Сколько вокзалов в москве 2022 году
Перейти к содержимому

Сколько вокзалов в москве 2022 году

  • автор:

Самые загруженные вокзалы России

Самые загруженные вокзалы в стране предсказуемо находятся в Москве. Каждый месяц с них отправляется более 4,3 млн человек. Основная причина загруженности вокзалов Москвы проста — в столице проживает 12,5 млн человек. Это самый населенный город не только России, но и Европы. Также Москва — крупнейший ж/д узел страны, здесь находятся самые крупные аэропорты.

В таблице собраны 10 самых посещаемых вокзалов России, откуда отправляются поезда дальнего следования (статистика РЖД на 2014 год).

вокзал город чел. в месяц
1 Казанский Москва 1,2 млн
2 Московский Санкт-Петербург 1 млн
3 Ленинградский Москва 751 тыс.
4 Курский Москва 692 тыс.
5 Ярославский Москва 563 тыс.
6 Екатеринбург-Пассажирский Екатеринбург 477 тыс.
7 Сочи Сочи 435 тыс.
8 Павелецкий Москва 376 тыс.
9 Киевский Москва 344 тыс.
10 Белорусский Москва 326 тыс.

Данные по Ленинградскому, Ярославскому и Казанскому вокзалам можно суммировать, так как они находятся на одном транспортном узле у Комсомольской площади (ее еще называют Площадью трех вокзалов). Тогда получается внушительная цифра 2,5 млн человек в месяц.

Все вокзалы Москвы (кроме Рижского) попали в топ-10. Рижский вокзал не попал даже в топ-20. Он расположен на Московско-Виндавском направлении дороги. Это тупиковая трасса, ведущая в Латвию. После распада СССР она потеряла свое значение. По ней ходят три фирменных пассажирских поезда, электрички и грузовые поезда.

На 2 месте по посещаемости находится Московский вокзал Санкт-Петербурга. Питер — второй по населенности город в стране (5,2 млн человек). Также множество людей путешествуют между двумя столицами — по работе, к родственникам, отдохнуть на выходные.

На 6 месте, обогнав некоторые вокзалы Москвы, расположился Екатеринбург. По численности населения он четвертый в России. Высокий пассажиропоток объясняется и тем, что вокзал Екатеринбурга расположен на крупном транспортном узле страны.

На 7 месте расположился вокзал Сочи. Сюда летом отправляется огромный поток туристов со всей России.

Пригородное направление

В пригородном топе первые 8 мест тоже занимают вокзалы Москвы. В рейтинг не попал только Рижский вокзал. На первом месте — Ярославский (6,9 млн человек в месяц), затем Курский (5,7 млн человек) и Казанский (2,7 млн человек). На 9-м месте Нижний Новгород (940 тыс. человек в месяц), на 10-м — Балтийский вокзал Санкт-Петербурга (873 тысячи человек).

Интересно, что на пригородном направлении пассажиропоток в несколько раз больше, чем на поездах дальнего следования. По области люди ездят значительно чаще, так как можно уехать на выходные и быстро вернуться. Пассажиры ездят на дачи, к родственникам. Многие живут в пригороде или городах-спутниках и каждый день ездят на работу в Москву.

Сравнение вокзалов и аэропортов России

Пассажиропоток в аэропортах столицы значительно выше, чем на вокзалах. По количеству посетителей одно Домодедово равно сумме трех вокзалов на Комсомольской площади. Если сравнить общее количество пассажиров Москвы, летающих самолетом (6,3 млн человек в месяц) и предпочитающих поезд (4,25 млн человек), то преимущество все равно останется за воздушным транспортом.

Какое место занимают вокзалы России среди стран мира

Рейтинг 50 самых посещаемых ж/д станций мира выглядит очень необычно — почти все места в нем принадлежат Японии. Возглавляет список станция Синдзюку — через нее отправляются 105 млн человек в месяц! Это в десятки раз больше суммарного пассажиропотока всех станций России. При этом сама станция Синдзюку далеко не самая большая станция в мире. Такое чудовищное количество пассажиров объясняется просто. У Японии очень маленькая территория (в 45 раз меньше площади России) и большое население — 126 млн человек (в России 149 млн человек). Этот факт вместе с высокой развитостью железнодорожной сети дает высокую нагрузку на каждую станцию. Для сравнения: плотность населения на 1 кв. км. в Японии — 336 человек, в России — 8,5 человек.

С Японией может поспорить Индия — вокзалом Чхатрапати-Шиваджи ежемесячно пользуются 91,6 млн пассажиров. Но эти данные не подтверждены документально, поэтому Индии нет в официальном топе. В Индии живут 1,3 млрд человек (2 место в мире после Китая). Это, не смотря на ее большую территорию, дает такую же плотность населения и такую же нагрузку на станции, как в Японии.

Другие страны (кроме Японии) в рейтинге появляются только на 24-й строчке — это Северный вокзал в Париже. Ни одного российского вокзала в рейтинге нет.

Самые загруженные вокзалы мира отнюдь не самые большие. По занимаемой территории (почти 20 гектаров) лидирует Центральный вокзал Нью-Йорка, но при этом пассажиропоток на нем относительно небольшой (6,3 млн пассажиров в месяц). Но это все равно в 1,5 раза больше пассажиропотока всех вокзалов Москвы.

Вокзалы Москвы

Он построен по проекту архитектора А.В. Щусева, автора гостиницы «Москва» и Мавзолея на Красной площади. Щусев применил древнерусский «хоромный» принцип сочетания разных объемов. Получилось здание, которые некоторые пассажиры иногда раньше принимали за Кремль. Визитная карточка вокзала — угловая башня, напоминающая башню Сююмбике Казанского кремля. На ее шпиле сидит драконоподобное существо Зилант, символ старой Казани. А еще на здании можно увидеть часы со знаками зодиака. В создании интерьеров Казанского вокзала участвовали Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере. Строили вокзал с 1913 по 1948 год. Он самый молодой, но один из самых крупных в Москве.

Только на Казанском вокзале электрички подходят к платформе непривычно, с левой стороны. Дело в том, что ветка на Рязань проектировалась и строилась совместно с английскими инженерами в далеком 1862 году. А им привычнее левостороннее движение. Переделывать все оказалось слишком накладно, так и оставили.

Курский вокзал

Он объединил в себе Курский и бывший Нижегородский вокзалы. «Съехались» они под одну крышу в 1896 году, когда по проекту архитектора Н. Орлова на Садовом кольце появилось изящное здание с белыми колоннами. До сих пор на вокзале существуют разные выходы на платформы Курского и Горьковского направлений. В 70-х годах вокзал приобрел современный облик: построили 200-метровое здание с большим стеклянным фасадом, напоминающее авиационный терминал. Днем внутри залов почти всегда солнце, а вечером «солнышком» становятся окна самого вокзала, освещающие всю привокзальную площадь. Большой козырек крыши имитирует навес перрона, а сама складчатая крыша намекает на ритм движения поезда.

Курский, в отличие от многих московских вокзалов, не тупиковый, а транзитный. Отсюда одинаково легко уехать в Анапу или в Санкт-Петербург. Это один из самых крупных вокзалов Москвы, недавно прошедший реконструкцию. В надземной части находятся залы ожидания и кассы, в подземной — камеры хранения, выходы на платформу и проход к метро.

Ленинградский вокзал

Вокзал появился в Москве самым первым, в 1849 году. И назывался сначала Николаевским, как и его брат-близнец в Санкт-Петербурге. Оба вокзала спроектированы архитектором К.А. Тоном, тем самым, который строил Большой Кремлевский дворец. Интерьеры вокзала тоже были по-царски роскошными, ведь он неоднократно встречал императорские семейства. После революции вокзал стал называться Октябрьским, затем Ленинградским. В 1977 и в 2013 годах вокзал пережил две реконструкции, расширился, стал справляться с большим потоком пассажиров. Исторический фасад, выходящий на Комсомольскую площадь, после всех реконструкций остался прежним.

Это единственный вокзал Москвы до сих пор подчиняющийся не Московской железной дороге, а Октябрьской, то есть Санкт-Петербургу. А еще это экспериментальный вокзал: здесь часто испытывают технологические новинки. Например, именно с Ленинградского вокзала впервые отправлялся по маршруту Москва-Санкт-Петербург скоростной поезд «Сапсан».

Савеловский вокзал

Этот вокзал связывал Москву с северными областями. Идею строительства дороги предложил Савва Мамонтов. В Рыбинске кончался большой водный путь по Волге и надо было оттуда наладить доставку большого числа грузов в столицу. Руководил строительством А. Сумароков. 10 марта 1902 года новый вокзал, изящное здание в стиле модерн, был торжественно открыт. Назывался он тогда Бутырским – по местности, где располагался. «Бутырками» в то время звались мелкие селения, отделенные перелесками и полями.

