • İstanbul Deniz Otobüsleri
    • Mavi Marmara
    • Dentur Avrasya
    • Turyol и др.

    Также по Босфору курсируют множество частных экскурсионных мини-судов, найти которых не составит труда на главных пристанях Стамбула.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *