Кто оформил библиотеку на ростовской набережной
Перейти к содержимому

Кто оформил библиотеку на ростовской набережной

  • автор:

Какой художник оформлял интерьер библиотеки на Ростовской наб.?

В 2011 году завершилась масштабная реконструкция библиотеки на Ростовской набережной. Вот так выглядит одно из помещений сегодня. Оформлением интерьера занимался современный художник.

комментировать
в избранное
astra-555 [265K]
более года назад

На Ростовской набережной в Москве аходится Центральная детская библиотека, которая носит имя писателя Аркадия Петровича Гайдара. Это не просто место, где можно взять книги для чтения, но и современный культурно-досуговый центр.

Интерьеры залов оформлены художником Зинаидой Суровой (род. 1982), которая является автором и иллюстратором детских книг, работает над оформлением пространств, занимается раскрашенной скульптурой и живописью.

Суровой близка детская тема, наверно, ещё и потому, что она мама троих детей.

Оформленные ею библиотечные залы яркие, жизнерадостные, уютные и создают атмосферу праздника.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
kelly­ milen­ a [242K]
более года назад

В 1934-м открылась в Москве эта библиотека, которая сегодня обслуживает более 30 тыс. читателей ежегодно. Для сотрудников детских библиотек столицы в наши дни это методический центр. Порядка 22 тыс.юных москвичей каждый год посещает популярную библиотеку Гайдара. Здесь где хранится свыше 250 тыс. книг. С личной книжной коллекции, которую создал Ключевский, знаменитый российский историк, началась на базе библиотеки-читальни ее история. Это излюбленное культурное пространство, тут проходит множество разноплановых событий с участием москвичей. Этот культурно центр с его весьма уютными залами и привлекательным интерьером был оформлен автором детских книг и художником Зинаидой Суровой.

Этапы формирования набережной и спусков города Ростова-на-Дону Текст научной статьи по специальности «История и археология»

Работа посвящена этапам формирования городской набережной. Её эволюции от портово-торгово-складской зоны к рекреационной. Преемственность идеи «поворота лицом к реке» города переходящей из проекта в проект до Великой Отечественной войны и после, получившей реализацию лишь в конце 40-х годов. Эволюции спусков к набережной, созданных изначально для торговых нужд, впоследствии ставших рекреационными зонами, завершенными монументальными лестницами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Москаленко И.А.

Взаимосвязь концепций послевоенного восстановления председателя Комитета по делам архитектуры А. Г. Мордвинова, академика архитектуры В. Н. Семёнова, главного архитектора города Ростова-на-Дону Я. А. Ребайна на примере послевоенного восстановления города Ростова-на-Дону

Принципы формирования городских общественных рекреационных зон набережных территорий
Ростов-на-дону: история города и современность в ономастиконе

О методике изучения и оценки электромагнитной обстановки при территориальном планировании муниципальных образований

Этапы формирования ландшафтно-рекреационной среды г. Нахичевани-на-Дону (конец XVIII -начало XX вв. )

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of formation of the embankment and descents of the city of Rostov-on-Don

The work is devoted to the stages of the formation of the city embankment. Its evolution from the port-trading and warehouse zone to the recreational. The continuity of the idea of «turning face to the river» of the city passing from project to project before World War II and after, which was realized only in the late 40s. The evolution of the descents to the embankment, originally created for trade needs, later became recreational zones, completed with monumental stairs.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования набережной и спусков города Ростова-на-Дону»

Этапы формирования набережной и спусков города Ростова-на-Дону.

И.А. Москаленко Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: Работа посвящена этапам формирования городской набережной. Её эволюции от портово-торгово-складской зоны к рекреационной. Преемственность идеи «поворота лицом к реке» города переходящей из проекта в проект до Великой Отечественной войны и после, получившей реализацию лишь в конце 40-х годов. Эволюции спусков к набережной, созданных изначально для торговых нужд, впоследствии ставших рекреационными зонами, завершенными монументальными лестницами.

Ключевые слова: спуск, архитектура, проект, план города, В.Н. Семёнов, Я. А. Ребайн, реализация, восстановление, мост, проект.

Историю развития набережной города Ростова-на-Дону необходимо разделить на несколько этапов:

1. Набережная в период становления города, с 1749 по 1844гг.

2. Набережная в дореволюционный период, с 1845 по 1917гг.

3. Набережная в предвоенный период, с 1918 по 1941гг.

4. Набережная в послевоенный период, с 1941 по 1957гг.

1. Набережная в период становления города (1749-1844гг.) Ростов-на-Дону стал портовым городом задолго до революции 1917 года. Порт был основан как пристань для Темерницкой таможни (1749 г.). Город разрастался, товарооборот торговых предприятий Ростова становился с каждым годом всё больше и больше. Торговые склады были сконцентрированы на набережной реки Дон — месте, наиболее доступном для водного транспорта (самого выгодного в 18 веке) [1]. Позже, после строительства крепости св. Димитрия Ростовского (1761 г.), таможня была переведена в г. Таганрог, а «. Берега Дона у форштадтов занимали строения — Инженерный двор со складами и деловой двор Артиллерийского ведомства. Портовая деятельность была сосредоточена у Богатого источника, где была

построена деревянная пристань» [2] В месте слияния устья Темерника и Дона располагались пристань и корабельная верфь. После упразднения Темерницкой таможни пристани продолжали использоваться. Река Темерник на карте 1781 года обладает более широким руслом, чем на более ранних планах, связано это со строительством дамбы и двух мостов: наплавной мост через Дон в районе современного просп. Буденновского[3] и мост через Темерник. По плану 1811 года городская верфь располагалась по левому берегу реки Темерник на протяжении продолжения улиц Социалистической и Станиславского, далее размещался порт.

Об изобилии, разнообразии и товарообороте можно судить из доклада князю Воронцову чиновника Новороссийского губернаторства П.В. Сафонов, посетившего это место в 1827 году «. Сойдя к пристани, увидишь берега реки, заваленные хлебом, железом, медью, лесом и проч. Огромные количества хлебных запасов. привозятся из Воронежской, Курской и др. губерний. Ежегодно доставляют сюда бесчисленное множество железа и меди из сибирских губерний. лесная торговля ежегодно обращается на десятки тысяч рублей» [4].

Интенсивность торговли стимулировала необходимость в улучшении, расширении и закреплении ростовской набережной, по поводу чего шли дебаты в городской думе в течение практически всего XIX века. Туда же (позже) была проведена железнодорожная линия, что давало возможность максимально сблизить оба главных транспортных средства того времени: водный и сухопутный.

В 1806 году разработан первый проект набережной реки Дон (не реализован). «. в 1834г. проект постройки набережной предложил подполковник Шмелев, но к осуществлению этого проекта встречаются препятствия в неимении средств. В 1842г., однако, ростовцы добиваются разрешения на постройку набережной по проекту корпуса инженеров

капитана барона Фиркса. По этому проекту набережная шла на протяжении 433 саж. и представляла ряд свай с каменною (из булыжника) отсыпью откосов». Работы были сданы с торгов керченскому купцу Сазонову, но контракт не утвердили, а начатые работы прекратили. В 1843 г. Новороссийский генерал-губернатор уведомил думу о том, что, «. в силу местных обстоятельств, с устройством набережной надо повременить и что так как отсыпи на набережной делаются жителями за свой счет, то она может выровняться постепенно без основных затрат со стороны города.».

2. Набережная в дореволюционный период (1845-1917гг.) Работы по устройству набережной возобновляются с 1848 года «. работу на набережной производят полурота арестантов и вольнонаемные мастера хозяйственным способом. В 1849 году набережная устроена на 30 погонных саженей. К 3 августа 1853 года сделано по продольному направлению 200 пог. сажень, а боковых откосных съездов 23 п.с., остается ещё сделать набережной всего 202 п. саж.

Во второй половине XIX века представлен ряд проектов Ростовской набережной, запроектированных инженером Э. М. Зубовым[5], а через 15 лет проект реконструкции набережной предложил городской инженер К. О. Гринберг. Этот проект устроил городскую управу, так как был более дешевым (стоимость проекта 1’064’273 руб.[6]).

Изначально спуски к Дону ничем не были укреплены. В последствие, в 1877 году, при рассмотрении проектов Э. М. Зубова Комитет по устройству набережной поднял вопрос о благоустройстве спусков, в том числе: «. у наплавного моста. за Большим проспектом между магазином Петрококино и Мариолаки. у Малого проспекта. около станции Ростово-Владикавказской железной дороги, между вокзалом и мостом Морского Ведомства». [5] Позднее эта идея получила дальнейшее развитие.

В Ростове строительные работы начались в 1895 году «. 8 октября 1895г. военный Министр разрешил приступить к работам по устройству набережной» [7]. Весной 1897 года постройку набережной, начатой инженером Гринбергом, продолжил А.И. Ольденборген. В итоге набережная была построена в 1896-1902[8] гг. на свайной основе (стоимость 2’329’860 р. 73 к.[8]), из бетонных массивов и бутовой кладки, в виде каменой стены, облицованной гранитом. Длина причальной линии составляла 1048.25 пог. саж.[8] Таким образом, Ростово-Нахичеванский порт получил правобережную набережную, заполненную складами и портовыми сооружениями.[9]

Связь города с левым берегом осуществлялась за счёт мостов и спусков к набережной. На рубеже Х1Х-ХХ веков оба берега реки связывали понтонный мост (в створе с просп. Таганрогский) и Железнодорожный мост Владикавказской ж.д.

В 1909 году вновь возник вопрос об увеличении городской набережной. Коммерческие соображения требовали расширения городской набережной для увеличения грузооборота и для снятия напряженности ростовского железнодорожного узла, образуемого тремя железными дорогами — Владикавказской, Юго-Восточной и Екатерининской. Кроме того работы по шлюзованию Северного Донца и дальнейшие планы по шлюзованию верхнего Дона, устройству глубокого морского канала и ВолгоДонского канала могли привести к расширению грузооборота порта. В результате Министерством Торговли и Промышленности признана необходимость увеличения причальной линии порта «. постройкою новой набережной в продолжение существующей Ростовской, до соединения с Нахичеванской, длиной в 648 саж.»[10].

Рассматривалась возможность развития порта на левом берегу Дона в виде ряда гаваней, оборудованных железнодорожными путями, идущими

ответвлениями от существующей Владикавказской железной дороги, таким образом, приоритет в обеспечении товарооборота края был отдан Владикавказской железной дороге. Устройство гавани на левом берегу дало бы естественный выход подходящим по этой дороге с Кавказа хлебным грузам. В начале 1909 года изложенные предложения получили полное одобрение. Поступил указ в Управление Владикавказской железной дороги приступить к составлению основных положений для решения вопроса о рациональности и осуществимости такой задачи. В результате Управляющим дорогой были созваны два совещания (23-го сентября 1909г. и 10 января 1910г.) местных деятелей, которыми была признана рациональность и своевременность этого решения, даны ценные указания и данные для составления проекта и выбора места гавани. На основании этих указаний Управлением дороги был составлен первоначальный эскизный проект на сумму 2’500’000 руб[10]. Он представлен на рассмотрение Ростовского-на-Дону Присутствия по Портовым делам, которое согласилось со всеми положениями проекта. В последствие Эскизный проект Гавани подан на утверждение в более разработанном виде на основании произведённых изысканий и расчётов. Также была запроектирована станция в гавани Ростов-Дон-Заречная Владикавказской железной дороги на левом берегу реки Дон. Она была предназначена для принятия и переработки вагонов, прибывающих для перегрузки в суда Ростовского порта с главной линии Владикавказской железной дороги (со станции Батайск).

Таким образом, благодаря этому проекту, правый берег реки Дон был несколько освобожден от торгово-складских помещений и погрузочно-разгрузочных работ. Появилась надежда на перепрофилирование городской набережной из промышленной зоны в рекреационную.

3. Набережная в предвоенный период (1918-1941 гг.).

В постреволюционный период появляется целый ряд проектов планировки и реконструкции города, созданных под влиянием проекта реконструкции Москвы 1935 года (под руководством арх. В.Н. Семёнова и С. Чернышева[11]). В некоторых из них затрагивается вопрос благоустройства набережной. В проекте планировки и реконструкции Ростова А. Кривошеева раскрывается идея «поворота лицом к реке» города, создание рекреационной зоны на набережной и парка культуры и отдыха на левом берегу и их объединения. «. Река, как и в Москве, будет центральным местом сосредоточения людских масс, ее надо полностью сделать доступной всему населению города» [12].

В 1937 году работы по разработке плана города переданы 2-й Архитектурно-планировочной мастерской Наркомхоза РСФСР, руководимой В.Н. Семеновым, то есть дальнейшей разработкой генпланов стал заниматься один из создателей генплана Москвы. Соответственно, в генплане Ростова получила дальнейшее развитие идея «поворота лицом к реке» «. Ростов, расположенный на Дону, Дона не видел: берега реки сплошь застроены амбарами, складами и промышленными предприятиями. Надо было во что бы то ни стало повернуть Ростов к Дону» [13]. Идея осуществляется посредством создания новой озелененной панорамы города со стороны реки Дон. Территория набережной корреспондируется с центром города: «.создание Набережной вдоль центральных районов города» [14]. И снова поднимается вопрос о спусках, то есть появляется потребность в объединение центра города с набережной.

Таким образом, в довоенных проектах функция набережной меняется с торгово-промышленной на рекреационную, поднимаются вопросы объединения центра города с набережной. Со сменной идеологии на город начинают смотреть как на единый организм.

4. Набережная в послевоенный период, с 1941 по 1957гг.

(Проектные предложения В.Н. Семёнова по организации рекреационной зоны на набережной, связи с центром посредством озелененных и благоустроенных спусков.)

Во время Великой Отечественной войны набережная была разрушена в нескольких местах «. в районе мостового перехода, против Будённовского

проспекта» [15]. Застройка набережной и спусков разрушена более чем на 50 %.

По окончании военных действий Творческой мастерской Действительного Члена А. А. СССР В.Н. Семёнова разрабатывается генеральный план Ростова, утвержденный Совнаркомом РСФСР в 1945 году и положенный в основу восстановления города. [16]

По проекту восстановления предполагалось развернуть город «лицом к реке», связать набережную реки Дон и протяженный центр (две площади города) — площади им. М.Горького (ныне пл. Театральная) и Дома Советов. Идея поворота «лицом к реке», посредством создания рекреационной зоны на набережной переходит из довоенного плана в послевоенный, что говорит об их преемственности. Эта одна из главных идей, прослеживаемая в проекте восстановления города Ростова-на-Дону, разработанном В.Н. Семёновым «.вся береговая полоса требует оформления — ведь это фасад города, наиболее хорошо воспринимаемый» [17]

Озеленение и благоустройство набережной предполагалось осуществить в две очереди «. в первую очередь между проспектом Буденовским и заводом Красный Дон, и вторую — до 19й линии» [18]. О том же написано и в книге Я.А. Ребайна «Ростов-на-Дону»: «. Сталинской заботой о советских людях проникнуто решение о коренной реконструкции набережной. Последняя освобождается в пределах центра и до 19-й линии от причалов, железнодорожных путей, складов и промышленных предприятий. На этом участке намечено устройство

бульваров, цветников и водных станций. Театр имени М.Горького, Дом Советов — важнейшие архитектурные доминанты города — раскроются в сторону реки. Широкие каменные лестницы с видовыми площадками, колоннадами и павильонами, окаймленные скверами и садами, приблизятся к Дону, связывая утопающую в зелени улицу Энгельса с обновленной и благоустроенной набережной» [19].

За счёт сноса застройки решались проблема связи набережной и площади Дома Советов посредством следующих предложений: расширить проспекты Ворошилова и Соколова «. до 75-80 метров» [18], организовать подъезд к новому мосту в створе с проспектом Ворошилова, сохранить существующий четырехэтажный дом Облисполкома, расположенный на спуске за Домом Совета и оформить спуск за ним монументальной парадной лестницей.

Связь площади имени Горького с набережной решалась при помощи открытого пространства, организуемого на спуске к реке. Предлагалось «. принять проектное решение открытого пространства в виде зеленого широкого коридора с расположением аллеи по его продольной оси, композиционно связывающей главный фасад театра с набережной реки Дон. Считать ширину зеленого коридора в границах от Театрального проспекта до нижегородского спуска. Основным мотивом оформления аллеи спуска считать монументальную лестницу с прохождением по ней магистрали городского движения, соединяющей центр города с Нахичеванью» [18]. По обе стороны коридора проектировалась 3-4 этажная застройка, обращенная парадными фасадами на коридор. Кроме того для осуществления проекта спуска предлагалось вывести Кожзавод №9 за территорию центра города.

Таким образом, связь главных площадей города с набережной создавалась посредством рекреационных пешеходных зон, в каждой из которых использовался мотив парадной лестницы. Кроме того, создается

новый мост в створе с проспектом Ворошиловским, являющимся по проекту главной поперечной осью города. Соответственно роль главного транспортного моста переходит от деревянного (изначально, понтонного) моста в створе с проспектом Буденновский (закончен в 1945 г., разобран в 1965 г. вследствие пуска моста в створе просп. Ворошиловский [20]) к новому мосту.

В 1949 году разработан проект детальной планировки центра города (коллектив авторов: В.Н. Семёнов, Я.А. Ребайн, М.И. Тараканов) «. Этот проект уточнял концепцию генплана, намечая конкретные градостроительные меры по реализации идеи «повернуть центр города к реке Дон». Эта идея (в архитектурном отношении город «поворачивается лицом к реке Дон»), заложенная в схеме развития Ростова-на-Дону в 1930-е годы, наконец, получила реализацию» [2]. Кроме того, проектом планировалось создать набережную в виде двух террас: верхней— по ул. Седова, на участке ограниченном просп. Ворошиловский и Театральный; нижней — по ул. Береговая, на участке ограниченном пер. Халтуринский и Нижегородским спуском. Для реализации необходимо снести существующую малоценную застройку на территории набережной и склонов и разобрать разрушенные железнодорожные пути по ул. Береговая. Таким образом, создавалась комплексная панорама города со стороны реки, включающая новую многоэтажную застройку на склонах и озелененную набережную.

Ростовскими архитекторами разрабатывалась проекты застройки территории приближенных к набережной (на месте руин должны появиться новые комфортабельные здания). Проектированием этой застройки занимался ряд местных архитекторов из различных проектных организаций: Ребайн Я.А., Семененко Н.Н., Ширяев В.С.

Кроме того существовало несколько проектов реконструкции набережной. В 1949 году авторским коллективом Ребайн Я.А. и Разумовский

В.Н. разрабатывался проект реконструкции и благоустройства набережной. К проектным работам относилось «. проектирование парадных лестниц спусков к Дону по Будённовскому и Ворошиловскому проспектам, планировка бульвара, малые архитектурные формы. Именно они многое значили для создания бульварного пространства. Ведь только после установки ажурных чугунных ограждений береговых парапетов проявился плавный, радующий глаз изгиб донского берега, а сохранённые причальные тумбы остались как зримые исторические приметы бывшего порта; широкий зелёный бульвар позволил в полной мере ощутить простор реки и панораму левобережья» [21]. В 1949 году состоялось открытие набережной построенной по этому проекту. (Памятная табличка на опоре старого Ворошиловского моста).

На участке, ограниченном пр. Буденновский и пр. Чехова создана нижняя терраса набережной.

В начале 1950-х годов разработан проект восстановления набережной (авторский коллектив: Эберг Л.Л., Петров Г.А., Полковников). Проектом предложено сохранить ростверк, свайное основание и существующей профиль стены — за основу взята существующая конструктивная система. Решения по ремонту и закреплению пострадавших конструкций набережной делятся на две части: ниже и выше уровня воды. Для первой предлагается следующее решение «. в нижний слой бетона укладывается металлическая сетка из 16мм круглого железа, сделанная корытообразной. На выровненную бетонном поверхность под уровень с существующей кладки укладывается металлический ростверк из рельс клеткой. Концы, перпендикулярные стенке, заделываются в штрабе существующей кладки и забетонирываются. После укладки ростверка из рельс, производится наращивание стенки». Решение для второй части более простое — металлическая сетка и ростверк не используется, стенка наращивается бетоном.

В справке о новых градостроительных положениях планировки и застройки г. Ростова-на-Дону Главного архитектора города Я.А. Ребайна, датированная 19 августа 1957 года, также говорится о том, что город необходимо «повернуть лицом к реке» Дон, по средством «.ориентация вновь строящихся и реконструируемых кварталов в сторону реки, а также общее раскрытие застройки в сторону Дона и создание озелененной и благоустроенной набережной (уже осуществленной на участке протяжением около 1,5 км)» [22]. Создание озелененной зоны на Левом берегу и парка Культуры и отдыха на Зелёном острове.

(Реализации идей в 1940-1960 годы).

В процессе строительства прослеживается изменение длины набережной. Если в первые послевоенные годы Главный архитектор города Аванесов (1945—1947) писал о создании «. большой просторной набережной протяжением около 5клм»[23], то в последствие этот габарит уменьшается. В 1955 году «.устроена красивая и благоустроенная набережная, протянувшаяся стройным бульваром вдоль берега на участке в 1200 метров» [24]. То есть, длина обустроенной набережной уменьшилась в несколько раз, введена только первая очередь строительства «. построена 1-я очередь набережной» [25]. Это связано не только с отсутствием финансирования, но и с наличием невыведенных с территории набережной предприятий (например, Красный Аксай, грузовой порт, ТЭЦ) [26].

Благодаря, инициативе первого секретаря обкома КПСС Н. С. Патоличева, идея переноса разрушенного порта вверх по течению Дона, в район Аксая, и преобразования бывшей портовой территории в зелёный бульвар осуществилась. В ходе реализации проекта Я.А. Ребайна и В.Н. Разумовского выполнены работы по демонтажу путей двухколейной железной дороги, руин складских зданий и сооружений. Часть портовых сооружений перенесена вниз по течению и на левый берег реки Дон. Создана

нижняя терраса набережной по ул. Береговая, с широкими лестницами на просп. Буденновский и Ворошиловский и видовыми площадками. Благоустроенная территория набережной огорожена декоративными чугунными решетками. Закреплены конструкции набережной и восстановлена причальная стенка, сохранены причальные тумбы.

Реализация проектов спусков также осуществилась не полностью. Связь площади имени Горького с набережной и Зелённым островом посредством спуска не полностью реализована. Площадь имени Горького должна была переходить в сквер и каскадом спускаться к набережной реки Дон. В 1947—1948 году реализован первый этап — создан «Южный партер», но на этом всё и остановилось. Зелёный коридор так и не был создан, на его планируемой территории сохранена малоценная застройка. Спуски от площади Дома Советов также не получили реализации. Построена только монументальная лестница по просп. Ворошиловский, строительство моста было задержано вплоть до 1966 года, когда был сдан в эксплуатацию Новый мост.

Предложенная проектом замена покрытия спусков и набережной была реализована — мощение заменено на асфальт. Реализация застройки территорий, приближенных к набережной (1970-1980 гг.) осуществилась позднее.

Благодаря труду людей (1949 году, участвовавших в работах по восстановлению набережной) город получил новую, красивую прогулочную зону, преобразовавшую город.

Несмотря на не полную реализацию проекта строительства набережной (выполнена только первая очередь), на построенном участке набережной сформировалась новая рекреационная зона города. Таким образом, реализована (хотя и не полностью) идея поворота «лицом» к реке — создана новая панорама города со стороны реки и новая набережная.

Таким образом, функция набережной эволюционирует — на первых этапах — портово- торгово-складская зона, на третьем — формируется идея по её преобразованию в рекреационную зону и на последнем—эта идея переосмысливается и получает реализацию.

Проявляется преемственность идеи «поворота лицом к реке» в ряде проектов 1930-х—1940-х годов.

Изменяются спуски к набережной изначально земляные, в конце укрепленные заасфальтированные.

1. The embankment URL: embankment.org/history (date of access: 10.02.2018).

2. Есаулов Г. В., Черницына В.А. Архитектурная летопись Ростова-н/Дону. Ростов-на-Дону: 1999. 288 с.

3. Краснянский М. Б. Прошлое Ростова на Дону по городским планам. Ростов-н/Дон: Электротипография Ф.А. Закройцева, 1912. 16 с.

4. Председатель Областной секции памятников архитектуры Ростовского Областного отделения ВООПИиК арх. Зимин А.П. Краткая градостроительная история заселения территории Ленинского района города Ростова-на-Дону. Ростов-на-Дону: 1983. 64 с.

5. Научно-справочная библиотека ГАРО инв.14. Ведомости Ростовской на Дону городской управы. 20 ноября 1877. №47. 96с.

6. Научно-справочная библиотека ГАРО. Журнал Ростовской городской Думы. №13/20. Заседание 25 сентября 1892. Ведомости Ростовской-на-Дону городской управы. 8 ноября 1892. №45

7. ГАРО. Ф. 90. Оп. 4. Д. 133.

8. ГАРО Ф. 627.217. Д. 74. Д № 8993. 1913. 12л.

9. Settlement and building: From 1865 to 1900 // BHO/British history onlyne URL: british-history.ac.uk/vch/middx/vol12/pp66-78 (date of access: 10.02.2018).

10. Личный архив автора. К проекту Гавани «Ростов-Дон-Заречная». Владикавказская ж.д. Октябрь 1911. 80. с.

11. Иконников А.В. Архитектура Москвы. ХХ век. М: Моск. рабочий, 1984. 222 с.

12. Токарев А.Г. Преемственность в архитектуре и градостроительстве Ростова-на-Дону 1920 — 1930-х годов: кан. дисс а. наук: 18.00.01. Ростов-н/Дону, 2000. 229 с.

13. Семёнов В.Н. О генеральном плане города Ростова на Дону // Проблемы советского градостроительства. М.: Издательство Академии архитектуры СССР, №2 1949. С. 57.

14. ГАРО Ф. 4038. Оп.1. д. 171.

15. ГАРО Ф. 4038. Оп.1. д. 1071.

16. Москаленко И.А. Методы восстановления зданий после Второй Мировой войны // Инженерный вестник Дона, 2012, №4 (часть 1) URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1103.

17. Белоусов В.Н., Смирнова О.В. В.Н. Семёнов. // Архитектура. История URL: alyoshin .ru/Files/publika/belousov/belousov_semenov_00 .html (дата обращения: 14.02.2018).

18. ГАРО Ф. 4329. Оп.1. д.23.

19. Ребайн Я. А. Ростов-на-Дону. М.: Государственное издательство Архитектуры и градостроительства, 1950. 120 с.

20. Лобжанидзе В.Н., Лаптев Г.Ф., Кустов В.Н. Путешествия по старому Ростову. Часть вторая. Таганрогский проспект, 2-е изд. доп. / под редакцией Г. Беленького. Ростов-н/Дон: Издательство СКНЦ ВШ, 2001. 328 с.

21. Волошинова Л. Ф. Он восстанавливал Ростов // Донской временник. Год 2015-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2014. Вып. 23. С. 165-168. URL: donvrem.dspl.ru/Files/article/m 19/2/art.aspx?art_id=1398

22. ГАРО Ф. 4329. Оп. 1. д. 146.

23. ГАРО Ф. 4329, Оп.1, д.24.

24. ГАРО Ф. 4329. Оп. 1. д. 110.

25. ГАРО Ф. 4329. Оп.1. д. 145.

26. Елисеева Т.П., Ежова И.М., Лакирбая И.Д. Исследование воздействия техногенных факторов на окружающую среду с целью обоснования управленческих решений по обеспечению экологической безопасности регионов России // Инженерный вестник Дона, 2014, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2361.

1. The embankment URL: embankment.org/history.

2. Esaulov G. V., Chernitsyna V.A. Arkhitekturnaya letopis’ Rostova-nDonu. [Architectural Chronicle of Rostov-on-Don.] Rostov-na-Donu: 1999. 288 p.

3. Krasnyanskiy M. B. Proshloe Rostova na Donu po gorodskim planam.[ Past of Rostov-on-Don by urban plans] Rostov-nDon: Ehlektrotipografiya F.A. Zakroytseva, 1912. 16 p.

4. Predsedatel’ Oblastnoy sektsii pamyatnikov arkhitektury Rostovskogo Oblastnogo otdeleniya VOOPIiK arkh. Zimin A.P. Kratkaya gradostroitel’naya istoriya zaseleniya territorii Leninskogo rayona goroda Rostova-na-Donu. [Brief urban history of the settlement of the territory of the Leninsky district of the city of Rostov-on-Don] Rostov-na-Donu: 1983. 64 p.

5. Scientific reference library GARO inv.14. Vedomosti Rostov-on-Don city government. November 20, 1877. No. 47. 96 p.

6. Scientific reference library GARO. Journal of the Rostov City Duma. №13 20. Meeting on September 25, 1892. Vedomosti Rostosko-on-Don City Government. November 8, 1892. №45

7. GARO. F. 90. Op. 4. D. 133.

8. GARO F. 627.217. D. 74. D № 8993. 1913. 12l.

9. BHO British history onlyne URL: british-history.ac.uk/vch/middx/vol12/pp66-78 (date of access: 10.02.2018).

10. Lichnyy arkhiv avtora. K proektu Gavani «Rostov-Don-Zarechnaya». Vladikavkazskaya zh.d. [To the Gavan project «Rostov-Don-Zarechnaya». Vladikavkaz railway] Oktyabr’ 1911. 80. p.

11. Ikonnikov A.V. Arkhitektura Moskvy. KHKH vek. [Architecture of Moscow. Twentieth century] M: Mosk. rabochiy, 1984. 222 p.

12. Tokarev A.G. Preemstvennost’ v arkhitekture i gradostroitel’stve Rostova-na-Donu 1920 — 1930-kh godov [Continuity in architecture and urban planning of Rostov-on-Don, 1920s — 1930s]: kan. diss a. nauk: 18.00.01. Rostov-nDonu, 2000. 229 p.

13. Semenov V.N. Problems of the Soviet urban planning. M.: Publishing House of the Academy of Architecture of the USSR, No. 2 1949. P. 57.

14. GARO F. 4038. Op.1. d. 171.

15. GARO F. 4038. Op.1. d. 1071.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Moskalenko I.A Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №4 (nacTb1) URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1103.

17. Belousov V.N., Smirnova O.V. Architecture. History URL: alyoshin.ru/Files/publika/belousov/belousov_semenov_00.html (access date: 02/14/2018).

18. GARO F. 4329. Op.1. d.23.

19. Rebayn YA.A. Rostov-na-Donu. [Rostov-on-Don] M.: Gosudarstvennoe izdatel’stvo Arkhitektury i gradostroitel’stva, 1950. 120 p.

20. Lobzhanidze V.N., Laptev G.F., Kustov V.N. Puteshestviya po staromu Rostovu. Chast’ vtoraya. Taganrogskiy prospekt [Travels in old Rostov. Part two. Taganrog Avenue], 2-e izd. dop. pod redaktsiey G. Belen’kogo. . Rostov-n/Don: Izdatel’stvo SKNTS VSH, 2001. 328 p.

21. Voloshinova L.F. Donskoy temporary. Year 2015 Don. state public b-ka Rostov-on-Don, 2014. Vol. 23. pp. 165-168. URL: donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/2/art.aspx?art_id=1398

22. GARO F. 4329. Op. 1. d. 146.

23. GARO F. 4329, Op.1, d.24.

24. GARO F. 4329. Op. 1. d. 110.

25. GARO F. 4329. Op.1. d. 145.

26. Eliseeva, T.P., Ezhova, I.M., Lakirbaya, I.D. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2361.

Власти Ростова лишь говорят о благоустройстве набережной Дона. Архитектор Дойницын уже сделал проект

Еще прошлый сити-менеджер Виталий Кушнарев предложил перенести ростовский порт с правого берега Дона и превратить в территорию для прогулок всю улицу Береговую. Действующий глава администрации Алексей Логвиненко тоже не забывает обещать, что набережная Дона станет привлекательным местом. Речь идет о продлении набережной от Богатяновского спуска до 13-й Линии. В октябре 2019 года администрация выбрала подрядчика, который должен разработать документы для строительства четырехполосной дороги на Береговой.

161.RU поговорил с ростовским архитектором Андреем Дойницыным, который уже создал концепцию новой набережной.

Андрей Дойницын — член Союза архитекторов России, основатель и главный архитектор ООО «Новая РАСА».

Устремленный в будущее. О проекте

Группа архитекторов под руководством Дойницына разработала концепцию развития набережной в 2019 году. Они сразу решили, что создают не столько архитектурный проект, сколько концепцию развития территории.

— Когда нам сказали, что набережная прорабатывается только до 13-й Линии, я возмутился, — вспоминает архитектор. — Если ограничиваться такими небольшими отрезками, то в будущем мы будем вынуждены мириться с возводимыми зданиями, подстраиваться под них. Прежде чем раздавать разрешения на строительство, следует посмотреть на 10–20–50 лет вперед.

Набережная должна притягивать людей, говорит Дойницын. Перед разработкой концепции архитекторы проанализировали всю территорию и продумали, чего там не хватает.

— Мы поставили перед собой задачу связать всю набережную, чтобы она была целостной и гармоничной. Мы разбили ее на активные блоки, мощные самостоятельные зоны, которые создают вокруг себя новые функциональные связи.

Дойницын говорит, что летом по существующей набережной проходят около 1,2 миллиона человек. Но все активности ограничены ресторанами и кафе. Заведений общепита становится больше, но количество посетителей не растет.

— Моя задача, — говорит архитектор, — рассказать о других идеях. Чтобы люди, спускаясь на набережную, задавались не только вопросом: «А куда мы пойдем поесть?» Что привлекало бы в город туристов? Студентов? Кроме того, архитектура дисциплинирует и воспитывает. Горожанин, гуляя вечером по набережной, не должен бояться, что у него отнимут телефон. Он должен чувствовать себя в безопасности.

Дойницын считает, что городу нужны архитектурные проекты и свежие идеи. По его мнению, и администрация должна быть заинтересована в этом.

— Мы хотели показать, какой могла бы быть наша набережная, какие у нее могли бы быть функции. Об этом и есть вся наша работа.

Источник: АБ «Новая РАСА»

Вечное невозвращение. О транспорте

В проекте Дойницына набережная тянется от Богатяновского спуска до Зеленого острова. И он добавил на правый берег больше растительности, которая будет спасать от летнего зноя и зимних ветров.

— Сейчас на Богатяновском все поднимаются по узкой криволинейной дороге, там мы размещаем первый объект — встроенную в рельеф многоуровневую парковку, — рассказывает архитектор. — Одна из проблем старой набережной — отсутствие парковочных мест, и когда в этой зоне проводят мероприятия городского масштаба, там просто негде остановиться.

Возвращаться в город с набережной неудобно. Дойницын говорит, что есть несколько путей выхода в город — и все они трудозатратные: крутая лестница, ведущая к собору; Казанская лестница; лестница у Ворошиловского моста; пологий Будённовский, по которому хоть как-то можно двигаться, но если люди решат пройтись до конца существующей набережной, им придется возвращаться назад. Поэтому, по мнению архитектора, вторая часть набережной затихает.

— Людям не хочется возвращаться назад, и поэтому они решают вовсе туда не идти. Страдает функционал, потому что там не хватает людей, — добавил эксперт. — Богатяновский — это центр набережной, поэтому если там появится скрытая парковка, у людей будет выбор — пойти к старой части набережной или к новой.

Также архитектор решил через Береговую связать Аксай и Западный.

— Можно было бы поставить опоры монорельса и пустить по ним воздушный трамвай. Если в Ростове всерьез обсуждают метро, то почему бы не обсудить эту идею? — говорит Дойницын. — Так получится самый короткий путь вдоль берега Дона, чтобы попасть из Аксая чуть ли не на Западный. Там будут появляться станции и формировать вокруг себя точки ожидания, а вместе с тем новые функциональные зоны.

Архитекторы взяли как пример Гамбург и представили двухуровневую пешеходную зону, где на первом уровне, в закрытой зоне, будет комфортно гулять в холодное время года, а на втором — в теплое.

— Благодаря такой конструкции мы можем организовать и парковочные места, — говорит архитектор. — Эти парковки будут интегрированы в набережную, спрятаны, их никто не будет видеть.

Другая важная задача — создать набережную, которая не будет разрезана дорогой.

— Мы сохраняем логику квартальной застройки и проектируем набережную так, чтобы дорога не отделяла от прогулочной зоны весь функционал, находящийся в корневой структуре квартала. Сейчас даже к ресторанам сложно подобраться, нужно миновать парковку и как-то перебежать через дорогу, — поясняет Дойницын. — Получается, что набережная сама по себе, а бизнес — сам по себе.

Парк «Воздушная деревня». О спорте

По задумке архитекторов, рядом с парковкой появится спортивный парк, который будет интегрирован в рельеф. Это должна быть зона активного отдыха с веревочным парком, скалодромом и скейт-парком напротив.

— Где, кроме как вдоль воды, стоит использовать энергетику молодежи? На нашей нынешней набережной этого не хватает. Сейчас там скучная прогулочная зона с ресторанами и несколько детских игровых зон. А для подростков ничего нет, — поясняет архитектор. — Я говорю об активной молодежи, которая вынуждена оккупировать пандусы у Публичной библиотеки, чтобы кататься.

IT-технопарк Kollider. Об образовании

— Мы долго думали, что можно организовать на территории рядом с центральной котельной. Подумали, что нашей набережной не хватает молодежи, и решили, что там должны быть учебные корпуса и общежития для студентов, — говорит Дойницын. — Зона должна работать 24/7, также здесь должны быть съемные апартаменты для преподавателей среднего и высшего состава.

Авторы назвали зону Kollider — в честь ускорителя частиц, который она напоминает формой. По задумке авторов, там появятся лаборатории. Рядом — парковая часть, которая приютит магазины, барбершопы и кафе. Дойницын считает, что эта зона привлечет и молодых людей, и инвесторов.

Спа-центр. Об отдыхе

Еще одна часть концепции — островной спа-центр. Архитектор предлагает проложить канал шириной в 30 метров, создав таким образом искусственный остров напротив центральной котельной. На этом участке набережная закругляется — уже сейчас там много зелени, говорит архитектор. К существующим деревьям, по проекту, добавят новые насаждения.

— Я предлагаю сделать спа-центр в форме рыболовецких сетей. Казаки в свое время их так ремонтировали, — объясняет архитектор. — В этой зоне могли бы быть грязелечебницы, косметические процедуры и прочее — это опять же о туристической привлекательности: как мог бы измениться город, чтобы быть интересным не только для жителей, но и для гостей. Например, Краснодар как будто приглашает — «Приезжайте в парк Галицкого», а нам некуда звать людей.

Также архитектор отмечает и предполагаемый коммерческий успех проекта. По его мнению, деньги должны приносить не только рестораны и кафе.

Апартаменты и экспоцентр. О развитии

Следующей точкой станет экспоцентр. Здесь архитектор приводит в пример выставочный центр в Гуанчжоу, на берегу реки Чжуцзян. По мнению Дойницына, это образец того, как нужно привлекать людей на набережную.

— На том месте, где в проекте мы решили поставить экспоцентр, сейчас находится ростовский порт. Там огромная зона, где есть проезды, то есть для выставок и мероприятий не возникло бы сложностей. Этот центр мы увидели как зеленые волны. А на волнах-крышах — стеклянные конструкции, похожие на паруса, они плывут по ветру. Нас это вдохновило.

Дойницын говорит, что высокий правый берег всегда был почти что полностью в зелени, даже крыши были зелеными. По его словам, для города важно это сохранить.

Рядом, на второй линии, могли бы разместиться бизнес-центры и гостиницы.

— У нас уже есть бизнес-центр «Пять морей», только в нашем проекте я поставил эти строения правильно, по солнцу, — поясняет Дойницын. — Если бы это здание поставили в соответствии с моей идеей, им не нужно было бы заклеивать окна фольгой, — рассказывает архитектор. — В том варианте, который предлагаем мы, эти строения продуваются ветром, солнце правильно их обходит, поэтому фасад не перегревается. То есть я показываю, что если такая архитектура и возможна в нашем городе, то с ней нужно поступать правильно.

Парк развлечений и колесо обозрения

Завершающая локация набережной — большой парк развлечений на воде, попасть в который можно будет по высокому мосту — конструкция, по задумке авторов, должна быть закольцованной. Этот путь свяжет правый берег и Зеленый остров.

— На этом месте сейчас находится понтонный мост. Здесь глубокий фарватер, и мы хотим предложить сделать в этой зоне плавучую деревянную набережную на сваях, у которой будут швартоваться корабли. Сейчас суда всю зиму стоят у основной части набережной, закрывая вид на Дон, — говорит Дойницын. — Корабли не должны стоять вдоль основного берега.

На кольцевой структуре — по сути, на мосту между набережной и зеленым островом — парк развлечений с большим колесом обозрения, с которого можно было бы увидеть Дон в длину.

— Расположенное таким образом колесо обозрения будет привлекательнее для туристов. А их приток позволит городу развиваться и облагородить Зеленый остров. Там ведь может быть совсем другая зона отдыха и культуры. И я постоянно повторяю — парк, но речь идет не просто о парке, где высадили деревья, а об активной и живой структуре.

Жители расположенного рядом микрорайона Красный Аксай — это потенциальные посетители парка. Дойницын обращает внимание, что этим людям будут нужны и кафе, и другие бизнес-проекты на территории.

С 2019 года проект Дойницына получил две премии:

  • бронзовый диплом международного конкурса Eurasian Prize;
  • золотой диплом международного конкурса «Золотой Трезини».

По словам архитектора, в социальных сетях многие писали, что концепцию невозможно реализовать. Но разработчики предлагают мыслить глобально.

— Мы рассматривали проект как группу колец — кольцо на воде, кольцо в воздухе, кольцо в зелени, коллайдер… Мы используем скрытые символьные элементы. Это образность. На тот каркас, который мы разработали, могут быть положены и другие концепции. Мы хотим, чтобы нас услышали и увидели, что можно было бы сделать с набережной. Пусть на эту тему выскажутся специалисты, пусть будут другие варианты. Но давайте смотреть шире — на 50, на 100 лет вперед, — подытожил Дойницын.

Проект ростовской набережной целиком

Корреспондент 161.RU
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!

Анна Кабанова
корреспондент

Василина Берёзкина
Старшая ночная корреспондентка E1.RU

Геннадий Крольман
Координатор движения «МойФасад», экскурсовод
Рекомендуем

«Пришлось пройти через унижения»: семья из Архангельска требует у местной гимназии рублей

«Парень с пистолетом с мэрией ничего не согласовывал». Мы попытались пройти через школьную охрану — что из этого вышло

Как говорил наш любимый шеф: проверьте, как вы помните цитаты из фильмов Гайдая
В Москве задержали блогера из Самары, «пощекотавшую» Родину-мать

Новосибирцам показали манулов, которых увезли в Барнаул, — смотрим на видео, что делают коты в домиках

Анна Кабанова
корреспондент

Василина Берёзкина
Старшая ночная корреспондентка E1.RU

Геннадий Крольман
Координатор движения «МойФасад», экскурсовод
Рекомендуем

«Пришлось пройти через унижения»: семья из Архангельска требует у местной гимназии рублей

«Парень с пистолетом с мэрией ничего не согласовывал». Мы попытались пройти через школьную охрану — что из этого вышло

Как говорил наш любимый шеф: проверьте, как вы помните цитаты из фильмов Гайдая
В Москве задержали блогера из Самары, «пощекотавшую» Родину-мать

Новосибирцам показали манулов, которых увезли в Барнаул, — смотрим на видео, что делают коты в домиках

  • Подписаться на новости
  • Сообщить новость
  • Рубрики
  • Реклама на сайте
  • О компании
  • Наши награды
  • Наши вакансии
  • Техподдержка
  • Предвыборная агитация
  • Все города сети

Подписаться на новости Сообщить новость

  • Реклама на сайте
  • О компании
  • Наши награды
  • Наши вакансии
  • Техподдержка
  • Предвыборная агитация

Мобильное приложение
Мы в соцсетях
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов

Сетевое издание «161.ру» (18+)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77– 84714 от 06.02.2023 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИИ»
Главный редактор: Булавко Валентин Геннадьевич
Адрес редакции: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, д. 130, 13 этаж, +7 (918) 50-50-161
Электронный адрес редакции: 161@sholding.ru
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: juristnn@sholding.ru
Техподдержка: help@sholding.ru

Связаться с отделом продаж: 8 (863) 303-41-34, reklama161@sholding.ru
Публикации с пометкой «На правах рекламы», «Партнёрский проект», «Открытая трибуна», «Выборы-2020» и «Выборы-2021» оплачены рекламодателем. Редакция сайта не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования

© ООО «Сеть городских порталов»

Информация о возрастных ограничениях в отношении информационной продукции, подлежащая распространению на основании норм Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Некоторые материалы настоящего раздела могут содержать информацию, запрещенную для детей.

Военная книга в меняющейся информационной среде (конец ХХ – начало ХХI века) : монография

Современная ситуация, складывающаяся на рубеже тысячелетий в информационной среде, свидетельствует о расширении масштабов информационной глобализации. Обеспечение информационной безопасности в условиях вооруженных конфликтов и Военно-террористических актов остается насущной проблемой современности, что, в свою очередь, требует формирования оборонной составляющей общественного сознания, адекватной происходящим переменам. В связи с этим военная книга продолжает играть важную роль в системе средств массовой информации и коммуникации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *