Градский холл что это
Перейти к содержимому

Градский холл что это

  • автор:

Спор о наследии маэстро: Что на самом деле происходит в театре Александра Градского

Александр Градский в день открытия своего детища - театра

Часть сотрудников обратилось в Департамент культуры Москвы, потому что «не могут мириться» с новым руководством театра и «просят принять меры». По их мнению, новый худрук композитор Алексей Рыбников (автор музыки к легендарным произведениям «Юнона и Авось», «Тот самый Мюнхаузен», «Вам и не снилось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»)занимается только своим театром, на «культурное наследие» Градского ему наплевать. Письмо подписал «коллектив театра», но кто именно неизвестно. Автографы неразборчивы (без имен и фамилий). На следующий день на стол руководителя Депкульта Александра Кибовского упало другое коллективное письмо (правда имена и фамилии подписантов есть), в котором «категорически не согласны с фактами», указанными в первом письме.

Что же происходит в этом удивительном театре, который в начале 90-х певец Александр Градский выбил из тогдашних московских властей (до этого в здании на Коровьем валу был кинотеатр «Буревестник») и после — почти 20 лет (!) его ремонтировал. Музыкальный театр открылся только в конце 2015 года. Но никаких ярких творческих событий за это время в нем так и не случилось, ну разве что выступление самого Александра Градского и его воспитанников из проекта «Голос» и еще вручение премии Владимира Высоцкого «Своя колея».

В конце 2021 года Градский умер, через несколько дней на место худрука был назначен композитор Алексей Рыбников, у которого тоже свой театр имеется. Правда московская публика знает о нем еще меньше, чем о театре Градского. Это «бродячий» коллектив, гастролирующий по миру. Своей стационарной площадки нет.

Ничего удивительного, что на сцене «Градский холл» стали показывать спектакли «МГТМ п/р Рыбникова» на тех же условиях, что и представления других арендаторов. В прошлом году театр Рыбникова дал 6 спектаклей (5 показов «Князя Андрея Болконского» и одну «Юнону и Авось»). Впереди еще 6 спектаклей. При Рыбникове стали больше привлекать сторонние творческие коллективы, чтобы «Градский холл» не простаивал. Именно это не понравилось старожилам театра и они накатали жалобу, мол, новый худрук пренебрегает творческим наследием Александра Градского и «тащит» свои спектакли в театр.

Здание театра

Здание театра «Градский холл» в день прощания с народным артистом России Александром Градским, декабрь 2021 г. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

«Градский холл», при всем уважении к его создателю, на мой взгляд, очень странная площадка. Вроде бы и музыкальный театр, но при Градском не было поставлено ни одного спектакля. Сцена очень маленькая, кулис нет вообще.

Успехи концертной деятельности тоже не сильно убедительные: за сезон лишь 35 (!) концертов солистов труппы. Некоторые певцы собирали аншлаги, а некоторые давали один концерт в год, потому что даже ползала было собрать трудно, хотя билеты недороги — 500 — 2000 руб. Были случаи, когда продавалось менее 12 % зрительного зала, концерты переносили из-за низкого спроса. Под вывеской «творческого наследия Градского» почему-то шли концерты с кавер-версиями из репертуара Queen, ABBA, The Beatles , Стинга, Майкла Джексона, Эдит Пиаф. Зато, говорят, «Градский холл» был успешной площадкой для разного рода корпоративов. И всех это устраивало. Можно заниматься чем угодно и получать зарплату из городского бюджета.

Рыбников попытался эту схему сломать, создать собственный репертуар и подготовить концертные программы, основанные на оригинальных произведениях. Он считает: «Градский Холл» расположен в центре города и поэтому должен работать в том же ритме и с такими же сборами, что и другие подобные площадки. В музыкальном театре — 19 штатных солистов, некоторые вообще не появляются на работе. Плюс оркестр, музыканты которого работали. по совместительству, что, по мнению нового худрука, недопустимо.

— «Градский Холл» был не основным местом работы для его музыкантов. Они числились в других оркестрах, работая здесь на полставки, — объяснил Алексей Рыбников, почему пришлось расстаться с музыкантами. — Это абсолютно неприемлемо. В музыкальном театре должен быть свой штатный оркестр. Я предложил концертмейстеру вместе со всеми музыкантами перейти к нам в штат. Они отказались, поэтому мы были вынуждены искать других музыкантов на полную ставку и продолжаем этот поиск. К нам пришли новые солисты. Артистов труппы я заставил заниматься сценическим движением и вокалом. Не всем это понравилось, но такая практика распространена во всех без исключения музыкальных театрах. Поддержание себя в наилучшей творческой форме необходимо всем без исключения, и вокалистам в первую очередь. Тот факт, что многие из солистов театра «Градский Холла» в свое время получили музыкальное образование, не отменяет необходимости регулярных занятий.

Что касается традиций, которые были при Александре Градском, они сохранились. У нас прошли концерты «Любимые песни Градского» и «Песни кино на все времена». В январе проходили концерты памяти Владимира Высоцкого, раньше эти вечера проводились под руководством и при участии Александра Борисовича. Ни о каком неуважении к наследию Маэстро речи не идет…

Алексей Львович не скрывает, что есть планы объединить два коллектива – «Градский холл» и Театр Алексей Рыбникова, в котором 60 артистов, включая танцовщиков балета, вокалистов. Не всегда оптимизация творческих коллективов уместна, но в данном случае она действително была бы логична.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Скандал в детском «Голосе», перезагрузка любимых шоу и лучшие сериалы весны: что стоит посмотреть (подробнее)

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru

Алексей Рыбников — о судьбе осиротевшего театра

После неожиданной смерти Александра Градского художественным руководителем театра «Градский-холл» назначен композитор Алексей Рыбников. По этому поводу в прессе блуждало много слухов и домыслов: наследники знаменитого певца и композитора тревожились за судьбу театра, труппа — за свое будущее, и само назначение Рыбникова повсеместно называлось временным. С этого мы и начали нашу беседу с выдающимся автором «Юноны и Авось», «Литургии оглашенных», «Князя Андрея», создателем объединения «Современная опера».

Аркадий Колыбалов/ РГ

Алексей Львович, так все же вы худрук или врио?

Алексей Рыбников: Не знаю, откуда явилась эта дезинформация. У меня подписан договор с департаментом культуры о том, что я назначен художественным руководителем театра «Градский-холл», и никаких врио. Это произошло вскоре после трагического дня, когда Александр Градский так неожиданно ушел от нас.

Вот мы только что видели его на телеэкране — и вдруг известие о его смерти, я был потрясен! И поступил звонок из департамента: чтобы театр не развалился, возьму ли я на себя обязанности художественного руководителя? Это было действительно необходимо: должен был бесперебойно продолжаться весь документооборот, связанный с работой любого бюджетного учреждения. Да и коллектив театра был в полной растерянности. И не было в театре кандидатуры человека, который мог бы взять на себя эти обязанности. Пригласить варяга, далекого от специфики «Градский-холла», — опасно: он уведет курс театра в каком-то другом направлении. Пригласили меня, и я должен обеспечить сохранность сделанного — чтобы дух театра, его репертуар, его труппа продолжали существовать.

Вы некоторое время не встречались с труппой, и это порождало домыслы в прессе, напряжение в театре. Удалось достигнуть взаимопонимания?

Алексей Рыбников: В этом тоже много фейков, на которые так горазда наша пресса. Я с труппой встретился на 9-й день после кончины Градского: в первые траурные дни не хотел отвлекать от прощания с ним. Встреча прошла в дружественной обстановке, и артисты сразу стали спрашивать о своей дальнейшей судьбе. Труппа очень разношерстная, небольшая: 19 солистов и 28 — оркестр. Были, конечно, обиженные, были и те, кто давно забыли дорогу в театр и заняты собственными гастролями. Все были озабочены одним — чтобы их не уволили. Как только поняли, что театр будет развиваться, что их проекты будут рассмотрены и получат поддержку, все нормализовалось. Сейчас театр работает по объявленному ранее расписанию, но осуществляются и новые авторские проекты.

Как складываются отношения с детьми Градского? Они, судя по всему, считали, что руководство театром перейдет им по наследству?

Алексей Рыбников: Вскоре после похорон мне позвонил сын Градского Даниил, и мы потом много раз встречались, обговаривали пути развития театра. Он быстро понял, что театр принадлежит не семье, а правительству Москвы. Город вложил в реконструкцию здания огромные деньги, это его собственность, и назначать руководителей театра — его право. Да, в театре хранятся некоторые элементы имущества семьи Градских — в частности, картины. Они ждут решения суда о том, кому из наследников принадлежат. Но этим занимаются юристы, я к этому отношения не имею.

Вы приняли руководство театром в декабре. Что произошло за это время?

Алексей Рыбников: Театр до сих пор функционировал всего 80 дней в году — работал в четверть силы. А там две сцены, скоро появится третья, и эффективность труппы может быть много выше. Это уникальная композиторская площадка — Градский был и певец, и композитор. Вероятно, поэтому обратились ко мне: мне эта специфика близка. Все, что было запланировано, сейчас реализуется и даже преумножается: растет число концертов, актеры приходят со своими идеями и будут осуществлять эти проекты. Как и замечательный оркестр, у которого наконец появится и главный дирижер.

У вас есть свой успешно работающий театр. Значит ли это, что предстоит слияние двух творческих коллективов?

Алексей Рыбников: Об этом не было сказано ни слова. Есть же масса примеров, когда человек руководит двумя-тремя театрами, но никто не говорит об их слиянии. Скажем, Валерий Фокин — руководитель Александринки в Питере и Центра Мейерхольда в Москве — оба театра прекрасно работают. Да и по роду деятельности наши коллективы разные: театр «Современная опера» гастрольный, выступает на разных площадках в России и в мире, «Градский-холл» никогда не гастролировал и работает в своем зале.

А каковы там возможности, в зале бывшего кинотеатра «Буревестник»? Театр специфический, в труппе его считают музыкально-песенным, у него небольшая сцена. Идут концерты, но можно ли там играть спектакли?

Алексей Рыбников: «Градский-холл» официально именуется театрально-концертным объединением. Там есть малый зал на двести человек с изумительной, редкой для Москвы акустикой — он прекрасно подходит для классических камерных концертов. Большой зал для театра не годится, нет закулисного пространства: выходишь из лифта — и попадаешь на сцену.

Нет помещений для хранения декораций, костюмов и реквизита, негде разместить технику. Сцена мала в глубину, все загромождено устаревшей осветительной аппаратурой, а она греется, и в зале даже зимой нестерпимо душно. Чтобы можно было высидеть час-другой, зал перед концертом нужно хорошенько выстуживать. Системы вентиляции есть, но они не задействованы, не отрегулированы, и мы сейчас этим плотно занимаемся — обустройством театрального пространства. Для спектаклей придется переоборудовать сцену и частично зрительный зал: убрать пару рядов и увеличить площадь сцены. Заменим световые приборы светодиодными. Установим черный экран, современные лазерные проекторы. Зал станет универсальным: в нем можно будет показывать камерные театральные постановки, осуществлять кинопоказ и продолжать концертную деятельность.

Но для всего этого нужно время — остановите работу театра?

Алексей Рыбников: В летние месяцы театр и так не работал: там была бы душегубка. Да и сейчас в расписании огромные паузы: до середины мая в плане только 15 концертов! Все остальное время — перерывы, тогда и будут производиться работы по переоборудованию зала. Кроме того, есть Атриум, который будет превращен в зал для видеоинсталляций, для живых скульптур, вводящих публику в атмосферу театра; там будут идти программы певцов и инструменталистов.

Какие проекты предложите театру вы?

Алексей Рыбников: Когда я думал о том новом, что может появиться в театре, я подошел с позиций не только худрука, но и своих общественных позиций как председателя Союза композиторов, члена Совета при президенте РФ по культуре и искусству. Это будет площадка, открытая для молодых композиторов, режиссеров, певцов, которые ярко заявили о себе на том же «Голосе», но не знают, где им применить свой талант.

Возникнет площадка, открытая для молодых композиторов, режиссеров, певцов, здесь зазвучат новые голоса

Ведь у нас на виду только раскрученные звезды! То есть возникнет площадка, где будут зажигаться новые имена. Надеюсь реализовать и свои экспериментальные проекты, и первый из них — «Дух Соноры»: новая версия истории Хоакина Мурьеты с либретто Юлия Кима и с использованием моего фильма, снятого в жанре рок-оперы. Это будет комбинированное действо с участием кино, рок-группы и живых исполнителей (среди них — приглашенные актеры) — такое сочетание дает совершенно новый драйв. А затем хочу сделать аналогичный проект с «Литургией оглашенных» с участием хора Академии хорового искусства.

Сохранится ли название театра?

Алексей Рыбников: Это будет зависеть от городских властей — в их компетенции давать учреждениям культуры названия. Пока театр продолжает быть «Градский-холлом» — теперь уже в память о его основателе.

Градский холл что это

Александр Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области.

Его отец по профессии инженер-механик, мать — актриса драматического театра. В свое время ее приглашали играть во МХАТ, но она вынуждена была уехать вместе с мужем на Урал, куда его распределили после окончания института. В Копейске до сих пор помнят родителей Александра, на стенде Дворца культуры есть упоминание о Тамаре Павловне как о руководителе самодеятельного театра, несколько артистов которого впоследствии сделали профессиональную карьеру В Москву семья вернулась в 1957 году. Отец Александра, Борис Абрамович Фрадкин, работал на заводе, мать руководила театральными кружками, а затем была литературным сотрудником в журнале «Театральная жизнь». Из-за чрезмерной занятости родителей Александр до школы жил у бабушки Марии Ивановны Градской в Подмосковье, в деревне Расторгуево Бутовского района. В Москве семья — папа, мама, бабушка (мать папы) и Саша — несколько лет, вплоть до ранней смерти матери (в 1963 г.), жила в восьмиметровом подвале на углу Фрунзенской набережной, в «компании» еще девяти семей.

С 1958 г. по 1965 г. Градский, по настоянию родителей учился в музыкальной школе по классу скрипки (педагог — ученик Е.Ф.Гнесиной В.В.Соколов). О том, насколько хорош был этот преподаватель, говорит следующий факт: когда Соколов по каким-то сугубо бытовым соображениям был вынужден перебраться в менее престижную школу им. Дунаевского, за ним ушел почти весь его «гнесинский» класс. Мальчику очень нравились музыкальные занятия в школе, но необходимость многочасовых домашних упражнений угнетала.

В общеобразовательной школе отношения с предметами сложились как-то сразу. Все математические дисциплины, физика и химия Саше не нравились, зато история и литература сразу стали его стихией. Он читал запоем прозу и поэзию, а в тринадцать лет написал свое первое стихотворение. Рано (по тем временам) познакомился с западной музыкой (Э. Пресли, Б. Хейли, Э. Фитцджеральд, Л. Армстронг, Ф. Синатра), в советской эстраде отдавал предпочтение песням в исполнении М. Бернеса, К. Шульженко, Л. Руслановой, увлекался классическим пением (Карузо, Шаляпин, Джильи, Каллас). Сашин дядя (брат матери) работал в моисеевском ансамбле (ансамбль народного танца СССР), одном из немногих коллективов, которым разрешали зарубежные гастроли не только в странах социалистического лагеря, но и в крупнейших капиталистических державах. Таким образом, дядя оказался среди тех, кому посчастливилось несколько раз участвовать в многомесячных гастролях по Америке. Когда дядя возвращался из-за границы, он привозил не только заграничные вещи, но и пластинки с диковинной музыкой, которую в Советском Союзе имели возможность слушать только партаппаратчики и дипломатические работники. В дядиной коллекции было целых пять или шесть (по тем временам — редкость!) пластинок: Элвис Пресли 57-го года, Луи Армстронг, альбом саксофониста Стива Гетца, какие-то блюзы. Итак, благодаря великолепным дядиным пластинкам и роскошной «фирменной» стереосистеме, Саша уже в 10 — 12 лет получил возможность слушать самую современную по мировым понятиям музыку. А ведь он был начинающим музыкантом, мог оценить качество звука и голоса. Сам Александр считает, что именно тогда получил первый рок-н-ролльный импульс, упавший на благодатную почву, — он уже был увлечен творчеством отечественных исполнителей, таких, как Марк Бернес, Клавдия Шульженко и Лидия Русланова. И еще один интересный факт: в тринадцатилетнем возрасте юный Градский пошел в студию «звуковых писем» на улице Горького (ныне — Тверская) и записал песню «Тутти-Фрутти» Литл Ричарда. Однако в социалистических условиях счастливый случай Пресли не повторился, и гибкая грампластинка, по словам Александра, «до сих пор где-то валяется». Все это впоследствии отразилось в сочинительстве и манере пения. Уже во время учебы в школе Градский пробует свои силы в школьных вечерах, поет, аккомпанируя себе на гитаре и фортепиано, играет в театральном кружке.

В конце 1963 года Градский появляется в интерклубе МГУ и поет вместе с группой польских студентов «Тараканы» на нескольких концертах (в репертуаре два блюза и один рок-н-ролл Э. Пресли). Первая песня, которую Александр Градский исполнил в составе “Тараканов”, — твист А. Бабаджаняна “Лучший город земли”, причем во время выступления в зале отключились микрофоны и финал песни был исполнен без них под «бешенный» прием студентов. 1964 г. — время переезда в более-менее приличную квартиру и. Именно тогда было принято решение стать музыкантом, певцом, гитаристом, композитором, поэтом, короче — Александром Градским. В 1965 г. А.Градский и Михаил Турков организуют группу под названием СЛАВЯНЕ. Позднее к ним присоединяются Виктор Дегтярев (бас-гитара) и Вячеслав Донцов (ударные). Еще через два месяца Вадим Маслов (электроорган). СЛАВЯНЕ третья, по времени создания, советская рок-группа (после «Братьев» и «Соколов»), ставшая известной и популярной, — просуществовала в этом составе не более года. Репертуар коллектива почти целиком состоял из песен «The Beatles» и «Rolling Stones». Александр Градский решил, что только русский язык должен быть основой будущей его музыки и песен. Отсюда и создание группы СКОМОРОХИ (1966 г.), ориентированной исключительно на песни и композиции собственного сочинения и на русском языке. В 1965 году происходит еще одно значительное событие: Градский пишет одну из известных своих ранних песен «Синий лес», ставшую впоследствии его визитной карточкой. Одновременно он продолжает работу с Дегтяревым и Донцовым в группе под названием СКИФЫ. Первоначально эта группа имеет в составе Сергея Сапожникова (бас-гитара), Юрия Малкова (ударные) и Сергея Дюжикова (гитара) плюс Градский. Ориентиры — инструментальная (биг-бит) музыка. Через пару месяцев Сапожникова и Малкова меняют на Дегтярева и Донцова, затем, вместо Градского, приходит Юрий Валов (впоследствии член американской группы «Саша и Юра»). Интересно, что после ухода А.Г. из СКИФОВ его отношения с Донцовым и Дегтяревым не прекратились, наоборот, они организовали группу под названием «Лос Панчос» и вплоть до 1968 года играли на танцах в клубах и школах западные хиты.

Первые СКОМОРОХИ (кроме Александра Градского) — это Владимир Полонский (ударные), который впоследствии долгое время играл в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, и Александр Буйнов (фортепьяно), он также попал в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, после чего сделал сольную карьеру. Уникальность этой группы состояла прежде всего в том, что они «ходили по путям, никому до них неведомым». Градский определял «чистоту» идеи, но в остальном все были равны. Исполнялись и песни А. Буйнова («Аленушка» и «Трава-мурава»), и хиты бас-гитариста Юрия Шахназарова («Мемуары» и «Бобер»), чуть позднее вошедшего в состав. Сразу после этого А. Буйнов был призван в армию и так и не вернулся в группу. Вечная нехватка денег для приобретения аппаратуры толкает музыкантов группы на работу в филармониях. Градский принимает предложение тогда начинающего композитора и пианиста Давида Тухманова и выезжает на кратковременные гастроли по стране, играя на гитаре и старательно не показывая вокала, чтобы не «засветиться». Иногда (уже без Тухманова) к нему присоединяются Буйнов и Полонский, иногда они работают в поездках и в «чесах», а А.Г. «покоряет» Москву с ЛОС ПАНЧОС; в 1968 году Градский даже попадает на временную работу в знаменитый ВИА «Электрон», где заменяет Валерия Приказчикова на соло-гитаре и опять же не поет. За эти два-три года он проехал почти пол-Союза с самым разным репертуаром и с самыми разными музыкантами и солистами и практически никогда и нигде не пел. Лишь однажды, под рев «обалдевшего» зала, он спел сольный концерт вместо заболевшего филармонического солиста, назвавшись его именем. Вот такая была идея — заработать в поездках деньги на аппаратуру, затем приехать в Москву, подготовить репертуар и «выдать»русский рок-н-ролл.

1969-й -год поступления А. Градского в ГМПИ им. Гнесиных на факультет сольного пения к педагогу Л.В. Котельниковой. Впоследствии он совершенствует свое мастерство в классе Н.А. Вербовой. Педагог по камерному классу — Г.Б. Орентлихер; в оперном классе с ним работают такие мастера, как С.С. Сахаров, Н.Д. Шпиллер и М.Л. Мельтцер. Градский начинает параллельно сольную карьеру, выступая один, под гитару. К этому времени относятся «Баллада о птицеферме», «Испания» на стихи Н. Асеева, «Песня о дураках» и маленькая рок-опера «Муха-Цокотуха». Начинается знаменательный период, когда Градский, по сути, становится одним из первых экспериментаторов в роке с текстами на русском языке (собственными и известных поэтов). Обращается он и к русскому фольклору. В 1969г. «СКОМОРОХИ» играют по-прежнему втроем (А.Г. плюс Полонский и Шахназаров), в 1970 г. к ним присоединяется Александр Лерман, интеллектуал, лингвист и профессиональный музыкант, лидер группы «ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН» (впоследствии, вместе с Ю.Валовым, работает в США в группе «САША и ЮРА», одновременно преподает лингвистику в американском университете), а вместо В. Полонского, перешедшего в ВИА «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА», приходит умопомрачительный барабанщик Юрий Фокин (затем уехал в США, одно время служил в Русской православной церкви вприходе под Нью-Йорком). Это звездный групповой состав «СКОМОРОХОВ». Они свободно поют на три-четыре голоса песни собственного сочинения. Москва покорена раз и навсегда. Равных, как говорится, нет. К сожалению, почти никаких записей того периода не сохранилось. В конце 1971 года А. Лерман и Ю. Шахназаров (впоследствии основатель группы «АРАКС» театра Ленинского комсомола, с именем которого связаны все последующие музыкальные успехи Ленкома, человек, работавший затем руководителем музгруппы А. Пугачевой) за десять дней до начала всесоюзного фестиваля в г. Горьком покидают Градского и Фокина. Фокин приводит к Градскому пианиста Игоря Саульского, сына известного композитора и джазмена, и в поезде Москва — Горький Градский обучает Игоря игре на бас-гитаре и на Всесоюзном фестивале бит-групп “Серебряные струны” в Горьком, поделив первое место с Челябинским “Ариэлем”, “Скоморохи” завоевали шесть первых призов из восьми. А три из них — “за гитару”, “за вокал” и “за композицию” — получил лично Градский. Все предыдущие семь лет вместились в двадцать минут фантастического шоу на сцене горьковского ДК. После фестиваля к группе, время от времени, присоединяются флейтист, пианист и вокалист Глеб Май, после сделавший авторскую композиторскую карьеру, и великолепный барабанщик из Еревана Армен Чалдранян. Начинается период первых опытов звукозаписи. Один из членов жюри горьковского конкурса музыковед Аркадий Петров, работающий в то время на радиостанции «Юность», на свой страх и риск, организует студийные записи Градского и «СКОМОРОХОВ» на радио. Александр Градский первым среди советских рок-музыкантов создает цикл композиций на стихи Бернса и Шекспира — своего рода энциклопедию рок-стилей: от блюза до рок-н-ролла (через десять лет записано на пластинку).

Тут становится окончательно ясно: «СКОМОРОХИ» это Александр Градский. О нем и о группе говорят «Голос Америки» и Московское радио, его первые песни звучат на весь Союз. Начиная с 1972 г. группа становится индивидуальным (наряду с гитарой, вокалом и т.д.) инструментом Градского для утверждения его музыкальных и поэтических идей. Первые записи Градского в студии стали единственными и первыми в своем роде рок-композициями в СССР, записанными студийным многоканальным способом, в которых он выступил как мультиинструменталист, автор всей музыки, некоторых стихов, супервокалист, осуществивший впервые в СССР многократное наложение четырехголосия, а одна композиция («Только ты верь мне»), впервые после Пола Маккартни, была записана им целиком (партии всех инструментов и голосов). В том же 1972 г., по предложению Тухманова, он записывает две его песни для LP «Как прекрасен этот мир» («Джоконда» и «Жил был я»), впервые в Союзе используется при этом 16-канальная аппаратура. В том же году «СКОМОРОХИ» выезжают на гастроли в Куйбышев и Донецк. При этом в их составе, специально для поездки, появляются А. Буйнов, Ю. Шахназаров, Г. Май, барабанщик Борис Богрычев. На концерте в Куйбышеве был невероятный успех — после концерта группа уехала в гостиницу, но через полчаса за музыкантами прибежал инструктор горкома комсомола и с ужасом сообщил, что публика не расходится, ведет себя агрессивно и требует продолжения. и концерт был продолжен до часу ночи. В конце 1972 года рядом с Градским впервые на сцене мы видим бас-гитариста Юрия Иванова, который, практически по сей день, входит, по мере надобности, в состав «СКОМОРОХОВ». В начале 1973 года Градский и Иванов (И. Саульский к тому времени занялся рядом других проектов, играя попеременно с разными музыкантами и группами, равно как и Ю. Фокин) выступают постоянно вместе, меняя барабанщиков и приглашая на разные концерты то Фокина, то Чалдраняна (в настоящее время Игорь Саульский живет в США, сделав фантастическую карьеру профессионального компьютерщика, менеджера-композитора, а впоследствии бизнесмена).

Чехарда с составом, учитывая, что группа (по убеждению А.Г.) должна состоять не более чем из 4-х человек, приводит к поискам, а потом и к приглашению в группу новых участников, как оказалось, постоянных и навсегда истинных друзей Александра Градского, с которыми и были им записаны все основные песни, композиции, музыка к кинофильмам, спектаклям, вокальные сюиты и многое другое. Выдающийся барабанщик, суперджазмен и стилист Владимир Васильков и один из самых сильных саксофонистов и флейтистов Союза Сергей Зенько, вместе с Градским и Ивановым, составили тех «СКОМОРОХОВ», которых мы можем услышать в записи и убедиться в мастерстве всей группы и каждого в отдельности. В 1973 году выходит первый сольный миньон Александра Градского с композициями “Испания”, “Скоморохи”, “Синий лес”, “Подруга угольщика”. В том же году, на одной из студийных записей, опять-таки организованной Аркадием Петровым, в аппаратной появляется приглашенный Петровым режиссер будущей кинокартины «Романс о влюбленных» Андрон Михалков-Кончаловский. Он незамедлительно делает Градскому предложение об участии в фильме, сначала в качестве певца, а затем автора песен, части стихов и всей музыки. Небывалый по тем временам случай: 23-летний композитор (не член Союза композиторов!) получает заказ на музыку к 2-х серийному музыкальному фильму одного из самых известных и талантливых режиссеров страны.

Картина вышла на экраны Союза в 1974 году, в том же году — первый LP Александра Градского с музыкой из «Романса. «, за который «Биллбоард» (международный музыкальный супержурнал) присуждает Градскому титул «Звезда года — 1974» за «выдающийся вклад в мировую музыку» (цитата). В том же году Градский получает диплом об окончании Института им. Гнесиных как «оперный и концертно-камерный певец» (цитата). В том же году становится лауреатом международного конкурса эстрадной песни «Братиславская лира». Карьера А.Г. разворачивается с головокружительной быстротой. Он получает возможность гастролировать по стране, при этом концерты его проходят в переполненных залах при невероятном ажиотаже публики.

В огромных дворцах спорта он работает по три-четыре сольных двухчасовых концерта в день, потрясая аудиторию трехоктавным диапазоном голоса, совершенно необычным для того времени репертуаром, жестким хард-роковым аккомпанементом (в тех случаях, когда с ним группа «СКОМОРОХИ»), необычайной актерской манерой и т.д. Вся эта работа организована через филармонии, и на творчестве Градского появляется «печать» официального искусства, т.е. рок-музыка может быть официально разрешена. Мало кто помнит, что А.Г. «пробил» эту непреодолимую стену первым, а за ним, в образовавшуюся «брешь», ринулись все остальные рокеры. В 1974 г. Градский заканчивает работу над циклом песен “Размышления шута”. В 1975 году он работает (по следам «Романса. «) над несколькими фильмами, не забывая о записях, участвуя даже в проектах других авторов (Г. Гладкова, В. Терлецкого, Э. Колмановского, М. Фрадкина, М. Минкова и др.). В это же время он поступает в Московскую консерваторию в класс композиции Т.Н. Хренникова и. записывает «Как молоды мы были» А. Пахмутовой и Н. Добронравова (результат вы знаете). Кстати, эта песня в исполнении Градского единственная, которая была «раскручена» ТВ и Радио. Все остальные его работы по сей день «зажимаются», несмотря ни на какие изменения в политике и повседневной жизни. В 1976 году Градский сочиняет и записывает первую часть сюиты «Русские песни», а в 1978 г., по совету А.Петрова, — вторую часть. «Русские песни» первая рок-пластинка в СССР (вышла в свет в 1980 г.) ставшая одной из самых значимых работ в рок-музыке того времени. Стиль альбома определен как «вокально-инструментальная сюита».

Начиная с этого времени, Градский «выдает» одну студийную работу за другой, вокальные сюиты: «Утопия АГ», «Сатиры», «Сама жизнь», «Звезда полей», «Ностальгия», «Флейта и Рояль» — на стихи классиков, «Концерт-сюита», «Размышления шута» (сборник записей 1971-1974 гг., в котором А.Г. доказывает возможность пения на русском языке в разных рок-стилях), «Монте-Кристо», «Экспедиция» — на свои стихи, опера «Стадион» (либретто А.Г. и Маргариты Пушкиной), балет «Человек» (либретто А.Г.), предназначенные для LP, однако выход их в свет постоянно затягивается по «понятным соображениям». «Рекорд» здесь принадлежит сюите «Размышления шута» — несмотря на выход сингла в 1978 г., вся работа была опубликована спустя 16(!) лет после записи. А.Г. продолжает гастрольную деятельность, в его репертуаре активно появляются песни на его стихи, иногда сатирические, иногда просто опасные для существующего режима. Он пишет ряд статей в защиту жанра рок-музыки, активно полемизируя с ретроградами и. наживая себе кучу врагов. Градский начинает преподавательскую деятельность, несколько лет работы в Училище Гнесиных — он выпускает курс; следующие несколько лет, уже в институте Гнесиных, — еще один курс выпущен. Завершился этот этап его работы двумя годами заведывания кафедрой вокала в качестве профессора РАТИ (ГИТИС). По его словам, дальнейшее преподавание возможно лишь при наличии исключительно собственного класса, скорее всего, придется создавать что-то вроде учебного заведения.

1980 г. — год смерти Высоцкого становится переломным для А.Г. Он полностью переходит в разряд «протестантов», «замешивая » на роковой музыкальной основе трагическую сатиру и драматическую лирику («Песня о друге», «Песня о телевидении», «Монолог батона за 28 копеек из муки высшего сорта», «Рассказ человека, который не смог поехать в отпуск на Канарские острова» и др.). Поначалу его не «трогают», затем, в 1983-1984 гг. кое-какие «неприятности» случаются, но всегда голос и талант «принимаются во внимание». Градского «со скрипом» принимают в Союз композиторов лишь в 1987 году, а первая поездка за границу (в США) состоялась только в 1988 г., на конференцию, вместе с группой деятелей искусства, кино и политики. Он блестяще поет на закрытии конференции американцы устраивают ему пятнадцатиминутную овацию. 1987 г. Работа на радиостанции “Юность”. Александр ведет “Хит-парад Градского”. Именно там впервые прозвучали песни “Кино”, “Алисы”, ДДТ, “Облачного края”, Башлачева, “АВИА”, “Зоопарка”, “Секрета”. По определению композитора, его хит-парад был противостоянием “занудному официозу”. В том же 1988 году уже двадцатипятиминутную овацию он слышит в свой адрес и, естественно, в адрес знаменитого дирижера Евгения Светланова и партнеров по сцене, участников спектакля Большого театра «Золотой Петушок» — одной из самых сложных для исполнения опер Римского-Корсакова. Партию Звездочета, труднейшую партию мирового оперного репертуара, А.Г. «щелкает» как орешек.

К этому времени, благодаря поддержке Валерия Сухорадо, директора «Мелодии», он выпускает в свет практически все свои работы в виде LP, пишет музыку к фильмам «Узник замка Иф» и «Искусство жить в Одессе», доведя таким образом количество кинокартин со своей музыкой и песнями до тридцати восьми! При этом он постепенно сокращает гастрольную деятельность, полностью переключившись на создание в Москве Театра современной музыки. При поддержке Правительства Москвы он получает здание в центре города, начинает его реконструкцию. Московское театрально-концертное музыкальное объединение (МТКМО), под его руководством, осуществляет ряд сложнейших проектов, в том числе: организация «безумных» сольных концертов в Москве (25 января 1990 г., 17 марта 1995 г., а также юбилейные концерты 1999, 2004, 2009 гг.) с участием симфонических оркестров и оркестров русских народных инструментов, хоров, рок-групп и своих друзей по «цеху», выпуск в свет «Коллекции АГ», т.е. тринадцати компакт-дисков с полным собранием сочинений и записей Александра Градского, создание двух музыкальных фильмов «Антиперестроечный блюз» (1991г.), «ЖивЬем в России» (1996 г.) и «ЖивЬем в России — 2» (1999 г.), вышедших впоследствии на DVD.

Первые поездки за рубеж дают результаты. Градский работает в совместных проектах и концертах с такими «китами» западной музыки, как Лайза Минелли, Шарль Азнавур, Джон Денвер, Крис Кристоферссон, Дайяна Уорвик, Сэмми Дэвис, Грэйтфул Дед, Синди Петерс в США, Германии, Испании, Греции, Швеции. Наконец, в 1990 году, после одного из совместных с Джоном Денвером концертов в Японии, Градский получает контракт с VMI (VICTOR) — ведущей японской фирмой. Выпускает под ее маркой два компакт-диска (Metamorphoses и The Fruits From The Cemetery) и дает несколько концертов в Японии с самым разнообразным репертуаром, начиная с собственных песен на русском языке и кончая западными хитами и японскими классическими романсами. Три его балета («Человек» ,»Распутин» и «Еврейская баллада») ставит Киевский театр балета (балетмейстер Г. Ковтун), а два последних — Театр балета на льду (худрук И.Бобрин). Все эти спектакли «возятся» по Европе и Америке с громадным успехом. Несмотря ни на что, он не останавливается на достигнутом и с упорством продолжает, в прямом и переносном смысле, «строительство» своего музыкального театра. Хрестоматия Последовало и «официальное признание» — на рубеже третьего тысячилетия Градский становится народным артистом России и лауреатом Государственной премии России, как говорится, по «совокупности» заслуг. Здание музыкального театра Градского реконструируется «со скрипом», но надежды пока еще остаются, как и продолжение гастрольно-концертной деятельности. Последние работы Александра Градского можно с уверенностью назвать событиями в музыкальной жизни. Это «Хрестоматия» — компакт-диск с композицими, напоминающими в стилистическом отношении «Размышления шута», т.е. попытка снова высказаться на русском языке в современных жанрах, и конечно же, опера «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову с уникальным составом участников, работа над которой шла больше тридцати лет параллельно с «основной» деятельностью, о которой вы могли прочитать выше. Эта опера А.Г. вышла в свет в роскошном оформлении (в виде старинной книги), в комплекте четыре диска и полное либретто — кстати, в книге «Избранное» оно тоже напечатано — еще ждет своего биографа, так как описать двумя словами впечатление от оперы не представляется возможным. Что же теперь? А теперь, уже после оперы, — новые, «социально заточенные» песни, романсы и гастроли, концерты, на которых А.Г., в очередной раз выходя в зал, демонстрирует свой блестящий голос, фантастическую музыкальность и артистизм, словом, все то, что мы о нем давно знаем. Как говорится: дай Бог.

Театр в Москве

— Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было, — сказал Болконский.
— Это-то и было бы прекрасно, — ответил Пьер.
Князь Андрей усмехнулся.
— Очень может быть, что это было бы прекрасно, но этого никогда не будет.

Думаю, бессмысленно проводить социальный опрос с целью узнать, кто из читающих этот пост знаком с романом Толстого «Война и мир» ��
Однако, вряд ли вы когда-то пытались рассмотреть события, описанные Львом Николаевичем, глазами Андрея Болконского.

Заинтриговала, mon cher amie? ��
Тогда не буду томить, позвольте познакомить вас с творчеством Алексея Рыбникова, а точнее с его оперой-драмой “Le prince Andre” ��

Молодой князь с вечно скучающим взглядом, отчаянный эскапист, из череды дней своей светской жизни попадает в гущу событий войны 1812 года. Все это происходит на сцене «Градский холл», в сопровождении симфонического оркестра, а сменяющиеся друг друга герои истории говорят и поют голосами выдающихся оперных певцов!
Здесь известные нам строчки романа переплетаются с речами Наполеона и императора Александра, а глаз не перестают радовать всевозможные полёты режиссёрской мысли и прекрасно дополняющие общую картину хореографические постановки.

Вместе со своим спутником вы станете гостями роскошных балов, где рождаются как нежные чувства, так и самые грязные сплетни. Увидите коронацию Бонапарта, будто схлёстывающиеся волны русской и французской армий, станете свидетелями запутанных любовных историй юной Наташи. А главное, однозначно запомните этот вечер надолго!

49 отзывов, 50 оценок, рейтинг 0
13 февраля 2023
Современный мюзикл

Спектакль «Le prince André. Князь Андрей Болконский» творческая мастерская Алексея Рыбникова

Постановка от автора легендарных рок-опер «Юнона и Авось» и «Хоакин Мурьета».

Композитор и автор либретто, Алексей Рыбников, создал новый жанр «опера-драма» с классической основой, а также элементами рок-музыки, народными мотивами, речитативом и другими приемами.

Если вы слышали оперу на музыку Сергея Прокофьева, то вас ждет сюрприз: эпизоды не пересекаются, раскрывая преимущественно личность Андрея Болконского. Действие начинается с салона мадам Шерер, как и в романе, где беседы ведутся на французском языке, а заканчивается гармонией семейных отношений Натальи и Пьера.

Текст романа дополнен выдержками из дневников Наполеона, а также манифестом Александра I. Эти эпизоды добавили торжественности и увеличили масштаб происходящего, например, сцена коронации Бонапарта с длинной мантией, трубачами и солдатами с огромными флагами.

Практически каждая сцена сменяет локацию, огромный экран добавляет жизнь заднему плану и мгновенно переносит зрителя из роскошных интерьеров особняков на поле сражения. В одних сценах действие дополняет живой оркестр, в других — балетная труппа, кстати, танец тоже показан как классический, так и авангардный.

Огромное впечатление на меня произвела старинная казачья походная песня: «Ты скажи моей молодой вдове, что женился я на другой жене. ». Мурашки побежали по коже, очень тронула тема жертвенности, единения и глубокая любовь к родине, готовность сложить голову ради спасения отчизны вместе с трепетным звучанием голосов.

Отмечу замечательный подбор актеров: каждый персонаж выглядит гармонично, соответствует классическому описанию, что для меня очень важно. Братья Поздняковы исполнили главные роли: Никита — самого Андрея Болконского, а Александр — амбициозного и уверенного Наполеона. Роман Орлов в образе Пьера Безухова сумел передать характер героя, а Валерия Воробьева тонко продемонстрировала юность и наивность Наташи Ростовой. Сильный вокал и отличная актерская игра, пластика и отработанные движения. Как истинные дворяне, проявляющие мастерство и на танцевальном паркете, и в бою.

Спектакль идет всего 2 часа 10 минут, создатели сумели выхватить ключевые моменты трехтомника Льва Николаевича, не утратив нити повествования, что несомненно было очень сложной задачей.

Постановка вызывает бурное обсуждение, я сразу отправилась читать статьи и изучать интервью, чтобы побольше узнать о замыслах авторов. Очень интересное погружение в мир великого произведения всех времен — «Войны и мира».

213 отзыва, 225 оценок, рейтинг 31
4 декабря 2018
Концерт одного из самых ярких солистов театра А. Б. Градского «Градский Холл».

В первый день зимы мне посчастливилось провести вечер под чарующие мелодии лучших джазовых пьес ХХ века.
А звучали они на одной, на мой взгляд, из лучших на сегодняшний день концертных площадок — Театре «Градский холл».
Не устаю повторять, что талантливый человек талантлив во всем. Я очень высоко ценю Александра Борисовича Градского как величайшего вокалиста современности, а он оказался еще и прекрасным наставником – все его подопечные из проекта «Голос» стали просто украшением концертных площадок России.
А как здорово все устроено и продуманно в его театре. О том, что «театр начинается с вешалки» напоминают вам уже билеты, на которых галочкой отмечено, в какой из 3-х гардеробов зрителю следует идти (красный, синий или желтый).
Просторные фойе, уютный буфет, очень удобный и довольно-таки вместительный зал.
«Виновника торжества» представил сам мэтр.
Это был уже второй сольный концерт «Unforgettable 2» одного из самых ярких солистов театра «Градский Холл» — СТАСА ОБУХОВА.
А состоял он ни много, ни мало — из 25-ти лучших композиций из репертуара Фрэнка Синатры, Нэта Кинга Коула, Тони Бенетта и других мэтров джазовой музыки ХХ века.
Впервые этот концерт прогремел на всю Москву в 2017 году и сразу же получил наивысшую оценку у зрителей и прессы, а следом и ангажементы в известных джазовых клубах г. Москвы.
«Молодой певец из Челябинска уже на проекте Голос покорил наставников исполнением «Hallelujah I Love Her So» Рэя Чарльза, а после окончания проекта Александр Градский лично пригласил Стаса работать в свой театр. По словам Александра Борисовича, «такого тембра в России не было, нет, и неизвестно будет ли еще когда-нибудь».
Бархатный баритон Стаса прекрасно дополняли три его прекрасные коллеги — блистательные солистки театра – Елена Романова, Алла Рид и Елена Минина.
Красивые голоса, не примелькавшаяся пока внешность, ещё неизбалованные артисты. Как это было здорово.
Рассыпаясь в восторгах перед вокалистами, нельзя не отметить и игру камерного оркестра театра «Градский Холл», как единого, очень слаженного механизма. Ну, а «минуты славы» достались, конечно же тем оркестрантам, которые исполнили сольные партии – на саксафоне — и на трубе —
А уж какое визуальное наслаждение ждало зрителей. Концерт сопровождался на двух больших экранах или кадрами из старых американских фильмов или грандиозными панорамами Нью-Йорка или обалденными по красоте пейзажами. И все это великолепие дополнялось еще и очень достойными цветовыми фантазиями!
В общем, в тот вечер я оказалась в очаровательной сказке, созданной необычайной красоты джазовыми мелодиями, виртуозно исполненными оркестром, роскошными голосами вокалистов и совершенно уникальным световым и лазерным шоу.
Очень хочу подарить себе еще не один такой «пир души» и собираюсь еще не раз прийти в это потрясающее место.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *