Рынок товарного бетона в эпоху кризиса пострадал более остальных сегментов строительной отрасли

Экономический кризис нанес ощутимый удар по рынку товарного бетона. Упал спрос, снизились цены. Эксперты говорят о том, что сегодня ситуация выравнивается, но резких взлетов ожидать не приходится.

Мировой финансовый кризис нанес ощутимый удар практически по всем сферам предпринимательской деятельности. Меньше всего, пожалуй, пострадал сегмент недорогих товаров и услуг. Более того, отдельные производители даже выиграли от переориентации потребительского интереса. Так, особенно востребованы сегодня автомобили, дома, одежда, обувь, шкафы эконом класса. Что касается строительного сектора, то он не является в этом смысле исключением. Рынок переориентировался на недорогие, быстровозводимые конструкции. Это не могло не отразиться на производителях бетона.

С начала двухтысячных годов уровень продаж товарного бетона неуклонно рос. Этому способствовало увеличение доли кирпично-монолитного домостроения. Тогда во всех крупных городах данная технология использовалась активнее всего. Учитывая тот факт, что доля бетона в общем объеме всех стройматериалов при возведении зданий составляла около 60%, он был крайне востребован. Спрос, как водится, рождает предложение, поэтому в России строительство крупных бетонных заводов приобрело массовые масштабы.

Более того, высокая конкуренция на рынке всегда порождает определенное разнообразие предложений. Хотим ли мы купить стеллаж для дома или выбираем стройматериалы, ассортимент предлагаемой продукции наверняка будет весьма разнообразен.

Иное дело, что строительная отрасль имеет свою специфику. Так, производители товарного бетона в борьбе за клиентов стали использовать различные технологии, которые, по их заверению, были призваны снизить себестоимость строительства в целом. В основном речь идет о применении тех или иных добавок. Это один из самых эффективных способов моделирования структуры и свойств бетона. Вместе с тем, с кризисом разработки новых видов продукции практически прекратились. Сегодня производители, как правило, ограничиваются проектами, позволяющими получить молниеносный результат в продажах.

И понять их, в общем-то, можно. Дело в том, что 2009 год был ознаменован значительным падением платежеспособного спроса на базовые стройматериалы, включая бетон. Соответственно, упали и объемы производства, снизились цены, сократилась рентабельность. Это вынудило многих производителей переориентироваться на более перспективные рыночные направления.

Те же компании, которые не успели технически переоснастить свои производства, пострадали сильнее всего. В основном, речь идет, разумеется, о небольших фирмах. Серьезные высокотехнологичные компании устояли на «трех базовых китах». Таковыми, в частности, является прогнозируемое качество продукции, отлаженная логистика и высокий сервис обслуживания. И все же, они тоже в полной мере ощутили на себе пагубное влияние кризисных явлений. С сожалением приходится констатировать, что рынок товарного бетона тяжело пережил непростые времена и до сих пор не оправился от их последствий.