В 1987 году вокзал реконструировали и расширили почти в два раза. Отсюда ходили поезда на Рыбинск, Углич. Еще был неспешный и очень красивый маршрут с Савеловского вокзала в Санкт-Петербург через Сонково. А 90-х годах вокзал чуть не закрыли, часть дальних поездов отменили, остальные перевели на соседний Белорусский. Сейчас с Савеловского вокзала ходят только региональные экспрессы и пригородные поезда.

Ярославский вокзал

Он считается одним из самых красивых в России. Это настоящая северная сказка, созданная в 1902—1904 годах Ф.О. Шехтелем на месте старого деревянного вокзала. В здании объединены традиции древнерусского зодчества и стиль модерн.

До 1955 года вокзал носил название Северного: отсюда дорога идет и к Белому морю, и за Полярный круг, и к Деду Морозу со Снегурочкой. А еще можно уехать на Дальний Восток. Это самый крупный среди вокзалов Москвы по объему пассажирских перевозок. Ежедневно на него прибывает и отправляется более 300 пар поездов, через него проходит 6,5 млн человек в месяц. И это самый первый вокзал, где появились электрички: в 1929 году был электрифицирован участок Москва—Мытищи.

Павелецкий вокзал

Вокзал появился на конечной точке ветки Москва-Павелец. Частная Рязанско-уральская дорога связала 12 губерний России, но выхода к Москве не имела. Поэтому было принято решение о строительстве дороги из Москвы до поселка Павелец в Рязанской губернии. Объединенная дорога снабжала Москву мукой, зерном, крупами, нефтепродуктами и другими грузами. А пассажиры сначала прибывали по соединительной ветке Бирюлёво-Царицыно на Курский вокзал. Так договорились между собой Рязанско-Уральская и Курская дороги.

Наконец, 1 сентября 1900 года был открыт и свой вокзал. Официально назывался он Саратовским, но чаще — вокзалом на Зацепе, а с 1941 — Павелецким. Реконструкция, проведенная в 1980 году, увеличила пропускную способность вокзала в 4 раза, а объем помещений — в 6 раз. При этом облик здания сохранился.

Белорусский вокзал

Его история началась в 1860-х годах когда начала строиться линия Москва-Смоленск. И вокзал тогда назывался Смоленским. Затем Брестским, Александровским, Белорусско-Балтийским. Под руководством инженера Ивана Струкова в 1912 году построено замечательное здание в неоклассическом стиле, с элементами ампира и готики. Неповторимый облик вокзала до сих пор привлекает кинематографистов.

На Белорусском вокзале встречали летчиков Валерия Чкалова и Михаила Громова, исследователей Северного полюса с Иваном Папаниным, многие зарубежные делегации. В 1941 отсюда уходили эшелоны на фронт, и здесь же в первый раз звучала песня «Священная война». В здании вокзала есть Воинский зал и музей.

Вокзал всегда был хорошо оснащен технически. В начале XX века именно на Белорусском вокзале появились первые автоматы по продаже билетов. В расписании поездов Белорусского вокзала названия городов Варшава, Берлин, Париж, Ницца — вещь привычная. Это московское «окно в Европу» и удобный пересадочный узел для пассажиров аэропорта Шереметьево, куда ходит аэроэкспресс.

Киевский вокзал

Вокзал — памятник Отечественной войне 1812 года. Первый вокзал, построенный в 1899 году и называвшийся тогда Брянским, был маленьким, темным и неудобным. В год 100-летия Бородинской битвы решили построить новый.

Проект здания с элементами классицизма и ампира сделал архитектор И.И. Рерберг. А инженер В.Г. Шухов, тот, кто строил знаменитую телебашню на Шаболовке, придумал перекрыть огромный перронный зал остекленной арочной конструкцией. Длина павильона – 321 метр, высота – 30, ширина – 47. До сих пор этому проекту нет равных. Вокзал знаменит и своей часовой башней высотой с 17-этажный дом. Интерьеры здания расписаны в тематике 1812 года.

Рижский вокзал

Это «родственник» петербургского Витебского вокзала. Их проектировал один и тот же архитектор, С.А Бржозовский, но строительство, за неимением времени, отдал Ю.Ф. Дитриху. Имя свое вокзал менял неоднократно: Виндавский, Балтийский, Ржевский, и с 1946 года — Рижский. Торжественное открытие нового вокзала состоялось 11 сентября 1901 года. Красивый, торжественный, в неорусском стиле вокзал считался на тот момент самым удобным в Москве. И самым технически оснащенным: для освещения платформ и залов тут была своя электростанция.

Московско-Виндавская дорога открывала путь в Прибалтику, к незамерзающим морским портам. Сегодня поток пассажиров вокзала не очень большой. Зато здесь находится Музей железнодорожного транспорта.

Хроники московских вокзалов: 9 известных и 1 невидимый

Каждый железнодорожный вокзал в Москве – уникален. Каждый – памятник архитектуры. Каждый менял имена и облик. Имена – по разным, случалось, политическим или идеологическим причинам. Облик – по мере увеличения пассажиропотоков и веяний времени.

«Вокзал, несгораемый ящик разлук моих, встреч и разлук…» – такую поэтическую формулу одного из самых прозаичных мест городского быта вывел Борис Пастернак. Россия – страна огромная. И потому – кочевая. Оттого в любые времена транспорт в ней – востребованный «продукт потребления», сродни еде и воде. Этот постулат ярко подтверждает загруженность московских железнодорожных вокзалов. Каждый из них каждый час принимает от пятисот до полутора тысяч пассажиров.

Русское существительное «вокзал», утверждают лингвисты, связано с английским понятием vauxhall, т.е. воксхолл. Так в XVIII веке называлось популярное в Лондоне злачное место – парк развлечений. В Российской империи привнесенное слово «вокзал» произносили как «фоксал». Большое питейное заведение с полным меню утех представлял собой вокзал станции Павловск самой первой в России Царскосельской железной дороги, открытой 180 лет назад. Как бы то ни было, в конечном итоге, русский железнодорожный вокзал стал тем, чем он есть сейчас: зданием, к которому примыкают платформы, а к ним по рельсам отбывают и прибывают поезда. Обязательные атрибуты таких зданий – залы ожидания, билетные кассы, камеры хранения, общественные туалеты, а также буфеты и ресторации. Помимо пассажиров, на всех вокзалах непременно есть стражи порядка, носильщики, уборщики, извозчики, прочие работники. И, конечно же, встречающие и провожающие. Железнодорожные вокзалы – самые загруженные. В Москве их насчитывается девять: Ленинградский, Ярославский, Казанский, Курский, Павелецкий, Белорусский, Савеловский, Киевский, Рижский. Есть и десятый, малоизвестный и малоиспользуемый. В узких кругах его зовут правительственным, Центральным.

НА ПЛОЩАДИ ТРЕХ ВОКЗАЛОВ

Ленинградский

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Де-юре в России всегда одна столица. Издревле – Москва. Позже – Санкт-Петербург. Сейчас – опять Москва. Но де-факто столиц в стране две. В этом контексте главными вокзалами обоснованно считают: в Москве – Ленинградский, в Питере – Московский. Оба долгое время были Николаевскими, оставаясь по архитектурному облику зеркальным отражением друг друга. Нынче Ленинградский вокзал каждые сутки пропускает по 23-25 пар поездов дальнего следования, в том числе и по паре зарубежных – в Хельсинки и Таллин.

Русский император Николай I издал Указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва и вокзалов в этих городах 13 февраля 1842 года. Вокзал в Москве под именем Петербургский построили спустя 7 лет по проекту архитектора Константина Тона (автор проектов Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский Дворец).

Изначально Петербургский вокзал был 50 метров в длину и 25 метров в ширину. На его первом этаже разместили роскошные императорские палаты и залы ожидания для пассажиров. Второй этаж отдали под жилье руководству и инженерам Петербурго-Московской «чугунки». Дуб и мрамор – основные материалы отделки. Из дуба выложили паркетные полы, вырезали массивные двери, огромные шкафы, перила лестниц, что подчеркивало имперскую монументальность всего здания. Его роскошь дополняли шведские печи, каждая из которых была облицована мрамором, а также исполненные в мраморе ватер-клозеты с индивидуальными кабинами. Комфортные отхожие места отапливались каминами. В зале ожидания перед посадкой в поезд или по прибытию в Москву пассажиры могли поглядеть на себя в огромные зеркала. Венцом первого в Москве железнодорожного вокзала стал вантовый дебаркадер перрона.

Пробное движение поездов из Петербурга в Москву началось 155 лет назад – 13 августа 1861 года. Император Николай I с семьей совершил поездку 30 августа, а регулярное железнодорожное сообщение между первопрестольной и столицей империи открылось в ноябре того же года. Царский состав расстояние в 604 версты (645 км) преодолел за 19 часов. Первый регулярный поезд вышел из Питера в 11 часов 15 минут 13 ноября и прибыл в Москву на следующий день в 9 утра, через 21 час 45 минут. Состав состоял из 6 вагонов. В них в первом классе прокатились 17 пассажиров, во втором – 63, в третьем – 112. Билеты каждому обошлись соответственно в 19, 13 и 7 рублей. До «чугунки» путь на дилижансе между главными городами империи занимал от трех до пяти суток. Билет стоил 95 рублей для всех. Первых пассажиров Петербургского вокзала в Москве бесплатно угостили водкой, солеными огурцами из еловых кадушек и копченым свиным окороком на ломте ржаного хлеба.

Император Александр II (Освободитель), начав царствовать в марте 1855 года, тут же сменил названия железной дороги и вокзалов ее конечных станций. Они стали Николаевскими. Тем самым самодержец (кстати, единственный с 1725 года уроженец Москвы) увековечил память Николая I, усилиями которого появились и дорога, и вокзал.

При советской власти царские названия продержались 5 лет. В 1923 году, вступив в должность наркома путей сообщения, Феликс Дзержинский повелел немедленно сменить чуждые новой власти имена. Николаевская стала Октябрьской железной дорогой. Октябрьским назвали и вокзал в Москве. С революционным именем дорога прожила до 2003 года, т.е. до преобразования МПС в ОАО РЖД, а вот вокзал удержал новое наречение меньше года. 21 января 1924 года в подмосковных Горках почил вождь и учитель Владимир Ульянов (Ленин). Петроград стал Ленинградом. Ленинградским сделался и вокзал в Москве. С тех пор он претерпел 5 реконструкций и расширений, 3 капитальных ремонта. И сейчас представляет собой современный европейского уровня комплекс обслуживания пассажиров. Время от времени поступают предложения вернуть вокзалу имя Николаевский или назвать его Санкт-Петербургским, но он так и остается Ленинградским.

В исторических хрониках каждого вокзала столицы, кроме событий, прославивших их на века, есть и свои малоизвестные страницы. О выбранных местах из путевого листа Ленинградского вокзала – пунктирно.

Именно здесь в 1927 году открылась первая в стране Депутатская комната с набором полноценного отдыха. Ее помещение было устлано коврами, уставлено диванами, креслами, шкафами для посуды и одежды. Круглосуточно работал закрытый буфет, в обязательное меню которого входили бутерброды с осетриной, красной и паюсной (черной) икрой, сардельки с зеленым горошком, котлета «Московская» с картофельным пюре и другие блюда. Из напитков в числе обязательных были чай черный с лимоном, лимонад, сок яблочный, коньяк, водка, портвейн двух и сухое вино трех сортов.

С особым комфортом

10 июня 1931 года с Ленинградского вокзала отправился первый в СССР курьерский поезд, получивший название «Красная стрела». Именно в этом экспрессе, ставшим одним из символов социализма, в 1962 году появились первые в стране вагоны класса СВ (спальный вагон) – с двухместными купе, в которых установили мягкие, увеличенные в ширину, нижние полки. Стоимость проезда в таких вагонах была на полтора рубля выше, нежели в четырехместных мягких и на три рубля дороже, чем в жестких купейных вагонах. Обычно в СВ ездили крупные чиновники, известные артисты, руководящие работники торговли, высшие военные чины.

Но в конце 70-х-начале 80- х годов неожиданно для МПС возник круглогодичный бум спроса на такие места. Причем, не только в «Красную стрелу», а и на все без исключения поезда в Ленинград. Заполучить билеты в СВ было практически невозможно – их скупали в первый час начала предварительной продажи, т.е. за 30 дней до отправления поездов. Наскоро подсуетились перекупщики, которые при общем стабильном дефиците билетов на поезда, наравне с копченой колбасой, растворимым кофе и импортными шмотками скупали преимущественно места в купейных и плацкартных вагонах. Именно спекулянты первыми заметили: места в СВ пользуются особой популярностью у молодежи. И начали перепродавать их втридорога. Особенно в сезон питерских белых ночей. Причину ажиотажа в МПС установили быстро – по докладным запискам вагонных проводников. СВ молодые люди использовали для любовных утех, хотя секса, как известно, в СССР не было. Но оставался вечным квартирный вопрос, который москвичей портил. У ленинградцев проблема озабоченности решалась проще. На Московском вокзале города на Неве тети и дяди прямо на перроне предлагали комнаты и квартиры не только на сутки – двое, а и на два-три часа. И таких мест стремительного найма жилья от полутора до пяти рублей в сутки в городе Ленина было немало.

В советские времена механика спекуляции железнодорожными билетами на всех вокзалах столицы была одинакова: к огромным очередям в кассы подходил малый и громко кричал: «Кому четыре билета до…». Для того, чтобы сбыть все свои припасы спекулянту требовалось потолкаться у разных касс в разное время три-четыре, от силы, пять раз на дню. Обычная сумма сверху – 50 процентов, на популярные направления – 75, а то и все 100 процентов стоимости билета. Продавать места в поездах строго по паспорту стали только в 1997 году, до этого билеты не были именными, и потому спекуляция ими, а позже и создание их искусственного дефицита процветали. Каждый перекупщик жил, как мог. И только на Ленинградском вокзале все было расписано по нотам. Там к кассам с криком: «Кому два билета до Питера» подбегали только те, кто и впрямь в этот день по каким-то причинам не мог отправиться в путь и не хотел терять деньги на сдаче билетов через официальный возврат. Те же, кому нужно было уехать непременно и не стоять без толку в очереди, шли на второй этаж к окошечку с надписью «Возврат билетов» или к аптечному киоску в левой стороне здания первого этажа. Там дежурили посредники. Заглянув в помятую, исписанную вдоль и поперек, бумажку, а то и наизусть, они извещали о наличии нужного билета и называли его цену. Получив согласие покупателя, вели его к тому, у кого под полой была богатейшая коллекция заветных прокомпостированных, как надо, картонных и бумажных корешков. ОБХСС линейных ОВД оценивал дневные заработки спекулянтов железнодорожными билетами от 200 до 250 рублей – примерно две месячные зарплаты советских инженеров.

Еще одна страница уникальной хроники Ленинградского вокзала советских времен. Только на нем (четырьмя месяцами позже – в зданиях городского аэровокзала и аэропортов Шереметьево-1 и 2) в ноябре 1979 года, накануне года Московской Олимпиады-80, появился первый в стране киоск, в котором разливали чудной, но приятный для неискушенного вкусами советского человека напиток – фанту. Попробовать его москвичи, как правило, с детьми, ехали на вокзал со всей столицы. После фанты такой же массовый интерес вызвал первый в СССР «Макдоналс», открывшийся 31 января 1990 года в районе Пушки – на Большой Бронной, 29. А в 1979-м по столице стремительно пронесся слух: фанта избавляет от похмелья. И по утрам у вокзального киоска, на щитах которого красовались надписи «Фанта», стали выстраиваться очереди прилично одетых мужчин. Меньше двух стаканчиков холодного желтого напитка они не брали. Стражи порядка решительно пресекали отдельные попытки влить в него водку. Тех, кому это удавалось, с позором выдворяли из вокзала.

Впрочем, верной приметой Ленинградского вокзала всегда были чистота и ухоженность. В советские времена и особенно в лихие 90-е это особенно бросалось в глаза в сравнении с соседним, в ста шагах от него, Ярославским вокзалом. Там даже на перронах и у билетных касс воняло сортирами – назвать их туалетами не поворачивался язык. Всюду шатался неумытый, небритый, в мятой одежде народец. На вокзале чуть ли не каждый час крали все, что плохо лежит. И в любое время суток он был под завязку набит лежащими на дубовых скамьях и полу людьми, фибровыми чемоданами, немыслимого размера коробками, холщовыми мешками.

Ярославский

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Историки считают: Ярославский – вокзал простого люда. Тоже не раз менял имена, хотя в отличие от Ленинградского, движение его топонимики не было слишком политизировано. Поначалу назывался Троицким. Его возвели в 1862 году, через 11 лет после сдачи имперского Николаевского вокзала, рядом с ним.

Новый, второй по счету железнодорожный вокзал в Москве, являл собой двухэтажное здание из кирпича, окрашенного на манер православных храмов в белоснежный цвет. Такой облик отвечал задачам небольшой, протяженностью в 64 версты, железной дороги до Сергиева Посада. Ее построили для того, чтобы москвичи без хлопот могли добраться до центра русского православия. Но рельсы, упирающиеся в тупик, сильно раздражали видных русских промышленников, ученых и образованных царских чиновников. За тупиком, который венчал большой православный дубовый крест, они видели великие пути на Север и в Сибирь. На территории, где много железной руды, угля, золота, драгоценных камней, леса, пушнины и рыбы. Тупик снесли, и проложили «чугунку» дальше – на Александров и Ярославль. А Троицкий вокзал в Москве получил новое имя – Ярославский.

Финансировал работы частный капитал. Значительные суммы потратили купцы, которых по праву считают организаторами русского железнодорожного дела, – Иван Мамонтов, отец знаменитого мецената и «кошелька» русских революционеров Саввы Мамонтова, и Федор Чижов, известный в России славянофил – республиканец, издатель, душеприказчик Николая Гоголя и один из признанных первопроходцев северных территорий империи. В 1870 году дорогу довели до Ярославля, а в 1872 – до Вологды. Одновременно при участии крупных владельцев пароходов, лесопилен, соляных промыслов и торговых домов начали строить «чугунку» на Архангельск. В короткие сроки проложили «плечи»: Александров – Иваново-Вознесенск – Шуя, Ярославль – Кострома, Ярославль – Рыбинск. Все это в несколько раз увеличило пассажиропоток и потребовало укрупнения Ярославского вокзала в Москве. МПС, к которому отошли все эти некогда частные дороги, в 1900 году поручило разработать проект известному архитектору Федору Шехтелю. Его работу высоко оценил сам Николай II, последний император России. Ярославский вокзал, что нынче видят тысячи москвичей и гостей столицы, и есть реализация замыслов Шехтеля. В числе впечатляющих особенностей здания – огромная входная арка, киль козырька над ней и пилоны в виде стилизованных крепостных башен.

Ярославский вокзал пережил две реконструкции, одну реставрацию и один капитальный ремонт. 50 лет назад, в 1966 году, получил стеклянную пристройку со стороны перронов. В 1995 – значительное расширение площадей, что позволило в два раза увеличить число пассажиров и ликвидировать чрезмерную загруженность залов и перронов. В 2005 году вокзал реставрировали, но, вопреки проекту вернуть двуглавого орла, сохранили в кованом гребне крыши советский серп и молот.

Целых 33 года (с 1922 по 1955) Ярославский был Северным вокзалом. Ряд документов показывает: переименовали его только потому, что у большевистского руководства страны олицетворение «ярославский» вызывало несварение желудка, ибо невольно напоминало о большом крестьянском восстании в Ярославской губернии. Там в отдельных селах даже после того, как мятеж утопили в крови, а по Волге «плыли тела людей, словно плоты», советскую власть удалось восстановить только в 1921 году. Однако в обиходе вокзал продолжал именоваться Ярославским. Глашатай революции Владимир Маяковский в поэме «Хорошо!», написанной в 1927 году, тоже проигнорировал новое название вокзала. «Куда идешь? В уборную иду, на Ярославский», – гордо изрек поэт в строках своего произведения, посвященного 10-й годовщине Октября.

Посещать отхожие места вокзалов было традицией не только революционных, военных или послевоенных времен. Вокзальные туалеты, при очевидном дефиците городских, в 20-90-х годах использовали и приезжие, и москвичи. В 50- 60-х справить нужду на вокзале входило в ежедневный ритуал обитателей перенаселенных коммуналок, рабочих казарм и бараков. Ярославский был в этом смысле самым посещаемым местом – целых 7 туалетов. Ни на одном другом вокзале столицы такого числа общественных уборных не было.

Железнодорожные вокзалы Москвы

В настоящий момент в Москве действует девять железнодорожных вокзалов: Белорусский, Казанский, Киевский, Курский, Ленинградский, Савеловский, Павелецкий, Рижский, Ярославский. Почти все они — конечные станции разных ж.д. направлений. Белорусский, Курский и Савёловский не являются тупиковыми и связаны с другими железнодорожными ветками.

Пригородные электрички отправляются со всех вокзалов, поезда дальнего следования — со всех, кроме Савеловского. С Киевского, Павелецкого и Белорусского ходят Аэроэкспрессы до аэропортов Внуково, Домодедово и Шереметьево соответственно.

ЖД Вокзал МоскваСписок ЖД вокзалов Москвы

Белорусский – ст.м. Белорусская. Поезда дальнего следования отправляются на запад и по северному направлению (бывшее Савеловское), в том числе за границу. Пригородные электропоезда — на Усово, Бородино, Звенигород. Также здесь транзитом проходят электропоезда Курского и Савёловского направлений, поезда Минск — Новосибирск, Брест — Новосибирск.

Казанский – ст.м. Комсомольская. Поезда дальнего следования и электрички ходят по направлениям: Муром (восток) и Рязань (юго-восток). Разделение потоков происходит на станции Люберцы I.

Киевский – ст.м. Киевская. Составы дальнего следования идут через Брянск на Киев и в другие города Украины. Электрички следуют до станций: Лесной Городок, Солнечная, Апрелевка, Бекасово-Сортировочная, Наро-Фоминск, Малоярославец, Кресты, Калуга-1, Калуга-2.

Курский – ст.м. Курская. Поезда едут на Курск, Орёл, Белгород и в другие города юга России: Ростов-на-Дону, города Черноморского побережья и Северного Кавказа. Также отсюда можно доехать до Нижнего Новгорода, в том числе на быстроходных экспрессах «Сапсан» и «Ласточка». Пригородные электрички идут на юг — на Подольск, Серпухов, Тулу и на восток (Горьковское направление) — на Балашиху, Фрязево, Железнодорожный, Ногинск, Павловский Посад, Захарово, Крутое, Электрогорск и Владимир. Пригородные электрички Горьковского направления отправляются не с основных, а с отдельных тупиковых платформ.

Ленинградский – ст.м. Комсомольская. Поезда следуют в Санкт-Петербург, Мурманск, Великий Новгород, Петрозаводск, Псков, Таллин, Хельсинки. Пригородные электрички до Крюково, Подсолнечной, Клина, Конаково, Твери.

Павелецкий – ст.м. Павелецкая. Составы дальнего следования отправляются до Нижнего и Среднего Поволжья, Средней Азии, Казахстана и Кавказа. Пригородные электропоезда едут до станции Узуново и до аэропорта «Домодедово».

Рижский – ст.м. Рижская. Отправляются поезда в Великие Луки, Псков и Ригу. Пригородные электрички до станций: Нахабино, Новоиерусалимская, Дедовск, Румянцево, Волоколамск и др.

Савёловский – ст.м. Савеловская. Пригородные электропоезда до Долгопрудного, Лобни, Дмитрова, Дубны и Савёлово (Кимры). Некоторые электрички следуют по Белорусскому направлению.

Ярославский – ст.м. Комсомольская. Составы следуют в районы Севера, на Урал, в Сибирь, Дальний Восток, Китай, Монголию. Отсюда начинается самая длинная в мире железнодорожная ветка: Москва — Владивосток (длина 9302 км). Ярославское направление соединено с Горьковским веткой Фрязево — Мытищи и принимает на себя часть пригородного пассажиропотока Курского направления.

Как добраться до вокзалов

Все вокзалы находятся в непосредственной близости от станций метрополитена, при перемещении от одного до другого потребуется только один вид общественного транспорта — метро. Причем, все, кроме Савёловского и Рижского, находятся на станциях кольцевой линии метрополитена.

Вокзалы: Казанский, Ленинградский и Ярославский находятся в пешей доступности друг от друга на Комсомольской площади, чаще называемой Площадью трех вокзалов.

О времени работы метро и о том, как выгоднее купить билет в подземку, читайте здесь:

Где находятся вокзалы Москвы на карте метро

Схема Московского метро с вокзалами и аэропортами от © Студия Артемия Лебедева (картинка кликабельна):

Схема метро с МЦК Москва

Аэроэкспрессы

На электропоездах «Аэроэкспресс» можно добраться до аэропортов со следующих вокзалов:

  • С Киевского — до Внуково
  • С Белорусского — до Шереметьево
  • С Павелецкого — до Домодедово

Более подробно, как попасть в аэропорты, читайте:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *