Шоссе энтузиастов какой км мкад
Перейти к содержимому

Шоссе энтузиастов какой км мкад

  • автор:

Нулевой километр Московской кольцевой находится на шоссе Энтузиастов. А почему именно там, чем это вызвано?

Строительство дороги (не считая довоенного и военного времени) началось в конце 1956 года около Ярославского шоссе.
Первый участок был открыт для движения в 1960 году, движение по всему кольцу – в 1962 году.
Кольцо представляло собой 2 дороги (по две полосы в каждую сторону) 7-метровой ширины, разделённые 4-метровой разделительной полосой. Край дороги был выложен рифлёными плитами.

Отсчет километров ведется от пересечения с Горьковским шоссе по ходу часовой стрелки.
Почему строительство началось именно там? Почему за нулевой километр было выбрано место пересечения МКАД и шоссе Энтузиастов? У меня два предположения.. .

1. По замыслу Хрущева здесь должна была начинаться дорога Москва-Пекин.. .
Шоссе́ Энтузиа́стов (Владимирское шоссе, Владимирский тракт) — шоссе на востоке Москвы, между Рогожской заставой и МКАД, а также участки магистрали М7 в черте Балашихи и Ногинска. До 1919 года называлось Владимирским, так как являлось началом дороги на Владимир и далее в Сибирь (ныне федеральная автомобильная дорога М-7 «Волга») .
«Пекинка»— дорога «Москва — Пекин» , Трасса М-7 на территории Владимирской обл. так зовется почти официально.. .

Строительство МКАД длиной 109 км началось в 1956 году. Но проектирование трассы началось еще в 1937 году, а организация, разрабатывавшая проект, находилась в подчинении НКВД. Дело тогда дошло до вполне конкретных проектных проработок, но из-за войны процесс остановился. И все же в 1941 году авральным методом в считанные месяцы была спроектирована и построена временная дорога, которая использовалась в целях обороны Москвы. Только после войны, в 1957 году, началось проектирование того маршрута МКАД, который существует сейчас.
Сооружал ее трест «Центрдорстрой» , возглавляемый заслуженным строителем РСФСР А. М Сицким. Первым начальником строительства МКАД был назначен герой социалистического труда В. А. Барабанов.
Работы шли очень быстро, и в 1960 году машины пошли по первой очереди дороги – восточному участку трассы между Ярославским и Симферопольским шоссе. Через два года 109-километровое кольцо замкнулось.

2. С другой стороны, если рассмотреть, что во время Великой Отечественной войны дорога уже существовала по упрощенному варианту, то понятно, что она действовала как раз на участке Ярославского — Горьковского шоссе.. .в других районах были бои.. .
Проектирование кольцевой дороги началось в 1937 году, в 1939 году трасса была вынесена и закреплена на местности, а в 1940 году специалисты института «Союздорпроект» завершили составление проектного задания на строительство МКАД, но начать строительство помешала Великая Отечественная война. В то же время в июле 1941 года Государственным комитетом обороны было принято решение построить дорогу всего за один месяц по упрощённому проекту, предполагавшему строительство 30 км новых дорог и реконструкцию около 100 км старых. Построенная в авральном режиме дорога использовалась как рокадная для переброски войск и военной техники и способствовала успешному проведению контрнаступательной операции и разгрому фашистов под Москвой. В мирное время кольцевая дорога стала нуждаться в коренной реконструкции.
Карта обороны Москвы
На карте видно, что зона «нулевого» километра — приходится на «московскую зону обороны». логично предположить, что там и проходила дорога.. .
а вот в 1956 году началась уже реконструкция уже существующей дороги около Ярославского шоссе.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Московская_кольцевая_автомобильная_дорога
Остальные ответы
оттуда строить начали?

За нулевой километр МКАД принято Горьковское шоссе, потому что именно там в 1956 г. начиналось строительство (от шоссе Энтузиастов в сторону Волгоградского проспекта) .

Строительство дороги (не считая довоенного и военного времени) началось в конце 1956 года .
Первый участок был открыт для движения в 1960 году, движение по всему кольцу – в 1962 году.
Кольцо представляло собой 2 дороги (по две полосы в каждую сторону) 7-метровой ширины, разделённые 4-метровой разделительной полосой. Край дороги был выложен рифлёными плитами.

Отсчёт километража на МКАД ведётся от пересечения с шоссе Энтузиастов (там находится т. н. «нулевой километр») .
Расстояние на МКАД измеряется «по часовой стрелке» от «нулевого километра».

Для ориентирования на МКАД отсчёт километража условно ведётся от пересечения МКАД с Шоссе Энтузиастов (Федеральная трасса М-7 «Волга»).
Так как рассчитанная длина МКАД — 109 км, то эта развязка будет так называемым «нулевым километром МКАД» и одновременно — 109 км.


Нулевой километр ТТК :

сам я не местныйМыслитель (7772) 12 лет назад

Даже не знаю,кому верить-Вам или Википедии.:):):)
Реконструкция дороги началась в конце 1956 года около Ярославского шоссе. Первый участок длиной 48 км от Ярославского до Симферопольского шоссе был открыт для движения 22 ноября 1960 года. Движение по всему кольцу открыто в 1962 году Кольцо представляло собой 2 проезжие части (по две полосы в каждую сторону) 7-метровой ширины, разделённые 4-метровой разделительной полосой. Край дороги был выложен рифлёными плитами. На трассе было построено два моста через реку Москву:
Бесединский мост, 1960, инж. Р. М. Гальперин, арх. Г. И. Корнеев (в районе Капотни и села Беседы)
Спасский мост, 1962, инж. В. Д. Васильев, арх. К. П. Савельев (в районе Строгино и села Спас).

Московская кольцевая автомобильная дорога

Московская кольцевая автомобильная дорога или МКАД — современное, кольцевое, много-полосное, магистральное шоссе общей протяжённостью почти 109 километров со средней шириной десять полос в обе стороны движения или по пять полос движения в каждую сторону. В настоящий момент средняя пропускная способность магистрали до 9000 автомобилей в час. Первоначально МКАД было построена с 1956 по 1962 годы по границе города Москва. В настоящий момент выполняет функции границы города лишь частично [1] . МКАД неоднократно расширялась и реконструировалась, реконструкция развязок и ремонт дорожного покрытия продолжается и в настоящее время [2] .

  • 1 Характеристики магистрали
  • 2 Аварийность и пробки
  • 3 История создания и реконструкции
    • 3.1 Проект
    • 3.2 Великая Отечественная война
    • 3.3 40 — 50-е годы XX века
    • 3.4 60 — 80-е годы XX века
    • 3.5 Конец XX века

    Характеристики магистрали

    МКАД в районе Каширского шоссе

    Несмотря на ремонты и реконструкции длина Московской кольцевой автодороги неизменна и составляет согласно 108,9 километра. При этом средняя ширина магистрали десять полос в обе стороны, учитывая этот факт, совокупная длина на внутренней и внешней стороне МКАД будет различаться, однако принято считать, что протяженность МКАД именно сто восемь километров девятьсот метров [3] .

    Схема МКАД

    В каждую сторону движения на МКАД предусмотрено по пять полос, из них четыре обычных полосы движения и пятая — переходно-скоростная полоса. При этом две крайние левые полосы имеют ширину 3,5 метра, а оставшиеся три полосы шире на 25 сантиметров, шириной 3 метра 75 сантиметров. Обочина у МКАД неоднородна и, в зависимости от участка, имеет ширину от двух до трех метров. Для некоторых развязок и проблемных, «узких» мест на МКАД предусмотрены дополнительные, дублирующие полосы [4] .

    МКАД связывает все общегородские радиальные магистрали. Нулевым километром МКАД принято считать развязку на Шоссе Энтузиастов. От центра Москвы дорога проходит на расстоянии 12-18 километров. При этом в среднем магистраль удалена на 17,3 километра от центра [1] .

    Разрешённая скорость движения по МКАД составляет 100 километров в час, а при этом средняя скорость с 2018 по 2023 год выросла на 6 процентов или с 48 до 51 километра в час [5] . По данным Центра организации дорожного движения ежедневно по МКАД проезжает до одного миллиона автомобилей [6] .

    Аварийность и пробки

    Впервые о высокой аварийности МКАД заговорили в начале 90-х годов. Тогда ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий на Московской кольцевой автодороги становились свыше 200 человек. Именно тогда магистраль в народе стали называть «Дорогой смерти» [1] . Правительство Москвы активно борется с аварийностью на МКАД. Так, по словам Сергея Собянина с 2018 года число ДТП с пострадавшими на МКАД уменьшилось на 20 процентов — с 817 до 655 случаев в 2022 году. Количество погибших в ДТП уменьшилось на 38 процентов — с 62 до 38 человек [5] .

    Самые длинные пробки на МКАД фиксировались 15 мая 2008 года, когда длинна «пробки» составила 68 километров — более половины протяженности дороги [7] . В последние годы такие «рекорды» фиксируются реже: 25 декабря 2014 года в напряженный предновогодний период «рекорд» протяженности затора составил 50 километров, внутренняя сторона МКАД «стояла» от Осташковского шоссе до Профсоюзной улицы [8] . С целью снижения пробок Московские власти последовательно ограничивают движение грузового транспорта по МКАД с 2014 года, полный запрет на движение грузового транспорта был введен в 2022 году [9] .

    История создания и реконструкции

    Проект

    Работа над проектом кольцевой автомагистрали дороги началась в конце 30-х годов XX века. Так в 1937 году, когда проходила «сталинская реконструкция Москвы», появились планы построить окружную дорогу вокруг города и уже 1939 году трасса кольцевой магистрали была вынесена на местность. Дорожные строители замахнулись на глобальный проект строительства дороги с твердым покрытием протяжённостью более ста километров вокруг столицы страны, где большинство автодорог оставались грунтовыми. Великая Отечественная война остановила эту работу, иначе бы Московская кольцевая автодорога могла появиться ещё 40-х годах прошлого века [4] .

    Великая Отечественная война

    Однако сложная ситуация на фронтах и нависшая над столицей угроза заставила вспомнить о проекте трассы вокруг города. Как отмечает в своей книге «Дорога к победе» Иван Засов, на совещании Генштаба РККА будущий маршал Победы Георгий Жуков заявил: «Не могли кольцевой дорожный объезд вокруг Москвы сделать в мирное время, надо это срочно сделать во время войны и в весьма короткие сроки» [6] . И дорога была построена в кратчайшие сроки: на работы по строительству грунтовой дороги вокруг столицы были стянуты все резервы дорожной техники, привлечены добровольцы и местные жители.

    «Значение окружной Московской кольцевой дороги почувствовалось особенно в октябре 1941 года, когда она стала важным рабочим звеном при обороне Москвы. Рокадная прифронтовая дорога протяжённостью 125 км облегчала переброску войск, военной техники с одного фронтового направления на другое, помогала ускорить эвакуацию техники и людей», — вспоминает заместитель начальника Главного управления шоссейных дорог НКВД СССР Иван Засов. О ходе строительства рокадной дороги вокруг города он докладывал 21 июня 1941 года на заседании Московского комитета ВКП(б), а на следующий день после доклада началась Великая Отечественная Война [6] .

    В годы войны, построенную вокруг Москвы грунтовую рокадную дорогу использовали для переброски войск и военной техники, которая прибывала из Сибири и с Урала, на юго-западные и северо-западные рубежи. Эта безымянная грунтовая дорога, построенная в авральном режиме, хотя и не совпадала с МКАД — слишком разные у них были задачи: перед войной необходимо было завершить прокладку дороги как можно быстрее скорее, но именно её следует считать прообразом сегодняшней кольцевой [10] . В интернете можно найти фотографии строительства грунтовой кольцевой дороги, никто пока не может чётко указать, где проходила эта дорога трасса, а на аэрофотосъемке 1942 года нет ничего похожего на кольцо вокруг Москвы [11] .

    40 — 50-е годы XX века

    По окончании Второй мировой войны дорожные строители занимались в основном восстановлением разрушенных в военные годы дорог и магистралей. К разработке проекта кольцевой дороги вокруг Москвы вернулись только в середине 1950-х годов. Трассу старого кольца использовали лишь частично, а первые километры МКАД начали с восточной стороны в конце 1956 года по наиболее освоенному в военные годы участку: от сегодняшнего Ярославской дороги до Симферопольского шоссе. Первоначально нулевым километром МКАД был выбран участок начала строительства — у пересечения кольцевой дороги с Ярославкой. Однако, уже после закладки «нуля», по настоянию Никиты Хрущева, нулевой километр был перенесён в район города Реутов на пересечении с Шоссе Энтузиастов, в точке где шоссе Энтузиастов переходит в Горьковское шоссе. По мнению Генерального секретаря ЦК КПСС именно там будет начинаться «великая трасса в Китай». «Трассу в Китай» в те годы действительно начали активно строить, в частности реконструировали участок трассы М-7 «Волга», но из-за ухудшения отношений с Китаем строительство глобального проекта свернули. Однако повторно переносить нулевой километр МКАД не стали [10] . В 1960 году был построен первый участок кольцевой автодороги от Ярославского до Симферопольского шоссе, а «замкнулось» кольцо в 1962 году и 5 ноября дорога была введена в эксплуатацию [6] .

    60 — 80-е годы XX века

    Реконструкция развязки МКАД с Ленинградским шоссе

    С 1962 год по май 1984 года МКАД являлась административной границей города Москва. В тот период на МКАДе было разделенные четырёхметровым газоном две бетонные полосы в каждую сторону. Именно такой МКАД можно увидеть в фильме «Берегись автомобиля», когда там проходили съемки сцены погони инспектора ГАИ за главным героем фильма — Юрием Деточкиным. По мнению кандидата технических наук и доцента кафедры «Изыскания и проектирование дорог» Московского автодорожного института (МАДИ) Алексея Косцова, на тот момент МКАД была и оставалась передовым с технической точки зрения проектом. Одним из инновационных решений для того времени было внедрение на трассе шумовых полос — рифленых бетонных плит по краю проезжей части, которые шумом и вибрацией сигнализировали водителям о выезде на обочину. Пропускная способность МКАД на тот период составляла до 70 тыс. автомобилей в день, что позволило эффективно использовать МКАД вплоть до начала 1990-х годов [6] . Кольцевая дорога в тот период проходила через 7 мостов и 54 путепровода в местах развязок. По сути МКАД открыла новую страницу в советском дорожном строительстве. Берега реки Москвы на МКАД соединяли два моста — Бесединский и Спасский. История Спасского моста уходит в первую половину XVI века, когда на этом месте был сооружен деревянный мост вблизи села Спас-Тушино. В восьмидесятых годах на МКАД была построена первая в стране трехуровневая развязка — в месте пересечения МКАД и Симферопольского шоссе [7] .

    Конец XX века

    МКАД ночью

    К концу восьмидесятых годов МКАД с трудом справлялась с существенно возросшим потоком автомобилей и уже в девяностые годы XX века реконструкция МКАД стала первостепенной задачей для городских властей. К сожалению, первые шаги, предпринятые в этом направлении, сделали повлекли рост аварийности и смертности от ДТП на МКАД, и кольцевая дорога получила свое печальное название — «дорогой смерти». Основной ошибкой проектировщиков и строителей на этапе расширения МКАД в 90-е годы стала ликвидация зелёной разделительной полосы — это давало дополнительных четыре метра для расширения существующих полос и организации широкой обочины, за счет ликвидации рифленых съездов. В итоге необдуманной реконструкции, резко выросла аварийность — существенно увеличилось количество наездов на пешеходов и лобовых столкновений. На МКАД в начале 90-х годов погибало больше двухсот человек в год, резко возросло число наездов на пешеходов и лобовых столкновений [7] . На втором этапе реконструкции, начавшейся в 1994 году, на МКАД, вместо разделительной полосы был установлен бетонный барьер, разделяющий встречные потоки транспорта, что позволило существенно сократить или даже избежать «лобовых столкновений» транспортных средств, имевших наиболее плачевные последствия. Также разделительный барьер существенно сократил количество пешеходов, желающих пересечь трассу в неположенном месте. Ещё одним полезным и нужным проектным решением стало возведение на МКАД более 11 тысяч мачт освещения — теперь дорогу, отделявшую город Москву от Московской области стало видно из космоса [6] .

    На следующем этапе реконструкции, продлившемся с 1994 по 1999 годы было существенно расширена ширина дороги — с трех до нынешних пяти полос движения в каждую сторону, а также построена первая четырёх-уровневая «развязка» на пересечении МКАД с Ярославским шоссе. Позднее сооружения такого-же и даже большего масштаба стали строиться на многих съездах с МКАД [6] .

    Перспективы и будущее

    Строительство развязки МКАД-Волоколамское шоссе (сентябрь 2020)

    В последние годы МКАД развивается в плановом режиме — продолжают реконструироваться развязки, строятся дублирующие полосы. После расширения города Москвы МКАД стала «внутригородской дорогой» [12] .

    Если в начале и даже в середине 20-го века москвичи говорили, что «за садовым кольцом Москва кончается», в конце 2000-х появился термин «замкадье», то в 2020 году введена в эксплуатацию Центральная кольцевая автомобильная дорога, являющаяся платным грузовым «дублером» МКАД [13] .

    Примечания

    1. ↑ 1,01,11,2Медведев Михаил.Энциклопедия МКАДа: главные цифры главной московской магистрали(неопр.) . авто.ру (8 октября 2021). Дата обращения: 1 октября 2023.
    2. ↑Есть ли жизнь на МКАД: как изменилась главная автомагистраль Москвы Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/society/29/06/2023/649d2eee9a7947df29aad290(неопр.) . rbc.ru (29 июня 2023).
    3. ↑Московская кольцевая автомобильная дорога. Длина МКАДа и его история(неопр.) . Курс школьной геометрии. Дата обращения: 1 октября 2023.
    4. ↑ 4,04,1Московская кольцевая автомобильная дорога – история, информация и малоизвестные факты о МКАД(неопр.) . крылатское.ру. Дата обращения: 1 октября 2023.
    5. ↑ 5,05,1Город постоянно работает над увеличением пропускной способности и безопасности Московской кольцевой автодороги (МКАД), заявил мэр столицы Сергей Собянин.(неопр.) . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (28 марта 2023). Дата обращения: 1 октября 2023.
    6. ↑ 6,06,16,26,36,46,56,6Сазонов Кирилл.Кольцо власти: МКАД отмечает юбилей(неопр.) . iz.ru. Известия (5 ноября 2022). Дата обращения: 1 октября 2023.
    7. ↑ 7,07,17,2Переверзева Ольга.Какой была МКАД более полувека назад: Сомнительные рекорды, кража 10 см дороги и другие малоизвестные факты(неопр.) . Культурология.ру (31 декабря 2020). Дата обращения: 8 октября 2023.
    8. ↑В Москве пробки установили исторический рекорд(неопр.) . autonews.ru. РБК (26 декабря 2014). Дата обращения: 13 октября 2023.
    9. Прихотько Максим.Проезд грузовиков по МКАД все таки запретили: что об этом говорят перевозчики(неопр.) . 5koleso.ru (6 июля 2021). Дата обращения: 13 октября 2023.
    10. ↑ 10,010,1Можаретто Игорь.Вырваться из кольца: как МКАД стала самой известной трассой страны и каковы ее перспективы(неопр.) . tass.ru (3 ноября 2022). Дата обращения: 8 октября 2023.
    11. ↑История МКАДа: от дороги без полос и фонарей до одной из самых пробочных магистралей Москвы(неопр.) . О Москве нескучно. Блогерская платформа Дзен (30 августа 2021). Дата обращения: 8 октября 2023.
    12. ↑МКАД: история и будущее главной кольцевой(неопр.) . Прогулки по Москве. 2023-10-13 (7 октября 2017).
    13. ↑Центральная кольцевая автомобильная дорога(неопр.) . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Дата обращения: 13 октября 2023.

    Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

    • Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
    • Знание.Вики:Статьи без ссылки на Викисклад
    • Автодороги по алфавиту
    • География
    • История
    • Все статьи
    • Московская область

    МКАД 0 км., съезд с ш. Энтузиастов в сторону Щелковского шоссе (А) внешнее А digital экран 5х15

    Реклама на цифровом диджитал | digital экране 5х15
    МКАД, 0 км., съезд с ш. Энтузиастов в сторону Щелковского шоссе (А) внешнее А
    ID-0101-DF01-1100017A
    OTS — 133,56
    GRP — 1,48
    Тех. требования к макету
    Телефон: +7 495 479-09-63

    МКАД 0 км., съезд с ш. Энтузиастов в сторону Щелковского шоссе (А) внешнее

    МКАД 0 км., съезд с ш. Энтузиастов в сторону Щелковского шоссе (А) внешнее

    МКАД 0 км., съезд с ш. Энтузиастов в сторону Щелковского шоссе (А) внешнее

    МКАД 0 км., съезд с ш. Энтузиастов в сторону Щелковского шоссе (А) внешнее

    По вопросам размещения рекламы на цифровом диджитал | digital экране 5х15
    МКАД, 0 км., съезд с ш. Энтузиастов в сторону Щелковского шоссе (А) внешнее А
    ID-0101-DF01-1100017A
    Тех. требования к макету
    Рекламное Агентство ДФ-Медиа | DF-Media.ru
    Телефон: +7 495 479-09-63
    info@df-media.ru
    обратитесь к персональному менеджеру по продажам:

    Цифра/Статика 5х15
    • Цифровые экраны 5х15
    • Суперсайты 5х15

    МКАД. Нулевой километр

    Московская кольцевая автомобильная дорога — это много асфальта, бетона, выхлопных газов и полное отсутствие эмпатии к пешеходам. Но так было не всегда — в первые десятилетия существования автострады движение по ней не было столь интенсивным, как сейчас, и через дорогу можно было перейти практически в любом месте.

    Впервые идея строительства кольцевой автодороги была высказана в 1937 году, специалисты института «Союздорпроект» составили проектное задание, но реализации этих планов помешала начавшаяся война. Летом 1941 года Государственный комитет обороны распорядился проложить временную дорогу для переброски войск вокруг Москвы и спустя месяц на армейских картах появилась изломанная линия рокадной трассы (в военной терминологии рокада — это дорога вдоль линии фронта), соединившей уже существовавшие подъездные пути между окрестными населёнными пунктами и 25-30 километров вновь проложенной дороги. Двухполосная грунтовка способствовала успешному контрнаступлению Красной армии под Москвой, но подробностей история не сохранила: известно лишь, что трасса военной дороги не совпадала с современной и в её проектировании участвовал инженер Александр Кубасов, которому в 1956 году было поручено возглавить строительство МКАД.

    Хотя прокладка трассы началась в окрестностях Ярославского шоссе, нулевым километром МКАД принято считать развязку на пересечении с шоссе Энтузиастов и дальше отсчёт расстояния производится по часовой стрелке. Спустя три десятка лет во время реконструкции дороги выяснилась абсурдная ситуация с километровыми столбами, установленными достаточно произвольно, — километр (1000 метров) на одном участке растягивался до 1800 метров, а на другом скукоживался до 700 метров. При этом многие объекты инфраструктуры оказались привязаны к изначально неверному километражу и менять сложившийся порядок (то есть непорядок) не стали. Общая длина кольца составляет почти 109 километров и это бесспорный факт.

    Движение открывалось по мере готовности участков, а церемония запуска всего кольца состоялась в канун главного в СССР праздника 5 ноября 1962 года с участием первых лиц государства. В то время автодорога считалась одной из самых современных магистралей в мире, способной пропускать 36 000 автомобилей в сутки со скоростью 60 километров в час. Проезжая часть состояла из четырёх полос — по две в каждом направлении — с разделительным газоном посередине и была вымощена железобетонными плитами. Предложенный вариант восьмиполосной дороги был отвергнут Никитой Хрущёвым из соображений экономии средств. Позднее на МКАД уложили асфальт, а вот освещение появилось лишь спустя тридцать лет. Магистраль пересекает Москву-реку по двум специально построенным мостам — Спасскому в районе Строгино и Бесединскому в окрестностях Капотни.

    Бессветофорное скоростное движение обеспечивали транспортные развязки, выполненные на двух уровнях и на схеме напоминающие лепестки. Идея развязки по типу клеверного листа была запатентована в США инженером Артуром Хале ещё в 1916 году и позднее доводилась до совершенства в разных странах. На МКАД были оборудованы 33 двухуровневых развязки, которые позднее подверглись реконструкции, а в оригинальном виде запечатлены в сцене погони в кинокомедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966). Мкадовский «клевер» можно увидеть и в третьем выпуске мультфильма «Ну, погоди!» (1971), который посвящён дорожным приключениям Волка и Зайца.

    На старых фотографиях МКАД пустынен и возникает ощущение, что дорогу строили «на вырост» и со временем она пригодится не только для транзита грузовиков без заезда в город, но и для сообщения между соседними районами. Действительно, дорожно-строительный бум совпал с началом периода индустриального домостроения, когда на рабочих окраинах в Бирюлёво и Ясенево, в Лианозово и Медведково, в Измайлово и Новогиреево развернулось строительство сотен панельных жилых домов. В наши дни основной трафик составляют как раз межрайонные переезды, а дальнобойщики объезжают Москву по Центральной кольцевой автодороге — скоростной платной магистрали длиной 336 километров на дальних подступах к столице, полностью введённой в эксплуатацию в 2021 году. Для проезда по МКАД грузоперевозчики оформляют разовые или многоразовые пропуска.

    Ещё один важный нюанс — в 1960 году кольцевая автодорога наглядно зафиксировала новые границы столицы, в состав которой, согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР, вошли города Бабушкин, Кунцево, Люблино, Перово, Тушино, рабочие и дачные посёлки, сельские населённые пункты Московской области, оказавшиеся в пределах МКАД. Город в новых границах стали называть «Большой Москвой». В 1984 году столица поглотила расположенный за МКАД город Солнцево, вскоре московскую прописку получили жители Бутово, Рублёво, Мякинино, Куркино, Новокосино, посёлков Северный и Восточный, а в ходе странной реформы 2011-2012 годов в состав Москвы из области переданы территории общей площадью примерно 148 000 гектаров, названные Новой Москвой.

    К девяностым годам трафик на МКАД многократно возрос и вместо разделительного газона пришлось оборудовать новые полосы движения, что увеличило количество дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на кольцевой дороге погибало 200 человек и трассу стали называть «дорогой смерти». В ходе первой масштабной реконструкции в 1993-1994 годах на всём протяжении МКАД установили фонарные столбы, а встречные потоки были разделены ограждениями, чтобы избежать лобовых столкновений. В ходе проверок Следственный комитет обнаружил серьёзный перерасход средств и в народе пошёл слух, что тогдашний мэр Юрий Лужков «украл двадцать сантиметров МКАД» — якобы незначительное умышленное сужение дорожного полотна позволило расхитить крупную денежную сумму.

    Смотрите старые фотографии. Развязка МКАД и шоссе Энтузиастов. 1997-1998 гг.: https://pastvu.com/p/998972

    Следующим этапом развития МКАД стало дополнение «клеверных листов» многоуровневыми развязками сложной конфигурации и расширение проезжей части до десяти полос. Эти метаморфозы происходили в 2012-2014 годах при новом мэре Сергее Собянине. Впрочем, никакие ухищрения пока не позволили справиться с многокилометровыми заторами, возникающими то на внешней, то на внутренней стороне магистрали. Самые длинные пробки случаются в зимние снегопады, но рекорд был установлен 15 мая 2008 года, когда движение по внутренней стороне МКАД было парализовано на 13 часов от Дмитровского шоссе до Профсоюзной улицы.

    Наверное, следует прислушаться к мнению филологов, в принципе не рекомендующих склонять такие аббревиатуры, как ЗАГС, ГОСТ, МИД или МХАТ. В случае МКАД путаницы добавляет опорное слово женского рода «дорога». Но при этом в разговорной речи часто можно услышать выражения «съезд со МКАДа» или «жизнь за МКАДом», подчёркивающие мужскую брутальность 109-километрового асфальтового монстра.

    Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *